свободные жители посада и слобод участвовали в государственной и политической жизни посредством

Посадские люди

Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год — с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.

Интересные факты

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

Источник

Посадские люди

В этой статьи поговорим про то кто такие посадские люди, что они из себя представляли и где искать о них информацию.

Белая и черная слобода

В средневековом русской городе существовала торгово-ремесленная часть. Она называлась посадом. Жители посада и именовались посадские люди. Иногда частью посада владел князь или боярин, но обычно земля принадлежала общине. Поскольку вероятность, что посад может быть подвергнут нападению, исключить было нельзя, он имел укрепления. Чаще всего в качестве строительного материала использовалось дерево, но при возможности стены возводились из камня.

Посадские люди занимались торговлей и ремеслом. Они были свободными людьми, на которых был возложен определенные обязанностей. Это оплата податей, в натуральном виде и деньгами, а также целый ряд повинностей. Посадские объединялись по профессиональному признаку. Исследователь Древней Руси Б.А.Рыбаков отмечал, что в городах X—XVIII веков насчитывалось 64 различные специальности. По его мнению, ремесленники, живущие в посадах, объединялись по цеховому принципу. Подати, которые были обязаны платить посадские люди, называли также тяглом.

Нередко происходило деление жителей посадов на две категории. Первая именовалась черной слободой, вторая – черной сотней. Черную слободу составляли люди, поставлявшие к царскому двору натуральные подати. Люди сотни занимались ремеслами и торговлей. Они сами выбирали себе старост и сотников, то есть, эта категория характеризовалась самоуправлением. В тех и других выплата повинностей производилась не с учетом числа людей в конкретном дворе, а просто со двора. При этом распределение выплат производила община. При выходе из нее посадского человека, его доля подати распределялась между остальными членами общины.

Кроме двух названых существовала еще белая слобода. Исчезла она в середине XVII века. В отличие от двух вышеназванных, посадские, населявшие ее, государственные подати не платили. Дело в том, что земля, на которой располагалась такая слобода, принадлежала князю или монастырю.

Посадские люди. Права и обязанности

Хотя посадские люди были свободными людьми, государством предпринимались меры для их закрепления к конкретным территориям. Это было необходимо для гарантированного получения податей. Удерживали людей за счет угрозы довольно серьезных наказаний. Так, если человек покидал посад или девушка, на которой он женился, была из другого посада, его могли казнить. Постепенно посадских ограничивали в правах. К примеру, с 1949 года они не имели право продать или заложить свой двор, амбар, погреб и прочее имущество.

Российское государство было сословным. Посадские входили в одно из них. Но внутри своего сословия они подразделялись на части: лучшую, середнюю и молодшею. Деление обеспечивал имущественный признак. Большими правами обладали лучшая и средняя. Так, посадские могли получить разрешение на держание «безвыемочного» питья. Однако, обладая определенными правами, посадские люди, имели и ограничения. Они не могли стать собственниками участка земли, принадлежащей общине. Не имели они права в одиночку подавать челобитную. Это могла сделать только община. Однако все ограничения, ущемлявшие личную свободу, обеспечивали и плюс. В случае, если посадскому была нанесена обида, признавалось, что обидели всю общину.

Самоуправление в посадах

Порядок в посадах поддерживался на высоком уровне. Для этого людей делили на малые и большие группы. Первые называли десятками, вторые – сотнями. Надзор осуществлялся выбранными сотскими, пятидесятскими и десятскими. Во время правления Ивана Четвертого (Грозного) в посадах выбирались суды и управления. Позже, в XVII веке вместо них были созданы земские избы. Такая изба возглавлялась земским старостой. Вся необходимая работа выполнялась ларечным целовальником и земскими целовальниками.

Должность земского старосты была выборной. Чаще всего к работе он приступал 1 сентября, и сдавал свои полномочия ровно через год. В некоторых случаях в Посаде выбирали и излюбленного судью. Пожалуй, можно отметить, что он занимался тем, чем в настоящее время занимается мировой судья – рассмотрением имущественных дел между жителями посада. Уголовные дела не относились к его ведению.

Сбором доходов занимались избранные таможенные головы и целовальники. Случалось, что таможенного голову посадские люди не выбирали, а он назначался Москвой.

Конец истории посадских людей

Разрушение посадских общин началось в начале XVII века, практически сразу, как позади осталось смутное время. Тогда у посадского человека будущее могло пойти по одному из путей. Его могли записать крестьянином или холопом. Но был вариант и попасть в гулящие люди. Такие открывали торговые лавки, строили или выкупали большие склады, именуемые амбарами, становились владельцами погребов. При этом подати (тягло) они не платили. Однако такое раздолье продолжалось не особо долго. 1649 год стал временем, власти потребовали от всех посадских (в том числе и не живущих там постоянно) записаться в тягло. Тех, кто ударился в бега, возвращали назад.

Постепенно жизнь посадских людей менялась. В середине XVII века царь Алексей Михайлович ликвидировал белые слободы. Причиной стало то, что посадские люди в черных слободах выражали недовольство, поскольку подати платили только они.

Шли годы. Посадские люди приобретали все то, чем в России характеризовались сословия. В конце XVIII века их лишь изредка называли посадскими, поскольку в это время уже укоренилось новое название мещане, просуществовавшее вплоть до начала прошлого века, когда сословия в Российской империи были отменены.

Прочитать статью про мещан можно здесь

Где искать сведения о посадских людях

Сведения о посадских людях можно найти в архиве РГАДА в следующих фондах

Источник

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

«Посадское строение» XVI-XVII вв

Автор: Щербаков Сергей Николаевич
Журнал: Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015

С конца XV в. появляется обозначение «посадские людеи», т.е. люди, проживающие на великокняжеской земле. Термин «строение посадов» в Московском государстве XVI-XVII вв. обозначал не только основание новых городов и укрепление их, но также внутреннее переустройство и организацию государевых черных тяглых слобод. Во второй половине XV и в первой половине XVI вв. вотчинные дворы в городах обращаются в вотчинные слободы, которые начинают быстро разрастаться, причем их владельцы часто добиваются распространения на них тарханных и несудимых грамот. При Иване III происходило «строение» государевых посадов, сопровождавшееся отпиской частновладельческих слобод в пользу государства не только на севере, но и в южных городах приокской пограничной полосы. Объединяя различные элементы населения удельных городов в сословие «посадских людей», великие князья Иван III, Василий III и царь Иван IV Грозный предоставляли им основные права населения слобод: право на личную свободу при служении ключником в городе (ст. 66 Судебника Ивана III, 1497 г.), уничтожение закабаления в пользу горожан (ст. 82 Судебника Ивана IV, 1550 г.).

В период 1497-1550 гг. черные слободы посадских людей сохраняли положение государевых слобод и были открыты для прихода новых людей.

«Посадское строение» ХVI-ХVII вв. неотделимо от политической борьбы в Московском государстве. В период 1530-1540-х гг. сословие посадских людей начало принимать участие в политической жизни страны то мятежными вспышками, как это было в 1547 г., то в форме представительства на Земских соборах с 27 февраля 1549 г. Судебник Ивана IV Грозного 1550 г. ограждал честь посадских людей и их жен, которая, вероятно, страдала от насилий боярских детей, очень высокими штрафами. Он поднимал посадских людей в особый «честный» чин и ставил его наряду и даже выше дворян и детей боярских городовых. Далее, Судебник 1550 г. отменил для посадских людей, живущих на монастырских землях, подсудность церковному суду, а также запретил выдачу новых тарханных грамот и назначил пересмотр старых иммунитетов (ст. 43 и 91). С изданием первого закона о «заповедных годах», т.е. с осени 1581 г., когда был временно приостановлен закон о крестьянском выходе в Юрьев день, закон этот стал применяться к посадским тяглым людям, хотя они к Юрьеву дню никакого отношения не имели.

«Строение посада» в период годуновского правительства при жизни царя Федора Иоанновича (1584-1598) дало новые запрещения против закладничества на посадах и выхода тяглецов из городов. В конце 90-х гг. XVI в. правительство предприняло «строение посада» – обширную перепись с целью заменить данные устаревших писцовых книг, составленных еще по постановлению Стоглавого собора. Посадское строение царя Бориса Годунова в 1600-1602 гг. определялось записью в посадское тягло. Не всякий, кто жил на посаде за государем, считался посадским человеком, жильцом и старожильцем, а тот, кто хоть однажды потянул посадское тягло и, следовательно, когда-нибудь являлся членом посадской общины, связанной круговой порукой. Для этого не обязательно было родиться в посаде или находиться в родственных отношениях с посадскими тяглецами. Посадская старина была связью личного характера, и юридическая ее природа вытекала из однажды принятого на себя обязательства состоять членом общины, причем это обязательство давалось либо формально путем записи, либо фактически, путем участия в разверстке посадских платежей и посадских служб. Сопровождавшее посадское «строение» землеустройство посадов было связано с неизбежной ломкой облегающего посады вотчинного и поместного землевладения, которая производилась иногда без вознаграждения, а в других случаях, возможно, с вознаграждением тех лиц, земли которых отбирались в черные посады. Посадское строение царя Бориса Годунова характеризовалось тем, что в посады стройщиками брались по двум основным признакам: по посадскому старожилью и по торгу и промыслу владельческие крестьяне, бобыли, захребетники, дворники и др. По тем же, вероятно, признакам брали в посад и приборных служилых людей: пушкарей, затинщиков, казенных сторожей, воротников и рассыльщиков.

При царе Михаиле Федоровиче в 1619 г. был образован приказ Сыскных дел для разбора жалоб служилых людей по судным земельным делам, и правительство снова пыталось ограничить расширение «белых слобод» светских и духовных феодалов, проводя «сыски» посадских людей в частном порядке с целью вернуть их в посадское тягло [1]. В 1634-1648 гг. по челобитьям посадских людей правительство создает целый ряд посадских сысков для пресечения ухода населения в закладчики. Например, с этими целями в 1638-1642 гг. велась работа приказа Сыскных дел боярина князя П. А. Репнина [3].

При царе Алексее Михайловиче под влиянием челобитий посадских людей в 1645-1646 гг. правительство Бориса Ивановича Морозова провело «посадское строение» во Владимире, Суздале, Костроме и некоторых других городах. После ряда восстаний в 1648 г. в городах Московского государства окончательно конфискацию «белых слобод» в посадах обозначила XIX глава Соборного Уложения 1649 г., положения которой были одобрены «выборными людьми» в период работы Земского собора 1648-1649 гг. [2]. Принципы «посадского строения» были оформлены в XIX главе Соборного Уложения 1649 г.: все «белые слободы» на посадах, принадлежавшие светским и духовным феодалам, подлежали безвозмездной конфискации; подгородние владения феодалов отписывались за вознаграждение «по посадской близости» и без компенсации в случае, если они находились на бывшей посадской земле; посадам приписывались подгородние земли для выгона скотины и содержания огородов; все закладчики возвращались в посадское тягло по принципу «посадской старины» и «посадского родства»; членами посадской тяглой общины становились жители конфискованных частновладельческих слобод и отдельных дворов феодалов. «Служилые люди по прибору» были обязаны или продать в 3-месячный срок свои торговые и ремесленные заведения посадским людям или стать тяглецами посадской общины (исключение было сделано в отношении стрельцов и части «служилых» казаков). Занятие торгово-ремесленной деятельностью было провозглашено монополией посадских людей; выход из общины и переход из посада в посад были запрещены.

Опираясь на XIX главу Соборного Уложения, боярин князь Юрий Алексеевич Долгоруков в 1648-1652 гг. во главе приказа Сыскных дел провел реформу «посадского строения» в общегосударственном масштабе. Князь Ю.А. Долгоруков в 1676-1679 гг. по государеву указу организовал новое проведение «посадского строения», которое явилось подготовительным этапом при проведении им реформы подворного обложения 1679 г. [4]. Результаты «посадского строения» 1676-1679 гг. и подсчет выгоды от реформы подворного обложения 1679 г. позволили князю Юрию Алексеевичу Долгорукову, возглавлявшему финансовые приказы (Счетный, Доимочный и Денежного сбора) составить первый сохранившийся до нашего времени государственный бюджет России 1680 г., который оканчивался без дефицита.

1. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. М.-Л., 1947. Т. 1-2.

2. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в Х^-Х^1 вв. М., 1978.

3. Центральный государственный архив древних актов СССР. Путеводитель: В 4-х т. М., 1991. Т. 1.

4. Щербаков С.Н. Юрий Алексеевич Долгоруков – российский полководец, дипломат, администратор XVII века. М., 2012.

Источник

Определение посадского населения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование посадского общества

Посадское население – это сословие феодальной, средневековой Руси, представленное так называемыми черными людьми, в обязанности которых входило платить натуральные и денежные подати, выполнять различные многочисленные повинности.

Территория будущего города формировалась постепенно. Князь или боярин занимал определенную территорию (княжество). Около такого поселения селились чернорабочие люди, эта территория называлась подол или посад. Крестьяне, сироты, холопы (торговое и ремесленное население) – посадские люди, они должны были платить дань князю или боярину и выполнять многочисленные повинности. Селясь вместе, они как бы создавали торговое объединение и ремесленную организацию типа цехов.

Для всех сословий было одинаково:

В XVII веке происходит объединение общества под эгидой государства в виде сословной иерархии служебных обязанностей. Социальная структура общества различалась по набору привилегий и обязанностей.

Самую нижнюю ступеньку в этой структуре занимали крестьяне. Крестьяне – это самое большое по численности, не привилегированное, податное, очень бедное сословие в России. Крестьянин должен был трудиться, он нес обязательную службу для обеспечения государственных нужд. При этом крестьяне должны были платить определенную дань государству.

Крестьяне часто меняли хозяев, что не нравилось последним. В середине XVII правительство провело перепись населения с целью распределить посадское население по определенным местам, закрепляя их за лицом высшего сословия, такая акция носила финансово-полицейский характер.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце XVII в. ходе очередной переписи в Соборном уложении, в главе «Суд о крестьянах» крестьяне были прикреплены без урочных лет, навсегда. Теперь беглых крестьян можно было возвращать независимо от срока их отсутствия в закрепленном поместье.

В законе предоставлялось определение всем существовавшим категориям крестьянского населения и их обязанностей:

В законе были предусмотрены наказания для тех, кто укрывал у себя беглых крестьян.

Крестьяне прикреплялись к земле и личности землевладельца и считались наследием и потомственным состоянием. В статьях Соборного уложения очень подробно описывались права землевладельцев на крестьян, их личность, имущество, труд. Соответственно закрепляли всеобщее бесправие, полную зависимость крестьян от воли господ.

Процесс унификации завершился в XVII в. В делении крепостных крестьян на частновладельческих и черносошных произошло оформление правового статуса крестьян.

Разделение посадского общества по виду налогового бремени

К середине XVII века существенно изменилась социальная структура общества– появились «посадские люди». Под понятием «посадские люди» уже понимали городское население (гости, гостиная сотня, черная сотня, суконная сотня и слободы). Их различие было в размере капитала. Посадских людей других городов делили на лучших, середних и молодших. Торговые люди, так же, как и суконные сотни освобождались от тягла и повинностей со двора; от пени с огня и топки; от пошлины за «питье»; подворной повинности проезжего мыта и мостовщины, перевозов.

Жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

К посадскому населению относились служилые люди (стрельцы, пушкари, казаки и др.). Они селились в слободах совместно с семьями, кроме военного дела, за что получали жалованье, занимались промыслами, огородничеством, торговлей. Это было выгодно для государства, так как экономика государства еще не могла позволить содержать регулярную профессиональную армию.

Людей, которые были освобождены от тягла, называли беломесцами. Отношения между беломестцами и посадскими людьми серьезно обострилось. Часть населения переходило в «заклад» к беломестцам и тогда их они должны выплачивать бремя посадской общине. Налоги были главным доходом казны, правительству приходилось неоднократно запрещать «заклады» посадских людей и приобретать земли беломестцам. У беломестцев все земли отбирались и возвращались в распоряжение посадов (в «государево тягло»), их продажа и заклад также запрещались. Не обремененные крестьяне теперь имели право торговать в городах только с возов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим за¬писаться в городское тягло. Такие положения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя жителей посада и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей.

Лавки служилых были обложены налогами наравне с посадскими людьми. За нарушение этих законов назначались наказания кнутом. Городские (посадские) земли теперь считались государственными. Установившееся равноправие в хозяйственной деятельности и городской торговле привело к специфическому варианту крепостного права в посадах, которое выражалось в запрете продажи земли или самовольного переезда. Сделки с землей продолжались скрытно и правительству пришлось перейти к такой политике, которая обязывала приобретателей земли нести повинности в полной мере.

Изменение правового статуса посадского населения отражалось в противоречиях между признаками современной и средневековой цивилизаций, в рамках которых развивалась Россия XVII в.

Российское право в эпоху «просвещения» зависело от власти. Причем обязанности, вытекающие из интересов государства, диктовали объем и виды прав.

Государство создавало себе угодную структуру общества под свои нужды. Теперь каждый член общества выполнял обязанности в отношении государства. Привилегией считалось отсутствие обязанности по сравнению с обязанностями другого сословия.

XVII в. характеризуется веком войн, восстаний и революций, в которых служилое сословие несло значительные потери. Также потери были среди детей боярских и дворян. Служилые при дворе оставались наиболее привилегированной частью элиты общества. Правительство старалось заинтересовать этот класс в службе, заботилось о семье погибшего воина – дворянина.

Укрепление крепостного права не совпадало с развитием цивилизации. Развитие промышленного производства нуждалось в свободных рабочих руках. Государство старалось укрепить правовой статус сословий, которые составляли основу самодержавия.

Источник

Тема 5.
Правовое положение населения Московской Руси ( XIV – XVII вв.)

Класс феодалов и служилое сословие для XV – XVI вв. – синонимы. Представители этого класса служили на военной, придворной и приказной службе. Высший слой его составляли родовитые боярские фамилии и удельные князья, утратившие самостоятельность и перешедшие на службу к московскому князю. «Княжата» и бояре составляли высшую военную и гражданскую администрацию (в составе Боярской думы, во главе «путей» и приказов, на других высших должностях). Первоначально они служили ещё по договору и пользовались правом перехода от одного князя к другому. Принцип свободы выбора сюзерена формулировался так: «А боярам и слугам межи пас (князей) вольным коля», и «кто которому князю служит, где бы ни жил, а поехати ему с тем князем, которому служит».

Однако это право свободного перехода постепенно стало ограничиваться, а при Иване III было уничтожено совсем, хотя формально боярская служба московскому государю продолжала оставаться добровольной. Но московский князь ввел своего рода «крепость», беря с бояр «крестоцеловальные» записи о непереходе, подтвержденные значительным количеством поручителей, а отъезд за рубеж (в Литву, например) стал рассматривать как государственную измену. Уложение о службе 1556 г. закрепило обязанность военной службы с определенного числа земель, сравняв в этом боярскую аристократию и дворянство. Именно земельные владения на праве собственности – вотчины – составляли основу экономического и политического могущества боярской аристократии. Эти земли пользовались правом отчуждения любыми способами: продажи, дарения, заклада, передачи по наследству и пр.

Формирование отношений подданства между феодальной знатью и московским государем породило лестницу чинов, которыми жаловалась аристократия. Высшим был чин боярина введенного, затем окольничьего, затем шли дворцовые чины. Эти чины не передавались по наследству и могли сохраняться в роде только в результате продолжения службы. Источники знают также редкие случаи приобретения боярского звания простыми людьми, пробившимися вверх но служебной лестнице либо в силу своих особых дарований, либо в силу богатства.

Поскольку родовая честь зависела от служебной и знатные титулы не всегда являлись основанием для высокого чина, в московском государственном праве сложилась исключительная особенность, его отличавшая. Это местничество — соперничество знатных родов в борьбе за высшие чины и звания, за право быть старшим по службе. Согласно местничеству знатные фамилии располагались на ступенях иерархической лестницы в таком порядке: наверху потомки русских князей из рода Рюрика, за ними – Гедиминовичи, далее – потомки крупных удельных князей, затем потомки старых московских бояр, далее – потомки мелких удельных князей и т.д. При назначении на должности великие князья должны были руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц, а в случае возникновения споров о старшинстве – искать данные о службе предков в особых книгах (дворцовых, свадебных, пограничных, приказных и др. разрядах).

Рассмотрение местнических споров принадлежало боярам, а решение – царю, который либо признавал притязания на более высокую должность, либо отвергал, объявляя указ «быть без мест» (на время военного похода), либо наказывал «за бесчестье» поднявшего спор. История местничества закончилась в конце XVII в., в ходе военной реформы, проводившейся под руководством В.В. Голицина, когда было принято решение упразднить его. 12 января 1682 г. разрядные книги и другие местнические дела были сожжены в дворцовой печке в присутствии депутатов от Думы и архиереев. Эта акция, нанеся сильный вред исторической науке, сравняла между собой разные категории служилого сословия и окончательно закрепила принцип выслуги в качестве основного принципа организации российского чиновничества.

Формировавшийся из указанных источников дворянский слой служилого класса нес свою службу с поместья, которое в отличие от вотчины, давалось во временное пользование.

В течение XVII в., в условиях стирания граней между вотчиной и поместьем, класс феодалов консолидируется, возникает понятие корпоративной замкнутости, в 1675 г. запрещается ввод в дворянство посадских людей и крестьян. Дворянство становится главной силой в государственном аппарате и на военной службе.

Купечество и посадское население

Уже к XV в. русские города, пострадавшие от ордынского нашествия, восстановили свое былое значение, расстроились и окрепли, в них развивались ремесла и торговля, строились и украшались дворцы и храмы. Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших специалистов одной профессии – гончаров, сапожников, бронников, золотых дел мастеров и т.д.) и называлось посадским. Оно облагалось тяглом (налогами) в пользу государства, выполняло строительные и военные повинности. Здесь существовали свои ремесленные организации наподобие западных цехов.

Купечество, как и ранее, делилось на разряды. К самому высшему принадлежали гости. Это звание за особые заслуги жаловали купцам князья. Оно давало им ряд привилегий: освобождало от суда местных органов и подчиняло княжескому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, занимались оценкой и распределением княжеской казны, предоставляли государям займы и пр. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, оно равнялось 30.

Основная масса купечества была объединена в сотни. Особой известностью пользовалась суконная сотня, члены которой фигурируют в источниках уже в XIV – XV вв. Защита корпоративной чести закреплялась в Судебнике 1550 г., который устанавливал штрафы за бесчестье: рядовых посадских тяглецов – 1 руб., средних посадских и дворян 5 руб., суконной сотни торгового человека – 20 руб., гостей и лучших людей – 50 руб.

Помимо ремесленных и торговых организаций в городах располагались дворы аристократии и монастырей. Эти «островки феодализма» не платили налогов (были обелены) и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей (жителей «белых слобод») от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, воротники и пр.), которые также занимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Налоговое бремя посадских людей было поэтому весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства. Часть населения городов переходила «в заклад» к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.

Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запрещает «заклады» посадских и приобретение земель в городах беломестцам. Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу (к посадам).

Окончательно вопрос разрешился Соборным Уложением 1649 г. Оно вернуло посадам отторгнутые у них «белые слободы», принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церкви, а также обеленные (освобожденные от тягла) дворы поповых детей, дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено отныне торговать в городах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим записаться в городское тягло. Аналогично разрешается вопрос о служилых по прибору – они обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти положения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей (по сути было введено монопольное право горожан на занятие предпринимательством).

Но политика государства в отношении формировавшегося третьего сословия имела и другую сторону. Соборное Уложение прикрепило горожан к тяглу. Было предписано, во-первых, вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив «бездетно» и «безповоротно» сыск закладчиков (крестьян, холопов, кабальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.). Во-вторых, выход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Даже за переход из одного посада в другой государство грозило смертной казнью. В-третьих, были предусмотрены санкции против тех, кто в будущем примет беглых посадских людей. Им грозила «великая опала от государя» и конфискация земли. Наконец, Уложение, введя монопольное право горожан на городскую собственность ограничило право распоряжения ею. Продажа имущества посадского человека могла иметь место только внутри посадской тяглой общины.

Таким образом, Уложение ввело в городах специфический вариант крепостного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский город на отсталость от Запада. Там города получали от государства привилегии, создавались условия для свободного предпринимательства и конкуренции. Там в города от крепостной зависимости бежали из сел крестьяне. Русским крестьянам бежать было некуда, разве что на окраины, в казаки, в Сибирь.

Категории крестьянства

Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых), живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. Источники называет их ещё письменными или численными людьми, потому что они все исчислены (учтены), несут тягло и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и при условии передачи новому владельцу (наследнику, арендатору или покупателю) лежащего на данном участке земли тягла.

Крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами земли на условиях ряда – договора. Садясь н a неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить дом и т.п., крестьянин получал льготу (освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет) и подмогу (ссуду) – деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная – серебром – дала название крестьянам, ее взявшим, – серебренники. Необходимость возврата ссуды при уходе с насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически невозможным, ибо крестьянин после окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу земли в виде подати – своеобразной платы за пользование ею. Разве что новый владелец, переманивший крестьянина, уплатит за него серебро и «откажет» его у старого хозяина.

Плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка. В разных землях он был разный, состоял либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы). Так, в середине XVI в. крестьяне Соловецкого монастыря давали по 4 четверти ржи (1 четверть, или четь, – 3 пуда, один пуд – 16 кг.), 4 четверти овса, по сыру на Успеньев день (или 2 деньги), по 50 яиц, по хлебу и калачу – на Покров. Крестьяне, жившие в поместье сына боярского Микиты Леонова (всего 58 дворов, 325 вытей), в это же время давали ему такой доход: «деньгами 5 рублёв, 11 четей ржи. овса 222 чети, солоду ячного 50 четей и полчети, 28 четей пшеницы…, круп гречневых 14 четей, гороху и конопель 14 четей…, хмелю 28 чети; а мелкого доходу: 37 баранов, 37 полот (туш. – Л. и В. Б. ), 74 куров, 37 зайцов, 37 тетереней, 37 сыров, 37 овчин, 37 поярков, 37 пятков льну, 4 пуда масла коровья, 12 пудов с третью меду, 37возов сена…» (Торопецкая писцовая книга 1540 г.). Надо думать, что в это число входил и государственный налог – государево тягло, которое, хотя и в меньшем размере, чем черносошные, «тянули» и владельческие крестьяне.

Часть крестьян (главным образом на плодородных землях), в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. Это личная раб o та в хозяйстве феодала. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо заменяла его. По грамоте митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г. крестьяне, отбывая барщину, «церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли». Такие работы называли монастырским изделием. Царский Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело.

Правовое положение крестьянства. Одним из неотъемлемых прав крестьян, смягчавшим определённым образом тяжесть повинностей, которыми они были обременены, оставалось право свободного выхода от землевладельца и перехода к другому. Судебник 1497 г. узаконил и срок этого выхода: за неделю до Юрьева дня осеннего – 26 ноября – и неделю после него. Судебник 1550 г. подтвердил этот срок. При выходе крестьянин, заплатив долги, платил ещё пожилое – за пользование двором. По первому Судебнику оно составляло в степной полосе 1 рубль (Судебник царский добавил ещё 2 алтына), а в лесной – полтину. Размер пожилого зависел от прожитых лет: полная плата взималась от 4 лет и более. За меньшее количество лет и плата была меньше (за 1 год 1/4 цены двора, за 2 года 1/2 и т.д.). Судебник 1550 года, принятый после восстания в Москве 1547 г., несколько смягчил порядок выхода, разрешив крестьянину при выходе в Юрьев день собрать урожай с земли прежнего владельца.

Однако главной тенденцией в развитии крестьянского хозяйства в Московской Руси становится сужение возможностей выхода и прикрепление крестьян к земле. Помимо «серебра» этому способствовал институт староожилъства. Старожильцами назывались крестьяне, долгие годы жившие на земле феодала и платившие подати, пользовавшиеся уважением и почетом, ведавшие раскладом тягла в общинах, осуществлявшие суд по мелким делам. Уходить с насиженных мест в спокойные годы они не имели повода. Из-под протектората крупных бояр и монастырей крестьяне выходили редко, уход был, главным образом, из худородных поместий.

Но поземельная зависимость, тем не менее, постепенно превращалась к личную. Уже в XV в. великий князь давал некоторым монастырям грамоты, по которым крестьян «не велел выпущати прочь». В XVI в. с расширением территории государства на восток и начавшимся движением сельского населения, сосредоточенного ранее в пределах верхнего бассейна Волги, на Среднюю Волгу, на Дон, Урал, для землевладельцев прикрепление крестьян стало насущной задачей. К тому же с середины XVI в. в России сложился целый ряд неблагоприятных обстоятельств, способствовавших закрепощению. Это проигранная, длительная Ливонская война, заставлявшая правительство увеличивать налоги обычные, вводить налоги чрезвычайные и дополнительные, что ухудшало положение крестьянства. Огромный вред крестьянам нанесла опричнина, походы и эксцессы опричников разоряли население.

Начавшийся экономический упадок крестьянских хозяйств довершили стихийные бедствия, неурожаи, массовые эпидемии, поразившие страну. Уже в 1550-е гг. во время «морового поветрия» (так называли чуму) только в Новгородской земле умерло 250 тыс. человек. В конце 1560-х гг. трехлетний голод опустошил страну, цены поднялись во много раз, дело доходило до людоедства. Одновременно вновь разразилась эпидемия чумы, охватившая 28 городов России. Города пустели, крестьянское хозяйство деградировало. К середине 1580-х гг. в Московском уезде осталось всего 1 4% обрабатываемой пашни, в стране наступило «великое разорение». Население снималось со своих мест и бежало на окраины, скрываясь от властей.

Введение крепостного права

В этих условиях у московского правительства был один выход запретить свободу крестьянского передвижения и ввести заповедные лета. С 1581 г. на землях, охваченных очередной переписью, все записанные в писцовые книги крестьяне объявлялись старожильцами и не могли покидать свои дома.. И хотя первоначально эта мера рассматривалась как временная, ею было положено начало закрепощения. Следующий его этап – введение в 1597 г. пятилетнего срока сыска беглых крестьян ( урочных лет ) , в течение которого ставших владельческими крестьян можно было искать и возвращать на прежние места жительства.

В первой половине XVII в., восстанавливая после Смуты законопорядок в стране, правительство неоднократно меняло этот срок сыска незаконно ушедших крестьян (девять, пятнадцать, десять лет), руководствуясь, прежде всего, интересами формирующегося дворянства, чьи земли были более разорены, чем земли крупных феодалов. Дворяне и мелкие феодалы стояли за полную отмену срока давности исков о крестьянах.

Соборное Уложение, однако, охраняло при этом личность крестьянина, посягательства на его жизнь и честь оставались уголовно наказуемыми. По традиции «хозяева» крестьян считались как бы государственными представителями (агентами) по отношению к ним и обязаны были поддерживать должный порядок на крестьянских землях (не разорять крестьян и не наносить тем самым ущерба казне). Любые противоправные действия по отношению к крестьянам (как, собственно, и по отношению ко всему населению) запрещались. Права крестьян оговаривались законом, в том числе право равного суда для всех.

Правовое положение холопов

В указанном периоде прослеживаются две тенденции в развитии холопства: утрата холопом статуса раба и ограничение холопства государством. Уже в XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Судебники объявляют бежавшего из плена холопа свободным. Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы.

Оформление холопства кабального (за денежный заем) требует санкции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими (своеобразные русские нотариусы) и свидетельствовались (скреплялись) в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался рожай – наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства.

С такой социальной структурой Россия вступала в XVIII век, в новый период своей истории, период абсолютизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *