сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Сочинение: Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(367 слов) В литературе существует такое понятие — «Петербург Достоевского». Лучше всего этот образ раскрывается в романе «Преступление и наказание». Этот город в произведении представлен не пышными дворцами, парадными площадями, интеллигентным обществом. Петербург – город «униженных и оскорбленных», город грязных улочек и темных переулков. Город трактиров и многочисленных кабаков, откуда вылезают в любое время суток нетрезвые и грубые люди.
С уличной жизнью Санкт-Петербурга читатель знакомится на протяжении всего произведения. Следует обратить внимание, в каком месяце происходят основные действия произведения. Достоевский показывает город в самый жаркий период года – в июле, когда кругом царит непереносимая душная жара: «Опять пыль, кирпич и известка». Такой климат может свести с ума. На улице становится душно, как в квартире без форточек.
Свидригайлов назвал Петербург городом «полусумасшедших» неслучайно. Грязь и вонючая духота оказывают сильное влияние на жителей этого города. Так, климат, обстановка, в которой обитает главный герой романа – Родион Раскольников – стали одними из факторов, подтолкнувших персонажа совершить преступление. Раскольникова окружают бедные, несчастные люди. Нередко он становится свидетелем ужасных сцен уличной жизни. Так, однажды герой увидел в темном переулке юную девушку, которая была «совсем пьяная». Она еле держалась на ногах, а сзади неё шел господин лет тридцати, с определенными целями. Раскольникову эта несчастная девушка, вынужденная страдать, доставать средства себе на жизнь любыми путями, напомнила Соню Мармеладову. Это была последняя капля для главного героя. Увиденная сцена также подтолкнула Родиона к преступлению – он хотел стать «право имеющим», чтобы положить этому конец.
Уличная жизнь Петербурга наполнена сценами страдания. Раскольников встречает в трактире Мармеладова, который рассказывает о своем безвыходном положении. Он понимает, что герой искренне любит свою семью, но уже не способен выбраться из нищеты. Мармеладов спивается, а его жена вместе с детьми выходит на улицу просить милостыню. Соня, чтобы хоть как-то прокормить семью, идёт по «жёлтому билету». Задавленные бедностью, люди не живут, а выживают. Любым способом они пытаются достать хоть какие-то копейки.
Петербург в романе Достоевского – страшное место обитания. Люди, находясь в этом городе, сходят с ума от жары, постоянно наблюдают пьяных женщин и мужчин, волочащих ноги из трактиров, кабаков. Темные, узкие улицы, пыль, грязь – все это неотъемлемые элементы уличной жизни города парадных и пышных дворцов. В этот период в Петербурге расцветает бандитизм, все больше людей спиваются, девушки вынуждены зарабатывать самыми непристойными путями. Неудивительно, что именно в этом городе родилась «теория Раскольникова».
Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
Уличная жизнь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пропущена через сознание Раскольникова: она убеждает героя в правоте идеи о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А сам Петербург является не просто фоном для событий либо местом действия, но и полноправным участником. На его фоне и разворачивается уличная жизнь.
Северная столица много раз становилась персонажем произведений. У А.С. Пушкина — это колыбель декабризма, город, соединивший отсталую Россию с прогрессивной Европой, поэтому он восклицает: «Люблю тебя, Петра творенье…» Н.В. Гоголя интересует социальная и нравственная подоплёка: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» За внешней красотой прячутся неприглядные трущобы, несчастные «бедные люди». Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. Не зря в «Преступлении и наказании» город летний, а действие разворачивает, когда «зацветает в каналах вода». И надеяться не на кого. Даже Всевышний – «милостив, да не до нас» (так заметит Мармеладов).
В Санкт-Петербурге Достоевский жил и работал двадцать девять лет, и это «самый угрюмый город». Кстати, напоминает современный: улицы узкие и короткие, лишённые зелени, застроен каждый метр земли, ведь купленный участок должен приносить доход. Именно поэтому здесь так много доходных домов, где живут герои (процентщица, Раскольников). Здесь мы видим и канал, Сенную площадь, ярмарку. Везде толпы народа. Жители такие же бедные, как и город. Так, художественный вымысел смешивается с документально точными деталями.
История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых гг. XIX века: рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, преступность, проституция — это явления действительности того времени.
С первых же страниц потрясают картины нищеты, страданий униженных и оскорбленных. Достоевский открывает мир тёмных углов большой столицы. Мы видим ужасные трагедии героев романа: пьяная 14-летняя девочка, сумасшедшая Катерина Ивановна, убийство лошади.
Что же мы видим? Гуляя улицам и задворкам города, проходим мимо распивочных и трактиров, домов терпимости и полицейских контор. Шум, грязь, гнетущая обстановка как бы порождают преступный замысел Раскольникова. Так, встреча с «девицами» вызывает у студента мысли о том, как здесь «обессмыслена жизнь человека, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за каждодневное безысходное выживание.
Мармеладова можно назвать «символом» уличной жизни. Это пьяница, доведший жену до чахотки, дочь пустивший по «жёлтому билету», опустившийся до самого дна. Одновременно автор призывает читателей к сочувствию: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости…» Героя уволили, сократили без выходного пособия, говоря современным языком. И это чувство проходит через весь роман. За отдельной судьбой встаёт образ преступного мира, в котором простой человек унижен и раздавлен.
Внутренние драмы героев вынесены писателем на людные улицы Санкт-Петербурга. На улице приносит себя в жертву Сонечка, здесь же погибает Мармеладов, на мостовой истекает из-за потери крови Катерина Ивановна. Позднее и Раскольников раскается на Сенной площади. Из-за чего это происходит? Потому что у людей нет дома, тёплого домашнего очага, нет ограды внутри семьи. Герои блуждают по улицам, пытаясь преодолеть одиночество, иногда это даёт забвение, но не исцеление.
Вообще рассказ о невыносимой жаре, духоте петербургских кварталов приобретает в романе символическое звучание. Это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Вонь от канав, дворов, помоек и чёрных лестниц, пыль, духота мутят сознание Раскольникова, не дают ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей. Образ города детства героя, возникший во сне, также безотраден: «удушливый день»; «пыльная» дорога, нет зелени, кабаки, человеческая жестокость. Лишь изредка писатель находит что-то трогательное, когда весной природа напоминает хворую девушку. Петербург у Достоевского больной, как больны (духовно либо физически) многие герои.
Итак, уличные зарисовки связаны с Раскольниковым и даны через его восприятие: город вызывает у него «чувство глубочайшего омерзения». Нищий студент буквально задыхается здесь. Но и сам герой похож на город: «опустился и обнеряшился». Впрочем, он не выделяется среди других жителей: вспомним жёлтое испитое лицо Мармеладова, его руки «с чёрными ногтями» или процентщицу с «вострыми и злыми глазками». Все они жалкие.
Под стать своим жителям и комнатки петербуржцев: «…крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…» (у Раскольникова); «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…» (у Мармеладовых).
Итак, уличная жизнь Петербурга неправильная, грязная до безобразия. Город как полноправный персонаж вмешивается в судьбы своих жителей: «Редко, где вы найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». В распивочной Раскольников выслушает мармеладовскую исповедь: «Человеку некуда пойти». Хотя на улицах скученность до удушья, бродят толпы, человек в отдельности испытывает духовное одиночество. Люди презирают друг друга, объединяются, кажется, чтобы позлорадствовать над несчастьями ближнего (вспомните, с каким удовольствием все осуждают Соню, которой подкинул деньги Лужин). Всё естественное в человеке искажено: если ты хочешь быть добрым к другим людям, то должен стать злым к себе (история Сони). Люди, чтобы купить право на жалкое существование, вынуждены переступать моральные нормы. Жизнь вызывает возмущение, ведь так жить нельзя. И именно поэтому герой романа выходит на улицу медленно, в нерешительности, пытаясь найти выход.
Раскольников, наблюдая эту бесправную жизнь, создаёт теорию, согласно которой всех людей можно поделить на две группы («твари дрожащие» и «право имеющие»). Последние путём разрешения «крови по совести» могут облагодетельствовать остальных. Бедный студент решается проверить свою идею. Но после убийства старухи-процентщицы не выдерживает отчуждения от людей и делает «явку с повинной».
Жизнь города деформирует личность человека, отравляет его физически и духовно, извращает его чувства и страсти — таков вывод, к которому приходит Достоевский, наблюдая уличную жизнь северной столицы.
Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»
Автор: Guru · 16.01.2019
(289 слов) Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает уличную жизнь Петербурга, где каждый человек теряет себя в сутолоке и давке за место под солнцем, которое так и не находится для большинства из горожан. Именно эта атмосфера становится движущей силой для развития жестокой теории Родиона.
Описание уличной жизни столицы начинается с первых страниц. В городе царит духота, сгущается летний смрад трактиров, откуда доносится грубая брань завсегдатаев распивочных. На нервную натуру героя эта картина оказывает глубочайшее воздействие: он становится еще несчастнее и злее. Обитатели города, впрочем, тоже не отличаются жизнелюбием и радушием. Повсюду царит атмосфера враждебности и конфликта. Родион даже ловит себя на мысли, что боится свою хозяйку: настолько глубоко въелась во взаимоотношения людей всеобщая неудовлетворенность. Горожане живут бедно, нужда следует за ними по пятам. Именно поэтому Раскольников решается на убийство: гнет столичных улиц затуманивает его разум. Он видит самоубийцу на мосту, пьяницу Мармеладова в трактире и слышит вокруг лишь жалобы на жизнь и упреки в адрес немногих счастливцев, которые устроились лучше ценою подлости.
Но есть в уличной жизни и чудеса, способные разбавить мрачность узких и вонючих переулков. Например, именно здесь встречается нам Соня Мармеладова, которая не запятнала душу пороком улицы. Будучи продажной женщиной, она все же смогла сохранить чистоту помыслов и доброту сердца. Своими силами героиня долгие годы содержала целую семью и спасла детей мачехи от голодной смерти. Она же выручает Раскольникова и направляет его к очищению и раскаянию. Именно такие святые люди встречаются на дне среди пьяниц и сумасшедших, блудниц и хапуг. Ради них читателю стоит посмотреть на жизнь петербуржской улицы по-другому.
Таким образом, уличная жизнь в романе представлена с разных сторон. С одной стороны, она наполнена грязью и желчью нищеты, безнадежностью социального дна. С другой, именно такая среда плодит святых мучеников, способных изменить этот мир к лучшему.
Сочинение Уличная жизнь в романе Преступление и наказание
Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» хорошо описан, со своим внутренним укладом и уличной жизнью.
Здесь, город совсем неграциозный мегаполис с пышными дворцами, фонтанами и парадными площадями, отнюдь, здесь он представлен как мрачный город «униженных и оскорбленных», со своими грязными узкими улочками, трактирами, кабаками и темными переулками. Город, где каждый его житель старается найти свое место под солнцем, но чаще всего, почти каждая личность, как индивидуальность поглощается этим мрачным городом, и погрязает в желтоватой рутине.
Именно такая, уличная жизнь Петербурга, описана на протяжении всего романа, начиная с первых его строк. Городская июльская духота, смрад, исходящий из трактиров, пьяная ругань и брань, повсюду несчастные лица людей. Все это сильно влияет на жителей города, в частности на главного героя романа Родиона Раскольникова.
Он неоднократно был свидетелем, отвратительных сцен происходящих на городских улицах: кто-то постоянно норовил его поддеть, толкнуть, снующиеся пропитые лица, самоубийцы на мосту, повсюду хаос и агрессия. Последней каплей, стала пьяная девица, которая еле держалась на ногах, и преследующий ее со злым умыслом мужчина.
Такая угнетающая и враждебная атмосфера, и подтолкнула Раскольникова на совершение преступного действа, захотевшего стать «правоимущим», зарождая теорию «Раскольникова». Впитавший всю злобу городских улиц, он сам становится злым и несчастным человеком. Одурманенный нехорошими мыслями, вдруг ловит себя на навязчивой мысли, а точнее страха перед своей хозяйкой.
Но как и у всего есть две стороны медали. Так и здесь, описать город, его уличную жизнь в темных красках, не было главной задачей автора. В любом городе есть свой лучик света в темном царстве. Этим лучиком стала Соня Мармеладова, светлый и добрый души человечек, которую не коснулась вся негативная атмосфера петербургских улиц. Будучи в самых низах петербургских улиц не по своей доброй воле, Соня своей чистой душой спасает главного героя, подводя его на путь раскаяния и очищения. Родиону посчастливилось встретить средь мрачных городских улиц свое спасение, через которое обретает надежду на спасение не только его самого, но и всего города.
Таким образом, уличная жизнь Петербурга мы видим с позиции двух сторон. Грязь и нищета с одной стороны, и «мученики» верующие в лучшее и светлое будущее, а также доброту людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Уличная жизнь в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Добрые дела всегда ценились и будут цениться. Это то, что мы все стараемся сделать, то, что уважают люди и то, что делает нас счастливыми. Думаю, каждому знакомо то тёплое чувство в груди, когда ты кому-то помог, не так ли?
Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.
Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака «Евгения Гранде» выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца
Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание». Цитаты
Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» (1866) изображает уличную жизнь Петербурга, где каждый человек теряет себя в сутолоке и давке за место под солнцем, которое так и не находится для большинства из горожан. Именно эта атмосфера становится движущей силой для развития жестокой теории Родиона. Ниже представлено 7 самых ярких сцен уличной жизни, повлиявших на Родиона Раскольникова, главного героя романа.
Часть 1, глава I. «Эй ты, немецкий шляпник»
Раскольников идёт по улице и впадает «в глубокую задумчивость», но от размышлений его отвлекает пьяный, которого провозили в это время по улице в телеге, и который крикнул ему: «Эй ты, немецкий шляпник». Раскольников не застыдился, а испугался, т.к. он совершенно не хотел бы привлекать ничьего внимания.
В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем: описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его характер и делает намёки на замысел Раскольникова. Он чувствует отвращение ко всему окружающему и окружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечая окружающего и не желая его замечать». Ему плевать, что о нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными эпитетами: «глубочайшее омерзение», «злобное презрение».
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться. А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.
«Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа. Смешная, потому и приметная. К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят. главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее. Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. »
Часть 1, глава IV. Пьяная девушка идущая по бульвару
Случайная прохожая, встретившаяся Раскольникову на бульваре накануне преступления. Девушка очень молоденькая (лет шестнадцати), шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками. Совершенно пьяна. В едва застегнутом разорванном шелковом платьице; целый клок отставал и висел болтаясь. Тут же Раскольников заметил и господина, похожего внешне на Свидригайлова (Родион так и обзовет его), который преследовал пьяную девушку с определенными целями. Раскольников вначале горячо пытается спасти напоенную и уже явно какими-то негодяями обесчещенную девушку от нового насильника, отдал городовому последние двадцать копеек чтобы тот отправил ее домой, но потом махнул в ожесточении рукой: мол, какое ему дело до этой девушки, если всё равно она в «процент погибших» попадет? Однако ж встреча эта не прошла бесследно: пьяная обесчещенная девушка напомнила и о судьбе Сони Мармеладовой и, главное, заставила вспомнить о сестре Авдотье Романовне Раскольниковой, «продающей» себя Лужину: «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет. » Вероятно, встреча с пьяной несчастной девушкой на бульваре и стала самой последней каплей, которая перевесила в душе Раскольникова чашу весов в пользу осуществления его «идеи». И он решился на преступление.
На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя «маленьким человеком», от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя над Раскольниковым и его «сверхчеловеческой» теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине кнутом (аллегорическое отвержение Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду.
Часть 2, глава VI. Пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены, одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошно становилось, «чтоб еще тошней было». Приближаясь к одному из распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,
ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные впечатления.
«По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную. Не доходя Сенной, на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; всё это было старое и истасканное. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс, в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя-тремя слушателями, послушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой нотке, точно отрезала, резко крикнула шарманщику: «будет!», и оба поплелись дальше, к следующей лавочке. — Любите вы уличное пение? — обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико посмотрел и удивился. — Я люблю, — продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе не об уличном пении говорил, — я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают. — Не знаю-с. Извините. — пробормотал господин, испуганный и вопросом, и странным видом Раскольникова, и перешел на другую сторону улицы.
Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую. В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам, когда тошно становилось, «чтоб еще тошней было». Теперь же он вошел, ни о чем не думая. Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения. В одном из них, в эту минуту, шел стук и гам на всю улицу, тренькала гитара, пели песни, и было очень весело. Большая группа женщин толпилась у входа; иные сидели наступеньках, другие на тротуаре, третьи стояли и разговаривали. Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской и, казалось, куда-то хотел войти, но как будто забыл куда. Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы. Раскольников остановился у большой группы женщин. Они разговаривали сиплыми голосами; все были в ситцевых платьях, в козловых башмаках и простоволосые. Иным было лет за сорок, но были и лет по семнадцати, почти все с глазами подбитыми. Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там, внизу. Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару, кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа и любопытно заглядывая с тротуара в сени.
Часть 2, глава VI. Сцена на «ском» мосту
Мещанка сбрасывается с Вознесенского моста, на котором стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
На обратном пути Раскольников опять останавливается на Вознесенском мосту: «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу. Через 5 минут он стоял на мосту, с которого давеча бросилась женщина».
Часть 2, глава VII. Мармеладов попадает под колёса коляски
Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов является отцом главной героини романа Сони Мармеладовой и знакомым главного героя Родиона Раскольникова. Однажды пьяный Мармеладов, идя по улицам Петербурга, попадает под копыта лошадей, которые везут «барскую карету». В результате происшествия он получает тяжелые травмы. В это время рядом оказывается Раскольников раздумывающий, идти ему в полицию или нет.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.