сунь ятсен краткая биография
Краткая биография Сунь – Ятсена
Сунь – Ятсен (1866—1925), китайский политический деятель.
Родился 12 ноября 1866 г. в деревушке Цуйхэн (провинция Гуандун) в крестьянской семье. «Я сын кули и сам кули, я родился в нужде и остался беден», — говорил Сунь Ятсен о себе. Окончил деревенскую школу. Затем отправился на Гавайи, в Гонолулу, где несколько лет был студентом колледжа.
В 1884 г. переехал в Гонконг, учился в Центральной государственной школе.
В 1886 г. поступил в медицинский колледж, который окончил с отличием. Хорошо знакомый с политическими реалиями Европы и США, Сунь Ятсен был убеждён в том, что только демократия может спасти Китай.
В 1894 г. он совершил поездку в Северный Китай, пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану.
После подавления Кантонского восстания (1895 г.) эмигрировал в Японию, позднее перебрался в Лондон.
Твёрдо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток.
В 1911 г., когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу восстания. Воинские части перешли на их сторону. Была низложена Маньчжурская династия, и образована Китайская республика. Сунь Ятсена избрали президентом (1 января — 1 апреля 1912 г.), однако затем он отказался от поста в пользу командующего императорской армией Юань Шикая.
В 1912 г. Сунь Ятсен основал партию Гоминьдан. В 1913 г. он провозгласил начало второй революции, но потерпел неудачу и бежал в Японию.
В 1922 г. перебрался в Шанхай, где встретился с советским дипломатом А. А. Иоффе.
В 1923 г. Сунь Ятсен получил поддержку России. Китайские коммунисты (Компартия Китая была основана в 1921 г.) присоединились к Гоминьдану.
В соответствии с указаниями представителя Коминтерна М. М. Бородина Гоминьдан был реорганизован по принятому в компартиях принципу «демократического централизма».
Умер 12 марта 1925 г. в Пекине, похоронен в Нанкине.
Биографии известных людей Китая
Сунь Ятсен
Сунь Ятсен ( 孙逸仙 ; 12 ноября 1866 — 12 марта 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».
Биография
Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» — данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского. Несколько лет ходил в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Учился в медицинском колледже в Гонолулу. В 1883 году вернулся в Китай.
В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций — «Тунмэнхой».
После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.
В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.
Сунь Ятсен умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Согласно его предсмертному желанию, он был похоронен на горе Цзыцзиньшань в Нанкине, в мавзолее на манер ленинского. Со вполне очевидным символизмом, мавзолей для отца-основателя республики был в сжатые сроки возведен на южном склоне этой горы, в километре к востоку от мавзолея Сяолин основателя Империи Мин Чжу Юаньчжана.
Политические взгляды
В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.
Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение — спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа — перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля — крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.
Память
Сунь Ятсен: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография китайского политического лидера Сунь Ятсена
Китайская народная республика обязана своим существование революционеру и лидеру народного движения Сунь Ятсену. Родившийся в крестьянской семье 12 ноября 1866 года Сунь Ятсен, становится знаменитым политическим деятелем и лидером Китайской народной республики. Местом рождения Сунь Ятсена является провинция Гуаньдун, деревня Цуйхэн. С ранних лет он был знаком с тяготами крестьянской жизни, видел произвол властей и помещиков. С этого времени в мальчике зрело желание освободиться от подчинения маньчжуро-китайским правителям.
Бедной крестьянской семье практически не хватало денег на воспитание и образование детей, поэтому как только Сунь Ятсен немного подрос родители отдали его в деревенскую школу, где он получил начальное образование. Чтению и письму мальчика научил дядя. Из-за нехватки денег старший брат Сунь Ятсена Сунь Мэй уехал на заработки на Гавайские острова. Через некоторое время родители отправили к нему младшего сына. В Гонолулу Сунь Ятсен с отличием окончил миссионерскую школу. Юноша помогал брату на ферме, занимался домашними делами. Практически не зная английского языка Сунь Ятсен становится лучшим студентом и получает диплом об окончании с отличием. Однако старший брат боялся, что юноша перейдет в христианскую веру и отправил его обратно в Китай.
По возвращении в Гонконг Сунь Ятсен поступает в Государственную школу, а затем в медицинский университет. В 1894 году он оканчивает образование и получает диплом врача. Однако медицинская карьера не была для него целью. Видя бедность и угнетение жителей своей деревни, Сунь Ятсен все больше укреплялся во мнении о необходимости преобразования и возрождения Китая.
Политические взгляды Сунь Ятсена
Еще во время обучения в медицинской школе Сунь Ятсен сформировал группу «Четыре бандита», которая занималась разработкой революционных идей и методов борьбы. Участники группы обсуждали планы революции свержения правящей династии Китая. Первоначально, Сунь Ятсен не хотел использовать революционные методы борьбы. Он полагал, что можно провести либеральные демократические реформы и изменить жизнь населения. Будущий революционер даже направлял властям меморандум, в котором указал на наиболее острые противоречия внутри страны и предлагал пути их решения. Однако его мнение не было услышано.
В 1894 году Сунь Ятсен создает новую организацию «Союз освобождения Китая». Целью организации было проведение решительных мер по устранению маньчжурской династии. В это время в Китае назревает революция, Сунь Ятсен начинает поддерживать восстание в Гуаньчжоу. Однако население не оказало поддержку восставшим, и правительственным войскам удалось унять мятеж.
В 1905 году Сунь Ятсен пишет программный документ новой организации «Объединенный союз», в будущем переименованной в Гоминьдан. В программе партии были изложены три принципа политики Сунь Ятсена: национализм, народовластие и народное благоденствие. Революционер полагал, что необходимо восстановить древнюю ханьскую династию, передать власть народным представителям. Вместо империи предполагалось создать республику с принципом разделения властей. Также требовалось решить проблемы крестьянского населения, начиная с вопроса о распределении земель.
Партия Гоминьдан и революция
Свои идеи Сунь Ятсен смог реализовать во время Китайской революции 1911 года. Незадолго до этого Сунь Ятсен уехал в Европу, а затем в США. Находясь там, он узнал о победе революционного движения и свержении маньчжурской династии. Во время революции была основана партия Гоминьдан, которая стала движущей силой революции. В октябре 1911 года победу одержало Учанское восстание.
Лидер китайской революции добивается необходимого результата. Он возвращается в Китай и занимает пост президента Китайской народной республики. Однако через некоторое время он был вынужден оставить свой пост в пользу Юань Шикая. В 1913 году Сунь Ятсен стремился получить единоличную власть, подняв новый мятеж. Но попытка проведения новой революции провалилась, и Сунь Ятсен бежал в Японию.
Находясь за границей Сунь Ятсен продолжал работу на благо революции в Китае. Политический лидер вернулся в страну лишь в 1922 году. В Шанхае он встретился с представителем Советского Союза А. А. Иоффе. Рассчитывая на военную поддержку дружественного Китаю Советского Союза и Коминтерна, Сунь Ятсен стремился реализовать свою программу по объединению Китая и созданию Кантонского правительства.
Сунь Ятсен
Китайский революционер. Первый Премьер-министр Гоминьдана, 1905-1925. Основатель партии Гоминьдан. Один из почитаемых в Китае политических деятелей. Имел титул «отец нации».
Сунь Ятсена родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн, Китай. Мальчик вырос в зажиточной крестьянской семье. Получил европейское образование в англиканской школе Иолани в Гонолулу, а затем, до 1983 года учился в колледже Оаху. В 1883 бежал в Гонконг, где принял христианство и поступил в миссионерскую Епархиальную школу. Проходил обучение в Центральном правительственном колледже и Гонконгском медицинском колледже для китайцев.
Ятсен в 1888 году создал группу «Четыре бандита». В этот период критиковал политику правительства Цин и разрабатывал проекты реформ. В 1894 году написал об этом меморандум на имя сановника Ли Хунчжана, но не сумел добиться аудиенции. После этого взгляды Ятсена стали более радикальными: в ноябре 1894 года в Гонолулу основал первую китайскую революционную организацию «Союз возрождения Китая» и начал готовить восстание.
В октябре 1895 года попытка поднять восстание в Гуанчжоу провалилась и большинство заговорщиков оказалось арестовано, многие казнены. Сунь бежал в Гонконг, а затем в Японию, где получил поддержку от ряда политиков, заинтересованных в дестабилизации Китая. Во время поездки в Европу собирал деньги на продолжение борьбы. Увлеченный паназиатизмом, Ятсен оказал деятельную поддержку филиппинцам, с 1898 года боровшимся против Соединенными Штатами Америки за свою независимость.
В 1907 Ятсен организовал четыре восстания в Южном Китае, в 1908 году еще два, однако все они оказались неудачны, что вызвало падение авторитета Суня. Несмотря на это революционер продолжил по всему миру успешно собирать средства для организации новых выступлений.
Через день после отречения императора, Сунь Ятсен 13 февраля 1912 года уступил свой пост Юань Шикаю. Не слишком веря в революционные устремления генерала, надеялся на победу своих сторонников на выборах в Национальную ассамблею. В августе 1912 года встал во главе преобразованного в Национальную партию Гоминьданя.
На выборах в декабре 1912 январе 1913 года Гоминьдан одержал решительную победу и получил право формировать правительство. В связи с противодействием Юань Шикая, который полностью игнорировал решения парламента и наращивал финансирование подконтрольных ему армейских частей, в июле 1913 году Ятсен инициировал на юге Китая начало «Второй революции» с целью смещения Юань Шикая. Однако, плохо подготовленное выступление оказалось быстро подавлено. Столица восставших, Нанкин, 1 сентября 1913 года пала и Ятсен как и многим другим лидерам Гоминьдана пришлось бежать в Японию.
В ноябре того же года партию Гоминьдан запретили, а депутаты от партии изгнаны из парламента. В начале 1914 года парламент оказался распущен. В мае 1914 года Юань Шикай отменил временную конституцию и принял новую, дающую ему диктаторские полномочия.
В июле 1914 году Сунь создал в Токио Китайскую революционную партию, а через год обратился во 2-й Интернационал с просьбой прислать ему специалистов, которые помогут построить в Китае первое в мире социалистическое государство.
Желание Юань Шикая восстановить монархию и стать императором спровоцировало восстание в декабре 1915 года в провинции Юньнань во главе с Цай Э и Тан Цзияо. За Юньнанью последовали и другие провинции. В июне 1916 Ятсен вернулся в Гуанчжоу, столицу Южной федерации независимых провинций: Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун.
В 1917 году Сунь Ятсен объявлен южным правительством Верховным главнокомандующим и начал подготовку к походу на Север, к китайской столице, где президентом являлся Сюй Шичан. Не обладая реальной политической властью, в мае 1918 года вынужден уйти в отставку и уехать в Шанхай, где завершил свой главный труд: «Программа строительства государства», в котором сформулировал идею синтеза капитализма и социализма для создания нового Китая.
В октябре 1919 года в Шанхае объявил о возрождении Гоминьдана под именем: Китайская национальная партия Чжунго Гоминьдан. В конце 1920 года Сунь вернулся в Гуанчжоу, где в апреле 1921 года на сессии парламента избран президентом Китайской Республики и подготовка к походу на Север возобновилась. На этой почве резко обострились отношения с Чэнь Цзюнмином, губернатором Гуандуна, который не желал тратить силы провинции на объединение Китая.
В июне 1922 резиденцию Сунь Ятсена обстреляли сторонники Чэнь Цзюнмина и политику пришлось бежать в Шанхай. Здесь вступил в контакт с представителями Коммунистического интернационала, обещавшими ему помощь Советской России в его борьбе в обмен на союз с Коммунистической партией Китая. Несмотря на критическое отношение к марксизму, Ятсен согласился на помощь Москвы и 26 января 1923 года подписал с советским послом Адольфом Иоффе соответствующую декларацию.
Верные Ятсену военные части в январе 1923 года выбили из Гуанчжоу войска Чэнь Цзюнмина, а в феврале того же года вернулся в Гуандун и вновь встал во главе революционного правительства. В ноябре 1923 года Сунь объявил о реорганизации Гоминьдана по модели Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков на основе принципа демократического централизма, что должно было повысить управляемость партии и ее зависимость от лидера.
Также Ятсен официально объявил о курсе на сотрудничество с Советским Союзом и Коммунистической Партией Китая. На Первом съезде Гоминьдана в Гуанчжоу 20 января 1924 года данная политика оказалась поддержана. Советская военная и материальная помощь позволила революционеру значительно усилить свою армию. В конце 1924 года, после взятия Пекина войсками генерала Фэн Юйсяна, дружественно настроенного по отношению к южанам, Сунь прибыл в столицу, однако вскоре его здоровье резко ухудшилось.
Сунь Ятсен скончался 12 марта 1925 года от рака печени в Пекине. В 1929 завершилось строительство мавзолея в Нанкине, куда из Пекина торжественно перенесен его прах. Посмертно, правительством Китая в 1940 году ему присвоен титул «Отца нации».
Многие улицы и населённые пункты в КНР названы в честь Сунь Ятсена Чжуншань, в частности, его родной город.
В городе Нанкин (КНР) построен мавзолей Сунь Ятсена.
Мавзолей Сунь Ятсена
Китайские генералы эпохи милитаристов у мавзолея Сунь Ятсена, 1928
Мавзолей 12 мая 2007 года
Мавзолей Сунь Ятсена 1 мая 2011 года
Информация о мавзолее
В Гонконге есть музей Сунь Ятсена.
В Тайбэе (Тайвань) есть Мемориальный комплекс Сунь Ятсена
В Михайловском районе Приморского края имеется Сунятсенское сельское поселение, действует сельскохозяйственный производственный кооператив имени Сунь Ятсена.
В России улицы Сун-Ят-Сена есть в Астрахани, Уфе, Алдане.
В СССР, США и Китае выпущены почтовые марки, посвященные Сунь Ятсену.
Почтовые марки
Почтовая марка СССР, посвященная Сунь Ятсену, 1966, 6 копеек (ЦФА 3353, Скотт 3198)
Сунь Ятсен на почтовой марке Китая 1949 года
Сунь Ятсен на почтовой марке США 1960 года
Сунь Фо
Сунь Янь
Сунь Ван
Фумико Миягава
Сунь Ятсен – политик и революционер
Сунь Ятсен (родился 12 ноября 1866 года в Сяншане, умер 12 марта 1925 года в Пекине) – китайский политик и революционер, лидер и создатель Гоминьдана. Теоретик китайского социализма. Считается создателем современного и демократического Китая. Он сыграл значительную роль в свержении маньчжурского правления Цин. Первый, временный президент Китайской Республики, впоследствии де-факто оставался главой государства. В Китайской Народной Республике его называют «предшественником демократической революции», а в Китайской Республике на Тайване как «отец нации».
Считается одним из величайших лидеров современного Китая. После успеха революции он быстро оказался вне правительства вновь образованной Китайской Республики. Не консолидировал власть, и после смерти его партия распалась на две фракции. Сунь разработал политическую философию, известную как «Три народных принципа – национализм, демократия и народное правительство (социализм)».
Биография – молодость, семья, пребывание на Гавайях
Он родился 12 ноября 1866 года в семье бедных фермеров в деревне Цуйхэн в уезде Сяншань (ныне провинция Гуандун). Его семья принадлежала к этнической группе хакка. В возрасте десяти лет он пошел в начальную школу. В 1879 году его старший брат Сунь Мейя привез его на Гавайи, который эмигрировал на острова в поисках работы. Он поселился в скромном имении своего брата в Гонолулу. В Гонолулу он встретил более позднего революционера Лу Хаодуна.
После окончания начальной школы он поступил в школу Иолани, где изучал английский язык, историю Великобритании, математику, природу и христианскую религию. Сначала он с трудом говорил по-английски, но выучил его так быстро, что получил награду за выдающиеся достижения от гавайского короля Калакауа. Потом он учился в колледже Иолани и окончил в 1882 году. Затем он учился в колледже Оаху в течение одного семестра. В 1883 году он был отправлен обратно в Китай братом, который боялся слишком большого интереса Суня к христианству. Попав в Гонконг, начал учиться в епархиальной школе для мальчиков. С 1884 по 1886 он получил образование в Школе центрального правительства (позже известной как Королевский колледж) и в том же году он женился на Лу Мужене, которую выбрали его родители. У него было трое детей, сын и две дочери.
В 1884 или 1885 году во время обучения в Гонконге он был крещен американским миссионером. Он посещал Цайскую церковь, основанную в 1888 году британской миссионерской организацией London Missionary Society. Он видел в революции явление, аналогичное миссии спасения в христианских церквях, его обращение в христианство повлияло на его революционные идеи. Позже он стал крестным отцом писателя-фантаста Пола Линбаргера (пишущего под псевдонимом Кордвейнер Смит).
Сунь Ятсен в 17 лет
Совершив еще одну поездку на Гавайи в 1886 году, он поступил в медицинскую школу в Гуанчжоу, которой руководит христианский миссионер Джон Глазго Керри. Позже он перешел в Гонконгский медицинский колледж, который он окончил в 1892 году, в одной группе из 12 человек он был одним из двух студентов, получивших степень бакалавра.
Ранние оппозиционные действия – Четыре бандита
Несмотря на то, что он не получил никакой подготовки, которая могла бы помочь начать его политическую карьеру, он заинтересовался внутренними делами страны, которая в конце XIX века все больше погружалась в беспорядок и беспомощность по отношению к иностранным державам, которые были практически свободны в Китае. Около 1888 года он вступил в гонконгскую революционную группу, известную как «Четыре бандита». В 1891 году он связался с Йунг Ку-Ван, который был лидером и основателем Литературного общества Фурен – группы, распространявшей идеи свержения династии Цинь. В 1894 году он отправил 8000 петиций Ли Хунчжану, губернатору провинции Хэбэй в котором он дал ему свои идеи для модернизации страны. Ответ, который он получил, был далеко не неудовлетворительным, потому что в основном сводился к смутной поддержке предложения о создании ассоциации фермеров. Вскоре он уехал в Тяньцзинь, чтобы лично представить петицию Ли, но он не дал ему аудиенцию.
В 1894 году он бросил медицинскую практику в Гуанчжоу и приехал на север страны. После неприятного опыта с Ли, Сунь поворачивается к революционным методам. В октябре 1894 года Сунь снова отправился на Гавайи и учредил там Союз Возрождения Китая (Сюнчжунху). Эта организация стала предшественницей секретных революционных группировок, которые позднее возглавил Сунь Ятсен. Первоначально, только представители низших социальных слоев (крестьяне, чиновники, ремесленники), которые прибыли в основном из родного города Суня – Гуандун, были допущены к Союзу возрождения Китая. В том же году Гонконгская секция Союза Возрождения Китая была объединена с литературным обществом Фьюрен. Сунь стал секретарем объединенной организации, а Йунг Ку-ван стал ее президентом. Организация осуществляла подпольную деятельность в Гонконге под названием «Qianheng Company».
В изгнании – Деятельность в западных странах
В 1895 году Китай потерпел унизительное поражение в войне с Японией, что привело к серьезному кризису для империи. Среди интеллектуалов появилось два типа реакции: одна группа считала, что династия Цин может восстановить славу Китая, модернизировав государство. По мнению этой фракции, свержение династии вызовет хаос и зависимость империи от страны. Представителями этой фракции были Кан Ювэй и Лян Цичао, которые инициировали реформы, известные как «сто дней реформ». Сунь Ятсен остался в оппозиции к сторонникам, в том числе Зоу Ронгэти активисты искали революцию, которая свергла бы династическую систему и заменила бы ее современным национальным государством в форме республики. План 100 дней реформ, начатый лоялистами, оказался провальным. Взяв его за основу, Сунь отправился в Гонконг и подготовил там заговор для подготовки восстания в Гуанчжоу. Восстание должно было вспыхнуть во вторую годовщину создания Союза Возрождения Китая 26 октября 1895 года. Однако план в конечном итоге провалился, семьдесят зачинщиков восстания, включая Лу Хаодуна, были взяты в плен, и Суню пришлось уйти в изгнание на 16 лет.
По словам китайского историка Ли Юнь-Пина, в результате имперского закона 1882 года, который на практике лишил его возможности путешествовать в США, ему нужна была виза для въезда в Соединенные Штаты. При первой попытке проникнуть на территорию США он был арестован и освобожден через 17 дней. В марте 1904 г. он получил свидетельство, согласно которому он родился 24 ноября 1870 г. на Гавайях, имел американское гражданство, и переехал в Китай со своей семьей в возрасте 4 лет и вернулся на Гавайи 10 лет спустя.
В Японии
Потратив несколько месяцев на изучение коллекций Британского музея, Сун отправился через Канаду в Японию, куда он прибыл в июле 1897 года. Он подружился с демократическим революционером Тотеном Миядзаки, который оказывал ему финансовую поддержку. Миядзаки узнал о Суне после инцидента в Лондоне и намеревался помочь Суню в его политической деятельности. Миядзаки представил своего китайского протеже многим влиятельным личностям, таким как Сигенобу Акума, Соэдзима Танеоми и Инукай Цуёси, в будущем Сунь получит политическую и финансовую поддержку от некоторых из них. Некоторые японские революционеры сотрудничали с ним из-за паназиатских мотивов и отвращения к западному империализму. В изгнании он встретил филиппинца Мариано Понсе, будущего дипломата Первой Республики Филиппин. Сунь и Понсе договорились о помощи Японской императорской армии для филиппинских революционеров, а затем и для Первой Республики Филиппин для защиты независимости от агрессии США. Сунь, поддерживая филиппинское движение за независимость, надеялся, что нация обретет независимость, а архипелаг Филиппин станет местом остановки региональных революционных движений. Его мечты не осуществились после того, как в июле 1902 года, после почти трех лет обороны, войска Первой Республики Филиппин проиграли войну с американцами, и страна снова стала колонией. Он использовал организацию «Общество неба и земли», чтобы совершать поездки за границу и получать финансовую поддержку.
Беспорядки в Китае (1900 г.)
Во время беспорядков 1900 года в Китае он участвовал в секретном соглашении с Генри Блейком – британским губернатором Гонконга и важной китайской личностью этой колонии – Хо Каем. Его целью было убедить Ли Хунчжана разорвать его подчинение маньчжурской династии Цин. По приглашению сотрудников Ли, Сунь отправился в Гонконг, но, опасаясь обмана, он не сошел на берег. От его имени Миядзаки и два других японца пошли на переговоры. Встреча не принесла никаких результатов. Ранее Сунь Ятсен установил контакты с тайными обществами в провинции Гуандун. Эти силы начали бой в Хуэйчжоу 22 октября. Восстание было одной из 10 кампаний. Однако это восстание было подавлено после 12 дней боев. В восстании принял участие японец Миядзаки, который написал отчет о боях в книге, опубликованной в 1902 году под названием «33 года снов».
Создание Союза Лиги
1903 год стал переломным в жизни Сунь Ятсена. С этого момента члены более образованных и более состоятельных слоев общества начали присоединяться к его последователям. Это изменение было вызвано главным образом двумя факторами: первым был постепенный крах династии Цин, а вторым – пропагандистская деятельность, проводимая в китайских центрах в Японии. Сунь Ятсен стал особенно популярным среди китайских студентов, обучающихся за рубежом. В 1904 году ему удалось создать несколько подпольных ячеек в Европе. В 1904 году он представил свою политическую программу, которая включала вытеснение татарских варваров (маньчжуры), восстановление Китая, создание республики и равное разделение земель. Эти требования повлияли на более позднюю политическую философию «Три народных принципа». Три принципа включали национализм (Миньцзу), демократию (Миньцюань) и правление народа (Миньшен). В 1905 году он стал лидером революционной коалиции – Лиги Наций, основанной в Токио. Лига была официально создана 25 августа 1905 года, она была коалицией нескольких студенческих революционных групп китайских иммигрантов, целью Лиги была финансовая поддержка антирежимных восстаний в стране. В течение 1906 года число членов Лиги достигло 963.
В течение следующих трех лет Лига проводила активную пропагандистскую деятельность, главным образом через свой «Дневник Союза» (Мин Бао). За это время первые трудности начали накапливаться перед Сунь Ятсеном. Прежде всего, Лига оставалась организацией с довольно рыхлой организационной структурой, и ее отдельные члены имели большую свободу в своей деятельности. Хуже того, все заговоры и восстания, организованные Сунем, закончились неудачей. Члены лиги стали все больше сомневаться в возможности успеха, кроме того, внешние финансовые влияния стали уменьшаться. В результате давления со стороны династии Цин другие страны стали избегать контактов с Сунь Ятсеном. В 1907 году японское правительство дало ему крупную сумму денег и попросило покинуть страну. Год спустя во французском Индокитае, где его организация создала несколько заговоров, ему запретили въезд полностью. Гонконг, как и некоторые другие территории, оставался вне его досягаемости.
Военные столкновения с силами Цин
1 декабря 1907 года он возглавил революционные силы, которые столкнулись с сторонниками Цин на перевале Дружбы (граница Гуанси – Вьетнам). Восстание было подавлено через семь дней. В 1907 году вспыхнули еще четыре антиманьчжурских восстания, в том числе восстание в Чаочжоу, восстание семи женщин на озере Хучжоу и восстание в Циньчжоу. В 1908 году произошло еще два восстания – восстание Хекоу и Цинлянь.
Борьба за власть в Союзной лиге
Из-за военных неудач периода руководства Сунь, группа активистов Лиги стремилась отстранить его от руководящей должности. Сунь подвергся критике в листовке под названием «Уголовная декларация Сунь Ятсена революционерами из Юго-Восточной Азии». Авторами публикации были Тао Чэнчжан и Чжан Бинлинь, листовка была напечатана и распространена реформаторскими газетами, то есть Наньян Цунхуй Бао. Целью Дао и Чжана было дискредитировать Суня как лидера движения – его изображали как активиста, который, борясь с революционной волей, чтобы разбогатеть посредством финансовых спекуляций. В итоге революционный лагерь был разделен на своих сторонников и противников. Заинтересованная сторона сама публично опровергла обвинения и последовательно опровергала слухи о том, что он руководствовался исключительно стремлением к прибыли.
Путешествие по Европе
В этих неблагоприятных обстоятельствах Сунь Ятсен провел 1910–1911 годы, путешествуя по Европе и США. В Азию он вернулся ненадолго в июне 1910 года, снова отправился на запад в декабре, где он встретился с несколькими ведущими революционерами. На этих встречах было решено, в частности, что должна быть сделана последняя попытка овладеть Кантоном. На этот раз некоторые средства были собраны в Соединенных Штатах и Канаде. «Восстание 27 апреля» в Гуанчжоу (также известное как «Революция 29 марта» в связи с датой в китайском календаре) также закончилось, как и предыдущие движения. В этот момент успех революции казался более отдаленным, чем когда-либо. Однако помощь пришла с самой неожиданной стороны, а именно от самой династии Цин. С 1901 года императорский двор начал проводить ряд реформ. В том числе модернизация армии, традиционные экзамены государственных служащих были отменены, структура администрации была реорганизована, было введено современное образование. Однако более образованные социальные классы все больше были недовольны темпами перемен, и Сунь терял контроль над ситуацией.
Деятельность в Малайзии
Публичность и популярность Сунь Ятсена вышли за пределы региона, известного как Великий Китай, его философия приобрела особую популярность в Юго-Восточной Азии, называемой китайцем Наньян. Он был очень популярен среди китайских общин в Малайе (современная Малайзия и Сингапур). В Сингапуре он встретился с местными крупными предпринимателями китайского происхождения. Торговцы оказали поддержку Лиге, и 6 апреля 1906 года (некоторые источники утверждают, что секция была создана в конце 1905 года) секция Лиги Союза была создана в Сингапуре. Некоторое время он переехал в Сингапур и поселился на вилле, известной как Ван Цин Юань. Штаб-квартира Союзной лиги также была перенесена в этот город. По всей Малайзии он инициировал открытие читательских клубов, в которых статьи для прессы читались публично, чтобы распространять революционные идеи среди неграмотного низшего класса. 8 августа 1910 года был создан крупнейший читательский клуб, известный как Великая китайская библиотека. 19 июля 1910 года штаб-квартира Лиги переехала в Пенанг. Это должно было уменьшить влияние пропагандистской кампании, направленной на Сунь Ятсена. В декабре 1910 года в Пенанге была открыта первая китайская газета.
Революция 1911 года – Сунь Ятсен во время своего пребывания в Ханое
Формирование республиканской системы
21 декабря Сунь прибыл в Шанхай, а затем был избран временным президентом во время встречи в Нанкине. Ли Юаньхун стал вице-президентом, а Хуан Син был министром армии. Американский военный Гомер Ли приехал с ним в Китай и встал на сторону революционеров. Сунь согласился с очень влиятельным имперским министром Юанем Шикаем о свержении династии Цин и разделении власти. 12 февраля 1912 года император официально отрекся от престола. На следующий день Сунь отказался от своей должности, и на смену ему пришел Юань Шикай. Сунь послал телеграммы руководителям всех провинций, в которых он призвал их организовать выборы в Национальное собрание Китайской Республики. В мае 1912 года собрание переехало из Нанкина в Пекин, и его 120 членов были из Лиги Союза и Республиканской партии (возглавляемой Юань Шикай). Уже тогда многие сторонники Сунь Ятсена начали подозревать Юань и Республиканскую партию в авторитаризме.
Бои между Гоминьданом и Республиканской партией
25 августа 1912 года Союзная лига объединилась с другими антиимперскими организациями и образовала Гоминьдан. Выборы 1912–13 годов имели большой успех для Гоминьдана, партия получила 296 из 596 мест в нижней палате и 123 из 274 в верхней палате. Позднее был убит Сун Цзяорен. Это событие привело к началу борьбы за власть между Сунем и Юань. В стране произошла вторая революция, во время которой Сунь и армия, лояльная Гоминдану, попытались свергнуть режим Юаня. В конечном счете Юань победил, и Суню пришлось бежать в Японию. Во время этого пребывания он обратился к японской поддержке в обмен на обещания предоставить значительные уступки в Китае. За это время его покинули многие старые товарищи, большинство из которых отказались присягнуть ему. В 1915 году Юань объявил о восстановлении монархической системы в Китае, и он был коронован как император. Сунь принимал участие в войне между силами республики и имперскими силами (1915–1916), во время которой он был связан с Республиканским защитным движением Конституции. Кроме того, он помог восстанию Бай Ланга против правления Юаня. Внешние бои начались в Китае так называемыми эпоха милитаристов, во время которой местные полевые командиры взяли реальную власть во многих районах Китая. В 1915 году Сунь написала Второму Интернационалу, что она отправляет команду специалистов в Китай, которая поможет объединить Китай и создать первую в мире социалистическую республику. В этот период появилось много разных предложений о будущем Китая, в период политического хаоса были объявлены новый президент республики одновременно Сунь и Сюй Шичан.
После падения режима Юань – Борьба за Кантон
В 1912–1927 годах на юге Китая действовали три правительства – Временное правительство нянь (1912), военное правительство в Гуанчжоу (1921–1925) и правительство в Гуанчжоу (а затем в Ухане, 1925–1927). Правительства на юге Китая были в оппозиции к правительству Пекина на севере. На севере Гоминьдан был объявлен вне закона Юанем, а Революционная партия Китая была временной заменой партии. В 1916 году режим Юань рухнул. В следующем году Сунь приехал из Шанхая в Гуандун, чтобы организовать движение против премьер-министра Дуан Цируи. Сунь был избран генералиссимусом сепаратистского правительства в июле, но в середине 1918 года ему пришлось уйти в отставку из-за потери поддержки со стороны местного полководца Лу Ронгтинга, Ранее Лу согласился, что Сунь получит контроль над 20 охранными батальонами, если они останутся за пределами Гуандуна. Сунь принял это условие и назначил Чэнь Цзюнмина командующим своими войсками в Фуцзянь. Убедив Чена сразиться с Лу, Сунь сумел вернуться на прежнюю должность на 16 месяцев. Однако после того, как Чэнь обернулся против него, ему снова пришлось покинуть Шанхай. Гоминьдан был восстановлен 10 октября 1919 года, когда Сунь сформировал новую группировку с этим именем. Сунь сумел убедить провинции Юньнань и Гуанси перейти на свою сторону и вернуть Гуанчжоу с их помощью в 1921 году. В 1923 году Сунь сам назначил генералиссимуса новых властей.
Сотрудничество с Советской Россией
Тем временем, после неудачных попыток получить помощь как от западных держав, так и от Японии, Сунь обратилась к СССР. Советский дипломат Адольф Иоффе посетил его в Шанхае в 1922 и 1923 годах. Во время последней из этих встреч было установлено, что коммунистическая система непригодна для Китая, кроме того, СССР отказался от каких-либо претензий к Внешней Монголии. Соглашение между правительством Суня и СССР было написано в манифесте Сунь-Иоффе от января 1923 года. Кроме того, после убеждения советских дипломатов китайские коммунисты решили сотрудничать с Гоминьданом. В октябре 1923 года Михаил Бородин, представитель Коминтерна приехал в Шанхай и завоевал доверие Сунь Ятсена. В начале 1924 года Сунь сумел реорганизовать и объединить Гоминьдан в иерархическую структуру по образцу большевистской партии. В силу его приказа, гоминьдановские делегаты избрали трех представителей коммунистов в его исполнительный комитет и согласились создать военную академию (возглавляемую Чан Кайши). Владимир Ленин похвалил Суня за его попытки социальной реформы и борьбы с иностранным империализмом. В ответ Сунь назвал Ленина «великим человеком» и послал поздравления России с победой русской революции.
Формирование общественно-политической системы Китая
В феврале 1923 года, во время встречи с Союзом студентов в Университете Гонконга, он заявил, что революция обеспечит мир, порядок и хорошее управление в городе, а также устранит коррупцию. В том же году он объявил о трех народных принципах, которые должны были стать основой государства. Сунь также представил конституцию страны в той же речи. Часть речи была использована в Государственном гимне Китая. В 1924 году вместе с Сонг Зивеном он создал первый в истории центральный банк – Центральный банк Кантона. Создание банка было одним из ключевых элементов экономической политики Гоминьдана, которая стремилась создать в Китае национальный капитализм и отдельную банковскую систему. 10 ноября 1924 года во время своего пребывания в Тяньцзине он выступил с речью, в которой призвал к созданию Национальной конференции Китая. Он призвал к отмене всех неравноправных договоров с Китаем для западных держав. Через два дня он отправился в Пекин, чтобы поговорить о будущем страны. За это время его здоровье ухудшилось, и в стране началась гражданская война между местными полевыми командирами.
Сунь Ятсен умер в возрасте 58 лет в Пекине 12 марта 1925 года от гепатоцеллюлярной карциномы. Согласно традиционному китайскому обряду, его останки были помещены в Храм Лазурного Облака – буддийское святилище, расположенное в нескольких километрах от Пекина. Его шкатулка была перенесена в 1929 году в мавзолей в Нанкине.
Ситуация в стране после его смерти
После его смерти в Гоминьдане произошла борьба за власть между его молодым протеже Чан Кайши и старым революционным компаньоном Сунь, Ван Цзинвэем. На карту поставлена возможность безоговорочно стремиться к политическому наследию Сунь Ятсена. В 1927 году Чан Кайши женился на Сун Мэйлин, сестре Сун Цинлин – вдове Суна. Этот брак позволил Чангу захватить власть в партии. В том же году произошел раскол между коммунистами и националистами, каждая группа считала себя настоящим наследником Сунь Ятсена, и раскол начал гражданскую войну в Китае, продолжавшуюся до 1949 года.
Политическая доктрина
Политическая доктрина Сунь Ятсена содержится в его «трех народных принципах»: национализме, демократии (или «правлении народа») и процветании. В области экономики Сунь Ятсен был активным сторонником модернизации и индустриализации страны.
Отец нации
Благодаря своей харизме и способности находить компромиссы, он считается великой личностью как китайских коммунистов, правящих в Китае, так и последователей Чан Кайши на Тайване.
На континенте
На континенте его считают китайским националистом, протосоциалистическим политиком и предшественником революции. Его имя упоминается в преамбуле к Конституции Китайской Народной Республики. В последние годы руководство Коммунистической партии Китая все чаще ссылается на Суня, отчасти из-за политики укрепления китайского национализма и отчасти для большей интеграции со сторонниками тайваньского Гоминьдана. Мавзолей Сунь Ятсена был первым местом, которое посетили тайваньские политики, правоцентристская партия Первой нации, посетившая Китай в 2005 году.
На Тайване
На Тайване его называют Отцом Китайской Республики и Отцом Нации. Его портреты можно найти в тайваньских государственных школах, на монетах и банкнотах, а также в офисах. В Китайской Республике после смерти Суня и Чан Кайши развивался своего рода культ личности этих персонажей. Во время государственных церемоний в провинции Цинхай, которыми руководили несколько мусульман, лидер провинции Ма Буфанг и имамы поклонились портрету Сунь Ятсена, а во время религиозных церемоний тибетцев и монголов на озере Куку-нор национальный гимн Республики был торжественно услышан.
За пределами Азии
В Маркхэме, Канада, расположен проспект Сунь Ят Сен. В Ванкувере есть Классический сад доктора Сунь Ятсена. Этот сад – самый большой сад в классическом китайском стиле за пределами Азии. В Торонто в Ривердейл Парке вы можете найти его памятник.
В китайском квартале Гонолулу есть Мемориальный парк доктора Сунь Ятсена, Мемориал генералиссимуса также расположен на ул. Площадь Марии в китайском районе Сан-Франциско. В Сакраменто, Калифорния, есть памятник, установленный Китайской благотворительной ассоциацией Сакраменто.
В 1993 году по инициативе внучки президента Лили Сун в библиотеке колледжа Капиолани была создана выставка азиатской коллекции Сунь Ятсена. В октябре и ноябре каждого года демонстрируется вся коллекция. В 1997 году Гавайский фонд Доктора Сунь Ятсена создал виртуальную библиотеку.
Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 36 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!