судьба фроси бурлаковой в жизни
Что сломало жизнь знаменитой Фроси Бурлаковой
Месть всесильного Пырьева
Режиссер музыкальной комедии Иван Пырьев был известным ценителем женской красоты и молодости. Естественно, он не мог пройти мимо Кати. И как позднее рассказывал муж актрисы, режиссер Евгений Ташков, Пырьев не постеснялся прямо на съемочной площадке сделать ей скабрезное предложение, за что тут же поимел звонкую пощечину. Такого урока Пырьев не получал никогда, а тут еще и от молоденькой артистки. И он отомстил за свое унижение. После «Кубанских казаков» Савинова попала в так называемый черный список «Мосфильма». Режиссеры звали ее на пробы, которые она проходила блестяще, но потом отказывали ей.
Так, она должна была сыграть Марютку в картине «Сорок первый» Григория Чухрая. Екатерина была уже утверждена на главную роль, но Чухраю пришлось снять ее кандидатуру. Пырьев на «Мосфильме» был всесилен, его боялись и не шли против его воли. Запретили снимать Савинову и Всеволоду Пудовкину, утвердившему ее на главную роль в «Возвращении Василия Бортникова». Против Пырьева рискнул пойти только муж актрисы Евгений Ташков.
Отсутствие таланта
Екатерина Савинова приехала в Москву из Алтайского края, деревни Ельцовка: все, кто хоть раз смотрел фильм «Приходите завтра…», помнят это название. В 1944-м, когда девушке исполнилось 18 лет, она оказалась в столице. Как и в фильме про Фросю Бурлакову, Катя опоздала на вступительные экзамены во ВГИК. Но ей нужно было где-то жить, поэтому она успешно выдержала конкурс и поступила в землеустроительный институт.
Одна из первых ролей Савиновой. «Кубанские казаки», 1949. Кадр из фильма
Зимой, как раз перед сессией, Савинова узнала, что актер и педагог Василий Ванин («Валерий Чкалов», «Котовский») набирает дополнительный курс. Девушка не могла упустить этот шанс и поступила к Ванину. Однако вскоре он ее отчислил из-за «отсутствия актерского таланта».
Савинова не опустила руки и летом вновь пошла сдавать экзамены во ВГИК. На этот раз она попала в мастерскую Бориса Бибикова (того самого профессора консерватории из «Приходите завтра…») и его супруги, актрисы Ольги Пыжовой. На один курс с Савиновой поступил и Евгений Ташков.
Знакомство их произошло при весьма пикантных обстоятельствах. Молодой человек, как и Катя, приехал из деревни. Он родился и вырос в деревеньке Быково Волгоградской области. И когда он устраивался в общежитие, то выяснилось, что мужские комнаты были уже заняты. Тогда комендант предложил Ташкову переночевать у девушек, у них была свободна кровать. Ситуация складывалась двоякая, но выбора у парня не было.
По воспоминаниям режиссера, он пришел в комнату в отсутствие хозяек, сразу лег на свободную кровать и отвернулся к стенке, чтобы не смущать их. Вскоре пришли девушки. И Евгений обратил внимание на голос одной из них: красивый, глубокий, яркий. Как говорил в одном интервью режиссер: ему очень хотелось повернуться и посмотреть на обладательницу удивительного голоса, но он не решился. А на следующий день он вычислил эту девушку и обратил внимание на ее красоту и на белокурые волосы. Вскоре молодые люди начали дружить. Обоим никто не помогал, поэтому жили они бедно, впроголодь. И каждый старался чем-то накормить любимого человека. Они поженились сразу после окончания ВГИКа. Когда Ташков сделал предложение Савиновой, она заплакала.
Главная роль
Катя после ВГИКа поступила в консерваторию. Ее уникальный голос в три с половиной октавы быстро заметили. Савинову позвали работать в Большой театр, но она отказалась. Тогда ей предложили собственный оркестр и работу на эстраде, но и это ее не заинтересовало. Она мечтала о кино. А пела артистка в свое удовольствие, поражая знакомых и коллег красотой голоса. Но с кино у актрисы не складывалось. Пырьев поставил на ее карьере большой крест. Ей не предлагали даже эпизодических ролей, разве что продавщицу мороженого или девушку-почтальоншу. Супруг поддерживал актрису, когда ей приходили один отказ за другим.
А затем они вместе написали сценарий, в котором рассказали и моменты из своей жизни. Но чтобы избавиться от влияния Пырьева, съемочной группе пришлось уехать на Одесскую киностудию. И даже там Ташкову приходилось убеждать руководство, что Савинова способна сыграть главную роль в этой картине. В результате «Приходите завтра» принесла Екатерине любовь зрителей. Эту историю о талантливой девушке с удивительным голосом до сих пор любят и с удовольствием смотрят, хотя в этом году музыкальной комедии исполнилось 54 года. А Фрося Бурлакова стала единственной главной ролью для Савиновой.
Парное молоко
В 1951 году в Крыму на съемках фильма «Сельский врач» Сергея Герасимова актриса любила ходить на местный базар, где покупала парное молоко. Она как настоящая деревенская девушка скучала по такому молоку и с удовольствием его пила. Молоко в одной из купленных ею банок оказалось заражено бруцеллезом. Артистка долгое время не знала о том, что заразилась. А потом, когда болезнь начала проявляться, то не могла понять, что происходит с ее здоровьем.
После премьеры «Приходите завтра» супруги начали ездить с концертами по стране. И Ташков заметил, что Савинова стала меняться: говорила, что слышит голоса, разговаривала с кем-то в пустой комнате. Из-за несвоевременного лечения у Екатерины Федоровны развилось состояние, очень близкое к шизофрении. Она по несколько месяцев лежала в «Кащенко», откуда выходила нормальным человеком. Но потом вновь наступало обострение.
Со временем моментов просветления становилось все меньше, а периоды обострений растягивались. Актриса, к своему ужасу, понимала, что с ней происходит, и сильно страдала из-за этого. Она осознавала, что больше не может заниматься любимым делом, а для родных людей становится обузой.
Одна из последних ролей Екатерины Савиновой – фильм «Расплата», 1970 год
Весной 1970 года Екатерина Федоровна уехала к сестре в Новосибирск. Ее супруг в это время снимал «Адъютанта его превосходительства». Они регулярно созванивались, актриса интересовалась съемочным процессом. Ничто не предвещала беды. 25 апреля Евгений Ташков получил страшное известие: Екатерина Савинова бросилась под проходящий поезд. Говорят, ее пыталась остановить дежурная по станции, но не успела. Актрисе все время слышались голоса, что она должна погибнуть ради сына на рельсах. Ей было всего 43 года. Ее единственному сыну Андрею Ташкову тогда было 12 лет. Он вырос и стал известным актером, продолжив дело матери и отца.
Судьба фроси бурлаковой в жизни
Екатерине Савиновой были даны красота, актерский талант, великолепный голос, но вот судьба звезды ей не досталась.
Месть всесильного Пырьева
26 декабря 1926 года родилась одна из самых талантливых советских актрис 60-70-х годов — Екатерина Савинова, имя которой для многих менее известно, чем ее знаменитая роль Фроси Бурлаковой.
Катя Савинова училась на первых курсах ВГИКа, когда ей предложили эпизодическую роль в фильме «Страницы жизни». И хотя ее имя даже не указали в титрах, девушка была уверена, что создана для кино. И ее уверенность вскоре подтвердилась.
В 1949 году Катя попала к самому Ивану Пырьеву. Он снимал «Кубанских казаков», и начинающей актрисе досталась небольшая роль Любочки. Савинова справилась с ней блестяще. Юная, с искорками в глазах, открытой улыбкой и ямочками на щеках — ее заметили и полюбили зрители. Однако именно эта роль сыграла с артисткой злую шутку, перечеркнув все ее надежды и мечты.
Режиссер музыкальной комедии Иван Пырьев был известным ценителем женской красоты и молодости. Естественно, он не мог пройти мимо Кати. И как позднее рассказывал муж актрисы, режиссер Евгений Ташков, Пырьев не постеснялся прямо на съемочной площадке сделать ей скабрезное предложение, за что тут же поимел звонкую пощечину.
Такого урока Пырьев не получал никогда, а тут еще и от молоденькой артистки. И он отомстил за свое унижение. После «Кубанских казаков» Савинова попала в так называемый черный список «Мосфильма». Режиссеры звали ее на пробы, которые она проходила блестяще, но потом отказывали ей.
Так, она должна была сыграть Марютку в картине «Сорок первый» Григория Чухрая. Екатерина была уже утверждена на главную роль, но Чухраю пришлось снять ее кандидатуру. Пырьев на «Мосфильме» был всесилен, его боялись и не шли против его воли. Запретили снимать Савинову и Всеволоду Пудовкину, утвердившему ее на главную роль в «Возвращении Василия Бортникова». Против Пырьева рискнул пойти только муж актрисы Евгений Ташков.
Отсутствие таланта
Екатерина Савинова приехала в Москву из Алтайского края, деревни Ельцовка: все, кто хоть раз смотрел фильм «Приходите завтра…», помнят это название. В 1944-м, когда девушке исполнилось 18 лет, она оказалась в столице. Как и в фильме про Фросю Бурлакову, Катя опоздала на вступительные экзамены во ВГИК. Но ей нужно было где-то жить, поэтому она успешно выдержала конкурс и поступила в землеустроительный институт.
Зимой, как раз перед сессией, Савинова узнала, что актер и педагог Василий Ванин («Валерий Чкалов», «Котовский») набирает дополнительный курс. Девушка не могла упустить этот шанс и поступила к Ванину. Однако вскоре он ее отчислил из-за «отсутствия актерского таланта».
Савинова не опустила руки и летом вновь пошла сдавать экзамены во ВГИК. На этот раз она попала в мастерскую Бориса Бибикова (того самого профессора консерватории из «Приходите завтра…») и его супруги, актрисы Ольги Пыжовой. На один курс с Савиновой поступил и Евгений Ташков.
Знакомство их произошло при весьма пикантных обстоятельствах. Молодой человек, как и Катя, приехал из деревни. Он родился и вырос в деревеньке Быково Волгоградской области. И когда он устраивался в общежитие, то выяснилось, что мужские комнаты были уже заняты. Тогда комендант предложил Ташкову переночевать у девушек, у них была свободна кровать. Ситуация складывалась двоякая, но выбора у парня не было.
По воспоминаниям режиссера, он пришел в комнату в отсутствие хозяек, сразу лег на свободную кровать и отвернулся к стенке, чтобы не смущать их. Вскоре пришли девушки. И Евгений обратил внимание на голос одной из них: красивый, глубокий, яркий.
Как говорил в одном интервью режиссер: ему очень хотелось повернуться и посмотреть на обладательницу удивительного голоса, но он не решился. А на следующий день он вычислил эту девушку и обратил внимание на ее красоту и на белокурые волосы.
Вскоре молодые люди начали дружить. Обоим никто не помогал, поэтому жили они бедно, впроголодь. И каждый старался чем-то накормить любимого человека. Они поженились сразу после окончания ВГИКа. Когда Ташков сделал предложение Савиновой, она заплакала.
Главная роль
Катя после ВГИКа поступила в консерваторию. Ее уникальный голос в три с половиной октавы быстро заметили. Савинову позвали работать в Большой театр, но она отказалась. Тогда ей предложили собственный оркестр и работу на эстраде, но и это ее не заинтересовало.
Она мечтала о кино. А пела артистка в свое удовольствие, поражая знакомых и коллег красотой голоса. Но с кино у актрисы не складывалось. Пырьев поставил на ее карьере большой крест. Ей не предлагали даже эпизодических ролей, разве что продавщицу мороженого или девушку-почтальоншу. Супруг поддерживал актрису, когда ей приходили один отказ за другим.
А затем они вместе написали сценарий, в котором рассказали и моменты из своей жизни. Но чтобы избавиться от влияния Пырьева, съемочной группе пришлось уехать на Одесскую киностудию. И даже там Ташкову приходилось убеждать руководство, что Савинова способна сыграть главную роль в этой картине.
В результате картина «Приходите завтра», снятая в 1963 году, принесла Екатерине любовь зрителей. Эту историю о талантливой девушке с удивительным голосом до сих пор любят и с удовольствием смотрят, хотя в этом году музыкальной комедии исполнилось 54 года. А Фрося Бурлакова стала единственной главной ролью для Савиновой.
Парное молоко
В 1951 году в Крыму на съемках фильма «Сельский врач» Сергея Герасимова актриса любила ходить на местный базар, где покупала парное молоко. Она как настоящая деревенская девушка скучала по такому молоку и с удовольствием его пила. Молоко в одной из купленных ею банок оказалось заражено бруцеллезом.
Артистка долгое время не знала о том, что заразилась. А потом, когда болезнь начала проявляться, то не могла понять, что происходит с ее здоровьем.
Во время работы над «Приходите завтра» Ташков заметил, что Екатерина плохо себя чувствует. Оказалось, что у нее температура 37,4. А в разговоре выяснилось, что повышенная температура держится уже полгода. Евгений Иванович, естественно, поинтересовался, почему она об этом никому не рассказала.
После премьеры «Приходите завтра» супруги начали ездить с концертами по стране. И Ташков заметил, что Савинова стала меняться: говорила, что слышит голоса, разговаривала с кем-то в пустой комнате. Из-за несвоевременного лечения у Екатерины Федоровны развилось состояние, очень близкое к шизофрении. Она по несколько месяцев лежала в «Кащенко», откуда выходила нормальным человеком. Но потом вновь наступало обострение.
Со временем моментов просветления становилось все меньше, а периоды обострений растягивались. Актриса, к своему ужасу, понимала, что с ней происходит, и сильно страдала из-за этого. Она осознавала, что больше не может заниматься любимым делом, а для родных людей становится обузой.
Весной 1970 года Екатерина Федоровна уехала к сестре в Новосибирск. Ее супруг в это время снимал «Адъютанта его превосходительства». Они регулярно созванивались, актриса интересовалась съемочным процессом. Ничто не предвещала беды.
25 апреля Евгений Ташков получил страшное известие: Екатерина Савинова бросилась под проходящий поезд. Говорят, ее пыталась остановить дежурная по станции, но не успела. Актрисе все время слышались голоса, что она должна погибнуть ради сына на рельсах. Ей было всего 43 года. Ее единственному сыну Андрею Ташкову тогда было 12 лет. Он вырос и стал известным актером, продолжив дело матери и отца.
Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.
85-летие со дня рождения Е. Савиновой в 2011 году было отмечено открытием дома-музея актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства Савиновой Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».
Документальные фильмы 12+
«Трагедия Фроси Бурлаковой». Документальный фильм об актрисе Екатерине Савиновой
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Громкую славу и всеобщую любовь актрисе Екатерине Савиновой принесла роль Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра». Подобно своей героине, Екатерина Савинова приехала из далекого алтайского села Ельцовка в Москву — учиться «на артистку». На вступительном экзамене во ВГИК она читала монолог Анны Карениной. Несмотря на явное внешнее несоответствие образу, девушке удалось произвести на комиссию сильное впечатление — казалось, она сама все это прочувствовала и пережила. Ее приняли.
А много позже, в 1970 году, Екатерина Савинова бросилась под поезд… Круг замкнулся. Ей было всего 43 года. По роковому совпадению, финал жизни актрисы с точностью повторяет гибель ее любимой героини. Казалось бы, на этом аналогии с Карениной заканчиваются, однако судьба Екатерины Савиновой тоже была полна страданий, непонимания и скрытой от всех боли.
Авторы фильма попытались понять, что творилось в ее душе в эти последние часы, разобраться в драме ее жизни, итог которой оказался настолько трагичным.
Жизнь и трагическая судьба Екатерины Савиной «Фроси Бурлаковой»
Все знают эту актрису в основном по одной роли – Фроси Бурлаковой в советской комедии «Приходите завтра». Имя героини уже стало нарицательным в народе. Но какова была судьба самой Екатерины? Почему ей так и не удалось реализовать свой поистине огромный потенциал? Что заставило ее броситься под поезд – подобно своей любимой Анне Карениной?
Детство и юность
Родилась Катя 26 декабря 1926 года в обычной крестьянской семье. Кстати, деревня Ельцовка, упоминавшаяся в фильме как родина героини – это автобиографический момент. Как и многое другое в «Приходите завтра», эта деталь была взята из реальной жизни – так называлась село, где Савинова родилась и провела детство и юность.
В семье кроме девочки, было еще трое детей. Время тяжелое, нищета жуткая… А потому Катя на всю жизнь запомнила, как бабушка, стоя у постели ее умирающей сестры, сказала: «Надо бы с нее рубашку снять, еще хорошая ведь, пригодится».
Но были и хорошие воспоминания: в семье Савиновых любили петь. И, надо сказать, многие обладали очень неплохими голосами. А у Екатерины был голос просто потрясающий – сильный, бархатный… Послушать ее сбегалась вся деревня! Девочка зря времени не теряла: пела в местном хоре, играла в драматическом кружке.
А потом начала война… Брат Кати ушел на фронт, отец, не выдержав лишений военного времени, скончался. Забота о детях легла на плечи матери. Молодая девушка, которой только исполнилось 18 лет, не хочет быть дополнительной обузой – она едет в Москву, «учиться на артистку»… Денег на билет не было, поэтому пришлось добираться на крыше поезда.
Москва. Учеба во ВГИКе
Попав в огромный город, девушка растерялась. Как и тысячи других деревенских простушек, приехавших покорять столицу, она всего боялась и всему изумлялась… В поезде одна женщина угостила ее виноградом. Катя никогда не пробовала этой экзотической ягоды, и в благодарность отдала попутчице целую банку меда. Она вообще была человеком нежадным, широкой души…
На вступительные экзамены во ВГИК Савинова опоздала. Ну совсем как в фильме Фрося – ведь Екатерина там, по сути, сыграла саму себя. Но только действительность оказалась не столь радужной – доброго профессора, устроившего абитуриентке внеконкурсное прослушивание, не нашлось. Пришлось поступать пока в Землеустроительный институт. После полугода учебы там Катя таки попала в желанный Институт Кинематографии. Но – вот незадача – всего через месяц ее отчислили! Руководитель курса Василий Ванин заявил студентке, что кино совершенно не для нее, она больше театральная актриса. Но упорно идущая к своей цели Савинова не сдалась, и в следующем году поступила на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
На вступительных экзаменах она читала мысленный монолог Анны Карениной перед смертью… Знала ли тогда полная надежд и мечтаний восторженная девчушка, что через четверть века она повторит ее ужасную судьбу?
А пока члены комиссии были просто ошеломлены! Перед ними стояла наивная деревенская девушка с простоватой внешностью. Трагическая речь Анны из ее уст должна была звучать просто смешно. Но нет! Перед ними действительно стояла она – страдающая женщина, доведенная до отчаяния. Конечно же, талантливого самородка, способного так достоверно перевоплощаться, тут же принимают на курс.
Любовь – одна на всю жизнь
Именно в институте состоялась судьбоносная для Кати встреча. Со своим будущим мужем – режиссером Евгением Ташковым – она познакомилась именно во ВГИКе. Причем знакомство состоялось благодаря тому, что комендант общежития не нашел для парня места в мужском отделении и привел его в комнату для девочек – дескать, потом разберемся. Сконфуженный Женя тут же лег на кровать и отвернулся к стене, чтобы никого не смущать. Вскоре пришли и хозяйки, весело щебетавшие друг с другом о чем-то. У одной из них был совершенно поразительной красоты голос, который буквально запал в душу свернувшемуся на кушетке пареньку. С утра он первым делом пошел знакомиться с обладательницей этого божественного голоса.
В 1950 году молодые люди окончили учебное заведение, и уже через восемь месяцев оформили свои отношения официально. Причем Ташков запомнил – перед регистрацией невеста расплакалась. Почему? Евгений полагал, что она не хотела ни за кого выходить замуж – искусство (именно искусство и служение ему, а не карьера) для нее было важнее всего. Впрочем, может быть, это была дань традиционному деревенскому обычаю? Ведь все невесты раньше плакали, выходя замуж – хороня старую жизнь и начиная новую. А Екатерина ведь была человеком чувствительным…
Как бы то ни было, но супруги зажили душа в душу. А в 1957 году у пары родился сын Андрей – в будущем также ставший актером. Сына своего Катя очень любила и всегда переживала, когда из-за работы приходилось оставлять его на няню.
Роковые «Кубанские казаки». Начало карьеры
Первой заметной ролью Савиновой в кино стала Любочка в фильме «Кубанские казаки». Снимал картину маститый режиссер Иван Пырьев, директор Мосфильма. Казалось, все складывалось как нельзя лучше? Но однажды в кулуарах за молоденькой симпатичной актрисой решил приударить сам мэтр… Екатерина, не задумываясь, дала ему пощечину. И этого Пырьев ей так и не простил.
После «Казаков» у Савиновой были роли – но все проходные, не главные… Поговаривали, что именно всесильный Иван Александрович сделал негласное распоряжение – не снимать!
При этом Екатерине сразу после выпуска – единственную на курсе – приглашают сразу во МХАТ! Но девушка отказывается, веря – единственное ее предназначение в жизни – это кино. Она отчасти «зарывает в землю» и свой певческий талант – поступает и заканчивает престижнейшую Гнесинку, но отказывается от эстрадной карьеры певицы. А ведь ей предлагали сразу оркестр и гастроли по всему Союзу! Голос у Кати и правда был просто замечательный – между прочим, в фильме «Приходите завтра» она поет сама, и можно оценить масштабы – целых три с половиной октавы!
«Приходите завтра». Болезнь
Сценарий этого фильма писался Евгением Ташковым специально для супруги и, разумеется, многие подробности были взяты из ее биографии. К сожалению, этой картине было суждено стать знаковой и в то же время роковой для актрисы…
Снимать пришлось на Одесской киностудии – туда руки влиятельного Пырьева, казалось, дотянуться не могли. Савинова сыграла саму себя – она и в жизни была такой – доброй, простодушной, доверчивой. Но фильм все же попытались запретить – однажды в процессе съемок нагрянула комиссия из Москвы. Заключение ее было безжалостным – прекратить производство из-за якобы бездарности исполнительницы главной роли… Нетрудно догадаться, кто приложил к этому руку. Ташков идет на хитрость – сам сообщает начальству о том, что на съемки были уже затрачены приличные суммы денег, материал почти готов – что же теперь народные средства пропадут по произволу невежественных чинуш? «Сверху» дали добро на завершение фильма. После картина пробыла на полке полгода и чудом таки вышла в прокат.
Именно на съемках фильма Катя заразилась бруцеллезом – выпила купленное на рынке парное молоко – она любила его с детства. Из-за плохого самочувствия актрисы производство картины было отложено на год. Однако врачи не сразу смогли поставить правильный диагноз, болезнь была запущена и дала осложнения на головной мозг… Из-за этого у Екатерины начались приступы, по признакам схожие с шизофреническими.
Женщина как могла, боролась с болезнью. Помогал и любящий муж, который всегда был рядом. Но теперь ежегодно Савинова должна была проводить в больнице по 2-4 месяца. В остававшееся время она гастролировала по стране с концертами, снималась в эпизодах и второплановых ролях в кино.
«Женитьба Бальзаминова»
Пожалуй, еще одна знаковая роль, по которой многие знают Екатерину Федоровну – роль кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова». Эта искрометная комедия до сих пор любима народом. А все потому, что на съемках шедевра царила веселая, творческая, юморная атмосфера, и это не могло не сказаться на качестве картины. Актеры импровизировали, шутили, сами придумывали детали своих кинообразов.
Именно в «Женитьбе» мы можем видеть глубину перевоплощения, на которую была способна Савинова. Она поистине жила ролью – даже ее супруг замечал, что подчас (например, после только что отыгранного актрисой спектакля в Театре киноактера) он разговаривал не с Катей, а с ее героиней. Так случилось и в этой картине: Екатерина сама нашла внешний образ – неуклюжая, нерасторопная женщина, одетая в необъятную юбку и кофту навыпуск. Сама придумала интонацию – немного нараспев, сама придумала забавный Матренин смех. Экранного времени на кухарку отведено мало, но зритель видит ее характер и всю жизнь как на ладони. Глуповатая и доверчивая (верит в сны и предсказателей), неотесанная и в то же время добрая и глубоко несчастная, одинокая женщина, которой хозяева заменили семью… Конечно, эта роль не осталась незамеченной, однако предложений, увы, больше не стало.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Начало конца
Не сказав никому ни слова, в 1970 году Савинова уезжает в Новосибирск погостить к сестре Марии. Оттуда она пишет письма мужу и сыну с просьбой не волноваться – она отдохнет и вернется. Но сама Катя знала, что вернуться домой ей не суждено…
Смерть
25 апреля Савинова прибралась в квартире, помыла полы, испекла куличи – как будто извиняясь перед сестрой за то, что ей предстоит пережить… Потом она вышла из дома и пошла к подруге Кларе Белкиной. Предложила пойти вместе работать в храм певчими, но женщина отказалась. Заметив, что Екатерина находится в каком-то странном состоянии, Клара черкнула на бумажке свой телефон и сунула подруге в карман: «Позвони как дойдешь до дома». И буквально через несколько часов в квартире раздался звонок. Женщину приглашали на опознание…
Екатерина Савинова бросилась под поезд. В ее карманах не нашли никаких документов – только телефон подруги. Стрелочница позже рассказала Евгению Ташкову, что видела хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону, а потом вдруг перебежала через пути и кинулась под колеса прибывающего состава. Работница железной дороги крикнула: «Что ты делаешь?», но было уже поздно…
В предсмертной записке актриса просила прощения у всех близких, и особенно – у сына Андрея. Она объясняла, что жизнь, которая ее ждет в будущем, слишком тяжела, и так будет лучше для всех…
Похоронили Екатерину Федоровну там же, в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. До недавнего времени на ее могиле стоял совсем старый, ветхий и поржавевший памятник. Но в 2006 году останки актрисы были перенесены на более почетное место, был возведен и новый монумент.
Старый и новый памятники
Память
В родном селе Ельцовке в 2011 году был открыт дом-музей Екатерины Савиновой. Правда, сам дом принадлежал не семье актрисы, а ее подруге детства Евдокии Бурлаковой, «одолжившей» знаменитой героине фильма свою фамилию.