театр комиссаржевской актеры театра
Театр Комиссаржевской в Санкт Петербурге
Фотографии
Академический драматический театр имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской расположен в центре Санкт-Петербурга, на прилегающей к площади Искусств — Итальянской улице, где находятся значительные культурные учреждения, памятники архитектуры и знаменитые достопримечательности города.
Театр, который носит имя великой русской актрисы начала ХХ века — Веры Фёдоровны Комиссаржевской, является одним из наиболее посещаемых и любимых публикой театров Северной столицы.
Его называют центром свободного искусства. На подмостках театра всегда играли самые талантливые артисты, которые своим служением внесли неоценимый вклад в историю родного театра и города, оставив ярчайший след в развитии театрального искусства страны и мира.
История здания театра в Петербурге
История здания Академического драматического театра имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской, в котором он живёт и творит свыше 70 лет, — уникальна и удивительна.
Идея возвести крытую галерею — Пассаж, которых насчитывалось множество в Париже и Лондоне, родилась у коллежского советника графа Якова Эссен-Стенбок-Фермора. Разрешение на строительство Пассажа было получено Высочайшим указом.
Пассаж — «Гостиная, где сходятся знакомые»
В мае 1848 года Невский проспект был соединён с Итальянской улицей крытой стеклом трехъярусной галереей. Проект разработал архитектор Рудольф Желязевич. Здесь разместились магазины и кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, ресторан в подвале и большой зрительный зал.
С тех пор жители города на Неве не зависели от переменчивой балтийской погоды и с любовно называли Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые». В 1860-х годах в театральном зале проводили лекции и литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели Александр Островский, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Яков Полонский, Алексей Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли.
В 1901 году Пассаж перестроили по проекту зодчего Сергея Козлова. Благодаря усилиям новых владельцев Пассажа Барятинских, Пассаж обрёл статус культурного центра. Первыми на сцене реконструированного, расширенного, красиво оформленного зала появились актёры театра «Фарс».
Драматический театр Веры Комиссаржевской
История театрального зала связана с именем великой драматической актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской. 15 сентября 1904 года театр открылся спектаклем «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова с Павлом Самойловым в главной роли. Спустя пару дней состоялась премьера «Кукольного дома». Генрика Ибсена. В главной роли выступила сама Вера Комиссаржевская.
На сцене своего театра она сыграла современных героинь. Опалённая бурной эпохой великая актриса строила «театр свободного актера, театр духа», который современники называли питерским МХТ. На премьере горьковских «Дачников», казалось, что стёрлись границы между жизнью и искусством.
В 1905 году на сцене Пассажа студенты Консерватории впервые исполнили запрещённую цензурой оперу «Кащей Бессмертный». Проект помогла осуществить Вера Комиссаржевская, дирижировал Александр Глазунов. Два сезона Театра Комиссаржевской оказались столь значимы, что рождённый уже в новое время Драматический театр стал носить имя великой актрисы.
Театр лёгкой комедии Симона Сабурова
В 1906 году театр Комиссаржевской переехал на Офицерскую улицу. В театральном зале Пассажа в 1908-1912 годах гастролировала московская труппа с весёлым жанром фарса, лёгкой комедии, обозрений Симона Сабурова.
С осени 1913 года театр Сабурова надолго утвердился на сцене Пассажа как постоянный петербургский театр с премьершей Еленой Грановской и её партнером по сцене Степаном Надеждиным. Блистательная актриса Елена Грановская — «русская Режан» тонко соединила в ролях «лёгкого жанра» и французский шарм, и дух русской театральной школы.
Театр-студия Сергея Радлова
С 1 марта 1932 года театр стал филиалом Госдрамы, где играли свой репертуар ученики Леонида Вивьена. В 1936 году в Пассаж переехала Театр-студия Сергея Радлова, позднее переименованный в Театр имени Ленинградского Совета. С начала войны бригады актёров выезжали на фронт. Театр проработал до конца января 1942 года и был эвакуирован.
«Городской» («Блокадный») театр
В самое суровое время блокады, в 1942 году в Ленинграде был образован новый театр — «Городской». Он открылся 18 октября спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди». С самого начала и на продолжении тяжелейшего времени Театр помогал выжить, укрепляя в человеке силу духа. Ленинградцы называли театр — «Блокадным».
В труппу театра вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы имени Александра Пушкина. Позднее к труппе присоединились актёры Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Театр возглавил советский театральный режиссёр Сергей Александрович Морщихин.
Осенью 1944 года «Городской театр» переименовали в Ленинградский драматический театр, который в 1959 году получил имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог Мар Владимирович Сулимов.
Драмтеатр имени Веры Комиссаржевской
Носить имя великой актрисы было большой честью для театра. И сразу же это событие ознаменовались постановкой спектакля «Дети солнца» по пьесе Максима Горького. Спектакль был посвящён памяти Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Как известно, впервые это произведение поставили в театре Комиссаржевской с участием актрисы.
Театр и Рубен Агамирзян
С 1966 года драмтеатром руководил ученик Леонида Сергеевича Вивьена — Рубен Сергеевич Агамирзян. Он оставался на должности руководителя вплоть до самой своей смерти в 1991 году. Знаменитая постановка Рубена Агамирзяна трилогии русского писателя графа Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала для театра таким же символом, как «Чайка» МХАТа.
В это время театр обрёл своё уникальное творческое лицо и нашёл собственный, неповторимый путь в искусстве. Именно Агамирзян объединил в труппе актёров разных поколений. Чуткий руководитель следил за обстановкой в коллективе, обновляя его своими воспитанниками по Театральной Академии.
Репертуар и громкие премьеры театра
В театре определились с репертуаром, в котором основной акцент был сделан на новую отечественную драму — во всём разнообразии её многонационального потока. Афиши пестрили известными именами, такими как — Чингиз Айтматов, Василь Быков, Нодар Думбадзе, Ион Друцэ. В приоритете традиционно была — современная тема.
В стенах театра имени Комиссаржевской состоялся дебют драматурга Григория Горина — зрителям показали спектакль «…забыть Герострата!». Благодаря своим новаторским публицистическим постановкам современных пьес, таких как «Большевики», «Синие кони на красной траве» Григория Горина и Михаила Шатрова, — театр «гремел» по всей стране.
Новая история театра Комиссаржевский
В 1992 году художественным руководителем стал Виктор Новиков, который работал заведующим литературной частью (завлитом) театра при Рубене Агамирзяне. Большие художественные события происходили в кулисах театра имени Комиссаржевской. Сейчас он может с уверенностью заявить, что имеет своё «лицо».
Индивидуальность театра определилась историей, связанной с великой актрисой Верой Комиссаржевской, театром при Пассаже, Передвижным театром Гайдебурова и Скарской, Блокадным театром, театром Радлова, Сулимова и Агамирзяна.
Самобытность театра завоёвывается сегодняшним днём. Память обо всех творческих людях, которые верно служили этой сцене, бережно хранится и поныне. В театре соблюдается актёрская преемственность. Приходя в труппу театра, молодёжь оказывается в атмосфере доброжелательности и творческой активности.
Театр имени Комиссаржевской в наши дни
Сегодня Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской открыт всему новому, современному, продвинутому, авангардному. Но и о вечной классике в стенах театра не забывают. Поддержание баланса между традициями и экспериментом — одна из важных задач театра.
Сохраняя лучшие традиции и перекличку времён и эпох, команда театра не стремится к служению в узких рамках выбранного направления. Эти подмостки никогда не устают от достаточно насыщенного жанрового спектра. На афише можно увидеть анонсы и лирических комедий, и драм, и трагикомедий. Для каждого поколения найдётся свой спектакль, и не один. И на сцене театра ставят спектакли режиссёры разных поколений.
Для коллектива очень важно, чтобы и зрители, и актёры, и создатели постановок гармонично взаимодействовали и все получали счастье от прикосновения к высокому искусству. Постановки режиссёров Александра Морфова, Александра Баргмана, Вениамина Фильштинского, Виктора Крамера, Игоря Коняева, Валерия Гришко, Георгия Корольчука представлены в разных направлениях. В них можно обнаружить и разные уровни прочтения классической и современной драматургии.
Многие актёры театра имени Комиссаржевской известны российским зрителям. Это народные артисты России Галина Короткевич, Борис Соколов, Георгий Корольчук, Тамара Абросимова, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Маргарита Бычкова, Нелли Попова и другие.
18 октября 2017 года театр отметил 75-летний юбилей. Судьба драмтеатра имени Комиссаржевской уникальна и хранит отпечаток бурных эпох. Рождённый в дни блокады, театр по духу близок Санкт-Петербургу, — единственному в мировой истории городу, построенному в военное время. Театр, как и город на Неве, заряжает всех своей жизнеутверждающей энергией.