Сцепное устройство для полуприцепа грузового автомобиля джаст
Седельно-сцепное устройство “Джост”: особенности и предотвращения поломок
Седельно-сцепное устройство (ССУ) – это механизм для сцепления тягача с прицепом. От этой конструкции зависит надежность и безопасность работы автопоезда. Но для использования ССУ есть ограничения.
Что такое седельно-сцепное устройство
ССУ обеспечивают жесткое крепление полуприцепа или фургона. Этот замок позволяет надежно закрепить и тянуть за собой тяжелую прицепную технику. Он обеспечивает плавность поворота фуры, а также высокую степень управляемости прицепом при маневрировании.
Материалы, из которых изготовлен механизм, не допускают быстрого износа и резких неожиданных перемещений фуры относительно кабины тягача.
ССУ компании JOST
Компания JOST – надежный производитель запчастей для грузовой техники. Модельный ряд ССУ, выпускаемых этой компанией, предназначен для транспорта различных марок.
В зависимости от типа машины применя-ются модели ССУ с нагрузкой 6 – 50 тонн.
Общая характеристика
Детали седельно-сцепных устройств JOST производятся в строгом соответствии с международными стандартами. Каждая модель должна применяться только для предназначенных ей нагрузок, объем которых определяет производитель транспортных средств.
Превышение максимально допустимых параметров, самостоятельное внесение изменений в конструкцию или другое нарушение правил эксплуатации неприемлемо. В ряде стран это может повлечь серьезные штрафы и наказания: лишение владельца транспортного средства или водителя лицензии на грузоперевозки, изъятие удостоверения.
Отличительные характеристики ССУ «Джост» – надежность, безопасность, удобство использования, простота ремонта, длительный срок службы. Входящее в состав узла автоматическое устройство защиты обеспечивает безопасность работы и способст-вует сохранности автомобиля и груза.
При эксплуатации замена производится без демонтажа или разборки самого механизма, легко меняются также антифрикционные пластины. Все модели оснащены запорными ручками и стальными тросами для деблокировки стопора.
Седельно-сцепное устройство jost устроено таким образом, что защищает мастера от грязи в процессе ремонтных работ. Обслуживание некоторых моделей, в конструкции которых отсутствует стальной трос, можно производить одной рукой.
Модели
Маркировка ССУ производства фирмы «Джост» состоит из аббревиатуры JSK и буквенно-цифровой комбинации, в которой зашифрованы его основные параметры.
Все сцепные узлы «Джост» отличаются следующими особенностями:
Устройство ССУ «Джост»
Независимо от производителя большинство ССУ состоят из следующих элементов:
Конструкция
Механизм размещается на опорном кронштейне, который служит основанием. Сам кронштейн устанавливают на монтажной плите на раме тягача.
Некоторые модели ССУ уже оснащены собственной рамой. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.
Седельная плита – это верхняя крышка, под которой расположен замок, «подковка» и другие элементы, обеспечивающие работу сцепного механизма. На эту плиту, вращающуюся вокруг оси шкворня прицепа, намертво закрепленного в замке, приходится основная нагрузка в виде прицепа. Принцип работы стопорной ручки и механизма фиксации шкворня у разных моделей может сильно отличаться.
Сенсорная система безопасности
Некоторые модели «Джост» комплектуются электронной системой безопасности. Набор сенсоров снимает показания с разных точек механизма и передает данные о его состоянии на панель индикации, находящуюся в кабине.
Датчики отслеживают следующие параметры системы:
Наличие пневмоприводов и системы датчиков позволяет водителю дистанционно регулировать состояние системы, меняя положение узлов при помощи приводов различной конструкции.
Предотвращение износа
В процессе движения сцепное устройство испытывает много нагрузок в обеих плоскостях. Большинство нагрузок в вертикальной плоскости приходится на массивный кронштейн. А уменьшение горизонтально направленных воздействий и увеличение износостойкости деталей обеспечивает противоизносное кольцо. «Подковка» может быть стальной или выполненной из полимерного материала.
Типы седельно-сцепных-устройств JOST
По принципу работы и варианту сцепки все ССУ делятся на 2 основных типа. Рассмотрим каждый отдельно.
Шкворневые
Наиболее популярная конструкция. Сцепление происходит благодаря замыканию шкворня, закрепленного на раме прицепа, в замке. При сцепке шкворень должен быть помещен в прорезь замка и закреплен стопорными механизмами. В зависимости от типа конструкции таких фиксирующих элементов может быть 1 или 2.
Бесшкворневые
В автопоездах разрешенной массой до 25 тонн могут применяться автоматические сцепные устройства. Они представляют собой сцепное устройство и крепежный кронштейн, объединенные в одном узле.
Зацепление прицепа производится одновременно с его стыковкой с тягачом. Этот процесс происходит автоматически без дополнительной механической фиксации водителем стопорных механизмов.
Перемещение ССУ
В процессе работы периодически приходится регулировать седельно-сцепное устройство джост в горизонтальной или вертикальной плоскости. Вертикальное смещение прицепа бывает необходимо при проведении погрузочно-разгрузочных работ или при стыковке прицепа и тягача.
Перемещение прицепа ближе или дальше относительно кабины тягача позволяет равномерно распределить нагрузку на его оси. Это также уменьшает длину тягача с прицепом, что удобно, например, при погрузке на паром. Для этого применяются механические, гидравлические или пневматические приводы.
Также существует ручная регулировка седельно-сцепного устройства джост jost. Стоит отметить, что для использования механического или пневматического привода необходимо отделять фургон от тягача. Гидравлические приводы обеспечивают смещение при сцепленном автопоезде.
Варианты монтажа
Есть два вида монтажа. ССУ часто устанавливают на монтажной плите, закрепляемой непосредственно на раме тягача. Иногда устройства оснащены уже рамами. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.
Где можно купить
Приобрести седельно-сцепные устройства можно как на сайтах бесплатных объявлений, так и у дилеров. Цена зависит от состояния, марки, назначения, максимальной нагрузки и колеблется от 15 до 150 тысяч рублей.
Подержанные детали выкладываются на сайтах авторазборок. Проверить степень износа, узнать, в каких условиях они применялись, сложно. При сомнениях лучше переплатить и купить новую деталь у надежного дилера.
При выборе ССУ необходимо уделить основное внимание надежности и безопасности при его эксплуатации. Поэтому лучше довериться известным производителям. Опытные автовладельцы отдают предпочтение JOST.
Детальная инструкция видна на видео:
Общие характеристики, сборка и составные части, каталог продукции
Седельно-сцепные устройства и монтажные плиты
Седельно-сцепные устройства – это части конструкции седельных тягачей, соединяющие их с полуприцепами.
Седельно-сцепные устройства являются соединительными элементами для сцепки транспортных средств между собой, требующими специального разрешения в соответствии с конструкционным типом, и им предъявляются самые высокие требования техники безопасности. Всегда имеется возможность приобретения седельно-сцепных устройств, рассчитанных надежную связь между тягачом и полуприцепом.
Вовремя сборки, эксплуатации седельно-сцепных устройств следует соблюдать указания изготовителей транспортных средств, а также правила, содержащиеся в руководствах по монтажу и эксплуатации от фирмы JOST, и выполнять соответствующие национальные нормативы. В Германии действуют директивы §§19, 20, 21, 27 Технические требования к эксплуатации безрельсового транспорта (StVZO).
Возможен заказ седельно-сцепного устройства JSK 42 с большим выбором кронштейнов любой ходовой высоты конструкции и различными схемами отверстий для монтажа рам и плит. В зависимости от модификации и высоты конструкции возможно снижение общей массы от 30 до 60 кг. Следует также отметить простоту управления данным седельно-сцепным устройством: Удобная запорная ручка позволяет выполнять разблокировку и открытие JSK 42 одной рукой.
Общие характеристики
Седельно-сцепные устройства JOST соответствуют высочайшим требованиям сервиса, надежности и удобства их обслуживания. Отсюда следует целый ряд преимуществ:
Область применения
Седельно-сцепные устройства JOST допустимы для всех систем полуприцепов. Варианты моделей с нагрузкой от 6 до 50 тонн представлены в следующей диаграмме.
Устройство и составные части
На рисунках показано принципиальное устройство седельно-сцепного устройства JOST
Седельно-сцепные устройства предназначены для эксплуатации на седельных тягачах. Автоматически закрывающийся и блокирующийся механизм замка соединяет шкворень полуприцепа с седельным тягачом при сцепке. Автоматический стопор гарантирует фиксацию запорной ручки и, к тому же, указывает на то, что седельный тягач и полуприцеп находятся в состоянии рабочей сцепки.
B модели JSK 42 в рукоятке интегрирован дополнительный предохранитель. За счет этого возможна разблокировка и открытие запорной ручки одной рукой (удобная запорная ручка).
Функция запорной ручки для открытия JSK 42
Противоизносное кольцо с пластмассовой вставкой: для серий JSK 37 E, JSK 37 EW, JSK 37 CW и JSK 42
Противоизносное кольцо из стали: для серий JSK 37 C, JSK 36 DV, JSK 38 и JSK 50
При выборе седельно-сцепного устройства следует с особой тщательностью выполнять все требования, касающиеся хранения, техобслуживания и монтажа. В основу конструкции седельно- сцепного устройства заложен принцип универсальности его применения.
Модель “С” с резиновым подвесом
Седельно-сцепные устройства с резиновым подвесом особенно рекомендуются при эксплуатации в сложных дорожных условиях. Резиновые подушки обладают противоударным свойством и не требуют техобслуживания.
Модель „D”, “Е” и “К” с подвесом на втулках
Подвес на втулках выполнен в расчете на самые низкие установочные высоты и в модификациях „E” и „K” не требует техобслуживания. Оно в наибольшей степени подходит для эксплуатации подъемных устройств и механизмов перемещения. Модель “К” смягчает нагрузки на раму за счет эластичности подвеса (поперечные колебания).
Карданное соединение – Модель „G”
Карданное соединение позволяет поперечные кручения автопоезда при движении по бездорожью. С расчетом на большие нагрузки карданный шарнир оснащен износоустойчивыми втулками. Во время движения по дорогам общего назначения поперечные колебания могут быть заблокированы.
Подготовлено для централизованной смазки – Модели “Е”, K” и все модели с вариантом “Z”
Седельно-сцепные устройства должны обрабатываться смазкой (ручная смазка). Седельно-сцепные устройства модели “Е”,
“К” и все модели варианта “Z” могут быть подключены к централизованной системе смазки. Седельно-сцепные устройства модификации W (с антифрикционными пластинами) не требуют трудоемкого техобслуживания, т.е. необходима только смазка замка. Для детального просмотра обращайтесь к инструкции по монтажу и эксплуатации.
Монтаж на плите
Седельно-сцепные устройства устанавливаются с помощью монтажных плит на раме тягача. Имеется большой выбор высот седельно-сцепных устройств и монтажных плит. За счет этого возможна точная подборка высоты седельного устройства к системе полуприцепа.
Монтажные плиты для седельных устройств JOST соответствуют требованиям директивы ECE R55-01 класса J и рассчитаны на то, чтобы выдерживать усилия, прикладываемые для поворота колес принудительно управляемых полуприцепов. Мы предлагаем Вашему вниманию целый ряд специальных комплектов для крепления, с помощью которых монтажная плита и седельно-сцепное устройство соединяется с тягачом.
Mонтаж на раме
Седельно-сцепное устройство устанавливается непосредственно на рамах транспортного средства или на вспомогательных рамах седельного тягача. Во время установки или переустановки необходимо следовать рекомендациям, содержащимся в руководствах по монтажу для седельно-сцепных устройств и монтажных плит фирмы JOST, а также соответствующих директивах изготовителей транспортных средств.
Не требующее трудоемкого техобслуживания седельно-сцепное устройство, вариант “W“
Седельно-сцепные устройства серий JSK 37CW/EW и все седельно-сцепные устройства серий JSK 42 модификации „W” снабжены антифрикционной пластиной, а механизм замка – противоизносным пластмассовым кольцом. В комбинации с не требующими трудоемкого техобслуживания опорами с резиновым блоком или установкой на ось необходима лишь одна точка с использованием небольшого количества смазки – на участке возле замыкающего крюка. Все противоизносные кольца можно легко и быстро заменить. Таким образом, не требующие трудоемкого техобслуживания седельно-сцепные устройства экономят время, денежные средства и сохраняют ресурсы.
Заводская табличка с обозначением модели
Заводская табличка с обозначением модели седельно-сцепного устройства крепится сбоку седельной плиты. При заказе запасных частей просим Вас указывать номер артикула и заводской номер.
Определение показателя D
Определение конструктивных параметров седельно-цепного устройства в соединении с транспортным средством осуществляется производителем транспортного средства (конструкт. данные в соответствии с директивой 94/20/ EG, приложение Vll).
Показатель D, наряду с нагрузкой на седло, также является критерием грузоподъемности седельно-сцепных устройств и монтажных плит.
Показатель D вычисляется по следующей формуле:
Допустимые технические данные нагрузки для седельно-сцепных устройств JOST Вы найдете на заводской табличке с обозначением модели или в каталоге продукции JOST. Они действительны для предписанного использования в соответствии с директивой 94/20/ EG, ECE-R55. При дополнительных динамических нагрузках, например, эксплуатации на неровной проезжей части и на стройках, необходимо иметь запас по показателю D, либо подобрать более мощное седельно-сцепное устройство и проконсультироваться с JOST.
Каталог продукции
Приведенная ниже таблица показывает стандартные модификации, зависящие от нагрузки, хранения и техобслуживания. Другие варианты моделей поставляются по запросу.
Серия | Замок | Загрузка показатель D (кН) | Нагрузка на седло U (т) | Опора с резиновым блоком | Опора с осью (пальцем) – 37 или с пластиковым вкладышем – 42 | Карданное соединение | Техобслуживание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
JSK 26D | 2“ | 50.0 | 6 | X | M | ||
JSK 36 DA* | 2“ | 152.0 | 20 | X | M | ||
JSK 36 DV | 2“ | 152.0 | 20 | X | M | ||
JSK 37 C | 2“ | 152.0 | 20 | X | M | ||
JSK 37 CW | 2“ | 152.0 | 20 | X | W | ||
JSK 37 CZ | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z | ||
JSK 37 E | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z | ||
JSK 37 EW | 2“ | 152.0 | 20 | X | W | ||
JSK 37 EA* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z | ||
JSK 37 EAW* | 2“ | 152.0 | 20 | X | W | ||
JSK 37 ER* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z | ||
JSK 37 ERW* | 2“ | 152.0 | 20 | X | W | ||
JSK 37 ME140 | 2“ | 126.0 | 15 | X | Z | ||
JSK 37 ME140W | 2“ | 126.0 | 15 | X | W | ||
JSK 42 K0* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z, W | ||
JSK 42 K2-K6* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z, W | ||
JSK 42 K7* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z, W | ||
JSK 42 K8* | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z, W | ||
JSK 42 MK 140 | 2″ | 126.0 | 15 | X | Z,W | ||
JSK 42 MK 162 | 2“ | 152.0 | 20 | X | Z, W | ||
JSK 38 C-1 | 3 1/2” | 260.0 | 36 | X | M, Z | ||
JSK 38 C-1 2” | 2“ | 170.0 | 28 | X | M, | ||
JSK 38 G-1 | 3 1/2” | 260.0 | 36 | X | M, Z | ||
JSK 38 G-1 2” | 2“ | 170.0 | 28 | X | M, Z | ||
JSK 38 MC | 3 1/2” | 260.0 | 36 | X | M, Z | ||
JSK 50 | 3 1/2” | 300.0 | 50 | X | M |
Условные обозначения:
X = модификация опоры M = ручная смазка
Z = предусмотрено подсоединение к централизованной системе смазки тягача
M, Z = по выбору предусмотрена ручная или централизованная смазка
W = не требуют трудоемкого техобслуживания, т.е. необходи ма только смазка замка
* = монтаж на раме перед использованием данного седельно-сцепного устройства необходим запрос для получения разрешения от производителя транспортного средства
Седельно-сцепные устройства – конструкция, принцип работы (Часть 1)
Сцепная высота
Седельно-сцепные устройства – конструкция, принцип работы (Часть 2)
Производство седельно-сцепных устройств (ССУ) – бизнес доходный и хорошо освоенный. Им занимается солидная группа компаний: Jost, Rockinger (Германия), Georg Fisher (Швейцария), Crane Fruehauf, York (Великобритания), Fontaine Truck Equipment, Fruehauf, Holland Hitch и др. Выпускают ССУ и отечественные предприятия.
Конструкция ССУ напрямую влияет на такие эксплуатационные качества автопоезда, как управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, безопасность и экономические показатели. В общем случае седельно-сцепные устройства состоят из разъемно-сцепной системы, механизма гибкости и деталей крепления. Существует два типа ССУ: шкворневые (пара шкворень–захват) и роликовые, или бесшкворневые (пара крюк–ролик). Масса большинства ССУ составляет от 100 до 300 кг.
Шкворневые устройства
В большинстве седельно-сцепные устройства (свыше 95%) имеют шкворневую конструкцию. Сюда входят опорная плита (круг) с прорезью (устьем) в центральной части, устанавливаемая на тягаче, и шкворень, закрепленный на полуприцепе. При сцепке автопоезда шкворень входит в прорезь опорной плиты и фиксируется захватами (одним или несколькими), шарнирно закрепленными на пальцах. Так образуется сцепная пара. Шкворневые устройства обычно выполняются полуавтоматическими (сцепка звеньев автопоезда происходит автоматически, а подготовка к расцепке, т. е. разблокирование замковых устройств, – вручную). Чтобы предотвратить самопроизвольную расцепку, ставят не менее двух замковых устройств, действующих независимо, причем одно из них с ручным управлением. Полная масса автопоездов, оборудованных полуавтоматическими шкворневыми устройствами, достигает 100 т и более. Седельные устройства такого типа способны выдерживать нагрузки от 3 до 50 т.
ССУ шкворневого типа: 1 – предохранитель; 2 – замковое устройство; 3 – палец захвата; 4 – захваты; 5 – регулировочное устройство
Сцепной шкворень крепят на полуприцепе между его передней стенкой и опорными устройствами. Наиболее распространены два способа установки сцепного шкворня. Шкворень с фланцем крепят к опорному листу полуприцепа заклепками или болтами, а шкворень без фланца фиксируют корончатой гайкой со шплинтом.
Шкворень с фланцем крепления тарельчатого типа
Значительное внимание уделяется расположению седельно-сцепного устройства относительно задней оси тягача или оси балансира задней тележки (смещению устройства), что необходимо для полного использования грузоподъемности шин тягача, а следовательно, и автопоезда. Данное обстоятельство особенно актуально для оптимального распределения нагрузок по осям наиболее распространенных в эксплуатации трех-, четырех-, пяти- и шестиосных седельных автопоездов с учетом требований дорожного законодательства той или иной страны, во многих из которых нагрузки на оси автомобилей и прицепного состава могут быть разными. Исключением являются некоторые модели автовозов, где ССУ, испытывающее незначительную вертикальную нагрузку, для размещения надстройки смещено на самый конец рамы тягача.
Полуприцеп-тяжеловес с шкворнем Ш100 мм
Конструктивное исполнение шкворней и их крепление
Элементы ССУ
Разъемно-сцепной механизм предназначен для передачи усилий между звеньями автопоезда и обеспечивает возможность поворота полуприцепа по отношению к тягачу вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости.
Разъемно-сцепные механизмы подразделяются на полуавтоматические и автоматические, а по числу захватов – на одно- и двухзахватные. Больше распространены ССУ с однозахватными разъемно-сцепными механизмами. они более надежны по сравнению с двухзахватными и отличаются безопасностью конструкции. В двухзахватном механизме тяговые и тормозные усилия воспринимаются только захватами и пальцами, тогда как в однозахватной (с захватом шкворня по его верхнему поясу с большим диаметром) тяговые усилия передаются на массивный запорный кулак, при этом захват подвергается только сжимающим усилиям. Тормозные усилия передаются непосредственно опорной плитой, при этом палец захвата разгружен от продольных усилий. Благодаря захвату шкворня по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты, действующие на шкворень и его крепление.
Полуавтоматическое шкворневое устройство с двумя степенями свободы
Опорные плиты ССУ выполняют либо литыми, либо штампосварными. Литые конструкции, особенно из чугуна с шаровидным графитом, обладая высокой жесткостью и малой массой, распространены шире. Для современных седельных плит характерны максимальная ширина устья 400…460 мм, угол устья 40…50°, угол скоса 8…15°. Рукоятка привода разъемно-сцепного механизма расположена справа от седельно-сцепного устройства. Ее тяга для удобства водителя может быть выполнена разной длины. Для работы с разными полуприцепами в современных ССУ предусмотрена возможность установки в одной и той же опорной плите шкворней диаметром 2 или 3,5 дюйма. Сцепные шкворни изготавливают из высокопрочной стали, после чего подвергают специальной термообработке (закалке) и тщательно проверяют на отсутствие трещин.
ССУ с двумя степенями свободы, установленное на тягаче. Справа от ССУ видна рукоятка привода разъемно-сцепного механизма
ССУ устанавливают на раму тягача с помощью уголковых крепежных элементов или посредством монтажных плит, имеющих различную конфигурацию: от плоской пластины до пространственной конструкции высотой до 150 мм. Срок службы современных ССУ шкворневого типа достигает 1,5…2 млн. км, т. е. примерно столько, сколько находится в эксплуатации тягач.
Нормативные документы
Размеры сцепных шкворней регламентированы. Диаметр сопрягаемой поверхности шкворня должен быть равен 2 или 3,5 дюйма (50,8 или 89 мм). Выбор одного из этих двух типов (50 или 90) зависит от полной массы автопоезда, полуприцепа и вертикальной нагрузки. Шкворни Ø50,8 мм устанавливают на полуприцепы полной массой до 55 т или при вертикальной нагрузке на ССУ до 200 кН. При большой массе (нагрузке) применяют сцепные шкворни Ø89 мм. Размеры сцепных шкворней упорядочены как национальными стандартами, так и Международной организацией по стандартизации ISО. В России помимо упомянутых допускается использование шкворней с диаметром сопрягаемой поверхности 100 мм. Высота седла для ССУ типа 50 не должна превышать 200 мм, а для ССУ типа 90 – 315 мм.
В ряде стран есть стандарты на ССУ, оговаривающие присоединительные размеры для крепления к раме тягача. Для ССУ, работающих в сцепке с полуприцепами, сцепной шкворень которых выполнен по международному стандарту ISО 337, существует международный стандарт ISО 3842, устанавливающий число, диаметр и взаимное расположение отверстий для крепления ССУ на тягачах.
Располождение ССУ на раме тягача должно обеспечить полное использование грузоподъемности шин тягача
В странах Евросоюза тип применяемых ССУ определяется расчетным коэффициентом нагрузки D. Его значение для ССУ автопоездов, эксплуатирующихся на дорогах общего пользования, составляет не более 162 кН. Показатель D для седельных устройств большой грузоподъемности может достигать 300 кН. Важной характеристикой конкретной модели ССУ являются размеры площади (ширины) опорной поверхности седельной плиты (24, 34, 36 и 40 дюймов).
Конструкция полуавтоматического шкворневого устройства с тремя степенями свободы: 1 – планка; 2 – балансир; 3 – поперечная ось качания; 4 – опорная плита; 5 – ограничитель; 6 – удерживающие пружины; 7 – продольная ось качания; 8 – плита
Стандарты целой группы государств, кроме того, устанавливают углы наклона опорной плиты седельно-сцепного устройства вперед-назад в вертикальной продольной плоскости (углы β1 и β2) и углы наклона опорной плиты в обе стороны в вертикальной поперечной плоскости (углы α). По нормам, принятым в Евросоюзе, углы α должны составлять не менее ±8°. Международный стандарт ISО 1726, распространяющийся на тягачи с полуприцепами, предназначенными для международных перевозок, устанавливает величину угла α не более 3°, а угла β – не менее 8°. Понятно, что компании-изготовители своим клиентам предлагают ССУ с более высокой продольной гибкостью, поэтому диапазон изменения угла β1 составляет от 6,5° до 29°, угла β2 ─ от 7,2° до 42°.
К числу стандартизируемых размеров относятся: расстояние от оси отверстия ССУ под сцепной шкворень до задней стенки кабины или до устанавливаемых за ней узлов и агрегатов тягача; радиус габарита задней части тягача; расстояние от сцепного шкворня до ближайшей части механизма опорного устройства полуприцепа; радиус габарита передней части полуприцепа; высота верхней плоскости ССУ тягача под номинальной нагрузкой от уровня дороги. Все эти размеры оговорены также стандартом ISO 1726. Целый ряд параметров устанавливает стандарт ISO 4086.
Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче, видны поперечная и продольная оси качания
Степени свободы
Полуавтоматические шкворневые сцепные устройства выпускают с двумя и тремя степенями свободы. В первом случае обеспечивается возможность продольного качания полуприцепа относительно тягача на определенный угол β и поворот полуприцепа вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости на угол не менее ±90°. Большинство седельных тягачей общетранспортного назначения, эксплуатирующиеся в основном на дорогах с усовершенствованным покрытием, оснащено ССУ с двумя степенями свободы. По сравнению с трехстепенными эти устройства повышают устойчивость автопоезда в движении, имеют меньшую массу и пониженную габаритную высоту.
Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче
Устройства с тремя степенями свободы оборудованы второй, но уже продольной осью, которая дополнительно обеспечивает возможность поперечного качания полуприцепа относительно тягача в каждую сторону на угол α до 15° включительно. При этом поперечная и продольная оси могут находиться на разной высоте или на одной в так называемом карданном шарнире. Такие технические решения используются для автопоездов, эксплуатируемых на бездорожье или предназначенных для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, а также для транспортных средств, в состав которых входят полуприцепы особо жесткой на кручение конструкции (например, короткобазные полуприцепы, полуприцепы-самосвалы, полуприцепы-цистерны несущих конструкций и т. п.).
Использование для перечисленных выше автопоездов устройств с двумя степенями свободы приводит к передаче на раму тягача значительных скручивающих моментов, способствующих ее быстрому разрушению. Напротив, ССУ с тремя степенями свободы лишены этих недостатков, однако автопоезда с такими устройствами во время движения менее устойчивы. Другой недостаток заключается в том, что груженый полуприцеп опирается на шарнир, центр вращения которого находится ниже центра тяжести полуприцепа. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила, действующая в центре тяжести полуприцепа, стремится опрокинуть последний, что снижает поперечную устойчивость автопоезда и может привести к аварии. Чтобы этого не прозошло, иногда применяют ССУ с механическими или гидравлическими стабилизаторами. В автопоездах, работающих в тяжелых дорожных условиях, при выезде на магистраль с качественным покрытием качание полуприцепа вокруг продольной оси ограничивается (±3°) специальным механизмом.
Конструкция ССУ с двухзахватным разъемно-сцепным механизмом: 1 – предохранитель; 2 – замковое устройство; 3 – палец захвата; 4 – захваты; 5 – регулировочное устройство; 6 – тяга
Управление сцепкой
ССУ с пружинно-пневматическим цилиндром управления разъемно-сцепным механизмом компании Fontaine Truck Equipment
Для повышения удобства управления ССУ фирма Georg Fisher предлагает электронную сенсорную систему безопасности RECCOS, два датчика которой непрерывно контролируют надежность и правильность сцепки, а еще один фиксирует расстояние между плитой полуприцепа и седельно-сцепным устройством. Происходящие процессы, в том числе неполадки, в виде звуковых сигналов и изображений на специальной информационной панели отображаются в кабине автомобиля. Водитель, не покидая рабочего места, может следить за всем процессом сцепки, которая осуществляется быстрее и надежнее, чем в традиционных конструкциях.
Аналогичная сенсорная система SKS есть и в производственной программе компании Jost. Один из датчиков, входящих в ее состав, контролирует положение замка разъемно-сцепного механизма, второй датчик следит за положением шкворня, третий фиксирует высоту ССУ. Функциональные возможности SKS повышаются благодаря наличию пневмопривода (пневматический цилиндр) расцепки ССУ с дистанционным управлением из кабины тягача, где установлен информационный дисплей.
Седельно-сцепное устройство с однозахватным разъемно-сцепным механизмом
Еще более «продвинутой» является электронная система комфортной сцепки KKS этой же фирмы. Три сенсорных датчика следят за состоянием ССУ, они определяют его высоту с автоматическим включением системы при осуществлении сцепки, контролируют положение шкворня и замка. Пневмопривод по команде водителя открывает замок для расцепки ССУ. Установку нужной высоты расположения шкворня при сцепке автоматически обеспечивают опорные устройства полуприцепа, снабженные собственным электроприводом. Рукоятка для ручного управления есть в комплекте как страховочное средство. Шкворень оснащен поворотным клином с находящимся в нем разъемом для седла, через который передается сигнал управления между тягачом и полуприцепом. Пульт дистанционного управления и контроля выполняемых операций расположен непосредственно перед водителем. Как результат исключается ручной труд при обслуживании ССУ, сокращается время сцепки, расцепки, а также износ механизмов, повышается безопасность эксплуатации за счет снижения вероятности неправильной сцепки, улучшается контроль состояния всех элементов системы.
Установка на раме тягача ССУ с помощью монтажной плиты. Справа от седельно-сцепного устройства видна рукоятка привода разъемно-сцепного механизма с удлиненной тягой
Обычно при работе с шкворневыми ССУ после сцепки тягача с полуприцепом водитель должен соединить их тормозные и электрические коммуникации. На седельно-сцепных устройствах, созданных специалистами фирмы Тоussaint & Heβ, коммуникации с помощью переходных элементов соединяются в процессе сцепки. По его завершении водителю из кабины остается только запереть седельно-сцепное устройство для дальнейшего движения автопоезда.
По материалам сайта «Основные средства»