суверенитет потребителя как принцип независимой жизни инвалидов представляет собой

Реабилитация инвалидов: понятие, принципы, структура

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.95 содержит определение понятия «реабилита­ция». Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона под реабилитациейследует понимать систему медицинских, психологических, пе­дагогических, социально-экономических мероприятий, направ­ленных на устранение или возможно более полную компенса­цию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушени­ем здоровья со стойким расстройством функций организма.

Международное законодательство рассматривает реабили­тацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам до­стигнуть оптимального физического, психического и соци­ального уровня деятельности и поддерживать его, предоста­вив им тем самым средства для. изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п. 23 Стандартных пра­вил обеспечения равных возможностей для инвалидов).

Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система — это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилита­ция — это еще и процесс, ход развития изменений в состоя­нии инвалида, на достижение которых она направлена, в не­котором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.

В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнеде­ятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей дея­тельности субъекты реабилитации, общество в целом, го­сударство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компен­сации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению ин­валидов, формированию разного рода фобий и предрассуд­ков по их адресу.

Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для по­стоянного, иногда пожизненного проживания, особых учеб­ных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удов­летворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества.

Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной фор­ме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.) (компенсационных выплат). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способ­ствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне про­житочного минимума или ниже его).

Изменение идеологии политики в отношении инвали­дов, переход к восприятию социальной модели инвалиднос­ти привели к тому, что на инвалидов и инвалидность рас­пространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физичес­ких, психических, интеллектуальных и прочих особеннос­тей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъек­ты своей собственной жизнедеятельности.

Все более влиятельно заявляет о себе принцип ак­тивного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации го­сударственной социальной политики по отношению к ли­цам с ограниченными возможностями. Инвалиды охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботли­вое и компетентное отношение. Зарубежные исследовате­ли практики социальной работы признают, что сами инва­лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.

Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограни­ченными возможностями, который заключается в их мак­симальном развитии и использовании способностей к само­обслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учрежде­ниями и организациями, должны быть адекватными его со­стоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и по­буждать к ней.

В 1991 году Московский городской клуб инвалидов «Контакты-1» иниции­ровал движение за независимую жизнь людей, имеющих инвалидность, в России, организовал первый в нашей стране Центр независимой жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями. Независимая жизнь — это не только социально-пси­хологическая установка на полноценную интеграцию инва­лидов в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окру­жающей средой.

В социально-политическом значении неза­висимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопре­деление.

Идеология независимой жизни рассматривает инвалид­ность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обус­ловленное психологическими, физиологическими, функци­ональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осу­ществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руко­водствуется принципом равенства прав человека.

В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский меди­цинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии дви­жения за независимую жизнь и впоследствии стали основ­ными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни.

1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инва­лидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.

2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, дол­жны в первую очередь опираться на свои способности и уме­ния, для того чтобы добиться прав и привилегий, на кото­рые они претендуют.

3. Политические и экономические права. Люди, имею­щие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.

Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ве­дет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разу­меется, среда влияет на инвалида по многим направлени­ям — через общие социальные связи и чувства, через бли­жайшую социальную сеть, через общественные настрое­ния, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном соци­альном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотон­ного и бедного. Личность инвалида формируется в конкрет­ных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей социальной сети, в зна­чительно меньшей мере — на общество в целом. Это нахо­дит отражение в феномене созависимости, в неблагопри­ятном эмоциональном фоне многих инвалидных сознательном или бессознательном стремлении ряда инва­лидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются.

Лицам с ограниченны­ми возможностями труднее, чем другим, строить эгалитар­ный тип отношений, поэтому в своих социальных связях они могут соскальзывать к асимметричной системе взаимо­действия, тем более если инвалидность наступила в детстве.

Одним из основополагающих является принцип изуче­ния и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наи­более совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объектив­ными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожи­лых людей, переживающих возрастные изменения, то ис­следованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких пока­зателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохра­нении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и после­довательности реабилитационных мероприятий, посколь­ку отдельные несистематизированные меры могут не при­нести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых на­правлений сокращают возможности реализации индивиду­ального реабилитационного потенциала.

Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитаци­онном процессе, значение деятельности негосударствен­ных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возмож­ностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для ин­валидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглаше­нием нашей страны социальным государством, которое, та­ким образом, принимает на себя ответственность за соци­альное благосостояние своих граждан.

Деятельность негосударственных организаций социаль­ной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых го­сударством, и все более эффективно дополнять усилия го­сударства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в насто­ящем.

Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принци­па приоритета прав и законных интересов лиц с ограни­ченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.

Источник

Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?

Понятия «реабилитации инвалидов» и «абилитации инвалидов» определены статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01 января 2017 года):

Основные задачи реабилитации или абилитации инвалидов

Реабилитация или абилитация инвалидов направлена на устранение нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Медицинская реабилитация или абилитация

Раздел медицинской реабилитации или абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее – ИПРА инвалида, ребенка-инвалида) включает (в зависимости от потребностей) мероприятия восстановительной медицины; лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности; восстановительной (реконструктивной) хирургии; санаторно-курортного лечения, протезирования и ортезирования.

В качестве основы для составления перечня мероприятий по медицинской реабилитации инвалида специалистами федеральных государственных учреждений МСЭ используются данные организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь больному (инвалиду), изложенные в направлении его на медико-социальную экспертизу (п. 34 формы № 088/у, утвержденной приказами Минтруда России №578н, Минздрава России №606н от 06.09.2018 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией»).

Услуги по медицинской реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации заключается в воздействии на организм инвалида в целях восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения его дееспособности.

массаж, мануальная терапия;

Реконструктивная хирургия представляет собой услуги по медицинской реабилитации инвалидов, заключающиеся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, для вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности инвалида.

Протезирование представляет собой процесс замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом), служащим для замещения отсутствующей части тела или органа, с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.

Ортезирование заключается в компенсации частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Санаторно-курортное лечение инвалидов

Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляет лечащий врач и врачебная комиссия (ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Срок действия справки для получения путевки – 6 мес.

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.

Национальный стандарт Российской Федерации

«Услуги по медицинской реабилитации инвалидов»

Социальная реабилитация или абилитация инвалидов

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

Социально-психологическая реабилитация

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.

Услуги по социальной реабилитации инвалидов.

Источник

Цели и задачи реабилитации и абилитации

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности. Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы. К задачам реабилитации относят: Повышение скорости выздоровления; Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни; Сохранение жизни инвалида; Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений; Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности; Восстановление профессиональных навыков.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности. Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница.

Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.

Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;

Сроки реализации этих мер;

Виды необходимой помощи инвалиду;

Объемы оказываемой помощи.

Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);

Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);

Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);

Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;

Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

-осуществление консультирования инвалида;

-специализированное обучение инвалида и членов его семьи;

-обучение процедурам самообслуживания;

-Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

-получения навыков общения,

-обучение социальной независимости,

-приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;

-оказания помощи при разрешении личных проблем;

Источник

Суверенитет потребителя как принцип независимой жизни инвалидов представляет собой

В целях создания безбарьерной среды и обеспечения доступности к социально значимым объектам инфраструктуры города Новосибирска для инвалидов и маломобильных групп населения, проживающих в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, оказывается услуга «социальное такси».

Услуга оказывается в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области».

Получателями услуг являются инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не связанные с полной утратой двигательной способности, проживающие в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.

Услуга «социальное такси» оказывается не более четырех раз в месяц для одного инвалида от ж/д станций вокзалов, расположенных на территории города Новосибирска, автовокзала, по линиям станций метро, а также в радиусе не более 50 км от границ города Новосибирска.

Продолжительность услуг составляет не более четырех часов за одну поездку. Если затраченное время оказалось больше расчетного, то разницу между фактически затраченным и расчетным временем Получатель услуг оплачивает самостоятельно по коммерческой стоимости услуги.

Услуга предоставляется к следующим социально значимым объектам инфраструктуры города Новосибирска:

— медицинским организациям (поликлиники, стационары);

— учреждениям медико-социальной экспертизы;

— учреждениям социальной защиты населения (отделы социальной защиты населения, отделы пособий и социальных выплат, комплексные центры социального обслуживания населения);

— Управлениям Пенсионного фонда РФ;

— Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области);

— протезно-ортопедическим предприятиям и центрам;

— аэропортам, железнодорожным вокзалам, автовокзалам – при наличии путевки на санаторно-курортное лечение, в реабилитационные центры;

— специализированным государственным учреждениям культуры;

— пункту проката индивидуальных средств реабилитации;

— мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции;

— районным и городским администрациям;

— органам исполнительной власти Новосибирской области;

— реабилитационным учреждениям для инвалидов и отделениям социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания населения Новосибирской области;

— отделениям «Почты России»;

— мероприятиям, проводимым общественными организациями инвалидов, с участием Губернатора Новосибирской области.

Оформить заявку на получение услуги «социальное такси» можно по телефону: 383-53-53. Заявка должна быть подана не менее чем за 24 часа до срока выполнения в устной форме (по телефону), в Единую диспетчерскую службу, прием заявок осуществляется круглосуточно, без выходных дней.

ИПРА разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы и их филиалами) при проведении медико-социальной экспертизы.
Разработка ИПРА осуществляется специалистами учреждений медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину (далее – медицинская организация).
В случае необходимости внесения в ИПРА новых реабилитационных мероприятий необходимо обратиться в медицинскую организацию по месту жительства (прикрепления) для оформления направления на медико-социальную экспертизу (форма 088/у-06) в целях разработки новой ИПРА с необходимыми рекомендациями.
ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА является основанием для проведения инвалидам реабилитационных мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, а также для предоставления технических средств реабилитации (трости, кресла-коляски, ортопедическая обувь, слуховой аппарат, памперсы и др.).
ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации ИПРА в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется по месту их жительства территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с рекомендациями ИПРА.
Для получения необходимого технического средства реабилитации (далее – ТСР) бесплатно во временное пользование (до 6 месяцев) Вы можете обратиться в пункты проката ТСР, размещенные на территориях муниципальных образований Новосибирской области.

Городские округа, районы Новосибирской области, районы города Новосибирска

Наименование отделения социальной реабилитации инвалидов/иного структурного подразделения, оказываемого услуги по социальной реабилитации инвалидов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *