Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается

Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей

Технологический процесс технического обслуживания (ТО) определяется особенностями каждого вида воздействия, степенью специализации, а также количеством рабочих постов и рабочих мест.

Степень специализации постов и рабочих мест зависит от количества постов, требуемых для выполнения суточной программы по видам воздействий, а также от наиболее рационального распределения работ по постам с учетом возможной их механизации.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два основных метода его организации:

Метод обслуживания на универсальных постах

Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту (исключая уборочно-моечные работы) одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.

Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается

Рис. Схема тупикового расположения постов технического обслуживания:
I — посты ЕО; II — посты ТО-1

Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей.

При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.

Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.

Недостатком тупикового расположения постов является необходимость маневрирования автомобиля при постановке его на пост и съезде с поста, что вызывает загрязнение воздуха отработавшими газами и. кроме того, увеличивает общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля.

Метод специализированных постов

Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.

Метод специализированных постов в свою очередь может быть:

Поточный метод

При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.

Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.

Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.

Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.

Операционно-постовой метод

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:

Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.

Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.

Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.

Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.

Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.

При поточном методе автомобили могут перемещаться по постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором — потоком непрерывного действия.

Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост:

Источник

Методы организации технологического процесса ТО автомобилей

В практике работы АТП применяются два метода организации технологического процесса ТО автомобилей, которые определяются в зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их специализации. Различают метод универсальных и метод специализированных постов. Посты при любом методе могут быть тупиковыми или проездными (прямоточными) [8].

Сущность метода универсальных постов состоит в том, что все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов.

При таком методе организации обслуживания применяют преимущественно тупиковые параллельно расположенные посты. Въезд автомобиля на пост осуществляется передним ходом, а съезд с поста – задним ходом. Универсальные проездные посты применяют только для ТО автомобильных поездов и производства уборочно-моечных работ. [8]

Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.

Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т.е. переходят со своим инструментом, приспособлением на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.

Число переходов в общем случае будет на единицу меньше числа постов данной зоны ТО. Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода универсальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного оборудования затруднено или его требуется большое количество.

В общем случае основными недостатками тупикового расположения постов являются потери времени и загрязнение воздуха отработавшими газами в процессе маневрирования автомобиля при его установке на пост и при его съезде с поста.

Положительный эффект тупикового метода заключается в следующем. На каждом универсальном посту возможно выполнение различного объёма работ, что позволяет одновременно обслуживать разнотипные автомобили и выполнять сопутствующий текущий ремонт.

Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам, а на одном посту выполняется только часть работ. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т.д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; прокачки тормозной системы и т.д.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод ТО является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одномарочного и однотипного подвижного состава.

При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется поточной линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно, т.е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.

В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прерывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже ТО-1. Потоки периодического действия в основном применяются на АТП для ТО-1, реже ТО-2.

Перемещение автомобилей по постам поточной линии может осуществляться своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателей), перекатыванием вручную автомобилей, установленных на роликовых тележках по рельсам, при помощи конвейеров (со скоростью 10 – 15 м/мин), иногда кран-балками и другими способами.

Обслуживание на потоке имеет целый ряд достоинств по сравнению с методом универсальных постов. Например, организация обслуживания по этому методу позволяет специализировать посты, оборудование постов и рабочих. Это позволяет сэкономить финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Основными преимуществами поточного обслуживания являются:

Источник

Метод организации технологического процесса технического обслуживания на специализированных постах.

При обслуживании на специализированных постах на каждом из них выполняется часть всего комплекса работ данного вида технического обслуживания, требующих однородного оборудования и соответственной специализации рабочих.

При организации обслуживания на специализированных постах могут быть применены поточный или oпeрационно-постовой методы.

При поточном методе весь комплекс работ данного вида технического обслуживания выполняется одновременно на нескольких специализированных постах, расположенных в технологической последовательности выполнения обслуживания. При этом посты располагаются последовательно по направлению движения автомобиля (рис. 175, ж) прямоточно или в поперечном направлении и их совокупность образует поточную линию обслуживания. Специализация постов на поточной линии обслуживания производится либо по виду работ, либо по виду работ и агрегатам, механизмам и системам.

Особенностью организации работ на поточной линии является необходимость обеспечения синхронизации производства, т. е. одновременного перемещения обслуживаемых автомобилей с поста на пост при одинаковой продолжительности работ на каждом посту с наиболее полным использованием во времени каждого рабочего места. Это достигается правильным определением объема работ для постов и рабочих мест и оснащением их специализированным оборудованием и инструментом, а также обеспечением равномерного и непрерывного поступления автомобилей для обслуживания.


16.Назначение работ по ежедневному обслуживанию (ЕО) машин. Перечень выполняемых работ при ЕО
Назначением работ ЕО является проверка технического состояния подвижного состава и его заправка, чтобы исключить остановку на линии в неисправном состоянии, а также обеспечение надлежащего внешнего вида, чистоты кузова и кабины
В соответствии с назначением работы ЕО подразделяют на три группы:
— контрольно-диагностические;
— заправочные, смазочные и очистительные;
— уборочные и моечные
Работы ЕО служат для максимально возможного снижения количества линейных отказов.
Контрольно-диагностические, заправочные, смазочные и очистительные работы ЕО проводятся водителями и механиками в сменное время подвижного состава.
Качество УМР оказывает большое влияние на сохранение лакокрасочных и других покрытий внешних поверхностей и внутренней обивки автомобиля, обеспечивает повышение их отражающей способности. На чистом автомобиле легче выявить места, пораженные коррозией в начальной фазе, обнаружить неисправности в отсеке двигателя и особенно снизу автомобиля, а также более качественно провести крепежные, регулировочные и другие работы ТО
Контрольно-диагностические и заправочные работы ЕО водитель выполняет до выезда на линию и после, возвращения на предприятие.

Контрольные работы начинают с наружного осмотра автомобиля, его кузова, пассажирского салона и рабочего места водителя. Не должно быть нарушений нормального действия систем вентиляции и отопления пассажирского помещения и кабины, а также нарушений уплотнений, вызывающих попадание пыли, атмосферных осадков и приводящих к повышенному содержанию окиси углерода в них. Выявляют неисправности каркаса кузова, окон, дверей; плохое закрепление или неисправности сидений водителя и пассажиров, а также другого оборудования кузова, могущего вызвать травмы пассажиров или ремонтно-обслуживающего персонала. Выявляют повреждения или дефекты ветрового стекла, а также установленных на ветровом стекле, боковых и задних окнах кабины или кузова занавесок и других предметов, ухудшающих обзорность; отсутствие или неправильную установку зеркал заднего вида. Должно быть проверено действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, омывателей и обогревателей (зимой) ветрового стекла, противосолнечных щитков. Кроме того, автомобили должны быть укомплектованы медицинскими аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки или мигающими красными фонарями и др

18.Назначение работ по ТО-2. Перечень работ, выполняемых при ТО-2.
В перечень работ ТО-2 входят углубленная проверка состояния всех агрегатов механизмов, узлов и приборов машин и устранение выявленных неисправностей. В перечень работ ТО-2 полностью входит перечень работ ТО-1 Для более тщательной проверки аккумуляторные батареи, приборы системы питания и электрооборудования, колеса снимают с автомобиля, контролируют и регулируют в производственных отделениях предприятия, на стендах и установках. Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходят диагностирование и выявленные неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО. Перечни основных операций ТО-1 и ТО-2 указаны в Положении и инструкциях заводов-изготовителей. Эти перечни уточняются автотранспортными предприятиями в конкретных условиях в порядке их корректирования. В Положении приведены также примерный перечень контрольно-диагностических работ, выполняемых на постах диагностики ТО-1 и ТО-2 и примерный перечень возможных работ сопутствующего ремонта автомобилей, рекомендуемый для выполнения ТО-1 и ТО-2.

19.Назначение разборочно-сборочных работ. Технология выполнения и оборудование для выполнения разборочно-сборочных работ на постах текущего ремонта.
Разборочно – сборочные работы являются начальной и конечной операциями текущего ремонта автомобилей. Они включают замену неисправных агрегатов, механизмов и узлов автомобиля на исправные, замену в них неисправных деталей на новые или отремонтированные, а также разборочно-сборочные работы, связанные с ремонтом отдельных деталей и подгонкой их по месту установки.
Наиболее характерными являются работы по замене двигателей, мостов, коробок передач, радиаторов, сцеплений, рессор, износившихся деталей в агрегатах и узлах. Выполняют их на постах ТР, где производят снятие с автомобилей неисправных и установку новых или отремонтированных агрегатов, узлов и деталей. Здесь же выполняют работы по частичной разборке и устранению неисправностей агрегатов, не снимаемых с автомобиля

В случае постановки гильзы в главный тормозной цилиндр перед обработкой гильзы в ней сверлят отверстия под перепускной и компенсационный клапаны.
Изношенные алюминиевые поршни восстанавливают под увеличенный размер раздачей коническими пуансонами и последующей обточкой на токарном станке до ремонтного или нормального размера.
После сборки тормозные цилиндры испытывают на герметичность воздухом под давлением 0,5—0,6 МПа с погружением в тормозную жидкость.
Изношенные поверхности тормозных барабанов растачивают до выведения следов износа. Сильно изношенные или уже расточенные барабаны восстанавливают постановкой чугунного или стального кольца, которое затем растачивают под чертежный размер. Установленное кольцо крепят винтами с потайной головкой или приваривают с торцов. Растачивают тормозные барабаны со ступицей.

Разрушенные диафрагмы и изношенные клапаны пневматических тормозов заменяют новыми.

Фрикционные накладки установленных тормозных лент и колодок должны плотно прилегать к тормозному барабану всей рабочей поверхностью. Допускается зачищать неровности, задиры и риски на рабочей поверхности накладок. Колодки устанавливают на диск тормоза так, чтобы все шарнирные соединения были подвижны.

Тормозные гидравлические цилиндры перед установкой проверяют на подтекание и плотность соединения. Для этого в цилиндре нажатием на шток создают давление согласно техническим условиям. В течение 3 минут не должно быть подтекания жидкости ни в одной точке. При установке трубопроводов и шлангов следят, чтобы они не соприкасались с подвижными деталями. Регулировка тормозов заключается в установке свободного хода рычагов или педалей и зазора между тормозными барабанами и тормозными лентами или колодками.

Источник

Метод организации ТО автомобилей на специализированных постах

Метод заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределение его по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Соответственно подбирается и оборудование постов, также специализированное по выполненным операциям.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

2.1. При поточном методе специализированные посты могут быть расположены как прямоточно по направлению движения автомобилей (а), так и в поперечном направлении (б)

Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключаетсяб)

Рис. 36. Схема расположения специализированных постов

Специализированные посты чаще всего располагают последовательно по прямой линии. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов). автомобиля на Одинаковая продолжительность пребывания посту обеспечивается при различных объемах выполняемых работ на каждом посту соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия

Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается= t = const(10 )

Такая совокупность постов называется поточной линией.

Достоинства метода организации технологического процесса ТО на потоке:

— сокращаются потери времени на перемещение (автомобиля и рабочих).

— экономное использование производственных площадей.

Недостатки метода организации технологического процесса ТО на потоке:

— невозможно изменить объемы работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервные (скользящие) рабочие, включающиеся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для линии такте. Часто эти функции «скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.

При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия.

Потоком непрерывного действия называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится при непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях.

Данный способ организации технологического процесса ТО автомобилей применяется только для работ EO (уборочных и моечных операций).

Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой. Выполнение работ ЕО на потоке периодического действия осуществляется редко в связи с широким применением механизированных установок для выполнения УМР.

Поскольку затраты на перемещение автомобилей с одного рабочего поста на другой являются непроизводительными потерями времени автомобили перемещаются с повышенными скоростями. В этом случае скорость конвейера принимают до 15 м/мин. Протяженность рабочего поста Lр.п. = La + a, где а = 1м.

Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоев на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.

Достоинства операционно-постового метода организации технологического процесса ТО:

— возможность специализации оборудования;

— повышение уровня механизации;

— повышение качества работ и производительности труда;

— более оперативная организация технологического процесса

(независимость постановки автомобилей на пост).

Недостатки технологического процесса ТО и ТР:

— необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование, а следовательно, непроизводительная потеря времени, загазованность помещений отработавшими газами.

При данном методе целесообразно ТО организовать в несколько приемов-заездов, распределив все работы, входящие в объем ТО, на несколько дней.

Источник

Задачи дипломного проектирования Требования предъявляемые к дипломному проекту

Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на, всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.

Число переходов (Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается) в общем случае будет на единицу меньше числа постов (N 1 ) данной зоны ТО, т. е. Сущность метода организации то автомобилей на специализированных постах заключается

Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода универсальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного оборудования затруднено или его требуется большое количество.

Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; прокачки тормозной системы и т. д.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод ТО является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одно-марочного и однотипного подвижного состава.

При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямо точно, т. е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.

В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прорывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже ТО-1. Потоки периодического действия в основном применяются на АТП для ТО-1, реже ТО-2.

Перемещение автомобилей по постам поточной линии может осуществляться своим ходом (с периодическим пуском н остановкой двигателей), перекатыванием вручную автомобилей, установленных на роликовых тележках по рельсам, при помощи конвейеров (напольных, подвесных), иногда кран балками и другими способами. Обслуживание на потоке имеет целый ряд достоинств по сравнению с методом универсальных постов.

Недостатком любой поточной линии является невозможность изменения объема работ па каком-либо из постов, если для этой цели не предусмотреть заранее резервных «скользящих»» рабочих, включаемых в выполнение дополнительно возникших работ сопутствующего ремонта. Поэтому для сохранения рассчитанного такта линии следует в составе специализированной бригады предусматривать одного-двух слесарей-ремонтников, а также не полностью загруженного бригадира, общий резерв времени которых должен составлять примерно 15% всего объема работ на линии.

Наличие дополнительного поста (тамбура) на самой линии или отдельно от нее, на котором можно было бы завершить работы, по каким-либо причинам не выполненные на потоке, также позволяет сохранить ритмичность в работе поточной линии.

При поточном методе проведения ТО-1 и ТО-2 специализацию постов следует предусматривать по типовой технологии выполнения регламентных работ по видам технического обслуживания. Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) разработаны типовые схемы поточных линий ТО-1 с различной пропускной способностью для грузовых и автобусных АТП, а также типовые схемы организации процесса ТО-2 для различных по мощности АТП.

При выборе схемы организации ТО-2 определяющим критерием является сменная программа по ТО-2. При программе, равной двум-трем обслуживаньям грузовых автомобилей в смену, принимается схема с постами тупикового типа, при программе четыре-пять обслуживании применима схема с 4-постовой поточной линией, а при программе шесть-семь и более обслуживании — 5-постовая поточная линия. При выполнении ТО допускаются проведение часто повторяющихся операций сопутствующего ремонта (до 5—7 чел-мин при ТО-1 и до 20-30 чел-мин при ТО-2 на одну операцию ТР) при общем их объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО. К таким операциям относятся, например, при ТО-2 замена рулевых тяг, тормозных колодок, карданного вала, навесных устройств двигателя и т. п.

При проведении ТО-2 не поточным методом смазочно-очистительные операции рекомендуется выполнять на посту смазки линии ТО-1 или на общих специализированных постах смазки для ТО и ТР. Последнее рекомендуется и для ТО-1 при организации работ на универсальных постах.

Для наиболее полного использования площадей и технологического оборудования ТО-1 и ТО-2 иногда целесообразно проводить на одних и тех же постах (линиях), но в разное время суток (совмещенная зона ТО-1 и ТО-2). Как правило, ТО-1 проводится в межсезонное время, а ТО-2 — во время, рабочее для подвижного состава. Через неделю бригада меняется сменами работы. При такой организации производства ТО исполнители бригад должны знать и уметь выполнять любые работы как ТО-1, так и ТО-2 в полном объеме.

3.2.3 Организация и содержание уборочно-моечных работ ЕО.

Для зоны внешнего ухода при числе однотипных автомобилей на АТП более 50 ед. выполнять мойку подвижного состава следует механизированным способом.

В помещении для мойки автомобилей допускается производить уборку подвижного состава, дозаправку маслом, охлаждающей жидкостью, другие работы ЕО. Отсюда следует, что наиболее целесообразным методом организации работ по внешнему уходу для АТП со списочным составом более 50 автомобилей и наличием не менее трех постов, последовательно расположенных друг за другом, является поточный метод.

Число рабочих постов на линии ЕО назначают исходя из содержания работ и технологической последовательности их выполнения. Например, при наличии трех постов для зоны ЕО грузовых автомобилей на первом посту можно выполнять уборку кузова, кабины, очистку шасси от снега, грязи, льда в осенне-весенний периоды, на втором посту — обмывать автомобиль с помощью механизированной моечной установки (с ручной домывкой при необходимости), на третьем—сушить автомобиль теплым или холодным воздухом или обтирать вручную, здесь же можно предусмотреть дозаправку автомобиля. Уборочные и моечные работы ЕО подразделяются на туалетные и углубленные. Туалетные работы ЕО включают: уборку внутренних помещений кабины грузового автомобиля, кузова легкового автомобиля и автобуса, грузовой платформы автомобиля и прицепного оборудования; наружную мойку; обтирку или обдув; очистку нижних частей подвижного состава от снега, грязи, льда в осенне-весенний период. Туалетные работы ЕО выполняются по потребности (полностью или частично) в период массового возвращения подвижного состава с линии, по которому не планируется проведение работ по ТО, ТР или диагностированию.

Углубленные работы ЕО выполняются после туалетных работ ЕО в обязательном порядке по подвижному составу, который будет направлен на ТО, ТР или диагностирование и, кроме выше перечисленных туалетных работ ЕО, он должен быть подвергнут мойке снизу (мойка двигателя и его сушка выполняются по потребности).

Производственные площади, оборудование и исполнители для туалетных и углубленных работ ЕО остаются, как правило, теми же, но при этом следует учесть, чтобы исполнители были загружены полностью в течение рабочей смены.

Нужно иметь в виду, что для ритмичной работы поточной линии ЕО пропускная способность всех постов линии (включая посты с ручной уборкой, домывкой, дозаправкой и пр.) должна быть равна пропускной способности основной моечной установки. Кроме того, применение механизированных средств на одном или нескольких постах поточной линии ЕО, но при наличии ручных работ на других постах приводит к значительному увеличению числа рабочих на этих постах.

Учитывая, что частичная механизация работ ЕО на потоке не обеспечивает надлежащего эффекта по сокращению и численности рабочих, необходимо стремиться к максимальной механизации работ на всех постах линии.

3.2.4 Выбор метода обслуживания.

При проектировании (реконструкции) зон ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) дипломник должен выбрать и обосновать метод организации производства технического обслуживания по теме проекта, установленной в задании на проектирование. На выбор метода обслуживания влияют следующие факторы:

-сменная программа по ТО данного вида;

-количество и тип подвижного состава;

-характер объема и содержание работ по данному виду ТО (постоянный или переменный);

-число рабочих постов для ТО данного вида;

-период времени, отводимый на обслуживание данного вида;

-режим работы автомобилей на линии.

Необходимыми условиями проведения ТО-1 и ТО-2 на потоке являются следующие:

сменная программа по технологически совместимому подвижному составу должна быть не менее:

-для ТО-1 12—15, для ТО-2 5-6 обслуживаний (при наличии диагностических комплексов соответственно 12—16 и 7—8;

-наличие трех и более рабочих постов для ТО-1 одиночных автомобилей, автопоездов — двух и более; для ТО-2 одиночных автомобилей четырех рабочих постов и более, автопоездов – трех и более;

-расчетное число линий обслуживания данного вида должно быть целым числом с допустимыми отклонениями от него ±0,1 в пересчете на одну линию. При соблюдении всех этих условий для зон ТО-1 и ТО-2 экономически целесообразным является поточное производство с применением конвейера или других механизмов для принудительного перемещения автомобилей.

Если хотя бы одно из условий, приведенных выше, не выполняется, то применение конвейера или другого дорогостоящего оборудования для перемещения автомобилей считается экономически нецелесообразным, хотя принцип расположения постов в линию может соблюдаться, как и при поточном методе.

В таких случаях для зон ТО-1 и ТО-2 можно рекомендовать метод универсальных постов с переходящими специализированными звеньями (бригадами) рабочих, а для зоны ТО-2, кроме того, операционно-постовой метод обслуживания в несколько приемов-заездов.

3.2.5 Организация и содержание постовых работ ТР

Работы по ТР выполняются по потребности, которая выявляется в процессе работы на линии, при контроле автомобилей на КТП, в процессе диагностирования и ТО.

Наиболее распространенным методом текущего ремонта является агрегатно-узловой. В отдельных случаях при ремонте подвижного состава применяется индивидуальный метод ремонта.

При индивидуальном методе ремонта неисправные узлы, приборы агрегаты снимаются с автомобиля, ремонтируются и устанавливаются вновь на тот же автомобиль. При этом методе ремонта агрегаты не обезличиваются и время простоя автомобиля в ремонте определяется длительностью ремонта наиболее трудоёмкого агрегата.

При отсутствии обезлички повышается ответственность и заинтересованность водителей за сохранность автомобилей, увеличивается срок службы и снижаются затраты на ремонт агрегатов. Однако при индивидуальном методе ремонта автомобиль может продолжительное время простаивать в ремонте. Поэтому этот метод применяется, когда простой автомобиля не оказывает влияние на выполнение плана перевозок и на простой других неисправных автомобилей в ожидании освобождения поста, а также при отсутствии запасных узлов и агрегатов.

Сущность агрегатно-узлового метода ремонта заключается в замене неисправных узлов, приборов и агрегатов исправными – новыми или ранее отремонтированы и находящиеся в обратном фонде предприятия. Основным преимуществом этого метода является снижение времени простоя автомобиля в ремонте обуславливает повышение технической готовности и снижение себестоимости перевозок. Поэтому Положением о технической обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусматривается применение, как правило, агрегатно-узлового метода ремонта автомобилей. Для выполнения ремонта агрегатным методом на АТП создаётся не снижаемый фонд оборотных узлов и агрегатов, удовлетворяющий как минимум суточную потребность предприятия. Этот фонд создаётся, как за счёт поступления новых агрегатов, так и за счёт годных агрегатов со списанных автомобилей.

Однако агрегатно-узловой метод нужно применять только в случае экономической целесообразности, иначе можно не только получить необходимого технико-экономического эффекта, но и иметь не оправданные потери. Экономическая эффективность агрегатного метода ТР автомобилей зависит от правильности его применения в конкретных условиях. Рассмотрим некоторые случаи целесообразного использования агрегатно-узлового метода.

Подвижной состав ремонтируется на универсальных или специализированных тупиковых или проездных постах. Последние представляют собой прямоточную канаву с подъемниками для вывешивания осей и рекомендуются при ремонте автопоездов, так как мелкий ТР прицепов и полуприцепов в объеме 20-25% ТР тягача целесообразно проводить без расцепки автопоезда.

Для сложного ремонта организуют специализированные посты ремонта прицепов и полуприцепов в отдельной от автомобилей зоне или в одной зоне, но на специально выделенных для них постах.

Для повышения КТГ большая часть ТР производится в межсезонное время.

Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность труда на 20—40%.

При разработке рекомендаций по специализации постов ТР должны учитываться следующие факторы:

-технологическая однородность ремонтных работ;

-общность используемого оборудования;

-расчетное количество постов по каждому виду работ ТР составляет 0,9 и более;

-специфические условия выполнения работ и др.

3.2.6 Технологический процесс ТО и ремонта подвижного состава на АТП.

В данном под разделе необходимо привести схему технологического процесса ТО и ремонта подвижного состава на АТП.

При описании схемы технологического процесса необходимо раскрыть следующие вопросы:

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Порядок поступление автомобилей на техническое обслуживание №1, №2 и текущий ремонт.

Документация, оформляемая при постановке и окончания работ по ТО и ремонту

Ведение контроля за качество и полноценностью выполнения работ по ТО и ремонту

3.2.7 Технологический процесс на объекте проектирования.

Рекомендуется привести схему технологического процесса на объекте проектирования. В схеме необходимо отразить последовательность выполнения работ в зоне или на участке.

При описании схемы действующего технологического процесса на объекте проектирования необходимо раскрыть вопросы:

получения задания для выполнения работ рабочими;

порядок выполнения работ;

подготовка производства (постановка авто и доставка агрегата, обеспечения запчастями и материалами, инструментом и т. д.)

сдача выполненной работы;

оформляемая документация при выполнении работ.

Выбор метода технологического процесса на объекте проектирования выполняется по зонам технического обслуживания и ремонта или на производственных участках.

Метод организации технологического процесса в зонах ТО рекомендуется принять на основании расчета сменной производственной программы.

Методы организации работ по ТО:

специализированные посты без применения поточной линии;

специализированные посты на поточной линии.

При выборе метода организации выполнения работ по ТО-2 возможно использование централизованного поста смазки зоны ТО-1.

При выборе метода организации ТО также необходимо определиться с местом выполнения диагностики (на специализированных постах или на выделенном посту в зоне ТО).

Выбор метода организации технологического процесса в зоне текущего ремонта необходимо или задаться методом организации или на основании расчёта числа постов в зоне ТР принять один из следующих:

выполнение работ ТР на специализированных постах;

выполнение работ ТР на универсальных постах

3.3 Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации и рабочим местам

Распределение трудоемкости работ и рабочих по постам зон ТО или специализированным переходящим звеньям.

В проектах по ремонтным участкам, где общее количество исполнителей составляет несколько человек, целесообразна специализация исполнителей по отдельным видам работ или ремонту отдельных агрегатов, узлов или приборов. При решении этой задачи необходимо использовать примерное соотношение между исполнителями различных специальностей, приведенные в типовых проектах рабочих мест на АТП.

При этом следует иметь ввиду, что в процессе выполнения работ по текущему ремонту на ремонтном участке, некоторые из них переходят в категорию постовых работ. Это происходит тогда, когда исполнитель временно переходит из цеха к автомобилю и занимает рабочее место на посту текущего ремонта.

Результаты распределения рекомендуйся оформить в таблицу.

При агрегатно-участковой форме организации труда кроме этого необходимо в таблицу внести распределение рабочих для выполнения работ в зонах ТО-1 ТО-2 и текущего ремонта.

Присвоение разряда рабочим производится на основании вида выполняемых работ, марки подвижного состава, сложившегося на АТП соотношения присвоенных разрядов для работающих на структурных подразделения рем. службы.

учащемуся предлагается присвоить разряды работающим на проектируемом участке (цехе зоне).

Руководствоваться при этом следует:

— типовыми проектами организации труда на производственных участках АТП;

— квалификационными требованиями при выполнении работ по ТО и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;

— практическими знаниями по специфики работы ремонтной службы АТП.

Таблица 37 – Распределение трудоемкости участка по видам работ.

Доля выполняемых работ, чел·мин

Таблица 38 – Распределение рабочих на участке по рабочим местам, специальности и квалификации.

Наименование видов работ трудоемкость, чел·мин

Количество исполнителей, чел

Таблица 39 – Распределение работы и исполнителей на участке.

Номер рабочего места

Оснастка рабочего места

Выбрав метод организации ТО для проектируемой зоны, необходимо распределить трудоемкость работ и рабочих зоны по постам поточной линии или специализированным переходящим звеньям с одновременной специализацией их по видам работ ТО или агрегатам, системам автомобиля. Для этого составляется несколько таблиц — по числу постов, полученному расчетом для соответствующей зоны ТО, и используются таблицы примерного распределения трудоемкости ТО по видам работ или по агрегатам, системам автомобиля из вторых (нормативных) частей соответствующих положений.

При большой трудоемкости работ одного вида, требующих для их выполнения значительного числа рабочих, эти работы можно распределить по нескольким постам или переходящим звеньям.

Закреплять виды работ или агрегаты, системы автомобиля за постом (специализированным звеном) следует по принципу технологической родственности, учитывая возможности выбранного осмотрового и подъемного оборудования каждого поста. Не следует забывать и о том, чтобы исполнители, выполняя работы, не мешали друг другу.

Например, неправильным будет закреплять за одним постом или специализированным звеном (при достаточной трудоемкости для загрузки каждого рабочего разных специальностей в течение рабочей смены) электротехнические работы и работы по системе питания или работы по механизмам двигателя.

Эти работы следует распределить по другим постам или звеньям, где выполняются работы по агрегатам трансмиссии, ходовой части, кузову и др.

Не синхронность работы постов линии ТО или перехода специализированных звеньев не должна превышать 15-20% от среднего такта поста (перехода).

Выравнивание тактов поточной линии или тактов перехода специализированных звеньев (синхронность выполнения производственных операций) достигается изменением числа работающих на посту (в звене), числа постов, трудоемкости работ, закрепленных за постом или звеном, а также подбором специализированного оборудования и оснастки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *