сутеев биография для детей интересные факты
История жизни и невероятной любви детского писателя Владимира Сутеева
Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве в семье известного врача, удостоенного Сталинской премии Григория Осиповича Сутеева и Зинаиды Васильевны Сутеевой. В семье был младший сын Вячеслав (1904-1993 гг.).
Владимир и Вячеслав очень любили рисовать: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».
С 14 лет Владимир брался за любые подработки, чтобы помочь семье в тяжёлые годы Гражданской войны: рисовал диаграммы для выставок, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром, а также инструктором физкультуры.
После гимназии начал учиться на инженерно-строительном факультете Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана).
Но любовь к рисованию победила, и Владимир Григорьевич в 1924 году поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова). Дебютировал аниматором в мультфильме «Китай в огне» (1925 г.).
В 1924-1925 гг. пробовал свои силы в рекламных плакатах к зарубежным фильмам, вышедшим в советский прокат. Также рисовал для детских журналов «Пионер», «Мурзилка», «Искорка». Наиболее известные работы — это иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
В 1931 году поставил первый советский звуковой мультфильм «Улица поперёк». Иллюстратор восторгался мультфильмами Диснея и вместе со своими коллегами и друзьями придумали персонаж Клякса, с которым позже было снято несколько мультфильмов (к сожалению, они не сохранились).
В 1936 году устроился в «Союзмульфильм». Где проработал вплоть до Великой Отечественной войны. На фронт ушел практически сразу после начала войны и прошёл её до конца, также принимал участие в Белорусской наступательной операции «Багратион».
По непроверенной информации первая супруга Сутеева не дождалась его с фронта и ушла к другому. Детей у пары не было.
После возвращения с фронта Сутеев преподавал на курсах мультипликаторов при «Союзмультфильме». Тогда же произошла встреча, которая отразилась на всей дальнейшей жизни Владимира Григорьевича — он повстречал любовь всей своей жизни — художницу Татьяну Таранович. Из воспоминаний её внучки Ирины: «В жизни моей бабушки Владимир Григорьевич появился в 1946 году — она как раз пришла на «Союзмультфильм», и за их отношениями наблюдала вся студия. Он влюбился сразу, едва увидев её. Бабушка была яркой, незаурядной личностью, красивой женщиной и талантливым, востребованным художником. Но ему 43, ей 30. Он разведён, она счастлива замужем, растит дочь. «Тебе ничего не светит: у Тани прекрасная семья, она целомудренна, — пытались убедить его коллеги. — Устраивай свою жизнь иначе. Ждать нечего».
Сутеев послушал коллег и решил кардинально изменить свою жизнь: уволился с «Союзмультфильма», женился на вдове с ребёнком, которая была влюблена в него ещё со школы. Но продолжал приходить на работу к Татьяне, просто постоять рядом, посмотреть, как она работает. Также он писал ей добрые, ласковые письма, на которые она не отвечала, но сохранила в семейном архиве, например: «Всё самое красивое, прелестное, необыкновенное пришло после войны, когда я был раздавлен, истощён, измучен, ранен и никуда не годился. Но я встретил Вас. Я полюбил Вас внезапно для себя, и вдруг вся страсть, никогда не испытанная, обрушилась на меня»
Или: «Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня».
Сутеев перешёл на работу в «Детгиз» (ныне издательство «Детская литература»). Его работа была очень плодотворна — продолжал делать иллюстрации к произведениям Сергея Михалкова, Самуила Маршака и Корнея Чуковского, также «Приключения Чиполлино», впервые вышедшие на русском языке, также проиллюстрировал Владимир Григорьевич.
В 1952 году впервые написал свою книгу «Две сказки про карандаш и краски». Сам Сутеев говорил: «Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки»
Хоть своих детей у него не было, Владимир Григорьевич хотел, чтобы советские ребята росли среди веселья и шуток: «Чем больше улыбок, тем больше пользы. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации».
Во всех сказках Сутеева добро побеждает зло.
По сценариям писателя было поставлено множество мультфильмов, например, «Когда зажигаются елки», «Снеговик-почтовик», «Петя и Красная Шапочка», «Кто сказал «мяу»?», «Кот-рыболов», «Мешок Яблок», «Дед Мороз и Серый Волк».
И, конечно же, он не мог забыть свою любовь. Из воспоминаний Ирины, внучки Татьяны Таранович: «Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х. У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошёл с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог. На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах. У нее уже не только выросла дочь — младшая внучка ходила в школу. …Маленький, худой, неухоженный, он буквально светился счастьем, когда появлялся на пороге нашего дома. А уходя, обязательно смотрел на бабушку. И непременно что-нибудь забывал — то портфель, то беретку с хвостиком. Нарочно, наверное. Чтобы вернуться».
Татьяна Таранович в молодости
Супруга Сутеева тяжело болела последние годы, была парализована, но художник ухаживал за ней, не бросал, хотя Таранович уже как 10 лет была вдовой. И только через год после смерти супруги он сделал предложение своей любимой Татьяне. Женились они, когда ей было 67 лет, а ему 80. И прожили 10 лет в любви и согласии. Из воспоминаний внучки Татьяны: «Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку «моя девочка», и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил её руку, чтобы поцеловать».
Владимир Сутеев и Татьяна Таранович
Владимир Сутеев скончался 8 марта 1993 года, и Татьяна не смогла жить без любимого — её не стало в ноябре 1993 года.
10 интересных фактов: сказочник Владимир Сутеев
1. Был амбидекстером, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
2. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований.
3. Учился в Московском государственном техническом университете имени Баумана.
4. Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.
Легендарный «Дед Мороз и серый волк» + 4 сыночка и лапочка-дочка. В этом мультфильме главных героев озвучили Анатолий Папанов (Волк) и Гергий Вицин (Папа Заяц).
5. Как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда».
6. С 1947 года работал в Детском государственном издательстве. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова.
7. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышла книга Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек).
8. А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Корней Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
10. Родился в Москве в 1903 году. Умер тоже в Москве в 1993.
Замечательные книги для малышей. Я даже помню, как я пересказывала «Мешок яблок» на подготовительных встречах перед походом в первый класс) Эта книжка у меня до сих пор сохранилась — читаем теперь с сыном) И хороший сборник нам Дмитрий Удот из Москвы привез! Читаем все! И всё)
Сутеев биография для детей интересные факты
Также он был иллюстратором, сценаристом и одним из основателей отечественной мультипликации.
Сутеев Владимир Григорьевич стоял у истоков советской мультипликации и являлся Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Если открыть известные издания детских произведений Маршака, Михалкова, Чуковского, на их страницах можно увидеть иллюстрации Владимира Сутеева.
Он рисовал и писал для детей и с любовью к детям, хотя сам радость отцовства так и не познал.
ИЗ БИОГРАФИИ СУТЕЕВА ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА:
Владимир Григорьевич Сутеев родился в Москве 5 июля 1903 года.
Его отец Григорий Осипович работал врачом и был большой знаменитостью в медицинских кругах. Он дослужился до звания профессора и доктора медицинских наук, был заведующим секции венерологии в Московском департаменте здравоохранения и стал лауреатом Сталинской премии.
Но при этом Григорий Сутеев был еще и очень творческой личностью. В свободное от работы время он занимался пением и живописью. Любовь к рисованию передалась и его сыновьям – Владимиру и его младшему брату Вячеславу. Дети очень любили работать с кисточками и красками, а потом прибегали к отцу, чтобы он оценил их очередные «шедевры».
Когда в доме Владимира Сутеева собиралась большая компания, он непременно демонстрировал свой знаменитый фокус. Брал в руки по фломастеру и начинал обоими одновременно рисовать. Иногда изображал цыплят, иногда слонят, а если было настроение — котят. Они получались симметричными и будто смотрели друг на друга. «Зеркало» — подписывал рисунок Сутеев. Раздавались аплодисменты — настоящий мастер!
Увидев, что у мальчика есть талант, его мать, Зинаида Васильевна стала водить сына на художественные выставки, где тот искал вдохновение.
Война и революция ухудшили материальное положение Сутеевых, и Владимир с 14 лет начал вносить лепту в семейный бюджет. Подросток работал санитаром в госпитале и физруком в школе. А потом юноша решил применить свои способности для блага семьи.
Владимир Сутеев начал чертить графики и диаграммы для выставок, оформлять дипломы для победителей спортивных соревнований. Его услуги пользовались популярностью, однако сам он не был уверен, что выбрал свою стезю.
Решив быть «как все», Сутеев поступил в Московское высшее техническое училище. Но, разочаровавшись в своем выборе, уже через несколько месяцев забрал документы и в 1924 году отнес их на художественный факультет Государственного техникума кинематографии.
Когда Владимир Сутеев учился, мультипликация только начинала развиваться. Он попал в поток, поймал удачу за хвост — иначе и не скажешь. С удовольствием создавал иллюстрации для детских журналов «Мурзилка», «Искорка», «Пионер». Рисовал героев детских книг, придумывая им интересные черты.
Владимир пробовал себя и в карикатуре, изображая товарищей по учебе. Оформлял плакаты для кинопремьер зарубежных фильмов. А в 1925 году дебютировал как мультипликатор, создав полнометражный фильм «Китай в огне».
После окончания в 1928 году техникума Владимир отправился трудиться по специальности — на кинофабрику. Работы было очень много, как, впрочем, и возможностей для творчества. Уже через три года он создал первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек».
Сутеев никогда не работал «потому что так надо»: он творил, воплощал в жизнь свои идеи, придумывал персонажей. Чего стоит одна только Клякса, каждая деталь которой прорисована и продумана до мелочей!
22 июня 1941 года в Комитете кинематографии Сутеев представил свой мультипликационный фильм «Муха-Цокотуха». А через два дня ушел на фронт. Практически сразу попал в окружение, затем был освобожден.
Лишь два года спустя было принято решение использовать его художественный талант на благо армии. Владимиру поручили создавать учебные картины на военную тематику. С поставленной задачей он справлялся блестяще, но мечтал совершенно о другом: как вернется домой, как на шею ему бросится любимая жена.
Но, когда война завершилась, Владимир пришел в пустую квартиру. Супруга не вынесла одиночества и нашла утешение с другим мужчиной. С горя художник запил: дескать, что ждать теперь от жизни после такого предательства?
Работая до войны на студии «Союзмультфильм», Владимир Сутеев продолжил трудиться там и после Победы: надо было жить дальше.
ВЛАДИМИР СУТЕЕВ И ТАТЬЯНА ТАРАНОВИЧ
Однажды, в 1946 году, он увидел на студии молодую женщину. Раньше художник ее не замечал. «Новая сотрудница», — шепнули ему. Тане Таранович на тот момент было 30, Сутеев на 13 лет старше. Но какое значение имеет разница в возрасте, если мужчина буквально потерял голову?!
Коллеги отговаривали: отступись, Татьяна счастлива в браке, воспитывает дочку. Но как совладать с нахлынувшими чувствами? Тем более было понятно: ей Владимир тоже небезразличен. Вскоре вся студия наблюдала за тем, как Сутеев пытается покорить неприступную вершину, а та нехотя держит оборону.
После двух лет безуспешных попыток Владимир Сутеев сдался. Он уволился со студии, даже не закончив свою последнюю работу. Просто не мог больше находиться рядом с любимой женщиной, которая принадлежала другому.
Сердце художника было вновь разбито, но жизнь продолжалась. Как многие творческие люди, Владимир Григорьевич поспешил найти утешение в любимом деле.
Чуть позже рисунки Сутеева стали использовать для оформления детских учреждений — поликлиник, детсадов, живых уголков. В 1947 году Владимир Григорьевич устроился работать в «Детгиз» и начал не только рисовать, но и писать рассказы для малышей. Спустя пять лет, в 1952-году, увидела свет его первая книга «Две сказки про карандаш и краски». За ней последовали другие — «Бабушкин огород», «Кто сказал «мяу»?», «Мы ищем Кляксу».
В 1960-х годах художник и писатель стал еще и полноценным режиссером. Сутеев и раньше создавал мультипликационные фильмы, но на этот период пришелся настоящий расцвет его творчества. Им были созданы новая «Муха-Цокотуха», «Терем-тере-мок», «Тараканище» и многие другие работы, которые полюбились детворе.
В личной жизни Владимира Григорьевича, наконец, тоже наступила белая полоса. Он во второй раз женился — на подруге детства Софье. В браке был счастлив или хотел казаться счастливым.
Привычное течение жизни прервала новость: в 1972 году стало известно, что Татьяна Таранович овдовела. Его любимая Танечка теперь свободна! Столько лет он хранил в своем сердце ее образ. Но, несмотря на душевное смятение, бросить жену Владимир Григорьевич не мог.
Еще десять лет он оставался в браке, ухаживал за супругой, когда та заболела. Лишь изредка позволял себе заходить в гости к Танечке и оставаться на чай. А спустя ровно десятилетие и сам стал вдовцом. Еще год художник носил траур по Софье и лишь после этого отправился к Татьяне делать предложение руки и сердца.
Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит ему: «Да». Владимиру Сутееву к тому моменту было уже 80, его возлюбленной — 67 лет. В 1983 году они поженились. «Не может быть, чтобы Таня Таранович стала моей женой!» — воскликнул художник, выйдя из загса. Впереди у пары было десять лет счастья. Они боялись даже минуту потратить впустую: вместе читали, гуляли, работали над книжными иллюстрациями.
Владимир Григорьевич ушел первым. 8 марта 1993 года в женский праздник Владимир Сутеев скончался, не дожив 4 месяца до 90 лет. В последние годы своей жизни он практически не видел и никого не узнавал, кроме нее, своей Танечки. Он целовал ей руки и благодарил за подаренное счастье.
Через полгода ушла из жизни и Татьяна, причиной смерти которой стало обострение болезни сердца. Могила супругов находится на Никольском кладбище подмосковного города Балашиха.
ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА:
«В умелых руках и разные колеса могут пригодиться». Эта фраза взята из одной сказки, написанной Владимиром Сутеевым. И она очень точно характеризует творческий путь самого автора. Ведь за свою долгую жизнь, а прожил он почти 90 лет, Сутеев попробовал себя в самых разных ипостасях. И во всех профессиях (особенно творческих) Владимир Сутеев добился значимых результатов и стал одним из популярных мультипликаторов и писателей.
У художника и писателя Владимира Сутеева не было кровных детей, но миллионы советских мальчиков и девочек росли на книгах и мультфильмах иллюстратора.
Подобно Евгению Чарушину, Владимир Григорьевич от иллюстраций чужих произведений перешел к созданию рассказов и сказок с картинками.
В середине 20-х годов советская мультипликация делала только первые шаги. И молодой художник стоял у ее истоков. Сутеев на поприще мультипликации попробовал себя в разных ролях – он и рисовал мультфильмы, и писал к ним сценарии, и был режиссером.
Как мультипликатор Сутеев дебютировал, еще осваивая азы кинематографической профессии (в 1925 году вышел анимационный фильм «Китай в огне»), а как режиссер — в первом советском звуковом мультфильме «Улица поперек». Черно-белая рисованная лента была адресована всем пешеходам независимо от возраста и призывала к соблюдению правил дорожного движения. К большому сожалению, ни один из этих мультфильмов до нашего времени не сохранился.
Но мы можем судить о таланте Сутеева по работам, которые он делал уже на «Союзмультфильме» в конце 30-х годов. Самые известные произведения – «Сказка про белого бычка», «Дядя Степа», «Почему у носорога шкура в складках».
Большинство довоенных мультфильмов Сутеев создал в соавторстве (с Львом Атамановым, Леонидом Альмариком и Ламисом Бредисом). Нередко Владимир выступал в качестве сценариста мультипликационных лент («Почему у носорога шкура в складках», «Отважный моряк»).
С началом войны фильмография Сутеева пополнилась учебными лентами для молодых бойцов. Кадры из картины «Ориентирование на местности» до сих пор в качестве фото иллюстрируют учебники в Суворовских училищах.
В послевоенные годы Сутеев снял еще несколько мультфильмов, но после увольнения с «Союзмультфильма» выступал преимущественно в качестве автора сценариев.
Мульт и фильмография Владимира Сутеева: 1929 — «Похождения Мюнхгаузена», 1931 — «Улица поперек», 1936 — «Колобок», 1938 — «Почему у носорога шкура в складках», 1939 — «Дядя Степа», 1940 — «И мы на олимпиаду», 1941 — «Борьба с вражескими танками», 1947 — «Веселый огород», 1960 — «Муха-Цокотуха», 1962 — «Две сказки», 1962 — «Кто сказал мяу?», 1965 — «Пастушка и трубочист», 1966 — «Про бегемота, который боялся прививок», 1971 — «Терем-теремок», 1986 — «Пропал Петя-петушок».
После войны, а Владимир Сутеев ушел на фронт в самом начале и дошел до Берлина, он решил оставить мультипликацию и переключиться на рисунки к детским книгам.
С 1947 года Сутеев работал в «Детгизе». Став иллюстратором, Владимир Григорьевич привнес в детские книги динамизм мультфильмов. Сутеев рисовал героев не только советских авторов Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, но и зарубежных литераторов, прежде всего Джанни Родари.
Именно с его именем связано первое появление «Чиполлино» в нашей стране. Причем, ему удалось создать настолько яркие образы мальчика-луковицы и всех остальных персонажей, что они потом стали использоваться повсеместно.
Иллюстрациями Сутеева стали украшать детские сады и больницы, столовые и магазины, производить на их основе игрушки и прочие товары для детей.
В 1952 году Владимир Сутеев решил сам взяться за перо и писать детские книги.
Первым его самостоятельным произведением стали «Сказки про карандаш и краски». В них он опирался на свой предыдущий опыт мультипликатора и учил детей, как с помощью обычных геометрических фигур (кружков, овалов и квадратов) нарисовать более сложную картину. Эта книга с собственными рисунками автора вышла в 1954 году.
А через год появилось, возможно, самое известное произведение Сутеева – «Кто сказал «мяу». Про любопытного щенка, который услышал незнакомый звук, отправился искать его источник, а в результате любопытство довело его до неприятностей.
Еще одна известная книга Владимира Сутеева – «Под грибом». Она была издана в 1959 году. В ней автор учит детей помогать ближним и стараться решить любую проблему сообща, как и герои произведения, которые прятались от дождя под большим грибом и сумели сделать так, чтобы всем хватило места.
А последнее произведение Владимира Сутеева – сказка «Мешок яблок», была написана в 1985 году. И опять в ней автор учит юных читателей доброте. В ней главный персонаж – заяц, который собрал для своих деток много яблок. Но пока шел домой, другие звери просили угостить их фруктами. И в результате все яблоки заяц раздал. Но детки не остались голодными, так как другие звери в благодарность принесли ему свои угощения.
Всего под авторством Владимира Сутеева было издано 15 книг для детей. И всех их не только интересно читать, но и рассматривать, так как они содержат авторские иллюстрации. Причем, картинки там получились такие яркие, что их потом использовали и для создания мультфильмов.
Наиболее полно произведения Сутеева представлены в издании 1962 года «Сказки и картинки».
Популярные сказки Владимира Сутеева: Мешок яблок, Ёлка, Дядя Миша, Раз, два — дружно!, Палочка-выручалочка.
Библиография Владимира Сутеева: 1953 — «Веселые картинки», 1954 — «Елка», 1955 — «Кто сказал мяу?», 1956 — «Это что за птица», 1959 — «Умелые руки и капризная кошка», 1963 — «Сказки и картинки», 1964 — «Палочка-выручалочка», 1967 — «Кот-рыболов», 1983 — «Забавные истории», 1985 — «Мешок яблок: сказка».
Библиография Владимира Сутеева: 1953 — «Веселые картинки», 1954 — «Елка», 1955 — «Кто сказал мяу?», 1956 — «Это что за птица», 1959 — «Умелые руки и капризная кошка», 1963 — «Сказки и картинки», 1964 — «Палочка-выручалочка», 1967 — «Кот-рыболов», 1983 — «Забавные истории», 1985 — «Мешок яблок: сказка».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. Г. СУТЕЕВА:
*Фразы из сказки Владимира Григорьевича «Мешок яблок», по которой в 1974-м Витольд Бордзиловский снял мультфильм, стали крылатыми.
*Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.
*Причиной увольнения с «Союзмультфильма» Владимира Григорьевича стала любовь к женщине-мультипликатору Татьяне Таранович. Художница, впоследствии создавшая анимационные ленты «Серая Шейка», «Цветик-Семицветик», «Каштанка», «Кошкин дом», не могла ответить на чувства Сутеева, так как была замужем.
*Как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда».
*Владимир Сутеев был амбидекстром. То есть с рождения он одинаково хорошо владел как правой, так и левой рукой. Причем мог работать ими одновременно, например, одной писать, а другой рисовать.
*Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышла книга Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек.
*В 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Корней Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
*После знакомства с Татьяной Таранович Сутеев написал любимой 300 писем, в которых часто были иллюстрации: себя художник изображал влюбленным утенком, а Татьяну — цыпленком. В таких милых рисунках художник признавался Татьяне в своих чувствах.
*Женщина ответила только 2 раза, но послания Владимира Григорьевича сберегла. Муж художницы знал, что в жену влюблен еще один мужчина, но верил в порядочность жены и сцен ревности не устраивал.
*Ради своей Тани Сутеев бросил курить, пообещал ей больше не брать в рот ни капли спиртного. Однако все было тщетно: верная жена, она не могла оставить мужа.
* Так как Владимир Григорьевич рисовал как правой, так и левой рукой, он мог создавать два независимых рисунка одновременно.