свидетельство о жизни спектакль
Директор «Новой оперы» рассказал об опасности на сцене в любом театре
Сцена является самым опасным местом в театре, даже если на ней нет ни единого элемента декорации. Об этом рассказал в беседе с «Известиями» в воскресенье, 10 октября, директор театра «Новая опера», заслуженный работник культуры РФ Антон Гетьман, который с 2002 по 2016 год был заместителем генерального директора Большого театра.
«Сценограф, создавая пространственный образ спектакля, прежде всего является творцом, художником. Он не отвечает за безопасность в театре. Это не относится к его компетенции», — отметил Гетьман.
Он уточнил, что в спектакле «Садко» использовались реплики оформления, выполненного художником Виктором Васнецовым, для постановки на сцене Большого театра, которая шла еще в советское время. При этом, по словам Гетьмана, в современной версии этой оперы декорации совершенно оригинальные.
«Вообще, сцена — это самое опасное место в театре. Даже если на ней нет ни одного элемента декорации, если на ней не идет спектакль, тем не менее она являет собой место потенциальной повышенной опасности. Достаточно выйти на сцену и поднять голову наверх. И вы увидите, что у вас над вами будут висеть тонны оборудования: светового, звукового, механического, электронного и прочего», — подчеркнул Гетьман.
По его словам, различные ЧП происходят именно на сцене. Однако, как уточнил заслуженный работник культуры РФ, с декорациями спектакля «Садко» всё в порядке.
«Они сделаны с высочайшей технологической точностью, с высочайшей степенью обеспечения безопасности. Тем более что спектакль уже больше года в репертуаре. И ничего не происходило. Даже элементарная логика подсказывает, что если прошло 18 спектаклей и на 19-м случилось несчастье, то очевидно, что это не системный сбой, а форс-мажор», — заверил Гетьман.
Вместе с тем он обратил внимание на то, что на сегодняшний день никто точно не знает, что произошло на сцене Большого театра, когда погиб один из актеров. Гетьман указал на профессиональные этические нормы.
«И тех, кто сегодня, используя несчастье, произошедшее в Большом театре, выступают с обличительными текстами, я их даже коллегами назвать не могу. Это непорядочные люди. Они думают, что уже во всем разобрались и всех виноватых назначили», — подчеркнул заслуженный работник культуры РФ.
Он также отметил, что произошедшее — это трагедия всего коллектива и сложнейший момент в жизни театра.
37-летний артист мимического ансамбля Евгений Кулеш погиб 9 октября на сцене во время смены декорации в опере «Садко». В правоохранительных органах сообщили «Известиям», что погибший из-за шума не услышал, что ему пора было отбегать от декорации, которая стремительно опускалась на сцену.
Спектакль прервали, а зрителей попросили покинуть зал. Тверской межрайонный следственный отдел СУ по Центральному административному округу Москвы и прокуратура столицы по данному факту проводят проверку.
Вес декорации составляет около 2 т, она опускалась с большой скоростью — около 1,5–2 м/с. По мнению народного артиста России, танцора, ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николая Цискаридзе, причиной трагедии стала «эффективная работа» менеджмента театра.
Одна из зрительниц, посетивших 9 октября оперу «Садко» в Большом театре, рассказала, что сначала всё шло как надо, начала опускаться декорация, артисты начали петь. Внезапно главный герой начал кричать: «Стоп, стоп, стоп, вызовите «скорую».
По словам балерины Анастасии Волочковой, гибель артиста Большого театра — это такие «звоночки», которые говорят о необходимости смены руководства театра. Она уточнила, что в Большом театре есть проблемы с техникой безопасности. Как отметила балерина, это началось с реконструкции театра, в ходе которой, по ее словам, были украдены большие суммы денежных средств.
6 главных театральных постановок октября 2021 в Москве
«Двое. Чаплин и Михоэлс»
Фантазер и мечтатель, Дмитрий Крымов каждым своим новым спектаклем меняет представление о возможных границах театрального действия. И, если вы уже были в театре, и вам кажется, что вы все про него знаете — Крымов разрушит эту убежденность. Вот и сейчас, вместе с продюсером Леонидом Роберманом и Музеем Москвы, Дмитрий Крымов готовится удивить московскую публику.
Детали знакомства Чаплина и Михоэлса остались за кадром истории. О чем они говорили, чем успели поделиться, что их волновало больше всего? Ясно одно: два эти айсберга, две личности планетарного масштаба сказали друг другу что-то очень важное.
Премьерные показы 28 и 29 сентября, 1-4 октября в Музее Москвы. Начало спектаклей в 19:00. 16+
«Стакан воды»
7, 8, 15 октября на Большой сцене Московского театра «Et Cetera» п/р Александра Калягина премьера спектакля Бориса Морозова «Стакан воды». Это классическая комедия по пьесе известного французского драматурга Эжена Скриба, которая остается актуальной на протяжении уже полутора веков.
Политические интриги остроумно соседствуют с любовными, лихо переплетаются, становятся зависимыми друг от друга. А в результате судьбы стран, охваченных войной, решают три дамы, увлеченные молодым красивым офицером. Вернее, ревность одной, коварство другой и искренняя любовь третьей.
Адрес театра: Москва, ул. Мясницкая, д. 23. Начало в 19:00. 16+
«Горе от ума»
Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин обращается к легендарной пьесе Александра Сергеевича Грибоедова и приглашает нас по-новому взглянуть на извечную проблему противостояния личности и эпохи, времени и человека, который находит… или не находит «оскорбленному чувству уголок». «К вам Александр Андреич Чацкий!»
Да-да, тот самый — резкий, саркастичный, и за словом в карман не лезет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!», «А судьи кто?», «Дома новы, а предрассудки стары»… И красавица Софья все так же как будто влюблена в Молчалина, и отец ее, московский барин Фамусов, все еще держит открытый дом, а князья Тугоуховские до сих пор не выдали замуж дочерей.
Что нового могут рассказать людям XXI столетия герои пьесы, написанной 200 лет назад, чьи реплики, а главное — убеждения, казалось бы, прекрасно известны нам еще со школьной скамьи? Давайте попробуем изменить угол зрения…
«Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок» — вот в чем вопрос», — говорит режиссер Алексей Бородин.
20 и 21 октября, 19.00 РАМТ. 16+
«Бестолочь»
«Бестолочь» 24.09 ЦКИ «Меридиан», 05.10 ММЦ «Планета КВН», 15.10 ЦКИ «Меридиан». Начало спектаклей в 19:00. 12+
«Ищу мужа»
06.10 «Планета КВН». Начало спектакля в 19:00. 12+
«Сеанс гипноза для семейной пары»
09.10 Театр «Русская песня». Начало спектакля в 19:00. 16+
Как менялось руководство в главных московских театрах
Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников
Театр Ермоловой
В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:
«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».
С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.
Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.
21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.
МХАТ им. Горького
МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.
Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков, 2019 год
Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.
«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».
В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.
«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.
Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.
МХТ им. Чехова
Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).
После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».
«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».
Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.
«Современник»
Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.
Смерть на сцене: что обрушилось в Большом театре на артиста Евгения Кулеша
Ирина Мишина
Трагедия произошла в первом акте. Декорация в виде бревенчатого дома начала опускаться, когда на сцене было большое количество актеров. 37-и летний Евгений Кулеш в это время выносил другую декорацию и должен был отойти вправо или влево, но сделал шаг назад. В это время начала опускаться декорация. По предварительным данным, вес упавшего «дома» около двух тонн. Он опускался с большой скоростью — около 1,5-2 метров в секунду. На видео, которое сняли зрители злополучного спектакля заметно, как актер падает, а другой актер кричит: «Стоп! Стоп! Скорее Скорую, здесь кровь!».
Следственный комитет начал проверку по факту случившегося.
Кстати, многие идут на оперу «Садко» во многом из-за красочных необычных декораций, но режиссер решил показать зрителям вместо древнего Новгорода нечто иное. Креатив закончился трагедией…
Возникает естественный вопрос: кто отвечает в Большом театре за технику безопасности и за сами декорации?
Как считает известный сценограф Зиновий Марголин, крупный музыкальный театр — это в числе прочего производство. Но в какой-то момент у нас были разрушены не только производства по изготовлению ботинок, но и по изготовлению театральных декораций и костюмов. Хорошие мастерские, которые работают при театре, есть только у Мариинского театра, поэтому там не тратят бешеных денег на декорации. В Мариинке делают декорации сами. Но когда случается, что в месяц совпадают сразу три премьеры, тогда с кем-то договариваются на стороне, чтобы помогли. И за «героический труд» отдельно доплачивают. Но если декорации стоят выше восьми миллионов рублей, художественный руководитель начинает неодобрительно качать головой. В театре своя экономия, в том числе есть определенный бюджет на декорации. Могу предположить, что такой зрелищный спектакль, как «Садко» стал затратным: вспомним, сколько костюмов и декораций нужно хотя бы для сцены в морском царстве. Разумеется, на новгородских палатах можно было сэкономить. В результате сэкономили на человеческой жизни.
Заказывали ли декорации для постановки «Садко» в сторонних мастерских или в мастерских Большого, не известно. Но тот факт, что их качество несовместимо со спектаклем – очевидно. Жаль, что для понимания этого необходимо было заплатить человеческой жизнью.
Что посмотреть в театрах осенью
Театр на Таганке
«Снегурочка»
Современная интерпретация пьесы Александра Островского в постановке режиссера Дениса Азарова
Герои спектакля жаждут любви, стремятся к ней, но насколько честны они или тщеславны в своих намерениях? Снегурочка, попавшая в царство Берендея, наблюдает за миром, в котором страсть руководит разумом, а «любовь» является разменной монетой. Молодой девушке придется разобраться с собственными чувствами и страхами, отличить истинное от ложного и принять решение, которое станет для нее роковым.
«Снегурочка» — постановка, которая переосмысляет образы славянской мифологии. Концепция закономерности и противоречия миропорядка, выраженная Островским благодаря художественным метафорам, в постановке Азарова раскрывается через новую трактовку образов главных героев, визуальную и музыкальную инсценировку.
«Есть мир Зимы, Мороза и Снегурочки, а есть мир Весны, Ярила и Берендея. Они диаметрально противоположны, и между ними конфликт. В нашем спектакле мы хотим показать идею того, что одно общество пожирает другое. Одна любовь поглощает другую. Один взгляд на жизнь победит другой взгляд на жизнь. Это несправедливая, но бескомпромиссная ситуация», — режиссер Денис Азаров.
6 и 7 октября. Театр на Таганке, Основная сцена. Начало в 19:00, 16+
«Горка»
Режиссер Данил Чащин
«Эта пьеса про ежедневный подвиг маленького человека. Воспитательница детского сада Настя пытается построить горку, организовать покупку подарков на Новый год, подготовить утренник, помочь оставленному родителями мальчику-мигранту, не потерять любовь любимого человека и не сойти с ума за пятнадцать тысяч рублей в месяц, — рассказывает драматург Алексей Житковский. — При этом «Горка» — пьеса о добре, которое существует вопреки всему».
«Горка» — смешная история про абсурд будней воспитательницы детского сада. Думаю, у многих из нас светлая ностальгия по детству смешана с грустными воспоминаниями. В этой двойственности и узнаваемости я вижу много юмора, но также и повод для размышления. Для меня этот спектакль про то, как опасны недобровольность и принуждение и как важно сохранить в себе человеческое», — рассказывает режиссер Данил Чащин.
2 октября и 9 ноября. Театр на Таганке, Основная сцена. Начало в 19:00, 16+
Театр Виктюка
Куратор проекта — Лиза Спиваковская
С 25 по 28 октября в театре пройдут мероприятия, объединенные общей темой «О Мастере. 85 лет со дня рождения», 12+
«P. S. Скок в постель»
Режиссер Игорь Неведров
В основе спектакля лежит комедийная пьеса Марселя Митуа, которую в прошлом году начал репетировать Роман Григорьевич со звездным составом труппы театра, но не успел закончить. «P. S. Скок в постель» станет спектаклем о репетициях… спектакля, о постановочном процессе, который у Романа Виктюка сам по себе был достоин того, чтобы стать отдельным спектаклем.
Премьера 25 октября, (18+)
«Нежность»
Режиссер восстановленного спектакля Сергей Захарин
Драма в пяти письмах по роману Анри Барбюса под музыку Шумана, Брамса и Франка — это гимн любви, основанный на нежности и с нежностью же поставленный Романом Виктюком для актрисы Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман.
«Спектакль будет объявлен особо…»
Режиссер Дмитрий Касимов
За одним импровизационным столом соберутся те, кто работал с Виктюком дольше и ближе всего — гости и хозяева Дома Света. Соберутся, чтобы вспомнить своего Мастера и моменты нежности, смеха, легкости, радости и хулиганства — время, пройденное бок о бок с великим режиссером, который до последнего оставался юным, озорным подростком. Это будет домашний разговор не на зрителя, соучастником которого зритель все-таки будет.
«Служанки»
Легендарную постановку Виктюка, которой этой осенью исполняется уже 33 года, сыграют в день рождения Мастера. Спектакль стал визитной карточкой режиссера и созданного им театра, символом театральной революции и новаторства.
Театр Камбуровой
«24 часа из жизни женщины»
Режиссер — Гульназ Балпеисова
Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой представляет российскую премьеру камерного мюзикла Сергея Дрезнина «24 часа из жизни женщины» по одноименной новелле Стефана Цвейга.
Героиня новеллы Цвейга рассказывает про 24 часа, которые полностью перевернули ее жизнь, про бурю эмоций, страстей и водоворот чувств. Сценическая версия Гульназ Балпеисовой, дополненная цитатами из других произведений Цвейга, стала не просто синтезом мюзикла и драматического спектакля, но и возможностью поразмышлять о времени и личном выборе, о любви как некоем созидании, только рискнув пройти через которое человек может реализовать себя и испытать полноту жизни. Героиня спектакля миссис К. через вспыхнувшую страсть, риск, страх получает возможность наиболее полно реализовать свое право на чувства, на свое восприятие мира, на возможность ощутить себя героиней. И прожить хотя бы одни сутки на таком максимуме, который не просто запомнится на всю оставшуюся жизнь, но и даст свет и надежду, позволит уже не бояться будущей старости, приметы которой — всего лишь история прожитой жизни на теле человека. И неважно, каков финал этого мига: тех, кто ярко проигрывает, запоминают еще сильнее.
В спектакле заняты Лада Марис, Евгений Вальц, Денис Сорокотягин, Ольга Тенякова/Анна Комова.
23 и 24 октября. Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой, Большой зал. Начало в 19:00, 16+
Московский Губернский театр
«Сон разума»
Режиссер-постановщик Сергей Безруков
Фантасмагория по мотивам произведений Н.В. Гоголя. Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума.
28 октября. Московский Губернский театр, Большая сцена. Начало в 19:00, 16+
Концертный зал «Измайлово»
«Маленький неоновый принц»
Авторы спектакля Евгения Акс и Мария Попова ловко перенесли в космическое пространство два великих произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Планета людей». Более того, они создали компьютерный образ всеми любимого автора. Завораживающе звучит его голос, погружая зрителя в удивительное приключение. И все это реализовано благодаря современным технологиям. Молодая амбициозная команда, идя в ногу со временем, создала уникальный проект.
Спектакль «Маленький принц» является эксклюзивным, не имеющим аналогов. Это космический воображариум с элементами циркового искусства, танца и пластики. Вместе с Неоновым принцем и летчиком Антуаном вы побываете на разных планетах, заглянете в потайные уголки своей фантазии, вспомните о своих мечтах и найдете новые. Трогательная история, рассказанная Маленьким принцем в необитаемой пустыне, возвращает в сердце таинственное вдохновение, с которым дети собирают цветные стеклышки.
2 октября. КЗ «Измайлово», Большой зал. Начало в 12:00, 6+
Театр Л.Рюминой
«Алконост. Легенда о любви»
Мюзикл Глеба Матвейчука
«Алконост» – это фэнтезийная готическая история любви по мотивам славянской мифологии. Захватывающая история о неземной любви смертного Охотника к райской птице Алконост разворачивается на фоне противостояния двух братьев – верховного бога Перуна и Велеса, бога Подземного царства мёртвых. В центре истории две дочери Перуна – удивительные существа с головой женщины и телом птицы: мудрая Сирин и мечтательная Алконост, которая привела своего любимого в обитель райских птиц – Ирийский сад, чтобы сохранить ему жизнь.
Величественные декорации, Фантастические костюмы птиц, разнообразие музыкальных жанров: от классики до рока.
Мюзикл в двух актах, позволяющий на пару часов забыть о суете современного мира и погрузиться в захватывающую историю вечной любви, которая не знает преград.
21-22 октября, 12 ноября, 19:00, 12+
Московский Международный Дом Музыки
«Виртуозы Москвы» и юные таланты
Концерт камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьева при участии молодых музыкантов пройдет в рамках проекта «Класс от маэстро»* благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». В качестве солистов выступят участники и стипендиаты проекта: «Молодое дарование России 2020» Арина Максименко, стипендиаты главы Старооскольского городского округа Николай Прокопенко и Артем Аракелян, стипендиат губернатора Белгородской области Сабина Сакаева. В программе: Моцарт, Гайдн, Дворжак, Чайковский, Фролов.
«Виртуозы Москвы» – единственный российский оркестр, имеющий записи под знаменитыми лейблами BMG Classics и RCA Red Seal. Коллективом выпущены диски не только с произведениями классического репертуара, но и с сочинениями современных композиторов.