существование проблемы смысла жизни в философии связано с тем что человек

Философские подходы к пониманию смысла жизни

существование проблемы смысла жизни в философии связано с тем что человек

Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.

Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.

Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».

Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:

Основные философские концепции смысла жизни

Гедонизм

Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».

Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.

Эвдемонизм

Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.

Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.

Утилитаризм

Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.

Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.

Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.

Прагматизм

Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.

Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.

Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.

Этика долга

Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.

Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.

Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.

Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.

Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.

Источник

Смысл жизни как проблема философии

существование проблемы смысла жизни в философии связано с тем что человек

Дата публикации: 15.05.2017 2017-05-15

Статья просмотрена: 11951 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, В. А. Смысл жизни как проблема философии / В. А. Соловьев, А. Л. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43299/ (дата обращения: 20.10.2021).

В данной статье сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть понятие смысла жизни с разных философско-мировоззренческих позиций.

In this article, an attempt is made to generalize and at the same time to consider the concept of the meaning of life from different philosophical and ideological positions.

Keywords: Meaning, life, society, death, in the face of death

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда человек задумывается о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижения бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и всем юным людям, о чем говорят различные стихи и различные литературные произведения. Поэтому актуальность выбранной темы возникла со времен существования человечества.

Безусловно, многие современные философы правы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Важную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. [1].

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ видел смысл жизни в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в покорности судьбе [1].

У европейских философов, также имеются различные точки зрения к решению данного вопроса.

Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в “воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха. Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла [1].

М. Горький писал: «Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель». Прочитав эту цитату, возникает вопрос, что понимается под высокой целью? Высокой целью можно считать цель, приводящую человека к истине. Стремление к истине вдохновляет и направляет человека, наполняет жизнь смыслом.

Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка.

Смысл жизни может пониматься:

‒ с рациональных позиций;

‒ с позиций иррациональных религиозных традиций;

‒ как сугубо нравственная проблема (И. Кант);

‒ как проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель);

‒ как психологическое состояние индивида и деятельное осуществление себя личностью;

‒ миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг);

‒ смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор) [2].

Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить — есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятностей.

Смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится «Я» и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом — это личность, несущая любовь к людям в своем сердце [2].

Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим

Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия.

Обретение подлинного, а не ложного смысла — чрезвычайно сложный процесс. Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом — далеко не одно и то же.

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

А.П. Чехов в книге «Человек в футляре» писал: «Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик». В данной цитате Чехов показывает, что прошлое изменить нельзя. Не стоит зацикливаться на прошлом, нужно продолжать жить.

Инженер и писатель Гарин-Михайловский писал: «Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения». Как часто мы замечаем, что человек доживает до старых лет и жалеет о своих ошибках, жалуясь на жизнь. Это заставляет задуматься: бесполезно ли наше пребывание на земном шаре? Человек, ограничивая себя, оставляя дела на будущее, живя в «футляре», тратит свое время без пользы для себя и окружающих. Время уходит человек начинает жалеть о том, что не смог или не решился сделать. В этот момент человек теряет себя и свой смысл жизни.

Цель размышлений о смысле жизни и о смерти для каждого индивидуальна. Каждый переживает этапы человеческой жизни по-своему. Человек, способный мыслить и притворять свои мысли в жизнь, обретает свой путь. Данная тема неисчерпаема и говорить о ней можно бесконечно.

Каждому человеку рано или поздно приходится подводить итог. И именно перед лицом смерти мы начинаем осознавать смысл жизни. Это происходит потому, что в этом состоянии перед лицом человека мелькает кинолента всей его жизни, и он способен узреть те моменты, где возможно все могло бы пойти иначе.

Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла — процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактуализация б является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни [4, c. 11].

Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и т. д. Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в высочайшей степени. «…Смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос» [5, c. 118].

Вывод. Смысл жизни способен найти каждый. Это сделать не просто. Каждый человек вследствие своей индивидуальности найдет свой смысл. Жизнь, прожитая без сожалений, наполненная радостью, любовью, надеждой и трудом обретает смысл.

Источник

Проблема смысла жизни в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Смысл жизни – это представление о некоторой цели, которую имеет жизнь каждого человеческого существа.

Трансформация представлений о смысле жизни

Представление о смысле жизни тесно связано с представлением человека о самой жизни, ее месте в бытии, а также с отношением к смерти, как к значимой вехе или итогу человеческой жизнедеятельности. Можно выделить два основных подхода к проблеме жизни и смерти – объективистский и субъективистский.

В рамках объективистского подхода вопрос смысла жизни как бы снимается, человек не личность, но лишь один из многих, что проходит жизненный путь предначертанный ему заранее (богом, судьбой, природой), его цель – прожить свою жизнь и умереть, соблюдая определенные, соответствующие мифу этические положения. Жизнь сама по себе не представляется чем-то исключительным, она рядовое событие, человек лишь один из многих.

Именно в рамках субъективистской позиции проблема смысла жизни встает в полный рост. Ведь центральным событием жизни человека становится сама жизнь, ее индивидуальный, неповторимый характер, рост, развитие и реализация личностного потенциала. И вместе с тем, данный подход не способен дать единое, универсальное решение вопроса о смысле жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные подходы к пониманию смысла жизни

Попытки поиска смысла жизни осуществлялись в самых разнообразных философских школах начиная с античности и до наших дней. К числу основных можно отнести:

Гедонистические воззрения сформировались еще в античной философии, у эпикурейцев. Гедонисты находили смысл жизни в наслаждениях, прежде всего интеллектуальных и чувственных. Они полагали что человек может испытывать лишь два переживания – удовольствие и неудовольствие, а потому должен стремится к первому и избегать второго.

Эвдемонизм разрабатывался стоиками. Они полагали что смысл человеческой жизни заключается в достижении счастья, однако находили его не в удовольствии, а в спокойствии. Человек должен сохранять невозмутимость духа и принимать то, что дает ему судьба – в этом наивысшее благо.

Прагматизм складывается в американской философии и понимает благо как практическую пользу. Смысл человеческой жизни в таком случае заключается в наибольшей эффективности, полезности как для себя, так и для общества.

Гуманизм видит главную ценность жизни человека в самом человеке, раскрытии его потенциала, самоактуализациии.

Экзистенциальная философия складывается в начале двадцатого века на основании отрицания рационального видения мира. Экзистенциальные философы понимают мир как хаотическое и иррациональное место, в котором у человека не может быть предназначения, поскольку он изначально предоставлен лишь самому себе. Смысла жизни не существует и в этом есть величайшая ценность и свобода человеческой жизни.

Типы «самовосприятия» человека по Шелеру

Концептуальная попытка обобщить различные стратегии людей по поиску смысла жизни и самоидентификацией с той или иной системой смысловых координат была сделана немецким философом М. Шелером. Всего он выделил пять основным типов личностного самовосприятия:

Первый тип является достаточно традиционным, в нем человек рассматривает собственную жизнь и ее смысл через призму религиозных догматов. Как правило, это приводит к тому, что главной целью и ценностью жизни становится духовный рост, совершенствование человеческой души, для приближения к богу, «очищения» от неких врожденных грехов. На практике подобное совершенствование заключается в неукоснительном соблюдении этических требований конкретной религиозной общины или организации, верность и вера в ее догмы, а также подчинение авторитету ее служителей.

Второй тип связан с представлением о том, что сам человек есть воплощение божественного начала – он венец эволюции, царь природы, проявление высших сил на земле. Человек видит свою задачу во всестороннем развитии и реализации себя, воплощении собственных желаний и потенций.

Третий тип предполагает, что человек не уникален, он смог занять доминирующее положение в природе и мире не благодаря некому предначертанию в виде божественного начал или разума, но лишь благодаря труду, пути постепенной работы над собой и над миром, в основе которой лежит стремление к удовлетворению заложенных природой влечений – к размножению, власти или пропитанию.

Четвертый тип находится в оппозиции к предыдущим. Если с позиции религии, гуманизма и прагматизма человек находится в процессе положительного роста, развития, совершенствования, то данный тип предполагает, что человек напротив отдаляется от наиболее естественного и совершенного способа существования, определяемого традициями, мифом, единством с природой, в сторону искусственной среды обитания образованной научно-техническим прогрессом, которая лишь негативно влияет на человечество. Смысл жизни в свою очередь заключается в возвращении к корням.

Наконец пятый тип человеческой самоориентации заключается в признании позиции, что личность в жизни не детерминирована ничем – ни религией, ни разумом, ни пользой, ни традицией. Человек возник в природе в результате случайности, мутации и естественного отбора, а потому полностью свободен распоряжаться собственной жизнью.

Источник

Проблема смысла жизни

Вы будете перенаправлены на Автор24

Смысл жизни в различных философско-мировоззренческих подходах

Проблема смысла жизни появилась с того самого момента, как человек осознал себя, понял свое субъективное существование. Уже в период античности философы пытались найти ответ о смысле человеческой жизни. С точки зрения Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее смысл жизни связан с переживанием счастья, которое возможно, если человек ведет добродетельную жизнь, уважительно относится к законам своего государства, поступает согласно нравственным заповедям. Аристотель считал, что смысл заключается в достижении человеческой добродетельности и ответственной гражданской позиции. Эпикур, напротив, связывал смысл жизни с личным покоем, блаженством, собственным счастьем. В соответствии со своей философией, смысл жизни для Диогена находился в внутренней свободе и призрении к материальному богатству.

В период средневековья, когда всецело властвует религия, смещаются акценты в рассмотрении смысла жизни. Вместо дуализма приходит монистический принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало – Бог. Он недоступен для понимания, н открывает себя только в священных текстах. Приблизиться к нему можно только путем веры. Человеку свойственна же двойственность. С одной стороны, он греховен, низкая часть его души всегда побуждает человека следовать своим страстям. С другой стороны, он создан по подобию бога. Так появляется идея о «внутреннем» человеке, который обращен к богу, но он сам скрыт от самосознания человека.

С изменением философских концепций меняется и подход к смыслу жизни. Шопенгауэр По данной теме мы уже выполнили доклад Шопенгауэр. подробнее считал жизнь человека проявлением некой мировой воли. Человеку только кажется, что он поступает в соответствии с им самим принятым решением, в то время как им руководит чужая воля. Эта мировая воля абсолютно безразлична к людям, она бессознательна, поэтому человек брошен на ее произвол и вынужден терпеть многочисленные невзгоды. Жизнь в таком понимании – это ад, в котором глупец гонится за наслаждением и приходит к разочарованию, мудрец же, осознавая неизбежность бед, обуздывает свои желания.

Готовые работы на аналогичную тему

Философия смысла жизни

Смысл жизни – одна из ключевых проблем, в которую входит определение своего места в мире и природе, определение жизненных целей и своего предназначения, решение вопросов, связанных как с биологической, так и социальной природой человека.

Часто вопрос о смысле жизни поднимается на волне оценки прожитых лет, когда требуется произвести субъективную оценку прошедшей жизни и соотнести ее с теми целями, которые стояли в самом начале. Однако и молодые люди в начале своего пути также часто задаются этим вопросом, хотя их вектор и направлен вперед.

Смысл жизни – это вечный вопрос. Осознание конечности бытия и смерти заставляет человека анализировать свой жизненный путь, желая выделить в нем красную нить смысла, что все было не зря. За время существования человечества высказывались самые разные идеи о смысле человеческой жизни:

Религиозные концепции уверяют, что смысл человеческой жизни не доступен для познания, лежит за пределами повседневности. В то время как светские философы настаивают, что жить здесь и сейчас – вот она та единственная реальность, которая есть. Однако справедливо лишь то, что смысл жизни не дается как готовый ответ, он индивидуален, чужой опыт не имеет в данном вопросе никакого значения.

Смысл жизни невозможно обрести, его можно лишь найти, выделить из окружающей реальности. В этом поможет умение правильно расставлять приоритеты, ставить цели истинные, а не ложные, выбирать тот жизненный путь, который ведет к развитию личности, а не к ее деградации.

Смысл жизни и современное общество

Общество современного типа нацелено на накопление материального богатства, именно его количество связывается с человеческим счастьем, полнотой бытия. В обществе потребления материальные вещи носят статусно-престижный характер. В то же время нарастает «экзистенциальный вакуум», когда несмотря на количество материальных благ, человек не может выделить свой смысл жизни, ощущает пустоту в душе. Общество потребления контролирует каждый шаг, каждый выбор человека, заставляя его поступать так, как велит мода, реклама, кумиры и т.д. Общество находится в том числе под прямым эффектом манипулирования, что ведет к формированию у человека примитивных потребностей, стандартизации мнений и вкусов, проведения досуга, организации жизни в целом. Это делает жизнь человека безликой, стандартизированной, ведя к ее обесцениванию.

Современное общество формирует новый взгляд на человека как на гиперактивного и успешного, выживающего в условиях дикой конкуренции, с приклеенной улыбкой к лицу. Он обладает престижными вещами (дорогой одеждой, техникой и т.д.), которые ему надо постоянно обновлять для поддержания своего статуса. При этом давно подмечено – при таком отношении вырабатывается безразличие к тому, что окружает человека, к тем самым вещам. Человеку все меньше хватает времени, он постоянно мчится, стараясь все успеть.

Сосредоточившись на материальных вещах, на удовлетворении низших потребностей, человек в рамках современного «общества изобилия» утрачивает смысл жизни. Это ведет к тому, что нарастает чувство абсурдности происходящего, увеличивается количество переживаемых депрессий, как в целом увеличивается количество психических заболеваний. Потеря смысла жизни ведет к равнодушию человека как к другим людям, так и к обществу в целом. Исчезает сопричастность с другими. Как указывал психолог Э. Фромм, человек в современном обществе нацелен на установку «иметь», вместо того, чтобы «быть».

Источник

6 популярных теорий о смысле жизни

существование проблемы смысла жизни в философии связано с тем что человек

В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.

1. Гедонизм

Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.

По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.

2. Эвдемонизм

Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.

3. Утилитаризм

Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.

4. Принцип самопожертвования

В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.

5. Экзистенциализм

Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.

6. Прагматизм

Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *