танеева вырубова страницы моей жизни

О книге

Мему­ары Анны Алек­сан­дровны Тане­е­вой-Выру­бо­вой пред­став­ляют несо­мнен­ный инте­рес для совре­мен­ного читателя.

Книга раз­ве­и­вает искус­ственно демо­ни­зи­ро­ван­ный образ этой заме­ча­тель­ной жен­щины и доста­точно точно харак­те­ри­зуют обста­новку при рос­сий­ском импе­ра­тор­ском дворе нака­нуне рево­лю­ции. Сами по себе они явля­ются бес­цен­ным исто­ри­че­ским источ­ни­ком, спо­соб­ным убе­дить непред­взя­того чита­теля в несо­сто­я­тель­но­сти лжи офи­ци­аль­ных боль­ше­вист­ских исто­ри­ков и снять обви­не­ния в нрав­ствен­ных поро­ках с людей, память о кото­рых дол­гие годы под­вер­га­лась кле­вете и надругательству.

14 авгу­ста 2000 года Юби­лей­ным Архи­ерей­ским Собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви еди­но­гласно при­нято реше­ние о про­слав­ле­нии в лике Свя­тых пра­во­слав­ного царя-муче­ника Госу­даря Импе­ра­тора Нико­лая II и всех чле­нов Его семьи.

Этому вели­кому дол­го­ждан­ному собы­тию посвя­щено изда­ние насто­я­щей книги.

Нравственный портрет

В ряду мно­го­чис­лен­ных вос­по­ми­на­ний о Госу­даре Нико­лае II и Госу­да­рыне Алек­сан­дре Фео­до­ровне книга Анны Алек­сан­дровны Тане­е­вой (Выру­бо­вой) «Стра­ницы моей жизни» зани­мает осо­бое место.

Читая её, не поки­дает ощу­ще­ние уди­ви­тель­ной силы, убе­ди­тель­но­сти и искрен­но­сти слов автора, вер­но­сти харак­те­ри­стик собы­тий, точ­но­сти в оцен­ках людей. В то же время повест­во­ва­ние про­ник­нуто необык­но­вен­ным спо­кой­ствием и уми­ро­тво­рён­но­стью, как рас­сказ чело­века много пови­дав­шего, пере­жив­шего, пере­ду­мав­шего и много пере­стра­дав­шего, но при этом достойно вышед­шего из всех испы­та­ний, послан­ных судь­бой, и не омра­чив­шего сво­его сердца чув­ствами обиды и мести к своим гони­те­лям и обид­чи­кам, сохра­нив­шего внут­рен­ний мир и осе­нён­ного глу­бо­ким виде­нием, про­ни­ка­ю­щим в суть явле­ний, кото­рое может даро­вать чело­веку только Гос­подь Бог. Невольно охва­ты­вает тёп­лое чув­ство сим­па­тии к автору, Анне Алек­сан­дровне Тане­е­вой, и воз­ни­кает жела­ние поближе позна­ко­миться с ней самой и её судь­бой. Сде­лать это чита­тель смо­жет, про­чи­тав «Стра­ницы» её вос­по­ми­на­ний. Здесь же отме­тим лишь наи­бо­лее суще­ствен­ные черты её нрав­ствен­ного облика, кото­рые поз­во­лили ей совер­шить этот необыч­ный и заме­ча­тель­ный труд.

Чтобы пол­нее спра­виться с постав­лен­ной зада­чей, коротко кос­нёмся про­ис­хож­де­ния Анны Алек­сан­дровны, счи­тая, что для рас­кры­тия её духов­ного облика это обсто­я­тель­ство ее жизни явля­ется нема­ло­важ­ным. Вот что она пишет о себе. «Отец мой, Алек­сандр Сер­ге­е­вич Танеев, зани­мал вид­ный пост статс-сек­ре­таря и глав­но­управ­ля­ю­щего Его импе­ра­тор­ского Вели­че­ства Кан­це­ля­рией в про­дол­же­ние 20 лет. По стран­ному сте­че­нию обсто­я­тельств тот самый пост зани­мали его дед и отец при Алек­сан­дре I, Нико­лае I, Алек­сан­дре II и Алек­сан­дре III.

Дед мой, гене­рал Тол­стой, был фли­гель-адъ­ютан­том Импе­ра­тора Алек­сандра II, а его пра­дед был зна­ме­ни­тый фельд­мар­шал Куту­зов. Пра­де­дом матери был граф Кутай­сов, друг Импе­ра­тора Павла I».

По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков, её отец был чело­ве­ком широко обра­зо­ван­ным, выда­ю­щимся музы­кан­том и сде­лал всё от него зави­ся­щее, чтобы раз­вить эти каче­ства у своей дочери.

Сама же Анна Алек­сан­дровна, не смотря на свое ари­сто­кра­ти­че­ское про­ис­хож­де­ние, по при­роде была чело­ве­ком про­стым, мяг­ким и вовсе не обла­дала каче­ствами героя. Однако, будучи чело­ве­ком не только рус­ским по крови, но и вос­пи­тан­ным в луч­ших рус­ских тра­ди­циях, пра­во­слав­ным, вер­ным Пре­столу и пре­дан­ным семье Пома­зан­ника Божия, осе­нён­ная глу­бо­кой верой в Бога и води­мая осо­бым о ней Про­мыс­лом Божиим, она смогла пройти через все тяже­лей­шие испы­та­ния, выпав­шие на её долю, пере­не­сти физи­че­скую боль, нрав­ствен­ные стра­да­ния, уни­же­ния и поно­ше­ния от людей и страш­ную, раз­ру­ши­тель­ную кле­вету, кото­рая, каза­лось бы, неми­ну­емо должна была сло­мить её волю, пода­вить её как лич­ность, нако­нец, оже­сто­чить, заста­вить хоть в чём-то посту­питься прав­дой, допу­стить эту ложь на стра­ницы своих воспоминаний.

Но этого не про­изо­шло и, бла­го­даря осо­бым каче­ствах своей души, она высто­яла, не изме­нила любви и вер­но­сти своим вен­це­нос­ным дру­зьям. Она не пре­дала их, не иска­зила правды о них в угоду обсто­я­тель­ствам и чело­ве­че­ской злобе, вынесла эту правду на своих немощ­ных пле­чах, также как воин ценою жизни выно­сит бое­вое знамя с поля боя, не оста­вив его на пору­га­ние вра­гам и, тем самым, про­дол­жила тра­ди­ции своих слав­ных предков.

Чтобы лучше понять необык­но­вен­ные свой­ства её души, пол­нее пред­ста­вить её нрав­ствен­ный облик, обра­тимся к сви­де­тель­ствам людей, хорошо знав­ших её и зани­мав­ших само­сто­я­тель­ную, непред­взя­тую пози­цию в отно­ше­нии Цар­ской семьи и по отно­ше­нию к ней самой, что было тогда ред­ко­стью, так как боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей выс­шего ари­сто­кра­ти­че­ского обще­ства, к кото­рому при­над­ле­жала А. А. Тане­ева, повто­рим, за ред­ким исклю­че­нием, нахо­ди­лись во вла­сти той атмо­сферы, кото­рую можно было бы оха­рак­те­ри­зо­вать, как атмо­сферу раз­нуз­дан­ной кле­веты и жесто­чай­шей травли Пре­стола, а также всех тех, кто был искренне пре­дан ему.

Вот как харак­те­ри­зует состо­я­ние петер­бург­ского обще­ства нака­нуне рево­лю­ции това­рищ обер-про­ку­рора Св. Синода князь Н. Д. Жева­хов в своих воспоминаниях.

«Ещё меньше было тех, кто пони­мал, что про­ис­хо­дило в тылу и что выра­жала собою та вак­ха­на­лия сата­нин­ской злобы, какая буше­вала в самом Петер­бурге и всею своею тяже­стью обру­ши­ва­лась на самых луч­ших, самых чистых, самых пре­дан­ных слуг Царя и Рос­сии». [1]

Послед­ние слова цели­ком и пол­но­стью можно отне­сти к Анне Алек­сан­дровне. О ней самой и её дружбе с Цари­цей князь Н. Д. Жева­хов пишет следующее.

«Войдя в лоно Пра­во­сла­вия, Импе­ра­трица про­ник­лась не только бук­вою, но и духом его, и, будучи веру­ю­щей про­те­стант­кой, при­вык­шей отно­ситься к рели­гии с ува­же­нием, выпол­няла её тре­бо­ва­ния не так, как окру­жав­шие её люди, любив­шие только «пого­во­рить о Боге», но не при­зна­вав­шие за собою ника­ких обя­за­тельств, нала­га­е­мых религией.

Исклю­че­ние состав­ляла одна только Анна Алек­сан­дровна Выру­бова, быв­шая фрей­ли­ной Госу­да­рыни, стар­шая дочь Глав­но­управ­ля­ю­щего Соб­ствен­ною Его Импе­ра­тор­ского Вели­че­ства Кан­це­ля­риею, обер-гоф­мей­стера А. С. Тане­ева, несчастно сло­жив­ша­яся лич­ная жизнь кото­рой рано позна­ко­мила её с теми нече­ло­ве­че­скими стра­да­ни­ями, какие заста­вили её искать помощи только у Бога, ибо люди были уже бес­сильны помочь ей. Общие стра­да­ния, общая вера в Бога, общая любовь к страж­ду­щим создали почву для тех дру­же­ских отно­ше­ний, какие воз­никли между Импе­ра­три­цею и А. А. Вырубовою.

Жизнь А. А. Выру­бо­вой была поис­тине жиз­нью муче­ницы, и нужно знать хотя бы одну стра­ницу этой жизни, чтобы понять пси­хо­ло­гию её глу­бо­кой веры в Бога и то, почему только в обще­нии с Богом А. А. Выру­бова нахо­дила смысл и содер­жа­ние своей глу­боко несчаст­ной жизни. И когда я слышу осуж­де­ния А. А. Выру­бо­вой со сто­роны тех, кто, не зная её, повто­ряет гнус­ную кле­вету, создан­ную даже не лич­ными её вра­гами, а вра­гами Рос­сии и Хри­сти­ан­ства, луч­шей пред­ста­ви­тель­ни­цей кото­рого была А. А. Выру­бова, то я удив­ля­юсь не столько чело­ве­че­ской злобе, сколько чело­ве­че­скому недо­мыс­лию… И когда импе­ра­трица озна­ко­ми­лась с духов­ный обли­ком А.А. Выру­бо­вой, когда узнала, с каким муже­ством она пере­но­сила свои стра­да­ния, скры­вая их даже от роди­те­лей, когда уви­дела её оди­но­кую борьбу с чело­ве­че­ской зло­бой и поро­ком, то между Нею и А. А. Выру­бо­вой воз­никла та духов­ная связь, кото­рая ста­но­ви­лась тем боль­шей, чем больше А.А. Выру­бова выде­ля­лась на общем фоне само­до­воль­ной, чопор­ной, ни во что не веро­вав­шей знати. Бес­ко­нечно доб­рая, дет­ски довер­чи­вая, чистая, не зна­ю­щая ни хит­ро­сти, ни лукав­ства, пора­жа­ю­щая своею чрез­вы­чай­ною искрен­но­стью, кро­то­стью и сми­ре­нием, нигде и ни в чём не подо­зре­ва­ю­щая умысла, счи­тая себя обя­зан­ной идти навстречу каж­дой просьбе, А. А. Выру­бова, подобно Импе­ра­трице, делила своё время между Цер­ко­вью и подви­гами любви к ближ­нему, далё­кая от мысли, что может сде­латься жерт­вою обмана и злобы дур­ных людей…». [2]

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Страницы моей жизни

НАСТРОЙКИ.

танеева вырубова страницы моей жизни

танеева вырубова страницы моей жизни

танеева вырубова страницы моей жизни

танеева вырубова страницы моей жизни

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

танеева вырубова страницы моей жизни

танеева вырубова страницы моей жизни

А. А. Вырубова (Танеева). Страницы моей жизни

Анна Александровна Танеева и её книга

14 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви единогласно принято решение о прославлении в лике Святых Православного Царя-мученика Государя Императора Николая II и всех членов Его семьи.

Этому великому долгожданному событию посвящено издание настоящей книги.

В ряду многочисленных воспоминаний о Государе Николае II и Государыне Александре Феодоровне книга Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) «Страницы моей жизни» занимает особое место.

Читая её, не покидает ощущение удивительной силы, убедительности и искренности слов автора, верности характеристик событий, точности в оценках людей. В то же время повествование проникнуто необыкновенным спокойствием и умиротворённостью, как рассказ человека много повидавшего, пережившего, передумавшего и много перестрадавшего, но при этом достойно вышедшего из всех испытаний, посланных судьбой, и не омрачившего своего сердца чувствами обиды и мести к своим гонителям и обидчикам, сохранившего внутренний мир и осенённого глубоким видением, проникающим в суть явлений, которое может даровать человеку только Господь Бог. Невольно охватывает тёплое чувство симпатии к автору, Анне Александровне Танеевой, и возникает желание поближе познакомиться с ней самой и её судьбой. Сделать это читатель сможет, прочитав «Страницы» её воспоминаний. Здесь же отметим лишь наиболее существенные черты её нравственного облика, которые позволили ей совершить этот необычный и замечательный труд.

Чтобы полнее справиться с поставленной задачей, коротко коснёмся происхождения Анны Александровны, считая, что для раскрытия её духовного облика это обстоятельство ее жизни является немаловажным. Вот что она пишет о себе. «Отец мой, Александр Сергеевич Танеев, занимал видный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией в продолжение 20 лет. По странному стечению обстоятельств тот самый пост занимали его дед и отец при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III.

Дед мой, генерал Толстой, был флигель-адъютантом Императора Александра II, а его прадед был знаменитый фельдмаршал Кутузов. Прадедом матери был граф Кутайсов, друг Императора Павла I».

По свидетельству современников, её отец был человеком широко образованным, выдающимся музыкантом и сделал всё от него зависящее, чтобы развить эти качества у своей дочери.

Сама же Анна Александровна, не смотря на свое аристократическое происхождение, по природе была человеком простым, мягким и вовсе не обладала качествами героя. Однако, будучи человеком не только русским по крови, но и воспитанным в лучших русских традициях, православным, верным Престолу и преданным семье Помазанника Божия, осенённая глубокой верой в Бога и водимая особым о ней Промыслом Божиим, она смогла пройти через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, перенести физическую боль, нравственные страдания, унижения и поношения от людей и страшную, разрушительную клевету, которая, казалось бы, неминуемо должна была сломить её волю, подавить её как личность, наконец, ожесточить, заставить хоть в чём-то поступиться правдой, допустить эту ложь на страницы своих воспоминаний.

Но этого не произошло и, благодаря особым качествах своей души, она выстояла, не изменила любви и верности своим венценосным друзьям. Она не предала их, не исказила правды о них в угоду обстоятельствам и человеческой злобе, вынесла эту правду на своих немощных плечах, также как воин ценою жизни выносит боевое знамя с поля боя, не оставив его на поругание врагам и, тем самым, продолжила традиции своих славных предков.

Чтобы лучше понять необыкновенные свойства её души, полнее представить её нравственный облик, обратимся к свидетельствам людей, хорошо знавших её и занимавших самостоятельную, непредвзятую позицию в отношении Царской семьи и по отношению к ней самой, что было тогда редкостью, так как большинство представителей высшего аристократического общества, к которому принадлежала А. А. Танеева, повторим, за редким исключением, находились во власти той атмосферы, которую можно было бы охарактеризовать, как атмосферу разнузданной клеветы и жесточайшей травли Престола, а также всех тех, кто был искренне предан ему.

Вот как характеризует состояние петербургского общества накануне революции товарищ обер- прокурора Св. Синода князь Н. Д. Жевахов в своих воспоминаниях.

«Ещё меньше было тех, кто понимал, что происходило в тылу и что выражала собою та вакханалия сатанинской злобы, какая бушевала в самом Петербурге и всею своею тяжестью обрушивалась на самых лучших, самых чистых, самых преданных слуг Царя и России».[1]

Последние слова целиком и полностью можно отнести к Анне Александровне. О ней самой и её дружбе с Царицей князь Н. Д. Жевахов пишет следующее.

«Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относиться к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружавшие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких обязательств, налагаемых религией.

Исключение составляла одна только Анна Александровна Вырубова, бывшая фрейлиной Государыни, старшая дочь Главноуправляющего Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею, обер- гофмейстера А. С. Танеева, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога, ибо люди были уже бессильны помочь ей. Общие страдания, общая вера в Бога, общая любовь к страждущим создали почву для тех дружеских отношений, какие возникли между Императрицею и А. А. Вырубовою.

Жизнь А. А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и Христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию… И когда императрица ознакомилась с духовный обликом А.А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей, когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем большей, чем больше А.А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не веровавшей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своею чрезвычайною искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей…».[2]

Вот как раскрывает нравственный облик А. А. Танеевой (Вырубовой) следователь В. М. Руднев, возглавлявший один из отделов чрезвычайной комиссии, учрежденной Керенским. Отдел этот назывался «Обследование деятельности тёмных сил».

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос

Источник

Но оста­вим исто­ри­кам и лите­ра­тур­ным пуб­ли­ци­стам, а может быть, и кри­ми­на­ли­стам выяс­не­ние вопроса о про­ис­хож­де­нии тех или иных позд­ней­ших вари­ан­тов воспоминаний.

По всей види­мо­сти, Анна Алек­сан­дровна была не в состо­я­нии активно вос­пре­пят­ство­вать этим явле­ниям в силу осо­бен­но­сти сво­его поло­же­ния и в силу отме­чен­ных выше качеств её харак­тера, кото­рые очень метко выра­зила дочь Гри­го­рия Ефи­мо­вича Рас­пу­тина — Мат­рена Рас­пу­тина в своих воспоминаниях.

«Анна Алек­сан­дровна нико­гда не могла посто­ять за себя. Да и не пыта­лась, счи­тая это не то что бес­по­лез­ным, но не нуж­ным. Она-то сама знала про себя, что абсо­лютно чиста перед Богом и людьми, как знали и те, кто были ей, дороги, а мне­ние осталь­ных её не инте­ре­со­вало». [6]

Завер­шая раз­го­вор о судьбе вос­по­ми­на­ний А. А. Тане­е­вой, для пол­ноты кар­тины можно отме­тить, что апо­фе­о­зом, без пре­уве­ли­че­ния будет ска­зано, дья­воль­ской работы по иска­же­нию её вос­по­ми­на­ний и, тем самым, по дис­кре­ди­та­ции самой Анны Тане­е­вой, а через неё всей Цар­ской семьи, явля­ется пре­сло­ву­тый «Днев­ник Анны Выру­бо­вой», опуб­ли­ко­ван­ный в упо­ми­нав­шемся сбор­нике изда­тель­ства «ORBITA» в 1993 году. Как утвер­ждает соста­ви­тель этого сбор­ника А. Коче­тов, авто­рами этой гнус­ной фаль­шивки яви­лись извест­ный совет­ский писа­тель А. Н. Тол­стой и исто­рик П. Е. Щёго­лев, быв­ший член Чрез­вы­чай­ной след­ствен­ной комис­сии Вре­мен­ного пра­ви­тель­ства. По мне­нию соста­ви­теля, с кото­рым невоз­можно не согла­ситься, «цель, кото­рую пре­сле­до­вали авторы лже-«Дневника» фрей­лины Её Вели­че­ства, опре­де­ленно была достиг­нута; «вос­по­ми­на­ния» сыг­рали роль эта­кого сред­ства внед­ре­ния в лег­ко­вер­ные умы чита­те­лей невер­ных пред­став­ле­ний о дей­стви­тель­ном поло­же­нии дел, под­лили воды на мель­ницу тех, кто желал дис­кре­ди­та­ции Цар­ской семьи, кто пытался пред­взято пред­ста­вить двор­цо­вую обста­новку в канун рево­лю­ции». Доба­вим, что взяться за напи­са­ние подоб­ной стряпни могли только те, кто поте­рял совесть и чув­ство соб­ствен­ного досто­ин­ства, люди опу­стив­ши­еся и рас­по­я­сав­ши­еся от ощу­ще­ния своей без­на­ка­зан­но­сти. Но… «Мне отмще­ние, Аз воз­дам, гла­го­лет Господь».

Для тех же, кто может столк­нуться со вся­кого рода измыш­ле­ни­ями на тему вос­по­ми­на­ний Анны Выру­бо­вой, хочется отме­тить сле­ду­ю­щее. Гос­подь ска­зал: «Я есть истина», и ещё: «Бог есть любовь». Отсюда сле­дует, где Правда — там Бог, где есть истин­ная Любовь — там Бог, одно от дру­гого неот­де­лимо. А где кле­вета или даже малей­шее иска­же­ние правды, то есть лесть, там нет Любви, там нет Бога, а есть дело Его про­тив­ника. На «Стра­ни­цах» вос­по­ми­на­ний Анны Тане­е­вой истина запе­чат­лена любо­вью, потому что Сам Бог осе­нял перо автора. Именно в этом, как было ска­зано, сила убе­ди­тель­но­сти и искрен­но­сти её слов, отсюда необык­но­вен­ное спо­кой­ствие и уми­ро­тво­рён­ность, кото­рыми дышат под­лин­ные вос­по­ми­на­ния Анны Тане­е­вой. Нельзя не пове­рить любя­щему и веру­ю­щему сердцу. Вряд ли подоб­ное чув­ство воз­ник­нет при чте­нии пуб­ли­ка­ций-иска­же­ний или пуб­ли­ка­ций-фаль­ши­вок, при­пи­сы­ва­е­мых Анне Александровне.

Но вот, несмотря на все ухищ­ре­ния кле­вет­ника-дья­вола, под­лин­ный текст вос­по­ми­на­ний Анны Алек­сан­дровны Тане­е­вой «Стра­ницы моей жизни» перед вами. Это само по себе чудо, кото­рое сотво­рил Гос­подь ради нас греш­ных. И не так важно, как текст этой книги попал к пра­во­слав­ным изда­те­лям. Отне­сём всё это ко Гос­поду, про­мыш­ля­ю­щему о нашем благе. Важно, что эта книга есть, и мы можем про­честь её, при­кос­нуться к Истине и Любви, раз­ве­ять мрак лжи, рас­се­ять сомне­ния, кото­рые мешают про­сла­вить в серд­цах наших Свя­тых Цар­ствен­ных муче­ни­ков и, нако­нец, воз­бла­го­да­рить Бога за эту милость.

Завер­шая неболь­шой рас­сказ о А. А. Тане­е­вой и раз­го­вор о судьбе её вос­по­ми­на­ний, хочется обра­титься к Богу с молит­вой об упо­ко­е­нии в селе­ниях пра­вед­ных мно­го­стра­даль­ной и любя­щей души Анны Тане­е­вой, в ино­че­стве Марии, а также испро­сить про­ще­ния у Бога и у чита­теля за несо­вер­шен­ство и непол­ноту нашего неболь­шого труда, при­зван­ного пред­ва­рить чте­ние заме­ча­тель­ной книги.

Со Свя­тыми упо­кой, Хри­сте, душу рабы Твоей, ино­кини Марии и нас греш­ных помилуй.

Небесное благословение

То, что появ­ле­ние книги А. А. Тане­е­вой «Стра­ницы моей жизни» в канун про­слав­ле­ния Свя­тых Цар­ствен­ных муче­ни­ков Юби­лей­ным Архи­ерей­ским собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2000 года не слу­чайно, сви­де­тель­ствует одно чудес­ное обсто­я­тель­ство, сопут­ство­вав­шее при­ня­тию реше­ния о необ­хо­ди­мо­сти пуб­ли­ка­ции этих вос­по­ми­на­ний. Автор этой ста­тьи, в руках кото­рого ока­зался текст вос­по­ми­на­ний, нахо­дясь под силь­ным впе­чат­ле­нием от про­чте­ния их, решился искать воз­мож­ность опуб­ли­ко­ва­ния «Стра­ниц» и с этой целью, как пер­вый шаг, отдал книгу на ксе­рокс. Но про­шло довольно много вре­мени, более двух недель, а копия тек­ста по непо­нят­ным при­чи­нам всё не была готова.

Недо­уме­вая, как быть дальше, он по какому-то осо­бому, можно ска­зать, чудес­ному сте­че­нию обсто­я­тельств ока­зался на Вала­ам­ском подво­рье, где только что закон­чи­лось чте­ние ака­фи­ста перед миро­то­чи­вой ико­ной Царя-муче­ника Нико­лая II. К сожа­ле­нию, он опоз­дал, так как икону уже увезли. Однако в храме на запад­ной стене висела точ­ная копия миро­то­чи­вой иконы. Перед этой вот ико­ной Царя-муче­ника Нико­лая с зажжён­ной вос­ко­вой све­чой в руке он обра­тился с моль­бою о помощи:

«Царь-Батюшка, Нико­лай Алек­сан­дро­вич, вра­зуми, укажи волю Божию, рас­сей сомне­ния, укрепи в реше­нии!» Затем молитва была про­дол­жена у иконы Свя­тых Цар­ствен­ных муче­ни­ков — копии чудо­твор­ной, быв­шей на Афоне в 1998 году, кото­рая лежала на ана­лое ближе к солее. По-преж­нему в руке горела свеча. И тут совер­ши­лось чудо. Свечка в руке моля­ще­гося зами­ро­то­чила, вся покры­лась бла­го­ухан­ным миром, кото­рое сте­кало по свече на пальцы и изда­вало необык­но­вен­ный аромат.

Но не было воли Божией явить это чудо немно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям, так как одно­вре­менно тишину храма нару­шил Сиг­нал пей­джера. Обыч­ным в этом слу­чае нажа­тием кнопки сиг­нал был выклю­чен, однако тут же раз­дался вновь, и так три­жды. Нахо­дясь в вол­не­нии от совер­шив­ше­гося чуда, вме­сте с тем рас­те­ряв­шись от неожи­дан­но­сти и окон­ча­тельно сму­тив­шись от того, что по его вине нару­шена бла­го­го­вей­ная тишина храма, он в пол­ном заме­ша­тель­стве вышел, с доса­дой нажал кнопку про­чте­ния сооб­ще­ния… Каково же было удив­ле­ние, пере­ме­шан­ное с чув­ством страха и вме­сте с тем радо­сти, когда в сооб­ще­нии, три­жды воз­ве­щен­ном в храме, где только что при­сут­ство­вала миро­то­чи­вая икона Царя-муче­ника Нико­лая и пели Ему ака­фист, во время молитвы, обра­щен­ной к Нему сна­чала перед ико­ной Царя-муче­ника (копии миро­то­чи­вой), а затем перед ико­ной Всех Свя­тых Цар­ствен­ных муче­ни­ков (также копии чудо­твор­ной), и при совер­шив­шемся чуде миро­то­че­ния горя­щей свечи, гово­ри­лось о том, что «ксе­рокс Анны Выру­бо­вой готов» и нужно при­е­хать срочно забрать его. Этого было доста­точно, чтобы понять смысл про­изо­шед­шего. Чудес­ным обра­зом был полу­чен ответ, все сомне­ния были рас­се­яны. Госу­дарь и Все Свя­тые Цар­ствен­ные муче­ники бла­го­сло­вили изда­ние посвя­щен­ных им вос­по­ми­на­ний Анны Танеевой.

Гос­поди, помоги испол­нить волю Твою и волю ско­рого заступ­ника и помощ­ника, небес­ного пред­ста­теля за народ рус­ский, Свя­того Царя-муче­ника и иску­пи­теля Николая!

Свя­той Батюшка-Царь Нико­лай Алек­сан­дро­вич, Свя­тая Госу­да­рыня-матушка Алек­сандра Фео­до­ровна, Свя­тые Цар­ствен­ные Их дети, молите Бога о нас!

Ю. Ю. Рас­су­лин 7/20 июля 2000 года, канун празд­но­ва­ния Явле­ния иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы во граде Казани

Страницы моей жизни

Глава 1

Аще бо и пойду посреди тени смерт­ныя, не убо­юся зла, яко Ты со мною еси ( Пс. 22:4 ).

«Уко­ря­еми — бла­го­слов­ляйте, гоними — тер­пите, хулими — уте­шай­тесь, зло­сло­вими — радуй­тесь». (Слова о. Сера­фима Саров­ского) — вот наш путь с тобой.

Из письма Госу­да­рыни Импе­ра­трицы от 20 марта 1918 г. из Тобольска

При­сту­пая с молит­вой и чув­ством глу­бо­кого бла­го­го­ве­ния к рас­сказу о свя­щен­ной для меня дружбе с Импе­ра­три­цей Алек­сан­дрой Фео­до­ров­ной, я хочу ска­зать вкратце — кто я, и как могла я, вос­пи­тан­ная в тес­ном семей­ном кругу, при­бли­зиться к моей Государыне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *