танкист градов герой советского союза биография
«Немцы метались, стараясь уйти» 22 подбитых танка в час: как воевали в Великую Отечественную лучшие советские танкисты
Приказ «Стоять насмерть!»
Сообщение с населенным пунктом полностью прервалось, поскольку впопыхах обрезали всю телефонную связь. Между тем орудийная пальба к вечеру стихла — германские танки так в город и не вошли. Им помешала это сделать рота тяжелых танков Колобанова. Накануне он получил приказ от командира 1-й танковой дивизии генерала Виктора Баранова прикрыть узел дорог, ведущих на Красногвардейск, от которого по прямой до Ленинграда было всего 42 километра. «Стоять насмерть!» — генерал был суров и краток.
Старший лейтенант отлично понимал, что означают эти слова. За его плечами было Орловское военное танковое училище, которое он окончил с отличием, курсы усовершенствования командного состава и Советско-финская война 1939-1940 годов. В ходе последней Колобанов трижды горел. Видел, и как горят нацистские танки, — за неделю до этого его экипаж уничтожил вражескую бронемашину.
Материалы по теме
«Невероятный грохот взрывов и языки пламени»
«Без Одессы Крым захватить невозможно»
Опытный офицер расположил в засадах все свои пять КВ-1 на трех угрожаемых направлениях, взяв себе самую главную дорогу. Экипаж вырыл два танковых окопа, командир наметил ориентиры для стрельбы. Подметил он и болотистый луг по обеим сторонам шоссе, крайне неудобный для маневрирования вражеской техники.
22 подбитых танка за 60 минут боя
На следующий день немцы двинулись в сторону Красногвардейска несколькими колоннами с минимальной разведкой, за что жестоко поплатились. После полудня первыми в бой вступили танки лейтенанта Максима Евдокименко и младшего лейтенанта Ивана Дегтяря, которые на Лужском шоссе подбили пять немецких танков и три бронетранспортера.
Затем наступил черед командира роты. Он благоразумно пропустил мимо немецких мотоциклистов, дождавшись появления вереницы германских легких танков. После этого отдал команду наводчику, старшему сержанту Андрею Усову, бить по головному танку бронебойным снарядом. Как и Колобанов, Усов успел повоевать — в ходе так называемого «освободительного» похода в Западную Белоруссию в 1939-м и с финнами. Старший сержант подбил первый в немецкой колонне танк, затем ударил по замыкающему и перенес огонь на середину строя. Снайперская стрельба вызвала замешательство в рядах панцерваффе.
За 60 минут он подбил все 22 немецких танка. Противник подтянул более мощные Pz.Kpfw. IV и принялся обстреливать машину Колобанова, который к этому времени сменил позицию. Вечером на броне его КВ насчитали более сотни вмятин от немецких снарядов.
Задача дня была перевыполнена: не потеряв ни одного своего танка, колобановцы записали на свой счет 43 вражеских, а также артиллерийскую батарею. Красногвардейск как важный транспортный узел до 13 сентября 1941 года оставался в наших руках, при этом рота Колобанова прикрывала отход советских войск.
Однако в штабе Ленинградского фронта посчитали, что представление командования дивизии к званию Героев Советского Союза всего экипажа танка — чрезмерно в условиях всеобщего отступления. Поэтому Усов был награжден лишь орденом Ленина, Колобанов и его механик-водитель старшина Николай Никифоров — орденом Красного Знамени, младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков — орденом Красной Звезды.
Что касается Федорова, то его судьба была решена 28 августа 1941 года, когда военный трибунал войск НКВД приговорил его к расстрелу за злоупотребление властью, трусость и паникерство.
Понимая друг друга с полувзгляда
Несмотря на то что количественно немецкие танки значительно уступали советским, воевать против них было трудно. Даже на первом этапе войны, несмотря на Т-34 и КВ, против которых большинство германских полевых пушек были бессильны. И это не считая 88-миллиметровые зенитные орудия.
Это объяснялось комплексом причин, первой из которых была более глубокая подготовка экипажей по сравнению с Красной армией. Рядовые немецкие танкисты учились не менее полугода, при этом после двух начальных месяцев они посылались в различные танковые школы. Обучаемые постоянно практиковались в вождении танка и стрельбе из него (в зависимости от получаемой специальности).
Материалы по теме
«Мы то же самое повторим»
«У нас героем становится любой»
В РККА механиков-водителей в среднем готовили три месяца, а радистов и заряжающих — всего лишь месяц. Тщательнее и дольше была в вермахте и подготовка танковых офицеров. На фронте слаженный экипаж без особой нужды не разбивался, а раненые танкисты после излечения возвращались в свою часть.
В Красной армии на спаянность обращали куда меньшее внимание. Уже повоевавших танкистов часто распределяли по другим экипажам, чтобы «ветераны» делились опытом с новичками. После госпиталя боец нередко попадал уже в другую часть. А иногда его и вовсе переводили в иной род войск.
Такое, например, произошло с Ремом Улановым. После окончания курсов механиков-водителей самоходной артиллерийской установки СУ-76, которые длились, по его словам, всего три часа, в 1943 году он попал на фронт. Весной 1944-го его направили на курсы младших лейтенантов, готовившие командиров для пехотных взводов. По окончании их Уланов случайно снова попал в самоходную артиллерию.
Вторым снарядом немцы не промахивались
В отличие от летчиков, танкистов награждали не так щедро. В частности, звание Героя Советского Союза давали не по количеству подбитой нацистской техники, а за какие-то яркие боевые эпизоды. Этот принцип был метко подмечен в фильме «В бой идут одни «старики»»: «Сбивать самолеты противника — это не подвиг, это обязанность истребителя, наши будни».
Боевой счет часто занижался. Возможно, это было связано с системой выплат за каждый подбитый германский танк, согласно которой командир танка, наводчик и механик-водитель получали по 500 рублей, а заряжающий и радист — по 200. Для сравнения, в середине войны обычная зарплата рабочего в тылу составляла чуть более 400 рублей. Чтобы получить деньги, надо было доказать факт уничтожения бронетехники вермахта специальной комиссии, члены которой придирчиво опрашивали очевидцев и иногда выезжали на поле боя.
Во-вторых, практически все немецкие танки были радиофицированы и оснащены отличной оптикой. В бою, где важно увидеть противника первым, — это было немаловажным преимуществом. Танкист-ас Василий Брюхов вспоминал:
Если дашь немцу выстрелить, и он первым снарядом промахнется — выскакивай, второй гарантированно будет в тебе. Немцы — они такие
За мужество и отвагу на фронте он в 1995 году получил Золотую Звезду Героя Российской Федерации.
«От него требуется полная концентрация всех сил, иначе на поле боя он не жилец», — считал Василий Павлович, на счету которого было 28 уничтоженных немецких танков. Изменить ситуацию удалось только к 1944 году, когда появились Т-34-85, где командир перестал быть наводчиком и сосредоточился на своих прямых обязанностях.
Врага надо бить во фланг
Третьим преимуществом панцерваффе было отточенное до мелочей руководство войсками, которое РККА пришлось в ходе войны перенимать. Внезапность и мощность ударов на основных направлениях обеспечивались тесным взаимодействием всех родов войск — передовые отряды (как правило, на базе танковых полков) включали в себя также артиллерию, саперов и мотопехоту. С воздуха их плотно прикрывала авиация. Такие сравнительно небольшие боевые группы позволяли как ножом взрезывать неприятельскую оборону, обходя узлы сопротивления, и развивать тактический успех в оперативный.
До начала боевых действий на Восточном фронте главными мишенями для танков считались пехота и артиллерия. После первых же боев с Т-34 и КВ концепцию пришлось пересмотреть. В столкновении «танк против танка» предписывалось бить противника во фланг, применяя против тяжелых КВ Pz. Kpzfw IV с длинноствольным орудием. При отражении советской атаки рекомендовалось отступить и, когда неприятель окажется в клещах, бить его с разных сторон в борта.
С 1943 года, когда у вермахта появились тяжелые танки Pz.Kpfw. Tiger и Pz.Kpfw V Panther, новые машины смело вступали в бой со всеми советскими танками.
В Красной армии ударная роль отводилась механизированным корпусам 36–тысячного состава. Главным «каркасом» подобного соединения были 1031 танк различных модификаций и более 250 бронеавтомобилей с пушечным и пулеметным вооружением.
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведет.
Так пелось в популярной песне из довоенного фильма «Трактористы».
Однако сражения летом 1941 года на Украине и в Белоруссии в условиях господства вражеской авиации показали излишнюю тяжеловесность и плохую управляемость мехкорпусов. Значительная часть потерь танкопарка пришлась на поломки и отсутствие горючего. Да и война получалась совсем не наступательная.
В результате высоких потерь и эвакуации многих заводов на восток к середине июля 1941-го началось расформирование мехкорпусов и танковых дивизий. Им на смену пришли отдельные танковые бригады, в которых количество бронемашин снизилось до чуть более 60. Формировались также отдельные танковые батальоны, в которых было не более 36 танков. Они в итоге и остановили германский блицкриг на подступах к Москве.
Самым ярким из них стал 27-летний старший лейтенант Дмитрий Лавриненко. Его довоенный опыт включал в себя два военных похода — на Западную Украину в 1939 году и в Бессарабию в 1940-м. В первых боях Великой Отечественной войны офицеру не удалось отличиться из-за поломки танка. При этом Лавриненко проявил характер и, несмотря на приказ командования, не уничтожил неисправную технику, доставив танк в ремонт.
Боевой дебют старшего лейтенанта состоялся 6 октября 1941 года у села Первый Воин юго-западнее Мценска. Уничтожив в ходе боя противотанковые орудия, германские танки принялись за мотопехоту. Оборона грозила вот-вот рухнуть. В самый критический момент подоспели четыре танка Лавриненко, которые внезапно для врага ударили с нескольких сторон, создав впечатление своей многочисленности.
При этом он не жалел времени на тщательность подготовки ловушки. Например, как-то установил на позиции бревна, издали похожие на танковые пушки. Немцы открыли огонь по ложной цели, после чего Лавриненко расстрелял их с неожиданных направлений, подбив девять танков с крестами.
Спасти город Серпухов
Гудериан признавал, что под Мценском его подчиненным пришлось пережить тяжелые моменты из-за новой тактики противника: «Русская пехота наступала с фронта, а танки наносили массированные удары по нашим флангам. Они кое-чему уже научились».
19 октября бригаду перебросили на север, в район Волоколамского шоссе, где создалась угрожающая ситуация. Соединение вошло в состав 16-й армии генерала Константина Рокоссовского. Вместе с ней сражались бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Ивана Панфилова.
Танк Лавриненко, оставленный по просьбе командования 50-й армии на несколько дней для охраны своего штаба, прибыл в свою часть только на следующий день. Оказалось, что его задержала уважительная причина — в опустевшем Серпухове тридцатьчетверка оказалась единственной силой, способной задержать наступление немецкого батальона, не считая ополченческого отряда из подростков и стариков.
Материалы по теме
Громадная глупость Гитлера.
«Два солнца на небосводе светить не могут»
Начальник гарнизона комбриг Павел Фирсов бросился за помощью к танкистам, которые зашли в местную парикмахерскую привести себя в порядок. В ответ на просьбу Лавриненко выдвинулся на несколько километров на запад от Серпухова и замаскировал танк в лесу у развилки дорог вблизи поселка Протвино (ныне город).
Вскоре показалась немецкая колонна, которая шла беспечно, как победитель, безо всякой разведки. Подпустив врага поближе, Лавриненко принялся его громить: он уничтожил две пушки, а третью, которую германские артиллеристы попытались развернуть, раздавил танком, выскочив на шоссе. Пехоту добивали подоспевшие ополченцы.
И один Т-34 в поле воин
16 ноября 1941 года группа армий «Центр» возобновила стратегическое наступление на Москву. Один из главных ударов наносился в полосе 16-й армии. К тому времени сильно поредевшая 4-я бригада за октябрьские бои была удостоена звания 1-й гвардейской, а Катуков произведен в генерал-майоры.
17 ноября взвод Лавриненко вместе с несколькими приданными легкими БТ-7 в ходе боя за деревню Лысцево подбил семь немецких танков, потеряв четыре своих, и вместе с пехотинцами 1073-го полка панфиловской дивизии ворвался в деревню. Доложив о выполнении задачи, старший лейтенант узнал, что на правом фланге дивизии ситуация сильно ухудшилась. В сторону штаба соединения из деревни Шишкино двигалась колонна немецких танков.
Послав танк БТ-7 с донесением, Лавриненко остался один и принял дерзкое решение самостоятельно перехватить противника. Двигаясь по бездорожью, он вышел к шоссе и встал на обочине. Времени на маскировку засады не было, но белый цвет Т-34 сливался с окружающим зимним пейзажем.
Отомстить за генерала Панфилова!
На следующий день в деревне Гусенево Лавриненко стал свидетелем гибели генерала Панфилова, которого в висок сразил минометный осколок. В этот момент к населенному пункту подходили восемь немецких танков. Старший лейтенант был настолько потрясен гибелью любимого генерала, что, вскочив в танк, стремительно выехал наперерез лязгающим гусеницами нацистам.
На этот раз не было никаких засад и укрытий. Отомстить во что бы то ни стало!
Опомнился он лишь после того, как новые подошедшие немецкие танки подбили его Т-34, убив механика-водителя.
В декабре 1941-го 1-я гвардейская бригада участвовала в контрнаступлении под Москвой, освобождая деревни и города, ранее отставленные советскими войсками. В передовом отряде вместе с саперами двигалась рота Лавриненко. 18 декабря на подступах к Волоколамску его тридцатьчетверки ворвались сначала в село Гряды, а затем в Покровское, стремительно уничтожая огнем и гусеницами местные гарнизоны. Разделавшись с противником, старший лейтенант повел роту в сторону деревни Горюны, куда отступили немецкие танки.
Переняв советскую тактику, нацисты решили устроить лавриненковцам засаду на шоссе. Они попытались зайти роте в тыл, но старший лейтенант разгадал замысел и развернул боевые машины навстречу. В этот момент подоспели основные силы бригады, и в итоге немцы сами попали в клещи.
По воспоминаниям Катукова, «разгром им был учинен полный». Лавриненко уничтожил два противотанковых орудия и в этом, 28-м для себя по счету, бою подбил 52-й танк, став самым результативным танкистом Красной армии. А через час он погиб — как и Панфилов от разрыва мины, когда шел после доклада командиру 17-й танковой бригады полковнику Николаю Черноярову к себе в танк.
Лавриненко посмертно был награжден орденом Ленина, а вот звание Героя Советского Союза ему присвоили только на излете СССР, 5 мая 1990 года, после многолетних и настоятельных просьб ветеранов войны, в том числе и бывшего командира.
Птенцы гнезда Катукова
1-я гвардейская дала немало мастеров танкового боя. Участник Советско-финской войны лейтенант Константин Самохин, как и Лавриненко, начинал войну у границ Советского Союза, но отличился уже в осенних боях за Мценск и Волоколамск. 26-летний офицер проявил себя как мастер дерзких рейдов в тыл противника. 10 октября 1941 года его экипаж уничтожил в Мценске два немецких танка, обратив в бегство два других.
13 ноября его тридцатьчетверка находилась в бою 20 часов, пять раз возвращаясь для пополнения боеприпасами и снова устремляясь вперед. В тот день в ходе освобождения деревень Козлово и Скирманово лейтенант подбил пять вражеских танков и расстрелял четыре артиллерийских орудия.
В декабре 1941-го в ходе боя за село Надовражино его рота внезапно обрушилась на немецкие позиции. В этот момент к нацистам подошло подкрепление, но Самохин вовремя ускользнул из клещей, предоставив немецким танкистам в буране обстреливать друг друга. При этом он хладнокровно бил то по одной группе, то по другой, добавляя неразберихи в действия врага. Итогом стали пять танков и шесть самоходок с крестами, навсегда застывшие на заснеженном подмосковном поле.
К моменту своей гибели 22 февраля 1942 года Самохин был уже командиром батальона и капитаном, одержав более 30 побед. При жизни он получил немало наград, но Золотой Звезды так и не был удостоен.
«Воевать надо учиться, ребята»
Еще один «птенец гнезда Катукова» Александр Бурда пришел в бригаду уже опытным танкистом. На его счету было восемь подбитых немецких танков. 4 октября 1941 года его рота, состоящая из Т-34 и КВ-1, из засады под Орлом разгромила неприятельскую механизированную колонну. На шоссе остались гореть 12 германских танков.
Материалы по теме
«Они были обречены»
Операция «Аргонавт»
В тот момент Бурда располагал лишь одним танком, но несмотря на это он вступил в единоборство. Первым снарядом он подбил один «тигр», но силы были неравны — его тридцатьчетверка была буквально расстреляна со всех сторон. Истекающего кровью комбрига экипаж вытащил через верхний люк и повез в медсанбат. Перед смертью Бурда прошептал: «Воевать надо учиться, ребята».
За спасение ценой своей жизни знамени бригады (она не была расформирована) и возможность отхода штаба на запасные позиции 24 апреля 1945 года подполковник Александр Бурда посмертно стал Героем Советского Союза. За годы войны он уничтожил более 30 немецких танков.
Недовольство наркома обороны
С 1942 года в Красной армии вновь начали создаваться крупные танковые соединения — дивизии, корпуса и армии. 1-й танковой армией с января 1943-го стал командовать Катуков, а основу составила его прославленная бригада. Через год, весной 1944 года, соединение удостоилось звания 1-й гвардейской танковой армии.
По мнению противника, советские танкисты в своей массе долго не умели воевать. Генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин отмечал, что в первые два года войны младшим и средним советским танковым командирам не хватало смелости, способности принимать грамотные и быстрые тактические решения. «Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть», — резюмировал он.
С ним во многом был солидарен Верховный главнокомандующий Красной армии Иосиф Сталин. В своем приказе от 16 октября 1942 года нарком обороны перечислил ряд крупных недостатков: танки бросаются в атаку поспешно, без разведки местности и должной артиллерийской подготовки, отрываются от пехоты и несут большие потери. При этом танкисты, как правило, не маневрируют, а атакуют в лоб, причем часто делают это неуверенно и на малых скоростях:
Танки не выполняют своей основной задачи уничтожения пехоты противника, а отвлекаются на борьбу с танками и артиллерией противника. Установившаяся практика противопоставлять танковым атакам противника наши танки и ввязываться в танковые бои является неправильной и вредной
Понимание того, что танк является отличным противотанковым средством на поле боя, пришло позднее — к весне 1944 года, когда у Красной армии появились тяжелые ИС-2, способные на равных тягаться с любыми германскими танками и самоходками, включая «тигры» и «пантеры».
Так, в ходе Львовско-Сандомирской операции летом 1944 года гвардии лейтенант Вениамин Луканин вместе с экипажем гвардии старшего лейтенанта Петра Ляхова за двое суток боев своими ИС-2 уничтожили 17 самоходок и немецких танков, в том числе и тяжелых.
«Новый этап в истории Красной армии»
Фон Меллентин считал, что 1943 год был для советских бронетанковых войск периодом учебы. А по-настоящему грозной силой для вермахта они стали к 1944 году, когда даже младшие офицеры начали проявлять большое умение, решительность и инициативу:
Разгром нашей группы армий «Центр» и стремительное наступление танков к Висле ознаменовали новый этап в истории Красной армии. Позднее в крупном наступлении русских войск в январе 1945 года нам также пришлось наблюдать быстрые и решительные действия русских танков
Иллюстрацией этих слов может служить второй по результативности советский танкист — Герой Советского Союза гвардии капитан Владимир Бочковский, на счету которого было 36 побед.
Например, в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945-го Бочковский получил задачу прорваться в глубокий тыл противника и, не вступая в бои, перерезать транспортные артерии немцев. Его батальон выполнил задачу блестяще, освободив польский город Нове-Място и расстреляв на железнодорожной станции эшелон с «тиграми».
Если вспомнить, что термин «ас» (с французского — первый в своей сфере деятельности), который появился еще во время Первой мировой войны, означал пилота, сбившего не менее пяти вражеских самолетов, то за годы Великой Отечественной таковыми следует признать не менее 184 советских танкистов. Они оказались хорошими учениками, навсегда проучив «учителей».
Двадцать два против одного. Подвиг танкиста Колобанова, о котором не забыть
С главным подвигом советского танкиста Зиновия Колобанова произошёл странный казус — в него попросту отказывались верить.
В начале 1990-х годов в России появилось огромное количество литературы, прославляющей подвиги немецких лётчиков, танкистов, моряков. Красочно описанные похождения гитлеровских военных создавали у читателя чёткое ощущение, что победить этих профессионалов Красная Армия смогла не умением, а числом — мол, завалили противника трупами.
Подвиги советских героев при этом оставались в тени. О них писали мало и, как правило, ставя под сомнение их реальность.
Между тем, самый успешный танковый бой в истории Второй Мировой войны был проведён советскими танкистами. Причём произошёл он в самое тяжёлое военное время — в конце лета 1941 года.
8 августа 1941 года немецкая группа армий «Север» начала наступление на Ленинград. Советские войска, ведя тяжёлые оборонительные бои, отступали. В районе Красногвардейска (такое название тогда носила Гатчина) натиск гитлеровцев сдерживала 1-я танковая дивизия.
Обстановка была крайне тяжёлой — вермахт, успешно применяя большие соединения танков, прорывал советскую оборону и угрожал захватом города.
Красногвардейск имел стратегическое значение, так как был крупным узлом шоссейных и железных дорог на подступах к Ленинграду.
19 августа 1941 года командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старший лейтенант Колобанов получил личный приказ от комдива: перекрыть три дороги, которые ведут к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа.
— Стоять насмерть! — отрезал комдив.
Недостатком КВ-1 была его не лучшая маневренность, поэтому наиболее эффективно эти танки в начале войны действовали из засад.
Для «засадной тактики» была и ещё одна причина — КВ-1, как и Т-34, к началу войны в действующей армии было мало. Поэтому имеющиеся в наличии машины от боёв на открытой местности старались по возможности оберегать.
Профессионал
Но техника, даже самая лучшая, эффективна только тогда, когда ей управляет грамотный профессионал. Командир роты старший лейтенант Зиновий Колобанов именно таким профессионалом и был.
Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Владимирской губернии в крестьянской семье. Отец Зиновия погиб на Гражданской войне, когда мальчику не было и десяти лет. Как и многим его сверстникам в ту пору, Зиновию пришлось рано приобщиться к крестьянскому труду. Окончив восьмилетку, он поступил в техникум, с третьего курса которого и был призван в армию.
Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе.
В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.
Боевое крещение Колобанов принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.
В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов — грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать КВ-1, чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.
Засадная рота
В экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Усов, старший механик-водитель старшина Николай Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков.
Экипаж был под стать своему командиру: люди хорошо подготовленные, с боевым опытом и холодной головой. В общем, в данном случае достоинства КВ-1 приумножались достоинствами его экипажа.
Получив приказ, Колобанов поставил боевую задачу: остановить вражеские танки, поэтому в каждую из пяти машин роты было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов.
Прибыв в тот же день на место неподалёку от совхоза Войсковицы, старший лейтенант Колобанов распределил силы. Танки лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря заняли оборону на Лужском шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина прикрывали кингисеппскую дорогу. Самому Колобанову досталась расположенная в центре обороны приморская дорога.
Танковый окоп экипаж Колобанова обустроил в 300 метрах от перекрестка, намереваясь вести огонь по противнику «в лоб».
Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Около полудня немцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но экипажи Евдокименко и Дегтяря, подбив пять танков и три бронетранспортёра, заставили противника повернуть назад.
Спустя два часа мимо позиции танка старшего лейтенанта Колобанова проехали немецкие мотоциклисты-разведчики. Замаскированный КВ-1 себя никак не обнаружил.
22 подбитых танка за 30 минут боя
Наконец, появились давно ожидаемые «гости» — колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.
Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.
В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.
Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.
В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.
В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.
Подобного результата в ходе одного танкового боя не удавалось достичь никому, включая хвалёных немецких танковых асов. Это достижение позднее было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.
Всего же 20 августа 1941 года пять танков роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова подбили 43 немецких «оппонента». Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.
Неофициальный герой
В начале сентября 1941 года все члены экипажа Зиновия Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени, Андрея Усова — орденом Ленина, Николая Никифорова — орденом Красного Знамени, а Николая Родникова и Павла Киселькова — орденами Красной Звезды.
Ещё три недели после боя под Войсковицами рота старшего лейтенанта Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску, а затем прикрывала отход частей на Пушкин.
Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал в Минске.
С главным подвигом Зиновия Колобанова и его экипажа произошёл странный казус — в него попросту отказывались верить, несмотря на то, что факт боя под Войсковицами и его результаты были официально задокументированы.
Кажется, власти стеснялись того факта, что летом 1941 года советские танкисты могли столь жестоко громить фашистов. Подобные подвиги не вписывались в общепринятую картину первых месяцев войны.
Но вот интересный момент — в начале 1980-х годов на месте боя под Войсковицами было решено поставить памятник. Зиновий Колобанов написал письмо министру обороны СССР Дмитрию Устинову с просьбой выделить танк для установки на постамент, и танк был выделен, правда, не КВ-1, а более поздний ИС-2.
Однако сам факт того, что министр удовлетворил просьбу Колобанова, говорит о том, что о герое-танкисте он знал и подвиг его под сомнение не ставил.
Легенда XXI века
Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться от властей присвоения ему звания Героя России.
В 2011 году Министерство обороны России отклонило ходатайство, сочтя новое награждение Зиновия Колобанова «нецелесообразным».
В итоге подвиг советского танкиста на Родине героя так и не оценен по достоинству.
Восстановить справедливость взялись разработчики популярной компьютерной игры. Одна из виртуальных медалей в онлайн-игре на танковую тему присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков противника. Она носит название «Медаль Колобанова». Благодаря этому о Зиновии Колобанове и его подвиге узнали десятки миллионов человек.
Возможно, такая память в XXI веке и есть лучшая награда для героя.
Материалы по теме
А вот ещё:
Книга «Молот ведьм» и колдовство средневековья
«Молот ведьм» (Hexenhammer) называют роковой книгой Средневековья, и неспроста. Этот труд был своего рода обязательным чтением, точной инструкцией, с которой тщательно сверялись инквизиторы в ходе вынесения приговора осуждённым за колдовство. Древние легенды о чёрной магии в этой книге были пропущены через призму церковной догмы о ереси, и «Молот ведьм» стал одним из важнейших источников информации и руководством к действию для тех, кто несомненно осуждал колдовство и всеми силами стремился проводить в жизнь библейское «не оставляй ворожеи в живых» (Исход, 22, 18). Данное руководство для охоты на ведьм выдержало несколько переизданий в период XVI—XVII веков. Авторами «Молота» были доминиканцы Яков Шпренгер, декан Кёльнского университета, и приор Генрих Крамер. «Молот ведьм» состоит из трёх частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение дьяволу, подношение ему некрещёных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами, и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота — фактически самый широкий круг чародейств. Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. «Часкор» публикует первую главу первой части этого замечательного документа. (Первая часть называется «О трёх силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении» и поделена на главы, отвечающие на тот или иной вопрос, — так, глава первая отвечает на вопрос «Существует ли колдовство?»).
Вопрос I. Существует ли колдовство?
Является ли утверждение о существовании ведьм настолько католически правоверным, что упорное отрицание его должно считаться определённо еретичным?
1. Доказывают, что подобное утверждение не является католически правоверным. Канон Episcopi говорит: «Кто верит в возможность изменения какого-либо существа в лучшее или худшее состояние, или превращения его в другой вид, или в возможность придания ему другого облика без вмешательства создателя, тот хуже язычников и неверующих». Если же говорят, что подобные превращения производятся ведьмами, то это не может быть католически правоверным и представляется еретичным.
2. Далее. На земле не существует колдовских действий. Доказательство: «если бы таковые существовали, то это было бы делом рук дьявола. Утверждать же, что бесы могут производить телесные превращения или им препятствовать, не является правоверным, так как в таком случае они могли бы разрушить весь мир».
3. Далее. Всякое изменение тела, будь то болезнь или здоровье, сводится к перемещению веществ в пространстве. Это явствует из физики. Сюда относится прежде всего движение светил небесных, но демоны не могут произвести этого движения (см. Послание Дионисия к Поликарпул), так как это доступно только богу. Отсюда ясно, что демоны не могут произвести никакого, по крайней мере фактического телесного изменения и что в силу этого подобные превращения должны быть приписаны какой-либо тайной причине.
4. Далее. Как дело божье, так и власть бога значительнее, чем дело и власть дьявола. Если бы на свете существовало колдовство, то это было бы делом рук дьявола в борьбе против власти бога. Как неправильно думать, что предположенная власть дьявола воздействует на творения бога, так и невозможно верить, что творения и дела бога могут быть изменены руками дьявола, как в отношении людей, так и животных.
5. Далее. Что подчинено телесным законам, то не обладает силой воздействия на телесные существа. Бесы подчинены силам воздействий. Это явствует из того, что некоторые заклинатели при вызывании бесов обращают внимание на определённое положение звёзд. Отсюда следует, что бесы бессильны воздействовать на телесные существа. Ещё меньше имеют эту возможность ведьмы.
6. Далее. Нам известно, что бесы действуют лишь через посредство искусственных мероприятий, а ими нельзя изменить действительного облика. Поэтому в главе de inineris и говорится: «Мастера алхимии знают о невозможности изменения обликов». Вот почему и бесы, которые работают искусственными средствами, не создают действительных свойств здоровья или болезни. Если же изменение здоровья имеет место, то это зависит от каких-либо других, скрытых причин, находящихся вне воздействия бесов и ведьм.
Однако Decret. XXXIII, вопр. I, гласит: «Если с помощью волхвований и чародейств, отчасти с божьего попущения и при посредстве сатаны» и т. д. Здесь дело идёт о помехе, чинимой ведьмами супругам при выполнении ими своих супружеских обязанностей. Для этого необходимы следующие три силы: ведьма, дьявол и божье попущение.
7. Далее, более сильное может воздействовать на менее сильное. А сила бесов больше, чем всякая телесная сила. По этому поводу в книге Иова (гл. 41) говорится: «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным».
Ответ. Здесь надо опровергнуть три еретических лжеучения. После их опровержения истина будет ясна. Следуя учению святого. Фомы (IV dist.), где он говорил о вредительстве ведьм, некоторые пытались утверждать, что чародейства на свете не существует и что оно живёт лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых скрыта. Другие признают существование ведьм, но полагают, что они своим колдовством действуют лишь на воображение и фантазию. Третьи утверждают, что чародейство — вообще фантазия, хотя бы дьявол и помогал ведьме.
Эти лжеучения будут в нижеследующем выявлены и опровергнуты. Что касается первого из них, то учёные, в особенности святой Фома, признают его защитников еретиками в полном смысле этого слова. Фома Аквинат говорит в указанном месте о противоречии этого лжеучения основным учениям святых и о том, что оно коренится в неверии. Ведь священное писание говорит, что бесы имеют власть над телесным миром и над воображением людей, если на то будет божье попущение. Это явствует из многих мест священного писания. Защитники указанного лжеучения утверждают несуществование в мире колдовского действа, а признают лишь игру воображения в человеке. Они не верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают как плод сильного воображения. Человеку лишь кажется, что он видит бесов или ведьм. Всё это противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут также и достигнуть большего, и что те, которые им помогают в их делах, называются колдунами. Так там сказано. Так как неверие крещённого называется ересью, то таковой считается еретиком.
Два других лжеучения не отрицают бесов и их природной силы, но они несогласны между собою относительно чародейства и сущности ведьм. Одно из них признаёт необходимость участия ведьмы для колдовства, но отрицает реальность результатов этого последнего. Другое же лжеучение утверждает реальность порчи, но полагает, что участие в этом ведьмы только кажущееся. Оба эти лжеучения берут своей исходной точкой два места канона Episcopi (XXVI), где порицаются женщины, верящие в свои ночные скачки с Дианой или Иродиадой. Вследствие того, что подобное происходит часто только в воображении, защитники этого лжеучения ошибочно думают, что так бывает со всеми другими действами.
В том же каноне читаем следующее. Кто верит или учит, что какое-либо существо может быть превращено в лучшее или худшее состояние или его облик может быть изменён помимо творца вселенной, тот должен считаться неверующим и хуже язычника. Основываясь на том, что в каноне буквально написано: «или превращено в худшее состояние», защитники лжеучения и говорят об игре воображения, а не о действительности при околдовании.
Вследствие этого греха погибли отступники Охозия и Саул (смотри 2-ю Книгу царств, гл. I, и 1-ю кн. Паралипоменон). Разве комментаторы божественного слова в своих сочинениях говорят что-либо иное по поводу власти дьявола и чародейства? Посмотрим произведения каждого из учёных. В «Сентенциях» мы найдём, что чародеи и ведьмы чрез посредство демонов с божьего попущения могут, несомненно, производить действительные, не воображаемые чародейства. Я не говорю уже о многих других местах, где св. Фома подробно говорит о подобных явлениях. Кн. 3, гл. 1 и 2, часть I, вопр. 114, арг. 4; II вопр. Пусть посмотрят также авторов постилл и глоссаторов о чародеях фараона. Исход 7, слова Августина в его «Граде божьем» (гл. 17), а также в его «Христианской доктрине». В таком же духе говорят и другие учёные, противоречить которым нелепо и еретично. Ведь недаром в каноническом праве еретиком называется тот, кто ложно толкует священное писание. Смотри по этому поводу 24, вопр. I haeresis: «И кто об этом другого мнения касательно веры, преподанной церковью…» Сравни также qu. haec est fides.
Противоречие этих лжеучений здравому смыслу канона явствует из церковного права. Так же и учёные канонисты в своих толкованиях главы Si per sortiarias et maleficas artes 24, qu. I, а равно и De frigidis et maleficiatis не хотят ничего другого, как объяснить препятствия к исполнению супружеских обязанностей, чинимые ведьмами и разрушающие уже заключённый или лишь заключаемый брак. Они говорят, как и св. Фома, что если в брак проникает колдовская порча ещё до плотского соития, то она в случае длительности мешает заключённому браку и даже его разрушает. Само собою ясно, что подобное мнение канонистов не могло бы иметь места, если бы речь шла только о воображаемых воздействиях ведьм.
Следует сравнить Гостиенсиса в его Summa copiosa, а также и Гоффреда и Раймунда. Они нигде не ставили под сомнение вопрос о реальности чародейства и принимали его как нечто самой собой разумеющееся. А на вопрос, когда надо считать препятствия к исполнению супружеских обязанностей продолжительными, они указывают на трёхгодовой срок. Они также не сомневаются в том, что эти препятствия в действительности причиняются или властью дьявола в результате заключения с ним ведьмой договора или просто дьяволом без посредства ведьмы, хотя последнее весьма редко случается среди верующих, где таинство брака относится к заслугам. Это происходит чаще всего среди неверующих, так как дьявол замечает, что они по праву принадлежат ему. Так, Пётр Палуданус в комментарии на 4-ю книгу «Сентенций» сообщает об одном мужчине, женившемся на идоле и желавшем, несмотря на это, иметь сношения с молоденькой девушкой, но не могшем этого совершить вследствие того, что всякий раз дьявол принимал на себя облик человеческого тела и ложился между ними. Среди верующих дьявол пользуется в таких случаях по преимуществу услугами ведьм для уловления душ. Как он это проводит и какими средствами, об этом будет речь ниже, именно там, где дело будет идти о семи приёмах нанесения вреда человеку. То же самое вытекает также из других вопросов, затрагиваемых богословами и канонистами, когда они, например, говорят о том, каким образом чары могут быть устранены или о том, позволительно ли прибегать к таким чародействам, которые парализуют действие уже насланной порчи, а равным образом и о том, как поступать, когда ведьма, наславшая порчу, уже умерла. Об этом говорит Гоффред в своей Summa, о чём мы расскажем в третьей части этой книги.
Наконец, зачем нужно было канонистам столь рьяно предлагать различные наказания за чародейства, если бы последние были нереальны? Зачем также они различают между скрытым и явным грехом колдунов или, вернее говоря, кудесников (т. к. эти вредные учения имеют различные виды) и предписывают в случае его явности отлучение от причащения, а в случае скрытности — сорокадневное покаяние (смотри De cons., dist-2, pro dilectione), в случае волхвования священника — его заточение в монастырь, а в случае проступков мирянина — его отлучение (вопр. 5 non oportet), лишение их гражданских прав и возможности судебной защиты (вопр. 8 quisquis nec)?
Это явствует также из гражданского права Ацо (в своей сумме о 9-й книге «Кодекса», отдел о ведьмах 2 post 1. Cornelia de sicar et homicid) говорит: «Надо знать, что все те, которые называются в народе колдунами, а также и те, которые занимаются кудесничеством, заслужили смертную казнь» (I nemo с. de maleficis). Такое же указано наказание в I culpa I nullus. Эти законы гласят так: «Никому не разрешено заниматься кудесничеством, иначе свершит над ним смертную казнь мстящий меч». Далее там указывается: «Имеются и такие, которые вредят жизни набожных чародействами и совращают сердца женщин ко греховным утехам. Такие преступники бросаются на растерзание диким зверям» (Cod. с. I. multi). Законы предписывают далее, чтобы каждый допускался к возбуждению обвинения этих преступников, как это и находим в каноне с. in favorem fidei, lid 6 de haeresi. Там говорится: «К подобному обвинению допускается всякий, как и при обвинении в оскорблении величества». Ведь эти преступники оскорбляют до известной степени божеское величество. Они также должны пройти через предварительное следствие. Никакое положение и сан не могут защитить от этого. Чьё преступление доказано, но кто, несмотря на это, отрицает свою вину, тот предаётся пыткам. Его тело разворачивается железными пыточными когтями, и он терпит, таким образом, соответствующее наказание за свои проступки (Cod. с. I, I si ex etc).
Прежде такие преступники предавались двоякому наказанию: смертной казни и разрыванию тела пыточными когтями или выбрасыванию на пожирание диким зверям. Теперь же они сжигаются, потому что эти преступники — женщины.
Всякое содействие им запрещено. В законе говорится: «Эти преступники не должны переступать порога чужого дома: кто их впустит, тому грозит сожжение имущества. Никто не имеет права их принимать и давать им советы. Виновные в этом ссылаются, и их имущество конфискуется». Здесь наказанием за помощь ведьмам служат изгнание и конфискация имущества. Когда проповедники оповещают народы и властителей земли об этих наказаниях, ими делается против ведьм больше, чем всякими другими ссылками на писания.
Кроме того, законы благоприятствуют тем, кто работает против ведьм. Смотри сочинения вышеуказанных канонистов: «Те же, которые защищают труд людей от уничтожения бурей и градом (насланными ведьмами), заслуживают не наказания, а вознаграждения». Каким образом можно воспрепятствовать этому вредительству, об этом мы скажем после. Нельзя отрицать всё здесь сказанное или легкомысленно противоречить сему, не возбудив против себя обвинения в ереси. Пусть каждый решит, извиняет ли его незнание. Какое же незнание служит основанием для извинения, об этом мы сейчас и поговорим.
Из всех предпосылок следует заключить, что католично и правоверно утверждение, что существуют ведьмы, которые с помощью дьявола в силу заключённого с ним договора и с божьего попущения могут совершать чародейства, что не исключает, однако, и того, что они способны морочить народ разными иллюзиями и обманом чувств. Вследствие того, что настоящий труд затрагивает реальные чародейства, значительно отличающиеся от воображаемых, то говорить о последних мы не будем. Ибо показывающие эти последние искусства называются вернее кудесниками и волхвами, а не ведьмами.
Как первое, так и два других раньше указанных лжеучения ищут своё основание в словах канона. Первое из них подрывает свою правильность уже тем, что противоречит словам священного писания. Выявим же здравый смысл канона и начнём с разбора лжеучения, гласящего, что средство, которым пользуются ведьмы, фантастично, а внешний эффект — реален.
Здесь надо заметить, что существует 14 главных видов суеверия, привести которые нам время не позволяет. Они подробно указаны у Исидора Севильского («Этимология») и у Фомы (II, 2). Мы о них упомянем ниже, когда будет речь о значении этой ереси и именно при разборе последнего вопроса этой первой части.
Тот вид, к которому надо причислить вышеуказанных женщин, называется пифонами; через их посредство дьявол говорит или совершает чудодейства. Часто этот вид ставится на первое место. Ведьмы же относятся к виду колдунов (malifici). Они весьма различны, и нет необходимости тех, которые относятся к одному виду, причислять также и к другому виду. Канон говорит только о вышеуказанных женщинах, а не о ведьмах. Кто распространяет сказанное там на все виды суеверия, тот неверно понимает канон. Если эти именно женщины действуют только в воображении, то это не значит, что все ведьмы действуют таким же образом. Ещё более искажается смысл канона теми, которые делают выводы, будто только в воображении они могут обворожить и наслать порчу или болезнь.
Эти лжеучители заслуживают тем большего порицания, что они признают внешнее действие, а именно действующего демона и действительную болезнь, но отрицают посредствующее орудие в лице ведьмы, тогда как средство всегда имеет свою долю участия в действии.
Здесь не помогает также утверждение, что фантазия является чем-то реальным. Ведь фантазия, как таковая, ничего не может достигнуть и при махинации демона не может быть использована. Даже при заключении договора с дьяволом, в каковом договоре ведьма отдаётся и обязывается на служение полностью и искренно и в действительности фантазия и воображение не играют значительной роли. Для исполнения договора ведьме необходимо телесно сотрудничать с дьяволом, а не в воображении. Ведьма и колдун употребляют при порче реальные, а не воображаемые средства: злой глаз, заклинания, заворожённые предметы, подкладываемые под порог дома и т.д.
Кроме того, если внимательно просмотреть текст канона, то можно найти там многое, что проповедники и священники должны энергично проповедывать в своих церквах народу. Во-первых: никто не должен верить, что, кроме бога, есть ещё другое высшее и божественное существо. Во-вторых: скакать верхом с Дианой или с Иродиадой означает нечто иное, как скакать вместе в дьяволом, который лишь принял другой облик. В-третьих: такая езда — плод игры воображения, когда дьявол настолько овладел умом поддавшегося ему человека, что он принимает фантазию за действительность. В-четвёртых: поддавшиеся ему люди должны ему во всём подчиняться. Поэтому нелепо распространять вышеуказанные слова канона на поступки ведьм вообще, так как существуют различные виды чародейства.
Вопрос о том, могут ли колдуны переноситься по воздуху действительно или только в воображении, как пифоны, будет рассмотрен в третьей главе второй части. Там будет указано, что они могут совершать и то, и другое. Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона.
Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм — лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона. Если там говорится: «Кто верит в возможность превращения какого-либо существа в лучшее или худшее состояние или изменения его облика кроме как самим создателем, тот стоит ниже язычников и неверующих», то эти три пункта, взятые сами по себе, идут вразрез со священным писанием и с определениями учёных. Чтобы убедиться в том, что ведьмы способны создавать несовершенные твари, надо только посмотреть в каноне «Nec mirum», а также в каноне «Episcopi» и в толковании Августина о кудесниках фараона, превративших свои посохи в змеи. Смотри также глоссу к Исходу 7: «Фараон призвал мудрецов…», далее — глоссу Страбона о том, что демоны, несутся по свету, как только ведьмы заклинаниями пожелают достичь чего-нибудь через них и начинают собирать различные семена, через употребление которых могут возникнуть разные твари. Смотри также Альберта Великого «О животных», далее св. Фому 1, 114, 4. Для краткости мы опускаем их рассуждения. Надо лишь заметить, что у них под глаголом «fieri» (быть) подразумевается «быть созданным» (procreari). Во-вторых, надо принять во внимание, что единственно только бог в силу своей власти может превратить что-нибудь в лучшее или худшее состояние, и именно для исправления человека или в наказание ему. Это случается, однако, часто и через посредство демонов. О первом случае говорится так: «Бог милует и наказует», а также: «Я умерщвлю и я оживлю». Относительно же второго случая говорится: «Послание через злых ангелов». В указанном каноне «Nec mirum» обрати внимание на слова Августина, где ведьмам и их чарам приписывается не только насылание болезней, но и смерти.
В-третьих, не мешает принять во внимание следующее обстоятельство: нынешние ведьмы, опираясь на власть демонов, зачастую оборачиваются волками и другими зверями. К тому же, и канон говорит о действительном превращении, а не о воображаемом, что также часто имеет место, о чём сообщает нам подробно Августин («О граде божием») как, например, об известной волшебнице Цирцее, о сотоварищах Диомеда и об отце Престанция. На эту тему будет говориться в некоторых главах второй части, а также и о том, присутствуют ли или отсутствуют при этом ведьмы, принимает ли дьявол на себя их облик и представляется ли человек самому себе в этом новом облике.
Еретично ли признавать колдунов?
Так как вторая половина вопроса, стоящего в начале этой части книги, утверждает еретичность упорного отрицания существования ведьм, то можно спросить, считать ли этих отрицателей открыто пойманными в еретичестве или только стоящими под сильным подозрением еретичества? Нам кажется, что первое будет вернее. Ведь Бернард в своей Glossa ordinaria (in cap. ad abolendam, praesenti u vers. deprehensi) говорит, что изобличение в ереси происходит трояко, а именно:
1) с поличным, если обвиняемый открыто проповедует ересь,
2) через законное доказательство свидетелей и, наконец,
3) при собственном признании вины.
Вследствие того, что подобные люди открыто проповедуют или открыто протестуют против всего вышесказанного, утверждая несуществование ведьм или их полную безвредность для людей, то их поэтому можно причислить к еретикам. В том же смысле говорит Бернард в Глоссе к главе «Excommunicamus» касательно слова «deprehensi publiсе». Точно так же решает вопрос канон «Cuibusdam extra de ver. sig». Пусть читатель посмотрит сам главу, и он увидит, что мы правы.
Однако наказание, диктуемое в таком случае каноном «Ad adoleedam, in praesenti extra de haer.» и состоящее в лишении священнического сана для духовного лица и передаче мирянина светской власти (для смертной казни), представляется слишком строгим, принимая во внимание незнание и большое количество тех, которые будут изобличены в этом лжеучении. Из-за этого большого количества надобно смягчить строгость суда, следуя указанию dist 40 ut constitueretur.
Ответ. Мы намереваемся скорее найти проповедникам оправдание в таком пороке и такой ереси, чем их обвинять, как это и говорится в «Extra de praesum. с. eitteras, quodcirca mandamus». К тому же мы не хотим, чтобы такой проповедник, несмотря даже на сильнейшее подозрение, был осуждён за столь тяжкое преступление. Против такого столь сильно подозреваемого может быть начат процесс. Но он не должен быть непременно осуждён. Так как мы не можем пренебрегать подозрением и именно вследствие их легкомысленных утверждений против истинной веры, то надобно исследовать степень подозрительности проповедника. Подозрение бывает троякое: слабое, тяжкое и очень тяжкое. Смотри по этому поводу главу «Accusatus» и главу «sum Contumacia, lib VI, de haeret», а также примечания Архидиакона и Иоанна Андреаса о гл. «Accusatus» и о слове «vehemens». О подозрении — гл. «Litteras». Об очень сильном подозрении говорится в каноне dist, 24 quorundam. Поэтому надо исследовать, под какое подозрение подпадает такой проповедник. Проповедники, высказывающие еретичные утверждения, не могут быть взяты под одну мерку. Одни из них говорят по своему незнанию божественного права, другие достаточно просвещённые, колеблются, нерешительны и не хотят полностью согласиться. Ошибочность мнения ещё не делает еретиком, если к нему не присоединяется закоснелость воли. Поэтому нельзя говорить об одинаковой степени подозрения в преступлении ереси. Если подозреваемые полагают, что они вследствие своего незнания могут отделаться от суда, то они должны всё-таки признать, сколь тяжек грех тех, которые провинились ради этого незнания. Ведь как бы незнание не было многообразно, однако, оно не может считаться у духовных пастырей непреодолимым незнанием. Оно не может быть названо и частичным незнанием (как говорят философы), которые у богословов и юристов носит название «ignorantia facti». Их незнание того из божественного закона, знание которого обязательно для каждого из них. Смотри dist. 43 папы Николая: «Сеяние небесного семени дано нам; горе нам, если мы его не сеем; горе, если мы молчим». Они ведь должны знать священное писание (сравни dist. 36 pertotum) и об опеке душ паствы (ibid., с. 2,. ессе u. siquis vult). Пусть даже и не требуется от них громадных познаний, как говорят Раймунд, Гостиенсис и Фома. Но требуются достаточные знания, необходимые для исполнения своих обязанностей.
Можно прибавить для их некоторого утешения следующее: если они только станут в будущем распространять верное учение вместо прежнего ошибочного, то их незнание правовых вопросов, будь оно с умыслом или без такового, всё же может быть названо незлостным. Собственно говоря, первый из названных видов незнания не оправдывает, а осуждает. Ведь псалмопевец говорит: «Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро». Второй же вид смягчает грех, так как он происходит тогда, когда человеку указывается знать что-либо, но он не знает, что это ему указывается. Так было, например, с апостолом Павлом. Об этом сказано в I посл. к Тимофею: «Мне было оказано милосердие, потому что я поступал по неведению в неверии». Вследствие того, что данное лицо по деловой обременённости не заботится о приобретении необходимых познаний, несмотря на предупреждения и приобретать их не хочет, то это его только частично извиняет. Сравни Амвросия Медиоланского в его толковании текста Послания к римлянам: «Не знаешь ли ты, что благость бога ведёт тебя к раскаянию?». Амвросий там говорит: «Ты тяжко грешишь, если ты очень много не знаешь. Поэтому теперь, в особенности, в наше время, мы хотим, приходя в момент опасности на помощь душам, рассеять незнание и иметь всегда перед глазами суровейший суд, который нам предстоит для того, чтобы гордое незнание не взяло над нами верх». В своих «Flores regularum moralium», правило второе, Канцеллярий говорит, что подлежащее наказанию незнание божественного права не ставится в вину тому, кто сделал всё от него зависящее для избежания этого незнания. Это происходит потому, что святой дух готов преподать такому человеку прямой, истинный путь спасения.
Относительно первого аргумента здравый смысл канона даёт ясный ответ.
Относительно второго аргумента Пётр Тарантасийский говорит следующее:
«Из-за великой своей зависти, в своей борьбе, с человеком, дьявол уничтожил бы всё, если бы было божье попущение».
Но бог ему одно позволяет совершать, другое — не позволяет. Это причиняет дьяволу большой позор и недовольство, так как бог во всём пользуется им для откровения своей славы против воли дьявола.
Относительно третьего аргумента можно сказать, что болезненному изменению тела или другой какой-либо порче предшествует некоторое перемещение в пространстве. Ведь демон, побуждённый ведьмой, собирает известные активные свойства, могущие вредить, и их комбинируют с пассивными, чтобы возбудить боль, порчу или другие мерзости. На вопрос о том, происходит ли это перемещение в пространстве в зависимости от течения небесных светил, надо ответить отрицательно, т. к. это перемещение приводится в движение не природною силою, но природным послушанием демону, имеющему власть над телами. Его же власть над ними лежит в его природе. Это не значит, что он может придавать материи существенные или случайные изменения без помощи другой естественной причины. Но он может с божьего попущения производить перемещения вещей и через их соединение причинять боль или производить иные подобные изменения свойств. Поэтому колдовство зависит от небесных движений столь же мало, как и сам демон, хотя бы он и имел власть над указанными вещами и орудиями.
В-пятых. Известно всем и каждому, что небесные светила не обладают властью воздействия на демонов. Но эти последние всё же вызываются кудесниками при известном положении звёзд. Это происходит по двум причинам. С одной стороны, колдуны знают, что определённое расположение звёзд благоприятствует действиям, которые они намереваются произвести. С другой стороны, они вопрошают светила, чтобы совратить людей к почитанию звёзд, как к чему-то божественному. Из этого почитания возникло некогда идолопоклонство.
Наконец, в-шестых, относительно значения аргумента о золоте алхимиков надо сказать, согласно учению святого Фомы, следующее. Если даже некоторые субстанциальные формы могут быть искусственно созданы с помощью естественного двигательного начала, то это не имеет общего распространения, так как не всегда возможно соединять активные начала с пассивными. Это искусство может создавать только нечто сходное. И алхимики производят нечто похожее на золото, нечто обладающее его внешними свойствами. Но они не производят настоящего золота. Ведь субстанциальная форма золота происходит не от жара огня, употребляемого алхимиками, а от жара солнца на определённом месте, где действует сила минерала. Так же обстоит дело и с другими подобными действиями алхимиков.
К существу. Демоны пускают в ход чародейное искусство и не могут поэтому без помощи действующего начала создать субстанциальную или акцидентную форму. Этим, однако, мы не хотим сказать, что колдовство вообще не может происходить без помощи другого действующего начала. И с этой помощью действующего начала им становится возможно вызывать действительные болезни и порчи. О том, что же необходимо для совершения такого чародейства, и должны ли здесь участвовать демоны, станет ясно из нижеследующего.