светская жизнь российской империи читать
Дворянская семья в светском обществе
Светская жизнь и семейный этикет
Светская жизнь в дворянском понимании, это общественные отношения внутри их сословия, пронизанные определенными узами условностей.
Умение себя вести в свете являлось очень важной частью жизни дворян. Идеальный образ светского человека на протяжении всего XIX века оставался неизменным: это образованный дворянин, прекрасно изъясняющийся на французском, модно одевающийся, ловко танцующий, играющий в карты, разбирающийся в разговорах.
Об этом свидетельствуют записи публициста того времени В.Н. Погожева:
«Молодой человек, желающий быть принятым в большом свете, необходимо должен иметь следующие качества: говорить по-французски, танцевать, знать хотя по названиям сочинения новейших авторов, судить о их достоинствах, порицать старых и все старое, разбирать играемые на театрах пьесы. Но главней всего – это играть в карты и по большой и быть одетым по моде» [1]
От дамы требовалось практически такое же поведение, за исключением игры в карты.
Конечно, следует учитывать, что не все представители дворянства были ярыми поклонниками светской жизни.
И.В.Каменская, А.Я. Бутковская, И.В. Икскуль, например, в своих мемуарах упоминали о том, что старые помещики редко выезжали в свет, да и гостеприимством не отличались.
Об участие дворянской семьи в жизни света можно говорить тогда, когда в общественных отношениях бло задействовано все семейство в полном или частичном составе. Пример такого участия – широко распространенная практика нанесения визитов и приема гостей.
М.С.Николева писала в воспоминаниях: «К концу лета вернулись мы к себе в Покровское, куда съехались много знакомых и некоторые родственники. Их поместили с другими гостями в большой садовой беседке на берегу довольно глубокой сажалки для карасей, через которую был перекинут на арке мостик, выкрашенный розовой краской и освещавшийся двумя фонарями.
Плодов всякого сорта было всегда в изобилии. Яблоки, груши, сливы. длились во всю зиму, не смотря на то, что не более двух дней в неделю у нас не садились гости за обед. В семейные праздники приезжих лошадей бывало до семидесяти» [3]
Сохраняя в гостеприимстве патриархальность, в которой гостей мог принимать хозяин либо хозяйка дома, но никак не их дети, дворяне выработали для себя целую систему правильного нанесения визитов.
Визит – прием гостей, как правило по неофициальному поводу, сопровождающийся приятным времяпровождением за беседой, чашкой чаю и т.п.
Отсюда выделяется повседневная часть, светской семейной жизни – нанесение визитов, либо прием визитеров у себя. Как правило, визиты могли наноситься замужней женщиной вместе с детьми, либо она принимала гостей у себя.
Дворяне, жившие за городом, могли приглашать к себе гостей на длительный срок. Например, в загородных усадьбах проходили постоянные увеселения, охота и балы. Святой обязанностью хозяев было развлечение своих гостей.
В воспоминаниях дворянина В.А. Инсарского, служившего в столице, находим интересное описание времени, когда он гостил за городом:
«Когда потом я еще несколько раз приезжал в Ивановское, я находил там такую же толпу друзей и приятелей, какая у меня была в Петербурге. И лето, которое я всегда избирал для поездок туда, пролетало быстро и великолепно» [5]
Традиционная планировка дворянского дома, может многое рассказать о светской жизни своих владельцев.
Как правило, она начиналась с вестибюля – просторного, светлого зала, служившего прихожей. За вестибюлем находился парадный зал, где устраивались обеды, балы, приемы. Возле вестибюля располагались гостиные – комнаты для приема гостей.
К середине XIX века усадебная культура вступает в свой кризис: усадебное строительство пошло на спад, а после отмены крепостного права и вовсе многие из усадеб пришли в упадок, поскольку у владельцев не было больше средств их содержать. Позволить себе иметь загородные усадьбы могли лишь состоятельные дворяне. Семейная, светская жизнь во второй половине XIX века активно переходила в город.
Представление о том, что все дворяне имели в городе дома и особняки не совсем верное. Лично владеть недвижимостью доводилось только самым зажиточным, остальные вынуждены были арендовать себе жилье на время пребывания в городе. Зачастую таким арендованным жильем становились квартиры доходных домов.
Характерной особенностью «барских» квартир было наличие большого числа комнат – от шести до пятнадцати, а иногда и больше. [8]
Итак, мы выяснили, что дворянские дома были приспособлены для приема гостей, что и в будние дни, и в праздники, было явлением довольно частым, так как составляло одну из основополагающих сторон светской жизни.
Все беды человека происходят по вине неумения себя держать. Ведь в семье, как и в обществе, в поведении необходимо соблюдать такт и уметь себя подать. Качества эти приобретаются воспитанием. Но недостаток воспитания, делает человека легкомысленным, а это недопустимо. [13]
Семья должна строго следовать предписанным этикетом канонам. Например, для первого выезда в свет молодой девушки, считалось правильным, если она войдет в бальную залу под руку с отцом(при наличии) или другим старшим родственником. Именно у него, кавалеры, желающие пригласить девушку на танец, обязаны спросить разрешение. [14]
Последующие визиты и выходы в свет, девушка уже может делать со своей матерью (или старшей родственницей), но ни в коем случае одна.
Как правило, светскую жизнь девушка начинала вести с шестнадцати лет. А вот у юноши право посетить светский бал и делать визиты, появлялось лишь с поступлением на службу, но он имел право приходить без сопровождения. [15]
Девушка-невеста, по этикету, должна была уметь угождать желаниям семьи своего будущего супруга, а та семья, в свою очередь имеет полное право перевоспитать будущую невестку по своему усмотрению. Став женой, девушка обязана самостоятельно следить за домашних хозяйством, а еще ни в коем случае, не обижать родных и друзей супруга, а наоборот, приложить все усилия, что б им понравится. Визиты молодая супруга может делать только с супругом или свекровью, но никак ни с матерью или другими родственницами. При отъезде супруга, жена переселяется к его родным и лучше, если воздерживается от светской жизни, до его возвращения. [16]
Интересно, что супруг по этикету, имеет полное право влиять на светские отношения супруги и корректировать ее дружеские связи по своему усмотрению. [17]
Характер подобных правил, весьма патриархален и во второй половине XIX века часто не соблюдался. На этот счет в сборнике по этикету, есть замечание: «Несоблюдение всех этих правил происходит часто от чрезмерного баловства родителей, всегдашней уступчивостью и снисхождением, делающих своих детей сухими эгоистами, думающими только о собственных удобствах» [20]
В отношениях членов семьи между собой, этикет требует соблюдения иерархии. К примеру, братья и сестры обязательно должны быть вежливы и предупредительны один к другому, причем старший сын всегда пользуется некоторым превосходством и имеет власть над младшими детьми. [21] Дети должны выходить из экипажа первыми, но пропускать родителей вперед, при входе. [22] Девушка всегда должна идти впереди родителей, так как те обязаны за ней наблюдать. [23] В театре и других подобных местах, мать и дочь садятся впереди, а отец с сыновьями позади них. [24] Отец или мать обязаны сопровождать дочь, но она имеет право ехать с родителями не во всем места. [25]
Супружеская пара не должна была выражать своих чувств на публике, однако дома, супруг должен был оказывать жене всяческую заботу. [27]
Девушка, потерявшая мать раньше своего совершеннолетия не могла оставаться хозяйкой в доме отца. Она должна была быть отдана в учебное заведение или же под опеку пожилой и благочестивой родственницы. [28]
Семейный этикет так же затрагивал обычаи и важные события в жизни дворян.
О рождении ребенка и крестинах, предписывалось следующее: « Женщина, готовящаяся стать матерью, перестает выезжать в свет и является только в дом своих ближайших родных. Как во избежание какой-нибудь несчастной случайности, так и ради соблюдения приличий, она не показывается ни в театре, ни на общественных гуляниях, не ездит с визитами.
Выбирать восприемников от купели следует с большим тактом. Не годится приглашать тех, кто выше или ниже семьи по положению и статусу. Крестный отец платит священнику, а ребенку дарит крестик; крестная мать дает священнику платок, а ребенку рубашку и чепчик. Матери младенца, восприемники дарят обрезки на платье» [29]
При помолвке, молодой человек обязан просить руки невесты у ее отца (старшего родственника), но не у матери. Так же он в праве при положительном ответе, обсудить с родителями приданное невесты. Невеста же не обязательно должна присутствовать при этих разговорах. [30] Если свадьба по каким либо причинам не состоялась, молодые должны вернуть друг другу подарки или же возвращает только тот, кто первый разорвал отношения. [31] После разрыва, как молодому человеку, так и девушке, следует на время покинуть город, отправится в путешествие и т.п. [32] Если в семье возник траур, свадьбу обязаны отложить.
Особые предписания имелись по соблюдению траура. Так, самый длительный траур должна была носить вдова – год. Причем первые полгода траур должен быть глубоким. Вдова в это время носит исключительно черные одеяния. Траур вдовца длится полгода, после чего он может снова вступить в брак. [33]
Траур по родителям, бабушкам и дедушкам длится год. По братьям и сестрам полгода, а по другим родным – по обстоятельствам от месяца до трех. [34]
В глубоком трауре нельзя покидать дом, делать визиты и участвовать в светской жизни. Балы, театры и другие увеселения разрешено посещать только после снятия траура. [35]
Проведя исследование семейного этикета, можно прийти к выводу, что он не просто отражает патриархальность и иерархичность семейного уклада, а настоятельно поддерживает такую систему ценностей в дворянских семьях.
Таким образом, формируется мнение, что вся жизнь дворянского семейства, так или иначе причастного к свету, строилась по принципу постоянных визитов, посещения светских мероприятий, где они стремились продемонстрировать свой достаток, свои достижения и, конечно же, безупречные манеры. Семья, как средство прославления рода и фамилии, являлась объектом гордости для ее членов, в особенности для старшего поколения. Идеальная жизнь в представлении дворян, по сути, строилась на одном лишь желании показать себя лучше других. Как благородное сословие, в светской жизни, из всех качеств, они ставили на пьедестал гордость.
«Гордость семьи» могла заключаться даже в таких мелочах, как признание кого-нибудь из ее состава великолепным танцором, красноречивым собеседником и т.п. Удачная карьера, древность рода, высокое положение в обществе – все это порождало в дворянской среде зависть и высокомерие.
Сколько бесчисленных судеб было принесено в жертву во имя светских идеалов? Воспитание, образование, семейный уклад у дворянской семьи на протяжение XIX века преследовали лишь одну цель – состояться в обществе или на службе в государстве.
[3] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. Вып. 10. – С. 150-151.
[4] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года М, 2007 – С.40
[11] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года М, 2007 – С.87
«Русский эмигрант» Робер Оссейн
Порой кажется, что актерские суеверия вполне оправданы, что та самая роль, в которую артист вживается до глубины своего существа, действительно, становится второй натурой и влияет на судьбу.
Графа де Пейрака сожгли на Гревской площади – и все, даже его жена Анжелика, были уверены, что великий хромой из Тулузы действительно умер. Однако уже во второй серии популярнейшей саги французского режиссера Бернара Бордери зритель узнавал: граф смог спастись. Робер Оссейн, звезда французского кино, исполнитель роли Жоффрея де Пейрака, погиб в автомобильной катастрофе – летом 1974 года об этом написали все французские газеты.
Женщины графа де Пейрака
Спустя много лет в одном из интервью Оссейн признается: часть его сердца и впрямь умерла тогда, вместе с подругой. Именно поэтому он не стал менять надгробие. И по-прежнему приходит к себе на могилу и приносит цветы для Мишель.
Разумеется, в жизни главного героя-любовника Франции были и другие женщины. Много лет длился невероятный роман с Мариной Влади: именно она стала первой любовью и первой женой Робера Оссейна.
Мэзон-Лаффит – большой дружный дом, интересное русское семейство. Четыре сестры Поляковых-Байдаровых, младшей, Марине – всего одиннадцать. Случайное знакомство 21-летнего начинающего актера и девочки-подростка, разумеется, не могло стать завязкой романа. Любовь пришла позже – когда через пять лет сестры Поляковы пришли на спектакль с участием Оссейна и заглянули в гримерку.
«. И я пропал! Марине было тогда 16 лет, и я так в неё влюбился! Она была похожа на ангела! Золотые волосы, лучистые глаза, бледная кожа! Такая хрупкая, эмоциональная, нежная!»
«Это было очень тяжелое, трудное и долгое расставание для нас двоих. Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй. Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой».
…Северо-запад Ирана, высокогорное озеро Урмия. Упоминание о «сияющем белом озере» есть даже в собрании священных текстов «Авеста»; в девятом веке арабский историограф назвал его «озером еретиков». Здесь около сотни островов, некоторые обитаемы – встречаются леопарды, пеликаны, фламинго. Суровая спокойная красота, как будто скрытая от мира, одно из тех мест на земле, где природа сохранила свою силу и первозданную красоту. Неподалеку, между горами Сефенд и Эйнали – Тебриз, город с 4000-летней историей.
В девятнадцатом веке основное население составляли азербайджанцы, смешанные браки были широко распространены и Ахмед Хуссейн – азербайджанец по отцу и иранец (или, как сказали бы раньше – перс) по матери – один из многих уважаемых купцов Тебриза, женился по большой любви на девушке из таджико-персидской семьи. Начало двадцатого столетия перевернуло привычный уклад: сначала вспыхнуло курдское восстание, потом – иранская революция. Спасаясь от кровавых событий, семья бежала в Туркестан. Там, в Самарканде, в 1905 году родился сын – Аминулла Хуссейн. Его имя и фамилия не раз изменятся: сначала в Самарканде его будут звать на русский лад – Амин Гусейнов, в Москве он станет Андреем, гораздо позже мир узнает его как Андре Оссейна, французского композитора.
Одаренных детей в царской России поощряли – давали возможность обучаться в лучших учебных заведениях империи. В числе счастливчиков оказался и маленький Амин Гусейнов – именно благодаря его музыкальному таланту семья перебралась в Москву. Здесь, в школе при Московской консерватории, где он обучался игре на скрипке, его звали Андреем и хвалили за успехи. Здесь же, в Москве, застал семью Гусейновых кровавый октябрьский переворот.
В 1922 году семья бежала в Европу: сначала осели в Штутгарте, после перебрались в Берлин. Решив, что музыка не прокормит сына в будущем, родители отдали его учиться медицине. Однако он, как ни старался, так и не подружился с медициной. Первая любовь взяла верх, и Андрей Гусейнов возобновил занятия музыкой, наперекор желанию семьи. Сначала в Штутгартской, а потом в Берлинской консерватории.
Судьба эмигрантов
Доходный дом в Санкт-Петербурге, собственный банк – в дореволюционной России это значило многое. И все это было у банкира Миневского. Дочь Миневского, Анна, окончила Смольный институт. Сам банкир отличался широтой политических и социальных взглядов: в его доме снимали комнаты многие будущие революционеры; иногда Миневский помогал им деньгами.
Много лет спустя Робер Оссейн, исследующий историю своего рода, выяснит: часть этих денег отправлялась в Швейцарию на имя будущего вождя октябрьского переворота Владимира Ленина. Возможно, этот факт и спас жизнь семье Миневского в страшные дни семнадцатого года: комиссар, которому было поручено арестовать банкира, узнал его – когда-то этот классово чуждый элемент простил ему долг за комнату. Миневскому вместе с дочерью помогли выехать из России. В Берлине петербурженка Анна Миневская встретилась с еще одним эмигрантом из России – уроженцем Самарканда Андреем Гусейновым. Случайно. Зашла в фотомастерскую за портретом и встретила судьбу.
Он – начинающий музыкант. Она дает уроки детям русских эмигрантов. Денег не хватает – и вскоре молодожены решают перебраться в Париж: там много соотечественников, может быть, легче будет найти более стабильную работу.
Кстати, во время Второй мировой войны Андре Оссейн не просто участвовал в движении Сопротивления, но был в одном отряде… с родителями Шарля Азнавура. Этими «странными сближеньями» точно пронизана вся жизнь Оссейнов.
Парижский «бандит»
Первые воспоминания Робера Оссейна – две крохотные комнатушки в полуподвале на улице Вожирар, складной стол, пианино, печка. Сегодня поверить в это непросто – но один из самых известных французских актеров двадцатого века сначала научился говорить на русском языке и с детства слушал музыку русских композиторов.
Отец его долгое время не мог продать ни одного произведения – его симфонии и балеты были никому не нужны. Признание к Оссейну-старшему придет лишь после того, как его сын, известный актер, попробует себя в режиссуре и возьмет в свой фильм ту самую музыку, что впервые услышал в далеком детстве.
До пятнадцати Роберовских лет семья жила на грани нищеты. Иногда ему перепадало несколько монет на карманные расходы – эти дни были для мальчишки настоящим праздником: можно было сходить в кино или в театр. Не с тех ли самых пор все, кроме сцены, софитов, темного зрительного зала, стало казаться Оссейну иллюзией, не стоящей внимания?
Робер Оссейн исполнил одну из главных ролей в постановке Жана Жене «Высокий надзор». Успех был оглушительный. Критики буквально захлебывались от восторга: этот Оссейн не похож на актера, он настоящий дворовый бандит! Жан Жене в очередной раз подтвердил свою репутацию режиссера, склонного к риску – надо же было доверить главную роль человеку с улицы!
Казалось – мечта уже сбылась; вот слава, вот интервью и поклонницы! Однако этот первый головокружительный успех сыграл в жизни актера роковую роль. Робер Оссейн стал «идеальным убийцей». К нему приклеился один-единственный образ – и на долгие годы он был обречен изображать гангстеров.
Горькая ирония состояла в том, что и сам Оссейн не видел себя в другом амплуа. И не только в кино или в театре, но и в жизни. Он не умел обращаться с деньгами – сразу тратил все, что зарабатывал, а после вновь перебивался обедами у знакомых и ночевками у друзей. Какое-то время он спал на полу на матрасе в мастерской у фотохудожницы Антуанетты Перье – а когда у нее появился новый любовник, перенес свою подстилку на лестничную клетку и ночевал под ее дверью, как собака.
Спустя много лет Оссейн сделает довольно рискованное признание: ему нередко помогали дамы в возрасте – платили за то, чтобы он сходил с ними в театр, на концерт, в ресторан, потанцевал, поговорил – а может, и не только за это…
Каролин и Анжелика: презрение и признание
…Для режиссера Бернара Бордери выбор был очевиден: главную мужскую роль в экранизации авантюрного романа Анн и Сержа Голон должен сыграть именно Оссейн. Сам актер согласился без всяких колебаний: роли гангстеров изрядно надоели, и раз уж предлагают попробовать себя в амплуа героя-любовника – почему бы и нет?
Со дня премьеры фильма «Анжелика, маркиза ангелов» Робер Оссейн перестал быть Оссейном. Теперь он превратился в Жоффрея де Пейрака – идеального мужчину, одновременно сильного и нежного, ученого и трубадура, соблазнителя и верного мужа.
К нему подходили на улице: молодые девушки робко просили автограф «у самого графа де Пейрака», женщины постарше обнимали со слезами на глазах, благодарили за удивительный образ мачо на все времена; в Риме темпераментные итальянки бросались перед ним на колени и пытались поцеловать его ботинки. Это была настоящая истерия.
Сначала Оссейну льстила долгожданная слава. После стала раздражать – он как будто сросся с образом графа-колдуна из Тулузы; а потом он смирился и стал относиться к происходящему с иронией.
Однажды настал тот самый день, которого Робер Оссейн ждал и боялся. Он понял, что профессия актера принесла ему славу – но не дала удовлетворения. На самом деле он мечтал об ином. В начале семидесятых один из самых известных французских актеров принял парадоксальное решение: он уехал в провинцию, в Реймс, чтобы возглавить там драматический театр. Раздал все вещи и мебель знакомым и друзьям, с собой взял три книги: «Письма к молодому поэту» Рильке, «Итальянские хроники» Стендаля, «Первую любовь» Тургенева.
«Я до сих пор помню запах борща и пожарских котлет, которые готовила моя мама. Я до сих пор обожаю соленые огурцы, ржаной хлеб, компот из сухофруктов с корицей. »
В Париже он сам ходит на базар и покупает свежие овощи для борща и котлет, никому не доверяя этот процесс. Потом стоит у плиты, а жена, затаив дыхание, ждет, пока он приготовит эти свои удивительные блюда. Эти обеды в семье Робера и Кэндис друзья называют «русскими».
Французское детство, французская жизнь, но, словно тени за спиной, всегда рядом туман Эйнали, Самарканд, Москва и сумрак Петербурга. Россия, с точки зрения Оссейна – не просто страна; это, скорее, миссия. На Фестивале российского искусства в Каннах Робер Оссейн был удостоен почетного знака «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». И – снова совпадение – в 2008-м эту же награду получила Марина Влади.
Кажется, публика до сих пор не знает наверняка, кто скрывался за всеми этими многочисленными масками – авантюриста, бродяги, жиголо, героя-любовника, актера одной роли и режиссера многих спектаклей. И только одна история, случайно просочившаяся в прессу, проливает свет на истинное лицо вечного графа де Пейрака. Рассказал ее близкий друг Оссейна.
В одном из интервью 91-летний Робер Оссейн без всяких сожалений и прикрас назвал свою жизнь «медленным уходом».
Не так давно в Твиттере сообщили: умер великий Робер Оссейн. Разумеется, новость оказалась фейком. Сам актер отреагировал с удивительной терпимостью и юмором: «Мне все еще удается возрождаться из пепла». Что ж, графу де Пейраку, сожженному на Гревской площади, не привыкать к «чудесному воскрешению». Оно происходит каждый раз, когда Робер Оссейн появляется на экране.