театр актера и кукол нерюнгри афиша
Республиканский Театр Актера и Куклы
ездили на фестиваль «желанный берег» возили два спектакля, «щелкунчик» и «двое в темноте» в город Якутск. Взяли номинацию «лучший детский спектакль» спектаклем «щелкуник и мышиный король»
готовится к выходу спектакль сказка для детей «Иванушкина дудочка» и «легенда хо-иэн»
24 апреля состоялась премьера спектакля «Иванушкина дудочка»
Павла Родионова запись закреплена
Владимир Пасынков запись закреплена
Настасья Ковалёва запись закреплена
Павел Куцев запись закреплена
Марк Стручков запись закреплена
Павел Куцев запись закреплена
ИТОГОВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: «Нерюнгринский алфавит от А до Я».
С 8 по 15 февраля открыт завершающий этап голосования по буквам традиционного русского алфавита. Выбрать наиболее понравившиеся варианты можно, перейдя по следующим ссылкам.
Показать полностью.
По результатам голосования из всех предложенных в отборочном туре вариантов за каждой буквой закрепляется один, наиболее популярный. Таким образом и будет составлен «нерюнгринский алфавит».
По данным на 6 февраля 2016 года, в рамках промежуточных этапов голосования, которые объявляли последовательно сразу по пяти русским буквам, участниками голосования стали свыше тысячи человек.
Театр актера и кукол нерюнгри афиша
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Новый 33-й сезон в нерюнгринском театре актера и куклы
Очередной сезон Театр откроет 27 сентября, в День республики Саха (Якутия). Для взрослой публики будет показан драматический спектакль « Победить или умереть» по пьесе В.Харысхала.
Мальчишек и девчонок мы ждем 1 октября на премьерный спектакль «Огниво» от режиссера Б.Ходырева. Эта добрая и волшебная история по мотивам сказки Г.Х.Андерсена, несомненно, понравится и чадам, и их родителям. В первое воскресенье октября, в день Открытия юных гостей ожидает карнавал ростовых кукол, с которыми все непременно смогут сфотографироваться в фойе театра, а также интересные викторины от героев любимых сказок.
Новый 33-й сезон предполагает массу сюрпризов для любителей театрального искусства: новые премьеры, увлекательные гастроли, интересные встречи с актерами-кукольниками.
В конце октября, возможно в начале ноября (дата пока не определена) состоятся целевые гастроли в Олёкминский улус. А вот, в апреле-марте мы ждем к нам в гости театр кукол г.Находка. Наши самые маленькие зрители смогут познакомиться с творчеством приморских коллег и посетить спектакль, который состоится на сцене Театра актера и куклы «Медвежья сказка».
Но и это еще не всё, дорогие друзья! В марте 2018 года запланированы обменные гастроли с театром кукол «Кудесник» ЕАО г.Биробиджан. Так, что с нетерпением ждем вас, дорогие зрители!»
В репертуаре сезона 2017-2018г. будут представлены премьеры кукольных спектаклей «Курочка Ряба» и «Гулливер» по произведениям Д.Свифта. (Название сп. «Гулливер» может быть изменено автором инсценировки в процессе постановки)
Еще одной важной премьерой сезона (весны) должна стать постановка для взрослых… Но материал, который будет использоваться в этой постановки худ.совет пока держит в секрете. Окончательное решение по спектаклю будет принято уже через неделю.
Наряду с новыми спектаклями зрителям театр предложим посетить премьеры прошлого сезона.
Так же, режиссер театра Александр Иванов готовиться поставить в новом интересном варианте всем известную сказку К.Чуковского «Мойдодыр», в инсценировке Кристины Никифоровой.
Судя по предложенным на Новый год сценариям, нынешнее представление обещает быть особенно интересным! Стало известно, что на большой сцене театра малыши увидят любимых мультипликационных героев Фиксиков, в исполнение ростовых кукол.
Помимо творческих планов обсуждался в театре и вопрос о смене статуса театра актера и куклы на статус театра кукол. Творческий состав выразил желание выйти с письмом к учредителям Театра и решить этот вопрос в самое ближайшее время. Так же, стало известно, что Глава МО «Город Нерюнгри» Л.Н.Олейник дал обещание отремонтировать подъездную дорогу к театру и площадку перед крыльцом. Эту чудесную новость сообщил коллективу директор театра Петр Скрябин.
Так что, дорогие зрители, приходите! Будет интересно!
Представляем Театр актера и куклы РС (Я), г.Нерюнгри
Театр раскрывает сущность души зрителя
В рамках Х Республиканского театрального фестиваля «Желанный берег — 2019» со своей уникальной программой представлений столицу Якутии посетил Театр актера и куклы РС (Я) из г.Нерюнгри.
Премьерный спектакль «Гулливер» по одноименному сатирико-фантастическому роману Джонатана Свифта, оставил яркие впечатления для маленьких зрителей. По отзывам родителей, посмотревших этот яркий спектакль “когда простой речью трудно привлечь внимание детей, спектакль заставил окунуться в театральный мир непоседливых самых малышей”. В спектакле использованы все виды мастерства театрального искусства: игра актеров, когда они танцуют и поют, игра кукол, в том числе и ростовых кукол, элементы теневого театра. Некоторые маленькие зрители заявили, что представление было красочным как кино. Режиссер спектакля — молодой, талантливый Александр Иванов несомненно угадал точки соприкосновения к сердцам юных зрителей.
Спектакль заставляет зрителя задуматься. Мы часто мчимся по жизни без оглядки, не находя минутки, чтобы всмотреться в любимое лицо, и сказать им самые главные слова. В постановке задействованы всего 2 актера, которые мастерски перевоплощаются и в стариков, и в молодых героев пьесы, и заставляют зрителей сопереживать героям. Как отметил в интервью для журнала “АЙАР КУТ” режиссер спектакля Петр Скрябин:“Театр всегда пробуждает и подпитывает душу зрителей, раскрывает сущность души, наполняет их духовностью”. Эта трогательная история, рассказанная Флоридом Буляковым и воплощенная на сцене Петром Скрябиным, безусловно нашла путь к сердцу через ту струнку, которая всегда и незаметно натянута.
Нелли Илларионова
Любовь пожертвовав мечтам
Все мы знаем историю про Гулливера, который волею судьбы оказался сначала в стране лилипутов, а потом великанов. Сопоставление нескольких миров – человеческого, лилипутского и великанского еще в детстве зародило у меня чувство относительности, может, даже какой-то условности нашего бытия. Гулливер прочно вошел в нашу жизнь и остроумно сатирические высказывания его автора Джонатана Свифта оказываются актуальными во все времена существования человеческого рода, потому что описывая жителей Лилипутии и Бробдингнега он, по сути, высмеял человеческие слабости и пороки.
В этот театральном сезоне Нерюнгринский театр актера и куклы представил свою историю о Гулливере, который имел всё и много потерял. Эта история одновременно грустная и поучительная, заставляет нас задуматься о простых человеческих ценностях, о которых мы забываем в поисках славы, успеха, погони за сиюминутной удачей и желанием открывать новые миры. Оказывается, что лучший мир – это твой собственный. Он где-то рядом с тобой и нужно уметь найти вовремя ключи, чтобы успеть открыть потайную дверцу, чтобы не заржавел ключ к любимому сердцу. Но обо всем по порядку.
Спектакль сам по себе очень красочный и яркий. Режиссер Александр Иванов стремился соединить в одном спектакле различные жанры — игру актеров, театр теней, куклы различных видов – ростовые, перчаточные, ширмовые, тростевые. Использование многообразного спектра выразительных средств не создает ощущения путаницы и мешанины. Каждый из них вводится по мере необходимости в зависимости от развития сюжета.
Открывается спектакль сценой в трактире, где потрепанный жизнью Гулливер в который раз рассказывает посетителям заведения много раз слышанную ими историю о своих путешествиях. Но мало кто верит в его рассказы. Может, это удивительный сон или фантазии из придуманного им самим мира, обретшего черты реальности?
Авторы спектакля колоритно показывают забавный мир маленьких человечков. Они используют эффект увеличительного стекла, когда роль Пастушка и Барашка исполняют реальные актеры. Пастушок исполняет свою трогательную песню о любви к своей девушке «Милая принцесса во дворце живет», которая перекликается с историей любви самого Гулливера, женившегося перед отъездом на милой Мэри, обещав ей скоро вернуться из дальних странствий.
В следующей сцене мы видим лилипутов, в том числе Пастушка и Барашка, но уже в виде кукол, по сравнению с которыми реальный актер, исполняющий Гулливера, действительно кажется великаном. Блестящее как большой желтый леденец солнце, облака, похожие на разбросанные куски сахарной ваты, диск луны, словно головка вкусного маслянистого сыра. Приключения Гулливера в Лилипутии вызывает у детской аудитории большое оживление и радостный смех. Задорно снующий взад-вперед Барашек, маленькие игрушечные солдатики, храбро атакующие Человека-гору, закидывающие его под визжащие вопли вояки-генерала стрелами. Сцены морских баталий с блефускуанцами решены в жанре театра теней. Утрированно и карикатурно выглядит коварный король лилипутов, считающий, что он может вершить судьбу Гулливера, даже не понимая, что тот при желании может раздавить его движением одного своего пальца.
Разницу пропорций и масштабов подчеркнул большой глаз Гулливера, заглядывающий в дворец Короля. Думаю, что многие в зале поежились, почувствовав себя гораздо меньше своих обычных размеров.
Путешествие в страну великанов решено аналогичными средствами. Сцена на море, когда находят Гулливера, приносят в дом его нового хозяина. Великаны изображены в виде ростовых кукол, в больших масках, а все элементы контактов с ними Гулливера — посредством театра теней. И уже понимаешь, как хрупок человеческий мир, зависящий от настроения и прихоти хозяина-великана.
Эффектна сцена поединка Гулливера с гигантской крысой. Зритель не видит ее полностью, достаточно двух больших горящих глаз, длинного розового крысиного хвоста, чтобы понять ужас опасности, надвигающийся на Гулливера.
Большую роль в спектакле играет музыкальное начало (звукорежиссер – Андрей Никулин): аутентичные танцы, сольные песенные номера, органично исполняемые актерами, лирические отступления, раскрывающие мир душевных переживаний героев.
От начала спектакля к его концу протягивается невидимая арка – перед нами снова сцена в трактире, где Гулливер в очередной раз заплетающимся от эля языком заканчивает рассказ о своих приключениях. Мы узнаем, что Мэри его не дождалась. Она каждый день выходила на берег моря и тщетно вглядывалась в уходящую даль, куда уплыл ее любимый, и, не выдержав тоски и одиночества, простыв на холодном ветру, она ушла туда, куда, к сожалению, не может попасть Гулливер, который открыл такие разные миры, но при этом потерял свой единственный, так долго ждавший его с распахнутыми дверями. Уже ничего не исправить, уже ничего не вернуть, и люди вокруг не верят, что рассказанное было реальностью, а не плодом воображения. А реальная и такая близкая любовь стала такой недосягаемой и далекой.
Мой старший сын, когда закрылись кулисы театра, сказал: «Но ведь этого не было в первоисточнике». Да, действительно, судовой врач Гулливер имел семью и детей, и потом благополучно к ним вернулся, но постановщики хотели рассказать нам свою историю о Гулливере, где куклы как люди, а люди как куклы, но в любом случае, будь ты лилипутом или великаном, ты всегда должен оставаться человеком с любящим сердцем и не предавать близких тебе людей. Об этом устами Гулливера рассказали нам артисты и постановщики нерюнгринского спектакля.
Татьяна Павлова-Борисова, кандидат искусствоведения
3 июля 2015
ВДАЛЕКЕ ОТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ
Спектакли Е. Ибрагимова и А. Иванова на I Межрегиональном фестивале театров кукол «Туллук» в Нерюнгри (Якутия)
«Театр актера и куклы» появился в Нерюнгри через десять лет после основания самого города, выросшего на сопках промышленного центра Южной Якутии. Когда-то, в 1975-м, сюда, на всесоюзную комсомольскую стройку, съехалась многонациональная молодежь, сформировав поистине мультикультурную городскую среду. Сегодня здесь по-прежнему добывают уголь и золото, а театр этой весной собрал первый на нерюнгринской земле Межрегиональный фестиваль театров кукол «Туллук», отпраздновав таким образом свое тридцатилетие.
И петербургская, и московская публика уже имели не один случай познакомиться с Театром актера и куклы Республики Саха (Якутия), активно участвующим в различных фестивалях и конкурсах. Так, в 1994-м спектакли из Нерюнгри посетили «Невского Пьеро», а в 2005-м и 2009-м — «Золотую Маску». В обоих случаях это были режиссерские работы нынешнего директора театра Петра Скрябина (кстати, именно он поставил в Нюрбинском передвижном драматическом театре «Историю одной матери», которую показали в программе «Арлекина» 2008 года).
Но вернемся к фестивалю «Туллук». Семантика экзотического названия поэтична и вполне проста: так якуты называют маленькую белогрудую птичку, чье появление в здешних краях возвещает о начале весны. У одноименного первого кукольного фестиваля также имелось весьма любопытное для обитателя столичных залов послание, но о нем — после рутинно-регламентной информации.
Собирая первый в своей практике кукольный форум, организаторы в любой точке географического пространства неизбежно идут на риск. Тем более — здесь, посреди тайги, в свете необъятности зауральских просторов и транспортных тарифов. И даже с учетом того, что сюда уже не «только самолетом можно долететь» (от Москвы — шесть с половиной часов полета), но и доехать по железной дороге (как, например, казанский театр кукол «Экият», который таким образом добирался пять суток). В общем, рационально вполне обоснованной выглядела фестивальная афиша, предлагавшая вниманию зрителя исключительно репертуарных «рабочих лошадок»: спектакли в адресном диапазоне от дошколят до пятиклашек, с «кассовыми» сюжетами и в разнообразных вариациях вполне традиционного постановочного стиля. При этом театр кукол из г. Находка порадовал на редкость тщательным мастерством обращения с тростевой куклой на ширме и палитрой выразительных актерских голосов на фонограмме («Театр розового слона», режиссер З. Красникова, художник Н. Веретеньчева). Уже упомянутый казанский «Экият» продемонстрировал спектакль «Цветик-семицветик» (режиссер Л. Дьяченко) традиционно крупной формы: с большими куклами (несомненно выделялась и особенно запомнилась легко парящая на тростях добрая фея в семицветном платье), яркими костюмами, слаженным актерским ансамблем и другими слагаемыми праздничной атмосферы (ее в этом театре любят и умеют создавать). Приморский краевой театр кукол из Владивостока смело заявил в афише мюзикл по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (режиссер В. Бусаренко) — но увидели мы, к сожалению, не очень внятную попытку совместить осовремененный сюжет с интерактивно-образовательными мотивами (увы, не слишком благодатная почва для проявления лучших качеств актерского ансамбля). О том же можно посетовать и в связи со спектаклем «Дюймовочка» (в столь любимых постановщиками андерсеновских сюжетов барочно-будуарных ширмах), для которого известную пьесу Н. Шувалова сократили до одноактовки — и в результате потеряли чуть ли не все драматургические связи, на которых держится романтически трепетный дуэт Иведи-Аведе и Клумпе-Думпе. «Сашенька и Медведь» (режиссер В. Ефимов) театра кукол «Тирлямы» из Братска — и вовсе интерактивное представление для двух артистов-аниматоров, вполне стильно оформленное лоскутными ширмочками на небольшом столе, добросовестно и задорно исполненное (только вот театральная сцена — не слишком подходящая площадка для этого жанра, более уместного на открытом воздухе или в каком-нибудь досуговом центре). В итоге нельзя не признать: осваивая новую фестивальную площадку, на риск никто из гостей не пошел.
Поэтому, за отсутствием соперников в номинации «Кукольный спектакль для взрослых», гостеприимным тактичным хозяевам пришлось показать вне конкурса два своих спектакля для явно не малышовой публики.
Оба они премьерные. В частности — «Игра сновидений», которую поставил с нерюнгринской труппой известнейший Евгений Ибрагимов. По сути — пластическое эссе (с элементами театра объектов) на космогонические мотивы. Здесь нет ни вербального текста, ни линейной фабулы. Зато есть изысканный подбор электронной музыки, есть седовласый демиург, вращающий галактики и планеты, есть архетипические образы Вечной женственности и Мирового древа, есть конфликт мифологического и техногенного, индивидуального и массового и т. д. Визуальный сюжет выстроен ясно и не грешит «многословием» (спектакль идет примерно полтора часа). Бесспорно, постановка являет собой факт очень продуктивной репертуарной политики — общеизвестно, что для труппы совершенно необходим опыт работы в разнообразных стилистических условиях, с различными по методике режиссерами. Актеры нерюнгринского театра вполне успешно справились и с пластическим рисунком, и со способом существования на сцене в качестве скорее знака, чем характера. А спектакль, не будучи для режиссера творческой вершиной недосягаемого уровня, в то же время может быть признан достойной работой с любопытным художественным результатом.
И, наконец, полноправным открытием фестиваля стали спектакли «Пашка» и «Верный друг Кустук» вместе с их постановщиком. Александр Иванов закончил Арктический государственный институт искусства и культуры (Якутск), получил диплом актера драматического театра и кино (мастер курса — заслуженный артист России Э. С. Купшис), уже в учебном процессе пробуя себя в режиссуре. Сегодня в его багаже шесть постановок, в том числе молодежный полнометражный фильм «В поисках радости» и спектакль «Соготох» («Одинокий»), получивший специальный приз жюри республиканского фестиваля «Желанный берег» (2013).
«Пашка». Сцена из спектакля.
Фото — фестиваля.
В «Пашке» А. Иванов адаптировал короткометражный киносценарий, написанный якутским автором Анной Пшенниковой. История почти «док» — о том, как усыновили «особенного» малыша, а потом решили вернуть обратно… И только настоящее чудо предотвратило трагедию. Ситуация коварная: с одной стороны — актуальная тема, с другой — опасность не справиться с жестко-реалистической конструкцией, которая на сцене (тем более — на кукольной) легко может дать малохудожественный результат (ибо остросоциальная проблематика не отменяет необходимости в действенном режиссерском решении). Молодой режиссер успешно справился с материалом, сделав из вербально бытового сюжета — визуально почти метафорический.
На сцене перед нами предстают один актер и две куклы. Один Пашка-кукла — практически не играющая деревянная фигурка с суставами на шарнирах, второй — внешне точный дубль, но по конструкции марионетка. Первый — почти неживая оболочка, не способная откликнуться на человеческое тепло (после первого же контакта, обескуражившего приемного отца, сначала такого окрыленного, этот Пашка практически все остальное время сидит на высоком стульчике в правом углу сцены). Второй — чуткая душа, ум и талант (в киносценарии музыкальная одаренность становится тем чудом, с помощью которого душа мальчика смогла проявиться вовне — в спектакле это решено иначе). Николай Пономарев играет приемного отца и в открытую водит кукольного Пашку: худенького, с печальными светлыми глазами, одетого в аккуратные синие брючки, клетчатую рубашечку и жилетку (этакий хрестоматийный «озерный мальчик», чуждый рутинному миру, в который куда как проще вписаться мальчишке без «особенностей»).
Контраст поэтического эмоционального мира «особого ребенка» и угловатой, неуютной реальности, в которую ему так трудно вырваться, решен средствами лаконичной сценографии (художник О. Адамова). Кубики-конусы-пирамидки — белые, бесцветные, однообразные — расставлены по авансцене и свисают на лесках. На пару шагов в глубину — невысокая (чуть выше Пашки-марионетки) панель из матового пластика. За ней, в мягких цветных пятнах света (художник по свету Д. Гордеева), клубится и завивается струйками сценический дым (мечты? фантазии? музыкальные образы? сны?), иногда панель становится экраном для цветной видеопроекции (вопреки мнению взрослых, Пашка вполне чутко воспринимает происходящее вокруг, каждое слово приемных родителей, по-матерински терпеливую нежность старшей сводной сестры, звуки, краски, слова). Порой панель раздвигается посередине — и мальчик-марионетка появляется на авансцене, выходит из своего внутреннего мира, чтобы молчаливо предпринять попытку диалога. Почему папа водит Пашку? Это, вроде бы, не вызывает вопросов, но и вполне понятным становится не сразу. Только когда «закольцовывается» сюжет, в котором мальчик все же произносит первое в своей жизни слово — уже на пороге, за которым его ждет машина, готовая навсегда увезти из дома семейного в дом казенный… Тут проясняется: это очень мужская история о том, как поначалу искренне готовый полюбить малыша приемный отец затем долго не может простить Пашке его «бесчувственность». В каком-то смысле он и сам — такой же «пашка». Не способный ни пережить, ни высказать собственную боль от разбитой мечты, но в глубине души все-таки сохранивший надежду на чудо (иначе, вероятно, его и не произошло бы). Кажущаяся мелодраматичность финала, таким образом, оказывается глубоко достоверной и символически, и психологически. В целом атмосфера спектакля безусловно поэтична, и нельзя не отметить ее музыкальный компонент — изысканную электронную импровизацию А. Никулина «вживую» (что и для столичных театров не всегда доступная роскошь).
«Верный друг Кустук». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Еще один спектакль в постановке А. Иванова — «Верный друг Кустук» (он адресован зрителям 10+ и поэтому прошел в конкурсную программу) также поставлен не по драматургическому материалу, для него была сделана инсценировка повести культового якутского прозаика Николая Лугинова. История об охотничьей лайке по имени Кустук, проигранной в карты и поэтому оказавшейся страшно далеко от любимой тайги, но в сердце хранящей глубокую преданность нерадивому хозяину, безусловно — из ряда «Белого Бима…» и вызывает слезы на глазах у зрителей любого поколения. Впрочем, те, кто постарше, здесь увидят и вполне романтическую линию: однажды оборвав привязь, свободолюбивый сильный пес пробежит много дней по тундре, охотясь на дичь, сразится с матерым волком и победит его, а умрет от полученных ран, только завидев вдали таежные деревья. Этакий собачий Мцыри, превыше собственной жизни ценивший дружбу и свободу.
В живом плане на сцене три актера (в ролях хозяев Кустука). Заглавный герой в воспоминаниях появляется как планшетная кукла, которую водят на авансцене открытым приемом. На ширме же обитают тростевые куклы, реалистично сделанные собаки-лайки: серая, бурая, пятнистая… Поначалу их жизнеподобие несколько смущало, напоминая о витринах зоологического или краеведческого музея. Но по ходу действия исполнителям (Кустука водят К. Никифорова, Е. Куприянова, П. Федоровский, его товарищей по упряжке — Р. Белоконь, Э. Монаенкова, М. Давиденко, И. Кичигина, М. Макаренко, Н. Бондаренко) удалось преодолеть «муляжную» фактуру персонажей и позволить зрителю сопереживать им. Не последнюю роль в этом сыграли световая партитура (совершенно живым смотрелся тоскливо воющий пес, почти силуэт в ультрамариново-синей от лунного света тундре) и музыкальное оформление спектакля (осмысленный, ритмически логичный подбор). При оправданной доле драматургического и постановочного «наива» в спектакле присутствуют и четкая действенная конструкция, и ряд запоминающихся визуальных образов (например, бегущая упряжка на фоне проплывающего по заднику однообразного ландшафта заснеженной тундры).
В результате нерюнгринский Театр актера и куклы выступил несомненным лидером фестивальной программы, равно как и призовой таблицы. А. Иванов был признан лучшим режиссером, а также получил специальный приз жюри за внеконкурсный спектакль «Пашка». За лучший актерский ансамбль наградили театр «Экият» (Казань), лучшей актрисой была названа Елена Сафронова (Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», г. Чита), лучшим актером — Алексей Белов (Приморский краевой театр кукол, г. Владивосток), как лучшее музыкальное оформление отметили работу А. Никулина в спектакле «Кустук».
И еще одно, не последнее среди фестивальных впечатлений: культура нерюнгринского зрителя. Большой зал (около 200 мест) исправно заполнялся в течение шести дней публикой самой разнообразной. Побывали здесь и бабушка с внучком, и семейная пара с детьми, и студенческая компания, и не один школьный класс. С искренним любопытством воспринимая и живо реагируя на спектакль, зритель неизменно тактично удерживался в рамках неписаного этикета, не создавая помех ни соседям по залу, ни артистам, ни организаторам.
Не удержаться от резюме: такую публику не грех пожелать любому из столичных фестивалей. А если уж где и искать «театральную провинцию», то, безусловно, не в российской глубинке, а в головах.