сценарий о жизни и творчестве лескова
Внеклассное мероприятие по творчеству Н.С. Лескова
Внеклассное мероприятие по литературе,
Посвященное жизни и творчеству Н.С. Лескова
Давайте сравним, как ведут себя героини в одной и той же ситуации: муж возвращается…
Сцена из «Грозы» д. 4, явл.4-5
» Гроза» Барыня. Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! – видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!
Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)
Катерина. Ах! Умираю!
Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле? Стань к сторонке да помолись: легче будет.
Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее.
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли
клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя
делала? В первую же ночь я ушла из дому.
Кабанов (растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав). Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!
Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала. Катерина. И все-то десять ночей я гуляла. (Рыдает.)
Кабанов хочет обнять ее.
Кабанова. Брось ее! С кем?
Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит. Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же? Катерина. С
Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)
Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!
Ранним утром муж Катерины Измайловой приезжает домой. Он наслышан об «амурах» жены с приказчиком Сергеем…
Сцена из «Леди Макбет…» гл. 7
— Наши радости-то, чай, всякому известны: по балам не ездим и по
— И на том благодарим вас покорно. А вот этот предмет теперь откуда у вас на перинке взялся?
Зиновий Борисыч поднял с простыни маленький шерстяной поясочек Сергея и держал его за кончик перед жениными глазами.
— А знаете, так что ж: вы яснее сказывайте! Зиновий Борисыч промолчал и опять подвинул жене пустую чашку.
Зиновий Борисыч даже растерялся. Он глядел то на стоявшего у притолки Сергея, то на жену, спокойно присевшую со скрещенными руками на краю постели, и ничего не понимал, к чему это близится.
— Катерина Львовна засмеялась и страстно поцеловала Сергея при муже. В это же мгновение на щеке ее запылала оглушительная пощечина, и Зиновий Борисыч кинулся к открытому окошку.
В отличие от Катерины Кабановой героиня Лескова не останавливается ни перед чем ради возможности быть с любимым:
-отравила свекра, узнавшего про их связь;
-не остановилась даже перед убийством десятилетнего племянника Феденьку, который был наследником Измайлова;
-без сожаления отказывается от своего сына («Ну его совсем…»);
-Этой «темной страсти» Измайлова верна до конца: когда она понимает, что не нужна Сергею, Катерина бросается в воду, увлекая за собой свою соперницу…
Лесков не верил, что в темном царстве купечества возможны такие чистые, честные героини, как Катерина Кабанова. Писатель утверждал, что в жестокой купеческой среде может существовать разве что Катерина Измайлова, не случайно ее называли Леди Макбет – женщина-убийца.
Так возникает серия произведений о праведниках. Народ в этих произведениях предстает таким, каким он был в жизни: малограмотный, нищий, со множеством пороков, привитых долгими годами рабства, и вместе с тем с живой, благородной душой, талантливый, умный, превыше всего любящий свою Родину.
С особой убедительностью все эти черты раскрыты в повести «Левша».
Государя англичане пригласили в самую секретную комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет
Государь А. П.— Что же это?
Государь –А.П.- На что же мне эта соринка?
Государь –А.П.- Живая она?
Государь А.П.- А где же ключик?
Государь –А.П.- Отчего же,- я его не вижу?
Ведущий- Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.
Сценка№2 Тульские мастера «пересмотрели» инфузорию
Государь Н. П. Помилуй, скажи,— это уже очень сильно мелко!
Ведущий- «Человек на часах»- один из самых сильных обличительных рассказов Лескова.
Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко.
— Т-о-о-ну. Спасите, тону!
Тут вот сейчас и есть иорданская прорубь. Конец!
только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь,
долетает этот крик. может быть, последний крик.
Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.
Часовой не выдержал и покинул свой пост.
Рассказ заканчивается тем, что блюстители порядка истязают солдата-героя, а награждают жулика-командира, присвоившего подвиг часового. Офицер, выдавший себя за спасателя, был награжден медалью «за спасение погибавших». Рядового Постникова было приказано высечь перед строем двумя сотнями розог. Наказанного Постникова на той же шинели, на которой его секли, перенесли в полковой лазарет. Подполковник Свиньин приказал дать наказанному фунт сахару и четверть фунта чаю. Постников ответил: «Много доволен, благодарю за отеческую милость». Он и на самом деле был доволен, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего, что мог ему присудить военный суд. Писатель ищет и находит праведников в самых различных слоях русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства…
Кинофрагмент «Убийство монаха и спасение господ»
Флягин бежит от своих господ и идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки. Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти.
Кинофрагмент «Татарская дуэль»
Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину.
Кинофрагмент «Дорога к храму»
Тридцать пять лет служил Лесков русской литературе. Он всегда выступал в защиту чести, достоинства человека, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя.
Занятие по теме «Николай Семенович Лесков. По страницам жизненного пути»
Разделы: Литература
Оформление доски: портрет Лескова, в центре – стихотворение Е.А. Боратынского.
Учащиеся были поделены на 7 групп (пять групп готовили презентации, две группы составляли доклады). Каждая группа получила задание. Ребята в течение месяца отбирали материал на предложенную тему, создавали презентации и доклады.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».
Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским. Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.
Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие Н.С. Лескова.
(Использование компьютерной презентации, выполненной учителем для объяснения нового материала.)
(Приложение 1. Слайд 1) Объявление и запись темы урока.
«Николай Семёнович Лесков. По страницам жизненного пути».
3. Творческий путь писателя.
Учитель: В 60-е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом. Во многом этот период истории (60-е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.
Вопрос учителя: Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?
Варианты ответов учеников: 60-е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу.
Учитель: И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н. Толстого: «… время Лескова ещё придёт. Лесков писатель будущего».
Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.
(Приложение 1. Слайд 2) Объяснение нового материала учителем.
Орёл – город детства и юности Лескова. Бесспорно, интересна история города, но предмет нашего внимания – литературное прошлое Орла.
Страстный патриот родных мест Н.С.Лесков нисколько не преувеличивал, когда говорил, что Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
Давайте в этом убедимся и пройдёмся по старым улицам Орла.
(Приложение 1. Слайд 3)
Учитель рассказывает о писателях и поэтах, живших в Орле, используя компьютерную презентацию.
(Приложение 1. Слайд 4)
Перед вами Покровская церковь. Неподалёку находится могила знаменитого на всю Россию поэта А.А. Фета.
(Приложение 1. Слайд 5)
А это возрождённый из пепелища дом Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Эта усадьба напоминает мне драгоценный камень в зелёном ожерелье Орловщины.
(Приложение 1. Слайд 6)
В этом доме прошло детство И.А. Бунина. После посещения этого старинного дома для многих начинается путь к истинному пониманию творчества И.А. Бунина.
(Приложение 1. Слайд 7)
А вот на этой лавочке, может быть, создавал прекрасные книги М.М. Пришвин. («Берендеева чаща», «Жень-Шень», «Неодетая осень».)
В Орле также проживал Тютчев, наведывался Толстой, родилась Анна Керн – не писательница, но одно время муза Пушкина А.С.
Учитель: Имена впечатляют, правда?
Возможно, и вы после прогулки по улицам Орла почувствуете тягу к творчеству.
(Приложение 1. Слайд 8)
Но, а в этом доме появился на свет «волшебник русского слова» Н.С.Лесков.
4. Выступления учащихся с использованием презентаций.
1 группа. Тема: «Детство Лескова» (Приложение 2).
2группа. Тема: «Учёба Лескова» (Приложение 3).
3 группа. Тема: «Служба Лескова» (Приложение 4).
4 группа. Тема: «Вхождение в литературу» (доклад ученика).
5 группа. Тема: «Антинигилистические романы» (доклад ученицы).
Учитель: Ребята, запишите в тетрадь значение нового литературоведческого термина.
Антинигилистический роман – условное название русских романов 1860-80 годов («Бесы» И.А. Гончарова, «Некуда» Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевский «Новь»), авторы которых «предупреждали» общество об угрозе национальному укладу жизни со стороны «нигилистов», участников революционно – террористического движения.
6 группа. Тема: «Семейная жизнь» (Приложение 5).
5. Использование Интернет-ресурсов. Виртуальное путешествие в дом-музей Н.С. Лескова.
Учитель: Я думаю, вы бы не отказались побывать в тех местах, где жил Н.С. Лесков. Давайте совершим виртуальное путешествие в дом-музей
Н. С. Лескова. Откройте сайт www.art.oryol.ru/. Обратите внимание на дизайн и навигацию сайта. Внимательно рассмотрите и прочтите материалы, расположенные на этом сайте.
6. Активизация познавательной деятельности.
Вопрос: В каком году был открыт дом-музей Лескова?
Вопрос: Как называется книга, лежащая на столе в петербургском кабинете писателя, испещрённая отметками и заметками?
Вопрос: Где и когда открыт памятник Лескову?
Ответ: В старой части Орла, за зданием гимназии, где учился Н.С.Лесков.
7. Знакомство с художественным миром Н.С. Лескова.
Учитель: Вокруг памятника находятся изваяния его литературных героев.
7 группа. Рассказ о произведениях Лескова: «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Левша» (Приложение 6).
Учитель: Скажите, если бы вам пришлось переводить произведения Лескова на другой язык, с какими трудностями вы бы столкнулись? Вспомните его сказ «Левша».
Варианты ответов учащихся: В произведениях Н.С. Лескова очень много пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, а ещё таких слов, которых нет ни в одном словаре, ведь повествование ведётся от лица простого человека, и он произносит непонятное ему слово так, как он слышит, порой искажая его.
Учитель: Читая произведения Лескова, вчитывайтесь, вдумывайтесь в каждое слово. И тогда этого писателя вы не спутаете ни с кем другим. Голос Н.С. Лескова неповторим, его дарование самобытно.
8. Использование компьютерной версии «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Прослушивание отрывка из сказа «Левша».
9. Заключительная часть урока.
Учитель: Похоронен Лесков в Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчании. «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».
— За что нам порицать этого гения?!
Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.
Н.С. Лесков писатель нашего времени.
И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.
10. Итоги урока. Отметки.
11. Домашнее задание.
Читать повесть-хронику Н.С. Лескова «Очарованный странник». Написать сочинение-эссе на тему: «В какой из комнат дома-музея Н.С. Лескова мне бы хотелось задержаться».
Список использованных источников информации:
Литературный вечер «Очарованный Русью странник», посвященный 190-летию Н.С. Лескова
Литературный вечер «Очарованный Русью странник», посвященный 190-летию Н.С. Лескова
Цели: выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы; воспитание высокой гражданской позиции.
Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Наглядное оформление : мультимедийная презентация «Очарованный Русью странник», портрет Н.С. Лескова, плакат с названием мероприятия.
Видео : видео «Мой живой журнал. Н.С. Лесков».
— 16 февраля (по новому стилю) 1831 года родился Н.С.Лесков – русский писатель, воспевший праведную Россию.
Сегодня исполнилось 190 лет со Дня рождения русского писателя. Но так сложись, что Лесков не имел своего достойного места в литературе 19 века, был зачислен в разряд второстепенных писателей. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный жизненный и литературный путь.
Однако сейчас мы смело можем сказать, что творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы.
С Орлом, городом, где мы живем и учимся, Лескова связывало очень многое. Поэтому считаю необходимым вспомнить важнейшие эпизоды жизни и творчества писателя.
— Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.
В гороховском доме, в котором родился будущий «волшебник слова», жила и любимая им и любившая его прекраснодушная бабушка Александра Васильевна Алферьева, бравшая его с собой в восхитительные и полные впечатлений поездки по недальным монастырям.
Последние предгимназические годы Николай Семенович живет с родителями, сперва в Орле, в незатейливом доме на Третьей Дворянской, над самой речкой Орликом, а затем в купленном ими с отставкой Семена Дмитриевича именьице Панино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.
После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.
В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс». По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений.
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремал на диване. Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу. И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её «беззаботливостью о себе».
Литературная деятельность Лескова.
Свою литературную деятельность Лесков начал публицистикой. Его первые очерки появились в печати в 1860 году. И как ни трудно сложится его литературная судьба, Лесков останется верен избранному роду искусства на всю жизнь.
Тематика произведений Лескова отличается от тем и образов, встречающихся в произведениях его современников. Он проповедал только то, что должно было остаться в будущем — праведную Россию.
В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. Лесков говорил: «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам». И «хороших людей» в его творчестве больше, чем у кого-либо из его современников. При этом положительные типы удавались писателю лучше отрицательных, в чем он сам признавался.
Живым образным воплощением отстаиваемого Лесковым типа положительного человека стали в его творчестве «праведники». В повести «Очарованный странник», рассказах «Левша», «Несмертельный Голован», «Человек на часах» показана готовность русского человека пострадать за других, умереть за Родину.
«Праведники» Лескова далеки от общественной борьбы, но еще дальше они, при их погруженности в практическую жизнь, от каких-либо меркантильных расчетов, эгоистических побуждений. Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающемуся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь.
Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.
В Орле, в городе, с которым многое связывала Лескова, в 1981 году установлен памятник писателю (Слайд 4).
Авторы — московские скульпторы Ю.Г. Орехов и Ю.Ю. Орехов, архитекторы В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов — выстроили целый ансамбль.
В центре — четырёхметровая фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой»— таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника
Лесков сидит лицом к великолепной панораме города, взирая на самый центр Орла, на классическую гимназию, стоящую прямо напротив него, где сам писатель когда-то был учеником. Справа стоит уютный скверик, где сейчас стоит памятник Ермолову, а слева — кирпичное здание Центрального банка в старинном стиле, пешеходный Александровский мост.
А вокруг писателя, сидящего на скамейке, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои его произведений.
— Давайте посмотрим на эти фигуры и узнаем героев художественных произведений Лескова.
Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о каждой фигурке. (Сообщения сопровождаются слайдами)
Груша и Иван Флягин из повести «Очарованный странник» (Слайд 5).
Вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Памятник выполнен из бронзы, но так изящно и тонко, что кажется, если дунет посильнее ветер, складки и кружева платья вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на цыганку «типический русский богатырь» Иван Северьяныч Флягин. Одно из «очарований» этого странника земли русской — способность восхититься красотой и талантом. Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется»
Повесть «Очарованный странник» написана в 1872-1873 годах. Замысел возник у Лескова во время поездки в Валаамский монacтырь на Ладожском озере летом 1872года.
На наковальне с молоточком в левой руке тульский оружейник — «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Мы замечаем тисочки — рабочий инструмент левши, самовар — символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху из “аглицкой воронёной стали, сработанной в Лондоне”. Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша — олицетворение талантливости нашего народ.
Замысел рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А.Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н.Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как “англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали”. Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на привлекшем его внимание “присловье”.
В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека, не раз становившаяся предметом художественного осмысления в произведениях Лескова. Талант, в представлении писателя, не может существовать, если он не подкреплен духовной силой человека, его нравственным стержнем. Левша не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым.
Катерина Измайлова «Леди Макбет Мценского уезда» (Слайд 7).
Сощурив глаза, окаменев, стоит известнейшая героиня Лескова — Катерина Измайлова, “леди Макбет Мценского уезда”, в которой писатель увидел характер шекспировского масштаба. Она в арестантском халате стоит у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в жизни мценской купчихи.
Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» была написана в 1864 году. Автор задумал создать целую серию книг, которые акцентировались на характере и женской доли. Однако, по невыясненным причинам, из серии был издан только очерк «Леди Макбет Мценского уезда».
Мысль создать данный очерк пришла к писателю тогда, когда он получив доступ к базе, ознакомился с уголовными делами. Один из случаев его очень заинтересовал и практически стал основой сюжетной линии произведения.
Аркадий и крепостная актриса из рассказа «Тупейный художник» (Слайд 8).
Фигура изображает “тупейного художника” (то есть гримёр, парикмахер), который показывает свое мастерство, причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба — насилия.
Рассказ «Тупейный художник» основан на реальном историческом материале и вполне достоверен. Незабываемое впечатление на девятнадцатилетнего Лескова произвела услышанная история. У автора не было цели передать точные факты и детали, его задачей стало воспроизведение типичной для России того времени и картинки. И с ней он прекрасно справился.
Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».
Праведники из романа «Соборяне» — Протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилл (Слайд 9).
Лесков был глубоко убеждён в том, что “без трёх праведных несть граду стояния”, то есть ни один русский город не может существовать, если в нём нет хотя бы трёх праведников. “И пошёл я искать праведных. ” Эти поиски Лескова увенчались успехом: праведников отыскал писатель в самых разных социальных кругах и сословиях русской жизни, в том числе и в среде духовенства.
Три праведника, три героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры, в основании которых уже не одна (как у других скульптурных групп вокруг фигуры Лескова), а три колонны — три столба, вернее — “три столпа”, без которых “несть граду стояния”.
Роман «Соборяне» рассказывает «житье-бытье» представителей старгородской «соборной поповки»: протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына.
— Тридцать пять лет служил Лесков русской литературе. Он всегда выступал в защиту чести, достоинства человека, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя.