Такси в сша машины
История американского такси.
Друзья, кто из нас, смотря американские фильмы или программы, не удивлялся обилию желтых машин, запрудивших города и магистрали штатов.
Будь то старый увлекательный фильм про гангстеров или выпуск новостей, какждый раз я с интересом вглядывался в кадры, пытаясь определить модель того или иного
желтого чемодана, мелькнувшего на экране. Сегодня я решил собрать в этом посте немного интересной информации
об этих машинах, обобщив тем самым бесконечные интернетовские просторы.
Американская такси-индустрия является ровесницей российской — первое городское
такси начало работать в Нью-Йорке 13 августа 1907 года. Тем не менее, это не
мешает американцам спорить с французами касательно их статуса изобретателей
такси, утверждая, что впервые такие услуги начали оказываться именно в США.
В первое время существования таксиопарков в Америке, основными игроками на
этом рынке были мафиозные группы, использовавшие такси для перевозки
запрещенного в годы сухого закона алкоголя.
Будучи заинтересованными в увеличении автопарка такси, преступные сообщества вкладывали немалые средства в развитие этой индустрии.
Довольно быстро этот вид транспорта приобрел популярность у обеспеченных слоев населения, а уже к 1950-м годам такси могли позволить себе практически все.
Весьма широко такси отражены и в кинематографе.
На данный момент такси в Америке является одним из самых популярных видов транспорта для передвижений по городу, уступая лишь личному автотранспорту, который есть практически в каждой семье.
На первых этапах развития этой сферы услуг таксистами были в основном американцы, а такая работа считалась довольно неплохой и прибыльной.
В настоящее время ситуация изменилась, и за рулем такси в основном находятся эмигранты, не нашедшие другого способа заработка. Поэтому услуги частных владельцев такси в Америке на данный момент имеют невысокий уровень качества.
Немного лучше дело обстоит в службах заказа такси, но, учитывая, что контингент водителей в таких организациях также состоит из эмигрантов, вежливости и обходительности ждать не приходится.
А теперь перейдем к маркам, которые были замечены в такси разных лет. Моделей было множество, вот основные из них.
Автомобили служб такси в мировых столицах: от нью-йоркских Ford до гаванских «Жигулей»
Автомобили служб такси являются своего рода визитной карточкой каждого города. Эти машины встречают нас в аэропортах и на вокзалах, а также провожают, когда мы покидаем город/страну. Такси и таксисты часто становятся предметом обсуждения на туристических форумах. Почти во всех крупных городах есть государственные таксопарки, где имеется определенный набор автомобилей. Но в данной отрасли активно (иногда даже слишком) развиваются и частные компании. Onliner.by выбрал 10 столиц по всему миру и изучил, на чем там ездят таксисты.
Нью-Йорк
В Нью-Йорке такси — это настоящий символ города. Уже не первый десяток лет улицы американского мегаполиса переполнены желтыми седанами. Многие сразу представляют Ford Crown Victoria. Действительно, эта модель долгое время выполняла роль такси во многих американских городах (как и Chevrolet Caprice), но в 2007 году власти Нью-Йорка решили заменить устаревший седан на новые машины.
В 2011-м Ford Crown Victoria прекратили переделывать в такси. Среди претендентов на поставки новых автомобилей были компании Ford, Nissan и турецкая фирма Karsan. Последнюю вскоре убрали из списка, т. к. американцы посчитали, что производитель не сможет обеспечить такой большой город, как Нью-Йорк, своими машинами. Примечательно, что все компании предложили вывести на улицы города не седаны, а компактные минивэны. В итоге тендер выиграла Nissan, которая уже начала поставки NV200 в США. Но до сих пор на улицах Нью-Йорка — целая «солянка» из разных автомобилей: Ford Fusion, Lincoln MKZ, Hyundai Sonata, Toyota Sienna и др.
Лондон
Однако самым знаменитым таксомотором в мире все же является лондонский кэб. Стоять в центре британской столицы с открытыми глазами и не видеть ни одного автомобиля LTI или Austin невозможно. Три наиболее популярные модели лондонского такси — TXI, TXII и TX4. Нежители Великобритании вряд ли смогут отличить их друг от друга, хотя в техническом плане машины здорово отличаются.
Свое начало история «черных кэбов» берет с 1940-х годов. В 1948-м британцы выпустили первый экземпляр Austin FX3. Он и стал визитной карточкой лондонских дорог. Несмотря на новые поколения, дизайн машины до сих пор практически не изменился. Автомобиль отлично приспособлен для перевозки людей — места на втором ряду больше, чем в любом представительском седане. Есть еще откидное сиденье (спиной по ходу движения). C 1997 года на лондонское такси устанавливался двигатель от Ford Transit. Власти города уже неоднократно указывали на негативное влияние на окружающую среду большого количества не самых «зеленых» таксомоторов.
Токио
Наиболее яркой отличительной чертой такси в Токио является разнообразие цветовой палитры. Различные службы имеют свои цвета. Компании, осуществляющие VIP-перевозки, предпочитают держать в своих автопарках черные машины. Некоторые службы используют белые, желтые либо зеленые автомобили. При этом наклейки на машинах примерно одинаковые.
8 из 10 таксомоторов в Токио — это Toyota. Часто на улицах можно увидеть старенький седан Toyota Crown, который является одним из самых популярных автомобилей представительского класса в Стране восходящего солнца. Интересно, что данная модель изначально и разрабатывалась в качестве такси. Но позже поступила в розничную продажу. Сегодня в автопарках Токио присутствует большое количество гибридов и современных микроавтобусов. Основным поставщиком таксомоторов остается Toyota.
Берлин
Каждый, кто бывал в Берлине, знает, что практически все такси там — это Mercedes (почти 90%). В хорошо известный белорусским торговцам подержанных машин цвет «слоновая кость» окрашены многие модели немецкого производителя, но наиболее популярной является Mercedes E-Class. В Берлине сегодня работает около 7 тыс. таксомоторов. Это примерно на 2 тыс. больше, чем необходимо городу с населением в 3,5 млн человек.
Кроме Mercedes в некоторых автопарках можно встретить автомобили Volkswagen, Opel и даже Toyotа (в большинстве случаев — Prius). В последние годы в Берлине стало увеличиваться число такси с кузовами компактвэн (Volkswagen Touran, Opel Zafira, Mercedes B-Class). И будьте готовы, что из аэропорта до города вас довезут с ветерком в крайнем левом ряду!
Сеул
В сеульском аэропорту вас встретит улыбающийся таксист, который обязательно поможет вам донести сумки до машины (даже не пытайтесь сопротивляться!) и откроет дверь. Скорее всего, до города вы поедете на микроавтобусе Hyundai или Kia. Но не исключено, что в Сеул вы въедете на седане. Марку это не меняет: Hyundai или Kia. Встретить в Южной Корее такси немецкого или тем более японского производителя невозможно.
Возле гостиниц «пасутся» представительские развозные седаны Kia K9 или Hyundai Equus. Эти таксомоторы окрашены исключительно в черный цвет. Если вдруг вам посчастливится увидеть в Сеуле такси не Hyundai или Kia, то это будет либо старый Daewoo, либо Samsung (модельный ряд дублирует Renault).
Сидней
Австралийские таксисты редко передвигаются на известных нам марках автомобилей. В Сиднее работают пять крупных компаний, занимающихся данным видом деятельности. Наиболее популярными марками таксомоторов здесь являются Ford и Holden. Среди первых представлены преимущественно седаны и универсалы Falcon. Среди Holden чаще всего встречаются такси Commodore (тоже седаны и универсалы).
В последние годы на улицах Сиднея стали часто появляться модели Toyota. Как и во многих других странах, большой популярностью здесь пользуются Prius. Некоторые сиднейские службы такси держат исключительно минивэны (опять же Toyota). Многие такси в Австралии имеют доработанную заднюю часть с огромным багажником.
Пекин
В Пекине такси относительно дешевое. Если вы не собираетесь передвигаться в час пик, то добраться из одной точки китайской столицы в другую можно за несколько долларов. Конечно, самыми распространенными таксомоторами в Китае являются машины местных автопроизводителей, чьи названия европейцу сложно даже выговорить. Но есть достаточно много Hyundai и Volkswagen, хотя и они выпущены здешними заводами.
Вообще, в Пекине огромное количество такси разных мастей. От стареньких Volkswagen Santana образца 1986 года до современных седанов представительского класса. Можно встретить здесь и лондонские кэбы (некоторое время продавались официально). Все автомобили имеют свой цвет кузова, но бампера и боковые части у таксомоторов должны быть окрашены в желтый цвет.
Париж
Франция отличается своей автомобильной патриотичностью. Процентная доля французских машин здесь больше, чем в Германии немецких. Но это не значит, что среди такси — исключительно Scenic, C4 Picasso и прочие Peugeot. Есть здесь и привычные нам Volkswagen Touran и Opel Zafira (эти две модели очень любят все европейские таксисты). Если нужно попрестижней, к вашим услугам линейка Citroen DS.
Но главными транспортными средствами парижских таксистов являются Peugeot 5008 и Renault Scenic/Grand Scenic. Среди других моделей Peugeot пользуются популярностью 407 и 508. О стареньком 406 здесь тоже не забывают (спасибо фильму «Такси», который, кстати, полностью снимался в Марселе). Многие удивятся, но среди парижских такси часто можно встретить Chrysler 300.
Гавана
На Кубе среди туристов очень популярны так называемые «Коко такси». За несколько центов жизнерадостный кубинец довезет вас до отеля или места отдыха. «Коко такси» — это, по сути, авторикша (крытый трехколесный мотоцикл). Имеет два сиденья и форму яйца (а если быть точным — кокоса, от чего и пошло название такси). Кузов выполнен из стекловолокна. В движение модель приводит 75-кубовый мотор.
Конечно, есть в Гаване и полноценные такси. Здесь полно старых Pontiac, Chevrolet, Buick и прочих американских машин, завезенных на остров не один десяток лет назад. У большинства из них двигатели уже давно заменены на более экономичные. Среди таксомоторов на Кубе можно встретить и старенькие «Жигули».
Минск
После всего этого хочется взглянуть на автопарк минских служб такси. Здесь разнообразие похлеще, чем в Пекине. На улицах Минска можно увидеть с шашечками буквально любую модель любой марки. В такси работают и старые Mercedes W123, и новенькие BMW 7-Series. C распространением новых бюджетных автомобилей российской сборки таксисты стали чаще покупать себе новые машины. Среди них — Volkswagen Polo Sedan, Citroen C-Elysse, Skoda Rapid и пр.
Иногда желтые номерные знаки стоят на наших «родных» Geely и Samand. Гибридные Toyota Prius — тоже не редкость. Но если бы статью о такси пару лет назад писал какой-нибудь иностранец, он в первую очередь обратил бы внимание на минские желтые «Волги», которые относятся к государственной службе. Но те времена уже канули в Лету.
То самое Нью Йоркское такси…
Хочу быть водителем такси
Кто не знает эту машину? Каждый видел ее в американских фильмах это же «то самое» Нью-Йоркское такси. Когда ее замечают на улице, все показывают пальцем с возгласом : «Эй смотрите это же эээээ…», позвольте я подскажу вам – Checker Marathon.
Я сильно волнуюсь: Я собираюсь водить Checker! Уже несколько дней я испытываю мальчишеский восторг, вперемежку с леденящим ужасом. С одной стороны, я хотел поездить на этой машине с тех пор, как узнал о ней, с другой стороны я очень боюсь разочароваться. Словно это встреча с кинозвездой.
Должен признаться, Marathon был моей слабостью в течение многих лет. Я копался в интернете ночами напролет, рассматривал старые фотографии Бруклина, искал объявления о продаже в газетах и на сайтах продаж. Я на полном серьезе был готов лететь за своей покупкой ближайшим же рейсом. Если слово «серьезно» вообще применимо к поиску сорокалетнего автомобиля в два часа ночи.
Кто-то мечтает, а кто-то действует. Едва ли это применимо ко всему, но, определенно, это применимо к автомобилям.Встретив предмет мечтаний, я оказался немного разочарованным, поэтому не рекомендую сразу покупать автомобиль мечты. Сначала прокатитесь на нем, и возможно это развеет иллюзии.
В случае с Checker, каждая мелочь намекает на то, что блестящая желтая мечта испарится быстрее, чем закончится тест-драйв. Европейцы едва ли получат удовольствие от вождения рамного автомобиля пятидесятых годов разработки. У большинства машин не было одиозного V8, например в этом установлена рядная бензиновая шестерка Шевроле мощностью 110 л.с., которая тащит почти две тонны вычурно штампованного Детройтского железа. Дополняет картину длина под шесть метров и абсурдно высокий пол. Для удобства пассажиров пол сделан абсолютно плоским и потому поднят выше карданного вала. В общем, не очень…
Но, как известно, Checker Marathon – легенда. А в легендах есть какой-то неуловимый шарм. Проблема лишь в том, что этих машин осталось не так уж много. Их производили больше двадцати лет, с шестьдесят первого по восемьдесят второй без существенных изменений. Пик производства пришелся на шестьдесят второй, около в тот год около 8000 машин выехало из цена в Kalamazoo. И несмотря на конструкцию, большинство из них безжалостно уезжены в такси.
Чудом сохранившиеся машины теперь в руках фанатов, вы без труда найдете подробную историю модели, кучу восторженных рассказов о конкретных машинах, но едва ли вы найдете непредвзятое мнение о том, что же из себя представляет Marathon в качестве транспортного средства.
Отбросив все предубеждения, с холодным разумом, я увидел Checker на небольшой улице родного Будапешта. Он слишком большой для игрушечной машинки. С его пропорциями, вы даже не догадаетесь, что по размерам он сопоставим с Audi Q7. Я конечно знал что Marathon восьмиместный и был готов к американскому размаху, но милая мордашка обманула меня, лихо скрыв размеры, за правильными пропорциями.
Для дизайна шестидесятых, линии на удивление скромны. Если посмотреть на Американские машины тех лет – например Chevrolet Bel Air или Oldsmobile 98, то они больше напоминают надменных толстяков, покрытых тоннами хрома. Checker — полная противоположность. Во главе угла была функциональность – владельцы компании считали, что наибольшего успеха они добьются на рынке такси. Позже их начали продавать в частные руки, но исключение лишь подтверждает правило.
Внутри, Checker приветствует нас очарованием городского автобуса. Огромный руль, переключатели, хаотично разбросанные по панели. В центре, словно на троне, счетчик такси. Справа, ячейка для удостоверения таксиста с яркой подсветкой, чтобы пассажир смог его разглядеть через полуторадюймовое стекло. Спасибо, но лучше я займу место сзади.
В распоряжении пассажира практически двуспальная кровать, можно вытянуть ноги или даже попрыгать на пружинах. Как на диване, вы можете расслабиться и отключится от ужасных пробок на пятой авеню. Мягкий диван начинается практически от дверного проема и словно в театральной ложе, вы лениво бросаете взгляд на пять квадратных метров New York Times. Но в компании из пяти человек вы едва ли вы проедете больше нескольких кварталов, и если до этого вы не страдали от клаустрофобии, она запросто появится.
Я так и не набрался смелости, чтобы сесть за руль, где поколения таксистов отработали миллиарды смен. Кстати, при разговорах о Checker многие из них становятся очень сентиментальными.
Американские иконы такси
В то время как в европейских такси были достаточно разнообразными, в США доминирующее положение принадлежало Checker. Компания существует с 1922 года, но мы не будем останавливаться на раннем этапе и сразу перейдем к шестидесятым, когда на рынке появился Checker Marathon.
Изначально, Checker использовался только в качестве Такси и к концу выпуска он стал настоящим символом американского такси, но, несмотря на это существовала и гражданская версия машины. Автомобиль производился более двадцати лет с минимальными изменениями, и высоко ценился за прочность и надежность конструкции. Компания заявляла, что будет производить этот автомобиль до тех пор, пока на него будет спрос. 1982 год стал последним.
Даже после этого Checker оставались самым популярным такси, вплоть до конца восьмидесятых, например, судя по наклейке наш автомобиль работал в Нью Йорке до 89 года. Последний Checker в Большом Яблоке ушел на пенсию в 1999.
После прекращения выпуска Checker в восемдесятвтором, не было прямых наследников модели, и следующей иконой такси стал Chevrolet Caprice. Конечно он уже не доминировал на рынке как Checker, но каждый узнает в нем или полицейскую машину или такси. Как бы то ни было, в восьмидесятых и девяностых, Caprice был самым распространенным такси на улицах Нью Йорка. Тогда же началось брюзжание водителей такси, по их мнению Checker был гораздо лучше.
Продолжателем дела стал Ford Crown Victoria, который был снят с производства совсем недавно. При этом владельцы таксомоторных компаний прибывают в глубоком отчаянье – как же им быть теперь без привычных рамных динозавров. Многие компании держат их в огромном количестве, так что они смогут продержаться ближайшие годы, до тех пор пока Nissan NV200 не вытеснит их.
Стоит только повернуть ключ и Checker начнет обращать вас в свою веру. Не нужно долго крутить мотор словно шарманку, один оборот и вы наслаждаетесь шестицилиндровым баритоном. Забудьте о вибрациях — несравненная рядная шестерка. Я перевел рычаг в D и Marathon покатился словно по персидскому ковру.
Старт полон решимости. Идеально плавная коробка передач, раскручивает мотор чуть выше холостого хода, переключение на вторую, или это уже третья? Теперь вы можете снять ногу с газа, огромный кузов катится примерно 45 км/ч, двигатель радостно бурчит, жизнь хороша. Преисполненный спокойствия, как умудренный опытом человек, он незаметно меняет декорации за окном, спокойно попивая бензин – в этом вся соль Checker.
Я инстинктивно откинулся назад, слегка повернулся к пассажиру, расслабленно положил руку на руль и почувствовал себя настоящим таксистом. «Мэдиссон сквер? Ох, я ошибся! Едем на Площадь Героев». Спустя несколько минут, слегка освоившись в машине, я замечаю насколько удобно сиденье. Это не тошнотворный, шаткий соломенный матрас, это упругое офисное кресло. Руль уродлив, но он на своем месте и до педалей не нужно тянуться. Конечно это не кресло в гостиной, но я понимаю почему водители так долго тосковали по этой машине.
В салоне будто в грузовике, но остановившись на светофоре и глядя сверху вниз на X5, я понял, что лучше провести аналогию с современным пикапом. И дело не в посадке, а в том как этот автомобиль едет и рулится, дело в старомодном заднем приводе и основательности всех механических частей. Это не хрупкий антикварный автомобиль, это стальной монолит, способный пережить несколько ядерных войн подряд.
Есть некоторая вялость руля, подвеска иногда шумит, но нет ощущения езды на желе, равно как и нет ощущения ужасных тормозов, типичных, для машин из 60. Благодаря американскому гидроусилителю, рулить можно буквально одним пальцем. Машина поворачивает незамедлительно, какой сюрприз! Пускай, он немного резок на выбоинах, но даже при этом не возникает ощущения неконтролируемого снаряда. Вам не нужно сражаться с машиной, чтобы ехать прямо. Я чувствую легкую приятную дрожь по всем телу. Я хочу ее!
Я признаю, с его 110 лошадиными силами, это не гоночный болид, но благодаря хорошо настроенному автомату, автомобиль отлично вписывается в городской поток. Я не разгонялся быстрее 80 км/ч, но у меня не возникало и тени сомнений в том, что мне не хватит мощности. Конечно, эта машина не для ралли, но с учетом ее возраста и дорожного просвета, она неплохо проходит повороты, да и комфорт не хуже, чем в большинстве современных пикапов – это удивительная конструкция и я снимаю шляпу перед инженерами из Kalamazoo.
Примечательно, что это обыкновенный, а восстановленный автомобиль. Вы все еще можете заметить следы десятилетней службы в Нью Йоркском такси, доподлинно неизвестно что происходило с автомобилем с 1989 по 2011, Лесли только что купил этот автомобиль у немецкой компании, которая использовала его для рекламы. В настоящее время были сделаны только первоочередные сварочные работы, чтобы он смог съездить на несколько слетов владельцев старых машин. Восстановление машины будет продолжено – еще очень много деталей потребуют внимания к себе.
Но мы совершенно спокойно покатались по Будапешту. Конечно вы можете назвать Checker потрепанным, но я не был бы столь грубым, я бы назвал его харизматичным. Эй, это же обычное такси, видны плохо перекрашенные ночной сменой панели кузова, руль отполированный ладонями до блеска, бамперы все в царапинах и разорванные дверные обивки. Но этот автомобиль был разработан для грубого обращения, он должен выдерживать десятки пассажиров за смену, и проезжать сотни миль.
В принципе, я могу представить его в качестве повседневной машины. Конечно он слегка великоват для европейских улочек, и довольно прожорлив около 17 литров на 100 км(18 миль на галлоне) и это при спокойной езде. Не считая этих мелочей, это очень простой в обслуживании, надежный, классический автомобиль.
Сейчас, это уже довольно редкий автомобиль. Встретить его на дороге, словно встретить НЛО, то же самое происходит и на его родине. А когда появляется дефицит – цены растут. Вы не найдете ездящий Checker дешевле десяти тысяч долларов, а восстановленные экземпляры стоят вдвое дороже. Сложно назвать точные суммы, поскольку за год в Европе появляется не больше двух предложений.
Получается, у Checker должны быть серьезные проблемы с самоидентификацией. После сотен тысяч миль, круглосуточной работы, миллиардов коротких остановок, они вдруг оказались запертыми в темных гаражах и сейчас выезжают только в выходные и на парады. Я не завидую им, но если мы хотим сохранить эти удивительные машины, которые олицетворяют Америку гораздо сильнее, чем гамбургер или Статуя Свободы, у нас нет иного выбора. Но, если у вас в гараже есть такой автомобиль, прокатите друзей, позвольте Marathon вспомнить старые добрые времена.
Checker Marathon как Brian Dennehy. Хорош в одной роли и даже превосходит в ней сам себя. Их имена не слишком известны, но все знают их в лицо. Скорее всего вы не вспомните названия фильмов, они в них играли. Тем более, что они никогда не играли главных ролей в популярных фильмах, тем интереснее что Brian Dennehy в фильме FX2 ездит именно на Checker Marathon.
Легендарное Нью Йоркское такси, стало героем одноименного сериала. Наверняка некоторые вспомнят о нем. Сериал был запущен в 1978 было снято 5 сезонов и 114 серий, с актерами, которых вы наверняка знаете.
Диспетчера играл Дэнни де Вито. Одного из водителей, священника хиппи в прошлом, играл Кристофер Ллойд, профессор Эммет Браун, знакомый вам по фильму Назад в будущее, так же стоит упомянуть звезду ситкомов 80 Тони Донзу, он сыграл таксиста, боксера в прошлом.
Но по-моему, главную свою роль Checker Marathon сыграл в эпизоде «Воспоминания такси 804»
Конечно, на IMCDB вы найдете бесконечный список ролей легендарного такси. Но самой яркой ролью будет Такси 804