тайга жизнь и быт людей
Деревня с признаками жизни: как живут хозяева тайги
В глубине тайги
Дорога до Выезжего Лога виляет сквозь тайгу. Солнце медленно спускается за макушками елей и кедров, погружая дорогу, идущую через лес, в полумрак. В Выезжий Лог мы едем с Игорем, одним из уроженцев этой небольшой таежной деревни, чтобы застать последние дни лета и увидеть, как село готовится к зиме. Родственники Игоря пригласили его помочь на покосе.
Из города мы выехали поздно, и ночь застает нас в пути. До Выезжего Лога 180 километров по трассе через лес. На дворе середина августа, и погода в это время очень капризна, но после недели дождливых и пасмурных дней в Выезжий Лог внезапно пришло лето, и столбик термометра поднялся до тридцати градусов.
В деревню мы въезжаем через три часа пути уже глубокой ночью, но в ней светло: фонари освещают главную улицу, которая в конце пути заканчивается мостом через речку Мана. Повиляв по улочкам, мы поднимаемся на холм, где и живут родственники Игоря. Нас встречает его тетя Аня. Освещая себе дорогу ручным фонариком, она распахивает ворота, впуская нас во двор.
С холма, на котором расположился дом приютившей меня семьи, раскинулся вид на ночную деревню: она тянется вдоль леса по берегу реки. Одни дома выстроились у подножья заросшего лесом холма, другие «вскарабкались» на его склоны.
Дома здесь ухоженные, с пластиковыми окнами, кустами рябины во дворе и большими садовыми участками. Есть несколько продуктовых магазинов, аптека, отделение почты, клуб, средняя школа и фельдшерский пункт.
Хозяин тайги
В память об этом событии на берегу Маны, где во время съемок жил Высоцкий, установили камень с мемориальной доской, на горе сделали надпись в честь создания фильма и ежегодно проводят экскурсии и фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь».
— Раньше у нас тут проходил фестиваль «Высоцкий и Сибирь», а потом его в Нарву перенесли, говорят, там места больше. А к нам из-за фестиваля люди приезжали, хоть какое-то развитие. Мы даже плакаты писали против переноса праздника, протестовали, а что толку-то. А вообще у нас и так туристов много приезжает, на сплавы. С конца мая на берегу лодки появляются, плоты строят. Отсюда людей в верхние пороги заплавляют. В нижних тоже красиво, но там не такие камни, как в верхних.
Новая жизнь
С наступлением сумерек на пустынных улицах кое-где появляются люди. Сгорбившись, седой мужичок встречает жену с работы. Он несет ее тяжелую сумку и размышляет, как утеплить дом на время скорой холодной зимы, чтобы супруга не мерзла, пока он отправится на долгую охоту в тайге. Кто-то тащит трактором целую телегу сена, кто-то гонит стадо коров по главной асфальтированной улице…
Как и во многих деревнях, здесь любят шумно отметить свадьбу, которая может длиться неделю, или затяжно встретить Новый год. Напиться и подраться из-за пустяка. Но если вдруг случается какая беда, то все объединяются: сообща тушат свирепый огонь и отстаивают деревню от пожара или уезжают на покос. В этом вся деревенская жизнь, понять которую можно только прожив здесь несколько месяцев.
Жизнь в тайге Дальнего Востока. Как распиливают местную природу
Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев
Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.
Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.
На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.
Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.
В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.
Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.
Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.
Пилят тайгу, осваивают бюджеты
В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.
11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова. население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.
А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.
Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи. и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.
Слава богу, огород у нее не отняли.
Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.
Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.
Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.
Таежные люди в большом мире: быт и традиции вымирающего народа
Сегодня в Парабельском районе Томской области насчитывается 350 селькупов. Большинство из них давно перебрались в большие деревни, а юрты, где веками проживали их предки, больше напоминают дачи или замки. Правда, добраться до этих тщательно спрятанных в тайге селений, особенно осенью и зимой, практически невозможно. Дорог нет, а решиться на многокилометровый пеший поход через лес может только настоящий «таежный человек», уверенный в том, что, как гласит народное поверье, его и медведь не тронет, и духи защитят.
Встретимся в офисе
Мы с тобой одной крови
По его словам, в Мумышево школу закрыли в конце 1980-х годов. Сейчас там живет несколько человек, и все они работают в национально-промысловом хозяйстве, которым он и руководит. То есть по сути живут традиционными для селькупов ловом и переработкой рыбы, сбором грибов, ягод и кедрового ореха.
Кстати, как рассказала библиотекарь села Нарым Алена Луговская, маленькую рыбку, которую сегодня продают в качестве закуски к пиву, придумали селькупы.
Боги большие и маленькие
Неизменный интерес ученых вызывают и традиционные верования селькупов. Несмотря на то что селькупы приняли православие еще в XVIII веке, они продолжают сохранять языческие (дохристианские) религиозные представления и обряды, главной особенностью которых является одушевление окружающих предметов, животных и сил природы. Многие нарымские селькупы и сегодня ходят в лес поклониться покровителю рода, а в дорогу берут с собой оберег.
Тот, кого нельзя называть
Согласно народному поверью, этот опасный и коварный хищник является предком, прародителем всех селькупов. Вероятно, с этим обстоятельством связан и запрет на убийство медведя. Но если в безвыходной ситуации (в случае нападения на человека) «родственника» убивали, то в былые времена местные жители обвиняли в этом не человека, а убившую животное пулю.
Томский историк-этнограф XIX века Николай Костров в одной из своих работ отмечал, что проживающие на территории Томской губернии русские старожилы совсем «одичали» и стали походить на остяков (бытовавшее до 1920-х годов название селькупов и хантов).
Кроме того, по словам чиновника, существует некоторый конфликт интересов: «представителей коренных народов в первую очередь интересует приобретение технических средств для поддержания традиционных национальных промыслов (лодки, вездеходы, морозильные камеры), но это не в компетенции департамента культуры». В результате работа по сохранению национального наследия сводится лишь к проведению региональных фестивалей и конкурсов.
Правила жизни в тайге
Давным-давно корень «тай» означал что-то дремучее, дикое, дивное. Отсюда — тайга, Таймыр, рыба таймень.
Север просто предназначен для кочевья. Уже третий год, как мы кочуем по тайге на СВП (судно на воздушной подушке. — Прим. ред.) — сидя на одном месте, много не увидишь. Намотали по эвенкийским рекам 5000 км. Мой муж — соавтор и первый испытатель лодки.
Вместо «удобной» жизни на одном месте мы выбрали легкость и мобильность. Летом уходим в предгорья, где почти нет комаров, к зиме кочуем туда, где можно охотиться и рыбачить.
Мы живем на берегу озера среди лесов и гор. От Якутска до поселка Сасыр — 1500 км, а мы — еще дальше. Здесь дико и свободно, и все по-настоящему. Хотим пожить здесь несколько лет, получше изучить окрестности.
Таежный быт дается нелегко, тут многое зависит от погоды. От дождей вздуваются реки и движение по всему региону парализуется, зимой десятидневные метели. С марта по ноябрь закупаются продукты, пока работает зимник. А в темные зимние месяцы, когда солнце катится вдоль горизонта, сидим дома.
Вегетарианство — не северная тема, здесь в почете мясо и рыба, иначе холодную зиму не пережить. За этим мясом, конечно, надо побегать, порой не один день, но добрая охота снабдит едой на несколько месяцев.
Прошлую зиму мы провели с одной керосинкой, мне не хватало света и общения с близкими. В этот раз у нас есть свет и интернет. Можно ли мечтать о большем?
Мы сами устанавливаем отопительный сезон. Стало холодно — растопили печку. Холод любит подвижных и веселых — если постоянно что-то делаешь, то не мерзнешь. Даже в 35-градусный мороз выходишь работать в легкой куртке.
В природе обостряется интуиция, учишься чувствовать свой организм, а организм всегда знает, как ему лучше. Плюс образ жизни — много движения, свежего воздуха. Понятие простуды исчезает из лексикона.
Тайга — это не только зима. Люблю август, когда нет комаров и начинается ягодный сезон. Октябрь с ураганными ветрами. В феврале день становится длиннее и солнце светит по-весеннему. В мае распускаются лиственницы — как не любить май?
Северным сиянием не устаешь любоваться, это всегда подарок природы. Каждый раз оно разное: похоже то на ледяные осколки, то на атласный занавес, то на силуэт какого-нибудь зверя.
Встретить оленя или медведя в тайге — не редкость. Это значит, что ты живешь в едином ритме с окружающей природой, от тебя не «пахнет» стрессом и зверь воспринимает тебя как часть окружения.
Ягель — вот этот маленький кудрявый лишайник высотой в несколько сантиметров. У него самый удивительный цвет в тайге. Он не белый и не зеленый, не желтый и не серый, а какой-то одновременно и такой, и эдакий.
Чтобы почувствовать тайгу по-настоящему, мало пожить на Севере две недели или месяц. Нужно не меньше года, чтобы увидеть все сезоны, ощутить все краски и полутона, понять, зачем комары, почему мерзлота, как так: –60 °С и темно 24 часа в сутки.
Когда я приезжаю в город, суета сбивает с толку. Мысленно я еще там, в тайге, и городская беготня выглядит смешно. Все куда-то спешат, соревнуются: у кого айфон круче, у кого джинсы моднее. А зачем? Какая от этого польза?
У якутов до прихода русских не было слова «спасибо». Северянин не тратит время и силы на похвалу, ведь слова не согреют и не насытят в морозы. Он лучше угостит мясом, поможет наколоть дрова.
Жизнь в тайге
На что тратится жизнь обычного человека, живущего в миру? Все направлено на улучшение быта, повышение комфорта жизни. Будь то разработка нового кухонного комбайна или двигателя для ракеты — все подчинено одной цели. Однако парадокс в том, что чем лучше и легче живет каждый из нас, тем хуже и сложнее условия, в которых приходится выживать современному обществу. Особенно если речь идет о христианском обществе.
Промысел же Божий, Его человеколюбие и забота о каждом из нас показывает нам другой путь развития человека и общества в целом. Это прежде всего духовный путь развития цивилизации, когда каждый сознательно и без принуждения выбирает жизнь со Христом ради спасения души. Мир сейчас держится не на космических технологиях и не на уровне различных услуг, а на ежедневной горячей молитве христиан ко́ Господу. И чем дальше от цивилизации, тем чище и искренней молитва.
Поселок Нововильвенский Горнозаводского района Пермского края находится всего в 14 км от государственного природного заповедника Басеги. Заповедник организован в 1982 году с целью сохранения ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала, крупного массива коренных среднеуральских елово-пихтовых лесов, расположенных в предгорьях хребта Басеги.
Само название заповедника и хребта на уральском диалекте означает «красивый, чудесный». И действительно, трудно где-то ещё найти такое красивое место. Горный хребет окружают со всех сторон густые леса, с его склонов стекают чистые горные ручьи и речки. Все они — места нерестилищ рыбы, а их воды питают притоки рек. По вершине хребта проходит уникальный горно-тундровый пояс. Чуть ниже тундр — поражающие воображение субальпийские луга. А всё вместе — места концентрации редчайших растительных сообществ и редких видов флоры и фауны.
В советские годы в поселке Нововильвенский была развита лесная промышленность, работал лесозаготовочный комбинат. Однако после развала Советского Союза и во все последующие годы происходило постепенное падение уровня производства, а вскоре комбинат и вовсе был закрыт. Оставшиеся без работы люди стали покидать некогда крупный поселок городского типа, работать на земле и жить своим трудом захотели немногие. По переписи населения на 1 января 2010 г. численность жителей поселка уже составляла не более тысячи человек, как раньше, а всего 366.
Сейчас, спустя 5 лет, в поселке проживает всего 50 человек. Из инфраструктуры — сотовая связь на опушке, летняя дорога, электричество. Школ, больниц, магазинов и других учреждений нет, пока действует только почтовый пункт.
Именно такое место и стало идеальным для уединения и молитвы двух семей христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПсЦ) — Нестеровича Андрея и Ощепкова Александра.
Андрею 31 год, и его нельзя назвать ни дауншифтером, ни отшельником, ни странником. В таёжную глушь он отправился ради спасения души, ради жизни своим трудом вдали от шума, грязи и суеты города.
Трудности быта и таежная жизнь в глухом поселении его отнюдь не пугают. На мой вопрос: «Как живётся в тайге?», — отвечает: «Полное спокойствие. Поют, заливаясь, соловьи, шумит горная река. Топится печка, сегодня на ужин свежее козье молоко и хлеб. Я счастлив здесь».
В доме только самые необходимые вещи, и то не все. Один казанок для всех типов блюд. Небольшая печь. Вода из скважины. Но это всё не главное.
Главное в доме любого христианина — это красный угол, божница. На ней Андрей установил свои иконы, привезенные из Новосибирска.
Вместе с Александром, который поселился с семьей в этом месте раньше, они воздвигли на вершине высокой горы (600 м над уровнем моря) поклонный Крест. Вместе, семьями, они и молятся, в трудах прославляя Бога, и помогают друг другу в нехитром хозяйстве. Никаких развлечений, никаких благ и удобств, только труд и молитва. В действительности, ведь такой и должна быть жизнь христианина.
Спрашиваю: «Не жалеешь о том, что бросил цивилизацию с её благоустройствами, мирскую работу?» И заранее в голове звучит ответ, что, конечно же, нет, особенно, если вспомнить, сколько мирских работ ему пришлось сменить, чтобы сохранить Образ Божий. В мире, где важно скоблёное младенческое лицо, дресс-код и корпоративно-этические кодексы, христианину живется непросто. И, действительно:
Работать нужно на Бога! И во славу Бога. Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом (Прим. — Пс.2:12).
Неисповедимы пути Господни, и во все времена своих верных рабов Господь всегда укрепляет, наставляет, поучает и не оставляет в нужде. От нас же требуется малость — следовать заповедям Его, иметь в сердце страх Божий и любовь нелицемерную, не боясь трудностей.
Задумайтесь, много ли надо человеку, чтобы жить благочестиво? На самом ли деле нам необходимо то обилие вещей, предметов и «благ», которыми сейчас окружил себя человек? Или отвлекает всё это от главной цели христианина — спасения души и жизни вечной?
Ответ, думаю, очевиден. И на примере этих двух таёжных семей я еще раз убедилась в этом.
Автор: Нина Лукьянова
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!