судьба актеров фильма курьер 1986
«Курьер»: как сложились судьбы главных героев знаменитого фильма Шахназарова?
Фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым по собственной повести в 1986 году, стал одной из картин, ознаменовавших Перестройку. Незамысловатая история знакомства и не случившегося романа двух советских подростков – профессорской дочки Кати Кузнецовой и курьера-нигилиста Ивана Мирошникова – оказалась пропитанной духом переломного времени, неопределенности будущего. «Курьер» был назван лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран» и попал в топ советского проката в 1987 году. Немалая роль в этом успехе принадлежала юным исполнителям главных ролей: Федору Дунаевскому и Анастасии Немоляевой. Любопытно, что судьбы обоих актеров, которым на сегодняшний день исполнилось 51 год, оказались практически не связаны с кино.
Смотрите фильм «Курьер» в субботу, 17 апреля, в 23.45 на телеканале «Мир».
Анастасия Немоляева (Катя Кузнецова)
Если Катя – профессорская дочка, то сыгравшая ее белокурая красавица Анастасия Немоляева – отпрыск кинематографического семейства. Она не просто так носит знаменитую фамилию. Актриса является племянницей Светланы Немоляевой, дочерью ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься Анастасия начала чуть ли не в 11 лет.
Карен Шахназаров долго мучился, подбирая актеров на главные роли «Курьера». На роль Кати Кузнецовой пробовались Юлия Меньшова, Ольга Кабо, Оксана Фандера, Алика Смехова и многие другие многообещающие молодые актрисы, но подходящий типаж все не находился. Николай Немоляев был оператором-постановщиком фильма и рассказал о поисках своей дочери. Анастасия принесла Шахназарову фото своего одноклассника Федора Дунаевского и затем и привела его на съемочную площадку. Режиссер решил устроить пробы обоим и тут же утвердил их на главные роли, а потом защищал этот выбор перед худсоветом.
В 1991 году Анастасия окончила ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, и несколько лет играла в Театре на Малой Бронной. В ее фильмографии порядка 20 фильмов, большая часть из которых пришлась на 80-е и 90-е годы.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Абулхатин Марат
Может быть, актерской реализации талантливой актрисы не способствовали перемены в стране, период, когда даже именитые артисты не могли дождаться хороших ролей. А может быть, перевесило увлечение декоративным искусством, которым девушка занималась с детства: мастерила куклы, расписывала по дереву, вышивала. Анастасия стала известным художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели, которую создает ее муж, японец по происхождению Цутому Исидзиме, известный под именем Вениамин Скальник. Известно, что со своим будущим мужем Немоляева познакомилась на съемках советско-японской картины «Сны о России».
Творческий тандем художников получил признание и в России, и за рубежом, золотые руки Анастасии Немоляевой оживляют на уникальных предметах интерьера сюжеты и химеры со средневековых европейских фресок. У Анастасии и Цутому три дочери: Соня, Фрося и Дуся.
Федор Дунаевский (Иван Мирошников)
Чудесным образом роль Ивана Мирошникова не досталась пробовавшимся на нее Дмитрию Певцову, Дмитрию Харатьяну и Игорю Вернику. Случайно попавший к поле зрения Шахназарова Федор Дунаевский в действительности был похож на своего героя: трудный сын разведенных родителей (мама программист, папа – биохимик), регулярно участвовавший в драках, отчисленный из школы и даже стоявший на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Как и «Курьер», Федор отличался независимостью взглядов и старался идти против течения. На съемочной площадке о нем вспоминали, как о закрытом, но остром на язык человеке. В школе Федор посещал театральный кружок, казалось бы, красивый актерский дебют в главной роли в фильме «Курьер» должен был предрешить будущее молодого человека. Вскоре после «Курьера» последовала еще одна важная работа – роль Вити Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», затем эпизодическая роль в «Небесах обетованных». К сожалению, после этого заметных работ в кино у Федора Дунаевского больше не было.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Геодакян Артем
Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а в 1991 году решил уехать к родственникам в Израиль по программе репатриации. Пытался строить карьеру в новой стране, работал в Тель-Авивском Камерном театре, озвучке и на радио, но через два года вернулся в Россию и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который так и не закончил.
За свои насыщенные 50 лет Дунаевский испробовал множество разных работ, от дворника и официанта до модели, занимался грузовыми перевозками и музыкой – основал группу под названием Banda Dunaevsky. Жил в Израиле, Италии и Германии, однако всегда возвращался в Россию, где живет по сей день. Он был женат четыре раза и имеет пятерых детей. Пока что редкие попытки вернуться на киноэкран (сериалы «Топтуны», «Грач» (2012)) так и не смогли затмить славу первых звездных ролей Федора Дунаевского. В общем, если бы мы узнали, как сложилась жизнь Ивана Мирошникова в будущем, то, возможно, за оригинал стоило бы взять биографию актера, так на него похожего.
Что стало с главными героями фильма «Курьер»
В этом году исполняется ровно 30 лет с момента выхода на экран великолепной картины режиссёра Карена Шахназарова «Курьер».
Фильм стал символом уходящей эпохи, а его главные герои, благодаря мастерству юных артистов, запомнились навсегда каждому, кто хоть раз посмотрел ленту.
1. Фёдор Дунаевский (Иван Мирошников)
Карен Шахназаров во время подготовки к съёмкам «Курьера» просмотрел более сотни претендентов на главную роль. В пробах принимали участие Дмитрий Харатьян, Игорь Верник, Дмитрий Певцов и другие артисты. Но выбор режиссёра пал на парня по имени Фёдор Дунаевский, которого на площадку привела исполнительница роли Кати, Анастасия Немоляева. Ребята учились в одном классе.
Постановщику пришлось отстаивать кандидатуру Дунаевского, так как худсовет был категорически не согласен с решением Карена Георгиевича. В конце концов, Фёдора утвердили на главную роль и работа началась.
Так получилось, что у артиста и его персонажа было очень много общего – их родители развелись, Фёдор после восьмого класса устроился на работу в больницу санитаром и пытался поступить в педагогическое училище. Учителем стать ему было не суждено. Он получил медицинское образование, а во время учёбы работал дворником и ночным сторожем. Иногда Дунаевскому даже приходилось сдавать бутылки.
Фёдор оказался очень своенравным и строптивым человеком – во время съёмок он постоянно пытался переделать свои реплики, отказывался надевать приготовленные художниками костюмы, давал советы старшим, более опытным коллегам. Режиссёр и члены съёмочной группы намучились с упрямым подростком.
Для него не существовало авторитетов – в этом смысле он полностью соответствовал своему персонажу.
К концу 1987 года фильм «Курьер» посмотрело 50 млн зрителей. Успех у картины был колоссальный, а Фёдор Дунаевский стал настоящей звездой. Карен Шахназаров категорически отказывается снимать продолжение фильма. Он хочет, чтобы Иван остался в сердцах любителей кино 17-летним романтиком.
Режиссёр не желает видеть его повзрослевшим, он против того, чтобы кумир целого поколения превращался в простого обывателя. В начале 90-х Фёдор Дунаевский пробовал свои силы в бизнесе, но у него ничего не получилось и он эмигрировал в Израиль. Не так давно он вернулся в Москву. Сейчас Дунаевский пытается вернуться в кино – к данному моменту он уже снялся в нескольких сериалах.
2. Анастасия Немоляева (Катя Кузнецова)
Главную женскую роль в фильме исполнила дочка кинооператора Николая Немоляева. Примечателен тот факт, что Анастасия также приходится племянницей известной актрисе Светлане Немоляевой.
На роль Кати Кузнецовой пробовались Ирина Апексимова, Марина Зудина, Юлия Меньшова, Алика Смехова, Оксана Фандера, Алёна Хмельницкая и другие актрисы.
Настя готовилась к поступлению в институт на папиной работе и создателям фильма внезапно понадобилась её помощь – как раз проводился кастинг на главную мужскую роль, и претендентам на роль Ивана нужно было подсказывать реплики.
Шахназаров сразу определил, что у девушки есть актёрский талант и предложил ей принять участие в проекте.
После «Курьера» Анастасия снялась ещё в нескольких фильмах. Какое-то время актриса играла в одном из московских театров. Позже она отошла от актёрства и серьёзно занялась росписью мебели. У Анастасии есть своя студия.
Прикладное творчество всегда было её увлечением. Немоляева относится к тому числу счастливых людей, которые сумели превратить своё хобби в профессию. Совсем недавно Роман Абрамович, восхитившись работами её студии, попросил дизайнера расписать ему детскую.
Стоит отметить, что в реальной жизни между Фёдором Дунаевским и Анастасией Немоляевой никакого романа не было – их всегда объединяла тёплая дружба и исключительно рабочие отношения.
3. Володя Смирнов (Коля Базин)
Лучшего друга Ивана, одного из главных героев фильма Колю Базина сыграл Володя Смирнов. Режиссёр Шахназаров познакомился с парнем в детской комнате милиции, которая ближе всего располагалась к «Мосфильму».
Карен Георгиевич пригласил его на кастинг. Володя приглашение принял и пришёл на съёмочную площадку вместе со своими друзьями – дворовой шпаной. Все ребята, кстати, тоже приняли участие в фильме.
Они снялись в массовке на спортивной площадке. Однажды Смирнов вместе со своими друзьями просто исчез со съёмок – мальчишки отправились драться «стенка на стенку» с бандой подростков, которая приехала из другого района Москвы.
Володя трагически погиб в конце 90-х. Точных подробностей о произошедшем нет. По слухам, Смирнов всегда мечтал стать членом Мосфильмовской преступной группировки. В конце концов, он получил в ОПГ невысокую должность, и был убит вместе с другими членами банды. Также есть версия, что он увлекался наркотиками и попал в автомобильную аварию, находясь в одурманенном состоянии.
Ещё ходят слухи, что Смирнова убили сотрудники милиции во время конфликта, который возник в очереди за пивом.
Найдены возможные дубликаты
Автор, ну хоть-бы фото повзрослевших прилепил, для ЛЛ. Интересно же посмотреть какими стали герои детства.
Сразу вспомнилась тема Herbie Hancock:
Помилуйте окаянного, фильм не смотрел, но глаз зацепился за спортивку Адидас. Фильм 1980-х, а тогда были такие костюмы?
Ну так она в особняке живет в центре Москвы, все логично.
ну как бе если актриса одета в такой костюм, то это очень толсто намекает
Ольге Остроумовой – 74: Почему одна из самых красивых актрис так мало снималась в кино и не жалела об этом
21 сентября исполнилось 74 года известной актрисе театра и кино, народной артистке России Ольге Остроумовой. Она начала сниматься в кино еще во время учебы в ГИТИСе и сразу заставила о себе заговорить. «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Гараж» – после выхода этих фильмов в 1970-х гг. ее называли одной из самых ярких советских актрис. Но после такого мощного старта Остроумова долгое время появлялась на экранах преимущественно в телеспектаклях. Ей поступало много предложений от кинорежиссеров, но она чаще всего отвечала им отказом. И не жалеет об этом, ведь выбрала то, что было для нее гораздо более важным.
Стремительный взлет и первые разочарования
Актриса в юности | Фото: kino-teatr ru
Ольга Остроумова мечтала стать актрисой с самого детства – с тех самых пор, когда впервые попала в театр в 10 лет. Вот только никто из ее близких об этом даже не догадывался, ведь в школьные годы она не участвовала в художественной самодеятельности и не занималась в драмкружке. Ольга рассказывала: «Никаких сценок, монтажей, концертов. Потому все мои друзья, родители и даже учителя ну просто шокированы были моим решением уехать в Москву и поступать в ГИТИС».
Актриса в юности | Фото: kino-teatr ru
Она родилась в Бугуруслане – маленьком городке Оренбургской области, выросла в Куйбышеве, а после школы отправилась в Москву. Никаких других театральных вузов, кроме ГИТИСа, она не знала, а во ВГИК не хотела поступать из-за того, что изначально не мечтала сниматься в кино и видела себя театральной актрисой. Тем не менее всесоюзную славу ей принес именно кинематограф.
Ольга Остроумова в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото: kino-teatr ru
Уже на втором курсе Остроумову пригласили в труппу московского ТЮЗа, а на третьем она сыграла свою первую роль в кино – школьницу Риту Черкасову в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Этот режиссер стал ее крестным отцом в кино, ведь следующую свою звездную роль – Женьку Комелькову в фильме «А зори здесь тихие» – она сыграла тоже у него.
Ольга Остроумова в фильме *А зори здесь тихие*, 1972 | Фото: kino-teatr ru
И первая популярность, и первое разочарование в профессии пришли к ней в самом начале творческого пути. После дебютной роли были два неудачных фильма, и Остроумова поспешно сделала вывод о том, что истинным искусством может быть только театр, а кино – это «сплошное производство и монтажи», а потому сниматься она больше не будет. Но оглушительный успех фильма «А зори здесь тихие» заставил ее усомниться в правильности таких категоричных суждений.
Идеал женщины 1970-х
Кадр из фильма *Любовь земная*, 1974 | Фото: kino-teatr ru
А потом были роли в фильмах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», и к концу 1970-х гг. Остроумова превратилась в одну из самых ярких, востребованных и любимых в народе звезд советского кино. Правда, слава не приносила ей никакой радости. После спектаклей в театре к ней подходили зрители и восхищенно говорили: «Какая же вы красивая!» А она мечтала услышать то, что обычно слышала ее коллега, Лия Ахеджакова: «Какая же вы талантливая!»
Кадр из фильма *Гараж*, 1979 | Фото: kino-teatr ru
Ее театральные успехи волновали ее намного больше, чем съемки в кино. О всенародной славе она никогда не мечтала и тяготилась ею. «На сцене хочу быть первой, а в жизни стараюсь быть незаметной, не выделяться. Бывает приятно, когда меня благодарят за театральные работы. Или тактично узнают. У нас ведь народ – либо сразу по плечу, либо громко: «Это она? Да нет, не она. Да ты посмотри на нее, у той такие глаза, волосы, а у этой…» Я столько оскорблений наслушалась! Есть актрисы, которые не выходят без макияжа из дома. Они и в жизни поддерживают экранный или сценический имидж. Я – нет», – признавалась актриса.
Ольга Остроумова в фильме *Василий и Василиса*, 1981 | Фото: kino-teatr ru
После выхода фильма «А зори здесь тихие» ее называли «идеалом женщины», воплощением манкой женственности, но сама она своей любимой киноработой называла другой фильм, который большинство зрителей, скорее всего, даже не видели, – «Василий и Василиса». Остроумова говорила, что если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход». Так же актриса дорожила образами Глафиры в постановке «Волки и овцы», Эммы в «Мадам Бовари» и Елены в «Днях Турбиных».
Долгий путь к счастью
Актриса с мужем Михаилом Левитиным и детьми
Однажды в юности Остроумова опрометчиво сказала: «Пошли мне Бог столько страданий, чтобы я могла стать хорошей артисткой». Страданий на ее долю действительно выпало немало, ведь личное счастье актриса нашла только в зрелые годы, в третьем браке с Валентином Гафтом. К тому моменту у нее за плечами был недолговечный студенческий брак и 23 года семейной жизни с режиссером Михаилом Левитиным.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
До встречи с Гафтом она даже не представляла, что семейная жизнь может быть счастливой, ведь на протяжении долгих лет мирилась с многочисленными изменами и предательствами мужа, пытаясь сохранить брак ради двоих детей. Все заботы о семье легли на ее плечи, ведь супруг продолжал жить собственной жизнью и искать вдохновения вне брака.
Кадр из фильма *Тихие троечники*, 1980 | Фото: kino-teatr ru
От съемок актриса тогда отказывалась, а уйти из театра не смогла, хотя было очень тяжело заниматься воспитанием детей и продолжать актерскую карьеру. «Никто мне не помогал. Как говорю, не снимая калош, прибегала, бросалась к плите, что-то варила, кормила, стирала и снова убегала». Тем не менее семья всегда оставалась для нее на первом плане, и о несыгранных ролях в кино Остроумова не жалела.
«Театр – это не вся моя жизнь»
Народная артистка России Ольга Остроумова | Фото: kino-teatr ru
Несмотря на то, что в ее фильмографии могло бы быть вдвое больше ролей, Остроумова даже после того, как дети стали взрослыми, не спешила соглашаться на предложения кинорежиссеров и не боролась за роли. Даже высокие гонорары никогда не были для нее мотивом сниматься в откровенно слабых фильмах. Однажды ей предложили 5 тысяч долларов всего за один съемочный день. И нужно было всего-то сидеть за столиком в ресторане, изображая спутницу «какого-то крутого». На это Остроумова заявила, что она не манекенщица, а актриса, и ей нужны роли, а не эпизоды со статистками «с красивым лицом».
Ольга Остроумова в фильме *Прощальные гастроли*, 1992 | Фото: kino-teatr ru
Ольга Остроумова никогда не утверждала, что она в первую очередь театральная актриса и считала себя «просто актрисой», но при этом театр называла своим домом. Она не жалела о том, что не только на съемочной площадке, но и на сцене не сыграла многих ролей, например, из классического репертуара – ни Чехова, ни Тургенева. Но тем не менее на свою актерскую судьбу Остроумова не жалуется и считает ее счастливой.
Ольга Остроумова в сериале *Не родись красивой*, 2005 | Фото: kino-teatr ru
Актриса говорит: «Как бы много упущено. Но что-то другое было в жизни. Было рождение детей. Я никогда не отделяю театр от жизни. Театр – это не вся моя жизнь, это часть жизни. Я далеко не всем жертвовала ради театра. Наоборот, я чаще жертвовала театром ради жизни. Поэтому я не думаю, что я чего-то не успела, потому что дети. Нет. Я чего-то не успела, зато у меня дети!».
Как сложилась судьба актера из фильма «Сережа»? Борис Бархатов
Очень часто происходило так, у режиссера был гениальный сценарий, актеры второго плана утверждены, а вот главного персонажа найти никак не удавалось. Так было и с картиной «Серёжа», пересмотрели сотни ребятишек и всё было не то.
Прошло время, о фильме практически забыли, многие знаменитые артисты ушли из жизни, но о них мы знаем практически все. А кто же играл, того маленького мальчугана Серёжу? И сказал фразу, от которой у зрителей мурашки по коже поползли:
— У меня есть сердце, и оно стучит!
Боря Бархатов в фильме «Серёжа» 1960 год
Двадцать лет назад у сотрудников одного московского журнала была навязчивая идея, найти главного героя картины «Серёжа» (1960). Шестилетний Боря Бархатов, проживавший в Москве, сыграл маленького Серёжу. Выяснили, что в том году, в столице, было около 70 человек с этим именем. Начали расследование с первой фамилии и им повезло, Бархатов был найден. Бывший артист встретиться согласился, но предупредил: рассказывать о своей жизни не будет, фотографироваться не хочет. Условия были приняты.
И так, с чего все начиналось.
Два режиссера, тогда еще неизвестных, должны были снять дипломную работу. Выбор пал на рассказ Пановой Веры «Серёжа», которую сам автор считает своей лучшей работой. Такие именитые метры как Скобцева, Бондарчук, Меркурьев, Соколова согласились сниматься, едва прочитав сценарий. Однако, понимали, успех будет зависть от маленького героя. Режиссеры попросили ассистентов найти умного, эмоционального, симпатичного, трогательного мальчика.
Сергей Бондарчук и Боря Бархатов
В студию «Мосфильм» пришли сотни ребят со своими родителями, всем казалось, что именно их ребенок достоин играть эту роль. Как вспоминал потом сам Борис Бархатов, в студию он попал благодаря своей тети, которая привела его на пробы. Но мальчик не произвел никакого впечатления на режиссеров, его сфотографировали и продолжали искать дальше. Дни проходили, а главного героя так и не было. Проблема начинала раздражать, объездили все детские лагеря, но и там подходящего паренька не нашли. Тогда решили просмотреть снимки первых претендентов, Вера Строева взяла в руки снимок Бархатова и сказала:
— Какой милый ребенок! Не понимаю, что вы ищите.
Василий Меркурьев в фильме «Серёжа»
Чтобы ребенок не потерял эмоциональный настрой, было принято решение его не баловать, не «сюсюкаться», и не хвалить. Данелия придумывал разные хитрости, чтобы Боря искренне реагировал на происходящее. Например, Сережа, увидев татуировку на спине Меркурьева, должен был удивиться. Спину артисту разукрасили так, что, когда мальчик посмотрел на рисунок испытал настоящий «шок», и это быстро отсняли с первого дубля. А вся съемочная группа в это время умирала от смеха.
— Что значить не переживай? Устами младенца. гласит истинна.
Действительно, как мог шестилетний ребенок фамилию режиссера сопоставить со словом «талант», и оценить поступок Таланкина. У самого Бориса был действительно талант. Он умел так искренне передавать всё то, что с ним происходило на экране, что зрители становились реальными участниками событий. Помните, как Сережа разворачивает обвертку конфеты, и увидев обман говорит дяде Пете:
Взгляд мальчика поражает глубиной передаваемых эмоций, в них все: и обида, и горечь, и неподдельное удивление, а главное непонимание – как мог такой здоровенный верзила, взять и обмануть, его – ребенка?
Доходило до того, что актеры не могли снять некоторые сюжеты из сценария. Бондарчук играл Коростылева, отчима Сережи. Он с пасынком идет по роще, и говорит о том, что не может его сейчас взять в Холмогоры. Сережа угрюмо молчит и пристально смотрит на Коростылева. Не выдержав, Бондарчук останавливает съемки и говорит режиссерам:
— Нет, не могу больше. Он на меня смотрит так, что я текст забываю!
Это была самая высшая похвала маленькому артисту и признание его таланта метром Сергеем Бондарчуком.
Бориса Павловича спрашивали, как удавалось режиссерам заставить пятилетнего ребенка все выполнять беспрекословно, разве ему не хотелось идти поиграть с детьми в игры? На этот вопрос Бархатов сначала ответил взглядом того самого маленького Сережки: «Дядя, ты дурак?». А потом вздохнув ответил:
— Во-первых, я уже не тот маленький мальчик, так, что буду говорить о Серёже, как об совершенно постороннем человеке. Ребенок понимал, на нем лежит большая ответственность. Даже когда Сережа играл игрушками, это была работа.
А вот интересно, кем хотел стать маленький актер Боря? Может космонавтом? Удивительно, но космонавтом Бархатов быть не хотел, и все потому, что надо было одевать слишком много свитеров. Да и все вокруг мальчишки только об этом и мечтали. это ж сколько космонавтом будет? В этой толпе Сережа потеряться не хотел.
В итоге, у малька к кинематографу появилась своеобразная ненависть. Надоело и то, что Сережу экранного сравнивают с ним – Борисом Бархатовым. Родителям не хотелось, чтобы сын стал лицедеем. Отец работал инженером и для сына желал такую же серьезную профессию. С раннего возраста мальчика отдали в спортивную школу на каратэ, потом он учился в спецшколе, серьезно занимался английским языком, увлекался точными науками.
Окончив школу, пошел в технический вуз, о карьере артиста даже и не мечтал. Когда кто-то из друзей спрашивал, почему не пошел в театральный, сильно злился, мог даже после этого не разговаривать с приятелями. После института пошел работать на завод инженером. Там же познакомился с будущей женой. О том, что муж снимался в фильме «Серёжа» она узнала через некоторое время. В семье об этом говорить не принято. Даже их две дочери никогда не начинают разговор о том, что папа был когда-то артистом
Борис Бархатов фильм неоднократно видел, но никому никогда не говорил, что он и есть тот самый трогательный мальчик Сережа. А еще Боря в детстве очень хотел иметь собаку, но боялся ответственности, поэтому так и не попросил родителей ее купить. Уже будучи взрослым, свою мечту осуществил, купил добермана.
После премьеры, фильм «Сережа» имел огромный успех не только в союзе, но и за рубежом. Получил несколько премий, на фестивале в Карловых Варах картину наградили «Хрустальным глобусом».
Борис Павлович Бархатов
Борис Павлович Бархатов родился в пятьдесят третьем году, снимался еще в двух кинолентах: «Братья Комаровы» (1961) и «Грешный ангел» (1962).
Вот так сложилась судьба самого знаменитого мальчика 60-го года. Он остался таким же серьезным, ответственным, немногословным, как и его герой. Но, было видно, что Борис Павлович совершенно не хитрил, говоря о том, что не имеет никакого отношения к Сереже, которому предрекали большую актерскую карьеру.
Студент-практикант Вова из «Афони». Попал из ПТУ в актеры и не пережил 90-е
В картине Георгий Данелия «Афоня» эпизод с практикантами из ПТУ занимает особое место и является переломным в восприятии зрителем главного героя. Если до этого жуликоватый весельчак слесарь нравится, то студенты отрезвляют зрителя и позволяют взглянуть на Афоню с другой, неприглядной стороны.
Афоня пыжится от гордости, шагая по своему участку с практикантами, и искренне хочет их чему то научить. Ион действительно мог бы поделиться с подрастающим поколением знаниями и опытом, так как специалист он неплохой, хотя и разгильдяй, но учит их вымогать у жильцов взятки. И когда парни отказываются у него практиковаться, это становится пощечиной не только Афоне но и зрителю. С этого момента Афоня перестает нам нравиться, и ему придется пройти трагический путь, чтобы сойти с дороги саморазрушение и вновь завоевать симпатии вперемешку с состраданием.
Из поведения бойкого практиканта Вовы видно, что он едва не принял «методы» работы недобросовестного старшего коллеги, но твердая позиция принципиального товарища стала для него ориентиром.
Важный момент, Вова присутствует на собрании где коллеги разбирают поведение Афони, а он паясничает, видно, что практикант смотрит на бывшего наставника с тоской и жалостью.
Роли студентов практикантов исполнили ребята, которые в то время действительно учились в ПТУ. Рослого парня на роль принципиального студента нашли в ПТУ торговли, его зовут Владимир Фомичёв. Об его судьбе известно мало, по последним данным он живет в Москве и занимается недвижимостью.
Роль практиканта Вовы исполнил Вячеслав Чигарин который учился на портного. Про его судьбу, к сожалению известно больше, причина тому страшное преступление оборвавшее жизнь Вячеслава и его семьи.
Актером Вячеслав не стал, да и не собирался, хотя спустя пару лет после «Афони» Данелия привлек его на эпизодическую роль мужа молодой девушки адвоката Светланы в трагикомедии «Мимино».
Вячеслав работал часовщиком, весьма уважаемая и доходная в Союзе профессия. У него была семья и нормальная жизнь. После развала СССР профессия часовщика оставалась востребованной, и, несмотря на царившую вокруг нищету и безысходность он имел некоторый материальный достаток.
Страшное и подлое преступление, совершённое в страшную и подлую эпоху.
Это случилось 31 мая 1995 года. Вячеславу было 36 лет.
Алексей Катышев: трагическая судьба знаменитого героя советских сказок
Для того, чтобы стать актером, не обязательно иметь специальное образование. Иногда достаточно просто оказаться в нужное время и в нужном месте, как это случилось с Алексеем Катышевым. В фильмографии этого актера с ангельской внешностью не так много кинематографических работ, однако Алексей полюбился зрителям благодаря своим запоминающимся ролям в русских сказках.
Биография Катышева свидетельствует о том, как легко получить признание и славу, и как трудно удержаться на плаву из-за сложных жизненных обстоятельств. В жизни этого мужчины имеются как взлеты, так и падения. Судьба победителя Кощея Бессмертного мало похожа на сказку, которая заканчивается хэппи-эндом. Она оказалась к нему жестока: мимолетное счастье сменилось жизнью, которая пошла под откос.
Фильмы: Именно на курсах звукорежиссеров произошло судьбоносное знакомство Алексея Катышева и режиссера Александра Роу, который порадовал советских киноманов культовыми фильмами. Поэтому можно сказать, что Алексей Катышев поймал удачу за хвост. В то время, пока молодой человек работал микрофонщиком в звукоцехе и ассистентом оператора, Александр Роу снимал в Ялте фильм под названием «Морозко» (1964), в котором сыграли Александр Хвыля, Наталья Седых, Инна Чурикова, Георгий Милляр и другие звезды кинематографа. Режиссер заприметил Алексея, сказав незнакомцу следующее:«Молодой человек, вы даже не подозреваете, какие у вас чудные глаза. Такие данные грех не использовать, вам бы в кадр!».
Таким образом семнадцатилетний Катышев удостоился главной роли в следующем фильме Роу, который назывался «Огонь, вода…и медные трубы» (1968). Все члены госкомиссии были против такого решения Александра Артуровича, однако режиссер заупрямился, заявив, что если не будет в фильме Катышева, то он не возьмется за камеру и не будет снимать вообще.
Дело в том, что мэтр разглядел в Алексее ту наивность, чистоту и непосредственность, которая присуща его сказочным персонажам. Следовательно, чтобы перевоплотиться в доброго молодца, Катышеву не приходилось даже играть, актер вел себя на съемочной площадке естественно.
Сюжет фильма, где дебютировал Катышев, собран из русских народных произведений, которые многим знакомы с детства. Картина повествует о том, как златокудрый Вася повстречал Аленушку. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, однако их счастью помешал Кощей Бессмертный, укравший девушку прямо на глазах главного героя.
На следующий день после премьеры фильма Алексей Катышев проснулся знаменитым. Однако молодой человек не смог продолжить покорять кинематографический олимп из-за призыва на службу в армию. Когда солдаты узнали актера, они стали с гордостью возить его по различным частям в качестве экспоната, а сам Алексей рассказывал сослуживцам, что творилось на съемочных площадках.
Примечательно, что Александр Роу делал все возможное, чтобы начинающий актер вновь попал в кадр и покорял зрителей своим взглядом. Режиссер договорился, чтобы Катышева перевели с Севера в Ленинград, и вторую половину службы актер сумел провести перед режиссерскими камерами.
Алексей Юрьевич стал любимым актером Роу, которому прощались опоздания и неточности в текстах ролей.
Далее актер исполнил роль рыбацкого сына в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969), сыграл в киноленте «Весенняя сказка» (1971).
Последней работой в кино стал детский фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» режиссера Михаила Пташука, вышедший в 1973 году.
«Вы были кумиром Роу. Я вас снимать не собираюсь. Всего доброго!».
Личная жизнь: Личная жизнь актёра была мало похожа на сказку. Алексей женился в 17 лет. Вскоре супруга Ирина родила ему дочку, но девочка умерла сразу после рождения из-за оплошности врачей.
Позже в семье появилось ещё трое детей. Несмотря на это, жизнь пары нельзя было назвать счастливой. Ирина не стремилась понять Алексея, много требовала, ставила ультиматумы.
После смерти Роу, Алексей снова вернулся в Крым, но не нашёл поддержки в семье. Он мог бы попытать счастья на кинопробах у других режиссёров, но Ирина требовала денег.
В 1974 году пошёл учиться в автошколу. Получил права, устроился на 62-ю автобазу водителем молоковоза. Там проработал 22 года. Периодически Алексей пытался вернуться на Ялтинскую киностудию, но безрезультатно.
После каждой неудачи – новые запои, после которых он снова шел в… автобазу просить начальство его не увольнять. Правда, семью всё-таки потерял. Жена предпочла сама воспитывать трёх дочерей, чем с таким мужем…
Последние годы: В годы перестройки предприятие, на котором работал Катышев, закрылось. Ему пришлось уйти на должность грузчика. В это время Алексей пристрастился к алкоголю.
В последние годы Катышев остался без крыши над головой. Его мать умерла, оставив квартиру брату актёра, который вскоре продал жильё. Супруга, с которой Алексей прожил 28 лет, отказалась его прописывать. Катышева приютила знакомая сотрудница киностудии.
Жизнь актёра оборвалась трагически. Его избила пьяная компания молодых людей, и Катышев попал в больницу.
На фоне лёгочной и сердечной недостаточности началось развитие сепсиса. 30 ноября 2006 года Алексей ушёл из жизни. Ему было всего 57 лет.
Алексей Катышев поймал «птицу удачи» – признание и слава нашли его сами. Но такое же случайное стечение обстоятельств лишило актёра всего, чего он достиг.
Однако этот талантливый актёр, добрый и светлый человек навсегда вписал своё имя в историю русского кинематографа.
И взрослые, и дети с удовольствием пересматривают любимые сказки с вечным сюжетом, где добро неизменно побеждает.
Гюльчатай, открой личико.
Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. А ведь так случилось с Татьяной Федотовой-Гюльчатай из всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни»
Она сама и сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, но она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что поступила правильно.
Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.
Татьяна Федотова в балетном училище (в центре). Источник: кадр из youtube
В фильме она показала себя с очень яркой и привлекательной внешностью. И ей сулили громкую славу, если она и дальше продолжит кинокарьеру.
Роль Гюльчатай стала ее звездным часом и первой и последней работой в кино. На самом деле в этой роли зрители должны были увидеть другую актрису – ученицу Московского циркового училища Татьяну Денисову, но из-за экзаменов она через 4 месяца уехала со съемок. Нужно было очень быстро подыскать ей замену, и ассистенты режиссера 16-летнюю Татьяну Федотову нашли прямо на улице: «Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ».
И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей…
Однако, Татьяна не пошла в кино. Не стала продолжать кинокарьеру. И это несмотря на огромную популярность, которую принесла ей роль Гюльчатай. Множество поклонников с нетерпением ждали новых ролей от яркой, привлекательной актрисы, но все тщетно. Татьяна Федотова выбрала для себя другой жизненный путь.
После того, как Татьяна окончила училище, она пошла работать в танцевальный ансамбль в «Ленконцерте». Там она познакомилась с одним композитором. Его звали Геннадий Кузьмин и он на тот момент был женат.
В итоге они все-таки поженились. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.
Будучи уже на пенсии, Татьяна 4 года проработала уборщицей в Русском музее, но не стыдится этого. Когда журналисты задают ей вопросы о том, не жалеет ли она об утраченных шансах в кинематографе, Татьяна отвечает: «Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую… Люди радуются и веселятся, смотрят, какие красивые актеры. Но как они увядают быстро. Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким».
Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.
Помните Алика из фильма «Экипаж»? Мальчик вырос и стал руководителем представительства крупнейшей в мире компании
В 1979 году фильм «Экипаж» удивил и кинокритиков, и зрителей. По сути, это был первый советский фильм-катастрофа, причем высокого качества, как позже его оценили американцы, которые подобными блокбастерами занимались уже давно. В те годы, когда еще не было компьютерной графики, такие фильмы были не просто сложными для производства, но и очень дорогими!
Фильм надолго стал любимым у наших зрителей, и все актеры, кто снимался даже в маленьких ролях и эпизодах, запомнились и можно сказать, что вошли в историю отечественного кинематографа. В том числе и маленький сын одного из главных героев, второго пилота экипажа Валентина Ненарокова в исполнении Анатолия Васильева. Этого маленького Алика Ненарокова сыграл пятилетний Рома Монин.
Пилот Валентин Ненароков пережил серьезную драму в своей личной жизни. Ему пришлось развестись с женой, которую он любил, и расстаться с маленьким сыном Аликом, которого бывшая супруга увезла в другой город. Так вот малышу, игравшему сына, досталась весьма не простоя драматическая роль. Его персонаж попал в сложные отношения между матерью и отцом, а он любит обоих, но ничего изменить не может. Роме предстояло выполнить непростое поручение режиссера – показать любовь к отцу через боязнь не угодить матери.
Согласитесь, что такая роль по силам не каждому взрослому актеру, а тут малыш. И надо отметить, что у него это получилось! Возможно, не осознано, но зрители увидели сложное положение ребенка и невольно пожалели его. Именно этого и хотел добиться Александр Митта.
Вроде бы Рому ожидало успешное будущее в кино, но в дальнейшем, ни он сам, ни его родители, не захотели продолжать это занятие. Известно, что чуть позже его настойчиво приглашал в «Ералаш» Борис Грачевский, но Роман отказался.
В школе он всерьез увлёкся авиацией, поэтому получив аттестат, целенаправленно поступил учиться в Московский авиационный институт. Но грянули 90-тые, у молодых людей в жизни появились другие интересы и цели. На первый план вышел бизнес, а не авиационная романтика и детские мечты. После МАИ Роман продолжил учебу и получил второе высшее образование MBA в Международной высшей школе бизнеса. А далее его менеджерская карьера развивалась вполне успешно.
В 2011 году 37-летний Роман Монин возглавил представительство «Logitech» в России. Многие годы Роман Валерьевич возглавлял российское представительство этой всемирно известной швейцарской компании, продукцией которой пользуется каждый четвертый пользователь цифровой техники в нашей стране.
Сегодня этот производитель компьютерной периферии входит в пятёрку лидеров продаж подобной продукции на нашей территории. Таких успехов компания добилась под руководством человека, который сорок лет назад сыграл несчастного заикающегося мальчика в одном из самых популярных советских фильмов.
Искрометный фильм «Труффальдино из Бергамо» был снят в 1976 году. С тех пор его посмотрело несчетное количество зрителей. Фильм светлый и добрый, сопровождающийся великолепной музыкой, никого не оставляет равнодушным. Блестящий актерский состав сделал из фильма праздник, который с нами и по сей день.
В основе фильма незатейливый сюжет про пройдоху Труффальдино, который умудряется поступить на службу сразу к двум господам.
На роль Труффальдино пробовались Александр Демьяненко, Бориса Смолкин и Олег Даль. Для Константина Райкина это была десятая роль в его карьере. Райкину было 26, он безукоризненно вписался в образ наглого Труффальдино. Райкин буквально вырвал эту роль зубами у других артистов. Во- первых, он не пел, а искали актера с вокальными данными, фильм-то музыкальный. Во-вторых, многие видели в нем лишь сына Аркадия Райкина, и не хотели видеть его талант. Но Владимир Воробьев, который был режиссером, утвердил Константина. Непростыми были взаимоотношения между режиссером фильма и Константином Райкиным. Посмотрите, что он сам об этом рассказывает.
Константин Райкин и Наталья Гундарева были однокурсниками, они терпеть не могли друг друга, а тут им предстояло изображать влюбленную парочку. Райкин чуть было не остался без роли, так как строптивая Гундарева категорически не хотела с ним сниматься. 28-летней актрисе досталась роль служанки Смеральдины. Постепенно актеры притерлись к друг другу, Гундарева с Райкиным поладили и создали прекрасный дуэт.
Весь фильм сопровождает великолепная музыка Александра Колкера. Кто поет за не поющих актеров? Ну голос Михаила Боярского вряд ли кто-нибудь не узнал. Он поет вместо Константина Райкина. Наталье Гундаревой подарила свой голос Елена Дриацкая, которая сыграла невесту Сильвио, Клариче. Также много песен в фильме исполнил Виктор Кривонос, который и сыграл Сильвио. А вот Валентина Кособуцкая, которая сыграла Беатриче, пела в этом фильме сама.
Елена Дриацкая была совершенно неизвестна широкой публике. Немногие знают, что её голосом поет Диана в «Собаке на сене», а в фильие «Д’ Артаньян и три мушкетера» Елена пела за Елену Цыплакову, Ирину Алферову и опять же за Маргариту Терехову.
Валентина Кособуцкая продолжает сниматься в кино, сейчас актрисе 72 года.
Константин Райкин празднует свой день рождения в один день с Еленой Дриацкой, 8 июля. Он на год старше Елены.
Виктор Костецкий исполнил в фильме роль Флориндо. Это была его десятая роль в кино. Красавец Костецкий сыграл более 40 ролей в кино. Его жизнь оборвалась внезапно, инфаркт стал причиной смерти артиста. Он снимался до самой своей смерти.
Виктор Кривонос, сыгравший Сильвио. живет в Санкт-Петербурге. Он ведет передачи на радио про оперетту и музыку. Сейчас артисту 74 года.
Сеньора Панталоне сыграл Лев Петропавловский. Замечательный артист трагически погиб под колесами автомобиля в возрасте 53 лет.
А Сеньора Ломбарди замечательно сыграл Игорь Соркин. Он ушел в возрасте 67 лет из-за тяжелой болезни.
Бесподобная Наталья Гундарева, которая подарила нам так много незабываемых образов ушла от нас слишком рано, в 57 лет, инсульт оборвал жизнь звезды кино и театра.
Роль Бригелло получил Александр Березняк. Интересно, что в титрах Бригелло превратился в Бригеллу. Александр Березняк ушел из кино в ансамбль песни и пляски, оставив театр. Спустя тридцать лет он вернулся в кино, но инсульт забрал жизнь Александра Березняка в 2008 году.
Все актеры до единого сыграли блестяще в фильме «Труффальдино из Бергамо». Поэтому этот милый, романтичный. легкий фильм не теряет своей актуальности и сегодня. Мы смотрим его с таким же удовольствием, что и сорок лет назад. Для многих он один из любимых с детства.
Невеселый конец шофёра Эдика
Руслан Юсупджанович Ахметов (1940-2005), еще один актер, судьба которого оказалась предрешена.
Отец его был узбеком, мать – русской. По внешности Руслан пошел в отца.
Во ВГИК поступил с первой же попытки, что не совсем удивительно. В творческих институтах страны действовала национальная квота – казахи, киргизы, таджики получив столичное образование, уезжали на Родину поднимать местные театры и киностудии.
Но Руслан жил с родителями в Москве, а значит, пробиваться ему приходилось на «Мосфильме».
Если не брать в расчет прибалтов да братьев славян из нацменов всесоюзными звездами стали только грузин Кикабидзе да армяне Мкртчян и Джигарханян.
То есть, уже изначально, на самом старте, актеру Ахметову отводилось место в эпизодической резервации. Но вдруг он вытащил счастливый билет.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Главным режиссером в жизни Ахметова стал Леонид Гайдай. В 1965 он сыграл у него студента в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а в следующем году получил роль водителя Эдика в ленте «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фраза «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» пошла в народ.
Уже в это время Ахметов переживал трагедию в личной жизни. Студентом он женился на Наталье Гапоновой, дочери русских эмигрантов, приехавшей в СССР учиться. В ряде источников ее называют артисткой Большого театра, но, судя по всему, она была все же студенткой, которая, получив образование, развелась с Ахметовым, забрала дочь и уехала домой, во Францию. Своего ребенка Руслан больше никогда не видел.
В 1972 Ахметов сыграл в кино вторую знаковую роль. В экранизации «Руслана и Людмилы» он предстал Ратмиром.
Не забывал актера и Гайдай. Ахметов играл в «12 стульях» Персицкого, играл бандита в «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Снимался у Михалкова в «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Родне».
Вот после «Родни» (1981) как отрезало. Ахметова не снимали вплоть до 1987 года. Выручал театр киноактера, на сцену которого Руслан выходил вплоть до нулевых.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди»
Второй роман актера закончился так же, как первый. С актрисой Натальей Забродиной он жил свыше десятилетия, хотя официально они не расписывались. В итоге Забродина вышла замуж за иностранца и уехала во Францию.
С началом 1990-ых кино кончилось, в театре платили гроши. Ахметов выживал, как вся страна. Сдал свою квартиру и поселился к матери. Но и там часть квартиры пришлось сдавать, живя с мамой в одной комнате. В отсутствии работы все больше времени забирал алкоголь.
После смерти матери Ахметов не прожил и года, переписав жилплощадь на сынка своего собутыльника.
Официальный диагноз гласил, что умер актер от сердечной недостаточности и последствий сахарного диабета.
Близкие грешили на отравление некачественным алкоголем.
Несыгранные роли Александра Демьяненко, или другие приключения Шурика
Александр Демьяненко у зрителей прочно связан со своим персонажем из блестящих комедий Леонида Гайдая. Шурик! И уже ни для кого не секрет, что сам актёр не любил этого героя. И считал, что он сломал его актёрскую карьеру.
На самом деле, до «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Демьяненко успел сняться в 17 картинах (за семь лет). В семи из них у него главные роли. Актёру пророчили очень большое будущее. И работа с Гайдаем должна была стать ещё одним трамплином для пути вверх. Но увы.
Слава и народная любовь пришла. Но вот творческий рост, о котором мечтал Демьяненко, наооборот прекратился. Режиссёры перестали давать ему серьёзные роли, они боялись, что зритель не поверит, будет во всех персонажах видеть Шурика.
Поэтому я расскажу вам только о некоторых ролях, фотопробы к которым мне удалось найти. Не все они относятся к «послегайдаевскому» периоду. Но всё равно, всегда интересно заглянуть в альбомы фотопроб.
То, что Демьяненко был одним из главных претендентов на роль Гамлета.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Очень интересный бы получился принц Датский.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Но Григорий Козинцев утвердил на эту роль Иннокентия Смоктуновского.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета в фильме Григория Козинцева «Гамлет». Фото В. Блиоха/ РИА Новости
Фактически начало работы над «Операцией «Ы» пришлось на конец работы над «Гамлетом». И никак не мог Шурик помешать Демьяненко стать Гамлетом. Но если бы Козинцев отдал Демьяненко (как и собирался, ведь Смоктуновский дал согласие на роль далеко не сразу), возможно его актёрская карьера пошла бы по-другому.
Пойдём дальше. Взгляните!
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Очень колоритный персонаж. Это фотопроба в фильм Николая Ковальского «Макар-следопыт»
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Демьяненко пробовался на роль управляющего, которого в итоге сыграл Георгий Штиль.
Кадр из телевизионного фильма «Макар-следопыт», Ленфильм, 1984 год
А вот ещё интересная проба.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Назаров — это директор школы из фильма Динары Асановой «Ключ без права передачи». В итоге Кирилла Алексеевича сыграл Алексей Петренко.
Кадр из телевизионного фильма «Ключ без права передачи», Ленфильм, 1976 год
И надо отметить, что это одна из его лучших ролей.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Лепин из художественного фильма Искандера Хамраева «Обычный месяц». Роль досталась Владимиру Рецептеру.
Ну, и ещё одна роль. Очень интересный персонаж.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Труффальдино из фильма Владимира Воробьёва «Труффальдино из Бергамо». Как вы все знаете, в фильме слугу двух господ сыграл Константин Райкин.
Трагическая судьба Фрунзика Мкртчяна: Актер, который смеялся сквозь слезы
Фрунзика Мкртчяна любили буквально все. Внешне он казался баловнем судьбы: яркие роли, блистательный актерский талант, всенародная любовь, которая не раз его выручала. Его узнавали на улицах, на рынках ему могли дать все, что угодно за бесплатно. В госучреждениях у него не требовали паспорта.
По легенде, актер потерял удостоверение личности, да и не нужно ему было оно, ведь его узнаваемое лицо и большой нос были лучшими документами. И даже в его родной Армении в кабинетах партийных боссов висел именно его портрет. Но даже самые преданные поклонники отмечали, что у их любимца очень грустные глаза. А ведь мало кто из зрителей знал, насколько несчастным человеком был Мкртчян, и часто ему приходилось изображать смех сквозь слезы.
Актер родился в 1930 году в семье армян, спасшихся от турецкого геноцида. Отец дал первенцу необычное имя – Фрунзик. Тогда армян часто обвиняли в национализме, и они, желая доказать обратное, порой называли детей очень странно. Вот и будущая звезда советских комедий получил свое имя в честь легендарного революционера. Но когда уже актер стал популярным, поклонники дали ему другое имя, которое, по их мнению, больше подходило ему, Мгер. Означает оно «Солнце».
Детство Мкртчяна сложно назвать счастливым. Отец пил, мог поднять руку на детей, если был не в духе. Сверстники издевались над худенькими и слабым мальчиком. Родители будущего актера были обычными рабочими: мать – посудомойка, отец – табельщик, который позже отсидел 10 лет за кражу небольшого отреза ткани.
Быть актером Фрунзик поначалу не помышлял. Отец мечтал, чтобы его сын стал художником, тем более у мальчика хорошо получались портреты и особенно смешные шаржи на родственников и соседей. Но ребенка неожиданно привлек мир кино. Пытаясь хоть как-то стать ближе к нему, он развешивал покрывало на лестничной площадке и устраивал представления на радость соседям.
Но мечте не сразу было суждено осуществиться — юному Фрунзику пришлось взять на себя обязанности главы семьи. Кем только он не работал, чтобы прокормить близких. В 13 лет Мкртчян бросил школу и через пару лет устроился помощником киномеханика. Вот тут он понял, что нашел то, что ему действительно нравится. А киномеханик, видя рвение своего подопечного, отвел его в театральную студию. Но первый же выход юного актера на сцену закончился разочарованием.
Альберт Мкртчян, брат актера:
«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей. Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль».
Уже во время учебы в театральном институте талантливый парень снялся в эпизоде фильма «В поисках адресата». Но настоящую славу ему принесли роли Джабраила в «Кавказской пленнице…» и шофера Рубика Хачикяна в «Мимино». Интересно, что режиссеры разрешали ему импровизировать (другим актерам не позволяли самодеятельности), а многие шутки, ставшие поистине народными, Фрунзик придумал сам.
«О чем эти «Жигули» думают?», «Спасибо, я пешком постою», «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»… — и это не весь список фраз, которые появились именно чувству юмора актера.
Популярность Мкртчяна была поистине фантастической. Он не мог спокойно прокатиться в метро, потому что люди сразу его узнавали и начинали аплодировать. Фрунзик мог уехать отдыхать в Сочи, имея в кармане 1000 рублей, и вернуться, не потратив ни копейки. И даже в Кремль, куда он приехал получать Государственную премию СССР за фильм «Мимино», его пропустили без документов.
Армен Джигарханян, актер:
«Глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он — Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови. Он до сих пор остается для меня неразгаданным. Думая о нем, я понимаю, что не могу разобраться в одном вопросе: что же является сутью нашей профессии? Как актер должен разговаривать со зрителем — «на вы» или «на ты»? Вот Фрунзе народ сразу признал за своего».
Актер был женат три раза. Первый брак с однокурсницей Кнарой распался быстро. Но когда Фрунзик встретил студентку театрального вуза Донару Пилосян, понял, что это любовь на всю жизнь. Первые годы их совместной жизни были похожи на сказку. Любимая подарила супругу дочь Нунэ, позже родился сын Вазген. Избранница обожала Мкртчяна, позже они начали сниматься вместе – именно Донара сыграла жену Джабраила, персонажа Фрунзика, в «Кавказской пленнице…». Казалось бы, судьба улыбнулась артисту: дружная семья, дети, признание и успех. Но потом все поменялось.
Донару вдруг начала одолевать беспричинная ревность: она устраивала мужу скандалы, если даже он задерживался на несколько минут, подозревала его в том, что уезжает он не на гастроли, а к очередной любовнице, хотела всюду сопровождать избранника, не пускала его домой, била посуду… Мкртчян вначале успокаивал супругу, пытался поговорить, объяснить, а, поняв, что бесполезно, начал сам срываться. Он и до этого неровно дышал к алкоголю, а из-за проблем в семье начал пить еще больше, не хотел возвращаться домой, а предпочитал гулять один по городу.
По совету друзей, Фрунзик почти что силком отвел Донару к психиатру. Диагноз специалиста был неутешительным: у женщины шизофрения. Но и тогда актер не опустил руки: обращался не только к отечественным врачам, но и зарубежным. Однако медики ничем помочь не смогли – болезнь только прогрессировала: супруга все чаще погружалась в свой иллюзорный мир, перестала узнавать близких.
Проблемы в семье не могли не отразиться на карьере актера: он все чаще отказывался от ролей, желая быть рядом с близкими. Предложения стали поступать все реже. В конце концов, Мкртчян согласился на то, чтобы поместить жену в Севанскую психиатрическую больницу, которая находилась во Франции.
Фрунзик остался один воспитывать детей. Нунэ вышла замуж и уехала в Аргентину. А вскоре и Вазген начал вести себя странно. На этот раз актер понял все сразу и показал наследника специалистам. Подозрения отца подтвердились: болезнь Донары передалась сыну по наследству. Эта новость окончательно скосила артиста, а Вазгена он тоже был вынужден оставить в той же клинике, где и находилась его жена. Однако родные люди уже не узнавали друг друга. Порой, встретившись в больнице, они проходили мимо.
Фрунзик долго переживал, топил свое горе в вине. Но, казалось бы, у него появился еще один шанс обрести счастье, однако и браку с Тамарой Оганесян уже через год тоже пришел конец.
В середине 80-х Мкртчян оставил кинематограф, а в начале 90-х ушел из родного театра, обидевшись, что его не выбрали главным режиссером. С этого времени актер начал злоупотреблять алкоголем еще больше.
Вообще, артист всегда любил выпить. На съемках «Мимино» он практически не появлялся трезвым, и режиссеру Георгию Данелия даже пришлось ставить ультиматум: или Мкртчян завязывает с дурной привычкой, или на его место найдут другого актера. Тогда Фрунзик продержался ровно десять дней.
Вахтанг Кикабидзе, актер:
«После ресторана Фрунз уговорил прокатиться по ночной Москве. Мы мчались, уворачиваясь от машин и сигналя. А когда приехали в гараж, Фрунз тут же положил голову на руль и мгновенно заснул. Он был абсолютно пьян».
В конце 80-х Мкртчян окончательно вернулся в родной Ереван. Сниматься в кино он уже тогда перестал, но начал работу над созданием собственного театра. Все деньги он тратил на лечение сына, но, поняв, что шансов на выздоровление нет, опустил руки. Из последнего запоя Фрунзик уже не вышел. В канун нового 1994 года нашел уже мертвого актера в пустой квартире его родной брат Альберт. Официальная причина смерти: инфаркт. Родственники актера отрицали, что у актера была алкогольная зависимость.
Альберт Мкртчян, брат актера:
«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».
Дочь актера Нунэ скончалась через пять лет после смерти отца из-за оторвавшегося тромба. В 2003 году не стало Вазгена: в могилу его унес цирроз печени. Донара Пилосян умерла в 2011 году. Последние 25 лет жизни она провела во французской психиатрической больнице. Театр, над созданием которого трудился Мкртчян, открылся уже после его смерти.