сухомлинский биография и педагогическая деятельность
Василий Сухомлинский: биография и педагогическая деятельность
В статье рассказывается кратко биография и о педагогической деятельности Сухомлинского. Он был выдающимся преподавателем, ученым, лауреатом многих премий. Статья полезна для прочтения не только взрослым. О Сухомлинском можно и нужно знать детям, так как вся его жизнь связана с ними.
Вся жизнь и творчество автора пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни великий учитель считал создание счастливого детства для каждого человека.
Творчество ученого очень велико, поэтому в этой статье будет представлена биография Сухомлинского кратко.
Биография Сухомлинского
С детьми была связана вся жизнь педагога. Следующая информация будет полезна им для прочтения. Ниже описана кратко биография Сухомлинского. Для детей он сделал очень много, о чем помнят люди до сих пор.
Великий ученый родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но все же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.
Военные времена
В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны великий ученый возвращается на родину и становится заведующим районным отделом народного образования, но через два года после победы Сухомлинский возвращается к преподаванию. В средней школе поселка Павлыш он становится директором и работает им в ней до самой смерти.
Педагогическая деятельность
Принципы деятельности
Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:
Принципы воспитания
Ниже будут приведены основные принципы воспитания, которым обучал великий педагог:
Главные тезисы о воспитании
Здесь кратко описаны основные мысли о воспитании:
Личная жизнь
Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.
Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.
Творчество ученого
Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.
Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.
Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.
Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.
Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.
Тема детской жестокости в творчестве Сухомлинского
Сухомлинский поднимал и эту сложную тему. Наблюдая за учащимися, он видел, что детская жестокость проявляется не только у ребенка, который наблюдает проявления зла в своей семье, но и у детей, которые находятся в хорошем окружении. Великого учителя очень беспокоило то, что ребята не понимали заслуживающих порицаний, небольших проявлений зла, а также высказывали равнодушие к красоте и жизни. Из этих «мелочей» постепенно развивается бессердечность.
Заключение
В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.
Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.
Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.
Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.
Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.
Биография
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.
Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.
В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).
После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.
Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.
Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).
Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:
Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.
Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Отношение к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Взаимоотношения учителя и ученика
Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Сухомлинский о воспитании
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
Семейная педагогика народного учителя
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Уникальность методик Сухомлинского
Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.
На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
От критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Библиография
Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.
Книги:
Избранные статьи
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Краткая биография
Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника. Мальчик появился на свет в небольшом селе Кировоградской области (Украина). Помимо него, в семье было еще трое детей, и все четверо стали сельскими учителями.
Детство мальчика сложно назвать счастливым, ведь после Гражданской войны была вражда, разруха, голод. Сухомлинский закончил Полтавский пединститут, после чего начал преподавать украинский язык и литературу в сельских школах. В годы войны сражался на фронте, в это время его жена и сын находились в оккупации. Они оба погибли, но об этом Сухомлинский узнал только потом. Василий Александрович получил тяжелое ранение, и его комиссовали.
В 1948 году Сухомлинский вступил в должность директора школы. Именно она и стала его экспериментальным полигоном для внедрения следующих проектов:
Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами.
Основные идеи
Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.
Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты.
Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности:
Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет.
Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей.
Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.
На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей.
Уникальность методик
Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.
Педагог предлагал отказаться от оценок — отметки можно использовать только в старших классах. Стимулировать ребенка нужно другими способами, например, поощрением. Василий Александрович признавал личности детей наивысшей ценностью. Он ориентировался на нравственность и духовность.
Не все в советское время разделяли идеи педагога-новатора. Его критиковали в газетах, осуждали, но это не мешало ему делать свое дело. Книги и статьи автора были востребованными среди учителей и воспитателей.
Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания, и педагоги России до сих пор следуют ее принципам.
Педагогическая деятельность и жизнь Сухомлинского
Жизнь Василия Сухомлинского
В селе Васильевка (сейчас Кировоградская область) в 1918 году в бедной крестьянской семье родился будущий педагог-новатор. Здесь он провел свою юность и детство. Его отец, Александр Емельянович Сухомлинский, в советское время был передовиком села – общественный активист, заведующий колхозной избой-лабораторией, участвовал в руководстве колхозом и потребительской кооперацией, сельский корреспондент, руководитель трудового обучения в семилетней школе (по деревообработке). Мать Василия Александровича (Оксана Авдеевна) была домохозяйкой, работала в колхозе и делала мелкую портняжную работу. Кроме Василия в семье было еще три ребенка – Сергей, Иван и Мелания, которые в будущем стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Сухомлинский уехал в Кременчуг и поступил на рабфак, после окончания которого он пошел учиться в педагогический институт. Уже в 17 лет он был учителем в заочной школе рядом с родным селом. В 1938 году он окончил Полтавский педагогический институт и вернулся на родину преподавать в Онуфриевской средней школе литературу и украинский язык.
В 1941 году Василий ушел добровольцем на фронт. В январе 1942 года его тяжело ранили, когда он защищал Москву, и чудом выжил. В память об этом навсегда в груди его остался осколок снаряда. Позднее, после окончания лечения в госпитале на Урале, Василий хотел идти на фронт, но комиссия не признала его пригодность к службе. После освобождения родных мест, Сухомлинский вернулся домой, и уже в 1948 году был директором Павлышской средней школы. Ей он руководил до конца своих дней.
Педагогическая деятельность
Сухомлинский является автором оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма. В его системе личность ребенка признавалась высшей ценностью. И весь процесс образования и воспитания должны быть ориентированы на это.
Важная роль отводилась формированию мировоззрения учащихся. И большое внимание он уделял сочинению вместе с детьми сказок и художественных произведений.
Свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Василий Александрович воспитывал в них ответственность перед друзьями, обществом, родственниками и собственной совестью, понимание своего дела и личного отношения к окружающей действительности. В практике многих школ его идеи воплотили в жизнь. Был основан в 1975 году педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе, а также создали Международную ассоциацию В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.
Произведения Сухомлинского
Его наиболее значительные произведения: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Родительская педагогика», «Письма к сыну», «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека», «Методика воспитания коллектива».
Сухомлинский был дважды награжден орденом Ленина, в 1968 году получил Героя Социалистического труда, а также получил Орден Красной Звезды.
В книге «100 советов учителю» он писал о том, что ребенок познает мир вокруг себя и самого себя не только умом, но и сердцем. И только тот учитель влюблен в свой предмет, который на уроке может поведать лишь малую часть того, что он знает. Учитель играет большую роль в воспитании из ребенка человека будущего, от которого потом будет зависеть будущее всей страны. Учитель станет светочем знаний только тогда, когда у воспитанника появится желание знать много больше, чем он узнал на уроке. Это желание — один из главных стимулов, которые побуждают ученика к овладению знаниями.
О воспитании детей, режиме труда и отдыха школьников
Сухомлинский считал, что те, кто спит достаточно времени, рано ложится и рано встает, чувствуют себя лучше всего.
После пробуждения в зависимости от возраста в первые 5-10 часов следует заниматься интенсивной умственной деятельностью, постепенно снижая нагрузку к вечеру.
А в последние пять-семь часов перед сном напряженный умственный труд категорически запрещен.