судная ночь существует ли в настоящей жизни
Что такое судная ночь, для чего она нужна, как происходит, когда ожидается и как правильно действовать?
Темное время суток пугает своей неизвестностью, появляется страх, что в ней кроется все жуткое, оживают нечистые силы. Это порождает много фантазий, реализующихся в художественных произведениях. Стоит разобраться, что такое судная ночь, существует ли она в реальной жизни или является плодом воображения?
Судная ночь – что это?
В мае 2013 года на большие экраны вышла картина Джеймса Демонако. «Судная ночь» – это название фильма, созданного в жанре психологического триллера-антиутопии. Оригинальное название фильма – «The Purge», дословный перевод которого звучит как «чистка». Под ним известна серия фильмов, посвященных событиям, происходящим в будущем в США.
Что такое судная ночь – Библия
Писание учит нас, что после смерти каждому воздастся за его дела, которые он творил при жизни. Произойдет это в судный день, когда усопший предстанет перед ликом Иисуса, сидящего за белым престолом. То, что значит судная ночь и показывается в фильме не совсем соответствует судному дню в Библии. Верующие люди делают акцент на том, что отвечать перед Христом за свои грехи человек будет во свету, потому что тьма судить не может. Согласно Писанию, никому неизвестно, когда наступит этот день.
Для чего нужна cудная ночь?
Большое количество граждан убеждено в пользе этого времени, хотя не сразу понятно, чем она может привлекать обычного человека, не имеющего отношения к преступному миру. Суть судной ночи – дать каждому «выпустить пар», чтобы весь следующий год все жили в спокойствии, утолив свой гнев, потребность в жестокости. По мнению правительства США, происходящее в это время способствует и экономическому росту страны.
Что происходит в cудную ночь?
В фильме показана еще одна сторона, описывающая, что делает в судную ночь правительство. Специально подготовленные солдаты устраняют опасных, по мнению руководства, людей и жителей бедных районов. Избавление от социально незащищенных слоев населения – это и есть способ улучшения экономического состояния страны. Можно сделать вывод, что судная ночь – это некая чистка.
Когда будет судная ночь?
Если представить, что это происходит в реальной жизни, безнаказанный период назначается на определенную дату – одну и ту же ежегодно. Сколько до судной ночи осталось времени, зависит от правящих в мире сил. Это название стало практически крылатым выражением, под которым понимают власть беззакония и геноцид. Остается надеяться, что в реальной жизни мы никогда не узнаем, что такое страшная судная ночь. Хотя некоторые люди считают, что в определенных странах она уже наступила, но в немного отличном от фильма виде.
Что делать, если началась судная ночь?
Чтобы выжить в подобной опасной ситуации, нужно:
Чем закончится судная ночь?
Финал серии фильмов под этим названием считают хэппи-эндом, но он оставляет информацию для размышления. Поскольку в реальности подобного не происходило, то можно только предполагать, что судная ночь приведет к анархии, смертям невинных людей и другому беспределу. Подобные волнения сложно остановить и они провоцируют серьезные изменения в самом государстве.
Утопия на крови
Фильм «Судная ночь» как основа миропорядка
Кровопускание — один из принципов жизни человечества. Чтобы время от времени избавить его от застоя и деградации, от всевозможных болезней — необходимо пустить кровь. Создается управляемый хаос, который может решить сразу несколько проблем. Очистить общество в духе социал-дарвинизма от больных и слабых элементов, а с другой — позволит сильным и здоровым выпустить пар — своего зверя, так или иначе присутствующего в каждом. Иначе эти зажатые темные инстинкты, как твердят фрейдисты, неподконтрольно вырвутся наружу и тогда мало не покажется.
В каждом человеке таится жажда к убийству себе подобных, убийственный наклонности на подсознании. Религия во все времена ставила своей целью запечатывание этого внутреннего зверя и через это шло преображение природы человека, который поднимается над своей животной сущностью. Кто-то сдерживает своего внутреннего зверя, у кого-то не хватает на это сил и идет на преступление. Все это вполне можно вывернуть в продуктивное русло и направить на службу человечеству. Чтобы, к примеру, разделаться с немощными и больными, с безработицей, с преступностью — зачем преступать закон, когда любое преступление вполне законно в определенный промежуток времени.
Собственно, в этом и состоит послание американского триллера «Судная ночь», которого вышли уже две части. 2022 и 2025 годы — жизнь в Штатах идет по новому закону, изданному новыми Отцами-Основателями: раз в год с 19 часов вечера 21 марта до 7 часов утра разрешаются любые преступления, начинается охота на людей. На 12 часов в год объявляется управляемый хаос, для того, чтобы избавить от него все остальные дни года. В эти часы главенствует единый принцип: человек человеку волк. Это день чистки, который предвкушают многим больше, чем Рождество. Он стал главным днем в годовом календарном цикле. Днем, когда каждый человек имеет право стать зверем, чтобы потом утром по зову сирены запечатать его вновь в тайниках души. Это день откровений, когда не просто твои недруги, но и милейшие соседи и даже родственники жаждут твоей крови.
Кровь этой ночи — основа благополучия, в том числе и экономического процветания страны.
Но, так или иначе, все это вкладывается в общий принцип кровопускания судной ночи, который повторится ровно через год.
Кровь, смерти одних — залог благосостояния и развития всего общество. Из них создается своеобразный праздник жертвоприношения. При этом жертвы воздаются не трансцендентным богам, а их ведут на заклание для вполне реальных и осязаемых целей и задач.
Кровь на руках — скрепляет общество. Став на одну ночь в году преступником по закону, по ту сторону морали, добра и зла, ты все остальное время будешь вполне лояльным и послушным членом общества. При этом будешь знать, что животное в тебе проснется ровно по расписанию через год. Отмена морали по расписанию — перспективный прием «воспитания» масс.
Принцип крови как стихийный, часто слепой движитель мировой истории в фильме оформляется в закон, ставший краеугольным камнем нового процветающего общества, свободного от кризисов — высшая стадия эволюции, где окончательно и узаконено главенствует правило естественного отбора. Утопия, положенная на крови.
В тоже время кровь и кровопускание — метод и геополитики, которая может быть построена по схожему с законом «судной ночи» принципом. Благосостояние метрополии зависит от управляемого хаоса на периферии, при этом здесь не обязательно временное ограничение. В этом случае не надо жертвовать собой, своими гражданами, достаточно найти подобие аватара — страну, которую не жаль, и запустить в ней процессы «судной ночи». Для одних это будет восприниматься за проявление высшей справедливости и свободы, для других способом выпускания пара — внутреннего зверя, параллельно будет решаться ряд других санитарных и дидактических задач.
Самое главное, что общество, в котором будет реализован сценарий «судной ночи», будет в полной мере работать на метрополию, по крайней мере, до тех пор пока угар буйства инстинктов не спадет и не начнется постепенное отрезвление. Отрезвление приходит, но ты-то остаешься жить с собой, который убивал своих соседей или брал в руки арматуру и жег покрышки. И любые протесты против этого общего закона будут казаться несусветной глупостью, ведь касаются сути человеческой природы.
По большому счету то, что происходит с Украиной — это и есть реализация этой самой «судной ночи». Реализация права крови. Для страны оформляется право — закон, который не имеет ничего общего с моралью, но важен в качестве средства достижения прагматических задач метрополии — класса богатых в фильме. Дается карт-бланш на реализацию сценария управляемого хаоса, к которому прикрепляется морковка процветающего и благоденствующего общества, вхождения в общеевропейскую семью. Цена здесь не имеет никакого значения. В любом случае всегда выигрывает сценарист и организатор игры, правила которой он форматирует по ходу действа, как в тех же самых «Голодных играх».
Все происходящее покрывается ночью, то есть стираются границы реального и фантомного, происходит полная дезориентация, когда человек не в состоянии объективно оценить происходящее. Та же Украина — это, конечно же, трагедия, но в тоже время — длящееся рейтинговое реалити-шоу, через которое обществу вбрасываются как само собой разумеющиеся необходимые смыслы. Например, показать истинное лицо России, которая только рядится в демократические одежды, а на самом деле не имеет с демократией ничего общего. Под шумок форматируется и сам мир.
Причем именно принцип периодического, но системного кровопускания в этой логике может остановить апокатиптический сценарий — тотальной войны всех против всех, когда преступление и смертоубийство станут общей нормой, а не только регламентированных 12-ти часов. Поэтому локальный управляемый хаос — благо, без их цепочки не избежать глобальных противоборств, не удержать зверя цивилизации, рвущегося наружу. Иначе Армагеддон, с которым не справиться даже Брюсу Уиллису.
Причем важно, что при этом реализуется сценарий одной силы, одного центра, который может держать условное равновесие и порядок в мире. В «Голодных играх» есть только одна страна, поделенная на дистрикты, в «Судной ночи» — новая Америка со своим новым миропорядком. Кстати, это вполне в контексте либеральной веры в общечеловеческие ценности. Если есть общие ценности, то должен быть и один их гарант или жандарм, который бы их охранял…
Сценарий «Судной ночи» — это средство удержания действующего порядка, благосостояния, но в тоже время и метод форматирования реальности, когда одни становятся повязаны кровью, другие запуганы, третьи и вовсе устранены. После этой ночи мы всегда имеем несколько иной мир, который уже не будет прежним и таковым он останется до следующей чистки, обратный отсчет которой уже начался.
Кровь, страх и жажда крови — становятся структурным элементом миропорядка, который воспринимается многим как близкое к идеальному общество. Это своего рода плата за иллюзию рая, плата за утопию.
Утопия требует крови, она деспотична. Наш мир — это реальность воплощенной утопии общечеловеческих ценностей, диктата столбовой дороги цивилизации. Чтобы все прочие не сбились с пути, эта цивилизация будет выпускать зверя, чтобы дать одним впустить пар, других запугать. Кровь становится основной реальностью в мире имитаций и манипуляций. На ней держится основной закон общества, гарантирующего ему условное благоденствие. И, конечно же, этот принцип полностью расходится с русской православной традицией, для которой на крови ничего нельзя построить и рано или поздно за нее следует ждать воздаяние. Кровь порождает «эффект бабочки» и убийство царевича в Угличе рано или поздно приведет страну к большой Смуте, которая поставит ее на край погибели. Возможно, именно это знание делает Россию далекой от западной процветающей демократии…
И хип-хоп танцевать не идет
Идея, лежащая в основе этой антиутопии, состояла изначально в том, что если раз в году дать людям возможность безнаказанно творить бесчинства, то все остальное время бесчинствовать они будут меньше. Постепенно идея эволюционировала. Джеймс ДеМонако, сотворивший вселенную «Судной ночи», с каждым последующим фильмом (а скоро нас ждет еще и сериал) который год упорно пытается размусолить ее с разных сторон для придания ей правдоподобности. Тщетно, конечно, но сам процесс своей безнадежностью зачаровывает.
Совпадение или нет, но четвертый фильм, который является приквелом к остальным, отвечает на вопрос, заданный героем «Рика и Морти» в девятом эпизоде второго сезона, пародирующем и исчерпывающе деконструирующем «Судную ночь»: как реагировал народ, когда впервые был дан старт всеобщему празднику беззакония?
План «Новых отцов-основателей» гениален в своей простоте: если потихоньку истребить всех малоимущих под прикрытием «Судной ночи», то уцелеют только богатые, следовательно, общее благосостояние улучшится, и экономический кризис сам собой рассосется. Нобелевскую премию по экономике тому господину, который это придумал!
Очевидно, рано или поздно свободолюбивые чернокожие голодранцы таки остановят геноцид и положат конец власти злобных белых фашистов. И Бог им в помощь. Только хотелось бы, чтобы не с такой серьезной миной они вели свою подпольную священную войну. А то метафора все больше напоминает карикатуру и бьет куда-то далеко мимо цели.
Обзор фильма «Судная ночь навсегда». Как в США началась королевская битва круче, чем в Warzone и PUBG
Сегодня в кинотеатрах стартовал фильм «Судная ночь навсегда» (The Forever Purge). Авторы обещали сделать пятую часть масштабнее предшественниц и подарить зрителям невиданный накал страстей — вот только в трейлерах слишком много внимания уделялось проблемам мексиканцев. Не превратилась ли «Судная ночь» в очередную оду толерантности? Сложный вопрос. Я только вернулся с показа — и спешу поделиться впечатлениями.
Что такое «судная ночь»?
«Судная ночь» (The Purge) — молодая франшиза, которой за восемь лет удалось обрести солидную аудиторию. Серии пока далеко до популярности «Форсажа» (The Fast and the Furious), о двадцатилетней истории которой мы недавно писали, или «Пилы» (Saw), последняя часть которой получилась дрянной, однако создатели полны амбиций, да и кассовые сборы впечатляют. Даже «Судная ночь. Начало» (The First Purge), получившая на IMDb всего лишь 5 баллов из 10, при бюджете в 13 миллионов долларов собрала кассу в 137.
Фундамент успеха заложила первая часть, которая поведала о волшебном мире, в котором нет преступности и безработицы. Благополучия удалось достичь за счёт введения ежегодной судной ночи, когда на протяжении 12 часов можно выплеснуть накопившуюся злость и творить любые зверства — наказания не последует. Отличный сценарий, камерность происходящего и блистательная актёрская игра Итана Хоука (Ethan Hawke) и Лины Хиди (Lena Headey) превратили проект в феномен, окупившийся в 30 раз.
В продолжениях местом действия стал огромный город. Герои вышли на улицы и получше познакомили зрителей с антиутопической вселенной и жестокостью властьимущих: выяснилось, что правительство придумало судную ночь, чтобы уничтожать бедняков, требующих пособий и работу. Пусть у «Судной ночи. Начало» было полно проблем, но даже эта часть удачно расширяла лор, погружала в любопытный сеттинг и нагоняла жути.
Удалось ли новому фильму привнести в антиутопию что-то интересное? Да, судная ночь ещё никогда не была такой масштабной — вот только посредственный экшен и утомляющая тема толерантности сильно портят впечатления.
Судная ночь навсегда?
В третьей части героям удалось раскрыть заговор партии «Новых отцов-основателей», придумавших судную ночь, и свергнуть их. К власти пришла дамочка, которая сразу же отменила жестокое мероприятие. Интересно, как создатели фильма обыграли отмену? Очень просто: во вступлении они просто заявляют, что «отцы-основатели» вернулись к власти и возобновили судную ночь — выкуси, жаждущий адекватных объяснений зритель.
Окатив фанатов этой неожиданной новостью, авторы сразу же обозначают главную тему картины: из-за бесчинств наркокартелей всё больше мексиканцев пробираются на территорию США, и не всем американцам это нравится. Главные герои тоже покинули родину и теперь ищут лучшей жизни на Диком Западе. Увы, сладкой их долю не назвать: белые угнетатели то и дело пытаются ущемить их права и обидеть, а случайные прохожие бросают косые взгляды — ещё и новая судная ночь на пороге.
Чтобы пережить худшие 12 часов в году, они находят надёжное укрытие и лишь краем глаза видят, как по улицам разъезжают машины, призывающие вернуть Штаты американцам и очистить страну от мигрантов, а бедные африканцы и латиносы погибают один за другим. Ровно в 7 утра бойня завершается, а герои облегчённо выдыхают.
Выбравшись на улицы, они видят последствия судной ночи: улицы завалены трупами, уборщики стирают со стен кровь, дома разрушены, а бездомные животные обгладывают куски человеческого мяса — сцена настолько атмосферная, что пробирает до мурашек. Жаль, что длится она недолго: вскоре города вновь переполнят безумцы, ведомые лозунгом «Судная ночь навсегда», — они планируют убивать до тех пор, пока не очистят Штаты от приезжих.
Пусть в фильме есть группировки, но в целом происходящее напоминает королевскую битву, масштабы которой даже и не снились Warzone, PUBG и Apex — кучки людей носятся по улицам и, не разбираясь, убивают всех подряд: белых, чёрных, копов — никто не в безопасности. Власти пытаются сдержать буйство, выводят армию и танки — но даже этой мощи не хватает, чтобы вернуть порядок.
К счастью, Мексика открывает границу и предлагает мирным американцам бежать. Стрелочка поворачивается, и теперь недовольные засильем латиносов жители вынуждены нестись по ту стороны стены.
Авторам удалось передать атмосферу тотального безумия: наблюдать, как герои пробираются сквозь охваченные огнём улицы, прячась от свистящих пуль и танковых залпов, действительно интересно. Опасность повсюду, люди сошли с ума, надежда на спасение минимальна — судная ночь ещё никогда не была настолько впечатляющей.
За счёт режиссуры, операторской работы и саундтрека картине удаётся погрузить зрителя в жуткий сеттинг, а неплохая актёрская игра Аны де ла Регеры (Ana de la Reguera) и Теноча Уэрта (Tenoch Huerta) создаёт неплохую драму. Увы, слабые стороны проекта то и дело бросаются в отчаянный бой с достоинствами.
Вам повестка
Пусть в «Судной ночи навсегда» встречаются злые мексиканцы и добрые американцы, в целом тема толерантности подана настолько топорно и бесталанно, что становится дурно. Кому интересно в очередной раз наблюдать за жестоким обращением с иммигрантами и коренными жителями, большая часть которых напоминает ангелов? Мексиканцы и индейцы спасают белых, укрывают их от нападок, ведут через границу и с героическим вздохом твердят, что бой с неравенством они ведут уже давно.
Есть фильмы вроде «Зелёной книги» (Green Book) или «12 лет рабства» (12 Years a Slave), в которых тема толерантности подана адекватно и интересно, но «Судная ночь навсегда» — не тот случай. Когда в финале оператор концентрируется на гордо развевающемся мексиканском флаге, от неестественности повестки хочется скривиться.
Главный злодей тоже не впечатляет. Внешностью, смекалкой и характером он напоминают деревенщину, но кровожадные приятели именуют его «первым» и подчиняются указаниям. Как такой товарищ смог собрать чуть ли не целую армию, решительно непонятно.
Несмотря на недостатки, фильм оставляет приятные впечатления — смотреть его не скучно. Скорее всего достоинства и имя франшизы позволят новой «Судной ночи» собрать кассу. Главное, чтобы в следующий раз авторы не так сильно зацикливались на теме толерантности.
«Судная ночь навсегда» — нормальный фильм, которому не суждено повторить успех первых частей, но свою аудиторию он найдёт. Вероятно, зритель забудет о картине, как только выйдет за порог кинотеатра, но вряд ли сочтёт, что деньги на билет были потрачены зря.
А что о фильме думаете вы? Пишите в комментариях!
Ультранасилие в городском пейзаже — рецензия на триллер «Судная Ночь: Начало»
В российский прокат вышла новая часть франшизы «Судная ночь: Начало» — приквел к прошлым трем частям, рассказывающий о том, как жители США докатились до идеи легализовать преступления на одну ночь в году. Отвратительные мужики рекомендуют сходить на триллер всем, кто любит остальные фильмы этой серии, и даже тем, кто просто любит хороший урбанистический экшн.
На фоне тяжелейшего экономического кризиса США захлестывает волна преступности, традиционные партии республиканцев и демократов теряют популярность. На политической сцене появляется третья сила — «Новые Отцы-Основатели», предлагающие простое, но радикальное решение проблемы криминала: ежегодно проводить по всей стране Судную ночь, на 12 часов отменяя уголовное наказание за любые преступления.
Но, прежде чем решиться на столь масштабный эксперимент, решено провести его в пределах одного конкретного места. На 12 часов Стейтен-Айленд превратится в территорию беззакония, зато тем, кто решит в нем поучаствовать, правительство выпишет чек на круглую сумму. Местный барыга Дмитрий (И’лан Ноэль) этого делать не собирается, но обстоятельства вынудят его помогать своим близким, которые оказались на улицах в разгар Судной ночи, и эта помощь дорого ему обойдется.
Первое, что необходимо знать перед просмотром новой части «Судной ночи»: преемственность здесь сохраняется, даже несмотря на смену режиссера. Место Джеймса ДеМонако, снявшего первые три фильма, занял Герард МакМюррей. ДеМонако на этот раз ограничился продюсерскими функциями и, конечно, написанием сценария.
Так что с содержательной точки зрения новая «Судная ночь» абсолютно органично вписывается в историю франшизы. Но, в отличие от прошлых фильмов, здесь в центре внимания неожиданные герои — не обычные люди с улиц, и не преуспевающие сливки общества, а уличные банды, которым приходится защищать свой не вполне легальный бизнес в экстремальных условиях.
Из такой затравки можно сварганить отличный экшн — и, действительно, новая часть в плане старого доброго ультранасилия не уступает прошлым. Мы увидим и психов-одиночек (великолепная роль Ротими Пола), и хорошо организованные бандформирования, проводящие зачистку улиц по расовому признаку, и случайных людей, внезапно попавших в разгар кровавой бани.
Все это буйство перестрелок и драк сопровождается вполне отчетливым социальным комментарием, характерным для франшизы. Снято все по-прежнему красиво и кроваво. Рейтинг «R» выдали явно не зря, и стилистика уличной войны предана по высшему разряд: от глазных имплантов участников Судной ночи, до мундиров разных банд.