сверстницы актеры и судьбы
Маргарита Кошелева: Нелёгкая судьба красотки Киры из «Сверстниц»
Изысканная внешность этой актрисы красноречиво говорит о том, что Маргарита Кошелева могла бы сыграть множество дворянок или прекрасных дам.
Кадр из фильма «Сверстницы»
Изысканная, будто нездешняя внешность этой актрисы красноречиво говорит о том, что Маргарита Кошелева могла бы сыграть множество дворянок или прекрасных дам – предметов грёз храбрых рыцарей. Однако же красота не помогла ей стать успешной в кино. А печальный уход случился в полном забвении.
Из балерины в актрисы
Маргарита Николаевна родилась 1 декабря 1939 года в столице. Всё детство Риты было связано с мечтой стать балериной. Занятия, упорные тренировки и бесконечные репетиции были главной составляющей жизни ребёнка.
После школы девушка стала студенткой хореографического училища при Большом театре. Правда с возрастом хрупкая Рита превратилась в статную и довольно высокую барышню. Она могла бы выходить на сцену в кордебалете. Но вряд ли бы Кошелевой доверили роль Примы. Унывать Маргарита не стала. И решила круто изменить свою судьбу, попробовав стать актрисой.
Ходили слухи, что родители Кошелевой были людьми не бедными и имели большие связи. Мол, они пристроили свою дочь, не обладающую балетной внешностью в училище. Они же и помогли оформить её на студию А. Довженко. Точных данных этому нет. Но актёрского образования Маргарита Николаевна точно не получала.
Первые роли
Согласитесь, что иногда талантливым людям образование и не нужно. А талант у Маргариты Кошелевой несомненно был. Он и помог ей оказаться на съемочной площадке фильма «Это было весной».
Режиссёр отметил молодую яркую актрису. Дал ей небольшую роль в своем следующем фильме – «Катя-Катюша». Здесь Маргарита и встретила своих будущих киношных подруг из «Сверстниц» — Людмилу Крылову и Лидию Федосееву.
Конечно же, роль красавицы-студентки театрального училища Киры Богдановой стала единственной главной и запоминающейся в творческой карьере Маргариты Кошелевой. «Сверстницы» на какое-то время даже принесли актрисе известность.
Говорят, что именно В. Высоцкий, сам тогда еще выпускник театрального училища, пригласил Маргариту сходить попробоваться в эту картину. Он и сам получил крошечную роль, и подруге желал хоть какой-нибудь работы. А получилось, что Кошелева приглянулась режиссёру именно на роль Киры.
После они встретились на съёмочной площадке фильма «Вертикаль». Здесь Маргарита наравне с мужчинами занималась с инструкторами. И, получив значок альпиниста, сама выполняла все трюки.
Конечно же, многие были уверены – у Кошелевой был роман с Высоцким. Недаром же С. Садальский упоминал, что свою знаменитую «Скалолазку» бард посвятил актрисе.
Но Маргарита Николаевна к тому времени была уже счастлива в браке. И ни о каком романе не могло идти и речи. Они с Владимиром Семёновичем просто дружили.
Королева эпизода
Актриса отличалась яркой привлекательной внешностью. Сыграла около 30 ролей в кино. Но ведущих образов она больше ни в одном из фильмов не воплотила.
Хотя картины с её участием можно назвать золотым фондом советского кино. Это: «Адъютанты его превосходительства», «Аты-баты, шли солдаты…», «Рождённая революцией». А также «Ключи от неба», «Алые погоны», «Варькина земля», «История одной любви»…
Друзья отмечали, что муж во многом содействовал тому, чтобы для его супруги находились роли.
Личная жизнь и печальный уход
На съёмках фильма «Катя-Катюша» Маргарита Николаевна встретила своего единственного супруга, имя которого осталось неизвестным. Мужчина был режиссёром.
Друзья отмечали, что муж во многом содействовал тому, чтобы для его супруги находились роли.
А вот после его смерти творческая жизнь Кошелевой и вовсе замерла. Уже пожилую актрису пару раз пригласили в несколько современных сериалов, таких как «День рождения буржуя» и «Мерседес» уходит от погони».
Актриса страдала от сердечного заболевания, жила уединенно. Когда её не стало в 2015 году, первыми об этом узнали соседи. И то далеко не сразу обратили внимание, что давно не видели пожилую женщину. На момент ухода из жизни Маргарите Кошелевой было 75 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ее нашли лишь спустя две недели. Яркая жизнь и забвение Маргариты Кошелевой
Высоцкий посвятил Маргарите Кошелевой песню «Скалолазка».
К/ф «Сверстницы» / Мосфильм
Роль Киры Богдановой в мелодраме «Сверстницы» оказалась единственной главной в фильмографии Маргариты Кошелевой. Но все равно эту актрису не назовешь невезучей. Ведь большинство фильмов, в которых она снималась, вошли в золотой фонд советского кинематографа — «Адъютант его превосходительства», «Аты-баты, шли солдаты», «Вертикаль». А с какими артистами ей приходилось работать на одной съемочной площадке! Например, в «Вертикали» партнером Кошелевой был Владимир Высоцкий.
Кстати, по словам Маргариты, свою знаменитую песню «Скалолазка» Высоцкий посвятил именно ей. Почему актриса, которая прожила такую насыщенную жизнь, умерла в одиночестве и забвении?
«Такая перспективная девочка. Но рост…»
В детстве Маргарита Кошелева очень хотела быть балериной. Поэтому и уговорила родителей отдать ее в хореографическое училище при Большом театре.
Но, несмотря на большие успехи, стать прима-балериной девушке было не суждено. Дело в том, что к окончанию училища миниатюрная Рита вдруг оказалась на голову выше своих соучениц. Педагоги с сожалением разводили руками:
«Ах, как жалко: такая перспективная девочка. Но рост…»
И хотя училище Кошелева все же закончила, с мечтой блистать на сцене Большого театра ей пришлось расстаться.
Маргарита понимала, что нужно искать для себя новое поприще. Но какое?
На съемочной площадке Маргарита встретила любовь
Через несколько месяцев после окончания училища Рита отправилась погостить к родственникам в Киев. И однажды, гуляя по городу, она попалась на глаза ассистентам с киностудии имени А. Довженко.
Стройная высокая девушка с какой-то несоветской внешностью, привлекла внимание киношников и они тут же пригласили Маргариту на небольшую роль в фильм «Это было весной».
Этот случай стал вдвойне судьбоносным для 19-летней девушки. Во-первых, потому что после съемок она твердо решила стать киноактрисой.
Во-вторых, на съемочной площадке фильма «Это было весной» Маргарита встретила человека, который оказался любовью всей ее жизни.
Избранником Кошелевой стал украинский кинорежиссер Артур Войтецкий. Несмотря на 9-летнюю разницу в возрасте, между ними завязался роман, который через год закончился свадьбой.
Вскоре Маргарита переехала к мужу в Киев и стала штатной актрисой киностудии имени Довженко.
На трех красавиц-актрис обратили внимание режиссеры
В 1959 году Кошелева снялась в фильме «Катя-Катюша» вместе с молодыми актрисами Людмилой Крыловой и Лидией Федосеевой (тогда еще не Шукшиной). Картина на модную тогда производственную тему была хорошо принята зрителями. А на трех начинающих красавиц-актрис обратили внимание режиссеры.
В том же году Василий Ордынский на Мосфильме приступил к съемкам мелодрамы «Сверстницы». И на роли главных героинь, трех подружек, пригласил Лидию Федосееву, Людмилу Крылову и Маргариту Кошелеву.
По сюжету героиня Кошелевой, Кира Богданова, после школы поступает в театральное училище. Но во время учебы девушка понимает: у нее нет таланта и хорошей актрисой ей не стать. И Кира, как это ей ни больно, уходит из училища. Разочарование ждет Богданову и на личном фронте — человек, с которым она собиралась связать свою судьбу, оказался подлецом.
Картина «Сверстницы» принесла Маргарите Кошелевой всесоюзную популярность и новые приглашения от режиссеров. Правда, главные роли ей больше не предлагали, а только второстепенные или эпизоды.
Но зато большинство фильмов, в которых посчастливилось сниматься Кошелевой, стали настоящими бестселлерами и впоследствии вошли в золотой фонд советского кинематографа. Среди них комедия «Ключи от неба», многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства», телесериалы «Варькина земля» и «Как закалялась сталь», военная драма «Аты-баты, шли солдаты».
«Вот из кого получилась бы отличная скалолазка!»
Отдельно стоит вспомнить ставшую культовой картину Станислава Говорухина «Вертикаль», в которой Кошелева сыграла Риту — «идеальную альпинистку».
«Рита была главным стержнем, который всю эту альпинистскую компанию делал единым коллективом. Оставаясь на втором плане, она делала все правильно, легко и естественно, без ошибок и дерганий»,— рассказывал Станислав Говорухин.
Интересно, что среди всех артистов, снимавшихся в «Вертикали», Кошелева первой научилась лазить по горам. Причем делала это настолько профессионально, что консультант фильма, опытнейший инструктор-альпинист Леонид Елисеев не раз говорил:
«Вот из кого получилась бы отличная скалолазка!»
И действительно, у Маргариты были все необходимые для альпинизма качества: высокий рост, небольшой вес и отличная координация, развитая еще во время учебы в балетной школе.
Кстати, Кошелева была единственной, кто снимался без дублера. И даже на общих планах, где вполне можно было обойтись заменой (лица-то все равно не видно), девушка предпочитала работать сама.
«Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?»
Уже спустя много лет, Маргарита Кошелева раскрыла секрет, что свою знаменитую песню «Скалолазка» Владимир Высоцкий посвятил именно ей.
По словам актрисы, однажды, в перерыве между съемками, Высоцкий сказал:
«Понаблюдал я за тобой в горах, Рита, и вот что сочинил».
«Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой
Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!
Рассмеялась ты и взяла с собой».
Правда, сам Высоцкий никогда не признавался, кому посвятил эту песню. А, исполняя ее на концертах, просто говорил: «Скалолазка — это такая женщина, которая лазит по скалам».
Маргарита же, по ее словам, стеснялась спросить, почему Владимир не упоминает ее имя. А потом решила: а может, он впоследствии еще кому-то эту песню посвятил, вот и не хочет говорить.
Мужа актрисы отстранили от работы
После «Вертикали» Кошелева вернулась в Киев и продолжила работать на киностудии имени А. Довженко. Чаще других она снималась в фильмах своего мужа, Артура Войтецкого: «Вниманию граждан и организаций», «Тронка», «Волны Черного моря».
Во время работы над последней картиной произошел неприятный инцидент. В одной из центральных газет появился фельетон о том, что на киностудии имени Довженко народные деньги пускаются на ветер. Речь шла о финансовых нарушениях на съемках фильма «Волны Черного моря».
Войтецкий виновным себя не признавал и требовал назначить расследование. Но руководители киностудии даже не захотели слушать режиссера, а быстренько издали приказ об отстранении его от работы.
Вернуться в Киев они смогли через пять лет
Оказавшись внезапно не у дел, Войтецкий совсем было упал духом. Спас его известный артист Олег Борисов, неоднократно снимавшийся в фильмах украинского режиссера. Борисов каким-то образом сумел уломать руководство Центрального телевидения, чтобы Войтецкому дали возможность работать.
И вскоре Артура действительно пригласили в Москву и назначили режиссером 3-серийной картины «Сегодня и завтра». Одну из небольших ролей в фильме сыграла жена Войтецкого — Маргарита Кошелева.
Только через пять лет, когда на киностудии имени А. Довженко сменилось руководство, опальный режиссер и его супруга смогли вернуться в Киев.
С начала 80-х Кошелева снова начала активно сниматься у мужа и других украинских режиссеров. Самые известные картины с ее участием — «Алые погоны» (учительница немецкого Татьяна Михайловна), «История одной любви» (Надежда Павловна), Кармелюк (пани Янина), «Где-то гремит война» (эпизод).
С приходом 2000-х об актрисе забыли
В 1993 году Артур Войтецкий скончался на 65-м году жизни. И Маргарита осталась совсем одна (детьми супруги так и не обзавелись).
До конца 90-х Кошелева снялась всего в четырех картинах: «Дорога на Сечь», «Казненные рассветы», «Тупик» и сериале «День рождения Буржуя». Роли у нее были совсем крошечные, почти массовка.
А с приходом 2000-х об актрисе и вовсе забыли.
Никаких званий и наград у нее не было
Маргарита Кошелева и в молодости никогда не выпрашивала для себя роли (даже у собственного мужа она снималась, в основном, в эпизодах). Поэтому, оказавшись «за бортом», она не стала обивать пороги киностудии.
Последние годы актриса одиноко жила в киевской квартире, довольствуясь скромной пенсией. Ведь никаких званий и наград, которые могли бы обеспечить прибавку, у нее не было.
В 2013 году режиссер Марина Горбач внезапно вспомнила о Кошелевой и пригласила ее на роль бабушки в украинско-турецкую мелодраму «Люби меня». Эта картина стала последней работой Маргариты.
Смерть наступила не менее двух недель назад
В октябре 2015 года соседи актрисы обратили внимание, что ее давно не видно. На телефонные звонки она тоже не отвечала. Пришлось обращаться за помощью в правоохранительные органы.
Похоронили Маргариту Кошелеву без особых почестей на Лесном кладбище в Киеве.