Сухозаряженный аккумулятор ввод в эксплуатацию на авто
Сухозаряженный аккумулятор ввод в эксплуатацию на авто
Ниже пошагово описаны действия, которые необходимо выполнить для приведения в рабочее состояние сухозаряженной АКБ.
Примечание:
Рассмотрим ввод в эксплуатацию сухозаряженной аккумуляторной батареи GTX14-BS:
Аккумулятор и ёмкость с электролитом:
1. Открыть суфлирующее отверстие:
2. Удалить защитную ленту с отверстий банок аккумулятора:
3. Далее необходимо распаковать емкость с электролитом. В моем случае это было похоже на луковицу (мягкая упаковка, картонная коробка герметично обмотанная скотчем, полиэтиленовый пакет замотанный скотчем, полиэтиленовый пакет на струнном замке типа zip-lock и последним был запаянный полиэтиленовый пакет):
4. Снимаем пластиковую планку-пробку батареи с ёмкости с электролитом и аккуратно удаляем защитную фольгу с выводных отверстий:
5. Берём в одну руку АКБ, переворачиваем (держим АКБ в перевёрнутом виде). В вторую руку берём ёмкость с электролитом. Далее неспеша к заливным отверстиям АКБ подносим ёмкость с электролитом, вставляем в эти отверстия и аккуратно переворачиваем всю конструкцию (см. ниже):
6. Ждём когда весь электролит перельётся из ёмкости в АКБ:
Банки аккумулятора должны быть заполнены электролитом с плотностью 1,28 кг/л до отметки на корпусе (при её наличии) или 3-5 мм над пластинами. Использование электролита большей плотности приводит к быстрому выходу батарей из строя.
7. После извлекаем пластиковую ёмкость, и даём аккумулятору пропитаться в течении 30-60 минут. Затем слегка нужно покачать АКБ, и при необходимости долить электролит. При повышении температуры более 20 °С необходимо дать время для остывания батареи. Не ранее, чем через 20 мин., и не позже, чем через 2 часа после заливки, необходимо проконтролировать плотность электролита. Если она не менее 1,25 г/см.куб., то батарея готова к эксплуатации. В противном случае, а также при напряжении без нагрузки менее 12,5 В, батарею необходимо подвергнуть зарядке от стационарного зарядного устройства.
8. Закрываем отверстия АКБ планко-пробкой, и при необходимости удаляем с поверхности аккумулятора частицы электролита:
9. По завершению всех выше перечисленных операций суфлирующее отверстие необходимо закрыть.
Перед подключением АКБ в цепь питания необходимо очистить от окислов клеммы шлифовальной бумагой (по ситуации) и обязательно обработать их смазкой типа Литол 24.
В случае необходимости подзарядку АКБ необходимо проводить согласно как инструкции по эксплуатации на зарядное устройство так и на АКБ. И не забудьте извлечь пробки для обеспечения хорошей вентиляции.
Ввод в эксплуатацию сухозаряженного автомобильного аккумулятора
Сухозаряженными считаются аккумуляторы, внутри которых отсутствует жидкая среда.
В торговую сеть поступают батареи двух видов:
Такой источник энергии сразу после покупки нельзя ставить на автомобиль, его нужно предварительно подготовить и ввести в эксплуатацию.
Особенности такого аккумулятора
Многие автовладельцы не раз слышали о сухозаряженном аккумуляторе, но далеко не все представляют, что это такое. По своей конструкции, принципу действия и внешнему виду данные устройства ничем не отличаются от других разновидностей АКБ.
В настоящее время спрос на данный вид батарей растёт. И в первую очередь это обусловлено продолжительностью срока хранения, а также удобством транспортировки. Ведь внутри герметичного корпуса нет жидкости, лишь особым способом отформатированные и заряженные непосредственно на производстве пластины. А следовательно, вытекать и испаряться нечему.
После сборки устройство плотно закрывают герметичными пробками, полностью исключающими попадание внутрь корпуса влаги и воздуха. Только в этом случае его функциональность не пострадает до начала эксплуатации.
Основные преимущества сухозаряженных АКБ:
Есть, конечно, и недостатки, как у любого другого оборудования:
Как зарядить
Электроды этой разновидности аккумуляторных батарей ещё на производстве получают необходимый заряд, который способен сохраняться в течение года, если не нарушена герметичность корпуса. Но для применения устройства по назначению сначала необходимо заполнить его жидкостью. Тогда сухозаряженный аккумулятор превратится в обычный свинцово-кислотный, а большинство водителей со стажем знает, как его зарядить.
Итак, приступим к одному из подготовительных этапов, который необходим для приведения АКБ в рабочее состояние:
АКБ всегда будет нуждаться в зарядке в следующих случаях:
Если после окончательного заполнения аккумуляторной батареи электролитом выяснится, что рабочее напряжение ниже 10,5 В, то её следует немедленно вернуть в торговую сеть, где она приобретена. С такой низкой величиной одной из основных характеристик устройство просто непригодно к эксплуатации.
Что заливать
Мы уже разобрались, что эти специфические устройства для авто, удобные во многих отношениях, нельзя сразу эксплуатировать из-за отсутствия в них жидкообразного наполнителя. А что можно и нужно заливать в аккумулятор сухозаряженного вида, чтобы привести его в работоспособное состояние?
Как уже упоминалось выше, данный вид батарей, с точки зрения конструкции и принципа действия, ничуть не отличается от привычных всем свинцово-кислотных. Следовательно, и заполнять его нужно точно так же электролитом.
Электролитный раствор в готовом виде продаётся в торговых сетях. Важно определиться с необходимым объёмом, который зависит от ёмкости АКБ: чем она выше, тем больше потребуется жидкости.
Также раствор можно приготовить самостоятельно даже в домашних условиях, имея в наличии концентрированную серную кислоту и дистиллированную воду. Электролит – это не что иное, как растворённая в воде кислота, но в строго определённой пропорции.
Нельзя готовить раствор на основе обычной воды – в ней содержатся различные примеси, способные вступать во взаимодействие как с самой кислой средой, так и с материалом пластин. А это прямой путь к сокращению жизненного цикла батареи в разы.
Дистиллированная вода же проходит специальную очистку и полностью лишена сторонних включений.
Правила подготовки электролита своими силами:
Готовить электролит следует той плотности, которая является оптимальной для условий эксплуатации вашего аккумулятора.
Подготовку электролита следует осуществлять исключительно при положительных температурах.
Как правильно заливать электролит
Чем заправлять сухие аккумуляторы для авто, разобрались, теперь рассмотрим, как это правильно сделать:
Можно ли заряжать такой аккумулятор
Купив аккумулятор специфического типа, не каждый знает, как с ним правильно обращаться. Кто-то может вдохновиться покупкой в интернет-магазине, обратив внимание на довольно низкую стоимость для такого устройства. Да, заряжать его можно, но всё дело в том, что сухозаряженная АКБ не готова сразу к установке и эксплуатации:
Вот поэтому так называемые сухие аккумуляторы, зарядка которых не допустима при отсутствии внутри жидкой среды, и стоят значительно дешевле.
Как правильно заряжать
Если на этапе ввода в эксплуатацию выяснилось, что напряжение сухозаряженного аккумулятора после его заполнения электролитом ниже 12,5 В, то надо провести мероприятия по восстановлению его заряда. Что для этого необходимо сделать? Порядок действий таков:
Как долго заряжать аккумулятор
Время, которое требуется для полной зарядки сухого аккумулятора, всецело зависит от срока его хранения с даты изготовления до момента ввода в эксплуатацию. Средняя продолжительность процесса такова:
Эксплуатация сухозаряженного автомобильного аккумулятора
После проведения мероприятий по подготовке аккумулятора этой разновидности к работе, он превращается в обычный свинцово-кислотный обслуживаемого типа. Следовательно, основные эксплуатационные правила остаются:
Хранение и срок службы
Устройства, не заполненные электролитом, что иначе значит сухозаряженные аккумуляторы, в настоящее время приобретают всё больший спрос у владельцев торговых сетей. Такая тенденция в первую очередь обусловлена возможностью их хранения на протяжении десятков лет. Некоторые модели могут находиться на складах даже по 20–30 лет без утраты функциональности, но в случае целостности заводской герметичной упаковки.
Увеличение срока хранения стало возможным благодаря отсутствию в них жидкой среды, что практически полностью останавливает явление саморазряда и в дальнейшем разрушение пластин. Конечно, этот срок во многом определяется и условиями хранения:
Что касается жизненного цикла сухозаряженного аккумулятора после ввода его в эксплуатацию, то он так же, как и у обычного свинцово-кислотного, зависит от следующего:
Сухие АКБ служат примерно от 4 до 7 лет – всё определяется тем, насколько владелец будет её грамотно эксплуатировать.
Правила ввода в эксплуатацию сухозаряженных АКБ
В непростых отечественных условиях частая смена аккумулятора – довольно распространённое явление, которое зачастую даже не зависит от аккуратности автовладельца. И каждый раз он оказывается перед сложным выбором, ведь типов и моделей АКБ существует немало. Сегодня мы поговорим о сухозаряженных батареях, об их достоинствах и недостатках, особенностях ввода в эксплуатацию.
Что означает термин «сухозаряженный аккумулятор»
Данная разновидность автомобильных батарей названа так по причине отсутствия электролита при поступлении автоаксессуара в торговую сеть. Технологически изготовление сухозаряженных АКБ означает, что пластины батареи заряжаются прямо на заводе, после чего она герметизируется и отправляется на склад готовой продукции. Стоимость такого изделия начинается от 1500 рублей.
Сухозаряженные аккумуляторы относятся к свинцово-кислотной разновидности, всё ещё остающейся самой массовой. Это означает, что перед установкой в автомобиль в них необходимо залить электролит и выполнить зарядку. Раствор кислоты можно приобрести в любом автомагазине или приготовить самостоятельно из дистиллированной воды и концентрированной серной кислоты.
В чём заключается основное достоинство этой разновидности АКБ? В том, что её можно хранить намного дольше обычных батарей перед началом использования. Процесс саморазряда здесь минимизирован по причине очень низкой скорости химических реакций (из-за отсутствия основного катализатора – электролита).
Сроки хранения и годности сухозаряженных аккумуляторных батарей
Практическое отсутствие химических реакций предполагает, что пластины сухозаряженной батареи не разрушаются, поэтому даже отсутствие электролита не сказывается на их состоянии – ведь корпус таких АКБ полностью герметичный, доступа воздуха и влаги извне нет. В результате срок хранения таких аккумуляторов в идеальных условиях (например, в отапливаемом складе) составляет несколько десятков лет без серьёзных последствий для источника питания. Но не следует путать срок хранения со сроком годности. Сколько может храниться сухозаряженный аккумулятор до начала эксплуатации? Эксперты говорят о сроке годности порядка 7 лет, после чего АКБ будет всё ещё пригодна к эксплуатации, но её ресурс с годами будет истощаться.
Для АКБ без электролита важно соблюдать правильные условия хранения – в месте, которое исключает попадание на корпус прямых солнечных лучей, и только в вертикальном положении, несмотря на отсутствие электролита, при плотно закрученных пробках.
Правильный ввод в эксплуатацию
Сухозаряженные батареи не пригодны для установки в транспортное средство сразу после приобретения. Этот фактор часто приводит к выбору в пользу обычных АКБ. Но не всё так плохо, ведь и стандартный кислотный аккумулятор перед эксплуатацией рекомендуется зарядить.
В нашем случае перед вводом сухозаряженного аккумулятора в эксплуатацию его нужно заправить электролитом, и только потом приступить к его зарядке. Для этого нам понадобятся:
Если вы готовите раствор самостоятельно, обязательно используйте СИЗ – очки, перчатки, фартук. Помните, что серная кислота – химически активная жидкость. Нельзя допускать её попадания на открытую кожу, недопустимо также вдыхать пары этой жидкости.
Те же требования по безопасности нужно соблюдать и при заливке электролита в сухозаряженную АКБ, которую следует проводить при комнатной температуре. Нарушение температурного режима чревато изменением плотности электролита, что скажется на условиях эксплуатации батареи.
А теперь рассмотрим, как правильно осуществлять первичную заливку электролита в сухозаряженный аккумулятор:
Как правильно заряжать сухозаряженный аккумулятор
Многие автолюбители сомневаются, нужно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор после заливки раствора серной кислоты. Что же, теоретически вы заливаете электролит нужной плотности, то есть вроде бы подзарядка и действительно не нужна. Но, как мы знаем, теория и практика далеко не всегда идут рука об руку.
В нашем случае после заливки электролита батарее нужно дать порядка двух–трёх часов, чтобы между двумя компонентами АКБ, электролитом и пластинами, началась химическая реакция. При этом уровень жидкости может уменьшиться, как и его плотность. Поэтому по прошествии указанного времени опять проверяем уровень и доливаем электролит в случае необходимости. После этого нужно измерить ареометром плотность раствора, и если она снизилась по сравнению с изначальной, процедура подзарядки действительно потребуется.
Но нужно понимать, что первичная зарядка сухозаряженного аккумулятора ничем не отличается от процедуры, применяемой в отношении обычных аккумуляторов.
Итак, рассмотрим процедуру первой зарядки батареи сухозаряженного типа перед вводом её в эксплуатацию:
Предлагаем вашем вниманию таблицу, в которой приведены значения напряжения и плотности электролита в зависимости от уровня заряженности АКБ:
Уровень заряженности, % | Напряжение на клеммах, В | Плотность электролитического раствора, г/см 3 |
100.0 | 12.65 | 1.27 |
94.0 | 12.60 | 1.26 |
87.6 | 12.55 | 1.25 |
81.0 | 12.49 | 1.24 |
75.0 | 12.43 | 1.23 |
69.0 | 12.35 | 1.22 |
62.6 | 12.30 | 1.21 |
56.0 | 12.25 | 1.20 |
50.0 | 12.18 | 1.19 |
44.0 | 12.13 | 1.18 |
37.6 | 12.05 | 1.17 |
31.0 | 12.00 | 1.16 |
25.0 | 11.95 | 1.15 |
19.0 | 11.89 | 1.14 |
12.6 | 11.83 | 1.13 |
6.0 | 11.75 | 1.12 |
0.0 | 11.70 | 1.11 |
А теперь приведём таблицу соответствий ёмкости аккумуляторов примерному количеству электролита для заливки:
Объём электролита, л | Ёмкость батареи, А/час |
10 и более | 190 |
4.75 | 90 |
4.00 | 75 |
3.00 | 60 |
2.50 | 55 |
Если вы только приобрели сухозаряженную батарею, категорически недопустимо выполнять её зарядку без заливки электролита – тем самым вы её выведете из строя без возможности восстановления.
Инструкция по обслуживанию сухозаряженных аккумуляторов
Изначально САКБ отличается от классического аналога отсутствием в корпусе электролита, но поскольку перед установкой в автомобиль вы восполняете этот пробел, в дальнейшем соблюдение правил эксплуатации такой батареи ничем не отличается от привычной инструкции:
При выполнении этих несложных рекомендаций ваш аккумулятор прослужит максимально долго.
Критерии выбора сухозаряженных АКБ
Чтобы не ошибиться с выбором аккумулятора сухозаряженного типа, придерживайтесь следующих правил:
Достоинства и недостатки сухозаряженных АКБ
Если среди автомобилистов САКБ распространены пока ещё слабо, то владельцы мототехники и специальных ТС используют подобные источники питания весьма активно. Обычно их приобретают в тёплое время года. Для конечного потребителя возможность длительного хранения батареи преимуществом не является – эта особенность важна в первую очередь для производителей и позволяет уменьшить издержки. Впрочем, если вам нужен аккумулятор «про запас», то сухозаряженный вариант является в этом плане идеальный выбором.
Рассмотрим, чем отличается сухозаряженный аккумулятор от обычного. В плане хранения преимущества здесь очевидны – САКБ практически не требует никаких усилий со стороны автовладельца – её не нужно периодически подзаряжать, доливать электролит. Стоит такая батарея меньше классических аналогов, даже с учётом приобретения электролита (это примерно 300 рублей). Транспортировать такой аккумулятор тоже удобнее – отпадают опасения, что химически активный электролит прольётся, испортив всё вокруг.
Главным же недостатком сухозаряженной батареи считается большая сложность ввода в эксплуатацию из-за необходимости разгерметизации и заливки раствора кислоты. Впрочем, эти операции не так уж сложны, да и временные затраты на них относительно небольшие.
Но ответ на вопрос, какой аккумулятор лучше, классический залитый или сухозаряженный, оставим нашим читателям.
Им был бы также интересен опыт коллег, уже использовавших батарею этого типа, так что делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье.
Сухозаряженный аккумулятор хранился 28 лет, и его ввели в эксплуатацию
Привет, Хабр! Для одного исторического автомобиля попытались ввести в эксплуатацию новую сухозаряженную аккумуляторную батарею 6СТ-60ЭМ, хранившуюся с 1992 года. Посмотрим, что из этого получится.
Пробки за это время открывались всего один раз, потому будем надеяться, что кислород и влага из воздуха не навредили пластинам. Пробки сухозаряженных АКБ герметичны, при вводе в эксплуатацию с них срезается выступ, открывая отверстие для выхода газов.
Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ, оно же ЭДС без нагрузки) за 30 минут после заливки выросло с 10.0 до 11.52 вольт, температура поднялась до 37 градусов. Через 40 минут плотность 1.18.
Через 80 минут после заливки НРЦ 11.86, плотность 1.15, температура 42 градуса.
Температура держалась, аккумулятор оставили на ночь.
Реакция включения шла 8 часов. Первые полтора часа НРЦ быстро росло, затем росло медленее и стало снижаться вследствие остывания аккумулятора.
Резкий спад на графике произошёл, когда АКБ покачали для перемешивания электролита и ускорения выхода пузырьков.
Плотность по банкам от плюса к минусу составила: 1.14, 1.125, 1.12, 1.14, 1.13, 1.12.
Заряд до напряжения 14.8 длился сутки, батарее сообщено 78.6 А*ч.
Плотность во всех банках стала 1.28, кроме минусовой 1.225. Решено зарядить отстающую банку отдельно, благо этому способствует наружное расположение перемычек.
Через 8 часов плотность в минусовой банке составила 1.28. Ставим батарею под буфер 13.2 вольта. на целый месяц. По сравнению с 28 годами хранения не так уж и много.
Перед контрольно-тренировочным разрядом скомпенсируем саморазряд за эти трое суток, батарея ведь старинная. Задаём CV 14.4 В.
Заряд длился 6 часов, батарее сообщено 4 А*ч.
Разряжаем 20-часовым током до 10.5 вольт.
Из заявленных 60 батарея выдала почти 64 ампер*часа. ЭДС после снятия нагрузки составила 11.03 В.
Побаночно измеряем напряжение от минуса к плюсу, получаем 1.86, 1.85, 1.88, 1.86, 1.84, 1.87.
За 21 час заряда батарее сообщено 71 А*ч, плотность от минуса к плюсу 1.255, 1.255, 1.27, 1.26, 1.26, 1.26. Напряжение пока не дошло до заданных 14.8, заряд продолжается. После завершения имеем 1.28, 1.275, 1.29, 1.285, 1.28, 1.28.
Теперь сравним 28-летний 6СТ-60ЭМ с современным Ca/Ca LADA 6СТ-62VL, бывшим в употреблении полтора года.
Старичок: здоровье 90%, пусковой ток 204 из 225 А по DIN, 334 A по EN, 8.26 мОм и НРЦ 12.66, батарея хорошая.
Лада: SoH 100%, 612 из 600 А EN, 4.51 мОм, 12.81 В, батарея хорошая.
Итак, при почти равной номинальной ёмкости у современной АКБ показания пускового тока почти в 2 раза выше, внутреннее сопротивление почти в 2 раза ниже, чем у антикварной. Ёмкость старой АКБ по факту проверили разрядом, она оказалась даже выше номинальной. А пусковые характеристики в два раза хуже современной.
Старая АКБ под вилкой 200 А просела с 12.67 до 9.63 В.
АКБ Лада под вилкой 200 А просела с 12.83 до 10.49 В.
Масса антикварной АКБ 23.7 кг, что составляет 4 кг на 10 А*ч ёмкости.
Масса АКБ Лада 15.1 кг, это 2.5 кг на 10 А*ч.
Тем не менее, аккумулятор из начала 90-х годов прошлого века получилось ввести в эксплуатацию, он работоспособен, и теперь несёт службу под капотом антикварных милицейских Жигулей.