тегеран 43 актеры кто играл
Юбилей фильма «Тегеран-43»! Съемки в Баку, воспоминания актеров, кто на самом деле спас Сталина, Рузвельта и Черчилля (ФОТО)
Представляем читателям Trend Life интересный материал о съемках этого фильма.
Местом для съемок планов Тегерана был выбран Баку. Основная часть съемок проходила в древней части Ичери шехер, а также на Абшеронском полуострове, в селе Гала. В частности, съемки проводились на площади рядом с Девичьей башней, около мечети Джума, по улице Хагигат Рзаевой и Асафа Зейналлы, в Мугам-клубе, доме Гани Мамедова и т.д. Съемки были также проведены в Москве и Париже.
Звезды советского и мирового кино
В главных ролях снимались как известные советские актёры Игорь Костолевский и Наталья Белохвостикова, так и звёзды мирового кино Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад, Майк Маршалл, Жорж Жере и другие.
Игоря Костолевского утвердили без проб, но в начале съемок едва не лишился роли. За время отдыха он значительно прибавил в весе, и режиссер Владимир Наумов поставил ему условие: советский разведчик должен быть в идеальной форме. За несколько недель ему удалось привести себя в порядок, и тогда его допустили к съемкам. Впоследствии, Игорь Костолевский называл этот фильм самой большой своей актерской удачей, «Тегеран-43» сделал его настоящим кумиром советских зрителей и принес актеру международную славу.
Игорь Косталевский вспоминает: «Мне особо запомнились ночные съемки в Ичери шехер. Хотите – верьте, хотите – нет, но каждый раз, выходя к камере, я ощущал какое-то непроизвольное чувство страха: кругом темень, какие-то вдали мелькают смутные тени, из ближайшей подворотни доносятся хриплые голоса… Хотя и был мой герой-разведчик Андрей Бородин не робкого десятка и при оружии, и сам я понимал прекрасно, что там, за пределами съемочной площадки, бурлит веселая жизнь большого современного города, в котором живут добрые люди, искренние друзья».
Главная женская роль досталась супруге режиссера Владимира Наумова, актрисе Наталье Белохвостиковой. Но и ей на съемках пришлось несладко – ее героиня-переводчица должна была говорить на фарси, и актрисе нужно было выучить фразы на незнакомом языке. К тому же в фильме ей предстояло сыграть 3 роли – саму переводчицу, ее маму и дочь. Сложный грим занимал по 5 часов. В фильме также снимались такие известные советские актеры как Альберт Филозов, Николай Гринько, Глеб Стриженов, Всеволод Санаев, Владимир Басов, Баадур Цуладзе и другие.
В фильме также снимались известные азербайджанские актеры Нодар Шашигоглу и Алескер Мамедоглу, сыгравший канатчика Гулама Рза.
Алескер Мамедоглу вспоминал: «Я снимался в Москве и Баку. Все актеры фильма были очень талантливы. К примеру, Наталья Белохвостикова, игравшая переводчицу с персидского, или Игорь Костолевский, сыгравший одну из лучших своих ролей. Альберт Филозов, вообще, был для меня необыкновенным человеком. Представители иранского консульства учили нас говорить на фарси. Все было организовано строго и точно. Знаете, тогда не каждого брали на роль в таком фильме, для каждого это было большим счастьем. Столько лет прошло, а фильм этот до сих пор смотрится с удовольствием…»
Как Баку стал Тегераном – преображение
Режиссер Владимир Наумов вспоминает: «Баку тогда перевоплотился в столицу Ирана. Все настолько хорошо получилось, что заграничные зрители даже не догадались, что съемки Тегерана времен Второй мировой войны были в Баку. Выбор пал на Баку так как, в 1978 – 1979 гг. в Тегеране была Исламская революция и съемки были невозможны. Мы решили остановить свой выбор на Баку, так как Иран и Азербайджан во многом тогда были похожи. Тем не менее, съёмочной группе пришлось сильно потрудиться. На улицах развешивали иранские ковры, посуду, вывески на фарси, которые соответствовали тому времени. Только бакинские дворики не пришлось изменять, они были очень колоритны и подходили для фильма. Баку очень универсальный и красивый город«.
Столице Азербайджана было не впервой преображаться – в различных фильмах он становился Хургадой, Буэнос-Айресом, Стамбулом и другими городами.
На узких улочках Ичери шехер были развешены вывески и рекламы на фарси, соответствующие тому времени. Входы в мелкие магазинчики и кафе были задекорированы иной раз до неузнаваемости. Было завезено большое количество старых автомобилей – легковых и грузовых, на которые были выбиты соответствующие каждой стране номера.
Кто на самом деле спас Сталина, Рузвельта и Черчилля
В этом году вышла книга «Азербайджанский разведчик и конференция «Тегеран-43″», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, рассказывающая о легендарном азербайджанском разведчике Мамедгусейне Асадове, о его жизненном пути, профессионализме и подвигах. Авторами книги являются депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Арзу Нагиев и заместитель председателя Общественного объединения ветеранов органов спецслужб «Альянс» Азер Гараев.
В книге говорится, что именно азербайджанский разведчик Мамедгусейн Асадов имеет исключительные заслуги в проведении операции «Тегеран-43» и предотвращении покушения на глав антигитлеровской коалиции.
После начала Великой Отечественной войны Главное разведуправление командировало Мамедгусейна Асадова в Иран, так как он отлично владел оперативной обстановкой, свободно говорил на нескольких иностранных языках и располагал широкими разведывательными возможностями. Главное направление работы заключалось в организации операций против английской и немецкой разведки.
В 1943 году Иран был выбран самым подходящим местом для переговоров глав антигитлеровской коалиции. Это было предложение Сталина. Подготовка к Тегеранской конференции шла в условиях строжайшей секретности. Одним из проинформированных об этом был Мамедгусейн Асадов. Союзники в целях безопасности не информировали об этом даже иранскую сторону. Иран узнал о месте проведения конференции за шесть дней до ее начала, то есть 22 ноября 1943 года.
Ночью 24 ноября член Главного командования, начальник Генштаба, маршал Советского Союза Александр Василевский прибыл в Астару, где его встретил Мамедгусейн Асадов, после чего они вместе отправились в Иран. В тот день, оставаясь до четырех часов утра в доме Мамедгусейна в Астаре, маршал Василевский через два часа вместе с Асадовым отправляется в Иран. По указанию Сталина, основная цель визита Василевского заключалась в проверке готовности к встрече лидеров антигитлеровской коалиции и контроле вопросов безопасности. 26 ноября Сталин прибывает в Тегеран, и его самолет приземляется в аэропорту Кале-морге.
28 ноября началась Тегеранская конференция. Накануне конференции Асадов получил информацию о подготовке немецкой разведкой покушения на глав СССР, США и Великобритании. Он срочно докладывает об этом руководству. В результате своевременного информирования запланированное покушение было очень профессионально предотвращено.
Отметим, что публикация фактов и доказательств о героическом сыне Азербайджана Мамедгусейне Асадове, собранных в книге, разоблачили намерения армян сфальсифицировать историю о событиях того времени.
За кадром «Тегерана-43»: Как Наталья Белохвостикова вдохновила Шарля Азнавура на «Вечную любовь»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Игорь Костолевский называл этот фильм самой большой своей актерской удачей – хотя он уже был популярным актером, известным по фильму «Звезда пленительного счастья», именно «Тегеран-43» сделал его настоящим кумиром советских зрителей и принес актеру международную славу. Костолевского утвердили без проб, но в начале съемок едва не лишился роли. За время отдыха он значительно прибавил в весе, и режиссер Владимир Наумов поставил ему условие: советский разведчик должен быть в идеальной форме. За несколько недель ему удалось привести себя в порядок, и тогда его допустили к съемкам.
Главная женская роль досталась супруге режиссера Владимира Наумова, актрисе Наталье Белохвостиковой. Но и ей на съемках пришлось несладко – ее героиня-переводчица должна была говорить на фарси, и актрисе нужно было выучить фразы на незнакомом языке. К тому же в фильме ей предстояло сыграть 3 роли – саму переводчицу, ее маму и дочь. Сложный грим занимал по 5 часов.
Когда режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов приехали на съемки в Париж, там они решили, что в их фильме непременно нужно снять звезду французского кино. Идея пригласить Алена Делона поначалу казалась абсолютно фантастической – в те времена он находился на пике популярности, его график был расписан по месяцам. Тем не менее актер согласился на встречу с советскими режиссерами. Но когда он услышал о том, что ему предстояло сыграть лишь один эпизод, возмутился и поставил условие: « Значит так, завтра в восемь утра на французском языке двадцать страниц хорошей роли. Если вы это сделаете, я соглашусь ». За одну ночь авторы вписали в сценарий нового героя – французского инспектора Фоша, и Делон согласился сниматься.
На съемочной площадке Делон показал себя настоящим профессионалом. Только однажды он позволил себе закапризничать: ему нужно было просто выйти из офиса и сесть в машину, но это происходило, по замыслу авторов, на Елисейских полях. Делон потребовал изменить место съемок – он был очень популярен и предвидел, что толпы поклонников могут сорвать съемки. Режиссеры отказались что-либо менять, и тогда Делон пришел на съемочную площадку пораньше, чтобы продемонстрировать, что он был прав. Вокруг него действительно собралось огромное количество людей, но сцену все-таки сняли.
Расчет режиссеров был верным – фамилия звезды мирового масштаба на афишах привлекла в кинотеатры миллионы зрителей. Владимир Наумов говорил: « Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира ».
После того, как отсняли парижскую часть «Тегерана-43», у режиссеров возникла идея о том, что в фильме обязательно должна прозвучать песня о любви, написанная Шарлем Азнавуром. Немногие знали о том, что «Вечная любовь» была создана Шарлем Азнавуром и Жоржем Гарваренцем специально для этой картины. А вдохновила их Наталья Белохвостикова. Композитор Гарваренц просмотрел отснятый материал, а затем попросил пригласить в зал Белохвостикову, – и родилась музыка. А когда Азнавур услышал эту мелодию, он в тот же день написал стихи. Ему пересказали сюжет фильма, но больше всего он был впечатлен героиней Белохвостиковой и заявил: « Я буду писать песню специально для этой мадемуазель ». После премьеры фильма песня имела такой успех, что с тех пор Азнавур всегда исполнял ее вместе с Мирей Матье в финале своих концертов.
Режиссеры задумали соединить кадры военной кинохроники с песней о любви, но никто даже не предполагал, что это вызовет такой эффект – зрители в кинозалах всегда плакали на этом моменте. Владимир Наумов вспоминал: « Мы попросили наших продюсеров обратиться к Азнавуру. Он согласился. Текст песни был предметом долгих переговоров. Мы хотели, чтобы текст песни написал он сам, а музыку – брат его жены Жорж Гарваренц. Мы работали над песней «Une Vie d’Amour» и во Франции, и в СССР. Сначала это была чисто любовная песня, которая должна была углубить линию взаимоотношений героев Игоря Костолевского и Натальи Белохвостиковой. В процессе работы мы начали понимать, что песня перерастает этот объем, что она касается такой серьезной вещи, как война. Ведь суть картины в том, что война не дает людям соединиться ».
Многие запомнили «Тегеран-43» именно по этой песне. Впервые прозвучавшая в этом фильме, она возглавила хит-парады Франции. Говорили, что даже если бы Азнавур написал только эту одну песню, ему хватило бы этого для того, чтобы завоевать всемирную популярность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тегеран-43
«Тегеран-43» — политический триллер, посвящённый истории любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки-переводчицы Мари Луни на фоне покушения гитлеровской Германии на членов «Большой тройки» Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции 1943 года. Отличается мегазвездной творческой командой — в режиссёрском кресле Александр Алов и Владимир Наумов, в главных ролях — Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян, Альберт Филозов и — гвоздь программы! — Ален Делон (плюс не менее крупные звезды, как наши, так и зарубежные, в ролях второго плана); бонусом — песня Шарля Азнавура «Une vie d’amour» («Вечная любовь») на музыку Жоржа Гарваренца, моментально ставшая хитом. Прибавьте к этому увлекательный романтически-шпионский сюжет и запретный шарм «загнивающего Запада», отснятого, внезапно, не в благоухающей советской Прибалтике, а действительно на улицах Парижа, Лондона и Нью-Йорка (хотя Восток из-за сложной политической обстановки в Иране пришлось привычно воссоздавать в Баку)… Шедевра, как водится в подобных случаях, не вышло — но фильм всё равно получился отличный и полюбился многим советским зрителям.
Сюжет [ править ]
Париж, 1978 год. Некто Макс Ришар решает написать мемуары о своем участии в неудавшемся покушении на членов «Большой тройки» во время Тегеранской конференции 1943 года и обнародовать сенсационные архивные записи. Естественно, это вызывает опасения у определенных лиц, причастных к тем событиям, в особенности у нанимателя Макса — нацистского преступника Шернера, известного в Третьем рейхе под кодовым именем «Палач». За месяц до своего освобождения из парижской тюрьмы Шернер при помощи своих приспешников на свободе организовывает террористический захват самолёта и вынуждает правительство освободить его раньше срока в обмен на жизнь заложников. Одновременно люди Шернера открывают охоту на Макса и ещё одну свидетельницу тех событий — переводчицу Мари Луни. Противостоять злодеям пытаются инспектор полиции Жорж Фош и бывший возлюбленный Мари — отставной советский разведчик Андрей Бородин, но у Шернера длинные руки…
Тегеран-43
Рейтинг:
Кинопоиск 7,53 IMDb 7,2
Страна:
СССР, Швейцария, Франция
Длительность:
Режиссер фильма «Тегеран-43»:
Актеры фильма «Тегеран-43»:
Содержание фильма «Тегеран-43»:
Тегеран 43 года. Немецкое правительство хочет совать переговоры. Проходит 40 лет, эта история всплывает вновь.
Действие фильма «Тегеран 43» происходит параллельно в двух периодах – в 1943 году и в 1970-е годы.
Советский разведчик Андрей Бородин влюбляется в переводчицы с персидского языка француженку русского происхождения Мари Луни.
В Тегеран, накануне переговоров глав правительств трёх держав, возглавляемая агентом Шернером проникает группа немецких террористов.
Группе советских разведчиков, среди которых и Андрей, предстоит обеспечить безопасность переговоров.
В результате их работы немецкая террористическая операция успешно предотвращается.
Организатор покушения Шернер и его помощник, наёмный убийца Макс Ришар, уходят от возмездия.
Наступают 1970-е годы и эта история всплывает вновь.
Неожиданно всплывает утерянная плёнка с кинохроникой событий тех лет.
Киноплёнку продает Макс Ришар, который продает ее с аукциона вместе с мемуарами о его собственном участии в покушении.
Перед аукционом Шернер и его подельники, участники террористической группы, начинают охоту за плёнкой и за оставшимися в живых свидетелями — Максом Ришаром и Мари Луни.
Этой пленкой интересуются м в Советском Союзе.
Участник тех событий Андрей Бородин, едет на аукцион и, пытается найти Мари.
Макс узнаёт от Франсуазы, что она работает на Шернера.
В процессе поисков, с помощью инспектора Фоша, Андрей находит дочь Мари, а затем и её саму.
Через несколько минут после их встречи Мари погибает от рук подельников Шернера, которым пред этим удается сорвать аукцион и похитить из банка оригинал плёнки и мемуары.
В конце фильма Шернер находит и убивает Макса.
В то время как адвокат Легрейн ведёт переговоры с Франсуазой и с Шернером, Андрей встречается с дочерью Мари.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История создания фильма «Тегеран-43»
В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою последнюю роль в кино.
Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура.
Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».
Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». Как вспоминает Владимир Наумов, — из-за невозможности провести съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов.
Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести в Тегеране операцию по уничтожению «Большой тройки», и она была блокирована советской разведкой.
Когда создавался сценарий фильма, был поставлен вопрос: если допустить, что покушение было бы возможным, то как бы оно могло осуществиться? И был сделан вывод, что в посольство можно было бы проникнуть, воспользовавшись канатами — каналами системы водоснабжения, которая в Тегеране существенно отличается от других городов мира.
Часть съёмок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране.
Наталия Белохвостикова сыграла в фильме три роли — роль переводчицы Мари, ее дочери Натали, а также ее матери (в сцене детских воспоминаний Мари). Роли Мари в детстве и похожей на неё девочки в самолете исполнила дочь Наталии Белохвостиковой и режиссера фильма Владимира Наумова.
Привлечение такой звезды, как Ален Делон наверняка коммерчески укладывалась в оба светлых режиссерских лба. Сто миллионов билетов было продано в России, это было по тем временам колоссальное количество, однако по правде говоря, фильм не имел финансового успеха в других странах.
В то время, Делон как раз закончил сниматься в фильме «Лекарь», у него была небольшая пауза в работе, посему он согласился исполнить роль инспектора Фоша, сотрудника Интерпола. Хоть роль была небольшая, но он решился таки, исходя видимо из своих личных соображений. Сообщение о том, что Ален дал согласие засветиться в советской киноленте, вызвало огромную шумиху во французской прессе.
Был пик его популярности и каждые подробности о нем вызывали шквал эмоций. Отдельные сцены снимались во Франции. Было назначена съемка на Елисейских полях. Делон посоветовал перенести ее в «более тихое место». Режиссеры отмахнулись и решили по быстрому все отснять. В тот день в Париже шел дождь и все нормальные люди сидели по домам. Начали готовить съемку, а Делон и другие актеры терпеливо ждали команды в одном из близлежащих домов.
Вдруг все резко изменилось. В мгновении ока перестал лить дождь, Делон стоит себе преспокойно у подъезда, а вокруг начинает собираться, мгновенно расти огромная толпа. Все стоят и смотрят на него. Снимать уже было невозможно. Потом он рассмеялся и сказал « – Я же говорил. Вам придется заменить Елисейские поля или … заменить актера».
Владимир Наумов вспоминает Делона, как актера с которым было интересно работать. Он зарекомендовал себя, как очень высокого профессионала, способного на лету схватить и тут же воплотить замысел режиссера. В работе был момент, когда пришлось работать без переводчика. Он просто не поместился в машину со всем оборудованием и пришлось посадить его в другую машину.
Никто, конечно не знал французского, ровно, как и Ален, русского. Пришлось общаться на языке жестов. Актер не растерялся и продемонстрировал свое умение выходить из неудобных ситуаций. Многие сцены снимались в ГДР – в Берлине и маленьких городках в районе Магдебурга. Здесь воссоздавалась Германия 1943 года и Швейцария.
Ездили в Баку, где снимали Тегеран военных лет. Также остановки были в Лондоне и Париже. Старую часть города, с лавчонками, с мастерскими, маленькими кофейнями, базаром снимали на «Мосфильме», в павильоне № 9. Ален Делон приезжал в гости в Москву. Его тогда сопровождала Мирей Дарк. Фильм заработал три награды.
Главный приз Всесоюзного кинофестиваля 1981 года, золотой приз Московского кинофестиваля и приз общества «Родина» МКФ. Инспектор Форш окажется для Делона трамплином в «Шкуру полицейского», потом он даст железное «Слово полицейского» и станет совсем «Неукротимым». И не надо «Будить спящего мента», … а не то он «Уберет троих»
Но жизнь торжествует
«Тегеран-43». В самом названии фильма — обозначение исторического события. В 1943 году в иранской столице состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. Известно, что именно тогда, в пору Тегеранской конференции, гитлеровскими секретными службами готовилось покушение на глав трех союзных держав.
По планам Гитлера оно должно было переломить ход второй мировой войны. Покушение удалось предотвратить. О том, как это происходило и как спустя почти сорок лет давние «тегеранские события» отозвались в наших днях, рассказывает фильм режиссеров А. Алова и В. Наумова.
Итак, события фильма ведут к раскрытию зловещего замысла и его пресечению. Но еще до погружения в отдаленное прошлое в фильме возникает и другой рассказ. Это «тегеранское дело», всплывшее в наши дни. В сегодняшнем Париже некий загадочный «клиент» адвоката Легрэна предлагает распродажу секретных документов, связанных с тегеранским покушением,—кинопленку, мемуары предполагавшегося убийцы, тайные циркуляры гитлеровской разведки.
Мы возвращаемся в прошлое, чтобы узнать об этом. Весь фильм как бы скользит по двум рельсам: как было тогда? Что происходит сейчас? Два временных пласта и обе сюжетные линии связаны одним «тегеранским делом», одними и теми же главными героями и одной сквозной политической темой—темой разоблачения терроризма, его губительного воздействия на сегодняшний мир, его идеологии, его кровного, а вернее, «кровавого родства» с фашизмом.
Такова политическая фабула «Тегерана-43». Но сама по себе она еще не создает представления о характере фильма. Давайте вернемся к его началу и постараемся вообразить самое первое впечатление зрителя от картины.
Прежде всего он увидит известного западногерманского актера Курда Юргенса, играющего адвоката Легрэна. Звучит французская речь, мы в Париже на пресс-конференции. Журналисты спрашивают, кто же таинственный клиент Легрэна, пускающий на распродажу секретные документы? Оказывается, он здесь, в зале. С кресел, кутаясь в шарф, прикрывая лицо от нацеленных фотообъективов, поднимается мрачный субъект (в котором мы узнаем актера А. Джигарханяна).
Он—один из главных участников готовившегося покушения, как раз тот, кто должен был выстрелить. Но почему именно сейчас, после стольких лет молчания, он решился предать огласке тайны «тегеранского дела»? «Клиент» начинает объяснять, но в это время в него стреляют из угла зала. Мгновенно заслонившись каким-то господином, профессионал-убийца отвечает смертельным выстрелом.
И сразу—парижские тротуары, толпа прохожих, из дома уже выносят носилки, подъезжает полицейская машина, из которой торопливо выходит инспектор Фош (Ален Делон)… Прошли считанные минуты, а мы уже целиком погружены в напряженную атмосферу сюжета. И режиссеры тем временем успели решить несколько профессиональных задач, от которых во многом будет зависеть успех фильма.
Прежде всего эффектный и динамичный ввод в картину, абсолютная достоверность атмосферы, представление известнейших актеров, их превосходная сыгранность. И этот уровень, взятый с первых кадров, станет камертоном всего произведения.
Реальность нескольких парижских минут продолжится насыщенным действием, вместе с героями фильма мы окажемся в реальном потоке жизни—в водовороте нью-йоркских улиц и на берегах Москвы-реки, на площадях сегодняшнего Лондона и в узких улочках старого Тегерана 1943-го, на борту авиалайнера, захваченного сегодня террористами, и в ночных кварталах оккупированного Парижа, тогда, в 1943-м.
Эта достоверность всей фактуры фильма (оператор-постановщик В. Железняков) даст нам ощущение абсолютной подлинности событий, настолько убедительной, что авторы, не фальшивя, не поступаясь художественной правдой, введут в документальные кадры, показывающие тегеранскую встречу в верхах, персонажей своего фильма, снимут их «под хронику», смонтируют с кинодокументом.
С деловой, производственной точки зрения фильм «Тегеран-43» — копродукция «Мосфильма» (СССР), «Про Дис Фильм АГ» (Швейцария) и «Меди-терране Синема» (Франция). В творческом же, режиссерском воплощении он слитен, органичен, целенаправлен. Принципиальное значение имеет здесь интернациональный ансамбль актеров, встретившихся на необычайно остром, современном политическом материале.
Среди ярких и, право же, необычных для нас актерских дуэтов—Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причем очень важно, что западные кинозвезды не просто блистают на небосклоне «Тегерана», а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.
Существенна в фильме роль, сыгранная Курдом Юргенсом. Поначалу для адвоката Легрэна вся «тегеранская история» не более чем деловая операция, убийца и подонок Макс Ришар не более чем «клиент», а тегеранские документы лишь предметы сенсационного аукциона. Но атмосфера насилия, шантажа, разнузданных угроз, мгновенно окружившая эту сделку, заставляет его по-иному взглянуть на события.
И вместе с озадаченностью, страхом, тяжким недоумением в респектабельном господине пробуждается осознание глубокой ненормальности и агрессивности мира, в котором ему хотелось бы существовать лишь корректным адвокатом.
Совершенно иного человека рисует нам Ален Делон, выступая в весьма необычном для себя амплуа инспектора полиции. Мы привыкли встречать этого популярнейшего актера скорее в ролях предприимчивых, хладнокровных, «блистательных» преступников. Здесь же перед нами страж закона, смелый, открытый, по-настоящему обаятельный человек.
Не только по долгу службы, а умом и сердцем он сознает всю опасность терроризма, обуявшего западный мир, борется в меру своих сил, с горечью понимая, как трудно здесь оказаться победителем. По-настоящему драматична сцена встречи в аэропорту инспектора Фоша с нацистским преступником Шернером, которого власти вынуждены освободить из тюрьмы в обмен на заложников, захваченных террористами.
Нацист Шернер (А. Филозов) и профессиональный убийца Макс Ришар (А. Джигарханян) олицетворяют в фильме ту грозную и преступную силу, которая ворвалась в современный мир под личиной терроризма. Но у каждого из них есть своя фашистская родословная. Молодость их, послужной список давних убийств, преступлений, похищений мы узнаем в Тегеране 1943 года.
Сегодняшний Ришар—уже вышедший из игры, полусумасшедший маньяк, подписавший себе смертный приговор тем, что он решил заработать на «тегеранских тайнах». Но еще более страшен Шернер, пришедший проводить его на тот свет,—вурдалак, с бескровным, изуродованным шрамами лицом, сумевший и в подполье и за тюремными решетками выжить, сохранить позиции, остаться «при деле».
Кто же стоит за ними сегодня? Выстрелы на набережной Сены, гибель героя Алена Делона—это они. Громилы с автоматами, врывающиеся в салон пассажирского авиалайнера,—это они. Девица в нью-йоркской толпе, предупреждающая Легрэна, что его в любую минуту может прикончить «любой» прохожий, верзила, поднимающийся от столиков в парижском кафе для того, чтобы через секунду раздавить грузовиком женщину, которая «много знает», мрачные молодчики, «дамы» и «господа», подслушивающие, прослушивающие, влезающие по указке в постели, в форточки, в души,—это все они, в разных обличьях и дьявольских превращениях…
Я сознательно не говорил пока о двух главных исполнителях в картине «Тегеран-43» —о Наталии Белохвостиковой и Игоре Костолевском, о людях, которых они нам показали. Вместе с образами француженки Мари и советского разведчика Андрэ (случайно встретившихся в 1943 году в Тегеране, переживших многие опасности и внезапно расставшихся на целые десятилетия, практически навсегда) в фильм входит тема необычайно важная, принципиальная для его смысла и для его окрашенности тем человеческим теплом, которое приближает весь этот рассказ к сердцу зрителя. Это личная история.
История любви.
В целом потоке западных кинолент, обращенных к насилию, терроризму, преступной коррупции, тотальному подавлению человека, подобная тема, как правило, отсутствует. Фильмы эти всегда имеют брутальный оттенок. Человек в них—жалкий, беспомощный винтик в игре могущественных и темных сил. И с особой тщательностью, а порой и с «черным юмором» нам показывают обычно конечное торжество зла, когда вслед за загнанной жертвой погибает и преследователь, ставший теперь нежелательным свидетелем, а за ним и другой «по очереди» и третий… Один за другим валятся, как беспомощные винтики, «свидетели», «очевидцы»…
Она, эта любовь, навсегда осталась в памяти Мари и Андрэ. Как и зловещие «тегеранские документы», она хранилась под спудом десятилетиями и вдруг стала новым, последним свиданием двух теперь уже старых людей. С поразительной силой это выражает Наталия Белохвостикова в сцене их встречи в старой парижской церкви…
И возрождение, неугасимость, вечность этого начала для авторов фильма — и в образе дочери Мари, которую мы встречаем в сегодняшнем Париже (пусть и ее любовь, самую возможность любви успели тоже настичь пули убийц!), и в удивительном видении маленькой девочки (это новая, вновь родившаяся на нашей земле Мари!), возникающем перед глазами Андрея Бородина, и в лирическом апофеозе фильма, когда на документальных кадрах, показывающих величайшие потрясения, трагедии и катаклизмы века, звучит как доминирующий контрапункт песня Шарля Азнавура—лирическая тема героев фильма, тема побеждающей любви.
Обратившись к одной из самых злободневных политических проблем, А. Алов и В. Наумов сказали то, что они хотели сказать. И как крупные мастера нашего кино, как великолепные профессионалы, сумели сделать это свежо, по-новому, по-своему, создав острополитический и ярко зрелищный фильм, пронизанный человечностью.
Андрей Зоркий
«Советский экран» № 5, 1981 год
стр. 2-3