существует мнение что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества
В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок
В семье ребёнок усваивает нравственные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в для себя, превосходно воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребёнок нацелен определённым образом на своё будущее. Если домашняя жизнь в чём-то неудовлетворительна, то малыши нередко развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% юных людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Учёные выявили пять главных причин, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостающий материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостающая материнская привязанность; неименье сплочённости в семье.
Но многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благоприятных семьях. Дело в том, что семья это далековато не единственный (желая и главнейший) институт в сообществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с юношества, могут быть пересмотрены либо отброшены в ходе взаимодействия с соц окружением.
В трудном, непрерывно изменяющемся обществе, где нет единичной и неизменной системы норм, многие нормы и ценности различных культур противоречат друг другу. Нередко родители сталкиваются с таковой ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию иных социальных групп и институтов. Так, предки принуждены бороться с лишней идеологизацией собственных малышей, воздействием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неминуемо происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, содействует происхождению отклоняющегося поведения у малышей. Время от времени посещает очень тяжело выбрать линию неотклоняющегося поведения.
(С.С. Фролов, текст адаптирован)
Составьте план текста. Для этого выделите главные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из их.
Какие 5 факторов неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребёнка, названы в тексте?
Что создатель нарекает конфликтом норм и ценностей? Используя содержание текста, растолкуйте, как конфликт норм и ценностей связан с отклоняющимся поведением.
Какие университеты (организации, группы), не считая семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие познания и собственный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из их на социализацию личности.
Как воспитание в благоприятной семье связано с ориентацией ребёнка на своё будущее? (Используя текст и обществоведческие познания, выскажите три догадки.)
Существует суждение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не оказывает влияние на жизнь общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два довода (изъясненья) в опровержение этого воззрения.
часть 2 экзамен обществознание
В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребёнок ориентирован определённым образом на своё будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
(С. С. Фролов, текст адаптирован)
26
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27
Какие пять факторов неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребёнка, названы в тексте?
28
Что автор называет конфликтом норм и ценностей? Используя содержание текста, объясните, как конфликт норм и ценностей связан с отклоняющимся поведением.
29
Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.
30
Как воспитание в благополучной семье связано с «ориентацией ребёнка на своё будущее»? (Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.)
31
Существует мнение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения
Влияние отклоняющегося поведения на жизнь индивида
Любые проявления поведения человека – это реакция на внешние и внутренние раздражители. Поведение бывает осмысленным и спонтанным. Человек живёт в обществе и подчиняется его законам, поэтому его поведение ограничено правилами, в которых присутствуют разрешения и запреты. Совокупность всех общественных норм формирует социальное общество, в котором индивиды взаимодействуют друг с другом.
Понятие об особенностях и видах отклоняющегося поведения
Термин критериев нормального поведения сложился исторически. Он подразумевает рамки дозволенности и обязательности.
К официально установленным рамкам (нормам) относят:
К фактически сложившимся нормам правильного поведения относят:
Отклоняющееся (девиантное) поведение возникает вопреки общепринятым нормам. Отклонения способны вызывать осуждение и неприятие социума, но с течением времени есть вероятность того, что они станут восприниматься как норма.
Встречаются следующие варианты отклонений в поведении:
Причинами девиантного (отклоняющегося) поведения являются:
Особенно сильно на некоторых людях отражаются экономические потребности. Безработица, неустойчивое материальное положение, из-за финансовой нестабильности и образования долгов, приводят к негативным последствиям, вплоть до формирования групп алкоголиков, бомжей, наркоманов, проституток.
К видам отклоняющегося поведения относят 3 группы:
Отклоняющееся поведение личности или его кратковременные проявления бывают у каждого человека, особенно в детском и подростковом возрасте, когда присутствует групповая принадлежность и выделение общих ценностей. Нравственное воспитание, устои, социальная среда, личностное развитие и обучение откладывают отпечаток на сознание человека, и он сам определяет для себя рамки приемлемого и дозволенного поведения.
Взаимодействия в социуме, коррекция поведенческих действий и сглаживание конфликтов проводятся специалистами, воспитателями и педагогами до эмоциональной зрелости или психического выздоровления личности.
Теории отклонений
Различают несколько научных теорий девиации:
Не всегда отклонения от поведения направлены в худшую сторону. Благодаря девиациям появляются национальные герои, спортивные чемпионы, передовики производства, депутаты-лидеры.
Таким образом, девиантное поведение всегда отклонено от социальных норм, носит коллективный или индивидуальный характер, бывает позитивным и негативным. Для общества представляет опасность только негативное отклоняющееся поведение. Поэтому для таких людей открывают дома помощи, кризисные центры, телефоны доверия, предлагают способы адаптации и социализации.
Влияние поведения на жизнь индивида
Индивид – лицо, обладающее индивидуальными физическими, психологическими и нравственными характеристиками, которое является главной единицей и опорой общества. Человек взаимодействует с другими индивидами в результате общения и совершения определённых поступков. Индивид в социуме всегда получает оценку своему поведению.
В течение своей жизни личность человека развивается, самореализовывается, раскрывая внутренний потенциал, который у разных индивидов неодинаков. На протяжении этапов взросления (детство, юность), личность получает социальный опыт, который в дальнейшем определяет направление её жизни.
Поведение и отношение к ребёнку родителей, учителей, социальных групп откладывает отпечаток на сознании человека, во многом объясняя его поведение в степени нормальности или отклонений. Социальная среда – это важно для личности человека, характеристика совершенных позитивных или негативных поступков. Своим поведением индивид подаёт пример другим людям. И это касается всех сфер общественной жизни.
Взаимоотношения индивидов в общении основаны на постоянном информационном и духовном воздействии, что приводит к социализации, получении навыков окультуривания, принятия прав, обязанностей, традиций, норм и правил.
Влияние поведения на жизнь индивида определяет его характер, род занятий, семейное и общественное положение. Чтобы нормально существовать в обществе, человек должен расти в благоприятной социальной среде и подчиняться установленным правилам приемлемого поведения.
обществознание тест, помогите
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребёнок ориентирован определённым образом на своё будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85°/о молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая ; отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
(С. С. Фролов, текст адаптирован)
С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2 Какие пять факторов неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребёнка, названы в тексте?
СЗ Что автор называет конфликтом норм и ценностей? Используя содержание текста, объясните, как конфликт норм и ценностей связан с отклоняющимся поведением.
С4 Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.
С5 Как воспитание в благополучной семье связано с «ориентацией ребёнка на свое будущее»? (Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.)
С6 Существует мнение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
4.5 Отклоняющееся поведение
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
Негативные девиации делятся на два типа:
Причины девиантного поведения:
Последствия девиантного поведения:
Виды отклоняющегося поведения:
Можно выделить два основных класса проблем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя:
Круг проблем для обществавключает нарушения общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи на производстве, снижение производительности труда, прогулы, а также экономический ущерб, вызванный расходами на лечение, пособия по нетрудоспособности, на борьбу с преступностью, связанной с алкогольным опьянением.
Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни. Здоровый образ жизни позволяет быть до старости здоровым психически, нравственно и физически.
Виды санкций
Формы социального контроля:
Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Формальный (институциональный)- основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д).
Методы социального контроля
Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.
Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе 5.