Существуют следующие формы размещения акций
Существуют следующие формы размещения акций
Статья 39. Способы размещения обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации. В случае увеличения уставного капитала общества за счет его имущества общество должно осуществлять размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров.
2. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Уставом публичного общества и правовыми актами Российской Федерации может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки публичными обществами.
Непубличное общество не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение об увеличении уставного капитала банка путем размещения указанных в законе привилегированных акций принимается большинством голосов (ФЗ от 13.10.2008 N 173-ФЗ, ФЗ от 29.12.2014 N 451-ФЗ).
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Размещение посредством закрытой подписки привилегированных акций, предусмотренных пунктом 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения указанных привилегированных акций, принятому единогласно всеми акционерами общества.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Размещение путем закрытой подписки дополнительных акций во исполнение договора конвертируемого займа осуществляется только по решению общего собрания акционеров заемщика, являющегося непубличным обществом, об увеличении уставного капитала такого общества путем размещения дополнительных акций, принятому единогласно всеми акционерами этого общества.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
5. Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Способы размещения акций: термин, характеристика
По соображениям субъектного состава принципы расположения акций, как и других эмиссионных значимых бумаг, многочисленны, так же как и возмездность получения ценных бумаг и отдельных эмиссионных моментов. Вместе с тем процессуальное размежевание обуславливается путем назначения способов размещения акций.
Конвертация, консолидация и дробление акций
В соответствии с п. 1 ст. 25, ст. 39 «Закона об АО», не считая ситуаций размещения
акций, касаемых реорганизации юридических лиц, они могут быть размещаться одним из четырех вариантов:
Система и способы конвертации
В отличие от других способов размещения акций, требующие конвертации бумаги аннулируется. Таким образом объясняется индивидуальное место конвертации в структуре способов размещения.
Покупатели конвертируемых ценных бумаг, которые преобразовываются в акции, требуют особого внимания с точки зрения обеспеченности приобретения в будущем акций способом конвертации на установленных условиях. Содействуют этому следующие положения:
Размещение акций общества в рамках их оглашенного числа, надлежащего для конвертации размещенных в них предприятием конвертируемых акций и иных эмиссионных значимых бумаг общества, выполняется способом только такой конвертации (п. 1 ст. 37 «Закона об АО»).
Общество оформило 100 обычных акций и 100 облигаци и все они могут быть конвертированы в одну обычную акцию. Уставом назначено число оглашенных обычных акций в количестве 120 штук. Ввиду положений п. 1 ст. 37 «Закона об АО» общество имеет полномочия размещать добавочные обычные акции в числе не больше 20 штук, а другие 100 штук обычных акций зарезервированы для конвертации в акции облигаций. Отсюда следует, что раздробление вышеуказанных способов размещения выражает ряд значимых моментов размещения.
Это выражается в отличии эмиссионных правил, очень важных, на отдельные из них мы заостряли внимание на 6.1 настоящей главы.
Факторы размещения акций
Во-первых, к специфической разновидности способов приводят варианты размещения акций на разных периодах существования юридического лица: первый способ используется при организации общества, остальные – в процедуре его функционирования.
Во-вторых, имеет смысл круг лиц, которые могут купить размещаемые акции. При организации общества первым способом, все его акции необходимо размещать между учредителей (п. 3 ст. 99 ГК РФ, п. 2 ст. 25 «Закона об АО»). К этому относится запрет на государственное оформление любых выпусков значимых бумаг, которые размещены не распределением выпуска обычных акций между учредителями, а другим способом. И также размещены наряду с государственной регистрацией выпуска обычных и выгодных акций, назначенных между учредителями (п. 3.2.3 Стандартов эмиссии).
При образовании размещения акций, акционерная практика со времен возникновения компаний произвела и другие способы размещения. Еще в дореволюционной литературе развернуто рассматривались достоинства и недостатки каждого из способов. И. Т. Тарасов определял три схемы учредительства:
Дутое учредительство, в настоящее время в России используется по терминологии И. Т. Тарасова. Очень занятно, что схему дутого учредительства ученый определял как неудачную, которая противоречит смыслу о справедливости об общем благе. Также присвоившую себе право на прибыль от благополучного предприятия в пользу нескольких учредителей-капиталистов (Тарасов И. Т. Указ. Соч. – С. 191–192). При втором варианте размещения покупателями являются все акционеры (п. 5 ст. 28 «Закона об АО»).
Общество покупателей при третьем варианте обусловливается видом подписки: для открытой подписки он не выходит за пределы, а в закрытой – может фигурировать конкретный круг лиц. Подобный круг лиц может основываться на решении о размещении совершенным и условным образом, то есть способом установки конкретных имен и группы лиц – ими могут быть к примеру работники (п. 6.1.8 Стандартов эмиссии).
Покупателями акций, конвертируемых в них другие значимые бумаги, соответственно будут владельцы этих ценных бумаг.
Третий фактор заключается в том, совершается ли оплата расположенных акций их покупателями:
К обговоренным положениям относится вопрос о перемене устройства уставного капитала при размещении добавочных акций, то есть изменение процентной пропорции обладания акциями: если брать второй способ, то это не случится, так как работает принцип пропорциональной сортировки акций. Касаемо третьего и четвертого варианта, то изменение вполне не исключено.
Следовательно, чтобы снабжать интересы акционеров установлены правила о преобладающем праве покупки акций и эмиссионных бумаг, размещаемых способом подписки и конвертируемых в акции (ст. 40, 41 Закона об АО).
Четвертым основанием разъединения вариантов размещения является регистрация того, исполняется ли погашение уже существующих значимых бумаг, несмотря на размещение новых. Понятно, что погашение произойдет исключительно при четвертом варианте, так как при конвертации значимые бумаги меняются на новые.
При переустройстве акционерного общества, условия и порядок размещения содержат значительную специфику, вместе с тем возникают другие варианты размещения.
Ввиду размещения акций строится формирование уставного капитала и главные правила расположения: об органе, осуществляющем решение о размещении, его цене, форме, сроках и системе оплаты акций, а также об устройстве защиты прав акционеров путем снабжения их привилегированным правом покупки значимых бумаг. Это лучше рассматривать отдельно в пределах темы об уставном капитале.
Существуют следующие формы размещения акций
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.
Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.
Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.
Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.
Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.
Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.
К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.
Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.
При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.
Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.
Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.
Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.
И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.
Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.
После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.
Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.
В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия
Что такое IPO?
На заметку! Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев. Частью таких бумаг могут владеть венчурные фонды.
Первичное размещение, как правило, имеет несколько целей:
Выход на IPO включает ряд обязательных мероприятий:
Как правило, подготовительные мероприятия длятся около года.
Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для «новых» акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда даже акции известных компаний серьезно проседали или длительное время торговались по ценам размещений после старта продаж. Среди наиболее показательных случаев обвал цен ниже цены размещения более чем на 25% на IPO Facebook в 2012 году.
SPO и его основные отличия
Вторичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в значительной степени отличается от первичного:
Причинами для SPO могут стать:
Как правило, SPO также расценивается инвесторами как событие с потенциалом получения прибыли. Это обусловлено:
Однако и в том случае покупка активов в момент размещения не является гарантией получения прибыли. Так:
FPO и его особенности
Как правило, эмитент проводит FPO с целью:
Фактически допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение, попадает под действие регуляторов и требует определенных (порой значительных) затрат.
FPO с точки зрения держателя акций практически всегда явление нежелательное, поскольку размываются доли акционеров за счет выпуска дополнительных ценных бумаг.
В любом случае размещение компанией ценных бумаг на торговых площадках привлекает внимание инвесторов. Принятие решения о входе в актив в такие моменты требует проведения тщательного анализа эмитента, перспектив проектов, состояния рынка в целом.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое акции и как в них инвестировать
Знаете ли вы, что большинство людей, входящих в список Forbes 400 самых богатых в мире, увеличили свое состояние, вкладывая деньги в акции? Этот финансовый инструмент стал одним из самых доходных способов вложений капитала на долгий срок. И чтобы его не потерять, нужно понимать основы инвестирования в них.
Акции: брать или не брать?
Акции 一 хороший способ увеличить капитал, но никто не может поручиться, что покупка бумаг принесет прибыль. Ответ на вопрос, стоит ли инвестировать в акции, зависит от сроков инвестирования, инвестиционных целей и склонности к риску.
Акции. Фото: gazeta-rybinsk.ru
Акции 一 это довольно рисковый финансовый инструмент: фондовые рынки нестабильны, а колебания цен бывают довольно часто. И это означает, что акции могут сильно потерять в стоимости за очень короткое время. И тогда вы не только не заработаете, но и уйдете в минус. Гарантий, что вкладываясь в ту или иную акцию, вы заработаете четко оговоренную сумму, нет и быть не может.
Но не все так печально: акциями легко и недорого торговать. Это самый простой финансовый инструмент для понимания. Разберемся, как он работает.
Акции как кусок пирога
Цены на акции у каждой компании разные, потому что на них влияют спрос и предложение. Чем больше людей хотят купить бумаги, тем выше будут цены. И наоборот: чем меньше желающих их приобрести, тем ниже стоимость акций. Что же такое акции?
Пример
Как определить, какой частью компании вы будете владеть, купив ее акции? Представим большой пирог. Пусть это будет собственность некой компании X. А акция 一 его маленький кусочек. Если сравнивать этот пирог с предприятием, которое выпустило всего 100 бумаг, то одна акция 一 это 1% его капитала. Вы купили 10 акций и стали владельцем 10% компании. А если компания выпустила 10 000 бумаг, а вы купили 1000 штук, то вам принадлежит 10% активов компании.
Для чего компании продают акции?
Предприятия выпускают бумаги, чтобы собрать деньги для своего развития. На привлеченный капитал они приобретают материалы, создают новые продукты, строят фабрики или платят зарплату сотрудникам. У крупных компаний могут быть миллиарды акций. Люди их покупают и становятся акционерами (партнерами бизнеса).
Что такое первичное размещение акций
Когда эмитенты выполняют определённые условия и выпускают фиксированное количество акций для обращения на открытом рынке, то этот процесс называется первичным публичным размещением (IPO).
Пример
Допустим, компания проводит IPO, выходя на биржу с 10 миллионами акций по цене 10 рублей за штуку. В ходе размещения бумаг бизнес привлекает 100 миллионов рублей. Эти деньги предприятие использует по своему назначению, например, для капитальных вложений, инфраструктуры, строительства заводов или стратегических инвестиций и так далее. Однако став публичной, компания обязана отчитываться перед акционерами и предоставлять им квартальные и годовые отчеты о прибылях и убытках. Таким образом акционеры могут отслеживать положение дел компании и строить прогнозы по доходности акций.
Как компании увеличивают число акций?
Есть несколько методов, с помощью которых компании регулируют стоимость акций. Например, они могут уменьшить или увеличить количество бумаг через их дробление. Когда менеджмент решает, что цена бумаги слишком высока, то проводит сплит акций, в результате снижая ее стоимость. Но если цена акции очень низкая, то руководство предприятия инициирует обратный сплит, увеличивая ее.
В чем смысл сплита акций? Так как ценные бумаги акционерного общества выросли в цене и стали дороже, чем у конкурентов, то желающих их купить стало меньше. И чтобы привлечь новых инвесторов, цену акций дробят. В результате количество акций в обращении увеличивается, а стоимость бумаг 一 уменьшается. При этом капитализация компании (количество акций в обращении, умноженное на рыночную цену бумаг) остается прежней.
Пример
Компания, которая проводит сплит акции 2:1, увеличит количество доступных бумаг в два раза, в результате чего цена акции снизится вдвое.
Например, у Microsoft в обращении 1 000 000 акций. Вчера они торговались по цене 50 долларов США. Сегодня компания провела дробление 2:1, в результате чего количество бумаг увеличилось до 2 000 000, а их цена стала вполовину меньше и стала равна 25 долларам США.
Итак, эмитенты выпускают акции, чтобы привлечь капитал. Взамен этого они развивают бизнес. В результате ценные бумаги компаний дорожают, а инвесторы, которые держат акции, 一 получают прибыль.
Стоимость бумаг 一 а, соответственно, и доход с каждой акции 一 все время изменяется, потому что меняется соотношение спроса и предложения, экономическая ситуация в стране и мире.
Поэтому цена на ваши активы может как расти, так и снижаться. В первом случае вы будете получать по инвестициям прибыль, а во втором 一 убытки. Но если покупать бумаги на долгий срок, то есть шанс отыграть потерянные позиции: бизнес компании продолжает развиваться, прибыль растет, и акции тоже начинают расти в цене.
График курса акций ПАО «Газпром» на Мосбирже Фото: Gazprom.ru
Что такое обыкновенные акции
Бывает только два типа акций: обыкновенные и привилегированные.
Когда компания регистрирует свой бизнес, чтобы продавать товары или услуги и получать прибыль, корпоративный устав устанавливает различные классы акций. Первая группа из них 一 это всегда обыкновенные акции. Если другие классы бумаг не созданы, то у компании есть только акции первой группы. Правила предприятия могут включать дополнительные классы бумаг — например, привилегированные акции, но это не обязательно.
Характеристики обыкновенных акций
Для того, чтобы решить, какие акции покупать 一 обыкновенные и привилегированные, надо сначала понять отличия.
Обыкновенные акции можно купить и продать на фондовой бирже. Цены на них всегда известны, так как акции торгуются на публичном рынке (то есть на рынке, доступном для всех). Поэтому инструмент считается ликвидным.
Это значит, что для торговли доступно большее количество бумаг; поэтому их легче купить и продать по стабильным ценам без потери стоимости. Также такие бумаги имеют небольшие спреды, то есть у них меньшая разница между рыночными ценами на покупку и продажу. Чем уже спред, тем акция ликвиднее.
Какими еще характеристиками отличаются обыкновенные акции?
Самый большой риск владения обыкновенными акциями заключается в том, что инвестор может потерять все деньги или большую их часть, если компания обанкротится.
В отличие от тех же вкладов, инвестиционные инструменты не страхуются. Такие бумаги часто бывают волатильными (их цена может сильно изменяться непредсказуемым образом).
Что такое привилегированные акции
Привилегированные акции встречаются реже, чем обыкновенные.
Они также торгуются на фондовом рынке, но имеют другой тикер. Например, обычные акции Сбербанка имеют обозначение SBER, а привилегированные 一 SBERP.
Как и в случае с обыкновенными акциями, при покупке привилегированных 一 инвестор приобретает небольшую часть компании. Стоимость «префов», как и «обычки», повышается и понижается в зависимости от спроса. Но их цена не уходит слишком далеко от номинальной стоимости (первоначальной цены размещения).
Привилегированные акции не очень волатильные. Обыкновенные акции имеют большие колебания цен и поэтому часто более прибыльные, но также несут больший риск потерь. Другими словами, волатильность 一 это мера риска.
Держатели привилегированных акций имеют больше прав на капитал компании, но вероятность получения прибыли по ним меньше, чем по обыкновенным.
Преимущества привилегированных акций
У привилегированных акций есть некоторые преимущества перед обыкновенными, например:
Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям Сбербанка. Фото: Sberbank.com
Выберите свой стиль торговли
Ежедневно на фондовой бирже проходят торги большим количеством акций, поэтому выбрать правильные из них может быть непросто. Для исследования бумаг участники рынка обычно используют два разных подхода: технический и фундаментальный анализы.
Что дает технический анализ инвесторам
Технические трейдеры, работающие на коротких временных интервалах, ищут на графиках модели, по которым делают прогнозы дальнейших изменений цен. Сторонники подхода придерживаются строгих правил управления капиталом, чтобы защитить его от потерь: ведь как мы помним, колебания рынка способны свести доход к нулю.
Многие люди думают, что технический анализ 一 это использование графиков для того, чтобы рассчитать, когда входить в рынок или когда выходить из него. Это заблуждение.
Технические специалисты изучает не деятельность компании, а то, как рынок реагирует на эти действия. Их главная цель 一 выявить дисбаланс спроса и предложения. Основные инструменты для анализа 一 это цена и объем.
Фото: Smart-traders.ru
Например, популярные графические фигуры 一 «флагшток» (бычий флаг) и «вымпел», приведенные выше:
В первом случае мы видим, что цена на акцию сильно растет, а затем, прежде чем отскочить назад и продолжить движение вверх, происходит небольшой откат на более низком объеме.
Во втором случае «вымпел» формируются на более низких максимумах и высоких минимумах цен в срок от одной до пяти недель. Линии, которые проходят через вершины и впадины, 一 сходятся. И после этого узор завершается разрывом за пределами линий.
Пример
На дневном графике акций Газпрома на 05.02.2020 一 сформирован флагшток. Цены из него вышли вверх, поэтому в приоритете 一 покупка бумаг.
Фото:Bcs-express.ru
Что исследует фундаментальный анализ
Распространенная тактика долгосрочных инвесторов 一 находить недооцененные компании. Для этого эксперты используют фундаментальный анализ.
Чтобы узнать, как исследуемый бизнес работает по сравнению с конкурентами, они смотрят на баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках.
Фундаменталисты интересуются тем, насколько грамотный менеджмент на предприятии, как растут продажи, какую прибыль компания получает от каждой сделки и так далее.
Известный инвестор Уоррен Баффет заработал миллиарды, инвестируя таким образом. Он находил перспективные бизнесы и покупал их до того, как большинство трейдеров и инвесторов понимали, что компании стоят намного дороже. Это сложнее, чем кажется, и для принятия решений нужны знания.
Голубые фишки vs акции второго или третьего эшелонов?
В какие акции инвестировать? Все акции на бирже делятся на три типа:
Голубые фишки
Примеры таких бумаг на рынке США 一 это Coca-Cola, Disney, Intel и IBM. На Московской бирже рассчитывают индекс голубых фишек MOEXBC, в который входят бумаги 15 компаний, среди них, например, Газпром, ЛУКОЙЛ и Сбербанк.
График Индекса голубых фишек за 1 месяц. Фото: investing.com
Когда вы не знаете, какие акции выбрать, лучше купить бумаги из списка голубых фишек. Хорошее время для их покупки 一 после разочаровывающих отчетов о прибылях и убытках или какой-нибудь ошибки компании, о которой пишут в СМИ. Тогда акции упадут. И это повысит вероятность того, что вы купите их дешево, а сможете продать дорого.
Пример
Это предсказание сейчас кажется безрассудным, так как стоимость Газпрома резко упала. Но на 26 июня 2020 года, по сообщению INTERFAX.RU, рыночная капитализация «Газпрома» достигла 4,63 трлн рублей, в результате чего компания поднялась на первое место в России.
Акции второго эшелона
Акции второго эшелона отличаются от голубых фишек меньшими ликвидностью и капитализацией, а также средними объёмами торгов. Иначе говоря, таки бумаги будет сложнее продать, нежели голубые фишки. Дивиденды по ним бывают больше, но менее стабильны. Поэтому риск потери денег при владении такими ценными бумагами выше.
Так как акций в обращении меньше, то у них более широкий спред и высокая волатильность. Примеры акций второго эшелона 一«Иркутскэнерго», «КамАЗ» и «Мечел».
Акции третьего эшелона
Акции третьего уровня 一 это ценные бумаги с высоким уровнем риска. Они имеют низкие ликвидность и внутридневные объемы торгов. Обычно инвесторы относят к этому типу компании:
Такие акции, как правило, дешевы, но, несмотря на низкую цену, они пользуются популярностью у инвесторов. Бывает, что покупка этих активов приносит хороший доход в минимальные сроки. То есть, риск инвестирования в компании третьего уровня может быть вознагражден высокой доходностью.
Не класть все яйца в одну корзину 一 мудрость на все времена
Как только решите, что вам комфортно принимать риски, связанные с инвестированием в акции, то следующим шагом будет создание собственного портфеля. Для покупки бумаг вам необходимо открыть брокерский счет. Как выбирать брокера и не остаться без денег, можете прочесть здесь.
Если вы хотите самостоятельно покупать акции, всегда тщательно их анализируйте. Диверсифицируйте свой портфель, чтобы не потерять капитал. Инвестируя в несколько разных акций одновременно, вы ограничите риск и уменьшите волатильность портфеля.
Для диверсификации помимо нескольких акций из разных отраслей промышленности можно купить долю одного или нескольких биржевых фондов акций. ETF торгуются на фондовых биржах точно так же, как обыкновенные акции.
Вы можете инвестировать в комбинацию акций и фондов. Это просто сделать через онлайн-платформу брокера. В сервисе удобно отслеживать портфель инвестиций, его стоимость и эффективность вложений.
Торговля акциями не требует больших средств. С приложениями брокерских компаний для мобильной торговли можно начать инвестировать даже с одной, двух или трех тысяч рублей. Но, при вложениях в акции есть вероятность как получить высокую прибыль, так и риск потерять деньги. Поэтому проводите тщательный анализ активов, диверсифицируйте портфель и постепенно наращивайте инвестиции.