танцор фарух рузиматов биография
Фарух Рузиматов
Фарух Садуллаевич Рузиматов. Родился 26 июня 1963 года в Ташкенте. Советский, таджикский и российский артист балета, премьер Мариинского театра (1986-2007). Заслуженный артист Таджикской ССР (1988). Народный артист РФ (2000).
Фарух Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте.
Отец – Садулло Шакирович Рузиматов (1941 г.р.), педагог теоретических музыкальных дисциплин.
Мать – Майя Амоновна Рузиматова (1943 г.р.), педагог по вокалу.
Родители родом из Ленинабадской области Таджикской ССР.
Вскоре после его рождения семья перебралась в Душанбе. С ранних лет Фарух занимался хореографией. В 1973 году в Душанбе приехал педагог из Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, который отбирал самых талантливых детей. Был отобран и Фарух. Так он стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы, где его педагогами были Г. Н. Селюцкий, Н. В. Балтачеева, Н. Н. Серебренников.
На выпускном спектакле в 1981 году ему, как одному из лучших учеников курса, доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося Фаруху балета – «Дон Кихот».
После выпуска в 1981 году по классу педагога Геннадия Селюцкого был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1986 году был выдвинут на положение солиста. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара.
В 1990-1991 годах был приглашенным солистом Американского театра балета (Нью-Йорк).
В 1992 году участвовал наравне с такими звёздами, как Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, в первом концерте на Красной площади, знаменующим конец СССР и начало новых времён в России, станцевав с Маргаритой Куллик па-де-де из балета «Корсар».
Танцевал с Татьяной Тереховой, Маргаритой Куллик, Алтынай Асылмуратовой, Юлией Махалиной, Ларисой Лежниной, Ириной Чистяковой, Светланой Захаровой.
После 1995 года у него сложился яркий дуэт с молодой балериной Дианой Вишнёвой.
Репертуар Фаруха Рузиматова:
В 2006 году создал фонд «Возрождение танцевального искусства», который учредил стипендии для лучших студентов Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, а также оказывал поддержку новым балетным постановкам, мастер-классам ведущих зарубежных педагогов в России. Был его президентом до 2011 года, когда фонд был ликвидирован.
Пробовал себя в журналистике, даже вошел в тройку финалистов Национальной премии в области печатных СМИ «Искра» за профессионализм и качество в работе лучшим журналистам из всех регионов России, в номинации «Дебют».
C 2009 года возобновил танцевальную карьеру, подготовив собственную программу, к которой привлёк артистов Мариинского, Большого и Михайловского театров.
В 2014-2015 годах возглавлял балетную труппу Ростовского государственного музыкального театра.
Личная жизнь Фаруха Рузиматова:
В браке родился сын Станислав.
В середине 2000-х пара рассталась.
Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва
У них родился сын Далер.
Фарух Рузиматов и Виктория Кутепова
Фильмография Фаруха Рузиматова:
Награды и звания Фаруха Рузиматова:
последнее обновление информации: 28.07.2020
Легенда балета Фарух Рузиматов: Техника выросла, но я лучше пересмотрю Барышникова, чем кого-то из современных танцовщиков
— Я правильно понимаю, что руководящие должности вас в ближайшее время интересовать не будут? Интересующиеся балетом люди помнят, как вы на два года на такую должность пришли, став худруком Михайловского театра. А потом сказали, мол, нет, ребята, все-таки я буду танцевать.
Фарух Рузиматов в сцене из спектакля «Самурай Нобунага» в Государственном Кремлевском дворце. Фото Артем Геодакян/ТАСС
— Сейчас многие критикуют нынешний балет. Не та школа, мол.
— То есть по-прежнему мы «впереди планеты всей»?
— Я считаю, что да. Просто статистику посмотрите. В большинстве западных театров ведущие солисты – русские. Украинцев, правда, много тоже. Но русские везде танцуют.
— Вот есть, например, классический балет, тот же самый «Бахчисарайский фонтан» или «Жизель». И есть, например, балет «Нуреев». Балет тоже должен развиваться, но так ли радикально?
— Честно говоря, я слышал со стороны что-то, видел там какие-то короткие нарезки. Да, это не модерн, это классика, красивые вариации, красивые дуэты. Слышал, что в нем принимал участие режиссёр, Кирилл Серебренников, Ну, наверное, как опыт это интересно. Но… Не знаю, это все равно, что бы я пришел в БДТ и начал сейчас ставить драматический спектакль. И много политики. Потом, тема личной жизни Нуреева была далеко не главенствующей в истории его жизни. Может, не надо было так спекулировать на личном и обыграть какие-то другие моменты его интересной творческой биографии. Делать уклон на его любовные дела, мне кажется, очень пошло и не стоит того.
— Искусство стало «опиумом для народа».
— Да-да. Большевики, имея хороший фундамент и основу, балет подняли на небывалую высоту. С 20-х годов прошлого века зародилась целая плеяда гениальных танцовщиков и хореографов.
Фарух Рузиматов. Фото: Личный архив
— Тут я не могу не спросить про один очень важный момент. Я разговаривала с одним балетным танцовщиком, который сказал мне, что в этом виде искусства заработать очень тяжело, по сравнению, скажем, с оперным миром, где гонорары чуть ли не в тридцать-сорок раз выше.
— Лично мне кажется, вопрос денег всегда поднимается людьми, которым балет «по боку». Я не говорю, что мы должны быть нищими. Но первооснова всегда – это твое служение искусству, танец. То, чем ты живешь. Если ты живешь балетом, то ты живешь балетом. А заработок уже придёт. А когда ты говоришь: «Заплатите мне больше и буду лучше танцевать» и рассуждаешь, кто больше, что получает – это уже полная профанация и нелюбовь к своему искусству. Я не говорю, что все должны танцевать бесплатно. Я очень не люблю танцевать бесплатно, если это не благотворительные проекты. Но для меня этот вопрос стоит на втором-третьем месте. У нас очень тяжелый труд. И профессионал, (а я себя причисляю все-таки к профессиональным танцорам), всегда работает только за вознаграждение.
— А как вы думаете, у нас сейчас много, кому есть, что сказать на сцене?
— На кого мне интересно было пойти посмотреть?
— Это магия, и она на пустом месте не рождается.
ОБ ОДЕРЖИМОСТИ
— Может, «магию» не всегда выходит «родить», потому что не все пытаются как актеры театра и кино, вжиться в роль? Я знаю из вашего же опыта, что когда вы играли Распутина, то не просто начали разучивать движения, а еще и его биографию изучали.
— Какую-то часть свою, я так понимаю?
— Ну, по всей видимости, да. Было бы глупо играть очень одиозного человека с бородой лопатой. Это что-то лубочное, обросшее легендами и сплетнями. Потом, энергетика этого человека к тебе частично передаётся. «Распутин» был настолько тяжелый спектакль, что после него можно сидеть два часа и не шевелиться. Артист должен максимально отдаваться, выжимать себя до конца, как мокрую тряпку. Тогда будет реакция зрителей.
— Расскажите мне, пожалуйста, про одержимость. Насколько это вообще важный элемент творчества?
— Мне захотелось плакать, как он стоит в костюме запасным за кулисами и ждет, что кто-то не сможет исполнить свою партию.
ПРОБЛЕМЫ В БАЛЕТЕ
— Есть ли у балета сейчас какие-то глобальные проблемы? Я слышала, что, например, что нет профсоюза, который бы защищал ваши права. Нужен ли он вообще?
— Но должна быть организация, которая бы представляла интересы артистов?
— А не стало меньше блата? Люди думают, что многие попадают на ведущие роли именно по протекции.
— Я не верю в это. По блату ты же не заставишь публику тебе хлопать. Ну, можно пятерых купить, десятерых, которые тебе будут истошно орать, как это часто бывало в Большом театре – кричать там тебе дебильными голосами, как это было в 80-х годах. Насколько я помню, это целые организации были профессиональных клакеров.
«ВСЕ КУРЯТ, ПЬЮТ И ЕДЯТ ЧТО ХОТЯТ»
— Жизнь артиста балета отличается от жизни обычного человека. Так нам рассказывали и показывали в кино. Но вот я своими глазами вижу, что вы, по крайней мере, можете себе позволить сладкое.
— А вы в какой момент поняли, что без этого жить не можете?
— Наверное, как ни странно, когда вышел первый раз на сцену Кировского театра в роли поваренка в «Дон Кихоте ». Мне было одиннадцать. Я уже все забыл, как все было. Но ощущение, что для меня нахождение на сцене было естественным, осталось. Потом, на определенных этапах, были психологические спады. Когда ты уставал от всего, понимал, что тупик. Но проходило время, я делал паузу и потом опять все загоралось внутри.
ПРО ЖИЗНЬ В АМЕРИКЕ
— Многих интересует период вашей жизни и работы в Америке в начале 90-х. Про него и правда не много известно.
— Можно сказать, что это был период стагнации? Или он был для вас каким?
— А вы, конечно, не могли знать, что будет так.
— У писателей есть выражение «железный зад». Это когда ты можешь что-то создать, если сидишь не вставая и творишь. А что вас ведёт вперёд?
— Какую роль вы еще хотели бы получить?
— Может быть, Чингисхана хотел бы станцевать. Очень такое мощное. Человек воинственный.
— Есть известные балерины, которые, покинув большую сцену, начинают выступать с сольными программами по разными ДК для детей, например. И некоторые именно по таким выступлениям судят по состоянию современного балета.
— Ну, во время Пушкина были писатели, которые были намного популярнее Александра Сергеевича. О них все говорили. Но сейчас никто не вспомнит их имена. Почему все должны любить балет и в нем разбираться? Опять же, давайте исходить, что это все-таки достаточно элитарное искусство. В филармонию тоже ходят люди достаточно подготовленные. Либо профессионалы, либо те, кого с детства приучили, либо люди, которых, действительно, музыка трогает. Это определенная категория с определенными лицами. Знаете, такое сообщество.
— А как вы относитесь к тому, что сейчас популярные артисты спокойно рассказывают об изнанке своей жизни?
— Мне, например, абсолютно неинтересно читать письма Петра Ильича Чайковского, которого я боготворю. Абсолютно! Где он переживает из-за проигранных трех рублей. И все это в каких-то соплях.
— А я про вас только одно читала, если честно, что из-за любви к вам Диана Вишнева уехала куда-то за границу.
— Полная ерунда. Полная ерунда. Она, во-первых, никуда не уезжала.
— У вас с Дианой был очень творческий, писали…
— А про творческий союз с Морисом Бежаром могу спросить?
— А вас не смущало его отношение к мужчинам?
— Нет. У него в творчестве это никак не проявлялось, как и у Нуреева. Это был умнейший человек. Он хотел быть танцовщиком с детства. Но Бог ему не дал ни роста, ни внешности: короткие ручки, ножки. Вот у него вся энергетика и вылилась в воплощение себя через танцоров.
— А сейчас есть такие хореографы, которые могли бы действительно вытянуть из современных танцовщиков вот этот «экстракт» мастерства?
— А как вы боролись с завистью коллег и конфликтами, которые у вас не могли не возникать? У любого яркого человека, безусловно, есть люди, которые начинают пытаться с ним конкурировать.
— Расскажите для тех, кто не вовлечен в балет с головой, где в ближайшее время можно вас увидеть?
Танцор фарух рузиматов биография
Народный артист России, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреат международных конкурсов
Родился 26 июня 1963 года в Ташкенте (Узбекистан). Отец — Рузиматов Садилло Шакирович (1941 г. рожд.), педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать — Рузиматова Майя Амоновна (1943 г. рожд.), педагог по вокалу. Супруга — Кутепова Виктория Викторовна, артистка балета, танцует в Мариинском театре. Дети: Станислав, Далер.
Родители Фаруха жили искусством, но об артистической карьере сына и не помышляли. Его судьбой распорядился Его величество Случай. В очередной раз в Душанбе приехал педагог из знаменитого Ленинградского хореографического училища, чтобы отобрать самых способных детей для обучения танцу. Фарух только что вернулся из пионерского лагеря, заняться было нечем, вот и увязался с кем-то из приятелей на объявленный просмотр. Худенький, тянувшийся ввысь мальчишка тем, кто отбирал, приглянулся. Помимо всего привлек диковатый блеск его глаз — предвестье сценического темперамента. Так Фарух неожиданно для самого себя и родителей стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы.
В Ленинграде мальчик впервые увидел балетный спектакль. Шел «Дон Кихот», и Фарух с другими сверстниками был занят в поварятах. Спектакль ошеломил праздничностью действия, надолго стал одним из любимых.
В классе, куда попал Фарух, классический танец преподавали опытные педагоги: сначала — В. И. Иванов, последние 4 года — Г. Н. Селюцкий. Их уроки он ждал с нетерпением. Нравилось также заниматься французским языком, увлекала литература. А вот к физике, математике, химии сердце не лежало. Приходилось воспитывать волю и свои антипатии пересиливать.
Танец обступал в училище со всех сторон. Классика — как ежедневная молитва. Год от году тело расправлялось, становилось послушнее. Тут все подчинялось строгой классической форме. А вот на уроках характерного танца эмоции можно было не сдерживать, педагог Т. В. Балтачеев это даже поощрял. На занятиях дуэтным танцем у И. И. Серебренникова приходилось нелегко: здесь нужны были и ловкость, и физическая сила. А сил-то растущему юному организму как раз и не хватало.
Тем не менее на выпускном спектакле в 1981 году Фаруху доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося «Дон Кихота». Партнершей была Татьяна Кутина. Выбор означал, что в тоненьком, не оформившемся еще окончательно юноше видят в будущем виртуозного классического танцовщика. И действительно, выпускник заинтриговал: его танец завораживал искренней увлеченностью, подкупал внутренним горением.
Рузиматова приняли в труппу Мариинского театра и сразу стали поручать сольные партии, сначала небольшие. И вот — снова встреча с «Дон Кихотом» (1985): это был первый большой спектакль, в котором Фарух исполнил ведущую роль. Очень помогла работа с выдающимся мастером Б. Я. Брегвадзе. Тот заботился и об отделке танца, и о естественности сценической жизни. Партнершами были уже сложившиеся балерины С. В. Ефремова, В. М. Ганибалова. Событием стало выступление с прима-балериной Г. Т. Комлевой, великолепной Китри, в свое время вводившей в этот спектакль М. Н. Барышникова. С тех пор Фарух с «Дон Кихотом» не расставался. Ведь тут есть возможность оттачивать виртуозность, искать новые эффекты в танце, в полной мере упиваться жанровыми красками.
Прогнозы подтвердились: Рузиматов со временем превратился в крупного классического танцовщика, самобытного, непохожего на других. Артиста особенно привлекают те роли, в которых присутствует драматизм. Его Альберт в «Жизели» искренен и порывист, он в отчаянии от непредвиденного трагического поворота событий. А Солор в «Баядерке» то статуарно декоративен, то импульсивен и горяч.
Из западных хореографов Фарух Рузиматов особенно высоко ценит раннего И. Килиана. Артист сокрушается, что такие титаны, как М. Бежар, все дальше уходят от спектаклей танцевальных, предпочитая им вновь изобретаемые синтетические формы, где танец тесним чем-то другим. Рузиматов обеспокоен неоправданными, на его взгляд, экспериментами над классическим наследием в Мариинском театре. И не боится выглядеть консервативным в этом вопросе: шедевры прошлого — это такое духовное богатство, которое необходимо сохранить для будущего.
Большую часть творческой жизни Рузиматов репетировал с Г. Н. Селюцким. Сейчас работает с разными людьми — это зависит от репертуара.
Ф. С. Рузиматов — народный артист России (2000), лауреат Международных конкурсов балета в Варне (1983) и Париже (1984), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995).
У Рузиматова одно увлечение — танец. Ни на что другое ни сил, ни времени не остается.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Фарух РУЗИМАТОВ: Для меня Москва стала Вавилоном, не хочу здесь танцевать.
…Фарух Рузиматов с улыбкой говорит, что танцевал едва ли не всех балетных принцев и королей. Американская пресса назвала Рузиматова «золотым танцовщиком века», англичане присвоили ему титул «Танцующий леопард». Одна из новых работ мастера – Григорий Распутин в одноименном балете петербургского хореографа Георгия Ковтуна. Теперь Рузиматов сотрудничает с отмечающим 60-летие хореографом Борисом Эйфманом.
К сожалению, московская публика практически лишена возможности увидеть «царственного, терпкого и тревожного в каждом, даже самом сложном, своем движении». Не балует Рузиматов и журналистов – он практически не дает интервью. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с Фарухом на ежегодном фестивале балета в Финляндии сразу после спектакля «Распутин», имевшего там оглушительный успех.
– У вашего танца словно бы нет возраста, вы демонстрируете блистательную технику, одинаково виртуозно танцуете и классические, и современные постановки. Меж тем говорят, что век танцора недолог, как у бабочки.
– Конечно, с одной стороны, век танцовщика короток, но, с другой… Я думаю, что все зависит от человека, от его отношения к профессии, желания танцевать – от его любви к этой профессии. Пока человек стремится духовно развиваться, не останавливается на достигнутом, не появляется так называемый звездный статус, пока человек чувствует себя внутри учеником, он будет расти. Когда человек останавливается, ему становится неинтересно – он начинает стареть. Все останавливается.
– То есть вы полагаете, что именно в этом причина трагедий многих прославленных в свое время танцоров, которые сошли со сцены, например, в 35 лет?
– Часто бывает, что люди получают травму. Одно дело получить травму в 20 лет, когда еще есть время восстановиться, другое дело – лет в 35–40, это уже намного сложнее. Кстати, вы мне польстили, сказав, что технически я могу все. Конечно, могу, но мне это дается намного сложнее, чем, скажем 15–20 лет назад. Но, так скажем, осмысление того, что ты делаешь, становится, конечно, более глубоким. В случае, если ты работаешь над этим.
– А вас травмы удачно миновали?
– Нет, травмы были, но я не люблю об этом говорить.
– Помимо техники, всегда отмечалось еще и ваше драматическое дарование, которое, как утверждают критики, вы сумели реализовать в полной мере лишь сейчас, исполнив партию Григория Распутина. Что значит для вас эта работа?
– Во-первых, этот балет был поставлен специально на меня. Это очень важно для любого артиста. Это совсем другое чувство. На мой взгляд, у нас получился удачный тандем с хореографом Георгием Ковтуном. Ну и сама личность Распутина настолько грандиозная, мистическая, овеянная легендами. Она дает колоссальную пищу для артиста. Личность мощная, харизматическая и вместе с тем противоречивая. Распутин – персонаж не одной краски, он многолик.
– Когда вы готовили эту партию, наверное, пришлось изучить много материалов, окунуться в историю?
– Я прочел, конечно, какие-то книги, но в принципе для меня это было не столь важно. Я делал все скорее интуитивно. У меня искренний интерес к Распутину, я чувствую его бешеную энергию. И отношение к нему пропускаю через себя, воплощая свои эмоции на сцене. Я не играю Распутина, я выражаю свои собственные чувства через этого человека. Получается такая смесь меня и персонажа. Вообще я себя не отношу к тому типу людей, которые досконально все изучают и пытаются на основе этого как-то выстроить роль. Наверное, это помогает. Но я всегда иду по другому пути, более полагаясь на интуицию, хореографию, свое тело…
– Но у вас все равно, наверное, есть свое представление об этом человеке?
–Очень своевременный вопрос. В конце марта в Питере состоится премьера программы, где я буду вместе с профессиональными танцорами исполнять «фламенко» под музыку «Болеро» Равеля.
– На ваш взгляд, в целом в России во многих отношениях не стало тяжелее жить? Как вы вообще воспринимаете то, что происходит вокруг?
– Все зависит от того, как человек воспринимает мир. Есть такая притча. Человек приходит в город, останавливается у ворот и говорит:
«Я пришел из города, где все сплошные жулики, обманщики и воры. А как в вашем городе?» Ему отвечают: «Знаешь, у нас тоже жулики, воры и мошенники».
Через некоторое время приходит другой человек и спрашивает:
«Как здесь, в вашем городе?»
«А как было в том городе, откуда ты пришел?»
«Там прекрасный город, великолепные люди, добрые и внимательные».
«Ты знаешь, у нас то же самое – внимательные, добрые люди».
То есть все зависит от твоего внутреннего состояния, где бы ты ни оказался.
– Вы не хотите попробовать себя в других жанрах? В свое время Вера Глаголева сняла вас в своем режиссерском дебюте. Замечательный был фильм, и вы там были очень хороши.
– Это эпизод, где меня из-за рояля не видно? (Смеется.) Если серьезно, недавно я попробовал себя даже в таком классико-драматическом спектакле. Мой приятель Виктор Терели, прекрасный артист и драматург, предложил мне сыграть в спектакле по «Моцарту и Сальери» Пушкина. Почему-то он выбрал меня на роль Моцарта. В общем, мы сыграли, и вполне успешно. Но я понял, что не созрел пока для текста. Хотя Виктор убеждал меня, что я могу, все хорошо. Но танцевать мне пока интереснее.
Беседовала Марина КОЛЕСНИКОВА
Фарух Рузиматов: я больше знаком со сценой, чем с кабинетами.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Выдающийся танцовщик Фарух Рузиматов
Народный артист России, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреат международных конкурсов кумир многи х поколений зрителей, король танца Фарух Рузиматов родился 26 июня 1963 год а в Ташкенте. Отец — Садилло Рузиматов, педагог музыкальных дисциплин. Мать — Майя Рузиматова, педагог по вокалу. Супруга — Виктория Кутепова, артистка балета, танцует в Мариинском театре. Дети: Станислав, Далер.
Родители Фаруха жили искусством, но об артистической карьере сына и не помышляли. Его судьбой распорядился его величество случай, когда в очередной раз в Душанбе приехал педагог из Ленинградского хореографического училища, чтобы отобрать самых способных детей для обучения танцу. Фарух только что вер нулся из пионерского лагеря, заняться было нечем, вот и пошел с кем-то из приятелей на объявленный просмотр. Худенький, тянувшийся ввысь мальчишка тем, кт о отбирал, приглянулся, привлекал и дикова тый блеск его глаз — предвестье сценического темперамента. Так Фарух неожиданно для себя и родителей стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы.
Классический танец преподавали опытные педагоги: сначала — Иванов, последние 4 года — Селюцкий. Их уроки он ждал с нетерпением. Нравилось заниматься французским языком, увлекала литература. А к физике, математике, химии сердце не лежало. Приходилось воспитывать волю и пересиливать антипатии.
Танец обступал в училище со всех сторон. Классика — как ежедневная молитва. Год от году тело расправлялось, становилось послушнее. Тут все подчинялось строгой классической форме. А вот на уроках характерного танца эмоции можно было не сдерживать, педагог Балтачеев это даже поощрял. На занятиях дуэтным танцем у Серебренникова приходилось нелегко: здесь нужны были и ловкость, и физическая сила. А сил-то растущему организму как раз и не хватало.
Тем не менее на выпускном спектакле в 1981 году Фаруху доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося «Дон Кихота». Партнершей была Татьяна Кутина. Выбор означал, что в тоненьком, не оформившемся еще окончательно юноше видят в будущем виртуозного классического танцовщика. И действительно, выпускник заинтриговал: его танец завораживал искренней увлеченностью, подкупал внутренним горением.
Рузиматова приняли в труппу Мариинского театра и сразу стали поручать сольные партии, сначала небольшие. И вот — снова встреча с «Дон Кихотом» (1985): это был первый большой спектакль, в котором Фарух исполнил ведущую роль. Очень помогла работа с выдающимся мастером Брегвадзе. Тот заботился и об отделке танца, и о естественности сценической жизни. Партнершами были уже сложившиеся балерины Ефремова, Ганибалова. Событием стало выступление с прима-балериной Комлевой, великолепной Китри, в свое время вводившей в этот спектакль Барышникова. С тех пор Фарух с «Дон Кихотом» не расставался. Ведь тут есть возможность оттачивать виртуозность, искать новые эффекты в танце, в полной мере упиваться жанровыми красками.
Прогнозы подтвердились: Рузиматов со временем превратился в крупного классического танцовщика, самобытного, непохожего на других. Артиста особенно привлекают те роли, в которых присутствует драматизм. Его Альберт в «Жизели» искренен и порывист, он в отчаянии от непредвиденного трагического поворота событий. А Солор в «Баядерке» то статуарно декоративен, то импульсивен и горяч. Артист исполняет практически все ведущие партии в академическом репертуаре: Зигфрид в «Лебедином озере», Дезире в «Спящей красавице», Абдерахман в «Раймонде» (версия Ю. Н. Григоровича), Солист в Гран-па из «Пахиты», Юноша в «Шопениане». Эмоциональный тонус его сценической жизни необычайно высок, и там, где позволяет хореография, он склонен к аффектации и намеренно декоративен.
Его внешность к тому располагает. Высокий, суховато-стройный, с пронзительным взглядом темных глаз, разметанной копной длинных черных как смоль волос, он сразу бросается в глаза своей восточной экзотичностью. Абрис лица графичен. И в пластике Рузиматов склонен к острым позировкам, четкости танцевального рисунка. Особенно эффектны эти приемы в современной пластике.
Сколько современной хореографии Рузиматов перетанцевал! Это и созданное в родном театре в предыдущие годы, и сочинения крупнейших западных хореографов, таких как Дж. Баланчин, Бежар, Пети.
Для него ставили специально отечественные хореографы. И все же голод по современному танцу толкнул его на неожиданный и рискованный шаг. Фарух отправился в США — заключил контракт с Американским театром балета в Нью-Йорке (1990—1991). И тут Рузиматова постигло самое жестокое, по-видимому, разочарование в его жизни. Выяснилось, что танцевать приходилось все то же, что и дома: «Жизель», «Баядерку», «Дон Кихот». Был, правда, один новый для него спектакль — «Ромео и Джульетта» Макмиллана, но сочинение известного хореографа оказалось ему не близко.
Печальный опыт кое-что дал. Вблизи притягательность американского балета сильно поувяла: там нет единой школы, единых представлений о стиле исполнения. И неслучайно — ведь американский балет молод, не накопил еще таких традиций, как русский. Потянуло домой. В Петербурге его ждали и приняли. К тому времени на сцене Мариинского театра все чаще появлялись работы запад ных мастеров. Рузиматов охотно участвовал в любом эксперименте. И сам проявлял инициативу. Устраивал творческие вечера, приглашал ставить хореографов о пытных и начинающих. На сцене Театра оперы и балета Петербургской консерватории исполнил партию Мавра в «Паване мавра» — гениальном создании Ли мона. Снимался в телефильмах «Гран-па в белую ночь», «Белые ночи». Был и и такие, что целиком посвящались его творчеству: «Если звезды зажигают», «Все прекрасно». Не отказывался даже от участия в драматических спектаклях: «Идиот» (2001), «Повенчанный Богом» (2002) о Нижинском, «Ты, Моцарт, бог!» (2003).
Из западных хореографов Фарух Рузиматов особенно высоко ценит раннего Килиана. Артист сокрушается, что такие титаны, как Бежар, все дальше уходят от спектаклей танцевальных, предпочитая им вновь изобретаемые синтетические формы, где танец тесним чем-то другим. Рузиматов обеспокоен неоправданными, на его взгляд, экспериментами над классическим наследием в Мариинском театре. И не боится выглядеть консервативным в этом вопросе: шедевры прошлого — это такое духовное богатство, которое необходимо сохранить для будущего.