святые отцы о промысле божием в жизни человека

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий – непре­стан­ное про­яв­ле­ние в мире все­бла­гой, все­пре­муд­рой и все­мо­гу­щей воли Божией, непре­стан­ное дей­ствие Божье, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира, все обра­ща­ю­щее ко благу, направ­ля­ю­щее к веч­ному спа­се­нию чело­ве­че­ство в целом и каж­дого чело­века в отдель­но­сти. (Зна­че­ние слова про­мы­сел, обо­зна­ча­ю­щего ремесло или вид ремесла, напри­мер, народ­ный про­мы­сел, не сле­дует путать со зна­че­нием слова «Про­мысл» (Божий)).

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Если ты хочешь знать Божий Про­мысл, опре­дели, каков твой хри­сти­ан­ский долг в той ситу­а­ции, в кото­рой ты сего­дня нахо­дишься.

Бог про­ви­дит и участ­вует в жизни людей, но часто не вме­ши­ва­ется в нашу жизнь види­мым обра­зом, чтобы наша сво­бод­ная воля могла осу­ществ­лять доб­ро­воль­ный выбор. Про­мысл Божий озна­чает, что на каждом этапе нашей жизни Гос­подь постав­ляет нас в такие усло­вия, при кото­рых мы могли бы сде­лать сво­бод­ный выбор в пользу добра, правды, спра­вед­ли­во­сти и через это вос­хо­дить к Небес­ному Отцу. Впро­чем, глу­бины Про­мысла Божия непо­сти­жимы для огра­ни­чен­ного чело­ве­че­ского рас­судка, так что, зная о Про­мысле Божием, мы не спо­собны постичь его в полной мере.

Ложные учения о Про­мысле Божьем:
1. Язы­че­ское пред­став­ле­ние о пред­опре­де­лён­ной судьбе как фатуме.
2. Дуа­лизм – борьба рав­но­вес­ных добра и зла.
3. Каль­ви­низм и ислам счи­тают, что Бог зара­нее пред­опре­де­лил одних к вечной жизни, других – к смерти.

Чело­веку свой­ственно упро­щать про­мысл Божий: сужать его до одного собы­тия, про­еци­ро­вать на себя и на насто­я­щее время. Но Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он обла­дает пол­но­той веде­ния. Любое собы­тие может быть звеном боль­шой цепи, охва­ты­вать многих людей и иметь послед­ствия на сотни лет.

Мы видим один-два-три эле­мента «пазла» миро­вой исто­рии, а Творец — всю кар­тину и одно­вре­менно.

Один отшель­ник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Про­мысла, и нало­жил на себя пост. Когда он отпра­вился к одному вда­леке жив­шему старцу, ему явился в образе инока Ангел и пред­ло­жил быть спут­ни­ком. К вечеру они оста­но­ви­лись на ночлег у одного бла­го­че­сти­вого мужа, кото­рый пред­ло­жил им пищу на сереб­ря­ном блюде. Но вот удив­ле­ние! Тотчас после тра­пезы спут­ник старца взял блюдо и бросил его в море.

Пошли далее и на другой день оста­но­ви­лись у дру­гого бла­го­че­сти­вого мужа. Но опять беда! Когда отшель­ник со спут­ни­ком стали соби­раться в путь, при­няв­ший их привел к ним мало­лет­него сына своего, чтобы бла­го­сло­вили его. Но вместо бла­го­слов­ле­ния спут­ник, кос­нув­шись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отча­я­нии не про­из­несли ни слова. На третий день они при­юти­лись в полу­раз­ру­шен­ном доме. Старец сел вку­сить пищи, а его спут­ник сна­чала разо­брал стену, а потом снова заде­лал ее. Тут старец не вытер­пел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты дела­ешь? Тре­тьего дня у доб­рого чело­века блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сего­дня поправ­ля­ешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблаз­няйся о мне. Я Ангел Божий. Первый чело­век, при­няв­ший нас, бого­угодно посту­пает, но блюдо то при­об­ре­тено было им неправ­дою, потому я и выбро­сил его, чтобы не поте­рял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страш­ный злодей. Хозяин дома, где мы оста­но­ви­лись, чело­век без­нрав­ствен­ный, лени­вый и оттого обни­щал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и попра­вил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Воз­вра­тись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так гла­го­лет Дух Святой: «суды Гос­подни – неве­домы чело­ве­кам». Посему и ты не испы­ты­вай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорб­ное, и недо­стой­ное; но одно – по бла­го­во­ле­нию, другое – по домо­стро­и­тель­ству, третье – по попу­ще­нию. И по бла­го­во­ле­нию, – когда живем доб­ро­де­тельно, ибо угодно Богу, чтобы про­во­дили мы жизнь без­греш­ную, жили доб­ро­де­тельно и бла­го­че­стиво. По домо­стро­и­тель­ству, – когда, впадая в ошибки и погре­шая, бываем вра­зум­ля­емы; по попу­ще­нию же, – когда и вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­емся.

Бог бла­го­во­лил, чтобы чело­век спасся, как и ангелы взы­вали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:14 ). Опять домо­стро­и­тельно Бог вра­зум­ляет нас согре­ша­ю­щих, чтобы не были мы с миром осуж­дены, как гово­рит апо­стол: Судими от Бога нака­зу­емся, да не с миром осу­димся ( 1Кор.11:32 ). И несть зло во граде, еже Гос­подь не сотвори ( Амос.3:6 ), таковы: голод, язвы, болезни, пора­же­ния, брани; ибо все это служит к очи­ще­нию греха, кото­рые или не хотят жить без греха, или вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­ются, но пре­бы­вают во грехе, как напи­сано: ослепи Бог очи их и ока­ме­нил есть сердца их ( Ин.12:40 ); и: пре­даде их в неис­ку­сен ум, то есть, попу­стил их сво­боде тво­рити непо­доб­ная ( Рим.1:28 ); также: оже­сто­чая оже­сточу сердце Фара­о­ново ( Исх.4:21 ), то есть, попущу оже­сто­читься за непо­кор­ность его.

Про­мысл Божий

Можно ли срав­ни­вать пра­во­слав­ное учение о про­мысле Божьем с поня­тием чело­ве­че­ской судьбы? Об этом мы сего­дня пого­во­рим с кан­ди­да­том бого­сло­вия, пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Гле­бо­вым.

К: Отец Алек­сандр, что же такое – про­мысл Божий?

А: Раз­го­вор о про­мысле Божьем откры­вает очень важную тему – тему ответ­ствен­но­сти Бога за свое тво­ре­ние. Вот мы обычно гово­рим о своей ответ­ствен­но­сти перед Богом, о том, что нам при­дется дер­жать перед Богом ответ. Такое поня­тие, как про­мысл Божий, гово­рит об ответ­ствен­но­сти Бога за род чело­ве­че­ский и за сотво­рен­ный Им мир. Есть такое рели­ги­озно-фило­соф­ское учение, кото­рое назы­ва­ется «деизм» – в нем поня­тие про­мысла Божия отсут­ствует! Деизм гово­рит о Боге как о творце мира, но не гово­рит о Боге как о про­мыс­ли­теле мира. Да, Бог сотво­рил мир, Бог сотво­рил чело­века, наде­лил чело­века разу­мом, сво­бод­ной волей и как бы отстра­нился от вся­кого уча­стия в даль­ней­шей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире про­ис­хо­дит. Почему я упо­мя­нул о деизме? Потому что сего­дня многие люди, может быть даже сами того не осо­зна­вая, раз­де­ляют именно такую точку зрения. Они видят в твор­че­ском акте Бога обос­но­ва­ние бытия этого мира, потому что пред­ста­вить себе, что вот этот мир, столь разумно устро­ен­ный, столь сложно орга­ни­зо­ван­ный, раз­ви­ва­ю­щийся по каким-то опре­де­лен­ным зако­нам, возник просто сам по себе из ничего. Пред­ста­вить такое для многих людей довольно про­бле­ма­тично. Но в то же время они не видят какого-то разум­ного при­сут­ствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много неспра­вед­ли­во­сти, люди болеют, стра­дают, уми­рают. То есть, с одной сто­роны, они при­знают, что Бог сотво­рил мир, потому что этот мир как тво­ре­ние пре­кра­сен и разумно устроен, но, в тоже время, они отка­зы­ва­ются при­знать про­мысл Божий, потому что то, что про­ис­хо­дит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хао­тично.

В хри­сти­ан­ском откро­ве­нии такие поня­тия, как Бог-творец и Бог-про­мыс­ли­тель, нераз­рывно свя­заны между собой, потому что само реше­ние Бога о тво­ре­нии мира при­ни­ма­лось нераз­рывно вместе с Его реше­нием о спа­се­нии этого мира. Вот это дву­еди­ное реше­ние Бога о спа­се­нии и о тво­ре­нии мира полу­чило назва­ние «Пред­веч­ный совет Святой Троицы». Пред­веч­ный – значит до вре­мени, до века сего, до тво­ре­ния мира. И этот пред­веч­ный совет совер­шенно гени­ально изоб­ра­зил пре­по­доб­ный Андрей Рублев на своей иконе, кото­рая так и назы­ва­ется – «Троица». Поскольку Бога в Его тро­ич­но­сти невоз­можно не только изоб­ра­зить, но и даже как-то пред­ста­вить, то в пра­во­слав­ной тра­ди­ции Святая Троица изоб­ра­жа­ется в виде трёх Анге­лов, кото­рые были явлены Авра­аму у дуба Мам­врий­ского. Но руб­лев­ская Троица опи­сы­вает не этот исто­ри­че­ский эпизод, когда три Ангела пришли к Авра­аму и воз­ве­стили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет един­ствен­ный воз­мож­ный упо­ми­на­е­мый в Библии образ Святой Троицы и напол­няет его не исто­ри­че­ским содер­жа­нием, а дои­сто­ри­че­ским, пред­веч­ным, он как бы изоб­ра­жает вот этот совет пред­веч­ной Святой Троицы. Три Ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше вид­не­ется голова жерт­вен­ного живот­ного и Ангелы смот­рят друг на друга, как бы сове­ту­ясь, сове­ща­ясь между Собой, кто из Них станет вот этой жерт­вой – Агнцем Божиим. И когда при­ни­ма­ется реше­ние, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жерт­вой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого при­ни­ма­ется реше­ние о тво­ре­нии самого мира, то есть про­мысл Божий как бы пер­ви­чен, а акт тво­ре­ния – вто­ри­чен.

К: Как соот­не­сти чело­ве­че­скую сво­боду и про­мысл Божий, ведь чело­век сво­бо­ден и может делать все, что хочет? Как рас­по­знать, что про­ис­хо­дит в резуль­тате наших дости­же­ний и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–К: Вы ска­зали, что многие люди отка­зы­ва­ются при­зна­вать Божий про­мысл, потому что не видят разум­ного дей­ствия Бога в мире, но с этим невоз­можно не согла­ситься, потому что в мире много стра­да­ний, люди делают что хотят, они совер­шают пре­ступ­ле­ния и Гос­подь их не оста­нав­ли­вает. Другие, про­ходя через испы­та­ния, просят Бога о помощи, но Гос­подь не часто их слышит, а если слышит, то только уси­ли­вает эти испы­та­ния. Как сов­ме­стить любовь Бога к своему тво­ре­нию, Божий про­мысл о мире с реаль­но­стью, кото­рая про­ис­хо­дит вокруг нас?

А: То, что каса­ется бла­го­сти Божией и зла, кото­рое при­сут­ствует в мире, то обычно по этому поводу выска­зы­вают два сооб­ра­же­ния. Первое – это то, что зло можно уни­что­жить только с его носи­те­лем, то есть с чело­ве­ком, ну а Бог как раз по своей бла­го­сти хочет исправ­ле­ния чело­века, его пока­я­ния, а не его смерти. Мы же с вами обра­ща­емся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не назы­ваем Бога ни судьей, ни про­ку­ро­ром, ни зако­ном, ни спра­вед­ли­во­стью, мы назы­ваем его отцом. И вот, если пере­не­сти наши отно­ше­ния с Богом на внут­ри­се­мей­ные отно­ше­ния, если ребе­нок чем-то про­ви­нился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уни­что­жает? Даже если ребе­нок болен, даже если ребе­нок рас­про­стра­няет вокруг себя зло, даже если этот ребе­нок вырос и стал пре­ступ­ни­ком. Да, его осудит обще­ство, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец отно­сится к своему ребенку не с пози­ции юри­ди­че­ского закона, даже не с пози­ции закона спра­вед­ли­во­сти, он к нему отно­сится с пози­ции закона любви. Вот то же самое про­ис­хо­дит в наших вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Соб­ственно, почему Гос­подь терпит зло, и до какого момента это будет про­дол­жаться, Он пояс­нил довольно ясно, когда рас­ска­зал притчу о пше­нице и пле­ве­лах. Ну и второе сооб­ра­же­ние: раз уж в мире суще­ствует зло, то Гос­подь обо­ра­чи­вает его ради спа­се­ния людей, для исправ­ле­ния людей заблу­див­шихся, греш­ных людей и для укреп­ле­ния веры и испы­та­ния пра­вед­ни­ков. Это было хорошо под­ме­чено Гете во фразе Мефи­сто­феля, в извест­ной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совер­шает благо». Дьявол сеет зло, но Гос­подь исполь­зует это зло, как горь­кое лекар­ство, для спа­се­ния людей и тем самым обра­щает зло во благо.

Но, в общем и целом вот этот вопрос, кото­рый Вы мне задали, я, навер­ное, не оши­бусь, если скажу, что с апо­ло­ге­ти­че­ской точки зрения – это, конечно, самый слож­ный вопрос. Есть в бого­сло­вии попытка раз­ре­ше­ния этого вопроса, кото­рая полу­чила назва­ние «Тео­ди­цея», что значит «оправ­да­ние Бога». Нам это назва­ние тоже может пока­заться стран­ным, потому что ведь мы ищем оправ­да­ния у Бога, а здесь мы гово­рим о том, что Бога надо оправ­ды­вать. Бога, дей­стви­тельно, иногда при­хо­дится оправ­ды­вать, но вот я при­веду такой пример, кото­рый хорошо изве­стен, навер­ное, каж­дому свя­щен­нику. Напри­мер, при­хо­дит в храм мать и гово­рит, что у неё умер ребе­нок. Вот она под­хо­дит к свя­щен­нику и задает ему при­мерно сле­ду­ю­щий набор вопро­сов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребе­нок хуже других, и какое пре­ступ­ле­ние они совер­шили? Как вообще можно понять вот это дей­ствие Бога, кото­рый отнял у неё ребенка и обрек её на такие стра­да­ния, сломал ей жизнь?» Свя­щен­ник, конечно, пыта­ется как-то уте­шить этого чело­века, хотя ни о каком уте­ше­нии здесь гово­рить невоз­можно, но и в то же время он пыта­ется как-то защи­тить Бога, оправ­дать Его дей­ствия, чтобы этот чело­век веру не поте­рял. Дру­гими сло­вами, это попытка согла­со­вать между собой все те про­ти­во­ре­чия, о кото­рых Вы упо­мя­нули в вашем вопросе: что Бог дей­стви­тельно есть любовь, что его про­мысл направ­лен ко благу людей. Все эти поло­же­ния под­вер­га­ются очень серьез­ным сомне­ниям, ведь абсо­лютно каждый чело­век, с очень разной сте­пе­нью воцер­ко­в­лен­но­сти, вообще рели­ги­оз­ного чув­ства, зада­вался подоб­ными вопро­сами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожа­лел ради спа­се­ния этого мира и, если Он все­мо­гу­щий, то где про­яв­ле­ние этого все­мо­гу­ще­ства и любви в нашем мире. А ведь иногда совер­шенно невин­ные люди про­хо­дят через такое гор­нило стра­да­ний, что просто в силу ужаса про­ис­хо­дя­щего при­нять это как благую волю Божию, как некое добро не пред­став­ля­ется воз­мож­ным. И вот тогда люди соот­но­сят то, что про­изо­шло и про­мысл Божий, у них оста­ется не много вари­ан­тов ответа. Либо Богу дей­стви­тельно нет до нас ника­кого дела и все рас­сказы о его любви сильно пре­уве­ли­чены, либо Он не обла­дает все­мо­гу­ще­ством, Он просто вынуж­ден бес­сильно смот­реть, как в мире цар­ствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о стра­да­нии невин­ного, о стра­да­нии пра­вед­ника мы нахо­дим в Новом завете, в стра­да­нии в смерти невин­ного Христа. Если чело­век опре­де­ляет для себя вечное спа­се­ние как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем пра­вед­но­сти и путем свя­то­сти, то это будет крест­ный путь, только крест­ный, ника­кого обход­ного пути не суще­ствует! Это будет узкий путь и тесные врата, веду­щие в Цар­ство Божие. И ведь Гос­подь никого не обма­ны­вает, Он не дает ника­ких ложных обе­ща­ний! Каждый, кто читал Еван­ге­лие, у него должны отпасть вся­че­ские иллю­зии отно­си­тельно того, что значит сле­до­вать за Хри­стом. Гос­подь совер­шенно ясно гово­рит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем пра­вед­нее чело­век, тем силь­нее его духов­ная жизнь, тем тяже­лее ему будет этот крест. И если чело­век осмыс­ленно при­ни­мает Таин­ство Кре­ще­ния, то он должен пони­мать, что он тем самым изъ­яв­ляет жела­ние раз­де­лить земную судьбу Христа. Не только Его веч­ность, не только Его Вос­кре­се­ние, а Его земную участь. Ну, а как Гос­подь закон­чил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Источник

О путях Промысла Божия в жизни человеческой

«Господи упование мое от юности моея.
В Тебе утвердился от утробы, от чрева матере моея.
Ты ecи мой покровитель: о Тебе пение мое выну»
(Пс. 70, 5–6).

Святой Давид находился некогда в одном из злополучных состояний. Лютые враги окружили его, как пчелы сот; стрелы бедствий проникли до души его; он сделался предметом поношения для всех знаемых; силы его истощились; Сам Господь, благодеявший Давиду, удалился от него, состояние ужасное!

Но праведник не изнемогает! Не находя утешения в настоящем, он обращается к прошедшему; приводит себе на память многоразличные события, с ним случившиеся; проходит мыслию все возрасты своей жизни; восходит к ее началу; ищет Господа» от него удалившегося, по всем следам бытия своего.

И вот мрак рассеивается! Промысл, не зримый в настоящем, открывается в прошедшем; верующий страдалец видит, что Господь не раз подвергал его великим и лютым бедам, но всегда спасал от них, что чем горче бывала чаша искушений, тем большею всегда вознаграждалась сладостию.

Естественная вера научает нас, что Промысл управляет жизнью каждого человека; а Евангелие уверяет, что без воли Отца Небесного не может упасть с главы нашей ни одного волоса (Лк 12, 7). Но много ли людей, кои, быв принуждены, подобно Давиду, обратиться к прошедшей жизни своей, подобно ему, могли бы находить в ней утешительные следы Промысла, им благодеявшего? Напротив, между христианами есть немалое число даже таких, для коих собственная жизнь служит источником сомнений о Провидении. Почему же не находят многие в своей жизни Промысла Божия, когда Он, по неложному учению веры и разума, управляет жизнью каждого?

Предмет сей стоит, как сами видите, самого внимательного исследования: ибо, не умея находить в своей жизни следов Промысла, мы чрез сие самое лишаем себя величайшего утешения среди страданий, и произвольно подвергаемся унынию, а иногда и отчаянию. Итак, посвятим настоящие минуты на размышление о путях Промысла Божия в жизни человеческой.

Особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом

Пути Божии вообще таинственны: ибо отстоят от путей наших, как небо от земли (Ис. 55, 9): но особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом. Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Творец Премудрый, чтоб не нарушить сего преимущества, управляет судьбою нашею невидимо и неприметно. С нами в сем отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспитатели скрывают иногда свое присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле.

Свойство нашей жизни весьма много благоприятствует такой сокровенности Промысла. Ибо что есть жизнь наша? Это непрестанно развивающийся свиток, наполненный множеством письмен, коего одна часть всегда сокрыта. Мы часто не в состоянии понимать хорошо смысла букв, нами же начертанных; тем менее способны замечать те, так сказать, поправки кои делаются в ней невидимою рукою Промысла. Что есть жизнь наша? Это непрестанно увеличивающаяся ткань, в состав коей входит бесчисленное множество разнородных нитей, коей поверхность видна всякому, а основание – никому. Для нас трудно определить, каким образом сии нити, при всей их разнородности, сочетаются в один состав; тем труднее указать, как невидимый перст всемирного Художника производит в сей ткани новые изображения и виды. Что есть жизнь наша? Это совокупность бесчисленных и разнородных явлений, кои, подобно одушевленным теням, движутся вокруг нашего сознания, поражают чувства, занимают воображение, питают рассудок, радуют или печалят сердце и вскоре исчезают, оставляя слабый след в памяти. Все мы зрители и участники сего зрелища; но еще ни один мудрец не открыл, как оно происходит.

При таковой таинственности собственной нашей жизни чего необходимо требуется от тех, кои желают видеть в своей жизни следы Промысла? Требуется, во-первых, постоянного и строгого внимания к своей жизни и Промыслу Божию, во-вторых, – верного и чистого взгляда на жизнь и на Промысл. Это главные и необходимые условия: ибо и тот, кто мало смотрит, и тот, кто худо смотрит, равно – или ничего не видят, или видят весьма мало, или превратно. Сии-то необходимые условия чаще всего и остаются без исполнения.

В самом деле, сколько людей, кои совершенно невнимательны к своей жизни! Подобно беспечным плавателям, они довольны, что корабль их жизни плывет по бурному потоку времен, не принимая труда знать, как он переменяет свое направление, какими пользуется ветрами, в какие должен заходить пристани, – не угрожает ли ему опасность, нет ли где повреждения. Можно было бы подумать, что сии люди во всем положились на Промысл, как плаватели полагаются на опытного кормчего, и оттого так беспечны. Нет, они нимало не думают о Боге, не думают даже и о самих себе: механическое исполнение известных дел, увеселения, связи, игры – вот их занятие! Пример, привычка, пристрастие, своенравие – вот их правила! Знание понаслышке некоторых истин веры, присутствие, по случаю или необходимости, при совершении небольшого числа священных обрядов – вот их религия! Судите сами, можно ли ожидать, чтобы такие люди находили в своей жизни следы Промысла?

«Но есть, – скажет кто-либо, – люди весьма внимательные, кои со всем усердием детей желали бы видеть и лобызать отеческую десницу Промысла; однако же лишены сего счастья». Действительно, есть такие люди; но в отношении к ним существуют и другие причины: можно сказать утвердительно, что в таких людях недостает благовременного, верного и чистого взгляда на Провидение.

И, во-первых, когда большею частью обращаются к путям Промысла и ищут в них утешение? Когда поражены каким-либо бедствием, когда ни в ком и ни в чем на земле не находят отрады, когда ум смущен, чувства помрачены, сердце подавлено скорбью. То есть те минуты, в которые нередко забывают самих себя, которые почитаются неспособными к размышлению о вещах обыкновенных, те самые минуты избирают для размышления о путях Промысла! Справедливо, что во время скорби для нас нужнее, нежели когда-либо, утешительная уверенность в Провидении; но столько же несомненно и то, что мы тогда бываем менее всего способны идти по следам Провидения. Много ли Давидов, кои, находясь среди огня искушений, сохранили бы всю веру, могли бы оставаться спокойными созерцателями отеческой любви Божией и тогда, когда она скрывается под видом гнева и правды? Святое искусство сие есть плод долговременной опытности; мы не имеем его и между тем отваживаемся на то, что возможно и полезно для одних опытных.

Заблаговременно должно приучить себя находить утешение в Промысле

Нет! Заблаговременно должно приучить себя находить утешение в Промысле. Когда ум светел, чувства легки, сердце мирно, тогда надобно размышлять о своей жизни и научаться из нее судьбам правды Божией. Таковые минуты, большею частью, следуют за усердною молитвою: посему молитва должна служить, так сказать, приступом к сим размышлениям. Кто приобретет в сем святом деле навык, тот, подобно Давиду, не падает и среди искушений. А без сего, во время бедствий, лучше искать утешения от других, нежели полагаться на собственное размышление о Боге и Его Промысле.

Каким еще желают видеть действие Промысла в своей жизни? Обыкновенно более или менее чудесным: все естественное, простое, всеобщее, предварительно исключают из круга сих действий. Как будто бы область Провидения небесного состояла из одних чудес и чрезвычайностей! … Что за нужда, каким образом оказана нам помощь: послан ли с неба Ангел или благотворительный человек? Довольно, если мы спасены. Израильтяне, умиравшие от жажды, ужели бы не должны были благодарить Бога, если бы Он, не изводя из камня воду, указал им оную среди камней? В птицах небесных, в лилиях полевых – все естественно, однако же Спаситель представляет их разительным примером отеческого попечения Божия о тварях и человеке (Мф. 6, 26,28).

святые отцы о промысле божием в жизни человека

Подобно оным израильским старцам (Исх. 24, 10), будем довольны, если нам дано будет увидеть в приключениях нашей жизни хотя малые следы Бога, нам благодеющего, а беседовать с Ним лицом к лицу предоставим – Моисеям и Давидам. Господь и так сотворил для всех нас много чудес: извлек нас из ничтожества, искупил кровию Сына Своего, освятил Духом Святым, – и за сии чудеса мы еще ничем не заплатили. Одно только чудо, коего мы должны ожидать в жизни от Господа и коего Он ожидает, может быть, от нас, – это исправление нашего сердца, обновление нашей жизни, духовное воскресение. Вот сего чуда, если не найдет кто в своей жизни, – то горе ему, горе!

Засеявши сами тернами путь к блаженству, мы не должны роптать

В каких еще приключениях наиболее ищут следов Промысла? В счастливых или несчастных? Но что и спрашивать? Несчастия вообще представляют чем-то мрачным и ужасным, о чем всего лучше не говорить и не мыслить. Много – если почитают их действиями правосудия Божия, наказующего наши неправды; а чтобы они могли составлять дар любви Божией, – это не приходит и на ум. Правда, что Отцу Небесному, Который есть самая Благость, всего приличнее было бы открывать Промысл Свой одними благодеяниями. Но что делать, когда мы все поражены лютым недугом? Милосердый Врач, по самой любви Своей, употребляет горькие вещества. Что делать, когда мы своевольны, стремимся часто на собственную погибель? Мудрый Пестун, по самому усердию к нашему благу, запинает стопы безрассудных детей, дабы не пали в бездну. Посмотрим на вселенную: в ней не только солнце, луна и звезды поведают славу Божию; но и голод и холод, и огнь и дух бури (Пс. 148, 8), по замечанию св. Давида, прославляют имя Божие. То же и в нашей жизни: что нам кажется тяжким, прискорбным, то самое может быть прямым действием Промысла Божия о нас, орудием славы Его в нас и нашего благоденствия. … Прошло то время, когда мы все были созданы на одни радости, введены для обитания в рай сладости: засеявши сами тернами путь к блаженству, мы не должны роптать, если Промысл ведет нас сим путем; слава Ему и благо нам, если, по крайней мере, мы не совращаемся с него. Пусть стопы наши обливаются кровию: это путь нашего Спасителя, он ведет к небесному отечеству. Сердце наше столько огрубело, что на нем не иначе может быть снова начертан закон истины и правды, как среди бурь и громов (Исх. 19, 16–18). Будем внимательны к сим грозным гласам, и мы, подобно древним израильтянам, уразумеем в них глас Господа Бога нашего, Бога отцов наших, наказующего нас вмале, дабы помиловать милостию великою; увидим, что несчастные случаи, от коих некогда стенало сердце наше, обратились потом к величайшему благу для нас и для ближних наших, – что исполнение многих желаний, кои мы всеми силами, но без успеха, старались привести в действие, было бы для нас злом, и повлекло бы за собою пагубные следствия, – что то самое, о чем мы молились, чего просили, над чем трудились напрасно, содержало в себе для нас гибель, а то, от чего мы отвращались, на что смотрели, как на вред и наказание, было истинным благословением, оказавшимся в перемене нашего образа мыслей, в исправлении нашего поведения, увидим, и возблагоговеем пред Промыслом, нам благодеявшим!

Промысл вечен и свят; и во всех своих судьбах о нас имеет в виду не столько блаженство временное, сколько вечное

Каким еще недостаткам подвергаются ищущие в свой жизни следов Промысла? Большею частью ограничивают действия его одними собою, а в себе – временными выгодами, телесною жизнью. Какая нужда, что известное бедствие наше было весьма поучительно для других, и некоторые, воспользовавшись вашим опытом, обратились на путь правый? Если мы сами не ощутили от него значительной пользы, то сего достаточно уже, чтобы в нем не усматривать Промысла. Какое дело, что некоторые горестные случаи были для души нашей истинным врачевством, раздрали пред очами нашими завесу, за которою скрывалась наша душевная погибель, возвратили нам добродетель, давно потерянную? Если от них расстроилось наше внешнее состояние; если урок, ими преподанный, сопряжен с ущербом нашего здоровья или чести, то случаи сии не от Бога, они постигли нас без Промысла. Таковы правила суждения у нашего самолюбия, у нашего невнимания ко благу ближних и к собственному благу души нашей! Ужели и Промысл Божий должен сообразоваться с ними? … Нет, довольно того, что мы все ограничиваем собою, не смотрим на нужды и пользу других, хотели бы себя поставить средоточием и концом всего рода человеческого и всех событий в мире: любовь Божия выше всех нас, и потому объемлет собою всех братий наших, чрез бедствия одного научает других, счастьем некоторых назидает всех, дабы таким образом снова соединить всех нас, кои непрестанно разрываем союз единства. Довольно того, что мы сами печемся более о теле, нежели о душе, прилепляемся без ума к временному и не помышляем о вечном. Промысл вечен и свят; и потому во всех своих судьбах о нас имеет в виду не столько блаженство временное, сколько вечное, не столько благоденствие по телу, сколько благосостояние по духу. Пусть поражается ваш внешний человек, пусть страдает плоть хотя бы так, как она страдала у Иова: если дух возмогает, если внутренний, «потаенный сердца человек» (1 Пет. 3, 4) и растет; то мы – благоденствуем. Вот образ суждения о нас Промысла! Как бы многое, если не всё, представилось нам в жизни нашей совершенно иным, если бы мы постоянно прилагали к ней сей святой образ суждения! Сколько бы раз, рассматривая жизнь нашу, мы принуждены были сказать самим себе: «Так этому надлежало быть, ибо мы созданы не для земли, а для неба!»

При столь многих причинах, препятствующих нам видеть в своей жизни следы Промысла Божия, удивительно ли, что многие не видят его? Не видят, ибо не знают хорошо своей жизни, не внимательны к самим себе; не видят, ибо останавливаются на поверхности событий, не проникают до основания их, где сокрыта рука Промысла; не видят, ибо хотят видеть тогда, когда взор помрачен, не так, где должно, не в том виде, в каком Промысл являет себя; не видят, наконец, ибо суждением о путях Промысла управляют самолюбие и страсти. Освободим себя, от сих недостатков, будем в суждении о путях Божиих неуклонно следовать правилам противоположным; и мы вскоре опытно узнаем, что Господь «не далек от каждого из нас» (Деян. 17, 27).

Так ли знаем Отца, что сомневаемся в Его попечениях о детях?

И как Ему быть далеким? Разве Он не вездесущ? Разве премудрость и всемогущество Его могут где-либо оставаться без действия? Только языческие боги были праздными зрителями судьбы человеческой: наш Отец Небесный непрестанно делает (Ин. 5, 17). Только Ваалы и Веельфегоры могли спать: наш Промыслитель «не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля»! (Пс. 120, 4). Как Ему быть далеким от нас? Разве не Он наш Творец? Не Он наш Отец? Так ли мы помним Творца, что забываем Того, Которым «живем, движемся и существуем» (Деян. 17, 28)? Так ли знаем Отца, что сомневаемся в Его попечениях о детях? Земные отцы, как человеки, зли суще, не дают однако же чадам вместо хлеба камени (Лк. 11, 11): Отец ли Небесный сделает сие, – Тот, Который из камени может воздвигнуть Себе чад (Мф. 3, 9)? Как Ему быть далеким от нас, столько благ! Чего не дал Он нам в залог Своего попечения о нас? Земли? – человек сначала еще поставлен царем ее. Неба? – оно давно обещано в наследие верным чадам. Ангелов? – они служат нашему спасению. … Нужно ли, чтобы для уверения нас сошел Он Сам с неба, жил с нами, даже умер за нас? И это сделано! Сын Божий сходил с неба, обитал между человеками и из любви к нам положил за всех нас душу Свою. После сего кто может сомневаться в попечении о себе Промысла?

Господь Сам не замедлит явить следы Своего отеческого Промысла тем из вас, кои, не смежая очей своих сомнениями, будут всегда готовы лобызать с благоговением мудрую десницу Его, как бы она ни обнаруживала своего присутствия, явно или тайно, сообразно ожиданию или против оного, дарами любви и милости или лишением и ударами вразумляющими. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *