таинственный лес актеры сша
Таинственный лес
Сэм Мерсер
Хосе Родригез
Скотт Рудин
Blinding Edge Pictures
Covington Woods Pictures Inc
Scott Rudin Productions
Touchstone Pictures
Содержание
Сюжет
Пенсильвания, конец XIX века. Вокруг небольшого посёлка Ковингтон располагается лес, в котором живут опасные существа — Те, Чьё Имя Не Называем [1] (англ. Those We Do Not Speak Of ). C существами заключён негласный Договор о ненарушении границ, однако на случай атаки Ковингтон окружён защитной полосой из столбов с установленными на них факелами. По ночам на сигнальной вышке дежурят часовые, задача которых — ударить в колокол, если существа попытаются проникнуть внутрь. Часовые облачены в жёлтые плащи, так как считается, что жёлтый цвет отпугивает существ. На столбах развешаны жёлтые флаги, а сами столбы помечаются жёлтой краской. Красный цвет считается в посёлке «дурным», притягивающим Тех, Чьё Имя Не Называем.
Этим лесом жители посёлка полностью отрезаны от городов. Но они не чувствуют себя ущемлёнными, так как, по утверждению старейшин, города погрязли в грехах и разврате. В городах правят деньги, из-за которых убивают людей и которые приносят лишь несчастья, в то время, как натуральное хозяйство Ковингтона обеспечивает жителей едой, одеждой и всем необходимым.
Фильм начинается с похорон Дэниела Николсона, малолетнего сына одного из старейшин. По всей видимости, недостаток лекарств не позволил вылечить мальчика. Молодой житель посёлка Люций Хант просит у старейшин позволения пройти через лес, чтобы добыть в городах лекарства и предотвратить возможность новых смертей. По его мнению, существа руководствуются фундаментальным принципом «предполагайте добрые намерения», и, зная о целях нарушения границ, не причинят ему зла. Старейшины отказывают — нельзя нарушать договор и подвергать угрозе жизнь всех жителей. В это же время в посёлке начинают появляться страшные свидетельства появления существ — трупы животных с полностью снятой шкурой.
Позднее один из жителей посёлка, Ной Перси, у которого не всё в порядке с головой, принёс откуда-то ягоды «дурного» красного цвета. На следующий день, во время обхода защитной полосы, Люций Хант на несколько десятков метров углубляется в лес и обнаруживает там такие же ягоды. Однако почти сразу он замечает, что за ним наблюдают, и спешно покидает лес. Решив, что Ной Перси ходил в леса, и не был убит существами, Люций предпринимает новую попытку уговорить старейшин отпустить его в города.
Но через некоторое время происходит непредвиденное. Ной Перси тяжело ранил Люция Ханта, ревнуя его к Айви — слепой дочери главы поселка Эдварда Уокера, которая также влюблена в Люция. Ноя, пока суд да дело, запирают в сарае, а местный доктор пытается оказать помощь Люцию. Однако раны Люция инфицированы, и он при смерти. Ему требуется лекарство, способное остановить инфекцию. Старейшины дают Айви разрешение нарушить границу, отправиться в город и купить там нужные лекарства. Незрячей девушке предстоит пройти через лес (вся община уверена, что именно она «лучше всех ходит по лесу», хотя никто этого не проверял, так как в лес ходить запрещено).
В последний момент Эдвард Уокер, отец Айви, приводит её к некоему «запретному сараю» и показывает ей костюмы страшных существ — Тех, Чьё Имя Не Называем. Он раскрывает ей тайну — оказывается, никаких страшных существ в лесу нет, это — только легенда. Чтобы молодёжь не покидала поселок, отправляясь в отравленные грехом и деньгами города, старейшины по очереди переодеваются в костюмы и наводят ужас на посёлок. Однако, в лесу Айви встречается с существом — жутким антропоморфным монстром в красном балахоне. Ей удаётся столкнуть его в яму, где существо погибает, по-видимому, повредив позвоночник. В следующий момент становится ясно, что в костюме существа скрывался сбежавший Ной Перси, который нашёл тайник с костюмами. Но незрячая Айви этого не видит.
Айви достигает конца леса и упирается в какую-то заросшую плющом стену. Перебравшись через неё, она попадает… в современность. На джипе к ней подъезжает один из патрульных, охраняющий периметр природоохранной зоны. Поначалу он принимает её за простого обывателя, пытающегося проникнуть внутрь заповедника. Однако, узнав, что Айви пришла из лесов, охранник соглашается выполнить просьбу Айви. Достав на одном из постов охраны нужные лекарства (по-видимому, антибиотики), он передаёт их Айви и помогает ей перебраться через стену обратно в лес. Айви возвращается в Ковингтон.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Брайс Даллас Ховард | Айви Элизабет Уокер Айви Элизабет Уокер |
Хоакин Феникс | Люций Хант Люций Хант |
Сигурни Уивер | Элис Хант Элис Хант |
Уильям Хёрт | Эдвард Уокер Эдвард Уокер |
Эдриен Броуди | Ной Перси Ной Перси |
Брендан Глисон | Август Николсон Август Николсон |
Джуди Грир | Китти Уокер Китти Уокер |
Майкл Питт | Финтон Койн Финтон Койн |
Джесси Айзенберг | Джеймисон Джеймисон |
Съёмки
На стартовом отрезке своего существования проект имел название «Лес» (The Woods). В начале октября 2003 года появилось нынешнее название. Вероятно, причиной стало существование другого проекта с точно таким же названием — «Лес», с Агнес Брюкнер в главной роли, который также предполагалось снимать осенью 2003 года с релизом в течение 2004 года.
Режиссёр первоначально решил сделать дизайн Тех, Чьё Имя Не Называем в виде монстра, похожего на прямоходящего льва с большой косматой головой, но после просмотра созданного образа, решил, что это совершенно невероятно и не согласуется с концепцией картины. А Сигурни Уивер, которую после прочтения сценария фильма мучили ночные кошмары, заявляла, что фильм должен был стать одним из самых страшных в кинематографе. В итоге, существа получили внешность неких антропоморфных монстров, не имеющих явного природного прототипа. На написание сценария повлияли два принципиально разных произведения искусства — роман «Грозовой перевал» и фильм 1933 года Кинг-Конг.
Перед съёмками фильма актёры неделю жили в учебном лагере с окружением образца XIX века. Для съёмок фильма деревню Ковингтон, являющуюся основным местом действия, команда рабочих выстроила в лесной долине «с нуля», на что ушло 11 недель.
Первым днём съёмок является 8 октября 2003 года, а закончились они в середине декабря. Таким образом, съёмки фильма продолжались немногим меньше двух месяцев. Съёмки проходили в Филадельфии и в округе Честер, штат Пенсильвания. Кроме того, некоторые сцены снимались в городах Центрвиль (Centreville), штат Делавэр и Педриктаун (Pedricktown), штат Нью-Джерси.
Актёрский состав
Изначально предполагалось, что главную роль в фильме будет играть Кирстен Данст. Однако в конце мая 2003 года она покинула проект, предпочтя ему съёмки в картине Камерона Кроу «Элизабеттаун» (Elizabethtown). Вместо неё Шьямалан решил (даже без предварительного прослушивания) взять Брайс Даллас Ховард, дочь режиссёра Рона Ховарда, для которой эта роль — дебют в большом кино. Роль же Люция Ханта писалась специально под актера Хоакина Феникса, который её и сыграл. Роль Ноя Перси должен был играть Эштон Кутчер, но из-за конфликтов с руководством его сняли с проекта, поэтому роль досталась Эдриену Броуди.
Там, где живут чудовища
Действие фильма »Таинственный лес» происходит предположительно в XIX веке в маленькой деревушке. Все жители живут одной большой и сплоченной общиной- ведут хозяйство, растят детей, проводят собрания, на которых обсуждают свои нехитрые новости и вроде бы все безоблачно- но тень тревоги и ужаса довлеет над деревушкой и ее безобидными обитателями.
А именно- им нельзя покидать пределы деревни, так как в лесу живут страшные чудовища; их притягивает красный цвет, поэтому жители избегают красного. Этих существ отпугивает желтый цвет- дозорные носят желтые плащи.
Жители постоянно пребывают в страхе, а старейшины эти страхи всячески подпитывают и с малых лет внушают: в общине- безопасно; за пределами общины- кровожадные чудища, которые сожрут- глазом моргнуть не успеешь. Также есть некие »города», но туда лучше не ходить- люди там живут жестокие и злые- так и норовят обдурить да обидеть приезжих.
Естественно, при таком раскладе все население запугано донельзя- периодически, чтобы не расслаблялись, чудища из леса подкидывают им ништяки в виде выпотрошенных животных и прочие спецэффекты в виде зловещего воя по ночам и не менее зловещего хруста. Но однажды одной из жителей, слепой Айви, все-таки придется покинуть уютный дом и отправиться навстречу опасности- ее возлюбленный Люций серьезно ранен и выход один- пойти за снадобьем в »города», а значит, придется пройти через лес, наполненный монстрами. Айви они не тронут, потому что у нее невинная душа. А может, и не только поэтому.
Основная идея фильма чем-то напомнила мне милый детский мультик »Груффало»- у страха глаза велики, действительно.
Режиссер М.Найт Шьямалан запомнился мне прежде всего по отличному триллеру »Шестое чувство». В »Таинственном лесу» он остается верен себе- у фильма неожиданная концовка, которая переворачивает всю историю вверх ногами. Люблю фильмы-перевертыши- они дают замечательную мозговую встряску.
В последнее время Найт Шьямалан сдулся- все началось с »Девушки из воды», которая завораживает своей идеей, но при этом оказывается абсолютно беспомощной в плане логики и самого исполнения. Сейчас Шьямалан снимает какой-то дикий трэш, но я надеюсь, что он еще выдаст что-нибудь подобное лучшим своим работам. Возможно, именно благодаря тому самому »Шестому чувству» и герою этого отзыва режиссера пока не погнали мокрыми тряпками, а продолжают выделять ему немаленькие бюджеты- надеются, что он еще зажжет. Но с каждым разом надежды все меньше и меньше.
У »Таинственного леса» потрясающий актерский состав- редко какой фильм может похвастаться таким количеством звезд на квадратный метр)) Тут и матерая Сигурни Уивер, и немногословный Хоакин Феникс в роли Люция, и неординарная Джуди Грир, и молодой да неоперившийся еще Джейми Айзенбкерг, и Эдриан Броди в роли слабоумного паренька по имени Ной, и главная звезда- Брайс Даллас Ховард, которая играет Айви.
Фильм очень атмосферный- на пейзажи деревни и леса хочется смотреть и смотреть; первую половину действие развивается вовсе не скучно, только лишь слегка монотонно, но не спешите выключать- ближе к концу вы очумеете, это я вам обещаю))
На что готовы пойти любящие родители, чтобы уберечь своих детей от зла? И правильно ли это- оберегать? Не лучше ли позволить ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ, следовать многочисленным »нельзя» и »опасно»? Имеем ли мы право решать за кого-то, как ему жить?
Рекомендую смотреть всем любителям колоритных, атмосферных фильмов; загадочных историй; страшных сказок а так же тем, кто любит неожиданные концовки.
Таинственный лес / The Village (2004)
2004. США. 108 минут.
Жанр: драма / триллер / ужасы.
Режиссер: М. Найт Шьямалан.
Сценарий: М. Найт Шьямалан,
Операторы: Роджер Дикинс, Жерардо Пулья,
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.
В главных ролях: Эдриан Броуди, Сигурни Уивер, Уильям Херт, Брайс Даллас Ховард, Хоакин Феникс.
В ролях: Брендан Глисон, Джесси Айзенберг, Черри Джонс, Селия Уэстон, Джон Кристофер Джонс, Фрэнк Коллисон.
Награды:
Evening Standard British Film Awards — Приз за технические/художественные достижения (Р.Дикинс — оператор)..
Интересные факты о фильме:
Главную роль должна была сыграть Кирстен Данст. Однако Данст предпочла Найту Шьямалану Камерона Кроу и ушла к нему в «Элизабеттаун». Что ж, зато Шьямалан сэкономил. За роль в «Элизабеттауне» Данст заработала 8 миллионов долларов, тогда как Брайс Даллас Ховард, сменившая Данст в «Таинственном лесе», получила всего 150 тысяч. При этом Даллас Ховард удалось обойти конкуренток в лице Джессики Бил и Кейт Хадсон.
После прочтения сценария Сигурни Уивер две недели преследовали кошмары.
Деревня строилась 11 недель. Над ней работало 300 человек.
Оригинальное название сценария — «Леса».
В роли Ноя мы могли увидеть Эштона Катчера.
Фильм начинается предельно интригующе. Шьямалан показывает маленькую деревню образца 19-го века, окруженную лесом. Люди сидят на поляне за большим накрытым столом, поминают кого-то, безвременно ушедшего в мир иной, и вдруг из леса доносится страшный крик какого-то неизвестного науке зверя. Жители этой деревни ведут уединенный образ жизни, много лет назад заключив договор с тварями, живущими в лесу. Люди не имеют права ходить в лес, а твари не трогают деревню. Вокруг опушки расставлены сторожевые вышки, желтые флажки очерчивают границу. Создается пугающее впечатление, что весь человеческий мир сузился до размеров этой деревушки.
С виду заторможенный, но на самом деле прогрессивно мыслящий парень по имени Люций (Хоакин Феникс), и слепая девушка Айви (Брайс Даллас Ховард) подозревают, что с этими запретами что-то не так. Может быть, теоретически, с окружающим миром дело обстоит не так уж скверно (во всяком случае, известно, что где-то за лесом есть таинственные людские города). Люций укрепляется в своих подозрениях об избыточной, старомодной пугливости старейшин, когда слабоумный брат Айви, Ной (Эдриан Броуди), приносит из лесу гроздь красных ягод, которые растут только в лесу и которые, якобы, приманивают тварей. Если слабого умом (читай, чистого душой) Ноя не тронули твари, значит, сквозь лес может пройти человек с чистыми намерениями.
Подозрения возникают и у зрителя (у меня, по-крайней мере, они возникли). Если деревня как минимум 40 лет живет исключительно натуральным хозяйством, то откуда у них появляются краска, гвозди, инструменты, чтобы поддерживать их чистенькие, аккуратные домики в порядке? Откуда они берут ткань, мыло, керосин, бумагу и прочие необходимые для существования цивилизованного человека вещи. Ясно, что какие-то контакты с внешним миром налажены. Скорей всего, темнят старейшины, которые управляют здесь всем. Так что же происходит на самом деле?!
Фильм посвящен победе человеческого разума над культивируемыми страхами и запретами, в нем воспеваются такие качества человеческой натуры, как жажда нового, жертвенность, отвага, умение любить. Все сделано очень круто, пугающе, интригующе, красиво – операторская работа Роджера Дикинса попросту великолепна. Но Шьямалан на то и Шьямалан, чтобы мастерски изговнять своё же прекрасное начинание. На последних этапах работы над сценарием его сразила болезнь Кауфмана, и он в ответ поразил публику совершенно идиотским финальным твистом, к тому же совершенно тривиальным, если не сказать спизженным (из романа Филиппа Дика). Айви решается на поход через лес за лекарством для умирающего Люция. Ее благословляет отец, она долго идет сквозь лес, претерпевая различные приключения, доходит до края леса, перелезает через бетонный забор… И оказывается… что на дворе нихрена не XIX век, а самый что ни на есть XXI.
Не помню, когда я в последний раз испытал подобное разочарование от просмотра кинофильма.
Суть сюжета. Сорок или вроде того лет назад группа людей, глубоко разочарованная жестоким миром, бежала в американский заповедник, чтобы зажить обособленной жизнью. С тех пор никто из них не покидал просторной опушки, а среди детей, родившихся в деревне, культивировался страх перед чудовищами, с которыми заключен договор. Чудовищ, разумеется, изображали старейшины деревни.
После этого объяснения ложный мир, созданный Шьямаланом во имя спасения, треснул по всем своим многочисленным швам. Так и осталось загадкой, откуда все это время брались инструменты и ткани, если никто никогда не покидал деревню и не пригонял фуры с Большой земли. Но гораздо прочнее добил смехотворный диалог между двумя местными рейнжерами (которые даже не знают, что в их заповеднике находится деревня).
Добренькое правительство Соединенных Штатов пронюхало (либо чудаки-эскаписты каким-то образом заключили с ним многомиллионный договор, продав свои души дьяволу), что в этих лесах стоит деревня чудаков, и поторопилось окружить эти несколько гектаров земли бетонным забором. А несколько лет назад вышел запрет для авиакомпаний прокладывать маршруты над здешними местами (ну, чтобы местные детишки не озаботились вопросом, что это за громадные птицы с оглушительным ревом проносятся над их деревней). Типа, до выхода правительственного постановления самолеты летали, и 40 лет каким-то загадочным образом никого из жителей деревни это не беспокоило.
Фильм про то, что Государственную тайну можно сделать из чего угодно. Даже из полной херни — вроде деревни, населенной тремя десятками чудаков. Сделать коряво, но таинственным лесом успешно.
Достоверность фильма максимально приближена к нулю.
«Таинственный лес» американского фотографа Мэттью Брандта заворожил посетителей «Эрарты»
Серебро, озерная вода и строительный мусор – «Таинственный лес» американского художника и фотографа Мэттью Брандта буквально заворожил посетителей «Эрарты». Еще до пандемии он специально приезжал в Петербург, чтобы побывать в окрестных заказниках, а уже в мастерской в Лос-Анджелесе обработал материал. Однако пандемия помешала автору приехать на открытие.
Чтобы создать этот таинственный лес, художник Мэттью Брандт приезжал в петербургские пригороды, чтобы фотографировать деревья. Потом в Лос-Анджелесе, в своей студии, он перенес эти снимки на огромные алюминиевые листы. Одна такая картина весит почти 50 килограммов. Самое удивительное, что изображение нанесено при помощи серебра. Произведение ценно вдвойне, как художественное, и как сделанное из драгметалла. Мастер начал работу еще до пандемии, а вот на открытие из-за ограничений приехать не смог.
Всего на выставке представлено подобных восемнадцать картин. Все они останутся в коллекции музея «Эрарта», а значит, их петербургский зритель еще увидит. Остальные работы скоро покинут город. Среди них, например, серия фотографий, тонированных солью настоящего урана. Так называемая уранотипия была изобретена еще в середине XIX века, и вот в руках Мэттью Брандта вновь становится популярной. На время в «Эрарте»останется серия работ, посвященных отпечаткам пальцев любимых художников, среди которых, например, отпечаток пальца Уолта Диснея.
«Там есть отпечаток и самого Брандта, но если вы пройдете и посмотрите, этот отпечаток самый не яркий. Почему так? Мы задавали вопрос, но он очень скромен и даже не замечал этого», – рассказывает директор по внешним связям музея «Эрарта» Екатерина Атоян – Милюкова.
Мэттью Брандт изобретательно соединяет фотографию, скульптуру, ксилографию и, как видно, даже металлоконструкции. Каждая его работа превращается в перформанс. Например, при создании серии «Озера и водохранилища» Брандт использовал воду из водоемов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
Идиоплазма
М. Найт Шьямалан. «Таинственный лес»: то, о чём не говорят
В этот раз я поведу разговор о своём вообще самом любимом фильме, поэтому не удивляйтесь, если пост в результате превратится в лужицу соплей:)
После «Знаков» Найт написал тёмный, драматический сценарий для фильма The Village («Деревня») с картинкой цвета осени. На его почве у автора и возник первый небольшой конфликт с Ниной Якобсон, президентом подразделения корпорации Дисней, занимающегося производством кинофильмов. Всякий раз, когда Нина пыталась сказать Найту, что он становится слишком мрачным для диснеевской торговой марки, ему приходилось напоминать ей об основателе родной корпорации.
«Бэмби». Один из величайших фильмов, сделанных Диснеем, так? Люди его до сих пор любят. Мама Бэмби погибает. Застрелена насмерть. Один из величайших детских фильмов за всю историю.
Найт, мы же не «Бэмби» снимаем.
Хорошо. А как насчёт «Пиноккио»? Маленький Пиноккио напивается допьяна! Производство Уолта Диснея. Что бы ты ему сказала? «У нас для тебя несколько корректив, Уолт. Не мог бы ты избавиться от пьянства в сценарии?» Уолту Диснею не дали бы спокойно работать на студии Уолта Диснея в наши дни!
Нина перешла работать из DreamWorks на студию Диснея специально ради «Шестого чувства» и всегда помогала Шьямалану. Она всегда оберегала взгляд Найта на производство фильмов и строго следила за тем, чтобы, например, маркетинговая кампания «Шестого чувства» отличалась от кампаний обычных триллеров про приведений, предупреждая зрителей, что в кинотеатре им придётся подумать. Были небольшие разногласия по поводу «Неуязвимого» и «Знаков», но первым фильмом, заставившим её нервничать стал The Village.
Найт заставил корпорацию Дисней согласиться на производство мрачного, политического, бунтарского, циничного фильма с еретичными взглядами на вещи. Студия Дисней дала согласие на фильм по абсолютно арт-хаусному сценарию, который бы они не приняли от любого другого автора (за что я безмерно благодарен обеим сторонам, ибо это двойное качество). Именно личность Шьямалана позволила этому фильму состояться, и Нина это понимала. Это был первый фильм Найта, маркетинговая кампания которого крутилась вокруг его имени, вокруг личности режиссёра и сценариста.
Таинственный лес / The Village (2004)
В этом тексте нет спойлеров, однако они вероятны в комментариях.
Леса, отделяющие деревню от Городов, таят в себе опасность: в них обитают страшные существа, которых привлекает красный цвет Те, Чьё Имя Не Называют. С ними у жителей деревни существует договор: люди не заходят в лес, а Те, Чьё Имя Не Называют со своей стороны не приходят в людское поселение. Несмотря на отчаянное желание старейшин спрятаться в деревушке от бед, беда всё-таки случается и заставляет слепую девушку отправиться через лес в Города за лекарством для умирающего любимого.
Фильм «Таинственный лес» про деревушку, в которой поселились люди, желая спрятаться от пороков больших городов; про договор, который они заключили со страшными существами в лесах вокруг деревни; про слепую девушку, отправившуюся через эти леса за лекарством для любимого.
Она, что собака, тебя чует. От беды бежать дохлый номер. Всё одно найдёт.
Старейшины, пережившие много тяжёлых ударов, приходят в результате к тому самому важному выводу, который всегда был рядом, незамеченный:
Тут мы можем жить мечтою тем и счастливы, но и здесь не скрыться от горя. Мой брат застрелен в городах, остальные умерли здесь. Горе неотделимо от жизни.
Несчастье, беда и горе заложены в человеческой природе. Они являются неотъемлимой и необходимой частью любой судьбы, вне зависимости от того, праведна она или грешна, невинна или порочна, чиста или скверна. Сбежать от беды невозможно, потому что она приходит изнутри так же как Те, Чьё Имя Не Называют, представляющиеся поначалу внешней угрозой, оказываются угрозой внутренней, воплощающей тёмную сторону человеческой души, о которой не принято говорить (ведь не признают же люди собственную ущербность всяк на другого пальцем покажут). Так и здесь: всё, что, казалось бы, мешало жить в счастье и гармонии, последовало за человеком туда, где он пытался от него скрыться, потому что оно и есть человек.
Нет в деревне того, кто не потерял бы самых дорогих и близких людей, для кого утрата не была бы так горька, что сама жизнь потеряла для него всякую цену. Я мечтал о небытие
В фильме много прекрасной символики. Красный кровавый цвет, привлекающий существ из самых тёмных уголков человеческой души, цвет того, от чего люди наивно пытаются скрыться. Жёлтый цвет, в классической западной культуре всегда обозначающий цвет болезни, цвет изъяна (в фильме люди верили, что он должен отпугивать Тех, Чьё Имя Не Называют, но защита была эфемерна и надуманна, потому что попытку защититься от самих себя вряд ли можно назвать гармоничной и здоровой позже это подтверждается упоминанием того, где познакомились старейшины прежде, чем основать деревню).
В тот миг, когда я узнал, что моя дочь никогда не будет видеть, что всё бесполезно, я сидел в этом самом кресле. Как же мне было горько
Одним из основных мотивов отчаяния, которое заставило старейшин поселиться здесь, является (кроме чёрных ящиков, где зло из прошлого «спрятано, но не забыто») деревянное кресло. Оно появляется в очень многих сценах как постоянное напоминание о том горе, которое и здесь преследует героев.
Местный умственно отсталый Ной, следующий инстинктам и оголённым чувствам, вместо моральных устоев и норм деревни, является воплощением той тёмной, дикой стороны человеческой сути, о которой не принято говорить. По сути он и есть тот страшный, необъяснимый и никак не контролируемый сгусток природной химии, который потом по прошествии веков, обрастая более приглядными нашему глазу слоями анализа, разума и нравов, становился человеком.
Она посильнее многих других. Её направляет любовь. Мир повинуется любви. Склоняет пред ней голову.
Фильм «Таинственный лес» о неотделимости беды от человеческой жизни; об изначальном присутствии зла в человеческой природе; о любви как о единственном оружии, способном поразить подобное зло.
Жанр, судя по рекламе: мистический триллер.
Жанр на самом деле: любовная драма, которая местами страшнее любого триллера.
Животный ужас
Начну с того, что для меня это самый жуткий фильм (не только из работ Найта, но и вообще). Я намеренно избегал упоминания слов «саспенс», «напряжение» и какие там ещё бывают в прежних обзорах, потому что раз: саспенс это не то, «о чём», «ради чего» и «за что» (и уж конечно, то же самое я могу сказать и о концовках, вокруг которых все так бездарно танцуют); и два: ни в какое сравнение с этим фильмом по критерию страха для меня ничто не идёт. Картина при первом просмотре довела меня до состояния такого животного ужаса, от которого слёзы по щекам катились.
Самый простейший кинотрюк, которым пользуются режиссёры, чтобы напугать зрителя это когда тишина, тишина и вдруг ДЫЩЩЩ по мозгам каким-нибудь резким громким звуком. Меня этим особо не удивишь, и в большинстве случаев он вызывает во мне лишь раздражение, особенно когда это случается в очень предсказуемых местах. У Найта же кроме этого трюка, который он использует в меру и очень непредсказуемо, есть ещё вагон всяких искуснейших уловок, связанных с его виртуозным владением техникой звука и динамикой картинки. Но опять же этого было бы мало, чтобы вдавить меня в кресло.
Для меня очень важна ситуация. И то, что происходило в фильме, вызывало во мне такие насыщенные волны глубочайшей печали, негодования и снова печали, что чисто ситуативно мне стало страшно: страшно оказаться в таких обстоятельствах, с такими людьми. В результате во время самой жуткой на моей памяти в кинематографе сцены в лесу (когда одинокая Айви оказывается на поляне среди красных ягод с пораненными ветками руками, без защитного цвета на плаще, слепая, брошенная, с мыслями об умирающем любимом) комок уже стоял в горле, слёзы уже были на глазах, а Шьямалан того и ждал, чтобы обрушить на меня всё своё искусство саспенса и испуга, которое у него только есть в запасе. Глубокий ему за это поклон.
Звуки леса в темноте
В фильме о слепой девушке, конечно, очень мощным и важным инструментом является звук: весь фильм мы воспринимаем чрезмерно чутким слухом Айви. Тянущемуся, клаустрофобичному гулу колокола, ассоциирующемуся в сознании Айви с родной деревней, противопоставляется обширный, всепроникающий треск деревьев и рёв мифических существ в лесах. К тому же всякий раз, когда кто-то пересекает границу деревни и леса, это очень явно выделено на звуковом уровне: мало было бы показать этот дерзкий шаг на ту сторону, очень важно, чтобы мы услышали эту границу между двух миров: спокойного бытового и неистового, глубоко подсознательного, бытийного.
Джеймс Ньютон Ховард написал для этого фильма свою лучшую музыку и был номинирован за неё на Оскар. Себе в помощь он пригласил скрипачку Хилари Хан. 24-летней девушке объясняли происходящее с главной героиней примерно того же возраста в определённых сценах, и та смогла привнести в музыку собственную эмоциональность, вместе с актрисой обращаясь к зрителю от лица главной героини.
То, что она видела по-другому
Оператором фильм в этот раз стал англичанин Роджер Дикинс, придирчивый к деталям, отчасти чопорный в своих работах. Он помог Найту стилизовать картинку под жанр костюмной классической мелодрамы, но при этом внедрить в каждый строгий кадр столь же строго структурированную сказочность, некую «таинственность по правилам». Перед ним вообще стояла очень непростая задача: снять миф. По своей структуре «Таинственный лес» и его история это абсолютный миф, подчиняющийся всем законам жанра. «Однажды жили люди, а рядом с ними жили страшные существа. И вот однажды эти два мира столкнулись, и люди узнали страшную правду о себе » Мифы уже давно почти никто не пишет и не снимает, поэтому для такого редкого жанра пришлось искать особую динамику кадра, которая акцентировала бы внимание на определённых репликах, выделяя их как мыслезавершающие, отделяя одну часть мифа от другой, один функциональный характер от другого и так далее.
Вот что ещё хочется сказать о работе этого оператора. С юзером ilexxx мы это обсуждали, кажется, и я пришёл к выводу, что да, действительно никто и никогда за всю историю кинематографа не снимал так гениально деревья. Деревья в фильме «Таинственный лес» это произведение искусства, от которого не спрятаться: шокирующее, пугающее, успокаивающее, печальное, жуткое и дружелюбное в одно и то же время. Деревья благодаря работе оператора стали одним из главных действующих лиц фильма, обозначая, помечая своим присутствием как раз ту область человеческой сути, в которую не принято заглядывать, о которой не принято говорить и в которой скрыто всё самое настоящее, изначальное, что есть в человеке.
Сила женщины
Главным сюжетным поворотом и обманом в фильме является не финал и тем более не природа Тех, Чьё Имя Не Называют. Главный сюжетный обман раскрывается в самой середине фильма, когда одним ударом ножа нам говорят: «Фильм-то вовсе не о нём, а вот о ней». И перед нами стоит в запачканной кровью рубашке рыжая слепая девушка Айви в исполнении блестящей театральной актрисы Брайс Даллас Ховард (после этого фильма её тут же перехватит Ларс фон Триер для главной роли в «Мандерлее»). Дебютантка Брайс главный бриллиант фильма, пронизывающая весь его цинизм и еретизм невинностью, искренностью и волшебным светом своей героини. От её игры не оторвать глаз, и каждое её появление настоящий праздник для души. Именно она бескомпромиссно делает мрачный мистический триллер фильмом о любви, абсолютно женским и нежнейшим внутри твёрдой скорлупы.
Фильм для меня
Благодаря великолепному отшлифованному стилю письма Шьямалана и блестящей локализации от студии Диснея герои говорят уникальным изящнейшим языком, который не услышишь в других костюмированных заграничных фильмах (именно из-за недостаточно строгого контроля при локализации). Здесь каждое слово играет и переливается; речь доставляет почти физическое удовольствие.
В результате имеется абсолютно фестивальный, незабываемый фильм с актёрским составом из звёзд мировой величины (Уильям Хёрт, Сигурни Уивер, Хоакин Феникс, Эдриен Броуди, Брендан Глисон) и одной из лучших молодых актрис современности в главной роли, который по стилю нельзя сравнить ни с чем: здесь и любовная история, и почти древнегреческий миф, и глубокая человеческая драма, и смертельно опасные разумные существа в лесу, и костюмы-декорации прошлой эпохи. «Таинственный лес» это не только фильм, это ещё и жанр. И мне приятно было видеть, что его признавали на европейских фестивалях и относили в область арт-хаусного кино (хотя он таковым, конечно, не является). Его даже каким-то образом умудрились показать в нашем самарском кинотеатре «Ракурс», в котором показывают и читают лекции по фильмам, прости Господи, Озона, Карвая, Араки и прочей кинопродукции для публики, которую я называю «снобствующими интеллигентами-пидарасами» и к которой к своему стыду я сам безусловно отношусь, хоть и не люблю этот кинотеатр всей душой. Но факт есть факт. Эта лента не арт-хаус, но и не мейнстрим, и с этим придётся смириться, оставив её в сознании на тонкой грани между «этим» и «другим» кино, между бытом и бытийностью, на границе между деревней и лесом.
Для меня одной из главных ценностей любого художника всегда была способность не льстить публике, то есть уважать её хотя бы до такой степени сильно, чтобы позволить себе говорить с ней на равных.
Примечание: диалоги и мнения М. Найта Шьямалана и Нины Якобсон процитированы по книге Майкла Бамбергера.
- таинственный лес актеры и роли
- таинственный лес дорама актеры