сущностью политической сферы общественной жизни является

Политическая сфера общественной жизни

сущностью политической сферы общественной жизни является сущностью политической сферы общественной жизни является сущностью политической сферы общественной жизни является сущностью политической сферы общественной жизни является

сущностью политической сферы общественной жизни является

сущностью политической сферы общественной жизни является

Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.

Структуру политической сферы составляют:

-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);

-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);

-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как

-форма правления (монархия, республика);

-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);

-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Государство выполняет множество функций.

-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,

-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),

-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.

Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.

Экологическая сфера

Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.

Экологическая сфера –подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.

Источник

Сферы общественной жизни

сущностью политической сферы общественной жизни является

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

сущностью политической сферы общественной жизни является

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Источник

Политическая сфера. Политика и политическая система.

Понятие политики.

Понятие политики в переводе с древнегреческого означает «значение города или государства». Второй вариант перевода – «множество интересов». Оба варианта приближены к современному пониманию. Определений у политики много, но для обществознания как науки об обществе политика (политическая сфера общественной жизни) – это определенный вид деятельности государства или социальных групп в различных сферах общества – социальной сфере, экономической, сфере международных отношений и т.д. Кроме того, политика – это не только деятельность государства, но еще и все события и проблемы государственной и общественной жизни.

Термин «политика» у нас появился «с легкой руки» Аристотеля еще в IV веке до н.э. Он обозначал этим словом искусство управления государством (по-гречески – полисом). С тех пор под политикой люди стали понимать не только «методы правления». Существуют еще такие понимания термина «политика»:

Все эти альтернативные определения отражают суть политики.

Основные функции политики:

Структура политики.

Политологи выделяют следующие структурные элементы политики:

Основной элемент политики – это субъекты, то есть воздействующие лица. Объекты политики – условное понятие. Когда депутаты решают не поднимать стипендию студентам, они являются субъектом, а студенты – объектом. Но на следующий день студенты выходят на митинг и устраивают массовые беспорядки – теперь уже они субъект. Даже не проявляя активной политической деятельности, объект политики одновременно является и субъектом в таком понимании: он все равно воздействует на политику уже самим фактом своего существования.

Классификация политики.

Виды политики различают согласно четырех ее параметров:

Источник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее органически присущей человеческому’ роду’, укорененной в самой природе человека, в общественном разделении труда и обусловленном им взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель, который рассматривал политику как форму коллективного существования человека, высший вид человеческого общения.

Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики и определяют ее динамику (К. Шмитт, П. Козер, Р. Дарендорф и др.). С этой точки зрения политика рассматривается как деятельность по согласованию интересов, обеспечению целостности общества, разрешению конфликтов (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др ).

Подход к политике как к сфере коммуникационных потоков в 50- 60-е гг разрабатывался X. Арендт и К. Дойчсм, а в дальнейшем нашел отражение в работах Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Р. Дебре.

Обилие трактовок политики объясняется сложностью этого феномена, богатством его содержания, множеством свойств и общественных функций.

При всем многообразии подходов к политике ее трактовка «через власть» наиболее точно отражает сущность этого феномена, поскольку ориентирует на раскрытие его первоосновы. Обобщая разные дефиниции, политику можно определить как деятельность индивидов и социальных групп, направленную на обретение, организацию и использование власти, как инструмент саморегулирования общества.

Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy»(полней) и «politics» (политике). Первый из них характеризует целенаправленную деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и разрешение конфликтов.

В общественной мысли со времен Средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимального управления социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.

Политика как явление общественной жизни не присуща человеческом)’ род)’ изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание, всех его взрослых членов носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.

Следовательно, политика своим происхождением обязана государству. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», в котором освещается проблематика государства, правления и правительства.

По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.

Общепризнанные цели внешней политики государств:

В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.

По сферам общественной жизни политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, военную, научную, экологическую, религиозную и т. д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т. д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т. д. Политика в сфере духовной жизни может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т. п.

В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как часть политики государств, связанная с созданием военной организации, военной подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей. По своему предназначению она призвана:

Конкретное содержание военной политики государств определяется следующими факторами:

Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому’ целеполаганию.

Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политическою процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.

Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.

Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т. д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики, кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.

Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно- политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.

С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются:

Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.

Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

Источник

Политическая сфера жизни общества

Теория к заданиям №14,15,16 ОГЭ по обществознанию

Власть

Политическая власть это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Государство

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является главным институтом политической системы.

Признаки государства

Среди признаков государства можно выделить:

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.

Функции государства

Основные функции государства:

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:

Политический режим

Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

ДемократическийТоталитарныйАвторитарный
Государственное устройствоГосударство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населенияГосударство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизниГосударство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
Партийная системаМногопартийностьОдна господствующая партияПравящая партия огосударствлена
Правовой принципРазрешено все, что не запрещено закономЗапрещено все, что не разрешено закономВсе, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
Права и свободы населенияБольшой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы гражданПрава и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государствоПрава и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
ЭкономикаСмешанная, доминирует частный секторЦентрализованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплиныОбширный государственный
сектор может уживаться с рыночной экономикой

Политическое участие

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

По составуКадровые и массовые
По отношению к законуЛегальные и нелегальные
По отношению к властиПравящие и оппозиционные
По территорииЛокальные, региональные, федеральные
По идеологииНационалистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские
По шкале политического спектраПравые, центристские, левые

Внутренние:

Правовое государство

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.

Признаки правового государства:

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

Они выполняют следующие функции:

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *