существует ли справедливость в жизни
Существует ли справедливость?
Справедливость – странная вещь. Все её хотят, но мало кто получает. Она у нас в дефиците. Почему же людям так не хватает справедливости? Когда вы впервые почувствовали, что с вами или с другими происходит что-то несправедливое? Наверняка еще в детстве. Ведь тяга к справедливости сформировалась у нас на генетическом уровне. Еще в процессе племенного развития человека она предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании. Но в современном мире этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения ежедневных проблем. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Помните, как в школе вам давали одинаковые задания? Все ли справлялись с ними одинаково? Конечно, нет. Тот, кто усердно выполнял домашние задания и слушал на уроках, получал «пятерку». Кто прогуливал и ничего не делал, получал «единицу». Вы возмущались несправедливостью, когда получали «единицу»? Нет. Потому что знали, что большего не заслужили.
Когда же мы выходим во взрослую жизнь, мы начинаем тешить себя иллюзией, ЧТО НАША УЧЕБА ЗАКОНЧИЛАСЬ! Мы тут же забываем о заданиях, оценках, о своем вкладе в свои «наказания» и «неприятности». Нами овладевает полная амнезия. Зато мы начинаем требовать от жизни «справедливости»! Хотя сами пропустили жизненные уроки, все предупредительные знаки, и не работали над собой. В полной уверенности, что теперь-то начнем срывать сочные плоды, приготовленные для нас всемирным сообществом. И каково же наше удивление, когда мы обнаруживаем, что жизнь от нас требует всю жизнь сидеть за партой! Некоторые из нас вздыхают и неохотно садятся за парту. Остальные продолжают идти по жизни с лозунгом «Авось пронесёт!» Оказывается, не проносит.
Жизнь, как и Фемида, не имеет любимчиков. На ее глазах повязка беспристрастия, весы для взвешивания вашего вклада, и карающий меч для исполнения приговора за неблаговидные поступки. Жизнь никогда не работала по законам уравнительной справедливости. Вы лично видели такой закон в действии? Вы видели того, кто сидит где-то высоко и осыпает каждого страждущего небесными дарами?
Но по какому принципу она тогда работает? Жизнь работает по одному принципу – причина-следствие. Всё! Каждое ваше решение имеет последствия. Неважно, было ли принято это решение осознанно или неосознанно. Это единственный закон и сценарий, по которому будут разворачиваться события в вашей жизни. Поэтому право выбора – один из самых ценных внутренних ресурсов, которые вы получили при рождении.
Люди, не осознающие диапазон своих возможностей, всегда видят себя жертвами. Они молятся об удаче, обвиняют «врагов» или нечистую силу, торгуются с Богом, и видят в людях только источник боли или наслаждения. Их внимание всегда направлено наружу, в поисках недостатков, преимуществ, возможностей и успеха. Им нужны драматические постановки, они всегда в поиске новой аудитории, потому что боятся остаться наедине с самими собой. Ситуации их кидают из стороны в сторону, как листок на ветру, и они идут туда, где их ждет либо облегчение и радость, либо страх и отвращение. Они начинают мыслить в модуле «Это всё они!»
Вспомните некоторые из своих драматических ситуаций – развод, расставание, потеря. Несмотря на огромный диапазон выбора для своего поведения, вы упорно повторяете: «Он/она толкает меня к этому, нажимает мои кнопки!» Мы все там были. С этого и начинается история жертвы.
Мы всегда можем сделать новый выбор, когда что-то не получается или когда мы получаем то, что не ожидали. Если мы не пользуемся этим правом, мы просто сами стоим у себя на пути! Это выбор четкой ясности и высшей мудрости. Выбор собственной трансформации. Выбор высокочастотной энергии, которая помогает следовать внутреннему голосу, открывать душу навстречу новому опыту и своим учителям, даже когда они тщательно замаскированы под злейших врагов. Это тропинка, ведущая к осознанию собственной силы.
Какую концепцию вы выберете? Победителя и хозяина своей жизни, живущего по принципу «выбор-последствия», или возмущенной и беспомощной жертвы, требующей для себя особой «справедливости»?
Справедливость жизни
Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.
Справедливость в отношении к богатым и бедным
Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.
Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.
Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.
А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.
Справедливость – нематериальна
Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.
Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.
Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.
Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.
Месть или справедливость?
Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.
При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.
Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.
Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом«проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.
Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.
Истинная справедливость
Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.
С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.
Другие статьи по этой теме:
Божественная Справедливость! Есть ли справедливость в жизни?
Здравствуйте дорогие читатели! Сверх актуальный для многих людей вопрос от Алёны: Скажите, так всё-таки, есть справедливость в нашем мире или её нет? В современном обществе всё сложнее верить в божественную справедливость, когда видишь, что происходит вокруг. Да и как верить, как ощутить эту божью справедливость, если она всё-таки есть? Как её научиться видеть? “Просто верь” – такой подход, как говорят многие верующие и священнослужители, лично меня не устраивает, мне нужно что-то большее…
Мы рассмотрим этот вопрос подробно, с соответствующими духовными практиками, с эзотерической точки зрения.
Есть ли справедливость в жизни и в этом мире?
Справедливость в этом мире, конечно есть! Но, опять же, не всякий её увидит. Потому что большинство людей близоруки в духовном плане, они не способны охватывать своим сознанием ничего, кроме сиюминутных событий, на которые они могут реагировать лишь эмоционально, ругая всё и всех вокруг, когда что-то идёт не так как они хотят.
Основные законы и принципы Божественной справедливости!
1. “Каждый человек (каждое существо) в этом мире получит и получает в своей жизни только то, что заслуживает или что должен пройти для завершения своей эволюции на Земле, отработки кармических грехов и реализации своего предназначения”. Именно поэтому люди проходят множество сложных и не всегда понятных для них самих жизненных уроков, в том числе, с определённой порцией страданий. И даже если сам человек чего-то не осознаёт и не связывает в своём сознании, его душа понимает и помнит намного больше, поэтому ничего не проходит просто так.
2. Справедливость мира не всегда очевидна, потому что она реализуется по-разному и часто растянута во времени. Но сути это не меняет – каждый человек в полной мере ответит за каждый свой поступок, хороший или плохой, за каждое действие и даже мысль. Ответит в ближайшие несколько секунд или через 1000 лет – это решать Высшим Силам ( Карме ), и получит соответственно то, что заслужил, – либо наказание и соответствующую порцию страданий, либо награды по судьбе.
Именно поэтому можно наблюдать картину, когда откровенно негативный человек совершает свои злодеяния, а с ним много лет ничего плохого вроде бы не происходит. Окружающие люди всё это видят и задаются вопросом “где же справедливость?”. И наоборот, человек вроде бы делает Добро, но ему почему-то не везёт по жизни и судьба не спешит его вознаграждать. Когда наказывать или награждать человека и каким образом это делать – решают не люди, а Высшие Силы. И решения они свои выносят строго в соответствие с Духовными Законами и на благо конкретной Души. Поэтому иллюзия “несправедливости жизни” с человеческой точки зрения – это всего лишь иллюзия.
3. Реализует Закон Справедливости в пределах Земли – Карма и её Иерархия Света. Поэтому многим людям известен т.н. Закон Кармы или, как его ещё называют – Закон Причины и Следствия. Собственно “Следствие” это есть справедливое проявление и продолжение “Причины”. И поверьте, Карма, Высшие силы – фиксируют абсолютно всё по каждому человеку: поступки, дела и их плоды, мысли и малейшие эмоциональные реакции. Всё это глубоко анализируется и взвешивается, а затем ему даются те или иные события, возможности или лишения, разные уроки судьбы, в зависимости от того, что человек заслуживает, и что больше всего нужно его душе для очищения и развития.
Что значит принимать Божественную Справедливость?
Это очень важный вопрос в духовном развитии любого человека. Духовный рост – это поиск истины, поиск правды, поиск истинных причин происходящих с тобой событий. И только тогда, когда человек принимает божественную справедливость, принимает справедливость всего происходящего с ним – он имеет шанс понять истинные причины происходящего и изменить свою жизнь, свою судьбу, поднимаясь на следующую ступень своего развития.
Большим заблуждением будет считать, что принимая справедливость – ты тупо бездумно смиряешься с той колеёй, в которой бредёшь по жизни, и признаёшь безысходность своего положения, что ничего изменить нельзя. Наоборот, принятие божественной справедливости – это ключ к изменению своей судьбы и решению любых проблем!
Есть два варианта – принимать и не принимать справедливость происходящего:
Если ты предпочитаешь говорить, что “судьба-чертовка ко мне не справедлива…”, “я этого не заслужил…”, “я не виноват, а виноват – Иванов, Петров, Сидоров, Бог или случай…” – ты просто безответственный человек, который пытается переложить ответственность за себя и свою судьбу на чужие плечи, который не хочет расти, развиваться и решать данные Судьбой и Высшими Силами жизненные уроки. Такие люди будут наступать на одни и те же грабли всю жизнь, получая по лбу, по печени, по психике, по всему телу…
Есть ещё очень важный эзотерический и духовный аспект этого вопроса!
Что при этом происходит? Какова реакция Высших Сил? Всё просто: если человек не принимает уроки Высших Сил, не хочет учиться, обижается, сопротивляется, ругается – он лишается Их поддержки, защиты и покровительства. Когда с человека снимается покровительство Светлых Сил (Покровительство Бога), он становится уязвим для Тёмных Сил и попадает под прямое их влияние. Далее они берут его на поруки, под своё крыло, со всеми вытекающими печальными последствиями – человек становится рабом Тёмных.
А если человек душой и сердцем принимает божественную справедливость – он впускает в себя Поток Золотого Света свыше, и получает Покровительство Светлых Сил и Бога в прохождении данного кармического урока, в решении соответствующих проблем. Получение покровительства Бога – это максимальная помощь, защита и поддержка Высших Сил, какую только возможно придумать, для роста, обучения, достижения Целей, устранения негатива и решения любых проблем.
Принятие Божественной справедливости касается не только правильного прохождения испытаний и неприятностей, но и всего позитивного, что человек может получить!
Если ты заслужил подарки от судьбы – принимай с благодарностью, не отвергай их! Часто можно встретить, что люди отказываются от возможностей и того хорошего, что дарует им Судьба и Бог, отказываются от того, что они справедливо заслужили. Такое, как правило, происходит из-за негативного отношения к себе и заниженной самооценки “этого не может быть”, “я плохая и ничего хорошего не заслуживаю”, др.
Поэтому важно понимать, что принятие Потока Божественной Справедливости – это и принятие всего хорошего, принятие наград, духовных и материальных благ в свою жизнь! Когда человек обучается принимать божью справедливость – в его судьбу автоматически начинает входить на много больше хорошего, чем раньше. Потому что, отфутболивая уроки судьбы и не принимая божественную справедливость, человек вместе с этим отбивает и благоприятные возможности, подарки по судьбе, всё то Добро, которое даётся Богом его душе. Помните об этом!
Как научиться правильно принимать божественную справедливость?
Практические рекомендации и духовные упражнения
Это не простая духовная задача, требующая различения и внимательности к себе. Справедливость можно якобы принимать, а можно принимать по-настоящему.
Например: два человека тяжело работают на стройке под палящим солнцем, каждый смирился со своей судьбой, вроде бы принял ситуацию. Но один внутренне постоянно бурчит, генерирует претензии, жалуется и стонет, вырабатывая негатив, а другой работает с добродушием в сердце, с улыбкой и радостью, с позитивными мыслями о своём будущем. Работают они примерно одинаково и одинаково долго, но одному будет становиться всё хуже (он разрушает себя накапливаемым непринятием и негативом), а другой “храм строит и радуется”, хоть ему физически и тяжело, его душа растёт и становится сильнее, в него входит энергия, ему помогает Бог, потому что он нашёл ключ – позитивное отношение ( радость ). Один сердцем так и не принял Волю Бога и Его справедливость по отношению к себе, а другой – принял и получил Его поддержку и Покровительство. Первый показатель покровительства Бога – это растущая радость в духовном сердце человека.
Как принимать божественную справедливость?
Лучше всего это делать с ручкой и тетрадкой, на бумаге, чтобы мысли не разъезжались, чтобы можно было прочесть написанное несколько раз, осмыслить и почувствовать.
Пример. Неприятная ситуация с какой-то тяжёлой болезнью, не дай Бог конечно. Как может выглядеть проработка (буду описывать с образами, что нужно представлять и ощущать при этом). Берём и прописываем у себя в рабочей тетради:
Лучше всего прорабатывать этот вопрос в медитативном или полу медитативном состоянии.
Шаг 2. Направляете своим вниманием на себя, через макушку, поток золотого света от Бога и проводите настрой:
Пробуйте, это работает очень мощно!
С уважением, Василий Василенко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Милость в раю, справедливость в аду, а на земле как получится»: Возможна ли справедливость?
К чему лучше стремиться в земной жизни? Возможна ли справедливая справедливость? Как не ввергнуть общество в кровавое противостояние в борьбе за справедливость?
Одному неглупому генералу приписывают мысль о том, что
если вы хотите всех перессорить, начните всех объединять.
Чрезмерное и не обращающее внимание на реальность человеческой жизни желание всех подружить, всех объединить, всех примирить — прямой путь к вражде, разъединению и непримиримости. Этот путь тем более пагубен, чем больше неразумных усилий будет в него вложено.
Перефразируя и перенеся эту мысль на понятие справедливости, можно утверждать, что
если вы будете требовать одинаковой для всех справедливости в человеческом обществе, то обязательно перессорите всех со всеми.
Есть ли какая-то справедливость вообще (для всех)?
Для одних справедливым будет одно, для других совершенно противоположное.
Одни считают, что за их труд платят слишком мало, другие уверены, что с их заработков берут слишком много налогов, третьи будут считать, что за такую зарплату несправедливо вообще работать, и платить налоги не собираются вовсе.
Упёртые оппозиционеры считают, что их несправедливо не пускают во власть. Хотя, с их точки зрения, они-то уж показали бы, как правильно править, не то что нынешние «пигмеи».
Хитрые, но непростые банкиры несправедливость видят в том, что им не отдают всех денег страны в управление. Уж они-то знают толк в деньгах лучше всех и выжали бы из них максимальную для себя прибыль.
Простые, но по-своему хитрые бедные могут видеть несправедливость в том, что им почему-то надо вообще работать. Или что им мало платят, часто совершенно без всякой зависимости от прилагаемых усилий.
А. Чубайс. Фото: www.globallookpress.com
Такие люди, как Чубайс, убеждены, что им должны быть благодарны все поголовно. И те, которых позвали участвовать в залоговых аукционах, и те, которых к ним не приглашали. Просто исходя из самоощущения своей реформационной «божественности», как отца-основателя «свободного рынка», сотворившего для страны несусветное «благодеяние».
Остальные преступники, уже сидящие по тюрьмам, вполне искренне могут верить в то, что их несправедливо осудили и зачем-то отправили отбывать сроки наказания. Хотя сами они либо невиновны и их подставили или оклеветали, либо преступления от них никак не зависели, а были «запрограммированы» жестокой социальной действительностью и совершены были под грузом непреодолимых обстоятельств.
Словом, сколько людей, столько и частных «справедливостей», полностью, абсолютно не согласуемых друг с другом без серьёзных социальных потрясений.
Христианский подход: три вида справедливости
Христианский подход к справедливости, как и само христианство, проповедующее Христа распятого, «для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Жертва во имя любви, самоограничение своих желаний современному миру непонятны и для многих прочитываются как «соблазн» и «безумие».
Святоотеческое понимание справедливости лучше всего изложено Преподобным Максимом Исповедником (580–662):
Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех.
Существенным целеполагающим ключом к характеристикам этих разных справедливостей у Преп. Максима является его следующее утверждение:
(Преп. Максим Исповедник. Три вида справедливости, или справедливость и суд).
Преподобный Максим Исповедник. Фото: pravoslavie.ru
Неодинаковое обхождение с неодинаковыми людьми
У недовольных реальной действительностью требования человеческой справедливости в отношении к самому себе чаще всего заканчиваются явной несправедливостью по отношению к окружающим. Причём самоощущение достигнутой справедливости у него самого будет прямо противоположно чувству несправедливости у окружающих его. Он доволен, остальные нет.
Проблема с пониманием справедливости приобретает тем более острую напряжённость, чем человеческое общество становится менее христианским по духу.
В связи с этим полезно выслушать рассуждения Ивана Ильина о корнях этих проблем.
Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми надо обходиться «одинаково»… Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Если бы люди были действительно равны, т. е. одинаковы телом, душою и духом, то жизнь была бы страшно проста и находить справедливость было бы чрезвычайно легко. Стоило бы только сказать: «одинаковым людям – одинаковую долю» или «всем всего поровну» – и вопрос был бы разрешён. Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. Что может быть наивнее, упрощённее и пошлее этой теории?
(Иван Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. О справедливости).
И. Ильин. Фото: vk.com
Справедливость при демократии слепа, как судебная Фемида
Справедливость в утративших христианское чувство обществах не различает человеческого лица, её глаза, как глаза судебной Фемиды, закрыты непроницаемой повязкой. Она не поднимается до христианской Милости и не способна различать человеческие индивидуальности, а слепо узаконивает уравнение всех.
А ведь люди имеют от рождения разный пол, мужской и женский, такие разные и такие взаимодополняющие человеческие воплощения. Каждому отмерено изначально неизвестное и разное количество лет земной жизни, в которые один умирает во младенчестве, другой в расцвете сил, а третий дряхлым стариком.
Одни прожигают свою жизнь бездумно, не заботясь о смысле жизни, зачастую ведя себя неотличимо от мира животных. Вторые посвящают себя ближним, отдают жизнь за Отечество, развивают полученные разнообразные дары до совершенства, становятся духовными подвижниками. Третьи, напротив, считают всех людей себе должными, всю окружающую действительность проклятой и все свои силы кладут на то, чтобы остальные люди были лишь орудиями в их руках.
Фото: Redshinestudio / Shutterstock.com
Одним словом, все люди бесконечно различны и не сводимы к формальным и уравнительным принципам демократической справедливости.
Кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, — писал Иван Ильин, — тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны и по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей.
Справедливость настоящая не нуждается в равенстве. Равенство слишком примитивный и очень неточный инструмент достижения правды в обществе. Каждому человеку нужно своё, индивидуальное, не равное отношение. Детям не такое, как взрослым, больным не такое, как здоровым. Умным не такое, как глупым. Героям не такое, как трусам. Подвижникам не такое, как обывателям.
Безличная демократия не может дать подлинной справедливости. Демократия сужает пространство для личности, не доверяет ей, унифицирует и упрощает человеческую личность.
Настоящая живая справедливость может быть связана только с живой человеческой совестью, волей и любовью. Только человеческая личность способна культивировать справедливость, способную сопереживать, желать сократить на земле число невинно униженных или не по делам возвышенных.
Так же и власть может быть по-настоящему справедливой, только если, единолично возглавляемая нравственно развитой личностью, имеет возможность употреблять свою власть для достижения правды в обществе.
Настоящая справедливость это проявление евангельской любви, которая «долготерпит, милосердствует… не ищет своего… всё покрывает… всё переносит» (1 Кор.13:4–7).
Всякая другая революционная, социалистическая ли, либеральная ли «справедливость» ищет власти над людьми. Распаляет классовую ненависть, социальную зависть, призывает к уравнительной мести. И главное, не достигает никакого вожделенного равенства, потому что не может уничтожить саму человеческую жизнь — разнообразную, разноталантливую, разномощную, которую, сколько не клади в прокрустово ложе социальных экспериментов по поиску «окончательной справедливости», она всё равно рано или поздно взламывает эти искусственные границы. Сколько ни подстригай этот общественный «газон», он не остановится в своём свободном росте.
И ещё одно, о чём надо сказать в связи с поисками справедливости. Справедливость без милости бессмысленна. А формальное следование справедливости это путь к ссорам, противостоящим христианским убеждениям.
Преп. Паисий Святогорец. Фото: pravoslavie.ru
Интересен в связи с этим библейский пример, приводимый Преп. Паисием Святогорцем.
Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, — говорит преподобный, — Авраам пошел к Лоту и сказал: «Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?». Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зелёные луга, хорошие пастбища для скота (Быт. 13:1—13). И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.
Чаще всего стремящиеся к сугубо человеческой «справедливости», добиваясь для себя преференций, оказываются в «Содоме и Гоморре», откуда потом мечтают убежать куда угодно.
Так что лучше надеяться на Милость в раю, оставив непременно желающим справедливости получить её сполна в аду, а в жизни устраиваться, как у кого получится, но не за счёт ближнего своего.
Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы!