суперзвезда жизнь и времена энди уорхола
К 90-летию Энди Уорхола: Интеллигентный Белый Кролик-суперзвезда
Человек, перевернувший с ног на голову современное искусство, один из самых известных и дорогих художников в мире родился в Пенсильвании в рабочей семье иммигрантов-русин со стремлением оказаться среди творческой богемы. Вернее, даже не среди, а в первых ее рядах.
После окончания Технологического института Карнеги, за обучение в котором родители Эндрю Вархола отдали все сбережения, Интеллигентный Белый Кролик — студенческое прозвище будущей звезды поп-арта — перебрался в Нью-Йорк, ближе к заветной цели. Одетый в белоснежный костюм, он обивал пороги изданий модных журналов, предлагая услуги графического дизайнера Vogue и Harper’s Bazaar и талантливо выполняя заказы.
В то время у молодого художника, соседствовавшего в квартире с тараканами и сомневавшегося практически в каждом своем движении, открылся особый дар, придавший ему уверенности, — понимание конъюнктуры.
Так, например, производители кожаных изделий Тедди и Артур Эделманы попросили Уорхола создать рекламный образ их туфель из змеиной кожи. Художник нарисовал змею в виде туфли, и это простое решение стало прямым попаданием в идею.
Его иллюстрации имели успех, а рекламный заказ обувной компании «И. Миллер» с нарисованной чернилами обувью со специально сделанными кляксами дал начало попыткам Уорхола устроить персональные выставки.
Первая не получила должных восторгов, и Уорхолу пришлось ждать еще несколько лет, пребывая в поисках ответа на вопрос «Что ты больше всего любишь?». Так художник начал рисовать деньги. В расцвет поп-арта, главной особенностью которого было виртуозное стирание границ между высоким и низменным, пенсильванский Белый Кролик пришел к триумфу. Выставка 1962 года в галерее Ferus Gallery в Лос-Анджелесе поразила публику. Гости словно оказались среди полок супермаркета: банки с супами, бутылки Coca-Cola, изображения долларовых банкнот — здесь сконцентрировались все обыденные и милые сердцу каждого американца элементы повседневной жизни, возвращавшие искусство в реальность.
Через несколько месяцев все экспонаты триумфальной выставки стали доступны ньюйоркцам, в том числе и ставший легендой «Диптих Мэрилин». Позднее главный символ Америки, очаровательную легкомысленную блондинку, в работах Уорхола сменили Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и Элвис Пресли.
Уорхол — это стиль жизни
Мир денег и мир вещей, сделавшие Энди Уорхола звездой, окончательно закрепили за ним место в мире роскоши и моды, где художник всегда мечтал оказаться.
Эндрю Вархол создал не просто творческий псевдоним — Энди Уорхол, — но марку, воплощавшую собой известность и торжество потребительской культуры. Как это удалось застенчивому человеку, пережившему в детстве болезнь под названием «Пляска святого Витта», находившемуся в постоянном конфликте с внешностью, до сих пор загадка. Потемки души Энди Уорхола в сочетании с публичностью породили вокруг его личности множество мифов.
Это пошло только на пользу, когда в 1963 году, после успеха выставки супов «Кэмпбелл» и портретов Мерилин Монро, он открыл «Фабрику». В здании на Манхэттене закипела бурная деятельность по созданию произведений современного искусства. Уорхол окружал себя красивыми людьми, участвовавшими в бесконечных вечеринках и перформансах. Его «мастерская художника» стала исключением из всех правил. Не уединенным местом, принадлежащим одному, но шумным и одновременно таинственным для посторонних.
К слову, стремление к идеальной красоте выражалось не только в педантичной обработке портретов знаменитостей, с которых Уорхол тщательно убирал все изъяны — дефекты кожи, морщины, лишние подбородки. Недовольный собственной внешностью, художник обратился к пластическому хирургу, доверив исправить нос «картошкой», приобретавший красный оттенок под солнечными лучами.
«Фабрика» и Уорхол обосновались в репортажах светской хроники, на страницах журналов и газет и вскоре стали символом Нью-Йорка. Здесь же родился журнал The Interview, быстро обретший популярность во всем мире. В стенах знакового места создавалось до 80 печатных произведений в день — репродукций с портретами знаменитостей, которых Уорхол фотографировал в своей мастерской при помощи Polaroid. Так он превращал искусство в коммерческий «бизнес-арт», окруженный блеском, скандалами и слухами.
Конвейер The Velvet Underground
Суперзвезда — явление, во многом обязанное возникновением Энди Уорхолу. Его «Фабрика», объединившая единомышленников, зиждилась на исключительном эгоизме своего создателя, порождая новых персонажей поп-культуры.
Одним из самых заметных стала Эди Седжвик — бедная богатая девочка из состоятельной семьи железнодорожных магнатов, словно созданная для богемного общества под предводительством Уорхола. Эди и Энди стали настоящей сенсацией, медийной парой, украшавшей все модные события Нью-Йорка. Две серебряные элегантные птицы — так выглядели самые желанные гости громких вечеринок, Уорхол и Седжвик.
Однако слава Эди уложилась в минуту: «Она была рассеянной и беззащитной, и это делало ее отражением тайных фантазией каждого. Она могла быть кем угодно — маленькой девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной. Прекрасная-прекрасная пустышка», — говорил о ней Уорхол. Художник переключил внимание на немецкую певицу и модель Нико и сделал ее солисткой группы The Velvet Underground. Впрочем, ее звездность тоже не была продолжительной. После этой яркой вспышки на небосклоне «Фабрики» засветился поэт, фотограф и кинематографист мультитворческий Джерард Маланга, а за ним — бунтарка из религиозной семьи Изабель Коллин Дюфрен, ставшая музой не только Уорхола, но и Сальвадора Дали.
Уорхол любил вещи и отражал эту любовь в работах. Любимые туфли, например, он носил 25 лет. Коллекция его имущества насчитывает тысячи вещей, которые их владелец заботливо хранил при жизни. Даже супы марки «Кэмпбелл» не были случайны: художник признавался, что ел их на обед ежедневно с самого детства, и не стеснялся предлагать это сомнительное блюдо звездным друзьям.
В Питтсбурге находится крупнейший американский музей, посвященный жизни и творчеству одного человека. На площади 8200 кв. метров, на семи этажах, размещено 77 скульптур, 4000 фоторабот, личные письма, огромная коллекция киноработ и видеозаписей, парики, обувь, одежда Уорхола и многое другое, и за всем этим следят около ста музейных сотрудников.
Модный феномен и персонаж поп-культуры
Уорхол занял важное место в моде XX века. Он сотрудничал со многими дизайнерами, а его работы нередко ложились в основу принтов. Так, в 1966 году к творчеству художника обратился Ив Сен-Лоран, с которым тот был в приятельских отношениях.
В конце 1980-х Энди Уорхол работал с дизайнером Стивеном Спраусом, дав ему разрешение на использование трафарета «Камуфляж». Принято считать, что именно Уорхол и Спраус ввели в моду камуфляжный принт, без которого трудно представить стиль милитари.
Джанни Версаче также создал несколько платьев, взяв за основу картины художника. В 1991 году он вывел на подиум главных моделей эпохи, нарядив их в платья с изображениями Мэрилин Монро и Джеймса Дина. А в сезоне весна-лето-2018 Донателла Версаче обратилась к архивной коллекции и перевыпустила легендарные платья.
Нью-Йорк: Даунтаун в «Гараже» Документальные фильмы про битников, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и других нью-йорских героев 1960–1980-х
В центре современной культуры «Гараж» начинается мини-фестиваль документальных фильмов про самый противоречивый период в американской культурной истории.
«Погадай на ромашке» Роберта Франка
Главный кинематографический документ бит-поколения, получасовая комедия с почти бунюэлевским сюжетом: железнодорожный кондуктор и его жена приглашают в гости священника и пару битников.
Фильм снят великим фотографом Робертом Франком и режиссером-документалистом Альфредом Лесли по мотивам третьего акта пьесы Керуака «Поколение Бит». Керуак же и озвучивает все происходящее в картине. Битников сыграли молодые и красивые Аллен Гинзберг и Грегори Корсо, в роли жены кондуктора дебютировала в кино будущая звезда французской «новой волны» Дельфина Сериг.
«Уильям Берроуз. Человек внутри» Йони Лейзера
«Человек внутри» — первый полнометражный опыт Йони Лейзера. Автор, вооруженный не по годам проницательным взглядом и сдержанным слогом, в соответствии с названием решил показать Берроуза с неожиданной стороны. Фокус, соответственно, смещен с вопросов литературы на личную жизнь писателя, и фильм подолгу задерживается на всех важных пунктах его биографии — наркомании, гомосексуализме, случайном убийстве жены, смерти сына. Помимо самого Берроуза, найти внутри него человека Лейзеру помогают существующие в виде архивных записей Пи-Орридж, Патти Смит и другие знакомые лица.
«Источник» Чака Уоркмана
Трогательный экскурс в историю бит-движения. Документалист Чак Уоркман, который монтирует оскаровские нарезки лучших фильмов всех времен, мастерит «Источник» по похожему принципу — только из архивных записей и кусочков интервью. В итоге получается цельный полифонический рассказ, в котором каждый новый герой подхватывает неоконченную фразу предыдущего, а режиссер ловко подклеивает к этому подходящую иллюстрацию из телевизионной рекламы 19. В кадре появляются почти все известные битники и им сочувствующие — от Кена Кизи до Нормана Мейлера. Бонусом идут пространные отрывки из произведений Керуака, Гинзберга и Берроуза, которые зачитывают условно загримированные под соответствующих авторов Джонни Депп, Джон Туртурро и Деннис Хоппер.
«Суперзвезда: Жизнь и времена Энди Уорхола» Чака Уоркмана
Еще один биографический коллаж от мастера документального многоголосия Чака Уоркмана, на этот раз про Энди Уорхола. Снятая с восьмидесятническим блеском «Суперзвезда» хоть и не самый подробный, но довольно эффектный рассказ о жизни короля поп-арта от рождения до смерти.
«13 самых красивых. песен для кинопроб Уорхола»
В период с 1964-го по 1966-й Энди Уорхол увлекся видеопортретами, которые предпочитал называть «кинопробами». На фестивале покажут 13 самых лучших, которые недавно отреставрировали и переиздали с саундтреком от инди-группы Dean & Britta. Лу Рид пьет кока-колу, Деннис Хоппер изображает серьезного актера, Джейн Хольцер чистит зубы, а другие старые знакомые пытаются быть самыми красивыми в течение 4 замедленных минут.
«Сцены из жизни» и «Награждение Уорхола» Джонаса Мекаса
Два фильма про Уорхола из архивов Джонаса Мекаса, очень разные, но одинаково интересные. Мекас — эммигрант из Литвы, который на протяжении 1960-х и 1970-х всеми силами пропагандировал экспериментальное кино, совмещая это занятие с работой обозревателя в Village Voice. Везде ходил с 8-миллиметровой камерой и снимал все, что происходило вокруг.
«Сцены из жизни Энди Уорхола» — традиционный мекасовский видеодневник, в котором камера летает из угла в угол, как будто не знает, как заснять все сразу, а пленка пущена раза в четыре быстрее обычного. В какой-то момент начинает казаться, что в чехарде вечеринок и встреч помимо Алена Гинзберга и Лу Рида замечаешь своих собственных знакомых.
«Награждение Уорхола», напротив, замедленный в два раза оммаж ранним фильмам самого Уорхола. В 19 журнал Film Culture, основателями которого были братья Джонас и Адольфас Мекас, присудил Уорхолу награду за лучший независимый фильм: Джонас пришел на «Фабрику» с корзинкой фруктов и овощей, которые Энди и его друзья с удовольствием съели перед камерой.
«Джек Смит и разрушение Атлантиды» Мэри Джордан
Фильм канадской документалистки Мэри Джордан про Джека Смита — главного enfant terrible американского андеграунда 19 Для экспериментального кино Смит был своего рода Орсоном Уэллсом — его фильмы, похожие на детские постановки арабских сказок (вместо детей — фрики и трансвеститы), оставили след практически во всех областях современного искусства. После знаменитых «Пламенеющих созданий» ни один фильм не был доведен Смитом до ума, но он все равно их показывал, произвольно монтируя на глазах у зрителей. Смит всегда оставался аутсайдером, ненавидел критиков и музейных кураторов (особенно тех, кто хвалил и пытался помочь), считал, что все должно быть бесплатным — в первую очередь, искусство и аренда жилья. В итоге растерял всех друзей и умер от СПИДа, злой и одинокий.
«Разрушение Атлантиды» — портрет печального и безумного художника, снятый в странном союзе с его сестрой, домохозяйкой из Техаса, которая не общалась со Смитом с середины 19, а теперь ведет судебные битвы за права на его фильмы.
«Дали в Нью-Йорке» Джека Бонда
Фильм BBC 1966 года про две рождественские недели, проведенные Сальвадором Дали в Нью-Йорке. Режиссер Джек Бонд совмещал работу телевизионного документалиста с карьерой авангардного режиссера, а в конце даже экранизировал альбом Pet Shop Boys.
«Дали в Нью-Йорке» Бонд снял в модной тогда стилистике cinema verite, что, в общем, усилило степень присущего Дали сюрреализма. Художник тащит по улицам статую Давида, лежит в гробу, усыпанный деньгами с разбитым яйцом во рту, говорит о себе в третьем лице и отвечает на все умные вопросы про бога и искусство афоризмами на очень плохом, отрывистом английском («ma-ni-pu-lation!»).
Суперзвёзды Энди Уорхола (18+)
Богемный и эпатажный Энди Уорхол стал создателем «Фабрики», создатель конвейерной жизни, искусства и «суперзвёзд».
Скромный и послушный ребенок Андрей Вархол (будучи в Нью-Йорке он сменил имя на Энди Уорхол) всё детство вырезал картинки из журналов: небоскрёбы, дорогие машины и дома. Делал коллажи, а в центре рисовал себя. Однажды мама спросила его, зачем он это делает, а сын ответил: «Я хочу жить в этом мире и стать в нём главным».
Суперзвёзды — это феномен, который был изобретен Энди Уорхолом. В этот узкий круг людей входили люди, которые снимались в его фильмах и участвовали в его арт-проектах. Интеллигентный белый кролик, как его называли в университете, создал конвейер по производству суперзвёзд — «Серебряную фабрику». Но попасть в эту богему было не так легко. Энди даже как-то говорил: «Если бы в Нью-Йорке устроили вечеринку сортира, то я бы пошёл туда». Кто же на протяжении десятилетия пиарил массовую культуру Энди Уорхола и его эгоизм?
Фабрика Энди Уорхола. Источник: pinterest.com
Бедная богатая девочка
Эди Седжвик — девушка из очень состоятельной семьи железнодорожных магнатов — воспитывалась, как птица в золотой клетке, которая была подконтрольна её не очень уравновешенному отцу. Психика, ещё в юном возрасте подорванная болезнью, специальной клиникой и ранним абортом, дала о себе знать уже в богемном американском обществе 1960-х годов.
Попав на «Фабрику» к Энди Уорхолу, она сыграла в нескольких андеграундных фильмах: «Заводной апельсин» и «Винил». Она сразу привлекла внимание Энди и стала появляться с ним вместе на лучших нью-йоркских вечеринках.
Уорхол и Седжвик. Источник: pinterest.com
«Энди Уорхол и Эди Седжвик были похожи на медийную пару. С августа до декабря шестьдесят пятого слыли настоящей сенсацией. Никто не знал, кто они такие — их даже не различали, и все равно ни одно хоть сколько-нибудь важное событие в городе не могло обойтись без них. Все с радостью оплачивали их счета и посылали за ними машины — что угодно, лишь бы их развлечь. А их любимой выходкой в то время было представить кого-нибудь вместо себя», — вспоминал журналист Мел Гассоу.
Седжвик появлялась в серьёзных модных издания в своих чёрных трико, мини-платьях и огромных сережках, свисавших до плеч. Кроме того, наверное, подражая своему патрону, она превратила свои длинные коричневые волосы в мужскую стрижку серебряного цвета. Образ дополняла её болезненная худоба, которая до сих пор популярна в модной индустрии. Сам же Уорхол придерживался принципа «думай, как богатый, одевайся, как бедный».
Некоторое время спустя слава Эди Седжвик закончилась, несмотря на огромное количество фильмов, в которых она снялась, и даже роман с Бобом Диланом. Причиной тому послужили и разрыв с Энди, и наркотическая зависимость, ведь она с юности была «на ты» с кокаином и метамфетамином. Ударом для неё стало то, что её роль в «Девушках из Челси» была отдана новой «суперзвезде» Уорхола — солистке группы The Velvet Underground Нико.
Нико и The Velvet Underground
Эту двухметровую красавицу Энди отыскал в Париже. К этому времени Нико, урожденная Криста Пеффген, уже успела сняться для всех модных журналов, исполнила эпизодическую роль в фильме Феллини «Сладкая жизнь», родила ребенка от Ален Делона и поработала с Rolling Stones. Когда она приехала в Нью-Йорк, Уорхол порекомендовал ей стать солисткой группы The Velvet Underground (хотя сама группа этого не хотела). Энди стал продюсером этой веселой компании, создал для них светомузыкальное шоу «Взрывная пластиковая неизбежность» и оформил обложку диска, изобразив там кислотный банан.
Правда, несмотря на то что Нико была фабричной «суперзвездой» Энди Уорхола и снималась в его андеграундных фильмах, ни к чему хорошему это не привело. Нико покрутила романы со всеми членами группы, а также с Джимом Моррисоном, Брайаном Джонсом и даже с Игги Попом. Позже она ушла из группы и уехала из города. На этом золотые 15 минут славы Нико тоже кончились.
«Правая рука Энди Уорхола»
Джерард Маланга — американский поэт, фотограф, кинематографист и «суперзвезда» Энди Уорхола. В июне 1963 года он пришёл на фабрику Эди — «на летную подработку, которая длилась семь лет», как он потом любил говорить. Ради работы там он даже бросил колледж.
Маланга принимал участие во всех этапах работы Уорхола в области трафаретной живописи и кинематографа. Его лицо появлялось (как и всех звёзд фабрики) в фильмах Уорхола: «Винил», «Девушки из Чэлси», «Поцелуй». За время работы с королём поп-арта Маланга издал книгу стихов и фотографий, создал 10 фильмов, причем многие из них — автобиографические. А в 1969 году стал одним из основателей журнала «Интервью» — снова вместе с Уорхолом. Он был не только его верным другом и помощником, но и талантливым фотографом, почему он и ушёл в 1970 году с фабрики, чтобы работать отдельно от Энди.
Муза Уорхола и Дали
Изабель Коллин Дюфрен — девочка, взглянув на которую, никогда не скажешь, что она была воспитана в строгой религиозной семье. Бунтарка покинула родную Францию и отправилась в Нью-Йорк, где умудрилась познакомиться с самим Сальвадором Дали и стать его музой, а затем ученицей и самостоятельным художником.
В 1964 году Энди Уорхол заключил с ней контракт. Дюфрен взяла себе псевдоним «Ультрафиолет», воспользовавшись советом главы знаменитой фабрики суперзвёзд. Выбор пал на этот сценический образ, потому что девушка очень любила фиолетовый цвет: краска волос, одежда, обувь, интерьер. Ультрафиолет стала ещё одной героиней андеграудного кино Уорхола. Как Эди Седжвик была вероломно свергнута Нико, так и Ультрафиолет ушла в тень новой звезды Вивы.
Однако в 1970-х Дюфрен выпустила свою автобиографию под названием: «15 минут славы: мои годы с Энди Уорхолом», где восторгалась своей жизнью в эпоху поп-арта и фабрики.
За кадром
Фабрику Энди Уорхола не зря называют конвейером неудавшихся «суперзвёзд». Несмотря на то что люди приходили туда, чтобы поглазеть на самого Уорхола, на его искусство, сняться в фильме и просто провести время с кайфом (с особым кайфом в виде наркотиков), их пути с фабрикой либо расходились, либо она поглощала их и убивала.
Шрамы Уорхола после ранений. Источник: pinterest.com
Суперзвезда: Жизнь и времена Энди Уорхола
Superstar: The Life and Times of Andy Warhol
Биографический фильм, Документальный фильм
Информация о фильме
Биографический фильм, Документальный фильм
В ролях:
Эмоции от фильма
Рейтинг Фильм Про
5.8 (3 оценок)
Отзывы о фильме
Смотри новинки онлайн
Боевик, Драма, Криминал
Семейный фильм, Приключения, Фэнтези
Комедия, Драма, Мелодрама
Комедия, Семейный фильм, Приключения
Боевик, Комедия, Приключения
Боевик, Комедия, Ужасы
Боевик, Ужасы, Научно-фантастический
Комедия, Драма, Мелодрама
Боевик, Приключения, Научно-фантастический
Фильм Про
© 2019 Сетевое издание «Фильм Про (filmpro.ru)». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-69132 от 24.03.2017. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Кудрявцев И.А. Адрес электронной почты редакции: info@vesti.ru, телефон редакции:+7(495)232-63-33. Для детей старше 16 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.