така последний самурай актриса
Последний самурай: Удивительная история, по которой сняли известный фильм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прошло двести лет, прежде чем японцы задумались о своем отставании от остального мира. В 1853 году к японским островам прибыл большой американский флот, состоящий из современных по тем временам паровых кораблей. Под угрозой пушек американцы вынудили Японию подписать договор о мире, дружбе и торговле. Неудивительно, что здравый смысл восторжествовал, когда «средневековые» японцы увидели новейшие военные корабли в своих бухтах. Они открыли торговлю, поощряя культурный обмен, чтобы «догнать» современную эпоху.
Голливуд упростил сценарий фильма, чтобы показать самураев как простых и хороших людей, а модернизацию Японии как нечто плохое и гнетущее. На самом деле во время Реставрации Мэйдзи происходило перераспределение социальных классов. Новое правительство упразднило касту самураев, правящих жестокой рукой и занимавшихся преимущественно сельским хозяйством. Это и стало причиной мятежа.
В фильме «Последний самурай» в одно целое смешивается несколько восстаний, которые по истории длились в течении многих лет. Вымышленный лидер Кацумото был основан на личности влиятельного Сайго Такамори, лидера последнего бунта.
Самураи в сценах сражений фильма изображены с развлекательной точки зрения. Первый же бой показывает, как они умело орудуют мечами и луками, чтобы разгромить вооруженную, но неопытную армию императора Мэйдзи.
Повстанцы Такамори использовали винтовки и часто носили мундиры западного стиля, и лишь некоторые использовали традиционные самурайские доспехи. У восставших было более 60 артиллерийских орудий, и они их активно применяли.
Императорская армии последнюю битву при Сирояме, как и в фильме, действительно выиграла из-за превосходящего количества (около 30 тысяч солдат против 300-400 самураев). Последняя самоубийственная атака самураев была такой же символичной, как это представлено в фильме.
Хотя капитан Олгрен кажется вымышленным, чуждым персонажем, он, тем не менее, имеет реальный исторический прототип с поразительно похожими взглядами и поступками.
На создание персонажа, которого играет Том Круз, сценаристов вдохновил француз Жюль Брюне (Jules Brunet). В 1867 году его направили обучать японских солдат использовать артиллерию. С началом восстания самураев он мог вернуться во Францию, но остался и в этой гражданской войне сражался на проигравшей стороне за Сёгунат. Он участвовал в славной и эпической последней битве при Хакодате. Параллели между Брюне и Олгреном показывают, что история первого определенно оказала большое влияние на фильм.
«Последний самурай» совмещает более десяти лет реальной истории в короткий рассказ, при этом изменяя французского героя на американского. Также значительно изменено количественное соотношение сторон: новое правительств показано «злым и угнетающим». На самом деле оно дало японцам свободу впервые в их истории.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
12 интересных фактов о фильме «Последний самурай»
«Последний самурай» один из лучших фильмов Тома Круза. Актер получил несколько травм ещё до старта производства, ибо усиленно готовиться к роли пошел за два года до начала съемок.
Поставил ленту режиссер Эдвард Цвик, ответственный за фильмы «Легенды осени» и «Кровавый алмаз». Главные роли сыграли Том Круз и Кен Ватанабе.
1. Деревенского кузнеца в фильме сыграл Содзи Йошихара. Содзи один из лучших и общепризнанных мастеров по изготовлению мечей. Для фильма он изготовил несколько именных мечей.
2. В этом фильме актер Кен Ватанабе впервые говорит в кино на английском языке. Все актеры согласились, что для японца впервые говорящего на английском он демонстрировал весьма неплохой уровень.
3. Последним самураем является не герой Тома Круза и не герой Кена Ватанабе. Слово «самурай» здесь во множественном числе и относится ко всему клану.
4. По фильму модернизацией и подготовкой японской армии занимались американские инструкторы. Но на самом деле наибольший вклад в модернизацию императорской армии Японии сделала Пруссия.
5. «Последний самурай» собрал больше денег в японском прокате, чем в американском. В стране после выхода фильма неофициально отмечают День Тома Круза.
6. Почти весь фильм сняли в Новой Зеландии. Первоначально предполагалось снять ленту в Японии, но создатели фильма не могли найти подходящих локаций, с которых было бы не видно японских городов.
Если же городов не было видно, то доступ к месту съёмок был очень затруднен. Поразмыслив авторы пришли к мнению, что природа Новой Зеландии очень похожа и там созданы для киноделов более подходящие условия. Однако, несколько эпизодов всё-таки сняли в Японии в императорском дворце Киото.
7. В отличие от многих других американских фильмов, в которых показывали самураев, японские критики отнеслись к «Последнему самураю» благосклонно. Больше всего от них досталось слишком идеалистическому показу самураев.
8. Круз снимался в фильме только за процент с кассовых сборов и первоначально не получил ни копейки.
9. Единственное чего боялись создатели снимая фильм в Новой Зеландии – это дождей. Но съёмки фильма совпали с довольно редким явлением в тех краях – «летом без дождей».
Режиссер Эдвард Цвик на съемках
10. Исторически единственными иностранцами, которые сражались вместе с самураями во время гражданской войны в Японии были французские военные советники. Доказано, что некоторые из них даже одевались в самурайские доспехи.
11. Первоначально фильм предлагали поставить Питеру Уиру и Фрэнсису Форду Копполе. Они отказались. После этого проектом заинтересовался Эдвард Цвик.
Производственный бюджет 140 миллионов долларов. Кассовые сборы фильма 454 миллиона долларов.
12 интересных фактов о фильме «Последний самурай» (5 фото)
Интересные факты:
2. В этом фильме актер Кен Ватанабе впервые говорит в кино на английском языке. Все актеры согласились, что для японца впервые говорящего на английском он демонстрировал весьма неплохой уровень.
3. Последним самураем является не герой Тома Круза и не герой Кена Ватанабе. Слово «самурай» здесь во множественном числе и относится ко всему клану.
4. По фильму модернизацией и подготовкой японской армии занимались американские инструкторы. Но на самом деле наибольший вклад в модернизацию императорской армии Японии сделала Пруссия.
5. «Последний самурай» собрал больше денег в японском прокате, чем в американском. В стране после выхода фильма неофициально отмечают День Тома Круза.
6. Почти весь фильм сняли в Новой Зеландии. Первоначально предполагалось снять ленту в Японии, но создатели фильма не могли найти подходящих локаций, с которых было бы не видно японских городов.
Если же городов не было видно, то доступ к месту съёмок был очень затруднен. Поразмыслив авторы пришли к мнению, что природа Новой Зеландии очень похожа и там созданы для киноделов более подходящие условия. Однако, несколько эпизодов всё-таки сняли в Японии в императорском дворце Киото.
7. В отличие от многих других американских фильмов, в которых показывали самураев, японские критики отнеслись к «Последнему самураю» благосклонно. Больше всего от них досталось слишком идеалистическому показу самураев.
8. Круз снимался в фильме только за процент с кассовых сборов и первоначально не получил ни копейки.
9. Единственное чего боялись создатели снимая фильм в Новой Зеландии – это дождей. Но съёмки фильма совпали с довольно редким явлением в тех краях – «летом без дождей».
10. Исторически единственными иностранцами, которые сражались вместе с самураями во время гражданской войны в Японии были французские военные советники. Доказано, что некоторые из них даже одевались в самурайские доспехи.
11. Первоначально фильм предлагали поставить Питеру Уиру и Фрэнсису Форду Копполе. Они отказались. После этого проектом заинтересовался Эдвард Цвик.
Производственный бюджет 140 миллионов долларов. Кассовые сборы фильма 454 миллиона долларов.
Историко-приключенческая военная драма «Последний самурай», созданная режиссером Эдвардом Цвиком по сценарию Джона Логана, снята очень достойно, смотрится замечательно. Именно поэтому лента была выдвинута на четыре премии «Оскар», имеет 15 наград и 39 номинаций.
Сильная сторона проекта
В эпосе «Последний самурай» сюжет несколько лишен психологических тонкостей и премудростей. В нем преобладает экшн. Визионер-баталист Эдвард Цвик, равняющийся на Акиру Куросаву, безжалостно роняет на землю лошадей в рапиде и вынуждает самураев в шлемах, украшенных рогами, практически материализоваться из сизой дымки тумана, подобно призракам.
Обреченный на успех
Неудивительно, что в кино «Последний самурай» актер, являющийся стабильной в коммерческом плане кинознаменитостью, сыграл главную роль. Успех ленты был предрешен еще на ранней стадии ее производства, что подтвердилось после премьерного показа ее рейтингом IMDb: 7.70. Создатели сделали фильм на высочайшем профессиональном уровне. Традиционные для Японии пейзажи удивительно прекрасны, быт того временного периода воссоздан с непревзойденной степенью достоверности, хотя часть «японских видов» были отсняты в Новой Зеландии. Во время просмотра зрителя настолько завораживают красоты и сюжетные перипетии, что все недостатки проекта просто не замечаются.
Основная претензия
Со стороны критиков и зрительской общественности в адрес создателей поступила лишь одна претензия – финал. Режиссер фильма «Последний самурай», проделавший действительно кропотливую работу, практически уничтожает свое творение в конце киноленты.
Согласно повествованию, Олгрин после сражения и гибели Кацумото направляется прямиком к императору, передает меч убитого вассала и тот, проявляя волю, наотрез отказывается заключать договор с США. Красиво, но несколько нелепо. Настоящие ценители киноискусства приходили в бешенство, указывая на нереальность и глупость развязки. Члены съемочной группы картины «Последний самурай» (актер и продюсер Т. Круз в том числе) всячески ограждали постановщика от скептических замечаний со стороны рецензоров.
Идеальное перевоплощение
Несмотря на то что вершиной актерского мастерства Тома Круза, большинство считает драму «Магнолия», получившую массу наград, в кино «Последний самурай» актер проявил настоящий профессионализм и завидное усердие. Исполнитель главной роли около двух лет потратил на то, чтобы овладеть навыками искусства боя на самурайских мечах, изучить японский язык и окунуться в тонкости обычаев и традиций культуры Страны восходящего солнца. Круз отмечал, что работа над данным проектом являлась самой продолжительной в его творческой карьере. Том Круз сыграл превосходно, и его персонаж выглядел достойно. В образе зрелого мужчины исполнитель выглядит гораздо лучше, чем в роли вечного мальчика.
Во время съемок одного из эпизодов актер едва не погиб. Во время работы над сценой, в которой на мечах сражаются Олгрин и Юдзи (Хироюки Санада), Том Круз восседал на «механической лошади», которая в роковой момент должна была опуститься настолько, что меч Юдзи просвистел бы там, где в мгновение назад находилась голова исполнителя. Но из-за технических неполадок устройство не сработало, и голова Тома осталась в том же положении. Если бы не блестящая реакция Санады, сумевшего остановить лезвие в сантиметре от шеи Круза, проект Эдварда Цвика стал бы последней работой выдающегося актера. К счастью, все закончилось благополучно.
Главная звезда фильма
К удивлению многих зрителей, главной звездой картины большинством критиков был назван Кэн Ватанабэ. Японский и американский актер не является голливудским новичком. В его активе имеются малобюджетные ленты производства «Фабрики грез». Но в «Последнем самурае» актер впервые заговорил на английском. Персонаж исполнителя – суровый воин, мудрый наставник, прекрасный собеседник и нежный отец Кацумото – сыгран блестяще.
Ватанабэ был выдвинут за эту роль на «Оскара» как лучший актер второго плана. Многим представителям кинообщественности номинация показалась странной. Ведь в фильме Цвика Кэн – актер первого плана, никак не второго. Однако, если бы его выдвинули как исполнителя главной роли, актер не получил бы статуэтку ни под каким предлогом.
После участия в киноленте Ватанабэ стал регулярно получать предложения от продюсеров и активно сниматься. В настоящее время его фильмография пополнилась такими значимыми фильмами, как «Мемуары гейши», «Годзилла», «Бэтмен: начало», «История одного вампира», «Трансформеры».
Единственная заметная женская роль
Единственным значимым персонажем картины является сестра Кацумото по имени Така, возлюбленная Олгрина. На экране данный персонаж воплотила Коюки Като. Отношения капитана Нейтана и девушки показаны очень целомудренно, действительно по-японски. Эпизод, в котором Така надевает кимоно на Олгрина в преддверии решающего сражения, проникновенно эротичен, хотя эротика в нем как таковая отсутствует вообще. Эта сцена заслуживает высочайших похвал и массы комплиментов. Так отснять и сыграть могли лишь настоящие профессионалы. Японская фотомодель и киноактриса прежде играла в фильме К. Куросавы «Пульс», а после голливудского дебюта перевоплотилась в демона Онигэн в проекте Blood: The Last Vampire.
Рецензия к фильму «Последний самурай» от Guest
Почти совершенный цветок
Такова завязка одного из творений Эдварда Цвика, автора таких фильмов, как «Слава» и «Легенды Осени». Картина о японской душе (не менее загадочной, чем русская) на фоне непростого становления отношений между «Цивилизованным Западом» и Страной Восходящего Солнца, и всех тех преимуществах и недостатках этих отношений является своего рода кинематографическим Magnum Opus’ом (лучшей и самой амбициозной работой) Цвика.
Начну сразу с главного открытия этого фильма – актёра Кена Ватанабэ, исполнителя роли Кацумото (Последнего самурая), до этого игравшего лишь в малоизвестных японских фильмах. Актёру удаётся сочетать в своём герое воинскую честь, отцовскую любовь, самурайскую невозмутимость и истинно японскую вежливость и утончённость. Как и всякий истинный самурай, он способен не только с диким боевым кличем врезаться на своём коне в толпу врагов, рубя всех на своём пути. Он также является философом, прекрасным собеседником, почитателем религии и предков, ценителем красоты и даже поэтом. Яркое воплощение образцового японского предводителя, которого боятся и уважают даже его враги. Остаётся лишь гадать, почему Ватанабэ был номинирован на Оскар в категории «Лучшая мужская роль второго плана», ибо на экране он находится на протяжении почти всего фильма, а своей игрой затмевает даже героя Тома Круза.
Сюжет картины довольно тривиален, и построен по принципу «Свой среди чужих, чужой среди своих». Увы, «историческая картина» изобилует историческими же неточностями. Со своими прототипами герои имеют очень мало общего (за исключением разве что Кацумото, списанного с одного из наиболее известных самураев в Японской истории Сайго Такамори), а сами события представляют собой раздутую фантазию сценариста Джона Логана, лишь местами разбавленные некоторыми реальными историческими фактами (которые, к сожалению, также искажены, примером чему является финальная битва, основанная на Битве при Сирояме). Но все эти вольности автора сценариев таких фильмов, как «Гладиатор», «Машина времени», «Авиатор» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» вряд ли смогут обратить на себя внимание неискушённого в вопросах японской истории зрителя, а предсказуемый сюжет меркнет и бледнеет перед работой режиссёра, актёров и оператора Джона Толла («Храброе сердце», «Ванильное небо», «Тонская красная линия»). И всё это на фоне восхитительных пейзажей (к слову не всегда японских, так как часть съёмок проходила в Новой Зеландии) и атмосферы XIX века, сопровождаемых умопомрачительно-шикарной музыкой небезызвестного Ханса Циммера.
Возвращаясь к описанию актёрской игры нельзя не отметить, что это – одна из самых продолжительных работ в карьере Тома Круза, к которой он готовился около двух лет, осваивая японский язык, традиции и владение самурайским мечом. По ходу фильма Натан Олгрен переживает душевное перерождение подобно главному герою фильма «Танцы с волками», проникаясь изначально чужой для него философией. Весь фильм – важная часть его биографии, а потому я не вижу смысла в возможных претензиях по поводу «засилья» Тома Круза на экране. Здесь он сыграл на высшем уровне. Его герой под конец фильма проникает так глубоко в образ мыслей жителей востока, что негласно отвечает самому себе и зрителям, почему самураи абсолютно не страшатся смерти, и лишь рады возможности умереть в бою. И почему Кацумото восхищается генералом Кастером, и улыбается, когда узнаёт, что все до единого спартанцы погибли в битве при Фермопилах. Лично я после просмотра этого фильма смог понять даже столь странную японскую традицию, как Сэппуку (разг. Харакири).
Я бы также отметил в этой картине немалое количество штампов. Однако они связаны преимущественно с сюжетом, и столь мягко вливаются в фильм, что совершенно не бросаются в глаза. Другой неприятной особенностью является чрезмерно строгое деление героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных. Довольно глупый промах сценариста, особенно если в него вдуматься. Беспринципный «буржуй» Омура предстаёт перед нами в роли главного антагониста фильма, что не может соответствовать действительности. Даже действуя на пользу своему карману, он, тем не менее, ценою немалых усилий стремиться превратить Японию в развитую капиталистическую державу, способную занять достойное место под мировым политическим солнцем. На фоне этого факта (который, к счастью, бросается в глаза уже после просмотра фильма) отчаянные потуги умирающего сословия самураев сохранить старый уклад жизни выглядят даже преступными. Ну и, кроме того, в «последнем самурае» (как, впрочем, и в любом другом фильме) присутствует изрядное количество «кинематографических условностей», преимущественно в его технической составляющей.
Большая продолжительность фильма – два с половиной часа – идёт ему лишь на пользу, так как позволяется в полной степени насладиться происходящим на экране, а также в полную силу отыграть остальным актёрам свои второстепенные роли. И если Така (Коюки Като), Саймон Грэхэм (Тимоти Сполл) и Нобутада (Син Коямада) выглядят вполне себе классическими персонажами, то Уджо (Хироюки Санада) и молчаливый «Боб» (Сэйдзо Фукумото) – очень своеобразные герои. Минимум реплик (в случае второго – абсолютный) полностью компенсируется их эмоциональной яркостью и запоминающимися образами.
Приятным сюрпризом стали наёмники-нидзя. Их покушение не только сблизило Олгрена с самураями, но и продемонстрировало нам добротный мордобой. Кстати о мордобое – несмотря на то, что в фильме не очень много моментов схваток и открытого массового противостояния, те, что есть, не могут не завораживать. Красота и сила их исполнения полностью компенсируют их иллюзорную нехватку. И хотя финальное сражение снято относительно лубочно, оно выполнено в лучших традициях трагического финала.
Но вот отгремела битва, и перед нами предстаёт главный недостаток всего фильма – его финал. Извечное стремление американцев к Happy End’у безбожно испортило последние кадры этой замечательной истории. Если бы, простите за спойлер, Олгрен погиб на поле битвы от орудий собственной страны, за которую многие годы боролся и страдал, фильмбы стал на несколько порядков лучше. К нашему сожалению, Цвик и Логан остановились на лишённом логики слёзно-сопливом варианте, и это не может не огорчать.
«Последний самурай», несмотря на исторические вольности – яркий пример того, как надо снимать исторические драмы. Лично я не представляю, кого эта картина может оставить равнодушным. Если вы любите качественное и масштабное кино, то этот фильм для вас. Я даже осмелюсь гарантировать вам во время просмотра массу разнообразных эмоций и положительных впечатлений. Пожалуй, единственное, что по настоящему обидно в этом фильме, так это то, что Кацумото так и не завершил стихотворение.