свинарка и пастух главный актер
Содержание фильма «Свинарка и пастух». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Музыкальная комедия от режиссера Ивана Пырьева.
Свинарка Глаша из российской деревни и пастух Мусаиб из дагестанского аула приезжают в Москву на сельскохозяйственную выставку, знакомятся там и влюбляются друг в друга с первого взгляда. Им предстоит расстаться надолго, а неравнодушный к Глаше односельчанин не желает так просто уступить девушку далекому сопернику.
Сюжет фильма «Свинарка и пастух»
Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Нагловатый и самоуверенный Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.
Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула. Они симпатизируют друг другу и договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.
По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.
Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.
Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.
Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на День Петра и Павла. На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.
кадры из фильма «Свинарка и пастух»
Режиссер: Иван Пырьев;
Сценарист: Виктор Гусев;
Оператор: Валентин Павлов;
Композитор: Тихон Хренников;
Художник: Артур Бергер;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1941;
Премьера: 17 ноября 1941 (СССР), 6 июня 1944.
Интересные факты про фильм «Свинарка и пастух»
В фильме была первая значимая роль в кино Владимира Зельдина. В этот фильм он попал благодаря случаю. На роль пастуха с Кавказа Мусаиба Гатуева вместе с Владимиром пробовалось много грузинских артистов. Пырьев никак не мог выбрать. Тогда он собрал всех женщин съемочной группы в просмотровом зале и показал все пробы. И женщины практически единогласно выбрали Зельдина.
Экспедиция в Кабардино-Балкарии была завершена 22 июня 1941 года. После начала Великой Отечественной войны актеров мобилизовали и отправили в танковую школу. Однако спустя некоторое время всех мужчин, занятых в фильме, по приказу Сталина вернули на «Мосфильм». Сцены картины снимали на Сельскохозяйственной выставке в две смены. Часто бывало, что во время съемок начинались налеты немецкой авиации, бомбежки, выли сирены. Съемочная группа уходила в бомбоубежище, а потом, после бомбежки, возвращалась к работе. Съемки закончились в эвакуации в Алма-Ате.
Мировая премьера фильма состоялась 6 июня 1944 года.
В США фильм шёл под названием «They Met in Moscow» («Они встретились в Москве»).
Существует легенда, основанная на воспоминаниях Ярослава Голованова, что этот фильм шёл по Центральному телевидению СССР в момент первого выхода на поверхность Луны экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Однако в этот момент, 6 часов утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач — в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра.
Спустя много лет, Владимир Зельдин исполнил роль постаревшего Мусаиба в фильмах «Парк советского периода» и «Убежать, догнать, влюбиться».
Свинарка и пастух
Главная актриса
Марина Ладынина
Марина Ладынина – народная артистка СССР, имеющая в своем списке съемки в 5 проектах и множество наград.
Режиссер четко знал, кому он доверит исполнять главную женскую роль. Она предназначалась его музе – жене Марине Ладыниной. Эта роль нравилась актрисе, она сразу вошла в образ Глаши и чувствовала, что эта девушка – она сама. И, на самом деле, так и есть – в фильме «Свинарка и пастух» актриса Марина Ладынина смотрелась очень органично.
К сожалению, это была самая яркая роль Марины Ладыниной. Когда режиссер нашел себе другую музу – Лионеллу Скирду, она практически перестала сниматься в кино, и потеряла честь называться актером.
Как проходили съемки
Но не все было так просто, как может показаться на первый взгляд. Была одна проблема – свиньи. Актриса не очень любила этих животных, что, естественно, не вписывалось в сценарий. В одной из сцен она должна была делать искусственное дыхание поросенку – это сцена далась актрисе сложнее всего. Свинкам делали наркоз, они засыпали, и потом Ладынина делала все, что от нее требовала роль.
На самом деле, это была сложная сцена для всех. Нужно было колоть точную рассчитанную на небольшой вес животного дозу снотворного, чтобы оно заснуло на определенный промежуток времени, и проснулось когда нужно. К сожалению, эта сцена не обошлась без потерь. Несмотря на все старания актрисы, один из поросят умер на руках у Ладыниной. Она очень неохотно вспоминала этот момент.
Главная мужская роль
Владимир Зельдин
Владимир Зельдин – актер театра и кино, за свою жизнь сыгравший множество ролей на сцене театра и на телеэкране. Благодаря своей харизме и таланту без проблем получил роль в этом фильме.
С выбором мужчины на главную роль все оказалось куда сложнее. Многие актеры в фильме «Свинарка и пастух» хотели сыграть главного персонажа. Лица кавказкой национальности, которые приезжали на пробы из самых разных уголков СССР. Но режиссер решил пригласить русского актера Владимира Зельдина, и не прогадал.
Раньше Владимир Зельдин играл только героических персонажей. Амплуа шалопая чуть не стояло ему карьеры – после «Свинарки и пастуха» актеру часто говорили, что он обесчестил образы, которые исполнял ранее.
Как проходили съемки
Испытанием на «пригодность» для роли была финальная сцена. Причем на ее просмотр Пырьев пригласил всех женщин, которые работали на площадке. И их выбор пал на Зельдина. Еще одним плюсом в его сторону была его внешность – Владимира не нужно было гримировать, ну разве что только соединить брови на переносице, и немного подкрасить усы. Со всем остальным не было никаких проблем – актер прекрасно ездил верхом, танцевал картули и знал, как правильно носить черкеску.
Актеры второго плана
Осип Абдулов
Нельзя не вспомнить актера Осипа Абдулова, имя которого даже не указали в титрах. Он очень огорчился, узнав об этом, но именно это подтолкнуло его исполнить своего персонажа так, чтобы он действительно запомнился. Так и вышло!
Его фраза буфетчика-кавказца «Грузинский знаю, армянский знаю… этот язык – не знаю!» стала одной из наиболее популярных цитат из фильма.
Кузьма Петров
Кузьма Петров – актер театра и кино, очень уважаемый в СССР. Снялся более чем в 50 фильмах, а в «Свинарке и пастухе» сыграл Николая Крючкова.
Общая информация
Кинолента «Свинарка и пастух» вышла на экраны в 1941 году, в самом начале войны. Именно это фактор очень сильно влиял на актеров. Многие из них не получили того удовольствия от съемок и конечно результата, как раз из-за тяжелого положения в стране. Режиссер даже хотел прекратить работы над картиной, так как многие записались добровольцами в армию, и он в их числе. Но, в день, когда Пырьев уже был на сборном пункте, за ним приехала студийная машина.
Уже на площадке, ему сказали, что съемки фильма «Свинарки и пастух» нужно продолжить, несмотря на обстоятельства. И режиссер продолжил работу – через четыре месяца работа была окончена.
Интересные факты
Прототипами Глаши и Кузьмы были… ангелоподобный пастух и милая девушка, пасущая поросят, которые были вырезаны на небольшой шкатулке. Именно когда Иван Пырьев купил эту шкатулку, ему и пришла идея снять фильм «Свинарка и пастух».
Во время съемок было много препятствий: съемочная группа попадала под обстрелы, мужчин актеров «Свинарки и пастуха» забирали на фронт, общее настроение не соответствовало созданию романтичной комедии. Но, несмотря, на все это, на экраны таки вышла замечательная, а главное с веселым и позитивным сюжетом, история о нежных чувствах свинарки Глаши и конюха Кузьмы.
Владимир Зельдин и Марина Ладынина на съёмках фильма «Свинарка и пастух»
Владимир Зельдин впервые появился на экране в фильме «Свинарка и пастух». Картину начали снимать в 1941 году, но еще в мирное время, и натурные съемки проходили в Кабардино-Балкарии: горы, отары овец, пастбище. В июне, перед отъездом в Москву, вся группа зашла на базар за фруктами. А там по громкоговорителю выступает Молотов
Все сразу подумали: «Какие тут комедии…». Вернулись в столицу. Режиссер Иван Пырьев: «Фильм был запущен и почти целиком снят до войны. Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте»
Однако, когда новобранцев осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Пырьева тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание — съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить. Зельдина вызвали из танковой школы. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, заканчивали картину. Когда снимали знаменитую сцену на ВСХВ (ВДНХ), группа несколько раз попадала под бомбежку, тогда уходили в укрытие и работали в две смены.
«12 октября мы сдали «Свинарку» художественному совету, а 14-го вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан», – напишет впоследствии режиссер Иван Пырьев
Премьера фильма состоялась 7 ноября 1941 года. Критики тут же окрестили комедию «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Чистая и светлая любовь вологодской деревенской девушки Глафиры и кавказского пастуха Мусаиба не могла не тронуть сердца зрителей
Фильм «Свинарка и пастух». Актеры, снимавшиеся у режиссера Пырьева
Легендарному фильму «Свинарка и пастух», снятому известным режиссером Иваном Пырьевым, недавно исполнилось 76 лет. За эти годы кинокартина выходила на экраны несметное количество раз и совершенно не потеряла своего очарования. Особенно люди старшего и среднего поколений прекрасно знают фильм «Свинарка и пастух».
Все актеры, снимавшиеся в картине, стали поистине народными любимцами, а их роли запомнились надолго. И до сих пор можно слышать в народе крылатые фразы из этого фильма.
Начало войны
Съемки картины были полностью закончены до начала Великой Отечественной войны. Осталось завершить работы по монтажу на студии «Мосфильм». В Кабардино-Балкарии снимались последние сцены фильма «Свинарка и пастух». Актеры возвращались в Москву, и в поезде их застало страшное известие о начале войны.
Режиссер Иван Пырьев, не дожидаясь повестки, сам прибыл на призывной пункт, а Владимир Зельдин поехал в танковое училище. Николай Крючков очень решительно настаивал на отправлении его на фронт. Никто из артистов не остался в стороне и готов был отдать свой долг Родине.
Поэтому и Ивана Пырьева, и всех добровольцев из съемочной группы отстранили от службы в армии, выдав им бронь.
Фильм снимали для народа
Фильм «Свинарка и пастух», актеры которого просто уникальны, давно вошел в число лучших лент киноиндустрии СССР как этап развития искусства и просто как отличная картина.
Истории за время съемок
Интересно снимался и сам фильм «Свинарка и пастух». Актеры и роли, ими исполняемые, были овеяны многочисленными историями и легендами.
Одним из снимавшихся в картине актеров был уже известный артист кино Николай Крючков. Он уже успел сняться в двадцати с лишним фильмах, таких как «Выборгская сторона», «Трактористы» и другие. Зрители его безумно любили за созданный им образ отличного веселого советского парня, положительного и обаятельного, с открытой улыбкой. А тут ему предложили сыграть роль мерзавца и шалопая. Другими словами, «лучшего парня на деревне».
Крючков позднее признался, что к нему приехал сам Василий Сталин и потребовал отказаться от съемок. В противном случае даже пригрозил сослать его в Сибирь. В ответ актер отшутился, а поскольку они дружили, то Василий на следующее утро извинился. А Крючков в новом амплуа оказался все так же хорош, как и в предыдущих ролях.
Сплоченные войной
Работа над фильмом заканчивалась в перерывах между фашистскими бомбардировками. Коллектив съемочной группы фильма «Свинарка и пастух», актеры и все к нему причастные работники киностудии невероятно сплотились, они стали не простыми единомышленниками, а единым целым. И такой атмосферой пропитан весь фильм.
Правительство страны и народ очень высоко оценили и актеров, и роли, ими сыгранные, а ведь во время съемок даже в голову никому не приходило, что такой на вид простенький сюжет сможет вызвать настолько громкий резонанс. Фильм выдвинули на Сталинскую премию, а спустя немного времени он и вовсе превратился в эпохальный.
Сюжет кинокартины
Интересно то, что в этом фильме все герои говорят только стихами. Но это выглядит настолько естественно, что совсем незаметно. Сценарий написал Виктор Гусев, а музыку Тихон Хренников.
Главные роли в фильме
Творческая группа, снимавшая картину «Свинарка и пастух», актеры в том числе, в итоге создала кино не для гурманов, а для миллионов простых людей. И не удивительно, что в итоге получился фильм, пришедшийся по душе всей стране. Алексей Толстой в своей заметке в газете «Правда» назвал его ни много ни мало, а потрясающим. Кинокартиной, которая демонстрирует ту самую жизнь, за которую борется советский народ.
После смерти Сталина многое изменилось. Те, кому не нравилось все то, что он превозносил при жизни, но они не смели ему перечить, теперь начали втаптывать в грязь еще недавно бывшие их гордостью идеалы и нормы. Так, из титров к фильму вырезали Пырьева, поскольку он был «сталинским орденоносцем», а следовательно, теперь оказался не в чести. Даже вырезали кадры из фильма с ВДНХ, на которых виднелась фигура Сталина.
Что интересно, фильм до сих пор транслируется с этими «дырами». Но несмотря ни на что, картина «Свинарка и пастух», актеры и роли, даже имя режиссера, сценариста и композитора, навсегда остались в народной памяти, поскольку съемочная группа работала искренне, а не ради славы и наград.
Фильм «Свинарка и пастух» снимали между бомбёжками
Владимир Зельдин
К 70-летию Победы «Наша Версия» продолжает серию интервью с известными актёрами, пережившими Великую Отечественную войну. Нашим очередным героем стал Владимир Зельдин.
–Владимир Михайлович, на ваш век выпало столько потрясений: и революции, и голод, и коллективизация. Какое место в этом ряду занимает война?
– Из моего поколения я остался одним из немногих, доживших до нынешних дней, – в феврале, как вы знаете, мне исполнилось 100 лет. Скажу так: в моей жизни для меня есть две самые памятные и значимые даты: 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. А всё, что было между ними – долгий жуткий морок, забыть который невозможно.
«Мы верили: немцев разобьём за два месяца»
– Где вас застала война?
Все оцепенели. Никто ничего не мог понять. Примечательно, что, когда громкоговоритель замолчал, не было ни истерик, ни воплей. Люди ещё не осознавали весь масштаб катастрофы.
Мы тут же кинулись обратно в аэропорт. Но самолёты уже не летали, пришлось возвращаться в Москву поездом. На каждой станции пассажиры брали состав штурмом, ехали стоя, лишь бы только ехать…
– Вы думали в тот момент о своей дальнейшей судьбе?
– Как вам сказать… Была полная растерянность. Но я для себя твёрдо решил по возвращении в столицу сразу идти в военкомат. Хотя я в своё время пытался поступить в военное училище, но меня не взяли из-за плохого зрения. Однако какое теперь это имело значение? Началась война, надо идти защищать Родину! А кино… Я был уверен, что съёмки картины «Свинарка и пастух» теперь точно будут отложены. Ненадолго – на месяц-другой.
Потому что была твёрдая уверенность: мы быстро разобьём врага на его территории и война завершится, даже не успев распустить свои кровавые щупальца. Ведь так нам постоянно твердила пропаганда, а кому было верить, как не ей?
В Москве я узнал, что буквально накануне нашего приезда режиссёр Иван Пырьев ушёл добровольцем на фронт. Через несколько дней я и сам получил повестку и был направлен в танковое училище. Однако недели через три меня вызвал к себе начальник училища и с недовольным видом вернул документы. Оказалось, что пришёл приказ за подписью министра кинематографии Большакова, в котором говорилось о продолжении съёмок «Свинарки и пастуха». Всех мужчин, занятых в съёмках, вернули на «Мосфильм» и запретили призывать на фронт. Таким образом, я не смог поучаствовать в боях и не столкнулся с врагом на передовой. Моим фронтом стало искусство.
В Минкультуры порекомендовали решать в суде все споры, возникшие между создателями картины «Цой» и наследниками певца. В ведомстве подчеркнули, что прокатное удостоверение было получено на законных основаниях.
Мы буквально жили на киностудии
– Сорок первый год стал самым тяжёлым периодом войны. Как же удавалось снимать кино в это время?
– Да, в это время фашисты уже начали бомбить Москву, и знаменитую сцену встречи главных героев на сельскохозяйственной выставке пришлось снимать в промежутках между бомбёжками. В фильме теперь мы видим сплошное счастье, солнце и мир, а на самом деле в небе то и дело появлялись немецкие самолёты.
Мы буквально жили на киностудии. Работали по две смены, поскольку военное положение с каждым днём усугублялось и всё больше становилось понятно, что быстро врага не победить.
– А во время съёмок вас не охватывало беспокойство: дескать, кругом война, а вы танцуете и поёте?
– Пырьев сумел создать на площадке атмосферу, в которой каждый чувствовал, что раз нас оставили в тылу, то мы делаем нужное для страны дело. И вёл себя при этом как настоящий жёсткий командир. Если Пырьеву не нравилась сцена, он заставлял её переснимать, не обращая внимания ни на дефицитную плёнку, ни на указания начальства срочно готовиться к эвакуации в Алма-Ату. Помню, как снимали последнюю сцену «Свинарки…» – ту самую, где старик чабан курит трубку, а мой Мусаиб Гатуев просит его: «Отец, ты стар. Но у тебя сердце юноши. Ты складываешь такие песни, которые поёт весь аул. Сложи песнь о моей любви, пламенную и нежную, как весеннее солнце. Я вложу её в конверт и отправлю заказным письмом на север, туда, где бор, где много-много снега…»
Мне казалось, что ничего особенного тут играть не надо. Довольный, что мы уложились в график, я завершил свою сцену. Но вдруг Пырьев устроил такой разнос, что сделалось стыдно. Он заставил переснимать ещё и ещё – до тех пор, пока сцена не достигнет нужного качества. Ему было нужно, чтобы люди, уставшие от вой-
ны, бомбёжек и лишений, глядя на экран, вновь почувствовали себя посреди прежней мирной жизни и поверили: всё закончится хорошо.
«Я едва не попал в тюрьму»
– Эвакуация в Алма-Ату всё же состоялась?
– Да, там мы озвучивали картину. Позже я задержался в Казахстане на год – работал в местном Русском театре, затем переехал в Чимкент и выступал во фронтовых концертных бригадах.
– Опасность, конечно же, была совсем рядом…
– Бывало всякое, но артистов, как правило, берегли от лишнего риска. А вот в тюрьму я едва не попал. В 1942 году во время гастролей меня поселили в небольшом бараке, который отапливался дровами. И я, забыв открыть заслонку, надышался во сне угарным газом. Утром замечательный военный лётчик Николай Подзоров случайно заглянул ко мне в барак и увидел, что я не дышу. Вытащил на мороз и стал откачивать. Думаю, провозился он долго, поскольку я с огромным трудом пришёл в себя и ещё целые сутки не мог шевелить языком. Если бы не он, меня бы давно уже не было в живых.
В тот день мы играли спектакль. Собрался весь коллектив театра, а меня нет. Когда прибежали за мной и увидели, что я не ворочаю языком, решили: Зельдин накануне перебрал и потому проспал. За саботаж надо мной устроили товарищеский суд. Мне стало до слёз обидно, поскольку все в труппе знали о том, что я в жизни не брал в рот спиртного. Не посадили меня благодаря всё тому же Николаю Подзорову. Он выступил в мою защиту, подробно описав, как было дело. К счастью, ему поверили.
Надо ли говорить, что оставаться рядом с такими артистами я больше не хотел. И едва в 1943 году получил из Москвы приглашение вернуться в Театр транспорта (ныне «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова. – Ред.), с удовольствием собрал свои вещи и уехал. В Москве я и встретил Победу.