театр сатиры актеры театра
Театр сатиры актеры театра
Ю. Ряшенцев, Г. Полиди
Дамское счастье
Музыкальная история в двух действиях по мотивам романа Эмиля Золя, 16+
А.Н. Островский
ЛЕС
Комедия в двух действиях, 16+
Оливер Гольдсмит
Ночь ошибок
Комедия в двух действиях, 16+
Дон Нигро
Горгоны
Фарс в одном действии, 16+
Юрий Поляков
Хомо Эректус
Свинг по-русски в двух действиях, 18+
Мы частично возвращаемся к стопроцентной рассадке, однако обращаем внимание, что на некоторые спектакли с пометкой ⚡COVID-free допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).
В случае, если Вы приобрели билеты спектакль, помеченный на сайте как ⚡COVID-free, и не смогли обеспечить своё присутствие на спектакле с соблюдением вышеперечисленных условий, в доступе на мероприятие Вам будет отказано без компенсации стоимости билетов. Спасибо за понимание.
* Как получить QR код
22 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Родненькие мои»
16+
Муж — Семен Лопатин
Жена — Анастасия Микишова
Тесть — Александр Чевычелов
Теща — Ольга Суркова
Свекровь — Зинаида Матросова
Брат тещи — Валерий Гурьев
Жена брата — Юлия Пивень
Первый друг — Иван Михайловский
Второй друг — Максим Демченко
Третий друг — Евгений Толоконников
Подруга — Екатерина Хлыстова
Девушка — Вероника Агапова
Сосед — Андрей Зенин
Москвич — Константин Карасик
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
23 ОКТЯБРЯ 2021
12-00
«Дамское счастье»
16+
Дениза Леру — Любовь Козий
Жан — Артём Минин
Дядюшка Леру — Юрий Васильев
Октав Муре — Игорь Лагутин
Анриетта Дефорж — Анастасия Микишова
Бернар — Евгений Толоконников
Мадам Жанкаля — Наталья Карпунина
Клара — Мария Козакова
Полина — Арина Кирсанова
Мадам Марти — Валентина Шарыкина
Элиза — Елена Синилова
Барон — Андрей Зенин
Дамы высшего света, продавцы, лавочники:
Ольга Суркова, Татьяна Титова, Ольга Кузнецова,
Анастасия Кузнецова, Карина Муса, Антон Буглак,
Максим Демченко, Семен Лопатин, Иван Федотов, Никита Манилов
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
23 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Дороги, которые нас выбирают»
16+
Сопи — Олег Кассин
Фрэнк — Сергей Колповский
Майкл — Максим Демченко
Берман, художник — Александр Чернявский
Сью — Анастасия Микишова
Джонси — Елена Ташаева
Малыш Бреди — Игорь Лагутин
Молли — Любовь Козий
Сержант Уэлс — Валерий Гурьев
Постовой Ренсон — Сергей Чурбаков
Уильям Прай — Евгений Толоконников
Вайолет Смур — Валерия Моисеева
Бармен — Евгений Хазов
Официантка — Анастасия Кузнецова
Официанты — Руслан Хабиев, Никита Манилов
Полицейский — Антон Буглак, Артем Минин
В массовых сценах —
Мария Козакова, Елена Синилова, Екатерина Хлыстова, Майя Горбань,
Валерия Моисеева, Анастасия Кузнецова, Карина Муса и балетная группа
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
24 ОКТЯБРЯ 2021
12-00
«Ночь ошибок»
16+
Хардкасл — Александр Чернявский
Миссис Хардкасл — Светлана Рябова
Тони Ламкин — Сергей Колповский
Кэт — Вероника Агапова
Чарльз Марлоу — Артем Минин
Хэстингс — Антон Буглак
Мисс Нэвилл — Анастасия Кузнецова
Диггори, слуга — Иван Федотов
Стинго, трактирщик — Руслан Хабиев
Пимпль, служанка — Ольга Кузнецова
Сэр Чарльз Марлоу-старший — Юрий Воробьев
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
26 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Ночь ошибок»
16+
Хардкасл — Александр Чернявский
Миссис Хардкасл — Светлана Рябова
Тони Ламкин — Сергей Колповский
Кэт — Вероника Агапова
Чарльз Марлоу — Артем Минин
Хэстингс — Антон Буглак
Мисс Нэвилл — Марина Маняхина
Диггори, слуга — Иван Федотов
Стинго, трактирщик — Руслан Хабиев
Пимпль, служанка — Ольга Кузнецова
Сэр Чарльз Марлоу-старший — Юрий Воробьев
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
27 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«ПЛАТОНОВ»
16+
Михаил Васильевич Платонов — Максим Аверин
Анна Петровна Войницева — Ольга Ломоносова
Сергей Павлович Войницев — Михаил Владимиров
Софья Егоровна — Елена Ташаева
Глагольев-старший — Юрий Воробьев
Глагольев-младший — Никита Манилов
Петрин — Сергей Чурбаков
Марья Ефимовна Грекова — Анастасия Кузнецова
Иван Иванович Трилецкий — Юрий Горин
Николай Иванович Трилецкий — Андрей Барило
Венгерович-старший — Валерий Гурьев
Венгерович-младший — Сергей Колповский
Тимофей Гордеевич Бугров — Александр Чевычелов
Саша — Марина Маняхина
Осип — Максим Демченко
Катя — Екатерина Хлыстова
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
28 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Родненькие мои»
16+
Муж — Семен Лопатин
Жена — Анастасия Микишова
Тесть — Александр Чевычелов
Теща — Ольга Суркова
Свекровь — Зинаида Матросова
Брат тещи — Валерий Гурьев
Жена брата — Лиана Ермакова
Первый друг — Иван Михайловский
Второй друг — Максим Демченко
Третий друг — Евгений Толоконников
Подруга — Екатерина Хлыстова
Девушка — Анастасия Кузнецова
Сосед — Юрий Горин
Москвич — Константин Карасик
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
29 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Слишком женатый таксист»
18+
Джон Смит — Семен Лопатин
Мэри Смит — Мария Козакова
Барбара Смит — Вероника Агапова
Стэнли Поуни — Константин Карасик
Испектор Траутон — Александр Чернявский
Инспектор Портерхаус — Олег Кассин
Инспектор Бакстер — Юрий Воробьев
Бобби Франклин — Михаил Владимиров
Репортер — Никита Манилов
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
29 ОКТЯБРЯ 2021
19-30
«Горгоны»
16+
Сцена Чердак Сатиры
Рут — Алёна Яковлева
Милдред — Марина Ильина
Мистер Халивуд — Антон Буглак
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
30 ОКТЯБРЯ 2021
12-00
«Слишком женатый таксист»
18+
Джон Смит — Семен Лопатин
Мэри Смит — Мария Козакова
Барбара Смит — Вероника Агапова
Стэнли Поуни — Константин Карасик
Испектор Траутон — Евгений Толоконников
Инспектор Портерхаус — Олег Кассин
Инспектор Бакстер — Иван Михайловский
Бобби Франклин — Михаил Владимиров
Репортер — Никита Манилов
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
30 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Укрощение строптивой»
16+
Баптиста, богатый дворянин из Падуи — Александр Воеводин
Винченцио, старый дворянин из Пизы — Юрий Горин
Люченцио, сын Винченцио — Евгений Хазов
Петруччо, дворянин из Вероны — Игорь Лагутин
Женихи Бьянки:
Гремио — Юрий Нифонтов
Гортензио — Родион Вьюшкин
Слуги Люченцио:
Транио — Максим Демченко
Бьонделло — Руслан Хабиев
Слуги Петруччо:
Грумио — Сергей Чурбаков
Кертис — Иван Михайловский
Учитель — Виктор Рухманов
Катарина — Юлия Пивень
Бьянка — Марина Маняхина
Вдова — Татьяна Титова
Портной — Никита Манилов
Слуги — Иван Федотов, Артем Гурин
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
31 ОКТЯБРЯ 2021
12-00
«Укрощение строптивой»
16+
Баптиста, богатый дворянин из Падуи — Александр Воеводин / Александр Чевычелов
Винченцио, старый дворянин из Пизы — Юрий Горин
Люченцио, сын Винченцио — Евгений Хазов
Петруччо, дворянин из Вероны — Игорь Лагутин
Женихи Бьянки:
Гремио — Юрий Воробьев
Гортензио — Антон Буглак
Слуги Люченцио:
Транио — Максим Демченко
Бьонделло — Руслан Хабиев
Слуги Петруччо:
Грумио — Сергей Чурбаков
Кертис — Иван Михайловский
Учитель — Виктор Рухманов
Катарина — Юлия Пивень
Бьянка — Светлана Малюкова
Вдова — Наталия Фекленко
Портной — Никита Манилов
Слуги — Иван Федотов, Артем Гурин
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
31 ОКТЯБРЯ 2021
19-00
«Хомо эректус»
18+
Кошельковы:
Маша — Алена Яковлева
Игорь — Юрий Васильев
Ирина Марковна — Нина Корниенко
Николай Егорович — Александр Воеводин
Гранкины:
Валерия — Марина Ильина
Сергей — Сергей Колповский
Говоровы:
Кси — Майя Горбань
Антон — Андрей Зенин
Вася — Александр Чернявский
Дирекция Театра сатиры оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актёрском составе не являются основанием для возврата билета.
Новым худруком Театра сатиры в Москве стал Сергей Газаров
Новый художественный руководитель Московского академического театра сатиры Сергей Газаров вступил в должность в понедельник, 13 октября. Ранее этот пост занимал Александр Ширвиндт.
По словам руководителя департамента культуры столицы Александра Кибовского, вчера у Ширвиндта был последний рабочий день в качестве художественного руководителя театра.
«Сегодня первый рабочий день у вновь назначенного руководителя Театра сатиры — Сергея Ишхановича Газарова. Все документы подписаны», — цитирует его агентство городских новостей «Москва».
Газаров отметил, в свою очередь, что понимает всю ответственность и значимость возложенных на него обязательств.
«С коллективом театра мы пока не встречались, встретимся как раз 13 октября, но это будет просто знакомство — может быть, я озвучу какие-то общие тезисы, не более того», — заявил он в беседе с «Российской газетой».
По его словам, в конце октября состоится премьера спектакля «Балалайкин и Ко», которую он ставит на «Прогресс сцене Армена Джигарханяна», поэтому до 29-го числа каждый день он занят на репетициях.
Он предположил, что к концу года в Театре сатиры будут готовы рассказать о главных направлениях в развитии. Также Газаров отметил, что было бы правильно, чтобы Александр Ширвиндт остался и продолжил работу в театре, передает RT.
Накануне актриса Елена Подкаминская заявила в эфире шоу Ивана Урганта, что Ширвиндт давно принял решение сложить с себя полномочия. Также она отметила, что лично говорила с мэтром и тот не жалеет о своем выборе, передает «Федеральное агентство новостей».
«В выборе преемника он не принимал участия. Это не престолонаследие», — сказала она.
Ранее, 8 октября, стало известно, что Газаров станет новым художественным руководителем Московского академического театра сатиры с 13 октября. Также он продолжит работу в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. Этот пост он занимает с 8 декабря прошлого года.
27 сентября Александр Ширвиндт решил покинуть пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. Он аргументировал это тем, что ему уже 87 лет и возраст берет свое.
В свою очередь, его коллега российский актер Юрий Горин рассказал «Известиям», что артист решил покинуть пост худрука из-за проблем со здоровьем. Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин в беседе с «Известиями» также подтвердил, что мысли об уходе посещали Ширвиндта уже давно. По его словам, артисту уже не хватало сил, чтобы решить все проблемы театра без помощи более молодых и активных помощников.
О театре
Если вы заинтересовались театром Сатиры и хотели бы побывать на одном из спектаклей – воспользуйтесь шансом заказать билеты через наш сайт. Репертуар этого театра, конечно, совсем не такой, как в обычном. Ведь само название обязывает театр Сатиры держать марку. Чего только стоят броские и вызывающие афиши театра, развешанные по всей Москве в первые годы работы коллектива! «А не хулиган ли вы, гражданин?», «Спокойно, снимаю!» и подобные им эксцентричные названия эпатировали публику и вызывали недоумение у прохожих. Каждый спектакль является острой злободневной сатирой и смелым вызовом обществу. Вот уже многие годы основной репертуар театра составляет классика жанра – М.Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер и Бернард Шоу.
После грандиозного успеха спектакля «Баня» по Маяковскому у театра Сатиры начался новый творческий взлет, связанный с драматургией. Вдохновленный удачной постановкой, режиссер начал работу над другими пьесами Маяковского «Мистерия-Буфф» и «Клоп».
Но театр известен не только благодаря своему отличному репертуару. Главным его достоянием является уникальная актерская труппа, в состав которой в разное время входили такие талантливые и популярные актеры, как А. Миронов, М. Державин, А. Ширвинд, Т. Пельтцер, А. Папанов, Г. Менглет, В. Васильева, Н. Корниенко, А. Левинский, А. Диденко, Л. Гаврилова, Е. Градова, С.Мишулин, Т. Ицыкович, Н. Архилова, Н. Защипина, Ю. Авшаров, Р. Ткачук, В. Байков. И сегодня в театре Сатиры играют молодые, но уже достаточно известные и перспективные артисты.
История театра
Наверное, юмор и смех – это то, что объединяет людей вне зависимости от их возраста и социального положения. Можно обсуждать прочитанные книги и просмотренные кинофильмы драматического, трагического и приключенческого содержания, но комедии обсуждать не имеет смысла. Их можно только смотреть и наслаждаться, отдыхая и получая удовольствие. Часто бывает, что человек настолько устает от ежедневной тяжелой работы, что размышлять о судьбе лирического героя уже не в состоянии. Но жизнь без театра становится такой однообразной и серой, и единственное, что поможет спасти положение – это поход в театр Сатиры, где зритель может забыть о всех проблемах и от души посмеяться над собой.
История театра начинается с 20-х годов прошлого века. На смену театру Оперетты в бывшее здание цирка въехала труппа Д.Г.Гутмана. Первый репертуар театра состоял из водевилей, памфлетов и театральных обозрений. Через некоторое время, начиная с 30-х годов, театр поменял свое направление, и начал ставить бытовые комедии, высмеивающие поступки людей и их взаимоотношения. Основной задачей артистов стало не просто развлечение публики, а попытка заставить людей не с грустью, а с улыбкой или даже ухмылкой, посмотреть на мир вокруг себя. После веселого спектакля с остроумными репликами и выразительной пластикой зритель получает заряд бодрости и оптимизма и выходя из театра уже не чувствует себя загнанным и подавленным.
Театр Сатиры может похвастаться не только уникальным репертуаром, актуальным во все времена, но и потрясающим актерским составом. В свое время в театре играли такие звезды отечественного театра и кино, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер и другие любимые всеми артисты. В 2002 году театр Сатиры, как и многие другие организации с богатой историей, открыл свой собственный музей. Экспозиция состоит из старых афиш, фотографий, сделанных на спектаклях, запрещенных когда-то снимков и массы подарков и сувениров, подаренных артистам театра благодарными зрителями. Не так давно в театре начала действовать еще одна новая сцена, получившая название вполне соответствующее имиджу театра – «Чердак Сатиры».
Надо сказать, что информации о театре Сатиры в интернете немного, а основное ее содержание сводится к истории о том, как прежде в этом здании был известный цирк братьев Никитиных. Из-за нехватки пропитания для своих питомцев цирк вынужден был съехать, уступив место театру. Может Никитины сами и придумали эту веселую шутку: «Если вам не хватает еды для кошки – отдайте ее нам, и мы накормим свою собаку». А возможно, что все это было придумано последующими хозяевами помещения. Ведь лейтмотивом этого мероприятия стало крылатое выражение: «Цирк уехал, но клоуны остались». На официальном сайте театра Сатиры тоже крайне мало информации. Все что есть, помещается в один абзац, где речь идет о месторасположении театра, серое здание которого стоит в Москве на Триумфальной площади. Хотя можно сказать, что театр находится на пересечении Большой Садовой и улицы Маяковского, на одноименной площади. Но, после ряда переименований, оказалось, что адрес театра – угол Триумфальной и Тверской. С середины Триумфальной площади на все это удивленно взирает Маяковский и переживает, не переименуют ли и его в Бродского.
Хотя описание театра вполне может уложиться всего в несколько слов: театр Сатиры – это театр Ширвинда и Державина. Ах, вы понятия не имеете, кто это такие? А может вы еще и путаете Пикассо с автокатастрофой? В таком случае, вам непременно нужно направляться прямо в театр Сатиры, покупать билет на спектакль и готовиться к встрече с удивительным миром искусства, обличающим пороки общества и человеческие слабости.
95 лет с улыбкой. Как появился и чем живет сегодня Театр сатиры
На его сцену выходили Андрей Миронов и Анатолий Папанов, здесь ставил спектакли Марк Захаров, а руководил театром легендарный Валентин Плучек. С первых лет своего существования Театр сатиры собирал аншлаги: здесь всегда остроумно и тонко говорили на злободневные темы.
Первые годы театра
1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом — Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.
В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».
Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой — москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».
«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», — говорил Давид Гутман.
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
Новый дом и новый руководитель
Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) — и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале — Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».
Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем — во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.
В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.
Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.
В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.
На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева — Николай Петров. На афишах — «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.
Эпоха Плучека
В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек — ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее — Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского — «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» — спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш — острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского — в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем — Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.
К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий — по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.
Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили — вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.
В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» — это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.
Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.
В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.
Новая эпоха
В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра — «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».
Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞. » Родиона Овчинникова. Герои — деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены — оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.
Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта — комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит — очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария — двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.
«Хотим сыграть Мольера» — прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли — Федор Добронравов.
Кроме основной сцены, в театре есть еще одна — «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом — 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.