Всем привет, решил заглянуть на ДрайвТу спустя более 3х лет [чем было сынициировано данное действие — расскажу в четвёртой записи бортжурнала за сентябрь 2020, в планах ещё четыре записи] :). И поделиться своим способом учёта расходов и замен с пробегом. Это только начало х)
13 февраля 2017, 20 часов вечера. Спустя 17 дней с момента покупки моего первого автомобиля (28 января 2017, 14:30) была создана таблица Excel для учёта расходов из пяти колонок: Дата, Действие, Краткое описание, Сумма, Полное описание.
Также, хорошо, что с самого начала сохранял чеки почти на все приобретения товаров и услуг для автомобиля в папке дома. Что в будущем очень пригодилось :).
Примерно в то же время создал отдельный лист для учёта замененных деталей/жидкостей.
Но было немного муторно всё это контролировать и заносить в таблицу (редактировать, объединять колонки, менять цвет и т.д.). Записи заносились без группировки и в порядке наступления событий. Не понравилось мне потом, что не было привязки ко времени, а только к пробегу и то – примерно. Со временем, когда уже не так активно стал использовать автомобиль, ремонтов и замен стало меньше – лист «Замены» – перестал вести, сохранял только чеки. И вёл лист «Расход ДС таблица».
На сегоднящний день: что касается самой машины — серьёзных поломок не было, были только мелкие внеплановые. Пробег +20тыс.км.
Все предприятия, использующие в своей работе транспортные средства, ведут карточку учета расхода ГСМ автомобилем. Данный документ предназначен для отражения норм расхода горюче-смазочных материалов на каждую машину отдельно. Заполняется карточка на основании путевых листов и ведомостей учета выдачи ГСМ и возврата талонов.
Ведется карточка работником компании, отвечающим за учет ГСМ. При заполнении карточки указывается название организации и подразделения, отчетный месяц, марка автомобиля. В таблице перечисляются номера путевых листов, ФИО водителя, табельный номер работника. Записываются показания спидометра и пробег за день в километрах. Также указывается остаток топлива на начало дня, его выдача и остаток на конец дня. Затем заполняются нормативные расходы и фактически потребленные за отчетный период. Подсчитывается итоговая сумма. При наличии перерасхода (экономии) топлива в размерах, не допустимых по нормативным показателям, ответственный работник обязан довести такие данные до руководства предприятия с тем, чтобы установить причины и устранить негативные последствия.
Заполненные карточки расхода горюче-смазочных материалов с указанием номеров транспортных средств за отчетный период хранятся в специально-предназначенных папках. По истечении месяца карточки раскладываются в отдельные папки по конкретным автомашинам. На основании этих карточек заполняются лицевые карточки всех работников организации, которые используют транспортные средства и топливо, а также составляется отчет о движении ГСМ.
Мир MS Excel » Вопросы и решения » Готовые решения » Расход топлива (Простая ведомость по расходу топлива Вашего автомобиля)
Расход топлива
MisterUH
Дата: Четверг, 18.10.2012, 01:47 | Сообщение № 1
Странное дело, но я не нашел в сети таблицы Excel по расходу топлива. И среди шаблонов, которые предлагает Excel скачать у мелкомягких, тоже не заметил. Сделал как смог, все очень просто.
Данная таблица позволяет отслеживать (строка 2): — Прошло дней с момента первой заправки (которую Вы занесли) — Проехано км с момента первой заправки — Залито литров в общем — Потрачено всего на бензин, грн — Цена 1 км, грн — Средний пробег, км/день — Общий расход, л/100км
Необходимо сохранять чек с заправки и записывать на нем километраж. Затем в таблицу из чека заносите 4 параметра: — Дата заправки — Заправлено, л — Цена 1л топлива, грн — Километраж, км
При нехватке места, просто выделить нижнюю строку таблицы и протянуть за нижний правый угол на нужное количество строк.
Т.к. я новичок в Excel, да и с автомобилем недавно, то вопрос для гуру: — что можно добавить (отслеживаемые параметры) / упростить (формулы)?
Странное дело, но я не нашел в сети таблицы Excel по расходу топлива. И среди шаблонов, которые предлагает Excel скачать у мелкомягких, тоже не заметил. Сделал как смог, все очень просто.
Данная таблица позволяет отслеживать (строка 2): — Прошло дней с момента первой заправки (которую Вы занесли) — Проехано км с момента первой заправки — Залито литров в общем — Потрачено всего на бензин, грн — Цена 1 км, грн — Средний пробег, км/день — Общий расход, л/100км
Необходимо сохранять чек с заправки и записывать на нем километраж. Затем в таблицу из чека заносите 4 параметра: — Дата заправки — Заправлено, л — Цена 1л топлива, грн — Километраж, км
При нехватке места, просто выделить нижнюю строку таблицы и протянуть за нижний правый угол на нужное количество строк.
Т.к. я новичок в Excel, да и с автомобилем недавно, то вопрос для гуру: — что можно добавить (отслеживаемые параметры) / упростить (формулы)?
Сообщение Странное дело, но я не нашел в сети таблицы Excel по расходу топлива. И среди шаблонов, которые предлагает Excel скачать у мелкомягких, тоже не заметил. Сделал как смог, все очень просто.
Данная таблица позволяет отслеживать (строка 2): — Прошло дней с момента первой заправки (которую Вы занесли) — Проехано км с момента первой заправки — Залито литров в общем — Потрачено всего на бензин, грн — Цена 1 км, грн — Средний пробег, км/день — Общий расход, л/100км
Необходимо сохранять чек с заправки и записывать на нем километраж. Затем в таблицу из чека заносите 4 параметра: — Дата заправки — Заправлено, л — Цена 1л топлива, грн — Километраж, км
При нехватке места, просто выделить нижнюю строку таблицы и протянуть за нижний правый угол на нужное количество строк.
Т.к. я новичок в Excel, да и с автомобилем недавно, то вопрос для гуру: — что можно добавить (отслеживаемые параметры) / упростить (формулы)?
Gustav
Дата: Четверг, 18.10.2012, 09:27 | Сообщение № 2
Веду аналогичный учет топлива в мобильном телефоне в Excel для Windows Mobile. Заправляюсь всегда до полного бака, поэтому у меня получается, что очередной заправкой я как бы покрываю уже проеханный километраж (и по этим данным же считаю статистику). Если до полного бака заправиться не получается, то я такую заправку в таблицу не заношу, а суммирую все промежуточные чеки при очередной полной заправке (фиктивную цену в этом случае приходится рассчитывать делением общих денег на общие литры, особенно если заправлялся у разных фирм).
Веду аналогичный учет топлива в мобильном телефоне в Excel для Windows Mobile. Заправляюсь всегда до полного бака, поэтому у меня получается, что очередной заправкой я как бы покрываю уже проеханный километраж (и по этим данным же считаю статистику). Если до полного бака заправиться не получается, то я такую заправку в таблицу не заношу, а суммирую все промежуточные чеки при очередной полной заправке (фиктивную цену в этом случае приходится рассчитывать делением общих денег на общие литры, особенно если заправлялся у разных фирм).
Сообщение Веду аналогичный учет топлива в мобильном телефоне в Excel для Windows Mobile. Заправляюсь всегда до полного бака, поэтому у меня получается, что очередной заправкой я как бы покрываю уже проеханный километраж (и по этим данным же считаю статистику). Если до полного бака заправиться не получается, то я такую заправку в таблицу не заношу, а суммирую все промежуточные чеки при очередной полной заправке (фиктивную цену в этом случае приходится рассчитывать делением общих денег на общие литры, особенно если заправлялся у разных фирм).
MisterUH
Дата: Пятница, 19.10.2012, 14:42 | Сообщение № 3
Gustav
Дата: Понедельник, 22.10.2012, 10:06 | Сообщение № 4
Это расстояние, которое можно проехать на своем автомобиле на сумму стоимости поездки в маршрутке в том же направлении, исходя из стоимости одного километра, полученной из рассчитанного расхода топлива на 100 км. В формуле зашита стоимость маршрутки 30 рублей (сейчас она уже 35). Понятно, что это очень приблизительно, так как по-хорошему надо бы еще амортизацию авто в стоимость километра закладывать.
Потребовался мне этот показатель когда я рассчитывал стоимость проезда на работу с перехватывающей парковкой, т.е. до метро на своей машине и далее на метро. До метро у меня около 5 км, поэтому чисто по топливу получалось выгоднее, чем на маршрутке. А если еще и не один в машине, то совсем выгодно
Это расстояние, которое можно проехать на своем автомобиле на сумму стоимости поездки в маршрутке в том же направлении, исходя из стоимости одного километра, полученной из рассчитанного расхода топлива на 100 км. В формуле зашита стоимость маршрутки 30 рублей (сейчас она уже 35). Понятно, что это очень приблизительно, так как по-хорошему надо бы еще амортизацию авто в стоимость километра закладывать.
Потребовался мне этот показатель когда я рассчитывал стоимость проезда на работу с перехватывающей парковкой, т.е. до метро на своей машине и далее на метро. До метро у меня около 5 км, поэтому чисто по топливу получалось выгоднее, чем на маршрутке. А если еще и не один в машине, то совсем выгодно Gustav
Это расстояние, которое можно проехать на своем автомобиле на сумму стоимости поездки в маршрутке в том же направлении, исходя из стоимости одного километра, полученной из рассчитанного расхода топлива на 100 км. В формуле зашита стоимость маршрутки 30 рублей (сейчас она уже 35). Понятно, что это очень приблизительно, так как по-хорошему надо бы еще амортизацию авто в стоимость километра закладывать.
Date Days Hours Litters Quantities Per Hour Comments
Date Days Hours Litters Quantities Per Hour Comments Orhidika
alexa1965
Дата: Пятница, 11.10.2013, 13:38 | Сообщение № 6
SkyPro
Дата: Пятница, 11.10.2013, 17:32 | Сообщение № 8
Gustav
Дата: Суббота, 09.04.2016, 22:06 | Сообщение № 15
Честно говоря, прозрение Ваше понимаю пока не очень. Если каждый раз заправляться до полного бака, то литры последней заправки, деленные на пробег между последней и предпоследней заправкой, вполне правдиво дают средний расход за период между этими двумя последними заправками. Я лично делаю именно так, наверное, и Вы раньше так же. Причем, заправленные литры подсчитаны насосом АЗС с точностью до 2-х знаков после запятой.
Сейчас же Вы, как я понимаю, предлагаете для определения объёма заправки вычитать из фиксированной ёмкости своего бензобака «остаток», считываемый с чего? Со стрелочного индикатора на приборной панели автомобиля? Судя по Вашей таблице, точность можно ожидать не больше единицы (какие уж там знаки после запятой).
P.S. Упс! Да у Вас и «ёмкость бака», оказывается, плавающая осредненная. Ну тогда я вообще ничего не понимаю.
Честно говоря, прозрение Ваше понимаю пока не очень. Если каждый раз заправляться до полного бака, то литры последней заправки, деленные на пробег между последней и предпоследней заправкой, вполне правдиво дают средний расход за период между этими двумя последними заправками. Я лично делаю именно так, наверное, и Вы раньше так же. Причем, заправленные литры подсчитаны насосом АЗС с точностью до 2-х знаков после запятой.
Сейчас же Вы, как я понимаю, предлагаете для определения объёма заправки вычитать из фиксированной ёмкости своего бензобака «остаток», считываемый с чего? Со стрелочного индикатора на приборной панели автомобиля? Судя по Вашей таблице, точность можно ожидать не больше единицы (какие уж там знаки после запятой).
P.S. Упс! Да у Вас и «ёмкость бака», оказывается, плавающая осредненная. Ну тогда я вообще ничего не понимаю.
Честно говоря, прозрение Ваше понимаю пока не очень. Если каждый раз заправляться до полного бака, то литры последней заправки, деленные на пробег между последней и предпоследней заправкой, вполне правдиво дают средний расход за период между этими двумя последними заправками. Я лично делаю именно так, наверное, и Вы раньше так же. Причем, заправленные литры подсчитаны насосом АЗС с точностью до 2-х знаков после запятой.
Сейчас же Вы, как я понимаю, предлагаете для определения объёма заправки вычитать из фиксированной ёмкости своего бензобака «остаток», считываемый с чего? Со стрелочного индикатора на приборной панели автомобиля? Судя по Вашей таблице, точность можно ожидать не больше единицы (какие уж там знаки после запятой).
P.S. Упс! Да у Вас и «ёмкость бака», оказывается, плавающая осредненная. Ну тогда я вообще ничего не понимаю.
Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем!
Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем!
Gustav
Дата: Воскресенье, 10.04.2016, 00:43 | Сообщение № 18
NikolayPetrovich, вся моя «философия» учёта бензина изложена в сообщении №2 данного обсуждения. Не буду скрывать, рождалась она в размышлениях и не без мук. Главное ее не очень «удобное» (и, возможно, не сразу принимаемое) положение состоит в том, что величины, располагающиеся в одной строке таблицы (которая, как предполагается, соответствует одной заправке), на самом деле относятся к разным моментам времени и, соответственно, разным заправкам.
Количество бензина, которое мы заправили СЕГОДНЯ до полного бака, сообщает нам количество бензина, которое мы уже потратили с момента предыдущей заправки, проехав за это время разницу показаний одометра. Стоимость этого уже потраченного бензина, строго говоря, определяется не его сегодняшней ценой, а ценой предыдущей заправки (или даже нескольких заправок). Но поскольку цены хоть и меняются со временем, но всё же не так стремительно, как исчезает топливо из наших баков, то этим временнЫм лагом вполне можно пренебречь. Или же, в основном для собственного «успокоения», считать, что мы потратили бензин ВЧЕРА как бы в кредит, заплатив за него СЕГОДНЯ (и получив «в кредит» новое количество бензина!). Зато появляется удобство оперирования величинами только из одной строки (за исключением только разности одометра, когда требуется значение пробега из предыдущей строки). Если бы при каждой заправке до полного бака мы заправляли абсолютно одно и то же количество бензина, то мы могли бы спокойно использовать и цену из предыдущей строки, и схема была бы совсем идеальна.
Я заметил, что Вы в своей модели как раз используете цену из предыдущей строки, хотя и не заправляете каждый раз одно и то же количество. Что ж, это допущение Вашей модели, которое вполне обосновано и имеет право на существование.
NikolayPetrovich, вся моя «философия» учёта бензина изложена в сообщении №2 данного обсуждения. Не буду скрывать, рождалась она в размышлениях и не без мук. Главное ее не очень «удобное» (и, возможно, не сразу принимаемое) положение состоит в том, что величины, располагающиеся в одной строке таблицы (которая, как предполагается, соответствует одной заправке), на самом деле относятся к разным моментам времени и, соответственно, разным заправкам.
Количество бензина, которое мы заправили СЕГОДНЯ до полного бака, сообщает нам количество бензина, которое мы уже потратили с момента предыдущей заправки, проехав за это время разницу показаний одометра. Стоимость этого уже потраченного бензина, строго говоря, определяется не его сегодняшней ценой, а ценой предыдущей заправки (или даже нескольких заправок). Но поскольку цены хоть и меняются со временем, но всё же не так стремительно, как исчезает топливо из наших баков, то этим временнЫм лагом вполне можно пренебречь. Или же, в основном для собственного «успокоения», считать, что мы потратили бензин ВЧЕРА как бы в кредит, заплатив за него СЕГОДНЯ (и получив «в кредит» новое количество бензина!). Зато появляется удобство оперирования величинами только из одной строки (за исключением только разности одометра, когда требуется значение пробега из предыдущей строки). Если бы при каждой заправке до полного бака мы заправляли абсолютно одно и то же количество бензина, то мы могли бы спокойно использовать и цену из предыдущей строки, и схема была бы совсем идеальна.
Я заметил, что Вы в своей модели как раз используете цену из предыдущей строки, хотя и не заправляете каждый раз одно и то же количество. Что ж, это допущение Вашей модели, которое вполне обосновано и имеет право на существование.
Сообщение NikolayPetrovich, вся моя «философия» учёта бензина изложена в сообщении №2 данного обсуждения. Не буду скрывать, рождалась она в размышлениях и не без мук. Главное ее не очень «удобное» (и, возможно, не сразу принимаемое) положение состоит в том, что величины, располагающиеся в одной строке таблицы (которая, как предполагается, соответствует одной заправке), на самом деле относятся к разным моментам времени и, соответственно, разным заправкам.
Количество бензина, которое мы заправили СЕГОДНЯ до полного бака, сообщает нам количество бензина, которое мы уже потратили с момента предыдущей заправки, проехав за это время разницу показаний одометра. Стоимость этого уже потраченного бензина, строго говоря, определяется не его сегодняшней ценой, а ценой предыдущей заправки (или даже нескольких заправок). Но поскольку цены хоть и меняются со временем, но всё же не так стремительно, как исчезает топливо из наших баков, то этим временнЫм лагом вполне можно пренебречь. Или же, в основном для собственного «успокоения», считать, что мы потратили бензин ВЧЕРА как бы в кредит, заплатив за него СЕГОДНЯ (и получив «в кредит» новое количество бензина!). Зато появляется удобство оперирования величинами только из одной строки (за исключением только разности одометра, когда требуется значение пробега из предыдущей строки). Если бы при каждой заправке до полного бака мы заправляли абсолютно одно и то же количество бензина, то мы могли бы спокойно использовать и цену из предыдущей строки, и схема была бы совсем идеальна.
Я заметил, что Вы в своей модели как раз используете цену из предыдущей строки, хотя и не заправляете каждый раз одно и то же количество. Что ж, это допущение Вашей модели, которое вполне обосновано и имеет право на существование.
Списание ГСМ по путевым листам — пример алгоритма такого списания вы найдете в статье — должно быть корректно организовано в любой компании. Рассмотрим особенности такого списания подробнее.
Для кого путевой лист обязателен?
Порядок расчета расходов по ГСМ
Пример расчета расходов: применяем нормативные правила
Как списывать ГСМ по фактическим показателям правильно?
Списание ГСМ по путевым листам в налоговом учете
Для кого путевой лист обязателен?
Списание стоимости ГСМ в расходы, как и в случае с любыми другими активами, должно осуществляться на основании оправдательных документов. Наиболее распространенный документ — акт о списании ГСМ.
Для документального обоснования затрат компании к такому акту прикладывают первичку, как правило, в виде путевых листов (ПЛ).
Путевой лист фиксирует количество километров, которые прошел автомобиль работника в рамках рабочей смены (или служебного задания), и объем затраченного при этом топлива, исходя из нормативных показателей или фактических измерений.
ВНИМАНИЕ! ПЛ не являются основанием для списания ГСМ в расходы.
Альтернативой путевому листу могут быть, к примеру:
При этом налогоплательщик вправе использовать все 3 источника — путевой лист, данные по тахографу и системам спутниковой навигации — для наиболее достоверного отражения сведений по топливным расходам.
ВАЖНО! Путевые листы обязательно используются всеми транспортными предприятиями, перевозящими пассажиров или грузы, вне зависимости от факта применения автоматических средств учета километража (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта). Компании, не относящиеся к таковым, вправе использовать иные документы (постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу № А40-19421/13-99-60).
При использовании ПЛ компания должна утвердить порядок списания ГСМ по путевым листам. Если ПЛ не применяются, то оптимально подтверждение расхода бензина отчетами обозначенных выше автоматических средств учета пробега (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Порядок расчета расходов по ГСМ
Важнейший вид сведений, отражаемых в путевых листах, — объем израсходованного топлива. Он может быть основан на нормативных и фактических показателях.
Нормативные показатели обязательны только для автотранспортных предприятий (п. 40 приказа Минтранса России от 24.06.2003 № 153).
Такие хозяйствующие субъекты применяют нормативы, отраженные в рекомендациях Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Их особенность — наличие привязки расчетных показателей по расходу топлива к конкретным моделям автомобилей.
Если модель не отражена в указанных нормативах, то следует руководствоваться показателями, которые определены в технической документации на автомобиль (письмо Минфина РФ от 17.11.2011 № 03-11-11/288).
Остальные хозяйствующие субъекты вправе, но не обязаны применять нормативный метод учета расхода топлива. Они могут регламентировать внесение данных в путевой лист на основании фактического потребления топлива, которое указано в акте контрольного замера расхода ГСМ. Такой акт составляется специальной комиссией на контрольном заезде для каждого автомобиля.
Ознакомимся теперь с примерами списания расходов на ГСМ исходя из их расчета по норме и по факту и изучим, как списывать ГСМ по путевым листам в расходы в рамках ведения бухгалтерского и налогового учета.
Пример расчета расходов: применяем нормативные правила
Списание расходов на ГСМ с применением путевого листа на основе нормативного подхода предполагает:
1. Определение показателей, необходимых для нормативного расчета расходования топлива по формулам, отраженным в распоряжении АМ-23-Р.
Для автомобилей разных типов установлены отдельные формулы. Условимся, что в распоряжении сотрудника — легковая машина Mercedes-Benz A150. Для нормативного расчета расходования топлива на данной машине по методологии Минтранса нужно узнать следующие показатели:
Первый показатель, Hs, для указанной машины составляет 6,8 (таблица по п. 7.2.1 распоряжения АМ-23-Р).
Второй показатель, D, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно исходя из критериев, характеризующих фактические условия эксплуатации ТС (п. 4 распоряжения АМ-23-Р). Коэффициент может быть повышающим или понижающим.
Один из возможных критериев — эксплуатация ТС в зимний период. Условимся, что машина используется в Ивановской области, и в этом случае показатель D будет иметь значение 10 (приложение № 2 к распоряжению АМ-23-Р) и отражать тот факт, что топливо расходуется на 10% интенсивнее.
2. Расчет пробега, отраженного в путевом листе.
Предположим, что показатель составил 100 км (на основании показаний спидометра и трекера ГЛОНАСС).
3. Применение формулы расчета расходования ГСМ в соответствии с п. 7 распоряжения АМ-23-Р.
Пример расчета списания ГСМ по путевым листам с ее использованием будет выглядеть так:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где S — пробег, отраженный в путевом листе.
В нашем случае показатель Qн составит:
Qн = 0,01 × 6,8 × 100 × (1 + 0,01 × 10) = 7,48 л.
Следующий сценарий — расчет расходования топлива по факту.
Как списывать ГСМ по фактическим показателям правильно?
В данном случае применяется очень простая формула:
РАСХОД (ФАКТ) = Т(нач) + Т(выд) − Т(ост),
Т(нач) — объем бензина в баке на начало смены работника (залитый или рассчитанный на основании предыдущих показаний);
Т(выд) — количество бензина, залитого в бак в течение смены;
Т(ост) — объем бензина в баке по возвращении работника в гараж.
В ООО «Сапфир» есть служебный автомобиль марки «Лада Калина». В компании применяется метод списания материалов по средней себестоимости (ССТ). ССТ бензина составила 40 руб.
В ПЛ указаны следующие показатели:
Остаток бензина в баке: 5 л.
Остаток при возвращении: 10 л.
Расход (факт) = 15 литров (5 л + 20 л − 10 л).
Стоимость ГСМ к списанию равна 600 руб. (40 руб. × 15 л).
Бухгалтер ООО «Сапфир» сформировал справку-расчет, приложил к ней ПЛ, инициировал собрание комиссии, которая утвердила акт списания ГСМ. На основании данного акта бухгалтер зафиксировал в бухрегистрах запись:
Дт 26 Кт 10.3 — 600 руб.
Затратный счет выбирается в соответствии с направлением расходов, если авто используется:
Рассмотрим порядок налогового учета затрат ГСМ.
Списание ГСМ по путевым листам в налоговом учете
В налоговом учете списанная стоимость ГСМ может быть включена:
Отметим, что если применяется норматив, то допускается его обоснованное и документально подтвержденное превышение (определение ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12). Например, при преимущественной езде по бездорожью или при езде в холодное время года, когда фактические измерения отражают значительное превышение расхода топлива в сравнении с нормативными коэффициентами по распоряжению АМ-23-Р. Правила списания ГСМ по путевым листам в случае превышения фактических расходов топлива над нормативными должны быть регламентированы отдельным приказом руководителя.
Итоги
Путевой лист — основной первичный документ, предназначенный для контроля работы транспортного средства. В нем фиксируется пройденный километраж и движение ГСМ. Расход топлива, отражаемый в ПЛ, может основываться на нормативных или фактических показателях. Данные по путевому листу используются для составления акта на списание ГСМ.
Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно
Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.
Основные моменты
Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.
В путевом листе отражаются следующие показатели:
Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.
Правила расчета
На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листа
Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего – величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.
Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.
Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Пример расчета путевого листа
Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.
В путевом листе указаны следующие параметры:
Пробег за рабочее время равен 20 170 км – 20 000 км = 170 км.
Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:
Фактический расход топлива:
Разница между двумя величинами составляет:
Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.
Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.
Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.
Расчет расхода топлива в путевом листе пример
Путевой лист: расход топлива по норме
Налоговики требуют, чтобы в путевом листе была информация о расходе топлива. Без таких данных они могут отказать в учете затрат на ГСМ. Как посчитать расход горючего, читайте в статье.
Чтобы списать расходы на горючее, нужен правильно оформленный путевой лист. Можно использовать утвержденную форму или разработать самостоятельно.
Главное, чтобы в нем были обязательные реквизиты из приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Среди них нет остатка бензина при въезде и выезде.
Но компании выгоднее внести в путевой лист расход топлива автомобиля. Это упростит подсчет потраченного горючего.
Унифицированный бланк путевого листа содержит специальные три графы, в которых надо записывать информацию о покупке и расходовании топлива. В графах укажите:
Путем сложения и вычитания этих показателей в путевом листе можно определить расход горючего по норме и фактически. Образец листа с показаниями по топливу ниже.
Образец путевого листа с нормами расхода топлива
Когда компания разработала документ сама и не включила в него графы для горючего, посчитать использованный бензин можно на основании норм расхода топлива Минтранса.
Расходы на бензин не принимайте к налоговому учету, если уже платите сотруднику компенсацию за работу на личной машине (письмо Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050).
Компенсацию за личный автомобиль можно списать только в пределах норм (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92). Чиновники считают, что в эти суммы уже входят затраты работника на бензин. Поэтому списывать в налоговом учете стоимость топлива еще раз нельзя. Выводы чиновников спорные. На что ссылаться в споре >>
Норма расхода топлива для путевого листа
В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании затрат на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормативы.
Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах.
Сложностей с подтверждением обоснованности и списанием не будет, если признавать расход топлива по путевым листам в налоговом учете по утвержденным нормам. Они приведены в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. в редакции распоряжения от 14 июля 2015 № НА-80-р.
Нормы расходы топлива Минтранса являются базовыми и зависят от вида транспортного средства, мощности двигателя, количества поршней. Данные чиновники закрепили как для бензинового топлива, так и для дизельного (см. таблицу ниже). Также в перечне есть и исходные нормы для сжиженного нефтяного газа и сжатого природного.
Кроме того, Минтранс установил разные надбавки к базовым нормативам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются. А значит, компания сможет списать больше затрат на бензин.
Например, предусмотрены надбавки для машин с кондиционером, за работу в зимнее время.
Повышающий коэффициент в размере 5 процентов можно применять для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов — для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.
Для технологического транспорта максимальная надбавка составляет 20 процентов.
Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам.
К таким машинам относятся горные комбайны, экскаваторы, бетоноукладчики, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки и т. д.
Повышающие коэффициенты по бензину установлены также для городов и населенных пунктов. Например, в городах с численностью от 1 до 5 млн. человек можно увеличивать норму списания топлива на 25 процентов. Какие надбавки действуют в других населенных пунктах, смотрите в таблице ниже.
Эксперты Системы Главбух объясняют, как учитывать ГСМ
Отвечает Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
«Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем.
Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ – ФИФО, по средней себестоимости…»
Из рекомендации Системы Главбух «Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные»
Таблица. Надбавки по бензину для городов и населенных пунктов
Численность населенного пункта, чел.
Максимальная надбавка, %
Свыше 5 млн.
35
От 1 до 5 млн.
25
От 250 тыс. до 1 млн.
15
От 100 до 250 тыс.
10
До 100 тыс.
5
Учтите : есть также надбавки, которые нельзя применять одновременно. Например, зимнюю надбавку нельзя прибавить к коэффициенту, который действует для машин с кондиционером (п. 5 Методических рекомендаций из распоряжения Минтранса № АМ-23-р).
Путевой лист: расход по норме и фактически
Самый простой способ установить свои нормы расхода топлива, использовать фактические данные об израсходованном бензине из путевого листа.
Чтобы рассчитать количество горючего для конкретного автомобиля, необходимо литры топлива разделить на пройденные километры и умножить на 100. Таким образом, компания узнает, сколько бензина необходимо автомобилю, чтобы пройти 100 км пути.
Водитель А.В. Петров проехал 1500 км. За время пути он потратил 180 л бензина. Количество горючего, которое ему нужно на 100 км пути, составляет 12 л. (180 л : 1500 км х 100 км).
Для более точного расчета надо использовать формулы из рекомендаций Минтранса. Для легковых автомобилей можно применять формулу:
Нормативный расход горючего в литрах на 100 км
=
0,01
х
Базовая норма
х
Пробег автомобиля, км
х
1 + 0,01 х поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %
Для грузовых автомобилей формула расчета израсходованного горючего такая:
Qн
=
0,01
x
(Hsan x S + Hw x W)
x
(1 + 0,01 x D)
где Qн — нормативный расход горючего, л;
S — пробег автомобиля, км;
Hsan — нормы расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза;
Hw — нормативный расход на транспортную работу, л/100 т x км;
W — объем транспортной работы, т x км: W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Чтобы вычислить норму расхода бензина на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза, надо применять такую формулу:
Hsan
=
Hs
+
Hg
x
Gnр, л/100 км
Hg — нормы на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;
Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
Если согласно данным путевого листа фактически израсходовано больше, чем предусмотрено нормой, получился перерасход. Если меньше – экономия.
Имейте в виду: у налоговиков возникнут вопросы, если за один день водитель заправил бензина больше, чем вмещает бензобак автомобиля. Либо если за смену сотрудник израсходовал больше, чем объем бензобака.
Объяснить превышение можно тем, что водитель заправлялся несколько раз в течение дня, так как ездил далеко и истратил много горючего. Но в этом случае у него должно быть несколько кассовых чеков на покупку горючего со значительной разницей по времени. Если чек один, возможно, часть купленного бензина он залил в канистру.
При подобных нестыковках безопаснее сразу получить у водителя письменные пояснения. Он может составить их в произвольной форме и изложить все обстоятельства. Иначе есть риск, что налоговик исключат затраты на ГСМ и доначислят компании налог на прибыль, пени и штраф.
Дорогой коллега, сегодня 6 месяцев подписки в подарок. Читайте «Главбух» полгода бесплатно!
На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.
Как рассчитать путевой лист: основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ
Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно
Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.
Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.
В путевом листе отражаются следующие показатели:
Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги.
К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.
На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листа
Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.
Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.
Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.
Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.
Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.
В путевом листе указаны следующие параметры:
Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.
Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:
Фактический расход топлива:
Разница между двумя величинами составляет:
Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.
Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.
Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Расчет нормы расхода топлива
Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок. Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.
Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива, а также норма его расхода при различных условиях работы.
Гсм и путевой лист
Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.
Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом Налоговый кодекс РФ не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.
Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа.
Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.
Простая формула подсчета ГСМ
Есть несколько очень простых способов подсчета расхода бензина и иного топлива. К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера.
На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход.
При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.
Но что делать, если в автомобиле нет такого компьютера? Использовать формулу:
Расход топлива на 100 км = потраченное количество топлива (л) / количество пройденного пути (км) * 100
Далее лишь остается ввести исходные значения в графы «Расстояние (километры)» и «Расход топлива (литры)» и нажать на кнопку «Вычислить»:
Вернуть калькулятор в стандартный режим работы можно при помощи одновременного нажатия на клавиши Ctrl и F4.
Чтобы проверить расход топлива «от полного бака» автомобиля, необходимо:
Такой способ подсчета расхода бензина имеет серьезные погрешности. Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.
Как подсчитать нормативный расход бензина?
Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный распоряжением Минтранс России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.
Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях.
При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время.
А вот климат-контроль используется в любое время года.
В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км.
В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.
Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л
Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива
О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:
Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%), при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%). Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.
Для того, чтобы получить возможность включения горюче-смазочные материалов в состав расходов по налоговому учёту, необходимы первичные документы, подтверждающие факт использования их предприятием по прямому назначению. Одним из видов учёта расходов ГСМ является их списание по путевым листам.
Первичная документация
ГСМ в целях первичного учёта признаются:
А также специализированные смазочные материалы и жидкости технического назначения (моторные масла, антифризы, специальные смазки).
Перед выездом на маршрут в бак автотранспортного средства заливается количество топлива, которое называется нормативным. Для каждой марки машины в отдельности это количество определяется в соответствии с нормой, утверждённой локальным актом (приказом) по предприятию. Выданное топливо заносится в специальный проездной лист водителя – путёвку. В ней проставляется количество топлива на момент выезда из гаража, пробег (км) и остаток бензина, ДТ или газа в баке по завершении сменного задания. Путёвка представляет собой основной бухгалтерский документ, подтверждающий количество израсходованных водителем в пути ГСМ для последующего списания.
Бухгалтерии предприятий (организаций, учреждений), где автотранспорт прямым образом связан с основной деятельностью (перевозки пассажиров, грузов и пр.), должны использовать в повседневной работе первичные бумажные документы, форма и реквизиты которых утверждены приказом Минтранса. Номер этого документа – 152, утверждён он 18 сентября 2008 года (с учётом изменений, внесённых последующими приказами – от 18.01.2017 №17, от 07.11.2017 №476).
Скачатьбланк Путевой лист легкового автомобиля (Форма № 3)
Если автотранспорт используется на предприятии в управленческих целях, либо для организации производства, для учёта и контроля его работы можно использовать путевые листы, разработанные на основании двух законодательных актов:
Скачатьбланк Путевой лист грузового автомобиля (Форма № 4-П)
Как правило, в предпринимательской деятельности менеджментом предприятий используется форма, утверждённая Постановлением Госкомстата №78: форма 3 – для легкового транспорта, форма 4-П – для грузовых автомобилей.
Использование путевых листов
В формах листов, которые утверждены 78-м Постановлением, есть графы, предназначенные для занесения информации о том, сколько топлива фактически использовал водитель во время рейса: остаток до его начала, расход при выполнении обозначенного в документе путевого задания, остаток по возвращении автотранспортного средства в гараж.
Тем, кто использует путёвки, основываясь на приказе №152, проставлять в них данные о движении ГСМ не обязательно. Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража.
Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р. Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.
То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:
Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.). В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.
Алгоритм действий бухгалтера
Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:
Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):
Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).
Бухучёт
Учёт в бухгалтерии ведётся по субсчёту «Топливо» (10-3) счёта «Запасы» (10) следующим образом:
Алгоритм: предварительно рассчитанное количество топлива перемножается со стоимостью учёта единицы в составе запасов. Итог списывается – Дт 20 (или других материальных счетов, а также 44) Кт 10-3.
Налоговый учёт
В отношении порядка формирования расходов по путёвкам есть несколько нюансов.
Первый. Нужно определить вид расходов, в составе которых учитывается факт списания (материальные или прочие). П.п.5 п.1 ст.254 предусматривает их включение в материальные затраты. Условие – товарно-материальные ценности (топливо, масла, смазки, и другие специализированные материалы) должны использоваться для технологических нужд. Другие первичные документы – передвижение транспорта, выполняющего непроизводственные задачи – входят в состав прочих расходов.
Для тех предприятий, где перевозка грузов и пассажиров – основной вид деятельности, 100 % затрат ГСМ, списываемых в налоговый учёт по путёвкам водителей являются материальными.
Второй. Требуется ли нормировать расходы в налоговом учёте? Законодатель прямо не говорит о том, что 100 % расходов может быть признано таковыми, основываясь лишь на их фактическом потреблении. Минфин в многочисленных письмах подтверждает, что количество топлива можно рассчитывать в соответствии с распоряжением №AM-23-р. То есть, обосновывая затраты, количество которых определено математическим путём.
Итак, расход можно определять и по нормативному количеству, и по фактическим затратам. Следует помнить, что пунктом 6 вышеуказанного распоряжения установлено, что субъекты имеют право самостоятельно разрабатывать, утверждать локальными актами и корректировать нормы расхода.
В кодексе нет прямых пояснений по этому поводу. Если они установлены организацией самостоятельно, превышены и учтены как понесённые сверх нормы, налоговый орган вправе не считать их расходами отчётного периода.
Пример списания по путевым листам
В качестве показательного расчёта количества списанных товарно-материальных ценностей по путёвкам можно привести следующий пример. Юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью) осуществило в сентябре 2018 года закупку и списание топлива (бензин). Количество – 100 л, цена за литр – 38 руб., без НДС. До осуществления сделки остаточный запас топлива той же марки на складе предприятия составлял 50 л, себестоимость – 44 руб./л.
Закупленный бензин по распоряжению руководителя использован для заправки автомобиля «Калина». Машина используется на служебных перевозках персонала. Приказом об учётной политике предприятия установлено, что материалы оцениваются в бухгалтерском учёте на основании метода СБС.
Поступление ГСМ
Средняя себестоимость бензина на предприятии за период составила
(50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.
Cписание по факту
Данные путевого листа о количестве топлива:
Несложный расчёт показывает, что использовано 20 л., то есть списать необходимо
20 л × 40 руб. = 800 руб. (Дт 26 Кт 10)
Cписание по норме
Данные полученного бухгалтерией документа с показаниями спидометра:
Таким образом, пробег составил 50 км. Формула расчёта расхода (п.7 раздела II распоряжения №AM-23-р):
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где: Qн – норматив расхода, л; Hs – базовая норма (на 100 км пробега); S – фактический пробег, км; D – поправка для региона.
Для автомобиля «Калина» Hs=8л. Региональный коэффициент, на основании которого проводится поправка, – 10%. Итоговый расход
0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л
Списанию подлежит 4,4 л × 40 руб. = 176 руб. (Дт 26 Кт 10).
Учитывая вышесказанное, рассчитанные в данном примере затраты на непроизводственные нужды в налоговый учёт попадают в виде прочих расходов.
Посредством учёта по путевым листам финансовая служба предприятия подтверждает факт расходов горюче-смазочных материалов, фиксирует километраж, пройденный автотранспортным средством в учётном периоде, получает данные об объёмах использования топлива. Если в составе транспортной службы предприятия есть ТС без одометра, фиксация расхода осуществляется на основании первичных документов. Для данного конкретного случая это акты бензина или дизельного топлива.
Задайте ваш вопрос онлайн!! Получите бесплатную помощь практикующего юриста в течение 10 минут Консультация осуществляется практикующими юристами В рамках ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
Образец и назначение бухгалтерской справки-расчета
В некоторых случаях без оформления бухгалтерской справки-расчета не обойтись. Рассмотрим, для каких целей она служит и что собой представляет.
Понятие
Любой образец бухгалтерской справки-расчета играет роль первичного документа для целей бухгалтерского и/или налогового учета. Ее оформляют, чтобы было дополнительное правовое основание зафиксировать в учете тот или иной факт. При условии, что его нужно подтвердить расчетом конкретной суммы.
Когда оформляют
Как правило, заполнением бланка бухгалтерской справки-расчета занимается только бухгалтер фирмы. Высшее руководство в этом процессе не участвует.
В основном, данная справка необходима, когда остальная «первичка» уже собрана, но для учета нужен дополнительный расчет какого-либо показателя. На практике это может быть:
Какова форма бухгалтерской справки-расчета
Обязательный, установленный законом образец бухгалтерской справки-расчета отсутствует. Это значит, что для учетной политики ее форму желательно разработать самостоятельно с учетом всех особенностей предприятия и его документооборота. А утвердить – отдельным распоряжением главы предприятия.
Также см. «Приказ об утверждении учетной политики на 2017 год: образец».
Если сомневаетесь, как правильно составить образец бухгалтерской справки-расчета, руководствуйтесь статьей 9 Закона
Также см. «Реквизиты бухгалтерских документов: основные и обязательные».
Далее показан пример бухгалтерской справки-расчета:
На нашем портале скачать бухгалтерскую справку-расчет, если она вам подходит, можно здесь.
Также см. «Бухгалтерская справка: как правильно составить».
Бухгалтерская справка-расчет: образец заполнения
Допустим, что ООО «Гуру» сроком на февраль 2017 года выдало другой фирме заем на сумму 100 000 рублей под 10% годовых. Ниже показан образец бухгалтерской справки-расчета процентов по займу. Обратите внимание: в последнем столбце бухгалтер ООО «Гуру» привел формулу расчета по номерам столбцов данной справки.
Акт списания ГСМ
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) – это особый вид производственных запасов, к которому относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) (п. 3 Методических рекомендаций, утв. Минсельхозом 16.05.2005). Вопросы бухгалтерского учета ГСМ актуальны для всех организаций, которые арендуют или используют собственные транспортные средства.
Одной из основных задач учета ГСМ является правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по отпуску горюче-смазочных материалов. Документ, которым обычно оформляется списание ГСМ, — это соответствующий акт. Как такой акт составить, расскажем в нашей консультации.
ГСМ: списываем, оформляем и учитываем в расходах
Если у организации есть собственный транспорт, ГСМ-расходы на него она может учесть при налогообложении прибыли (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормировать такие расходы необязательно. НК РФ не требует, чтобы организация руководствовалась «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). С другой стороны, в целях контроля за расходованием и обеспечения сохранности ГСМ, нормы расхода организации обычно утверждают. Ведь в противном случае сложно будет подтвердить величину расходов на ГСМ и обосновать их размер, а применять критерии обоснованности и документального подтверждения расходов организации должны всегда (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как произвести расчет норматива расхода топлива, мы рассказывали в нашей консультации и приводили образец соответствующего акта.
Аналогично, расходы на ГСМ организация может учесть в случае аренды автомобиля (как с экипажем, так и без экипажа), ведь расходы на приобретение топлива и иных ГСМ в общем случае лежат на арендаторе (ст.ст. 636, 646 ГК РФ).
А вот если работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование для служебных поездок его личного легкового автомобиля, то предполагается, что такая компенсация включает в себя и затраты на ГСМ. А потому учесть при налогообложении прибыли дополнительно к компенсации еще и ГСМ-расходы нельзя (Письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366).
В том случае, когда организация может учесть затраты на ГСМ в своих расходах, ей необходимо документально их подтвердить.
Форма акта на списание ГСМ (образец)
Законодательством не установлена обязательная к применению форма акта на списание ГСМ. Потому такая форма разрабатывается организацией самостоятельно и утверждается в составе Учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли. Примерную форму акта на списание ГСМ (образец) скачать бесплатно можно по приведенной ниже ссылке. Главное при разработке формы акта обеспечить наличие в нем обязательных реквизитов первичного учетного документа, которые предусмотрены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
— наименование должностей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее оформление;
Обычно такой акт утверждается специально созданной комиссией. Со ссылкой на путевой лист или иной документ, обосновывающий расход ГСМ, в акте указывается по каждому виду расход горюче-смазочных материалов за отчетный период (обычно за месяц). На основании подписанного комиссией акта отражается списание ГСМ в бухгалтерском учете и производится признание затрат на них в целях налогообложения прибыли.
Приведем для акта списания ГСМ образец его заполнения.
Пред. / След. Скачать примерную форму акта списания ГСМ можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».
Указанную форму акта можно использовать для подтверждения расходов на списание ГСМ не только по транспортным средствам. Так, например, для акта на списание ГСМ на генератор образец можно использовать аналогичный. Как и, скажем, для акта на списание ГСМ на бензокосу образец можно заполнять такой же.
Таблица для расчета расхода топлива легкового автомобиля excel
Пример списания ГСМ по путевым листам
Альтернативой путевому листу могут быть, к примеру:
При этом налогоплательщик вправе использовать все 3 источника — путевой лист, данные по тахографу и системам спутниковой навигации — для наиболее достоверного отражения сведений по топливным расходам. ВАЖНО! Путевые листы обязательно используются всеми транспортными предприятиями, перевозящими пассажиров или грузы, вне зависимости от факта применения автоматических средств учета километража (п.
2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Компании, не относящиеся к таковым, вправе использовать иные документы (постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу № А40-19421/13-99-60). При использовании ПЛ компания должна утвердить порядок списания ГСМ по путевым листам.
Если ПЛ не применяются, то оптимально подтверждение расхода бензина отчетами обозначенных выше автоматических средств учета пробега (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
> > > – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.Содержание:Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.В путевом листе отражаются следующие показатели:
Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ.
Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц.
Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листаСуществует стандартная нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.
Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с нормативного расхода топлива. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж.
Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа.
В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный для городов-миллионников равен 10% или 0,01.В путевом листе указаны следующие параметры:
Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:
Фактический расход топлива:
Разница между двумя величинами составляет:
Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.Для каждого типа ТС имеется утвержденная путевого листа.
Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.
Использование компьютерной программы Excel для расчётов расхода горюче-смазочных материалов
Легковые автомобили ВАЗ-2109 (два автомобиля), УАЗ – 315195, ВАЗ-21074, Chery INDIS S18D. Предмет исследования Расход разных видов топлива и смазочных материалов для дорожных машин и оборудования, работающих в различных условиях эксплуатации. Гипотеза Известно, что существуют различные способы определения расхода ГСМ: расчётные, экспериментальные.
В результате появилась возможность производить расчёты расхода ГСМ более эффективно по сравнению с использованием источников на бумажных носителях. Например, поиск базовой нормы ГСМ по марке автомобиля, автоматическая установка корректирующих коэффициентов и расчёт по заданным формулам.
Для получения студентами навыков в расчётах расхода ГСМ были составлены варианты задач. Задачи разноуровневые, от простого корректирования базовой нормы в различных погодных условиях и регионах до работы оборудования специальных машин на заданный период времени.
У каждой задачи имеются решение и ответ для контрольного пакета преподавателя. Студент, выполнивший задание, сразу видит результат своего труда на мониторе. Одним из этапов работы стало исследование расхода ГСМ для машин студентов и преподавателей техникума. Была составлена карта исследования: марка машины, маршрут, показания одометра, реальный расход топлива, условия движения.
На основании полученных данных по 14 маршрутам на 5 легковых автомобилях разных марок были произведёны расчёт расхода ГСМ и сравнение его с реальным расходом топлива. В среднем показатели расхода ГСМ — реальные и расчётные — совпали.
Qн = 0,01 · 13,9 · 55 (1+ 0,01·3)= 7,645 · (1+0,03) =7,645 · 1,03 = 7,874 л Проведено анкетирование среди студентов для определения их отношения к расчёту нормативного расхода ГСМ в компьютерной программе Excel и к традиционным расчётам по нормативам на бумажных носителях. Анализ полученных результатов В результате проведённой работы составлено учебное пособие по расчёту нормативного расхода ГСМ, которое будет использовано в практических работах, в курсовом и диплом проектировании.
Анкетирование подтвердило интерес студентов к работе с компьютером как к более эффективному способу расчёта ГСМ. Вывод Проблема, запрашиваемая в работе, нашла своё практическое воплощение в разработанном методическом пособии по расчёту ГСМ с использованием компьютерной программы Excel для студентов техникума. Предмет: Категория: Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС Бесплатное скачивание файла Введите Ваш Email Начать скачивание ЛАДАНОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА Дата: 02.11.2017 Номер свидетельства: Пожалуйста, введите ваш Email.
Расчет ГСМ по путевым листам в excel, списание топлива
excelworld.ru > Расход топлива | Программы для расчета расхода топлива автомобиля на.
Какие программы использовать для учета и расчета расхода топлива на автомобиле.Советуем посмотреть видео: расчет расхода топлива по формуле в таблице Excel.цена за литр ГСМ. При внесении всех данных будут получены сведения о количестве израсходованного. AvtomobilGaz.ru > Программы для расчета Ответы Mail.ru: Excel формула расхода топлива ••• Excel формула расхода топлива.
Metzies Профи (990), на голосовании 11 месяцев назад.Дополнен 11 месяцев назад. Требуется добавить столбец расход топлива на 100 км. otvet.mail.ru > Ответы Mail.ru: Excel формула Калькулятор топлива в Excel (Можно Google docks) — Toyota.
Программа для расчета расхода топлива на поездку
Ну и конечно, примерно понимать, что делаешь, и что хочешь получить.
Для получения максимальной точности учета расходов, необходимо:
Из практики, при соблюдении всех пунктов указанных выше, может быть достигнута точность расчета порядка ±1% от общих расходов на перемещение на автомобиле.
— рассказано в отдельной заметке.
Там же есть ссылки на определение фактического расхода топлива. — тема отдельной статьи. Перед тем как читать дальше, рекомендую ознакомиться с заметками по ссылкам выше, поскольку там объясняется и терминология, и сам общий принцип расчетов маршрута поездки.
ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.
Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта. Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа.
Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение. Важно! В большинстве случаев используется готовый бланк путевого листа формы № 3.
Справочник Бухгалтера
Виды ГСМ – справочник видов ГСМ для ускорения ввода путевых листов.
1.7. Типы автомобилей – справочник типов транспортных средств. 1.8. Дополнительное оборудование — справочник оборудования, используемого на специальных автомобилях. 1.8. Реквизиты собственной организации – общие константы предприятия: ИНН, наименование и т.д. 1.9. Справочник норм расхода топлива согласно распоряжению № АМ-23-р от 14 марта 2008 года.
1.10. Места отправления/назнаяения — справочник наименований мест с адресом для удобного заполнения задания в путевом листе.
1.11. Маршруты — справочник мартшрутов транспортных средств. 2.1. Ввод путевых листов – основной пункт программы для ввода первичных документов. Представляет собой электронный журнал выдачи путевых листов предприятия.
Рекомендуется, чтобы бланки путевых листов заполнялись вручную непосредственно водителями в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008 г.
Расход топлива автомобилей таблица Минтранс
Расход топлива для автомобилей рассчитывается в соответсвии с нормой расхода топлива на 100 км:
Тема: Ведение статистики расхода топлива
Потом, когда добираемся до компьютера, заносим в таблицу: дату, объем заправки, стоимость топлива за 1 литр, марку топлива, показания одометра (текст черного цвета).
После этого копируем в текущую строку из строки выше ячейки «Стоимость заправки», «Межзаправочный пробег», «Расход, л/100 км» (текст синего цвета). Ну и указываем место заправки для статистики. В итоге будут автоматически считаться вышеуказанные пять показателей.
Выкладываю файл таблицы со своими собственными данными. Надеюсь, хоть нескольким форумчанам это пригодится. А пригодиться это может, например, при продаже машины для документального подтверждения расхода.
Да и для повседневного контроля расхода тоже полезно (в плане оценки технического состояния двигателя). Таблица: Passat B5 1998, 1,8 л.
AEB 150 л.с., МКПП, климат, VIN WVWZZZ3BZWP317741
12.02.2013, 22:15 Passat Регистрация 09.05.2012 Адрес Раменский район, КП Власово Возраст 40 Сообщений 1,540 Спасибо: Получено: 37 Отправлено: 6 0 А стояние в пробках учитывается? Passat B5+ 1.8T • 2001 • AWT • Tiptronic • Highline • D2S • RNS MFD • 12.02.2013, 22:41 Всем Перцам — Перец Клуба! Регистрация 29.05.2010 Адрес СВАО Возраст 49 Сообщений 10,454 Записей в дневнике Спасибо: Получено: 2,684 Отправлено: 926 0 Andrey_242, с днюхой
Как применяется формула расчета расхода топлива для автотранспорта
Позволяется менять тип ГСМ, если оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.Помните:Прогрев мотора автомобиля безусловно вносит свою лепту в дополнительный расход ГСМ, однако без этой вынужденной процедуры никак не обойтись.
Прогревая двигатель, вы даете возможность смазочному материалу заполнить все отводные трубки и каналы системы. Например, покрытые пленкой цилиндры двигателя прослужат в два раза дольше.
Прогревание сидений и всего салона остается на усмотрение владельцев.Как производится расчет ГСМ, полезно знать каждому водителю транспортного средства,
Расчет ГСМ по путевым листам в Excel, пример расчета расхода.
Заправляюсь всегда до полного бака, поэтому у меня получается, что очередной заправкой я как бы покрываю уже проеханный километраж (и по.
excelworld.ru > Расход топлива — Мир MS Excel | Калькулятор топлива в Excel (Можно Google docks) — Toyota. Поискал приложение на андроид по расчету расхода — ничего подходящего не нашел.
Одно считает только если полный бак залилЗа 7 минут накидал калькулятор, который устраивает меня по всем параметрам. Представляю на ваш суд! Вот ссыль на скачивание в Excel формате.
drive2.ru > Калькулятор топлива в Excel Программы для расчета расхода топлива автомобиля на. Респект: Учет путевых листов и ГСМ. Программа расчета расхода топлива по путевым листам.