сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков код основания 02

Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Источник

Приостановление операций по счету: что делать?

сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков код основания 02

налоговый консультант, эксперт по бухучету и налогообложению

Налоговики могут заблокировать расчетный счет организации, парализовав ее деятельность. Казалось бы, законопослушной компании нечего опасаться. Однако, как показывает практика, «денежный кислород» могут перекрыть в любую минуту и оснований для этого предостаточно. А в последние годы их стало еще больше. Подробности в статье.

Рекомендуем онлайн-курсы для бухгалтеров – по направлениям НДС, налог на прибыль, УСН. Документ об обучении по итогам тестирования.

В каких случаях могут заблокировать расчетный счет

Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:

Иных оснований для блокировки счетов Налоговым кодексом не предусмотрено. То есть, если не представлена в срок бухгалтерская отчетность или расчет авансового платежа по налогу ИФНС блокировать счета не имеет права (Письма Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324).

Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:

Какие операции компания вправе проводить по заблокированному счету?

Приостановление операций по счету вовсе не означает, что компания не сможет использовать средства на нем. Ограничение не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязательств по уплате налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Очередность исполнения обязательств следующая (п. 2 ст. 855 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070):

Выплата зарплаты с заблокированного счета

В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:

Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).

Другие платежи

Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:

В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:

Можно ли открыть новый счет

Другой счет в банке, куда поступило решение о приостановлении, налогоплательщику не откроют. Кредитная организация просто не имеет на это право. Более того, за такие действия компания может быть оштрафована (п. 1 ст. 132 НК РФ, п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ).

Открыть же счет в другом банке без ведома налогового органа также нельзя. Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Напрмиер, за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам с банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Приостановление операций по счетам. Ситуации из практики

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Что предпринять, чтобы «освободить» счета

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

Компания не представила декларацию

В этом случае компании нужно:

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Компания не исполнила требование об уплате налогов, пеней, штрафов

Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:

Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания не отправила квитанцию о получении документов от налоговиков в установленный срок

Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Операции по счетам приостановлены в рамках обеспечения исполнения решения по итогам проверки

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Незаконная блокировка счета

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

Процедура отмены приостановления

Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия. Копия такого решения направляют налогоплательщику в порядке аналогичном порядку направления решения о блокировке (то есть под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения).

В целях оперативности налоговые органы иногда направляют в банки не решения об отмене приостановления, а письма с таким указанием. Следует иметь ввиду, что отмена блокировки с помощью письма не предусмотрена НК РФ. И налоговая служба вместе с Минфином России дала указание территориальным органам исключить подобные случаи (письма от 03.08.2012 № 03-02-07/1-196, от 31.07.2012 № АС-4-2/12725@). Ведь этот вопрос напрямую связан с начислением процентов.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках

сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков код основания 02

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ.

В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чём заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счёту — это особый порядок совершения расходных операций.

Все расходные операции по счёту запрещаются, кроме прямо разрешённых статьёй 76 НК РФ.

Зачисление средств на счёт происходит в обычном порядке.

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.

Пятая очередь — иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.

Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счёту, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчётов по оплате труда и налогам, страховым взносам.

Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?

В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?

Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.

Указанная позиция подтверждается письмом Минфина № 03-02-07/2/28207 от 17 мая 2016 года.

Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.

То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» — это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.

Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, — это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).

Может ли организация открыть счёт в другом банке, если её счёт в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России № ММВ-7-8/117 от 20 марта 2015 года.

Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?

Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.

В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.

Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.

Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.

Ко второй группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчётности.

К третьей группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.

Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.

К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации.

Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчётного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определённый документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчётного периода приостановление операций применяться не должно.

Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьёй 80 НК РФ.

Подобное разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчёта авансового платежа, представляемого по итогам отчётного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.

В связи с тем, что декларации по итогам отчётного периода не входят в перечень документов, приведённый в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда № 305-КГ16-16245 от 27 марта 2017 года.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчётности?

Отчётность налогоплательщика и налогового агента статьёй 80 НК РФ разграничивается.

При этом в главах части второй НК РФ форма отчётности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчёт, но и декларация, сведения и т.д.

Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года).

Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации.

Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких ещё форм отчётности влечёт в качестве последствия приостановление операций?

Расчёта сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчёт налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) — не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчёт по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчёт сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.

Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчёта по страховым взносам?

Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом № 232-ФЗ от 29 июля 2018 года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчёты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным) периодом.

Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчёт считается непредставленным.

О факте непредставления не позднее дня, следующего за днём получения расчёта в электронной форме (десять дней, следующих за днём получения расчёта на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.

За непредставление каких расчётов будут приостанавливаться операции по счетам?

Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчётов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.

Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчёта с нулевыми показателями.

По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчёт по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС № БС-4-11/13691@ от 16 июля 2018 года).

Вместе с тем, с учётом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчёта по итогам расчётного периода (календарного года).

Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС № ММВ-7-8/179@ от 13 февраля 2017 года.

В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причём новый формат решения требует согласования с Центральным банком.

В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчётов по форме 6-НДФЛ и расчётов по страховым взносам?

В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчёта по страховым взносам.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более, чем три года после возникновения оснований для его принятия.

Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/7460-07 от 8 августа 2007 года).

Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчёта), а спустя какое-то продолжительное время.

Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.

Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом.

Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что ещё относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?

С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечёт приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учёта этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

В каком объёме средства на счёте могут быть заморожены?

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31156/2013 от 7 октября 2013 года).

Налогоплательщик вправе оспаривать расчёт суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-14131/2014 от 8 декабря 2014 года).

Какие ещё защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счёту применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС № 10765/12 от 25 декабря 2012 года).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.

Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило своё действие, то это не влечёт отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *