сущностью политической сферы общественной жизни является
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления (монархия, республика);
-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Государство выполняет множество функций.
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Экологическая сфера
Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.
Экологическая сфера –подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Политическая сфера. Политика и политическая система.
Понятие политики.
Понятие политики в переводе с древнегреческого означает «значение города или государства». Второй вариант перевода – «множество интересов». Оба варианта приближены к современному пониманию. Определений у политики много, но для обществознания как науки об обществе политика (политическая сфера общественной жизни) – это определенный вид деятельности государства или социальных групп в различных сферах общества – социальной сфере, экономической, сфере международных отношений и т.д. Кроме того, политика – это не только деятельность государства, но еще и все события и проблемы государственной и общественной жизни.
Термин «политика» у нас появился «с легкой руки» Аристотеля еще в IV веке до н.э. Он обозначал этим словом искусство управления государством (по-гречески – полисом). С тех пор под политикой люди стали понимать не только «методы правления». Существуют еще такие понимания термина «политика»:
Все эти альтернативные определения отражают суть политики.
Основные функции политики:
Структура политики.
Политологи выделяют следующие структурные элементы политики:
Основной элемент политики – это субъекты, то есть воздействующие лица. Объекты политики – условное понятие. Когда депутаты решают не поднимать стипендию студентам, они являются субъектом, а студенты – объектом. Но на следующий день студенты выходят на митинг и устраивают массовые беспорядки – теперь уже они субъект. Даже не проявляя активной политической деятельности, объект политики одновременно является и субъектом в таком понимании: он все равно воздействует на политику уже самим фактом своего существования.
Классификация политики.
Виды политики различают согласно четырех ее параметров:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее органически присущей человеческому’ роду’, укорененной в самой природе человека, в общественном разделении труда и обусловленном им взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель, который рассматривал политику как форму коллективного существования человека, высший вид человеческого общения.
Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики и определяют ее динамику (К. Шмитт, П. Козер, Р. Дарендорф и др.). С этой точки зрения политика рассматривается как деятельность по согласованию интересов, обеспечению целостности общества, разрешению конфликтов (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др ).
Подход к политике как к сфере коммуникационных потоков в 50- 60-е гг разрабатывался X. Арендт и К. Дойчсм, а в дальнейшем нашел отражение в работах Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Р. Дебре.
Обилие трактовок политики объясняется сложностью этого феномена, богатством его содержания, множеством свойств и общественных функций.
При всем многообразии подходов к политике ее трактовка «через власть» наиболее точно отражает сущность этого феномена, поскольку ориентирует на раскрытие его первоосновы. Обобщая разные дефиниции, политику можно определить как деятельность индивидов и социальных групп, направленную на обретение, организацию и использование власти, как инструмент саморегулирования общества.
Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy»(полней) и «politics» (политике). Первый из них характеризует целенаправленную деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и разрешение конфликтов.
В общественной мысли со времен Средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимального управления социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.
Политика как явление общественной жизни не присуща человеческом)’ род)’ изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание, всех его взрослых членов носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.
Следовательно, политика своим происхождением обязана государству. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», в котором освещается проблематика государства, правления и правительства.
По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.
Общепризнанные цели внешней политики государств:
В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.
По сферам общественной жизни политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, военную, научную, экологическую, религиозную и т. д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т. д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т. д. Политика в сфере духовной жизни может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т. п.
В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как часть политики государств, связанная с созданием военной организации, военной подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей. По своему предназначению она призвана:
Конкретное содержание военной политики государств определяется следующими факторами:
Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому’ целеполаганию.
Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политическою процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.
Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.
Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т. д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики, кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.
Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно- политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.
С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются:
Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.
Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.
Политическая сфера жизни общества
Теория к заданиям №14,15,16 ОГЭ по обществознанию
Власть
Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.
Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.
Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Государство
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является главным институтом политической системы.
Признаки государства
Среди признаков государства можно выделить:
Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.
Функции государства
Основные функции государства:
Формы государства
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.
Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:
Политический режим
Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
---|---|---|---|
Государственное устройство | Государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | Государство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни |
Партийная система | Многопартийность | Одна господствующая партия | Правящая партия огосударствлена |
Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
Права и свободы населения | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
Экономика | Смешанная, доминирует частный сектор | Централизованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплины | Обширный государственный |
сектор может уживаться с рыночной экономикой |
Политическое участие
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Основные формы политического участия граждан:
Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.
Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).
По составу | Кадровые и массовые |
---|---|
По отношению к закону | Легальные и нелегальные |
По отношению к власти | Правящие и оппозиционные |
По территории | Локальные, региональные, федеральные |
По идеологии | Националистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские |
По шкале политического спектра | Правые, центристские, левые |
Внутренние:
Правовое государство
Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.
Признаки правового государства:
Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:
Они выполняют следующие функции:
Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.
Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.
По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.
Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.