связаны ли понятия путь и цель в жизни печорина

Поиски смысла жизни Онегина, Печорина, Обломова

В чем заключается смысл жизни. Вопрос философский, вечный и неразрешимый. Тем не менее, каждому человеку во все времена приходится в той или иной степени отвечать на него: ставить цели, формировать мировоззрение, делать выбор в соответствие со своими жизненными ценностями… Существуют разные темпераменты, разные характеры, но не было в мире такого человека, который никогда бы не испытывал сомнений, не переживал всю бессмысленность и тщетность собственных усилий, не задумывался над горько-мучительными вопросами: зачем, для чего он пришел в этот мир, к чему всё это.

Богатейшая русская литература 19 века может показать нам массу случаев, как люди, кидаясь от одного к другому, искали смысл своего существования и как, в зависимости от того, находили они его или нет, складывалась их дальнейшая судьба. Можно рассмотреть три значительнейших произведения русской литературы: «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Обломова» Гончарова – и увидеть все многочисленные вариации поиска смысла жизни русскими людьми.

В первую очередь, в данных произведениях можно выделить главных героев, пресловутых «лишних людей»: Онегина, Печорина и Обломова. В контексте поиска смысла жизни это совершенно уникальные, а потому интересные характеры. В отличие от многих других, имеющих хоть какое-то представление о том, чего им хочется, эти трое абсолютно не имеют смысла жизни. Все три персонажа не видят его ни в чем. Все трое пережили многочисленные искания, передумали множество мыслей – и остались ни с чем. Каждый из них пытался найти смысл, но безуспешно. И причина этого одна и та же: несоответствие их стремлений, ожиданий и сил той печальной действительности, в которой им приходилось жить.

Они искренне пытались найти смысл. Быть может, служба на пользу государству и обществу? Но каждый из троих понимает всю бессмысленность такой службы. Онегин вообще за нее не берется, Печорин, хотя и военный, но он не видит ни интереса, ни прока хоть в запутанных дипломатических посланиях, хоть в свисте пуль над ухом во время стычки с горцами. Обломов же настолько слабоволен, настолько не имеет тяги к труду, что не в силах ни сделать карьеру, ни по мере сил творить справедливость на своем рабочем месте. Понятное дело, подобная служба не стала для него смыслом.

Герои пытаются обратиться к духовной деятельности: науке, философии, литературе, даже к поэзии. Печорин, накопив, впрочем, достаточно знаний, охладевает к учению весьма быстро, прекрасно понимая, что в обыденной жизни от всех этих отвлеченный понятий нет никакой пользы и они нисколько не помогут ему. Онегин с интересом принимается за многочисленные книги, читает, переводит, пробует писать свои собственные произведения, но, не видя быстрых результатов своего труда, выдыхается, отговариваясь тем, что ему это всё наскучило. Обломов же учится, словно следуя какому-то тяжелому долгу. Как бы его не интересовала книга, если подошло время сна или обеда, он ее отложит и пойдет заниматься этими, по его мнению, куда более важными делами. В получении образования ему, прямо скажем, не хватило привычки напрягать свой мозг умственной работой, поэтому в его голове скопился архив совершенно не связанных между собой мертвых дел, лиц, эпох, событий. И всё это, сложное, непонятное, Обломов никогда не мог считать целью своей жизни. Он пытался писать стихи, в которых билось живое трепетное чувство, огонь душевных сил, но со временем эти высокие порывы как-то сами собой сошли на нет, не интересуя Обломова, не претендуя на роль цели его существования.

Может, влияние в обществе, роль в свете, балы, театры, развлечения могут стать смыслом жизни Печорина, Онегина и Обломова, точно также как всё это пустое времяпрепровождение стало самоцелью для многих других аристократов 19 века? Но нет. Каждый из троих отбрасывает такую перспективу, хотя и по разным причинам. Онегину эта жизнь, однообразно-пестрая, в которой завтра будет то же самое, что и вчера, безмерно надоедает. Он не может уже танцевать, острить и веселиться, когда болит голова, не может смотреть театральные постановки и не зевать, когда видит, что там показывают откровенную чепуху. Живя этакой бессмысленной жизнью, невозможно не скучать. Печорин же без конца противопоставляет себя обществу, презирает его, вступает в конфликт. Он с негодованием отбрасывает то, чем увлекается люди вокруг него, прекрасно осознавая, что всё это пустая трата времени, ерунда, бесконечный обман, сплетни, интриги. Нет ничего нового и настоящего в жизни света. Какой же из этого смысл жизни. Обломов тоже не признает свет, но по другой, более прозаической причине. Бесконечные выезды, визиты, посещения театра – ведь это такая мука. Нужно прилично выглядеть, острить, отвечать на ненужные вопросы, быть любезным, улыбаться, стараться не уронить себя в глазах общества. А ведь для этого нужно приложить столько сил… До своего знаменитого халата Обломов доходит постепенно, идя по пути сокращения затрат собственной энергии, исключая из этих расходов всё ненужное, в том числе посещение света… Вот поэтому для Ильи Ильича значимая роль в обществе – явно не цель.

Но что же тогда может быть смыслом жизни для этих трех молодых людей. Остаётся лишь один жизненный смысл, впрочем, глубокий и широкий, тот единственный смысл, которого бывает довольно многим людям на Земле. И смысл этот – любовь. Но, кажется, даже на этой широкой стезе, требующей от человека напряжения всех его духовных сил, нет места ни Онегину, ни Печорину, ни Обломову.

Евгений Онегин никогда не тяготился ролью беззаботного повесы, пока не оказался под разрушительным влиянием хандры. Впрочем, даже тоскуя, он сумел оценить по достоинству Татьяну, с её пылкой, простодушной любовью. Он думает, что если бы его пленяли картины семейного счастья, то лучшей спутницы жизни он не смог бы найти. Но проблема в том, что он не знает, чего он хочет, он не видит смысла. А когда же он поумнел настолько, чтобы понять-таки прелесть и нужность семейной жизни, становится уже поздно, и финал «Евгения Онегина» расставляет всё по местам своим реализмом…

Отношения же Печорина с женщинами такие же противоречивые, как и он сам. С одной стороны, он вероломен с ними, как змея, он презирает их. Он манипулирует несчастной, больной Верой, влюбляет в себя княжну Мери, а потом оставляет ее с разбитым сердцем, вырывает Бэлу из привычной ей жизни, ломает ее упорное сопротивление, а потом охладевает к ней, так, как и ожидал. А с другой стороны, Печорин чувствует потребность любить и быть любимым, проявлять искренность и лучшие качества. Его душа, его сердце испытывает это желание, но холодный рассудок не позволяет ему проявлять ни капли человечности, сдерживает путами цинизма от бесполезных, как ему кажется, заблуждений и иллюзий относительно людей. Печорин устремляется за Верой, жаждет бросить на нее хоть последний прощальный взгляд, загоняет лошадь до смерти, а потом едко и грубо высмеивает эту свою погоню за потерянным счастьем… Даже если бы он и хотел, рассудок не позволил бы Печорину сделать любовь к женщине (такую обыденную, ничтожную вещь!) смыслом своей жизни…

Обломов даже в отношениях с женщинами не изменяет себе. Когда он был моложе, он довольствовался поклонением с почтительного расстояния, предпочитая не связывать себя лишними хлопотами. Потом он вообще стал обходиться без их общества, и это ничуть на него не повлияло. Временами ему являются «семейственные» грёзы, где всё, как в родной Обломовке, течёт себе спокойно, чинно, без всяких беспокойств, рядом сидит довольная любящая жена, а по двору бегают дети… Но всё это в такой необозримой дали… Появление Ольги Ильинской вносит немного оживления в жизнь Обломова. Он влюблен, он готов на серьезные жертвы, и он приносит их ради Ольги! Вот он, смысл жизни, такой приятный и близкий. Но что-то потом надламывается, и эта действительность перестаёт казаться Обломову той радужной сказкой, что была вначале. Приходят отрезвляющие сомнения…А стоит ли оно того – ехать в имение, наводить там порядок, выколачивать деньги, жениться вообще. Когда на чашу весов кладут его собственное спокойствие против любви к Ольге Ильинской, спокойствие уверенно перевешивает… А потом Агафья Пшеницына – искренняя, счастливая любовь Обломова – ничуть не спасает его из пустоты «дивана и халата», не придаёт ему нового звучания жизни, а наоборот, окончательно повергает его в пропасть бессмысленности вялого бездеятельного существования…

И Онегина, и Печорина, и Обломова можно объединить. Каждый из них в начале своего жизненного пути был одарен способностями и задатками, которые обещали дать весьма полезные и щедрые всходы, если бы не тлетворное влияние их окружения. Испорченные богатством, чувством собственного превосходства, бездельем, возможностью властвовать над другими, они невольно стали пленниками бессмысленности собственной жизни. Каждый из них был на голову выше своих современников, и они не могли не сознавать это. Все трое отказываются от того, что занимает умы и души людей вокруг. И Онегин, и Печорин, и Обломов прекрасно понимают, чего они не хотят, чего им не нужно. Но что же им нужно – этот вопрос остаётся открытым. Ни один из путей, которым идут люди их круга, не удовлетворяет их.

У Онегина недостаточно терпения, слишком поверхностное отношение ко всему, часто разгорающееся и быстро тухнущее сердце – он не может остановиться на чем-то одном и всеми силами добиваться результата. Онегин не может остановиться ни на каком смысле жизни. У него много разноцветных смыслов, но он понимает, что все они пусты и бесполезны. То есть он всегда будет мелко, поверхностно увлекаться то одним, то другим, а потом быстро остывать и оставаться с чувством скуки, лени и разочарования.

Печорин мог бы найти цель в жизни и упорно следовать ей. У него достаточно воли и душевных сил. Но он слишком занят борьбой с собой, бесконечным противостоянием своих желаний и своих убеждений. К тому же, ему смертельно мешает невероятная гордость. Печорин хочет чего-то – приносить пользу, иметь друзей, любить – но он останавливает себя, не желая, как ему кажется, размениваться по мелочам… Но вместе с тем, он прекрасно понимает, что все его сегодняшние заботы – не больше, чем мелочь. От этого снова рождается неудовлетворенность и противоречие… Добавить к этому непрерывный подноготный самоанализ; бесконечные копания, копания, копания…Без дела, без цели…Что же выходит потом. Он поступает совсем не так, как ему хотелось, а с точностью до наоборот. И это не приносит ему счастья…

Обломов же – раб своего характера и своего воспитания. Быть счастливым, ставить цели, искать смысл жизни, добиваться – один упорный труд. А тот же, кого с самых ранних лет лелеяли, как экзотический цветок в оранжерее, берегли и охраняли от любого проявления «неблагородного» труда, никогда не сможет самостоятельно найти смысл своей жизни, остановиться на нем и идти за его путеводным светом до самого конца. Он будет лишь (если еще не настолько разленился) вальяжно планировать и продумывать все детали, взвешивать за и против, переходить от одной точки зрения к другой. Но это всё слова. Обломову абсолютно всё равно, какой смысл жизни для него предпочтительней: любовь, служба, искусство. Он, не живший, не горевший, перетекающий из одного состояние в другое, попав однажды в вялый, дряблый, но на самом деле такой крепкий плен лени и бездеятельности (дивана, халата, Обломовки, Агафьи Пшеницыной – других вариаций множество), никогда уже не выберется из него, не наделенный той силой, энергией, волей, которые вырабатываются только одной привычкой – привычкой жить.

Источник

Сочинение на тему: Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

Читая роман Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” мы знакомимся с путевыми заметками главного героя и узнаем несколько эпизодов из его жизни. Заметки Печорина полны размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях в обществе, о роли человека на земле и т. д. Мы видим, что этот герой находится в постоянном поиске смысла своего существования и всех живых существ. Его цель понять, к чему он идет и зачем.

К сожалению, он так и не находит ответов на эти вечные вопросы, но открывает для себя много нового, пребывая на Кавказе.

Хотя будет неправильно сказать, что их много. Это человек глубинный, замкнутый и противоречивый. У него своя мораль по поводу любых жизненных вопросов. Он довольно проницательный и любые человеческие пороки тут же бросаются ему в глаза.

Не оттого ли, что он

Пройдя через столько огорчений, он невольно начинает задумываться о своих ошибках и проступках.

В последней главе он обращает внимание на предопределение судьбы. Не зря она называется “Фаталист”. Проходя службу в казачьей станице, он становится свидетелем смерти одного из офицеров, который наугад выстрелил себе в висок и выжил, а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера.

Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) печать смерти и предупредил его об этом, но тот не стал слушать. Верно заметил штабс-капитан, так видно на роду у того было написано. С тех пор, Печорин стал чаще задумываться, быть ли ему фаталистом или нет.

Related posts:

Источник

1.Каким образом показывает Лермонтов актуального пути Печорина и цели?2.Связаны ли эти

1.Каким образом указывает Лермонтов жизненного пути Печорина и цели?
2.Связаны ли эти понятия жизни Печорина?
3. Кто виноват в этом?
4.В чём причина отсутствия связи между этими понятиями?
5. В каких эпизодах Лермонтов указывает эту связь?
6. Какие свойства Печорина мешают ему на актуальном пути?
7. каков результат актуального пути Печорина?
8. животрепещущи ли эти понятия (путь цель) для каждого из нас?
9. В чём животрепещуща?

связаны ли понятия путь и цель в жизни печорина

Печорин это сложная, многогранная личность. Он умен, бдителен, остроумен, умеет привлечь к для себя внимание и вызвать у окружающих энтузиазм. Но в сообществе он все же является излишним человеком. Возможно, тому виной его безмерный эгоизм, вероятно, он думает по другому, не так, как другие. Печорин осознает порочность аристократического общества, к которому принадлежит. Это гложет его, но поменять закоренелый порядок он не в мощах. Ни одна из привязанностей этого героя не просуществовала длинно. Друзья и влюбленные в него дамы очень прытко надоедали Печорину. Ему становилось скучновато и он от них уходил. Такое пренебрежение не может никому понравиться, поэтому все от него в итоге отвернулись. В молодости Печорин увлекся светской жизнью, но она живо ему надоела. Позже он все время будет искать собственный смысл жизни, энтузиазм, но напрасно. Происшествия складываются таким образом, что ему приходится бездействовать и тем самым подавлять собственный громадный потенциал. Автор противопоставляет собственного героя обществу и указывает, что воплотить свои порывы, раскрыть себя и самореализоваться ему не просто трудно, а фактически невозможно. Это приводит к тому, что Печорин становится добронравным калекой. Он прохладный и равнодушный ко всему и всем. Герой ведает, как в детстве все окружающие лицезрели в нем признаки отрицательных качеств, которых на самом деле не было. Но это подтолкнуло в нем их зарождение и развитие. Видимо, теснее тогда было положено начало его высоконравственного упадка. Катастрофа Григория Печорина состоит в его несоответствии окружающей среде, его умственном преимуществе над ней, его бесплодных поисках собственного назначения и смысла жизни. Он мог бы многого достигнуть и сделать мир превосходнее, но попусту растратил себя, не обретя ни счастья, ни гармонии.

Источник

Сочинение на тему: Жизненный путь Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

­Жизненный путь Печорина

В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов создал портрет своего современника со всеми присущими тому времени пороками и добродетелями. Из хороших качеств Печорина мы можем сразу выделить силу воли и способный ум, а из плохих – противоречивость, эгоизм и цинизм. Главный герой произведения хоть и находится в молодом возрасте, но уже повидал много несправедливостей и неразберих на своем пути. Он глубоко разочарован в людях, в жизни и немного в себе.

Со временем это чувство в нем только крепнет и усугубляется.

Отчего же такая зрелость не соответствующая годам, такая грусть во взгляде и такое недоверчивое отношение к людям? Григорий живет по своим правилам, полагая, что настоящей любви человек не достоин и не достигнет. Счастье ему представляется ущербным, не возвышенным, каким должно быть.

В отношениях с женщинами он стремится всецело властвовать над их волей и сердцем, а в отношениях с друзьями неизменно проявляет холод и равнодушие, отчего в итоге остается один. Печорин

И то и другое будет ложно”.

Для того чтобы еще больше открыть характер этого героя Лермонтов дает подробное описание его внешности. Герой был недурен и очень нравился женщинам. Он был среднего роста, стройный и с широкими плечами.

У него была небрежно-ленивая манера ходить, и он никогда не размахивал руками, что указывало на скрытный характер. Его лицо особо ничего не выражало, и только глаза содержали тяжелый взгляд. О неординарности характера говорят темные брови и усы на фоне светлых волос. С другой стороны, это считалось признаком породы.

Печорин постоянно находиться в пути: он куда-то едет, что-то ищет. На Кавказе он оказался случайно, был командирован из Петербурга за какой-то нелестный поступок.

В горной крепости он знакомится с Бэлой и Максим Максимычем, в Тамани с ундиной и контрабандистом Янко, на лечебных водах в Пятигорске с Лиговскими и доктором Вернером, в одной из казачьих станиц с офицером-фаталистом. Однако никого этот герой не подпускает в свою душу. Даже преданная Вера стольким пожертвовавшая ради него и искренне полюбившая все его сумасбродства, ушла из его жизни. Можно сказать, что это самая главная женщина в его жизни, так как он водил с ней дружбу еще с юности и, казалось бы, любил.

Но, как показало время, и она ему была не нужна. Одним из самых лучших друзей в его жизни является штабс-капитан Максим Максимыч. Этот человек сумел не разочароваться в Печорине даже после его подлого поступка в отношении Бэлы, но и этого Печорин не оценил.

Related posts:

Источник

Связаны ли понятия путь и цель в жизни печорина

связаны ли понятия путь и цель в жизни печорина

Образ пути – это символический образ. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова – это жизнь отдельного человека, Григория Александровича Печорина. Печорин принадлежит к поколению интеллигентов 30-ых годов 19 века.

М.Ю.Лермонтов видел в своем герое пример того, какими становятся умнейшими благородные люди, не нашедшие своего пути и предназначения.

В начале романа мы видим, чем отличается Печорин от большинства своих современников. Это сила и независимость характера, острый ум, наблюдательность, способность оценивать мир по-своему. Речь его полна метких афоризмов, богата и содержательна. Печорин критически относится к ценностям, которые другими принимаются на веру. В этом он близок автору. Высокая культура, образованность, широкий кругозор героя приближают его к передовым людям своей эпохи. Печорин не выносит пошлости, мелочности стремлений светской молодежи, и стоит, безусловно, выше окружающей его среды. Он презирает свет, так как видит, что в нем не ценят ум, знания, передовые взгляды. Зато в нем блаженствуют самолюбивые посредственные люди. Герой сам не чувствует своего высокого предназначения и не перестает задавать себе вопрос: «Зачем я жил, для какой цели я родился?». Стремление к борьбе, отказ от маленького благополучия во имя больших, хотя и неясных целей, вызывают симпатию к герою. Печорин сравнивает себя с матросом, который сжился с бурями и битвами, который не устает ждать, не мелькнет ли вдали «желанный парус». Известно, что в творчестве Лермонтова парус символизирует стремление к свободе. Критик Белинский отмечал достоинство Печорина: «Вечно гоняется он за жизнью».

Путь духовных исканий Печорина заставляет задуматься об истинных ценностях жизни, об ее смысле. С другой стороны, Печорин демонстрирует нам, что быть честным, не делать подлостей, не тратить свои душевные силы на восхождение по служебной лестнице – это значит достойно прожить свою жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *