суточная потребность в жидкости для детей первого года жизни колеблется в пределах
Потребность ребенка в воде. Мифы и правда. Давайте разбираться!
Аквакалькулятор
Правильный рацион питания ребенка — это основа его здоровья и дальнейшего развития. И чем раньше вы поможете ребенку сформировать привычку грамотного потребления воды, тем проще ему будет поддерживать здоровый и правильный образ жизни в будущем.
Организм ребенка на 80% состоит из воды, а взрослого человека – на 60%. Итак, будем разбираться: сколько воды нужно для здорового развития организма ребенка, какая вода полезна, и как часто нужно предлагать ребенку питье?
Давайте развенчаем наиболее популярные мифы о воде, то есть наиболее популярные заблуждения о ее пользе, количестве, качестве, а также возможном вреде.
Миф #1: Нужно обязательно допаивать ребенка водой с момента рождения
Нормы общей суточной потребности детей в воде
Возраст ребенка | Потребность в воде на 1 кг. массы тела |
1 сутки | 90 мл |
10 суток | 135 мл |
3 месяца | 150 мл |
6 месяцев | 140 мл |
9 месяцев | 130 мл |
1 год | 125 мл |
4 года | 105 мл |
Значения таблицы учитывают всю воду, которую получает ребенок в течении суток. Это и чистая вода, и различные напитки, и супы, и твердая пища, в которой тоже содержится вода.
Исходя из данных, представленных в таблице, можно легко вычислить потребность ребенка в чистой воде. Так, например, возьмем грудничка массой тела 3 килограмма. Согласно таблице рассчитаем суточную потребность грудничка в воде: 3 кг * 90 мл = 270 мл/сутки. Если знать сколько воды из молока или прикорма ребенок получает в сутки, не сложно вычислить, нужно ли давать воду грудничку дополнительно.
Как правило, ребенку на естественном вскармливании до шести месяцев достаточно воды из материнского молока и дополнительный прием воды не требуется. При введении прикорма требуется дополнительно поить ребенка.
Миф #2: Воду в бутылках нужно все равно кипятить
Бутилированную воду кипятить не обязательно. Технология подготовки воды и розлива в бутылки обеспечивает ее стерильность на протяжении всего срока годности. В связи с этим, кипячение, направленное именно на уничтожение микроорганизмов в воде, в данном случае не требуется. Во всех других случаях, таких как вода «из-под крана», родника, колодца и др., кипятить необходимо. А иногда требуются и более серьезные способы обработки такой воды, но детям такую воду давать не рекомендуется.
Миф #3: Разницы между «детской» и «взрослой» водой не существует.
«Детская» вода отличается более высокими требованиями к качеству и физиологически сбалансированным составом. К бутилированной воде первой и, особенно, высшей категории предъявляются очень жесткие требования по ее безопасности, в частности, по химическому составу. В случае «детской» воды требования к ее составу еще более высокие. При ее производстве необходимо не только не допустить превышения концентрации макро- и микроэлементов, но и обеспечить их сбалансированное содержание с учетом особенностей детского организма.
Миф #4: Воду с легкостью можно заменить соками, морсами и другими напитками
Любой напиток является источником воды. Однако в составе разных напитков, таких как соки, морсы и др., кроме воды содержатся другие вещества, например сахар, избыток которого может быть нежелателен для ребенка. В связи с этим заменять «чистую воду» другими напитками нужно с большой осторожностью. После введения прикорма в составе питания ребенка появляются соки и морсы в регламентируемых объемах.
Миф #5: «Детская» вода — это маркетинговый ход
Это заблуждение. «Детская» вода, как я уже говорил, отличается особыми требованиями к ее составу, в частности, сбалансированностью количества макро- и микроэлементов, соответствующей потребностям детского организма.
Миф #6: Кипяченая и фильтрованная вода ничем не отличаются от детской воды
При кипячении происходит уничтожение микроорганизмов. Результаты фильтрации зависят от особенностей фильтра но, в первую очередь, при этом удаляются взвешенные в ней частицы.
Миф #7: Вода с любым минеральным составом подходит ребенку
В воде содержатся кальций, магний, натрий, йод, селен и многие другие макро- и микроэлементы, которые необходимы для организма. Важно при этом, чтобы их содержание не превышало допустимые концентрации. С другой стороны, следует иметь в виду, что вода не является исключительным и даже основным источником указанных веществ: ребенок получает их, в первую очередь, из других продуктов питания. Тем не менее, дефицит тех или иных минералов в воде, что нередко наблюдается в различных регионах мира, может приводить к заболеваниям. Таким образом, вода без минералов опасна для здоровья.
Миф #8: Лучше всего использовать кипяченую воду при искусственном вскармливании
Это заблуждение. Лучше всего использовать специально приготовленную в промышленных условиях «детскую» воду. Она безопасна и имеет оптимальный химический состав.
Это основные мифы о воде в аспекте детского питания и потребления, которые встречаются сегодня. Для более подробного изучения темы рассмотрим еще несколько часто задаваемых вопросов, с которыми к нам обращаются родители малышей.
В чем польза минералов, указанных в составе? (Ca, Mg, K, бикарбонаты, сульфаты, фториды, хлориды)
Минералы в составе воды необходимы для нормального течения обменных процессов. Кальций и магний необходимы для формирования костей и работы нервной системы, калий необходим для нормальной работы сердца и мышц, натрий является ключевым фактором практически во всех обменных процессах. Очень важно, чтобы химический состав воды соответствовал потребностям организма, что достигается определенными технологическими приемами в процессе производства специальной «детской» воды.
Как уговорить ребенка пить воду?
Уговорить сложно. Ребенок пьет исходя из своих потребностей. Индикатором к потреблению воды является чувство жажды. Вода в бутылочке или поильнике должна быть рядом всегда. Предлагайте малышу в первую очередь качественную воду, а не сладкие напитки.
Как научить малыша пить из бутылки?
В первые дни и месяцы жизни, если это необходимо, можно понемногу приучать ребенка к воде, допаивая его с ложечки или из бутылочки с соской. А если вы начинаете давать воду в более старшем возрасте, то можно сразу переходить к детской чашке или поильнику.
Чем поить ребенка в путешествии?
Специальная детская вода является оптимальным выбором для ребенка во время путешествия. Такая вода является стерильной и компенсирует возможные потери солей, благодаря сбалансированному химическому составу.
Сколько детской воды взять с собой в самолет?
Это зависит от возраста ребенка и длительности перелета, но не менее 100 мл. Это минимальный запас.
Нужно ли поить ребенка ночью?
Поить ребенка ночью не обязательно, но, если такая необходимость возникает, предложите ребенку пару глотков воды. Это нормально.
Стоит ли давать ребенку пить после активных игр на жаре?
Это нужно делать обязательно, и не только после, но и во время активных игр на солнце или в жаркую погоду, так как с потоотделением вода выводится из организма в значительных количествах. Предлагайте как можно чаще вашему малышу воду. На прогулку удобнее взять специальную «детскую» воду в бутылочке, у нее небольшой объем, но достаточный даже для двух- или трехчасовой прогулки.
Детская вода «ФрутоНяня» — с первых дней жизни!
Специальная детская вода «ФрутоНяня» выпускается в форматах 0,33л, 1,5л и 5л
Выберите наиболее оптимальный для вас формат. Для прогулки идеально подойдет бутылочка 0,33 л. А для домашнего использования: приготовления кашек, смесей и для переливания в детский поильник будет удобной вода в бутылках по 1,5л. Канистра в 5л — отличный вариант для большой семьи или для того, чтобы взять необходимое количество воды с собой на дачу.
Контроль качества воды ведется на всех этапах технологического процесса ее изготовления в аккредитованном испытательном центре «ФрутоНяни». Сотрудники испытательного центра снимают пробы воды на каждом этапе ее производства.
При добыче воды из скважины, этапе водоподготовки, будь то очистка от механических примесей, этап нормализации состава воды по содержанию макро- и микроэлементов, процесс озонирования или финишная фильтрация. Так же пробы в обязательном порядке берутся при розливе воды в тару и ее упаковке.
Все пробы проходят обязательное исследование на соответствие требованиям и нормативам. Контроль качества продукта является непрерывным круглосуточным процессом работы нашего центра. При обнаружении хотя бы одного несоответствия — партия к реализации не допускается.
Ребенок первого года жизни
Физическое развитие
Никогда ребенок не растет так быстро и не развивается так быстро, как на первом году жизни. Темпы прибавки массы и длины тела, развитие психических и двигательных функций очень индивидуальны, и все же есть определенные ориентиры, которые помогают родителям следить за здоровьем своего малыша.
На первом году жизни ведущими показателями физического развития являются: масса и длина тела, окружность головы, грудной клетки и живота. Особенно важно следить на прибавкой массы и длины тела ребенка.
Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5-5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 мес. В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии- 400-600г.
Для определения веса младенца его взвешивают на специальных детских весах с точностью до 10 граммов. Вначале на весы кладут пеленку, фиксируют ее вес, затем укладывают на нее раздетого ребенка. Для точного определения массы тела из показаний весов вычитается вес пеленки. Взвешивать ребенка надо сначала ежемесячно (на первом месяце, если в этом возникает необходимость, – даже еженедельно), затем – раз в 2 месяца.
Масса тела ребенка первого полугодия жизни в граммах может быть примерно определена, как сумма массы тела при рождении плюс 800 г*число месяцев (800 г – это среднемесячная прибавка). Для второго полугодия примерная нормальная масса тела равна массе тела при рождении плюс средняя прибавка за первое полугодие (800*6=4800)+400г (среднемесячная прибавка)*(возраст в месяцах-6).
Для определения длины тела нужно уложить ребенка на ровную поверхность, например на стол, таким образом, чтобы он касался этой поверхности одновременно лопатками, крестцом и пятками – пальчики ног должны быть расположены вертикально вверх. Пятки и макушку надо прижать, чтобы не смещались, и измерить расстояние между ними.
Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.
При рождении окружность головы в среднем равна 34-36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5-2 см темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 к 43 см к году окружность головы должна равняться 46 см.
В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничка. Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой родничок – к году. У некоторых детей этот процесс заканчивается на 2-3 месяца раньше или позже, что считается вариантом нормы.
Для правильного измерения окружности головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылок, а спереди – надбровные дуги.
Рост окружности груди отражает степень развития грудной клетки, ее мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. При рождении окружность груди равна 32-34 см, что на 1,5-2 см меньше окружности головы. В 4 месяца эти окружности уравниваются, а затем во все периоды детства увеличение грудной клетки опережает рост головы.
Для ориентировочной оценки развития грудной клетки можно использовать следующий расчет: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий до 6 месяцев нужно вычесть 2 см из 45 см, на каждый последующий после 6 месяце – прибавить 0,5 см к 45 см.
Окружность груди измеряют при спокойном состоянии младенца. Сантиметровую ленту при этом накладывают сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – по нижним краям околососковых кружков.
При измерении окружности живота сантиметровая лента должна проходить по его самому выпуклому месту. Окружность живота в норме несколько меньше окружности груди; если она больше, то это может означать, что ребенок развивается непропорционально и надо поговорить об этом с врачом.
Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, но значительные отклонения от средних показателей должны встревожить родителей, ибо они могут быть обусловлены каким-либо заболеванием. В этом случае необходима консультация врача.
Психомоторное развитие
Первый год жизни ребенка – это период его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь – научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.
Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последовательности, но, конечно, при условии правильного ухода и развивающих занятий.
Ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. При виде взрослых улыбается. Начинает больше времени бодрствовать, знакомясь с окружающим миром.
Более устойчиво удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Может переворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Активно следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. На обращения взрослых реагирует радостной улыбкой, появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.
Не только хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но и приподнимает ее из положения лежа на спине. При поддержке в вертикальном положении более устойчиво упирается ножками. Может сидеть с поддержкой, свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, тянется ручками к различным предметам. Может брать игрушку и подносить ее ко рту. Оживляется, улыбается, смеется, когда с ним играют взрослые.
При поддержке стоит устойчиво на ногах, садится, но удерживать прямо спину еще не может. Пытается поворачиваться с живота на спину. Лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот. Узнает родителей, членов семьи, хорошо улавливает интонации обращенной к нему речи, более эмоционально реагирует на окружающее.
Умеет самостоятельно садится и сидит без поддержки. Может тянуться вперед их положения сидя. Переворачивается в любую сторону. При поддержке за руки встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Может самостоятельно играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую, поднимать упавшую. Начинает лепетать, то есть повторно произносить отдельные слоги «ма», «ба», «на». Для развития этих умений особенно важны общение со взрослыми, обращенная к ребенку речь.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Самостоятельно может наклоняться и выпрямлять туловище. При опоре встает на колени, а при поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками. Любит прыгать на месте. Хлопает в ладоши и любит бить игрушки одну об другую. Ищет взглядом и находит на привычном месте крупные предметы, которые называют взрослые. Тянется к своему изображению в зеркале.
Держать за перила манежа, кроватки или стул, встает и сам садится. Пробует ходить при поддержке за обе руки. Умеет по желанию разжимать пальцы, любит бросать игрушки на пол. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Становится разнообразнее мимика. Появляется интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Отличает знакомых от незнакомых. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость в стремлении достать его. Много играет с игрушками, охотно вступает в контакт со взрослыми.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, игрушки, собирает мелкие предметы. Выполняет простые пробы: «дай ручку», «помаши рукой – до свидания» и др. ищет упавший предмет, игрушку, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов («нельзя», «дай», «брось», «иди»). Различает цвета, форму игрушек, предметов.
Стоит без опоры, самостоятельно поднимается; может ходить, держась за руку или за коляской. Разглядывает мелкие предметы с любопытством, берет их двумя пальцами, держит цепко игрушку, которая ему особенно понравилась, и не отдает ее. Хорошо подражает движениям взрослых, может выполнять сложные движения: открывает или закрывает крышку коробки, прячет игрушку, мяч.
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, ходит при поддержке за руку). Находит любимые предметы. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает, рвет бумагу). Переворачивает страницы книги.
Начинает самостоятельно ходить, подходит, если его подзовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Отдает игрушку, если ее у него просят. Выполняет довольно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные игрушки, предметы. Пытается участвовать в одевании, умывании. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.
Зубы и их гигиена
Хорошие зубы – это не только одно из слагаемых красоты, но и залог нормального пищеварения, общего здоровья.
Каждый зуб состоит из коронки (часть зуба, выступающая в полость рта) и корня, который находится в челюсти.
Коронка покрыта эмалью – самой твердой частью человеческого организма (на 96% состоит из минеральных веществ). Основу зуба составляет находящаяся под эмалью менее минерализованная и более мягкая ткань – дентин. Корень покрыт цементом. Внутри зуба расположена пульпа – мягкая ткань, содержащая сосуды и нервы. Пульпа отвечает за питание дентина, эмали и цемента. Эмаль и цемент дополнительно насыщаются минеральными веществами за счет слюны и пародонта – тканей, соединяющих корень зуба с костью челюсти.
Ребенок рождается с зачатками не только молочных, но и постоянных зубов, которые постепенно приходят на смену выпадающим молочным. Описаны случаи, когда ребенок рождался с уже нормально развитыми и здоровыми зубами или они прорезывались в течение первых 30 дней жизни. Но такой феномен встречается редко. Преждевременно прорезавшиеся зубы обычно незрелые, излишне подвижные из-за несформированных корней и быстро выпадают. В этом случае можно попытаться укрепить зубы – современная детская стоматология это позволяет. Есть специальные накладки из мягкой пластмассы, которыми покрывают зубы во время кормления.
Сроки прорезывания молочных зубов
Зубы | Возраст (месяцы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 4-8 | 6-10 |
Боковые резцы | 7-10 | 8-12 |
Клыки | 16-20 | |
Первые большие коренные зубы | 11-18 | |
Вторые большие коренные зубы | 20-30 |
Сроки прорезывания постоянных зубов
Зубы | Возраст (годы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 6-7 | 7-8 |
Боковые резцы | 7-8 | 8-9 |
Клыки | 9-11 | 11-12 |
Первые малые коренные зубы | 10-12 | 10-11 |
Вторые малые коренные зубы | 11-13 | 10-12 |
Первые большие коренные зубы | 5,5-7 | |
Вторые большие коренные зубы | 12-13 | 12-14 |
Третьи большие коренные зубы | 17-30 |
По мере роста ребенка формируется и зубочелюстная система. Правильному формированию прикуса у новорожденного способствует грудное вскармливание. Активное сосание способствует тому, что нижняя челюсть постепенно смещается вперед и к моменту прорезывания зубов смыкается с верхней, то есть формируется правильный прикус.
Неправильный прикус – это, прежде всего, нарушение или отсутствие контакта между зубами. Различают три вида неправильного прикуса, которые могут сочетаться и иметь разную степень выраженности. При обычном осмотре эта аномалия определяется по взаиморасположению передних зубов:
Формированию дефектного развития челюстей и неправильного прикуса в раннем возрасте способствуют:
Дети, имеющие аномалии прикуса, из-за отсутствия полноценного контакта между зубами не могут нормально пережевывать пищу, она плохо смачивается слюной, а язык при глотании упирается в губы, в результате чего мышцы рта напрягаются, и все лицо «участвует в глотании».
При отсутствии коррекции дефектов прикуса могут наблюдаться заболевания пищеварительной системы и ранняя потеря зубов, поскольку неадекватная и неравномерная нагрузка на разные зубы при жевании вызывает раздражение, а затем и воспаление тканей, удерживающих их в челюсти (ткани пародонта). Ткань разрушается, зуб расшатывается и выпадает.
Лечением подобных аномалий занимается стоматолог-ортодонт. В настоящее время разработано большое количество методов и аппаратов для изменения прикуса. Используются съемные конструкции, так называемые «ортодонтические пластинки» с винтами и крючками, и несъемные системы, которые укрепляются на зубах и позволяют постепенно перемещать зубы в необходимом направлении (брекет – система). Использование того или другого аппарата определяется врачом по клиническим показаниям.
Несколько общих советов родителям:
О рахите
Рахит довольно часто развивается на первом году жизни ребенка, и родителям надо иметь представление о его первых признаках, профилактике и лечении.
Рахит возникает при недостатке в организме солей кальция, необходимых для роста и развития костей. Причиной этого является дефицит витамина Д.
Под влиянием ультрафиолетовых солнечных лучей в коже образуется предшественник витамина Д, который превращается в витамин Д. Последний повышает всасывание кальция в кишечнике и отложение его в костях (в виде соединения с фосфором). При дефиците витамина Д не происходят отложения солей кальция в растущих костях. Они становятся мягкими и легко деформируются. В результате у ребенка формируются искривление ног, деформации головы и грудной клетки, изменения костей таза (у девочек это в будущем может осложнить течение родов).
Витамина Д в пище мало. Например, в одном литре коровьего молока его в 20 раз меньше суточной потребности ребенка. Исключением является яичный желток, но его дают лишь с 6 месяцев.
Злаки, особенно пшеница, богаты фитином, содержащим фосфор. Фосфор связывает кальций в кишечнике, тем самым, препятствуя его всасыванию. Поэтому дети, которым по 2-3 раза в день дают манную кажу или картофельное пюре, недополучают кальций и могут заболеть рахитом.
Рахит обычно проявляется уже на втором месяце жизни, а у недоношенных детей еще раньше. Ребенок становится раздражительным, хуже спит, у него появляется чрезмерная потливость. Пот вызывает зуд, в частности в области затылка, при этом ребенок крутит головкой, что приводит к облысению затылка.
Врач при осмотре может обнаружить размягчение краев родничка, затылочной кости, уплощение черепа. Если не принять мер, размягчение костей приведет к появлению в нижней части грудной клетки борозды, а затем – к искривлению ног по типу букв «О» и «Х». так называемый «рахитический горб» связан со снижением тонуса мышц спины.
Под влиянием рахита рост костей (особенно ног) замедляется, ребенок может не достичь нормального роста, а пропорции тела окажутся неправильными. О-образные деформации ног в течение 3-4 лет обычно исчезают, Х-образные («стукающиеся коленки») нередко остаются на всю жизнь.
Для профилактики и лечения рахита применяют витамин Д врачи рекомендуют начинать проходить профилактику рахита в возрасте одного месяца, а при недоношенности – с двух недель: детям назначают масляный или водный (что предпочтительнее) раствор витамина Д. во всех случаях и при профилактике, и при лечении рахита- общую дозу и схему введения витамина Д назначает врач.
Возможно индивидуальная повышенная чувствительность к витамину Д. поэтому, если ребенок после нескольких дней применения препарата начинает отказываться от еду, у него появляется тошнота или рвота, необходимо обратиться к врачу.
Летом в солнечные дни ребенок должен принимать воздушные ванны в утренние часы в течение 15-30 минут. Надо помнить, что регулярные прогулки, массаж, гимнастика являются важными мерами профилактики рахита.
Массаж
Его цель – оказать общее благоприятное действие на организм. Однако начинать массаж надо обязательно с разрешения врача, так как существуют некоторые противопоказания к его проведению.
Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу желудочно-кишечного тракта, способствует формированию ритма сна и бодрствования, поддерживает мышечный тонус, ускоряет моторное развитие, закаляет ребенка.
Важно помнить, что занятия массажем должны доставлять ребенку удовольствие. Если он плачет во время занятий, их надо тут же прекратить, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции: лучше повторить или завершить комплекс через некоторое время.
У большинства детей массаж можно проводить после 2-3 недели жизни.
Место и время проведения массажа
Для того, чтобы массаж был максимально эффективным, должны быть созданы оптимальные внешние условия: комнату надо хорошо проветрить, температура в ней должна быть комфортной.
Проводить массаж надо на твердой, теплой, нескользкой поверхности. Это может быть пеленальный или обычный стол, накрытый байковым одеялом, клеенкой и пеленкой.
Массаж лучше не делать перед ночным сном, проводить его надо не ранее чем через 30-40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивание.
Приемы оздоровительного массажа
Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежными, работают только пальцы и кисть. Этот прием проводится ладонной поверхностью кисти.
Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производится одним, двумя или тремя пальцами ладонной поверхностью кисти круговыми движениями. Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, чтобы воздействовать на более глубокие слои кожи.
Прием аналогичен растиранию, но еще более глубоко воздействует на кожу и мышцы. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производят одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.
Это быстрое, ритмичное сотрясание кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. Это упражнение очень полезно и для здоровых детей, и для перенесших недавно респираторную инфекцию. Каждое движение стоит повторять не менее 4 раз или кратно четырем (то есть восемь, двенадцать и т.д.) для воспитания чувств ритма.
Упражнения для детей на 3-8-й неделях жизни
Длительность массажа в этот период должна составлять от 5 до 10 минут, более длительные занятия малышу трудно выдержать, он устанет и начнет плакать. Это главный сигнал к прекращению упражнений. Через несколько часов можно снова начать занятия.
Упражнения для детей на 3-м месяце жизни
Упражнения для детей на 4-м месяце жизни
Упражнения для детей на 5-6-м месяцах жизни
Упражнения для детей на 7-9-м месяцах жизни
Длительность занятий в этот период может быть от 15 до 30 минут. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться связь движения со словом. Поэтому надо уже сопровождать все упражнения словами «садись-ложись», «повернись на живот».
Упражнения для детей на 10-12-м месяцах жизни
В этом возрасте многие дети не только хорошо стоят, но и уже начинают ходить. Значит, особое внимание нужно уделять согласованности действий всех мышц – координации движений. С переходом на прямохождение во много раз возрастает нагрузка на позвоночный столб. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота.
Режим дня, воспитание и игрушки
Если в первые недели жизни удается установить режим кормления, то он становится стержнем всего суточного ритма, – ребенок всегда в одно и то же время спит, бодрствует, гуляет. Такая ритмичность полезна, прежде всего, самому ребенку, но она упорядочивает и жизнь всей семьи, дает родителям возможность лучше располагать своим временем, больше отдыхать.
Речь идет не о жестком режиме, когда все диктует часовая стрелка. Индивидуальность ребенка, его самочувствие, настроение, изменения метеорологических условий, к которым маленькие дети очень чувствительны, какие-то семейные события могут, конечно, свои коррективы. Но основ ритма все- таки надо придерживаться.
В режим дня обязательно должны входить и прогулки – длительность их постепенно увеличивается. Дневной сон будет крепче, если проводить его на свежем воздухе. Когда ребенок станет старше и будет меньше спать днем, можно гулять на воздухе и в часы бодрствования. Свежий воздух действует на ребенка успокаивающе, улучшается работа многих органов и систем, повышаются общие защитные силы, улучшаются обменные процессы. В коже ребенка под действием солнечного света вырабатывается витамин Д.
Примерный режим дня ребенка первого года жизни
Возраст | |||
1-5 мес | 5-9 мес | Старше 9 мес | |
Кормление | 6.00-6.30 | ||
Бодрствование, туалет | 6.30-7.30 | ||
Сон | 7.30-9.30 | 7.30-10.30 | |
Кормление | 9.30-10.00 | 10.00-10.30 | |
Бодрствование | 10.00-11.00 | 10.30-12.00 | |
Сон | 11.00-13.00 | 12.00-14.00 | |
кормление | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | |
Бодрствование | 13.30-14.30 | 14.30-16.00 | |
Сон | 14.30-16.30 | 16.00-18.00 | — |
Кормление | 16.30-17.00 | 18.00-18.30 | |
Бодрствование | 17.00-18.00 | 18.30-19.30 | |
Сон | 18.00-19.30 | — | |
Купание | 19.30-20.00 | ||
Кормление | 20.00-20.30 | ||
Сон | 20.30-6.00(с перерывом для кормления) | 20.30-6.00 |
На летнюю прогулку надо одевать ребенка легко, чтобы он не перегрелся. Головка должна быть защищена от солнца, надо полностью избегать прямых солнечных лучей, особенно в первые три месяца жизни. Нежная кожа ребенка очень чувствительна, поэтому даже небольшое облучение может повлечь за собой ожог и повышение температуры.
В зимнее время первые прогулки можно совершать при температуре до минус 5°С. Многие дети плохо переносят сильный ветер, туман, мороз или жару. В такие дни можно устроить прогулку в комнате при открытых окнах.
На первом году жизни, как никогда, физическое развитие связано с психическим, с развитием интеллекта. Моторика ребенка — зеркало его психики. Наблюдать за развитием младенца каждый день, отмечать какой-то новый его успех – огромная радость для родителей, дедушек и бабушек.
Главная потребность ребенка, решающее условие его нормального развития – любовь в семье. Нежное прикосновение рук матери, отца, дедушки и бабушки, зрительный контакт с членами семьи, ласковые голоса способствуют созреванию эмоциональной сферы ребенка, укрепляют связь между ребенком и взрослым.
Дети, даже самые маленькие, понимают, что их любят, с их желаниями считаются. В воспитании нет готовых рецептов и решений. Каждый ребенок представляет собой индивидуальность, поэтому не может быть универсальных воспитательных средств. Прежде всего, родители должны научиться понимать своего ребенка и быть достаточно внимательными и терпеливыми — тогда успех обеспечен.
В первые месяцы жизни ребенок особенно нуждается в нежных прикосновениях, поглаживаниях, которые дают не только психологический эффект, но и являются важнейшим стимулятором развития нервной системы. Малыш в этом возрасте узнает голос матери или отца, устанавливает с ними зрительный контакт. Плач и гуление — это «язык» ребенка. Чтобы выразить свое недовольство или боль, он плачет, когда доволен – начинает гулить. Это гуление, как и последующий лепет, надо поддерживать, устраивать перекличку с ребенком, повторяя произносимые им звуки, понемножку усложняя их. Дети реагируют на интонации голоса родителей. С ребенком надо всегда разговаривать, сопровождая словами свои действия (умывание, пеленание, купание). Интонацией можно поощрять действия ребенка или выразить неудовольствие его поведением.
Огромное значение для развития ребенка имеет правильный, соответствующий возрасту подбор игрушек. Они способствуют развитию органов чувств, служат учебным пособием для совершенствования различных навыков, а также средством познания мира. Вначале ребенку нужны игрушки для разглядывания (цветные шары), потом – для ощупывания (такие, которые удобно взять в руку) или для более сложных действий (постукивания, перекладывания, перекатывания). Такие занятия способствуют развитию мелких движений кисти, а эти движения очень важны, они дают мощные стимулы развитию психики, активизируют зоны мозга, ведают речью.
Уже на втором месяце, занимаясь с ребенком, надо вложить ему в ручки удобные для захватывания колечки, потрясти справа и слева от него погремушкой, проверяя и тренируя слух. Полезно давать ему ощупывать мелкие предметы с разной поверхностью – гладкой, ребристой, бугристой.
Примерно на 5 — 6-м месяце с ребенком можно начинать игру в «сороку-ворону», сгибая и разгибая его пальчики, или в прятки, закрывая свое лицо пеленкой или косынкой и открывая его или пряча таким же образом и показывая затем любимую игрушку.
8 месяцев игра ребенка становится все более разнообразной. В его распоряжении должны быть какие-нибудь коробки, мисочки, чтобы он мог складывать туда и вынимать оттуда свои игрушки, открывать и закрывать крышки. Предметы должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить или вдохнуть.
С 10 месяцев малышу надо регулярно показывать книжки с яркими картинками, читая простой текст. Это помогает развивать восприятие речи. Ближе к году ребенок начинает понимать, когда его действия вызывают одобрение, а когда – недовольство окружающих. Родители должны поощрять своих малышей за правильное поведение. Надо помнить, что ребенок всегда должен чувствовать себя любимым, даже если его поступки требуют порицания.
Если малыш настойчиво тянет в рот предмет, которому там не место, надо мягко отвести его руку в сторону, сопровождая это словом «нельзя» и интонацией, и постараться его чем-нибудь отвлечь.
Если ребенок отказывается выполнять то, что ему предлагают, родителям следует проявить терпение и изобретательность, чтобы настоять на своем не травмируя психику маленького упрямца.
К концу первого года жизни малыш способен различать настроения окружающих, и может подражать им. Он уже самостоятельно передвигается по квартире, произносит отдельные слова и многое понимает. Любопытство его безгранично.
Теперь необходимо обеспечить его безопасность – следить, чтобы он не оказался на кухне рядом с плитой, не потянул со стола скатерть вместе со стоящим на ней горячим чайником, чтобы на его пути не попадались мелкие предметы, которые он может проглотить или лекарства. Новые возможности ребенка – новые проблемы для родителей! Но и новые радости!
Одежда и обувь
Механизмы регуляции температуры тела у малыша весьма несовершенны, и воздействие холода уже через несколько минут вызывает их перенапряжение. Внешне это проявляется в появлении «мраморной» окраски кожных покровов, «гусиной кожи», бледности в области носогубного треугольника. Ясно, что такому ребенку холодно и ему нужна более теплая одежда.
Дети отличаются от взрослых более высокой теплопродукцией. Чем меньше ребенок, тем она выше. В связи с этим, одевая ребенка, не нужно ориентироваться только на собственные ощущения. Если одежда взрослого обеспечивает ему тепловой комфорт, то аналогичная одежда у ребенка может вызывать перегревание.
Двигательная активность детей очень высока. При движении уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза. Это также необходимо учитывать при подборе одежды. Она должна обеспечивать возможность активно двигаться и не вызывать перегревания.
температуры не свидетельствует о заболевании и необходимости лечения, а всего лишь говорит о том, что ребенка нужно одеть в более легкую одежду.
Покрой одежды используется самый простой, с минимальным количеством швов. Распашонки и кофточки всегда запахиваются спереди, лучше, если у них не будет воротника, кружевных или других украшений, завязок, карманов и т.д. Пуговицы на кофточках желательно пришивать маленькие и плоские. Ползунки предпочтительнее с широкими бретелями на застежках. Это необходимо для того, чтобы одежда имела минимальное количество складок и грубых выступающих деталей и узлов.
В жаркое время года ребенку ни дома, ни на прогулке не нужна никакая одежда, кроме подгузника и легкой хлопчатобумажной кофточки. При температуре воздуха 20
22°С можно дополнительно надеть хлопчатобумажные трикотажные ползунки.
Осенью и весной во время прогулки домашняя одежда дополняется теплыми ползунками и кофточкой или костюмом-комбинезоном. Очень удобна шапочка-шлем, вязанная из тонкой хлопчатобумажной или шерстяной пряжи с подкладкой из фланели и с пелериной, закрывающей плечи. Шапочка завязывается под подбородком и застегивается на плоские пуговицы. Надевать на малыша головной платок нежелательно, так как он может нарушить кровообращение в области шеи, затрудняет движения, вызывает неприятные ощущения и, как следствие, – беспокойство ребенка или нарушение сна во время прогулки.
Наилучшая одежда в зимнее время для детей в возрасте одного года и старше – комбинезон, максимально обеспечивающий активные движения ребенка и тепловой комфорт. Сохранению тепла способствует отсутствие потоков воздуха под одеждой, что достигается созданием большого количества замкнутых пространств (отдельно для каждой ручки и ножки, туловища), наличием капюшона и манжет на рукавах и штанинах. Верхний слой комбинезона должен изготавливаться из непромокающих тканей.
Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, в первую очередь его стопы, и обеспечить благоприятный микроклимат вокруг стопы, поддержание оптимальной температуры и влажности при любой погоде.
Обувь для детей отличается от взрослой не только размерами, но и конструкцией. Стопа ребенка имеет веерообразную форму: она узкая в области пятки и постепенно расширяется к пальцам. Поэтому обувь для детей должна иметь широкий мыс и, обязательно, надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движению. Для этого используются разные виды крепления: шнуровки, ремни, застежки «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы для детей до семи лет, так как они удерживаются на ноге за счет узкой носочной части и сжимают пальцы, препятствуя нормальному росту и развитию стопы.
Если подошва обуви плохо сгибается или не сгибается вообще, у ребенка может развиться плоскостопие. Но даже ношение обуви с оптимальной гибкостью подошвы может не уберечь ребенка от плоскостопия. Для его профилактики в теплое время года надо дать ребенку возможность ходить босиком по неровной поверхности (трава, песок), что активизирует хватательные движения стопы.
Обязательной деталью детской обуви является каблук. Без каблука шьются только пинетки – обувь для детей самого раннего возраста. Для дошкольников высота каблука колеблется от 5 до 10 мм. Толщина подошвы должна быть от 3 до 5 мм, стелька – из натуральной кожи, желательно наличие супинатора. Обувь для детей любого возраста должна быть легкой.
Летняя обувь может быть сделана из кожи или из различных натуральных текстильных материалов (в том числе, в комбинации с кожей, рогожкой, джинсовой тканью).
Для маленьких детских ножек обувь должна быть с невысокими голенищами, даже в холодное время года. Не следует надевать малышам валенки.
Они плохо гнутся, ограничивая тем самым движения ноги, имеют узкую носовую часть, вогнутую кнаружи подошву без супинатора и каблука, активно впитывают влагу и легко промокают, а калоши или резиновая подошва делают их очень тяжелыми, затрудняя движения ребенка. Кроме того, валенки неудобно надевать и снимать.
Самая подходящая обувь для поздней осени и зимы – невысокие сапожки или ботинки из натуральной кожи или из кожзаменителя, утепленные внутри мехом (лучше натуральным), на толстой подошве, из гибкой пористой резины, которая не промокает, хорошо сохраняет тепло, а также обладает противоскользящими свойствами.