Суд по армянским авто
Совет ЕЭК нашел решение проблемы с армянскими автомобилями
Совет Евразийской экономической комиссии поручил правительствам стран Евразийского экономического союза обеспечить реализацию комплекса мер для решения проблемы с ввозимыми (ввезенными) в Россию транспортными средствами, зарегистрированными в Армении и Кыргызстане.
В частности, решено расширить обмен сведениями между таможенными органами стран Союза. Армении и Кыргызстану поручено предоставить информацию о ставке таможенной пошлины и размере уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов в отношении таких транспортных средств.
Указанная мера поможет ограничить ввоз на территорию России автомобилей для личного пользования из Армении и Кыргызстана, выпущенных в этих странах по более низким ставкам ввозных таможенных пошлин, чем действующие в иных государствах – членах ЕАЭС (установлены, в частности, Единым таможенным тарифом (ЕТТ ЕАЭС)). Наличие таких сведений также оградит граждан от покупки автомобилей у недобросовестных предпринимателей. Владельцы уже ввезенных транспортных средств смогут получить информацию о размере подлежащих доплате пошлин.
Страны Союза выразили готовность в обмене такой информацией уже сейчас, до прохождения соответствующих процедур в правительствах.
Справка
В настоящее время из Республики Армения и Кыргызской Республики на остальную таможенную территорию Союза, в том числе Российскую Федерацию, ввозятся (ввезены) автомобили, оформленные по пониженным ставкам таможенных пошлин и ставкам ЕТТ ЕАЭС. В рамках присоединения к ЕАЭС для Армении и Кыргызстана был предусмотрен переходный период применения ставок таможенных пошлин, отличных от ЕТТ ЕАЭС. Армения с 1 января 2020 года начала применять ставки ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств, установленные ЕТТ ЕАЭС. Вместе с тем автомобили, приобретенные до 31 декабря 2019 года по пониженным ставкам и выпущенные в свободное обращение в период с 1 января по 1 мая 2020 года, в других странах Союза признаются иностранными товарами до тех пор, пока не будет уплачена разница.
Только лица, постоянно проживающие в Армении, могут ввозить свои автомобили на территорию других стран Союза и пользоваться ими на период пребывания в этих странах без права их передачи иным лицам без необходимости доплаты таможенных платежей.
Аналогичное правило действует в отношении автомобилей, ввезенных и выпущенных по пониженным ставкам в Кыргызстане.
Проблемы транспортных средств на Армянском учете, штрафы, задержания
В 2020 году в разных регионах России у владельцев/лиц, использующих на территории России транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения, вдруг возникли проблемы с ДПС ГИБДД, начались рейды в ходе которых ДПС ГИБДД задерживало транспортные средства, которые находились во владении/под управлением граждан РФ и были зарегистрированы в Республике Армения. Если транспортное средство находится во владении и под управлением гражданина Армении, то сотрудники ДПС ГИБДД пока ничего не оформляют, проверяют документы и отпускают.
В одних регионах России привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в других по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ. И вот как это происходит (далее много сложного текста, к сожалению изложить иначе не получается, все нормы приведены в редакциях актуальных по состоянию на 29 июля 2020 года, текст разделен на 2 части, в связи с тем что количество символов в одной записи на сайте ограничено. Изложенная позиция сформировалась при изучении действующих норм):
Узнать дату первого ввоза транспортного средства в Армению можно по VIN по следующей ссылке:
customs.gov.ru/cars?vin=
Но не на все транспортные средства имеется информация, с чем это связано не знаю.
Ниже по возможности будет размещаться информация по данной проблеме:
Группы в которых обсуждают вопросы по данной теме:
WhatsApp:
— по Краснодарскому краю chat.whatsapp.com/IwAmu2UBfid8f5oICidsjB;
Telegram:
— по Краснодарскому краю: (чат) Армянские авто Кубани: t.me/am_auto_Kuban
— общая группа: Арест армянских машин t.me/armarest
— группа со ссылками на группы в регионах t.me/regionarm
Информация по судебным разбирательствам:
В пользу автовладельцев:
— обжалование постановления по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ в Московском районном суде г. Казани – постановление отменено с прекращением производства по делу.
— обжалование постановления по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ в Московском районном суде г. Казани – постановление отменено с прекращением производства по делу.
— обжалование постановления по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ в Октябрьском районном суде г.Краснодара – постановление отменено с прекращением производства по делу. Текст судебного акта пока не размещен. (Обжалуется)
— обжалование постановления по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ в Металлургическом районном суде г.Челябинска – постановление отменено с прекращением производства по делу. Текст судебного акта пока не размещен.
— дело в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра по которому гражданин РФ обжалует действия таможни по задержанию и изъятию транспортного средства. Пока к сожалению суд на стороне таможенного органа и нет информации о дальнейшем обжаловании (1 инстанция — отказ в удовлетворении жалобы; апелляционная инстанция — решение оставлено без изменений)
Проблемы армянского учёта — субъективное мнение сотрудника ГАИ и автоюриста
Ввиду сложившейся ситуации вокруг проблем и нервоза вокруг автомобилей на армянских номерах, решил обратиться за разъяснением к людям, которые хоть что-то понимают в этих тонкостях.
Сотрудник ГАИ Санкт Петербурга:
1. Конкретно в Петербурге и Ленинградской области никаких распоряжений и даже слухов по поводу проверок/репрессий относительно водителей на армянских номерах нет.
2. Если Водитель является собственником и записан в СТС, то претензии предъявить достаточно сложно
3. Если страховой полис не открытый, а на конкретного водителя, владельца ТС, то претензии предъявить ещё сложнее, так как это означает, что его владение автомобилем законно, иначе система в которой оформляется страховой полис не даст зарегестрировать сделку
+ пообещал, что если придёт какое-либо оаспоряряжение предупредить
Автоюрист:
1. Проблема с учетом автомобилей с армянскими номерами решится сама собой в 2023 году ( когда все товары Армении станут товарами таможенного союза, автомобили ввезённые до 10 октября 2014 года уже можно поставить на российский учёт, но их очень мало)
2. Самое основное это статья 35, о вступлении Армении в таможенный союз, в которой говорится, что лицо, постоянно проживающее в республике Армения может для своих целей ввезти на территорию таможенного союза своё транспортное средство.
Это значит, что если вы собственник автомобиля и вы имеете постоянную регистрацию в Армении( это подтверждает штамп в заграничном паспорте), то вы можете беспрепятственности передвигаться по всему таможенному союзу
3. То что в некоторых регионах начались проблемы можно объяснить человеческим фактором, а проще дегенератами с погонами и званиями либо тем, что эти автовладельцы либо неправильно приобрели автомобили( к примеру по доверенности, а это на самом деле до 23 года является нарушением статьи 35 о которой было упомянуто выше, либо вообще являются собственниками автомобилей с документами- фантиками ( поддельными документами)
4. В случае, если вас остановили и начинают вам вменять какие либо нарушения, не соглашайтесь, самым правильным будет требование аргументации от сотрудника по каким конкретно причинам и на чем основаны претензии, также вам обязательно необходимо Позвонить по телефону доверия гибдд и сообщить о неправомерных действиях сотрудников, также не надо переходить с ними на личности, никаких оскорблений допускать нельзя
5. Насколько видно случаи претензий к армянским автомобилям пока единичны, не носят массовый характер, не оформлены в виде постановления на федеральном уровне, а скорее являются самодеятельностью на местах
Ввиду вышеизложенной информации, я решил пока не переживать и Посмотреть как ситуация будет развиваться дальше
В любом случае если всё было легально оформлено в армении, переживать особо неочем.
Если вдруг в чём то ошибся- поправьте в комментариях
Авто с армянскими номерами вне закона. ГИБДД разъяснила правила регистрации
Можно ли ездить в России на иностранных номерах
Закон позволяет ездить в России на иностранных номерах, но не дольше определенного срока и не всем. Такие номера легальны, если транспортное средство находится в «международном движении» — принадлежит иностранцу, который не имеет постоянного места жительства в России.
Граждане России и лица с двойным гражданством, которые постоянно проживают на территории РФ, обязательно должны получить российские номера.
Как долго можно ездить с иностранными номерами
Что грозит водителю, если он ездит с иностранными номерами
Обычно ГИБДД выписывает протоколы по статье 12.1 ч.1 или 12.3 ч.1 КоАП РФ. Водитель получает относительно небольшой штраф — 500-800 рублей. Но за повторное нарушение штрафуют уже на 5 000 рублей и могут лишить прав на срок до трех месяцев.
В некоторых регионах России (Архангельская область, Урал, Ханты-Мансийский автономный округ) зафиксированы более строгие санкции. Таможня признает автомобили импортным товаром, за который не уплачена пошлина по единому тарифу Таможенного союза. В основном это касается армянских авто, ввезенных с 2014 по 2020 год по льготным таможенным тарифам. Такие машины конфискуют и выставляют на торги после суда.
Проверка штрафов для юр. лиц
Как ГИБДД узнает, что водитель ездит на иностранных номерах дольше года
Дату ввоза автомобиля инспектор ГИБДД или суд устанавливает по моменту пересечения границы. Если прошло больше года, водитель попадает под санкции.
Почему машины с армянскими номерами так популярны в России
В 2014 году Армения подписала документы о вступлении в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В 2020 году вступление состоялось фактически.
С 2014 по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилей. Ввезти авто можно было двумя способами — по армянским тарифам и по тарифам ЕАЭС.
При ввозе авто в Россию по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% стоимости авто, а по тарифам ЕАЭС — 48-50%. Чаще всего через Армению ввозили дорогие японские, европейские и американские машины: на них в России самые высокие пошлины. Экономия исчислялась сотнями тысяч рублей.
В Армении ниже транспортный налог, особенно для старых машин. Кроме того, штрафы от камеры фотофиксации нарушений не доходят до владельцев авто с армянскими номерами. Базы хозяев таких авто у ГИБДД нет, а значит и постановление им отправить невозможно. Продавцы авто на форумах часто делали акцент именно на этом, обещая покупателям полное отсутствие штрафов за превышение скорости.
Гражданину России было несложно поставить авто с армянскими номерами на учет. Он мог съездить, например, в Ереван, зарегистрировать машину и вернуться уже на ней. Еще работала другая схема: машину регистрировал на себя гражданин Армении, а реальный пользователь ездил по доверенности.
В 2020 году таможенные пошлины в Армении перестали быть льготными, с 1 января там действуют такие же тарифы, как в других странах ЕАЭС и РФ. Количество желающих ввезти авто через Армению уменьшилось, но в России все еще остается примерно 300 тысяч машин с армянскими номерами.
Почему в 2020 году авто с армянскими номерами стали вне закона
Формально, все правила, по которым владельцев авто с армянскими номерами сейчас наказывают, уже давно существовали в законе. Однако, на практике они раньше не применялись.
Было несколько вариантов ввоза авто с армянскими номерами в Россию:
Первый, второй и третий вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утильсбор, получить ПТС российского образца, а в ГИБДД — госномер.
Вне закона оказался только четвертый вариант — самый распространенный. С 2014 по 2020 год в России был пик ввоза автомобилей из Армении, потому что армянские таможенные тарифы обходились дешевле всего.
До 2019 года российская таможня не считала ввоз таких автомобилей противозаконным. В ответах на обращения граждан ФТС России разъясняла, что ввозить авто из Армении можно без совершения дополнительных таможенных операций.
Однако, в 2020 году ФТС изменила свое мнение, хотя в законодательстве формально ничего не изменилось. В официальном письме таможня сообщает, что авто с армянскими номерами считаются иностранным товаром, и владелец обязан уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах.
Произошла путаница в трактовке законодательства. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что Армения обязана обеспечить использование авто, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать пределы Армении.
По этому же договору российская таможня должна была контролировать въезд таких авто на свою территорию и сразу взимать дополнительные платежи. Однако, на практике этого не происходило, и автомобили с армянскими номерами шесть лет ездили в России без уплаты таможенных платежей.
Никакого информирования о том, что армянские номера теперь незаконны, не было. Владельцам авто не дали возможности добровольно доплатить пошлину или вывезти машины обратно в Армению. Их просто стали неожиданно штрафовать, а машины — конфисковывать.
В июле 2020 года после многочисленных жалоб владельцев авто ГИБДД разъяснила, что россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС, не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в РФ. Значит, они обязаны зарегистрировать авто в ГИБДД через 10 дней после ввоза в Россию.
Что делать владельцам авто с иностранными номерами в 2020 году
К сожалению, однозначно хороших вариантов решения проблемы сейчас нет. Владелец может:
Можно перегнать автомобиль обратно в Армению и продать его там, но это дорого и опасно. Водитель рискует по пути попасть под спецоперацию таможни, получить штраф и потерять автомобиль. К тому же, неизвестно, получится ли вообще продать в Армении машину: после облав количество желающих избавиться от армянских номеров резко возросло, конкуренция на рынке увеличилась.
Растаможить авто по российским правилам.
При растаможке можно доплатить разницу, получить новый ПТС и номера. Но сумма растаможивания будет высока. Например, за популярную в Армении Toyota Alphard 2013 года придется доплатить более 800 тысяч рублей — за эти деньги можно купить точно такую же машину на Авито или Авто.ру.
Подождать, пока изменится законодательство.
Портал drom.ru предлагает временно не ездить на авто с армянскими номерами и подождать до 2023 года. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Но этот вариант тоже не лишен риска, потому что неизвестно, что изменится в законодательстве за два года.
Доказать, что постоянно проживает в иностранном государстве.
В этом случае налоги и пошлины оплачивать не нужно, а авто можно ввезти в Россию на срок до года. Если у гражданина России есть второе гражданство и прописка в иностранном государстве, ему этот вариант подходит. ФТС разъяснила, что сейчас это законно.
Так как штрафовать владельцев армянских авто начали недавно, пока неясно, как будут реагировать на такие дела суды. Возможно, штрафы и конфискацию удастся оспорить, а в ходе разбирательств появятся четкие разъяснения вышестоящих инстанций.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их?
13 июля заинтересованные лица создали петицию с просьбой разрешить регистрировать армянские авто в России. Сейчас под ней более 6 000 подписей. К сожалению, петиции на площадке change.org не имеют юридической силы. Можно создать петицию на портале «Российская общественная инициатива», такие просьбы государство обязано рассмотреть. Чтобы инициатива была принята, петиция должна собрать не менее 100 тысяч голосов «за».
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Союз нерешимый: армянские автономера выставят на комиссию
Проблема автомобилей с армянской регистрацией, ввезенных гражданами России, становится всё более острой. ГИБДД штрафует владельцев и задерживает транспортные средства, а суды, наоборот, массово отменяют постановления. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) размышляют, как принять такое решение, чтобы и автовладельцы были довольны, и государство не потеряло в бюджетных отчислениях. Подробности — в материале «Известий».
Набраться терпения
Ситуацию с армянскими номерами на днях обсуждал комитет высокого уровня ЕЭК — новая структура, призванная решать наиболее острые вопросы. Представители государств — членов Евразийского экономического союза высказали свои предложения по решению данной проблемы.
«Мы исходим из того, что в конечном результате государства должны не потерять в своих бюджетах, но при этом граждане, добросовестные приобретатели данных автомобилей, должны иметь возможность доказать свою добросовестность и, соответственно, быть освобождены от ответственности», — сказала помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина. Она также рассказала, что вопрос с армянскими номерами будет в скором времени поднят на заседании совета комиссии. И призвала всех заинтересованных в этом вопросе набраться терпения.
Нашли лазейку
Напомним, что в 2014-м Армения подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, но переход на единые таможенные тарифы отложила до 2020 года. Кроме того, в декабре 2017-го совет Евразийской экономической комиссии освободил товары, ввозимые на территорию союза для личного пользования, от уплаты таможенных пошлин.
Получалось, что российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог.
Покупателей не смущало, что приобретенный автомобиль можно будет продать только в Армении. Кроме того, они рассчитывали, что в 2023 году их автомобили будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора. Таким образом, в Россию попало, по разным данным, от 200 до 300 тыс. автомобилей с армянской регистрацией.
Не являются участниками международного движения
Однако затем выяснилось, что договор о присоединении Республики Армения к ЕврАзЭС называет эти автомобили иностранным товаром, что противоречит положениям договора о создании ЕврАзЭС и Таможенному кодексу союза.
«С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств — членов ЕврАзЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления», — отмечается в официальном разъяснении ГИБДД.
Ведомство также опирается на положения Конвенции о дорожном движении и считает, что гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль. Следовательно, снова должен поставить свой автомобиль на российский учет.
«На данный момент владелец автомобиля с иностранными номерами обязан в 10-дневный срок со дня ввоза на территорию России поставить его на учет», — напомнила руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.
Перерегистрация автомобиля с армянским номером и получение российского ПТС потребуют доплаты разницы таможенных платежей, которая в зависимости от возраста автомобиля и объема мотора может составить две-три его цены. Кроме того, часть автомобилей, конвертированных в Армении из праворульной в леворульную версию, вообще вряд ли возможно поставить на учет в РФ.
Охота на нарушителей
Отсутствие российской регистрации дает право ГИБДД активно штрафовать владельцев по ст. 12.3. КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения» и 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра».
В первом случае автомобилисту грозит штраф 500 рублей с задержанием транспортного средства, во втором — штраф от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении — 5 тыс. рублей штрафа или лишение права управления на срок от одного до трех месяцев.
«В соответствии с обязательствами, взятыми армянской стороной при вступлении в союз, она должна обеспечивать использование таких автомобилей только на территории республики и не допускать их вывоз за ее пределы без таможенного оформления. Однако, как свидетельствует сложившаяся практика, данное условие армянской стороной не выполняется, что и спровоцировало ввоз и эксплуатацию в Российской Федерации значительного количества таких транспортных средств», — считают в ГИБДД. Логика ведомства понятна — необходимо исполнить поручение президента Владимира Путина и обеспечить меры по «неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков».
Ситуация тревожная — только в Москве за минувшие полтора года автомобили с иностранными номерами совершили почти 2 млн нарушений. Выписать постановления удалось менее чем 30 тыс. Дорожные камеры фиксируют нарушение, но иностранного номера в базе нет и отправлять штраф некому. Из попыток создать базу иностранных водителей вместе с ФТС или РСА пока ничего не вышло.
Декларированию не подлежат — но это неточно
Проблема машин с армянскими номерами кроется в противоречиях таможенного законодательства. Еще в 2018 году запутанный вопрос о транспортных средствах для личного пользования, зарегистрированных в Армении, попросили разрешить консультационный центр Федеральной таможенной службы России. Там тоже пришли к выводу, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Интересно, что срок временного ввоза для этой категории таможенным законодательством ЕАЭС никак не регламентирован.
В свежем ответе Северо-Кавказского таможенного управления (копия имеется в распоряжении «Известий») отмечено, что дальнейшее использование таких транспортных средств зависит от статуса — являются ли они иностранным товаром или товаром ЕАЭС. В первом случае при получении российского ПТС потребуется доплатить разницу таможенных пошлин и налогов, во втором — не нужно.
Юристы не согласны
«Автомобиль считается находящимся в международном движении, если выполняется одно из следующих четырех условий. Например, если транспортное средство не зарегистрировано на территории этого государства. То есть в нашем случае автомобиль, не зарегистрированный в РФ, находится в международном движении и в надлежащем порядке зарегистрирован на территории другого государства. Фактически требование о регистрации в РФ является требованием о перерегистрации товара. Что нашим законодательством не предусмотрено», — рассказал «Известиям» юрисконсульт Сергей Фролов.
Он также сослался на решение пленума Верховного суда: если имеется противоречие между двумя такими актами, то ввиду большей юридической силы Таможенного кодекса применяется именно он, а не договор о присоединении Армении.
Как показала судебная практика, в большинстве случаев суды Краснодара, Челябинска, Казани, Хасавюрта вставали на сторону владельцев автомобилей с армянскими номерами. Они не нашли в их действиях указанных административных нарушений по ст. 12.3 и 12.1 КоАП и отменили постановления. Копии решений есть в распоряжении редакции.
«Почему государство должно идти им навстречу»?
«Разрешение этой ситуации возможно только в рамках ЕврАзЭС, только комиссия может отложить, перенести, ухудшить, улучшить», — отметила кандидат юридических наук Наталья Слюсарь на встрече граждан и представителей уполномоченного по правам человека в РФ, организованной Союзом армян России. По ее словам, работа над проектом в комиссии уже ведется. Кроме того, она пообещала, что проблема будет решена в пользу владельцев автомобилей с армянской регистрацией.
«Куча людей накупила машины, прекрасно понимая, что они пользуются дырами в законодательстве. Это люди преимущественно при деньгах, если учесть, какие машины они везли из Армении: минивэны, большие седаны, купе, внедорожники. Я не понимаю, почему наши граждане должны ездить с армянскими номерами по нашим дорогам, уходя от налогов. Кроме того, вы прекрасно знаете, как они ездят. И я также не понимаю, почему государство должно идти им навстречу и решать этот вопрос так, чтобы они непременно остались в шоколаде», — отметил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Он допустил вариант, что кто-то в верхах может принять компромиссный вариант. Например, простит недоплаченные таможенные сборы, но обяжет поставить машины на российский учет.