текст жизнь это долгий и нелегкий путь
Сайт учителя русского языка и литературы
Крюкова Сергея Дмитриевича
Минпросвещения России – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования и обучения детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в перечисленных сферах образования, обучения, воспитания.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения ЕГЭ в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий.
Федеральный портал «Российское образование» – Интернет-ресурс в сфере образования и науки, ежедневно публикующий самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами-педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться онлайн-тестами, опросами и др.
Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1
Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1
Тип урока: развитие речи
учиться определять функционально-содержательные особенности текста – тип речи;
определять главную информацию каждой микротемы
учиться находить композиционные части текста
формировать общеучебные навыки работы с текстом;
развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Оборудование: 1. раздаточный материал с текстами для анализа, 2. тренировочная тетрадь. Русский язык. Готовимся к ГИА на уроке и дома. 9 класс. – Легион, 2013. С. 15
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу с текстом, будем развивать умение членить текст на микротемы, определять главную информацию каждой микротемы, учиться находить композиционные части текста.
Какие типы текста вы знаете?
Определите на слух, к какому типу текста относятся данные отрывки? (тексты читают учащиеся)
Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженный ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей, малиновок.
Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.
(Аркадий Гайдар. Школа)
Жизнь – это долгий и нелёгкий путь, который невозможно преодолеть в одиночку. Каждому человеку время от времени бывает необходимо дружеское плечо рядом. Некоторые утверждают, что им не нужны друзья, но они заблуждаются, просто им ещё не встретились те люди, которых стоит назвать друзьями.
По каким признакам вы распределили тексты между тремя типами речи?
Как вы думаете, какие типы текста легче всего воспроизвести в пересказе? (повествование, рассуждение).
Как вы думаете, какие типы текстов чаще всего предлагаются на экзамене? Почему?
Изучение нового материала.
Сегодня на занятии мы будем работать с текстом-рассуждением, так как именно тексты именно этого типа речи чаще других встречаются на экзамене.
Тезис Доказательства Вывод
При пересказе текста необходимо видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой, так как это помогает правильно передать содержание текста и не исказить авторский замысел!
Логическая связь между элементами текста осуществляется при помощи союзов, частиц, вводных слов и эквивалентных им синтаксических конструкций.
Наша задача – научиться различать тезисы и аргументы, подбирать логические переходы от одной мысли к другой.
Работа с текстом №1.
Прочитаем вслух текст.
Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М. Гаспаров)
— Какова в нём основная мысль?
— Выделите маркером ключевые слова текста.
— Эти слова и будут тезисом. (Тезис – утверждение, доказываемое в рассуждении)
— Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как. Заменим повторяющееся словосочетание «железные деньги» местоимением они. (В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны)
— Перескажите этот текст сжато.
Работа с текстом № 2
Проблема счастья всегда занимала людей. Одним из первых мыслителей, задумавшихся о его природе, был древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что счастье рождается из деятельности души, которая стремится к добродетели. Многие потом не соглашались с ним. Некоторые пытались представить счастье как достижение достатка, материального благополучия. Ведь ради этого трудилось большинство людей. Другие замечали, что никакое богатство не может защитить от боли, и верили, что счастлив лишь тот, кому на роду написано. А значит, счастье – случайный, не зависящий от человека дар свыше. Споры о счастье не затихают до сих пор. Но с течением веков большая часть людей пришла к мысли о том, что единственный источник счастья находится не вне, а внутри тебя. Важно не столько то, что происходит с тобой, сколько то, как ты воспринимаешь происходящее. А твоё восприятие зависит от твоего настроя. Взгляни на мир добрым взглядом – и ты сумеешь увидеть то, что сделает тебя счастливым.
Определите тему текста.
Какова основная мысль текста?
К какому типу речи можно отнести текст? Почему?
Разбейте текст на абзацы.
Выделите маркером ключевые выражения текста.
Заполните таблицу, проиллюстрировав каждый тезис примером:
Проблема счастья всегда занимала людей.
Одним из первых этой проблемой занимался древнегреческий философ Аристотель.
Он считал, что счастье рождается из души.
С ним не соглашались.
Одни представляли счастье как достижение достатка, а другие верили, что счастье на роду написано.
Счастье – случайный дар.
Большая часть людей пришла к мысли, что счастье внутри нас.
Восприятие зависит от настроя.
Добрый взгляд на мир сделает счастливым.
Объедините аргументы и примеры в одно предложение с помощью логических переходов. Прочитайте свои предложения.
Что такое аргумент?
Что такое логический переход? Чем он может быть выражен?
Сколько тезисов может быть в тексте?
Какова схема текста-рассуждения?
Составьте композиционную схему текста «О пути жизни» (Н.А. Сенина. Тренировочная тетрадь. Русский язык. Готовимся к ГИА на уроке и дома. 9 класс. – Легион, 2013. С. 15)
10 качеств настоящего друга
Жизнь – это долгий путь, который невозможно преодолеть в одиночку. Каждому человеку бывает необходимо дружеское плечо рядом. Некоторые утверждают, что им не нужны друзья, но они заблуждаются, просто им еще не встретились те люди, с которыми они могли бы поделиться своими радостями и проблемами.
Кто такой настоящий друг и как узнать его? Вот несколько качеств, благодаря которым вы сможете отличить его среди остальных:
1. Честность. Независимо от сложившейся ситуации, настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу. Доверие – это очень важный фактор в отношениях. Если люди не могут быть друг с другом откровенны и им есть, что скрывать, между ними никогда не возникнет настоящей дружбы.
2. Преданность. Преданность – это тяжелый труд. Ее нужно день за днем доказывать. Только преданный человек может стать хорошим другом.
3. Юмор. Юмор является одним из важнейших элементов нашей жизни. Бывает, что он сводит вместе совсем разных, на первый взгляд, людей и на долгие годы связывает их крепкой дружбой. Такие друзья всегда найдут как развеселить друг-друга, а в нужную минуту – поддержать.
4. Прощение. Человеческое сознание устроено странно. Зачастую люди обижают самых близких из тех, кто у них есть. Необходимо учиться прощать, ведь дружба – это очень дорогой дар, который обидно терять из-за упрямства и излишней гордости.
5. Надежность. Надежный друг – это тот человек, с кем всегда можно поделиться своими мыслями и секретами, не опасаясь когда-нибудь об этом пожалеть. Такого друга очень сложно найти и надо беречь.
6. Поддержка. Поддержка – это именно то, ради чего всем нам нужны друзья. Если отношения лишены ее – это не дружба. Причем поддержка должна присутствовать во всем – и в несчастье, и в радости.
7. Умение выслушать. Если два человек говорят одновременно, не слыша друг-друга, они никогда не добьются взаимопонимания. Настоящие друзья должны уметь не только рассказывать о своих проблемах, но и выслушивать чужие.
8. Забота. Друг – это не только человек, с которым приятно и весело провести время, это еще и тот человек, который может оказать заботу, когда это необходимо.
9. Принятие недостатков. У каждого человека есть свои недостатки, которые бывает трудно принять, но если вы дорожите отношениями, вы должны сделать это. Помните, что ваш друг так же как и вы состоит наполовину из плюсов и наполовину из минусов.
Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | — |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьёва И.М. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1
Тип урока: развитие речи
определять главную информацию каждой микротемы
учиться находить композиционные части текста
формировать общеучебные навыки работы с текстом;
развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу с текстом, будем развивать умение членить текст на микротемы, определять главную информацию каждой микротемы, учиться находить композиционные части текста.
Какие типы текста вы знаете?
Определите на слух, к какому типу текста относятся данные отрывки? (тексты читают учащиеся)
Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженный ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей, малиновок.
Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.
(Аркадий Гайдар. Школа)
По каким признакам вы распределили тексты между тремя типами речи?
Как вы думаете, какие типы текста легче всего воспроизвести в пересказе? (повествование, рассуждение).
Как вы думаете, какие типы текстов чаще всего предлагаются на экзамене? Почему?
Изучение нового материала.
Сегодня на занятии мы будем работать с текстом-рассуждением, так как именно тексты именно этого типа речи чаще других встречаются на экзамене.
Тезис Доказательства Вывод
При пересказе текста необходимо видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой, так как это помогает правильно передать содержание текста и не исказить авторский замысел!
Логическая связь между элементами текста осуществляется при помощи союзов, частиц, вводных слов и эквивалентных им синтаксических конструкций.
Прочитаем вслух текст.
Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М. Гаспаров)
— Какова в нём основная мысль?
— Дайте определение значению слов громоздкий и бесполезный.
— Выделите маркером ключевые слова текста.
— Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как. Заменим повторяющееся словосочетание «железные деньги» местоимением они. (В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны)
— Перескажите этот текст сжато.
Определите тему текста.
Какова основная мысль текста?
К какому типу речи можно отнести текст? Почему?
Разбейте текст на абзацы.
Выделите маркером ключевые выражения текста.
Заполните таблицу, проиллюстрировав каждый тезис примером:
Проблема счастья всегда занимала людей.
Одним из первых этой проблемой занимался древнегреческий философ Аристотель.
Он считал, что счастье рождается из души.
С ним не соглашались.
Одни представляли счастье как достижение достатка, а другие верили, что счастье на роду написано.
Большая часть людей пришла к мысли, что счастье внутри нас.
Восприятие зависит от настроя.
Добрый взгляд на мир сделает счастливым.
Объедините аргументы и примеры в одно предложение с помощью логических переходов. Прочитайте свои предложения.
Что такое аргумент?
Что такое логический переход? Чем он может быть выражен?
Сколько тезисов может быть в тексте?
Какова схема текста-рассуждения?
Аргументы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Список аргументов из литературы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе
Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни. Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально.
Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это – путь к вершине, к себе и к Богу.
В величайшем романе “Война и мир” гений слова и мысли Лев Толстой акцентирует на том, что для человека, благородного сердцем, не существует препятствий. У каждого из главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова – своя дорога, свой собственный путь, который они прошли смиренно и с честью, не склонив голову под тяготами судьбы. Твердость духа и верность своим идеалам позволила обоим героям достигнуть цели, сохранив человеческое достоинство и благородство души.
Князь Андрей, раненый лежа под небом Аустерлица, не потерял веры в жизнь, наоборот, он осознал ее величайшую ценность по сравнению с мимолетностью славы, о которой когда-то мечтал. Ему стали чужды идеи и идеалы, которые он взращивал, восторгаясь кумиром своей юности Наполеоном. Встретившись с ним лицом к лицу, князь Болконский понял, что все, кроме самой жизни – тлен. Его духовное перерождение не стало конечной точкой его жизненного пути, но подножием вершины, на которую еще предстоит взойти герою. Судьба Андрея является примером того, что поиск верного пути – долог и труден, но только так можно познать себя и отыскать смысл собственного существования.
В отличие от трагической судьбы князя Андрея Болконского, путь Пьера Безухова заканчивается счастливо, несмотря на многочисленные передряги и препятствия, которые пришлось преодолеть герою, борясь не только с внешними трудностями, но и с самим собой. Честность, самоуважение и доброта позволили ему обрести не только семейное счастье и место в обществе, но также покой души.
Герои Толстого с честью прошли свой путь, так же как и Петр Гринев, центральный персонаж “Капитанской дочки” А. С. Пушкина. Петр был послушен ориентирам, которые дал ему отец, учивший сына беречь честь, защищать слабых и не пресмыкаться перед теми, кто сильнее. Вера в свои принципы и самоуважение придавали ему сил в самые трудные минуты жизни благодаря чему он не только сумел спасти возлюбленную, создав крепкую семью, но и выполнить долг перед Родиной.
Петр Гринев прошел свой путь, полный суровых испытаний, до конца, и стал только сильнее, приумножив человеческое достоинство. Герой Пушкина укрепился в вере в свои принципы и идеалы, не отступив от них ни на шаг. Но другому известному персонажу русской литературы пришлось пересмотреть свои взгляды вследствие допущенных ошибок. Речь идет о знаменитом профессоре Преображенском из “Собачьего сердца” М. А. Булгакова. Следует заметить, что ошибки присущи каждому человеку, и невозможно обойтись без них на дороге жизни, если целью является подлинное становление личности.
В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность, пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения. В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина. Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.
Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.
Если герой Булгакова во время осознал свою ошибку, то Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского совершил то, что невозможно исправить. Убийство – это не ошибка, а преступление, которое оставляет черный след в душе человека и накладывает отпечаток на весь его жизненный путь. Убийство невозможно перечеркнуть и отмотать назад, а можно только искупить раскаянием длиною в жизнь. Именно это и произошло с бедным студентом Раскольниковым, ищущим доказательств своей теории, о том, что люди делятся на два типа – «обыкновенных» и тех, кто «право имеют». Следуя эгоистичным целям и идеям, их оправдывающим, студент убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает на каторгу. Но не только физические муки испытывает Раскольников. Спустя время тяжелейшее осознание вины пыткой ляжет на душу героя, и лишь чистейшее раскаяние позволит ему пережить этот страшный период.
Преступление приводит к наказанию, причем не только физическому, но и душевному, погружая жизнь человека во мрак, делая путь непроходимым. В отличие от Родиона Раскольникова, помещик Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова не совершил никакого преступления. Собственно говоря, он вообще ничего не совершил, прожив тусклую, безликую и безрадостную жизнь, которая стала закономерным результатом его безвольности и лени. Обломов – это пример того, что путь нужен для того, чтобы по нему идти. Ведь если на нем стоять, а тем более лежать, то можно получить только бесцельно потраченное время. Для достижения целей нужны усилия, а лень и потакание своим слабостям приведут к потере себя и деградации личности.
“Человек в футляре” А. П. Чехова похож на Илью Обломова стремлением оградить свою жизнь от любых изменений. При этом эпитет «безвольный» не вполне соответствует главному герою Беликову. Его следует называть замкнутым и тревожным, так как он стремится прожить жизнь, не вылезая из «футляра» – его собственного «кокона» из привычек и склонностей, в котором нет места ничему новому. Впоследствии Беликова загоняет в могилу необходимость готовиться к женитьбе, с которой он так и не смог смириться.
Пример Беликова демонстрирует, что нужно довериться жизни, а не стремиться контролировать каждое ее мгновение. “Человек в футляре” боялся жить, вот почему не преуспел в этом искусстве.
Для Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина жизненный путь неразрывно связан с поисками себя. Он отказывается плыть по течению, превратившись в одного из бесчисленных прожигателей жизни, такой путь претит ищущей душе героя. Ради поисков себя Онегин готов отказаться от места в обществе, стать настоящим изгоем. Принес ли ему этот путь счастье – сложно сказать. Но его идеи и порывы заслуживают уважения, ведь являются отражением пытливого ума, не готового мириться с привычным укладом жизни.
Каждый человек рано или поздно оказывается лицом к лицу с дорогой. Впереди – путь длиною в жизнь, который нужно пройти так, чтобы в конце не пожалеть ни об одном шаге, ведь каждый из них приближает к обретению, познанию и принятию себя.