т д рихтерман биография

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста (Т.Д. Рихтерман)

В представленной книге изложены основные методические подходы к формированию у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста представлений о времени. В ней раскрыты особенности ознакомления детей с частями суток и календарем, отражена методика развития чувства времени и понимания отношений временной последовательности. Т.Д. Рихтерман раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, предлагает интересные приемы работы по ознакомление с частями суток на наглядной основе: сначала с использованием картинок, в которых отражена деятельность детей в различные части суток; затем с использованием пейзажных картинок, где дети ориентируются по основным природным показателям (цвет неба, положение Солнца на небосклоне, степень освещенности дня). Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом, рекомендует также интересные приемы работы с использованием этой модели. Как обобщение знаний о времени, автор предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времен. Книга содержит также примерные конспекты занятий по ознакомлению, формированию и закреплению временных представлений.

РИХТЕРМАН Т.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КН. ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТ. САДА. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991. – 45 с.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Основные понятия: время, временная ориентация, модель и моделирование, временной эталон, календарь, «чувство времени».

Необходимо знать: особенности развития временных представлений у детей в разные возрастные периоды; основные направления и приёмы работы, способствующие расширению и углублению практических умений детей по ориентировке во времени.

Необходимо уметь:разрабатывать и конструировать модели временных отношений; подбирать дидактические средства, помогающие перевести абстрактные понятия времени в доступную для детей форму.

1. Время и его особенности.

Понятие времени, восприятия времени, временных эталонов. Физиологические механизмы восприятия временных отрезков и развития «чувства времени». Законы оценки временной длительности.

2. Особенности восприятия времени детьми разного возраста.

Специфические свойства времени и связанные с ними особенности восприятия времени детьми разного возраста.

Роль условных рефлексов и бытовых показателей времени в оценке временных интервало детьми.

Понимание детьми объективности времени и логики временных отношений.

3. Задачи работы по формированию у детей представлений о времени (на основе программы воспитания и обучения).

4. Методика ознакомления дошкольников с частями суток.

Особенности восприятия детьми частей суток.

Приёмы и дидактические средства, используемые в разных группах для развития умения различать, называть части суток и понимать отношения между ними.

5. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с календарём.

Значение этой работы.

Приёмы и дидактические средства, используемые для формирования представлений о календарном годе.

6. Развитие у дошкольников чувства времени.

Значение этой работы.

Содержание и основные приёмы развития чувства времени в дошкольном возрасте.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 19912.

Локоть Н. Объёмная модель: использование её при формировании временных представлений. // Дошкольное воспитание. 1991, №1.

Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели. // Дошкольное воспитание. 1986, №7.

Тихоненко А. Изучение мер времени. // Начальная школа. №1, 1998.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. // Под ред. А. Столяра. – М., 1988.

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.

Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. В.В. Даниловой. – М., 1987.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.

А.В.Белошистая. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

З.А.Михайлова и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии.- М., 1946

А.А.Люблинская. Детская психология. – М., Просвещение, 1971

Восприятие времени человеком опирается на две основы: чувственную, где главная роль принадлежит слуховым и мышечным ощущениям, а так же процессам органической жизни (дыхание, сердцебиение и др.) (И.Сеченов), и на освоение общепринятых эталонов оценки времени, которые выделил человек на основе наблюдений за природой и обозначил словом; слово создает возможность определять различные отрезки времени в принятых мерах, их темп, ритм, последовательность, периодичность.

В восприятии времени различают (С.Л.Рубинштейн): восприятие продолжительности (длительности) явлений в пределах определенного отрезка времени; восприятие последовательности явлений и событий; восприятия быстроты протекания событий. Восприятие времени обусловлено и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных процессов (С.Л.Рубинштейн). Опыты ряда исследователей в этом отношении можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Эмоциональный характер переживания времени зафиксирован в законе эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании; а заполненное событиями с отрицательным знаком в переживании удлиняется (С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии). В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов наблюдаются некоторые возрастные различия: детям и подросткам в большей степени, чем взрослым, свойственна недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: одним свойственно недооценивать временные промежутки (минуту считают истекшей через 13 секунд), другим – переоценивать (минута заканчивается через 80 секунд).

Время – это направленная величина (вектор). Однозначное его определение предполагает не только введение системы единиц измерения (сек, мин, час и т.д.), но и постоянной отправной точки, от которой ведется отсчет. Естественной отправной точкой является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Для преодоления трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требуется принять одну общую систему координат с постоянной точкой отсчета, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления (год, месяц, сутки).

до нашей эры наша эра

«Чувство времени» – способность человека чувствовать временную длительность, оценивать ее и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. В формировании «чувства времени» главную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени и знание мер времени.

Отсутствуют наглядные формы времени. Нет специального анализатора для восприятия времени. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью часов. У зрелого человека восприятие времени есть результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в единую своеобразную систему, действующих как единое целое. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов нет. Восприятие времени легко искажается. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки – вчера. Слова, обозначающие временные промежутки, которые постоянно передвигаются, имеют относительный характер смысла (Сейчас уже завтра или ещё сегодня?)

Условные рефлексы – основа восприятия времени в раннем возрасте, в дошкольном – бытовые показатели (А.А.Люблинская). Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, чувство времени в это время у него связано с кормлением и сном. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка. С 1,5 лет начинается речевое отражение осознанных временных категорий – сейчас, сначала, теперь; причем в этом возрасте ребенок оценивает только временные промежутки настоящего времени. Дети 3-4 лет ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если их жизнь подчинена определенному режиму, то они легко выделяют утро («мы ещё не завтракали»), вечер («за нами скоро придут»), ночь («все спят»). Вскоре к этим показателям добавляются и более объективные природные явления. В речи ребенка появляются глаголы прошедшего и будущего времени.

Очень долго дети не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей. Поэтому, правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности (А.А.Люблинская)

— Мама, когда будет мой день рождения? – Через два дня. – Сколько раз я должен лечь спать? – Три раза. Мальчик 4.4 лег в кровать, три раза «всхрапнул» и заявил, что настал его день рождения.

— Папа, почему ты пришел? Разве уже вечер?

— Мама, сегодня суббота (на самом деле пятница). – Почему? – Потому что мы едем к бабушке.

Дети дошкольного возраста не видят логики временных отношений (А.А.Люблинская). В своих рассказах они часто грубо нарушают последовательность событий, выводя на первый план наиболее значимые для них моменты жизнедеятельности. В их речи наблюдается смешение различных временных терминов, их путаница (сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро, вчера-сегодня-завтра, части суток, дни недели, месяцы года):

— А мы вчера поедем в деревню?

— Почему ты не ешь суп? – А я его завтра ел, в садике.

— Какой сегодня понедельник, четверг или пятница?

— Я уже тогда ещё потом ела.

Показателем возникающего у детей интереса ко времени являются их вопросы (Т.Д.Рихтерман). Результаты исследования Т.Д.Рихтерман дали возможность наметить классификацию детских вопросов по мотивации и по содержанию (было исследовано 66 детей). Подавляющее большинство этих вопросов наблюдается с конца 4-го года жизни (когда проявляется избирательное отношение к миру). В основе вопросов о времени лежит интерес, но он различается по характеру и уровню развитости:

1. эмоциональный интерес, направленный на какое-то событие, явление, объект: «Когда наступит лето? Я хочу ягоды собирать»,

2. эмоциональный интерес, направленный собственно на время: «После субботы будет воскресенье? – Да. – И ты сказала, мы в гости поедем?»

3. познавательный интерес относительно характера развития явлений: «А что будет, если варить яйца 5 минут? А если дольше?», «Когда солнце погаснет?», «Кто раньше родился, ты или я?», «Я буду еще маленький?», «Земля всегда была? Даже когда никакие люди не родились?»

4. познавательный интерес, направленный на познание самого времени: «Сегодня – это завтра, а теперь сегодня?»

5. познавательный интерес, характеризующийся стремлением ребенка проникнуть в сущность явления: «Отчего, когда день кончается, день наступает?».

Таким образом, видно, что временные категории выделяются ребенком в конце второго года жизни; ребенок начинает осознавать, что одни события быстро наступают и быстро проходят, наступление других надо ждать; в начале 3-го года жизни в речи появляются глаголы будущего времени; появляются временные наречия: теперь, сейчас, вчера, потом, завтра, скоро, давно и др.; ребенок начинает осознавать, что события могут идти последовательно; появляется вопрос «Сколько времени?» и «Когда?» (к 2.7-2.9); интерес переносится от событий, тесно связанных с самим ребенком, ко времени, связанному с ближайшими родственниками, затем к более широкому кругу объектов. Характер представлений детей о времени тесно связан с пониманием свойств времени, с овладением временными понятиями, с умением ориентироваться во времени по природным явлениям; с пониманием временных промежутков и умением определять время по часам.

Учить различать контрастные части суток: утро – вечер, день – ночь; затем смежные: утро – день, вечер – ночь.

1. Учить свободно ориентироваться в контрастных и смежных частях суток.

2. Учить выделять последовательность частей суток и правильно определять «вчера», «сегодня», «завтра».

1. Учить последовательно называть дни недели, какой был вчера, сегодня, завтра.

2. Дать представление о сутках.

3. Учить выделять временные отношения (до – после, скоро, давно, было, будет, долго, не долго, быстро – медленно, раньше, позже, сначала, потом, теперь, сейчас).

1. Учить называть месяцы года, знать их последовательность.

2. Продолжать развивать «чувство времени».

3. Учить измерять длительность выполнения различных действий с помощью часов.

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы: объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира; субъективные: а) постоянные – приход в д/с, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.

Дети неравномерно овладевают названиями частей суток. Слова «утро» и «ночь» дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами «утро» и «ночь» дети стремятся называть все части суток. Они соотнесят показатели частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Кроме того, они заменяют названия частей суток называнием видов деятельности (когда мы занимались). У детей отсутствуют представления, связанные с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета «утро», не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос «когда?».

Основная задача: различение частей суток по субъективным показателям: собственная деятельность, опыт.

Приемы : уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток; рассматривание иллюстраций с изображением деятельности детей: «Что дальше?», «Что сначала, что потом»; игры с предметами, картинками «Когда это нужно?»; словесные игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»; чтение художественной литературы…

Основная задача: уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знаний о деятельности взрослых, по объективным показателям; сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.

Приемы: беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток; наблюдение за объективными показателями; рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями; игры с картинками «Когда это бывает?», «Разложи по порядку»; моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия «сутки»; игры с моделями «Продолжи ряд», «Путаница», «Что пропало?», «Угадай по описанию»; формирование понятий «Вчера, сегодня, завтра» на основе фиксации яркого события, оживления его в памяти, рассматривание моделей; словесные игры «Подскажи словечко»; упражнения на уточнение представлений «быстро – медленно», «раньше – позже», «сначала – потом», «давно – скоро», «до – после»; игры – путешествия «В утро»…

Основные задачи: уточнить представление о сутках; сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе. Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени.

Приемы: беседы с детьми с целью выявления имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (сб, вс), каждый день имеет свое название (сегодня …, вчера …, завтра … потом …); чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели, поместить модель в уголок, могут быть цифры или цвет); каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня; через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие «неделя» – 7 дней; игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя, стройся», Какой день пропал?», Что дальше?», «Найди соседей», «Узнай по описанию» (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности); беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней; чтение художественной литературы; моделирование – спираль; расписание занятий по дням недели (в картинках); работа с календарем (значение); развитие «чувства времени»; последовательность событий (лента времени): малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка.

В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что при ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени; систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят с понятиями «вчера, сегодня, завтра»; с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл); с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3); с годом (количество месяцев, цикл). Основной дидактический материал – модель календарного года (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер. Он дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря

Источник

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

т д рихтерман биография

Дата публикации: 24.12.2016 2016-12-24

Статья просмотрена: 2817 раз

Библиографическое описание:

Ефименко, Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. Л. Ефименко, Е. В. Шаталова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 568-570. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37371/ (дата обращения: 21.10.2021).

Необходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (отражая правильно в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Представления о времени у детей затруднены, что связано, по мнению Т. Д. Рихтерман, со специфическими свойствами времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешности в обучении или затормозит это продвижение.

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова, Е. Н. Лебеденко и другие. В частности, Т. Д. Рихтерман выделяет следующие аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера — сегодна — завтра» до более сложных «прошлое — настоящее — будущее» и т. д.); понимание последовательности событий, действий, явлений [6].

Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику дошкольной образовательной организации (ДОО) различных форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.

Моделирование — это «замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна» [5, с.34]; «исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей» [2, с.1213]; «наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений» (А. В. Белошистая) [1, с.67]; «совместная деятельность воспитателя и детей по построению, то есть по выбору и конструированию моделей, которые обеспечивают успешность освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, а также отношениях и связях, которые существуют между ними» (Л. А. Венгер и Н. Н. Поддъяков).

Элементарное моделирование начинается с младшего дошкольного возраста. В этот период ребёнок пытается заменить окружающие его объекты геометрическими фигурами (яблоко — шаром, тарелку — кругом, поднос — овалом и т. д.) и наоборот. Это элементарное кодирование и декодирование информации. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. В частности, такая деятельность организуется при знакомстве с временными эталонами, планом, схемой, что в дальнейшем служит основой для развития теоретического (абстрактного) мышления. С помощью модели можно давать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал. Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.

Модель — это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение [4, с.675].

В научной литературе представлены разнообразные модели, которые могут быть использованы в обучении детей, в частности, модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова), конструированию (Л. А. Парамонова, Б. П. Никитин), для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева) и представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова), для развития временных представлений (Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова, А. И. Фунтикова, А. Д. Давидчук) и моделирования на плоскостных материалах (Г. А. Репина).

Т. Д. Рихтерман раскрыла основные особенности использования плоскостной модели для ознакомления детей с сутками, днями недели, временами года, часами и др. Она создала круговую модель «Круговое движение», которая подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени [6].

Представления о времени дети в дошкольной образовательной организации (ДОО) получают через образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской и др.), в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность и в процессе взаимодействия с семьями дошкольников. В ДОО вся жизнь ребенка подчинена режиму дня, который имеет четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов. Вся работа, проводимая педагогами по ознакомлению детей со временем, должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Для этого можно использовать разнообразные дидактические средства: малые фольклорные жанры; наблюдения за изменениями, происходящими в живой и неживой природе; дидактические игры и упражнения; рассматривание иллюстраций и моделей; чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы) и пр.

В работе с детьми дошкольного возраста широко используются вещественные и графические модели временных эталонов. Например, графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т. п., вещественные модели (макет недели, календарь, механические, песочные и электронные часы, календарь и т. п.).

В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими моделями: части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков, картинок-символов и т. д.

Е. И. Щербакова и А. И. Фунтикова четко сформулировали основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели [10, с.143]. Потому что, с точки зрения Е. И. Щербаковой, плоскостное изображение временных эталонов — в виде замкнутых циклов — искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее. Ею были созданы модели времени, позволяющие выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Эта — объемная модель времени в виде спирали. Так, модель «Дни недели» включала один виток спирали, состоящий из семи отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель «Времена года» отличалась от предыдущей плоскостной значительно большим размером и четырехцветным решением. Данные модели, по мнению Е. И. Щербаковой и А. И. Фунтиковой, помогут педагогам сформировать у детей представления о времени и их основных характеристиках, позволят детям заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть [9].

Опираясь на данную модель «Дни недели», педагог предлагает детям вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра. После чего педагог просит назвать три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети, которые испытывают трудности в этом, могут опереться на модель недели.

Развитие временных представлений решается комплексно в сочетании с другими образовательными задачами, например, усвоение дней недели идет параллельно с порядковый и количественный счет, составом чисел из единиц.

Интересна система обучения ориентировки во времени Р. Чудновой, которая предложила широко использовать картинки и художественное слово (рассказы, пословицы, загадки, стихотворения) для развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года», которые являются символами года и сезонов, при их использовании в сочетании с иллюстрированным материалом автор учитывает возрастные психологические особенности детей [7].

В соответствии с возрастом и реализуемой основной образовательной программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется математическая зона, различными моделями (дни недели, времена года, год, часы, числовые карточки, счетные палочки, измерительные приборы и др.), дидактическими играми («Когда это бывает», «Назови скорей», «Неделька стройся», «Дни недели» и др.) и игры-упражнения «Чья неделя быстрее собирется?». Например, дети с помощью считалки или самостоятельно делятся на три команды по семь человек. Каждая команда получает по семь карточек с моделью дня недели или их названиями. По команде воспитателя или под звук бубна дети бегают по комнате, затем после удара они выстраиваются в ряд, соблюдая последовательность дней недели. Игру можно усложнить, если каждый раз менять день недели («Неделька стройся с вторника (среды, пятницы и т. п.).

Как отмечают многие авторы, содержание развивающей предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться и включать следующие модели для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: графические, вещественные, знаковые и др. [3, с.64].

Следует также включать родителей, законных представителей ребенка, в работу по активизации полученных временных представлений в условиях семьи. Наряду с тематическими консультациями, беседами следует предлагать систему дидактических игр и заданий для детей, включающих разнообразные временные модели, которые родители могут провести дома [8].

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы, связанной с развитием временных представлений у дошкольников. Одним из таких средств их развития является моделирование. Именно с помощью моделей ребенок раскрывает область особых отношений моделей и оригинала, связанного и с развитием временных представлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *