Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Фандрайзинг: что это такое и можно ли на этом заработать

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

У некоммерческих организаций есть много сложностей, связанных с затратами: где взять средства, нужные для проведения акции, каким образом привлечь спонсоров, как позиционировать свою деятельность для правильной работы с инвесторами. Все эти проблемы можно решить, если разобраться, что такое фандрайзинг и как с помощью его механизмов можно привлечь финансирование.

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Что такое фандрайзинг

Фандрайзинг – это не просто социальный сбор средств на благотворительность, а продуманная маркетинговая стратегия. Ее цель — привлечение ресурсов на реализацию задач организации. Ресурсами могут быть не только финансовые вложения, но и технологии, инструменты, оборудование, персонал.

Чем отличается от краудфандинга

Краудфандинг – это обращение за финансовой помощью к массам посредством специализированных платформ. Он предполагает сбор как для некоммерческих организаций, так и для коммерческих. Если краудфандинг строится как разовый сбор с обещанием различных бонусов и подарков для вложившихся, то фандрайзинг – это полноценная системная работа, цель которой – привлечение средств для воплощения социальных программ.

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Задачи фандрайзинга

Основные задачи фандрайзинга сводятся к:

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Основы и принципы фандрайзинга

Чтобы успешно реализовывать фандрайзинг, нужно знать его основы и принципы.

Определенность

Перед контактом с будущими инвесторами нужно расписать короткую и логичную схему будущего проекта. Важно учесть все: от расходов на материалы до затрат на транспорт. Распишите не только затраты, но и этапы реализации плана, сроки. Каждый пункт аргументируйте, ведь только после этого инвесторы могут согласиться вложиться в проект.

Заинтересованность

Чтобы привлекать к сотрудничеству, нужно преподнести идею не только понятно, но и убедительно. Для этого подчеркните значимость идеи, продемонстрируйте людям, что для них это так же играет большую социальную роль, и совместными усилиями проект удастся реализовать.

Личность

За каждой работой стоят люди, а не просто абстрактные доноры или юридические лица. Поэтому фандрайзеры делают ставку на личное общение с руководителями или сотрудниками тех компаний, которых расценивают в качестве потенциальных инвесторов.

Долгосрочность

Важно, чтобы выстроенная коммуникация не оборвалась в один момент, а поддержка со стороны перешла от одноразовой к постоянной. Для этого стоит выстроить долгосрочные отношения через напоминание о проекте, публикацию промежуточных результатов, оригинальную подачу.

Осведомленность

Перед началом работы с инвесторами необходимо собрать о них как можно больше информации, разобраться: какие проекты поддерживает компания, что для нее считается приоритетным, какие суммы выделяются на финансирование.

Огласка

Чем более популярен проект, тем лучше для его организаторов. Для большего охвата стоит провести рекламную кампанию с размещением объявлений на разных площадках.

Копилка

Даже небольшие пожертвования ценны для НКО. Отслеживайте и отображайте их в копилке, чтобы люди охотнее вносили даже небольшие суммы.

Благодарность

Выражайте людям признательность за их поддержку и помощь организации. Людям нравятся комплименты, они оценят, если их имя будет упомянуто в специальном месте на сайте или на публичном мероприятии.

Виды фандрайзинга

Все виды фандрайзинга можно разделить на две большие группы:

Кроме того, фандрайзинг можно разделить на проектный, где средства собирают по конкретному поводу, и оперативный, когда деньги обеспечивают стабильную работу организации.

Хостинг провайдер для бизнеса

30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга

Инструмент автоматизации контекстной рекламы

Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%

Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок

Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Логистический партнер для бизнеса и частных лиц

Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг – универсальное решение, которое используют организации из разных сфер. Это связано с тем, что материальное обеспечение играет большую роль в любом проекте, но не у каждой организации есть регулярное финансирование.

В сфере культуры

Обеспечение собирают музеи, театры, библиотеки. В сфере культуры пожертвования часто привлекают для реставрации памятников и исторически значимых мест.

В социальной работе

Это обеспечение граждан в тяжелом материальном положении. Благотворительные организации и фонды собирают деньги и перенаправляют их для оказания помощи нуждающимся.

В политике

Политическая деятельность использует фандрайзинг как способ обеспечения партий, финансирование определенного направления. Также средства используют для обеспечения работы отдельных политических деятелей.

В науке

В этой области фандрайзинг используют для поддержки научных разработок, исследований. Средства могут направить на поддержание работы учебных учреждений, организацию научных конференций, выставок.

В бизнесе

В этой области ресурсы привлекают только для организации социально-значимых проектов. Исключительно для коммерческих целей фандрайзинг не используют.

В спорте

В сфере спорта ресурсы помогают работе как команд целиком, так и отдельных спортсменов. Кроме того, они распространяются на организацию спортивных мероприятий и профильных учреждений.

Источники фандрайзинга

Источниками привлечения средств в рамках фандрайзинга могут выступать как физические, так и юридические лица. В числе последних — фонды, компании, НКО.

Инвестор

Выступает в качестве организации или физического лица, которое вкладывает средства для получения дивидендов в дальнейшем. Если прибыль заключается в продвижении организации или бренда, инвестор становится спонсором.

Спонсор

Компания или физическое лицо, финансирующее организацию на определенных условиях. Часто такой формат направлен на рекламу деятельности спонсора, его компании или бренда.

Донор

Им также может стать юридическое или физическое лицо, которое перечисляет средства организации безвозмездно. Обычно донорами становятся специальные фонды, корпорации или банки, в организационную работу которых включена социальная повестка.

Меценат

Это частное лицо, участвующее в благотворительности на добровольных началах. Обычно такой человек достаточно состоятельный, поэтому он жертвует крупные суммы на социально значимые проекты.

Грантодатель

Физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает финансирование для реализации определенного проекта. Гранты могут использовать в области культуры, науки, технологического развития.

Как ведется фандрайзинг проект

Несмотря на то, что ведение каждого проекта происходит индивидуально, есть общие правила, согласно которым строится работа. Фандрайзинг подразделяется на этапы:

Методы и технологии привлечения денежных средств

Организации находят ресурсы с помощью различных методов для привлечения аудитории. Бюджетные способы, как правило, менее эффективны, чем дорогостоящие, но так же имеют шанс обратить на себя внимание инвесторов.

Массовые рассылки

Это одна из наиболее традиционных форм рекламной кампании. Массовая рассылка выглядит как письмо, копии которого рассылают контактам, представленным в базах данных. В них может быть буклет, платежная ссылка. Но для холодной аудитории этот метод неэффективен, даже при хорошей проработке письма.

Безадресные обращения

Способ основан на раздаче рекламной продукции в виде листовок, буклетов. Но отклик от безадресных объявлений невелик. Для получения хотя бы минимальных результатов способ требует массовой работы.

Диалог с потенциальными меценатами

Один из наиболее удачных методов привлечения финансирования – это общение с большим количеством людей одновременно. На профильных конференциях, собраниях организация может напрямую поговорить с людьми, рассказать им о предполагаемом проекте и социальных проблемах, решаемых с его помощью.

Проведение мероприятий

Рекламные акции

Рекламу можно размещать на любых площадках, где происходит контакт с аудиторией. Например, на телевидении, радио, в интернете, в торговых центрах, баннерах в транспорте.

Для объективной оценки эффективности вашей рекламы подключите технологию call tracking Calltouch. Система отследит источники всех звонков в вашу компанию. Коллтрекинг покажет, какая реклама приносит звонки, а какая бесполезна.

Коллтрекинг

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Использование инновационных технологий

Этот способ сбора предполагает взаимодействие с аудиторией онлайн: посредством мобильных приложений и сайтов. Для реализации нужно создать отдельный сайт организации, где люди могут предварительно ознакомиться с информацией о деятельности НКО, ее достижениях, реализованных целях.

Связь с бизнесом

У многих крупных компаний есть собственный фонд или благотворительный проект, реализация которого направлена на социально важную цель. Однако задача любого бизнеса — получение прибыли, потому даже у благотворительности есть своя цель. Ей может стать увеличение узнаваемости бренда, создание положительного имиджа на рынке, лояльное отношение власти, льготы при ведении бизнеса.

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Стратегия эффективного фандрайзинга

При подготовке фандрайзинга важно учитывать общий вектор развития компании и на основании этого формировать маркетинговую стратегию. Это определяет дальнейшие шаги организации, что позволяет компании:

В основе всего лежит генеральный план, который определят в соответствии с идеей будущего проекта.

Правила успешного фандрайзинга

Для организации сбора средств необходимо:

Можно ли заработать на фандрайзинге

Так как фандрайзинг предполагает выделение средств на благотворительные, некоммерческие проекты, заработать на этом у спонсоров не получится. При этом сам фандрайзер, занимающийся организацией процесса по сбору средств, получает такую же оплату своего труда, как и другие специалисты. Некоторые организации даже вводят оплату работы по схеме «оклад + процент» от привлеченных взносов. Поэтому сами организации социально значимой сферы заработать не смогут, но фандрайзеры получают зарплату за проделанную работу.

Как стать фандрайзером

Специальных университетских дисциплин, обучающих фандрайзингу, не существует. Специалист этого направления складывается на базе знаний о маркетинге, рекламе, пиаре и психологии. Любое образование, полученное в одном из этих направлений, станет фундаментом для получения специализированных знаний. Ими можно овладеть при помощи курсов, вебинаров, тренингов и конференций.

Пример фандрайзинговых кампаний

Одним из ярких примеров фандрайзинга можно назвать акцию «Красный нос – доброе сердце», устроенную благотворительным фондом «Линия жизни». Участие в акции принял «Связной», в салонах которого продавались яркие носы, ассоциирующиеся с образами клоунов. Клоун стал для тяжелобольных детей символом надежды и хорошего настроения. Под эгидой этого знака удалось провести всероссийскую акцию и собрать более 8 миллионов рублей на помощь детям.

Заключение

Фандрайзинг – комплексное мероприятие, в котором важно придерживаться выстроенной стратегии. Правильный выбор социальной направленности поможет получить необходимые ресурсы на реализацию проекта и построить долгосрочные отношения с деловыми партнерами.

Источник

Технология фандрайзинга в социальной сфере

Характеристика фандрайзинга как организованного поиска и сбора финансовых и иных средств. Некоммерческие организации как основной субъект фандрайзинга. Технология проведения кампании по сбору средств для проведения акции в поддержку детей-инвалидов.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления24.02.2015
Размер файла49,9 K

Структуру программы фандрайзинговой акции социального проекта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. СуЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФАНДРАЙЗИНГА

§1. Сущностно-содержательная характеристика фандрайзинга

§2. Фандрайзинг в России

§3. Некоммерческие организации как основной субъект фандрайзинга

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ организациИ и проведениЯ фандрайзинговой кампаниИ

§1. Обоснование технологии организации и проведения фандрайзинговой кампании по сбору средств для проведения акции в поддержку детей-инвалидов

§2. Описание технологии организации и проведения фандрайзинговой кампании

Список использованных источников и литературы

Социальная сфера, как никакая другая нуждается в более организованном финансировании из внебюджетных фондов, к более четкой и профессиональной организации привлечения ресурсов спонсоров и доноров.

Актуальность темы курсовой роботы обусловлена достаточно высокой значимостью технологий фандрайзинга для развития социальной сферы. Привлечение внимания к данному виду социальных технологий необходимы на сегодняшний день для большинства субъектов и объектов социальной сферы. Внедрение и использования технологий фандрайзинга позволит расширить финансовые и другие возможности учреждений социальной сферы и как следствие увеличить эффективность ее функционирования.

Проблема исследования: недостаточная изученность методов и технологий фандрайзинга в современной России и необходимость внедрения этих технологий на практике.

В процессе написания курсовой работы мной были использованы исследования о фандрайзинге О. Алексеевой («Тактика поиска средств у частных лиц», «Привлечение пожертвований российских компаний»);А. Дымниковой («Фандрайзинг как особый вид предпринимательской деятельности в культуре»); Г. Тульчинского («Фандрейзинг. Привлечение средств на некоммерческую деятельность», «Некоммерческий маркетинг (маркетинг в сфере культуры)»), В. Панькова («Особенности национального фандрайзинга»), Дж. Александера и К. Карлсон («Основные принципы фандрейзинга:Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций») и других.

Следует сказать, что на сегодняшний день переведенной на русский язык литературы для изучения данной проблемы явно недостаточно. Российские же авторы в основном изучают фандрайзинг как деятельность, являющуюся исключительно прерогативой НКО.

Объект: фандрайзинг как инструмент привлечения ресурсов в социальной сфере.

Предмет: технология фандрайзинговой кампании, как инструмент привлечения ресурсов для конкретного социально значимого проекта.

Цель: изучить и описать технологии фандрайзинга в социальной сфере.

1. Определить сущностно-содержательные характеристики фандрайзинга.

2. Проанализировать историю становления и современное состояние фандрайзинга в России.

3. Изучить роль НКО в области фандрайзинга.

4. Обосновать и описать технологию организации и проведения фандрайзинговой кампании по сбору средств на реализацию акции в поддержку детей-инвалидов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы проблема, цель, основные задачи.

Первая глава «Сущность современных технологий фандрайзинга» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе раскрывается сущностно-содержательная характеристика фандрайзинга, во втором рассматривавется история становления и совершенствования фандрайзинга в России и основные тенденции проблемы данного вида деятельности в нашей стране; третий параграф содержит анализ деятельности некоммерческих организаций (НКО) в области фандрайзинга.

Вторая глава «Технология фандрайзинговой кампании» посвящена обоснованию и описанию технологии фандрайзинговой кампании по сбору средств для проведения акции по поддержке детей инвалидов, находящихся на лечении и реабилитации в медицинских учреждениях.

Фандрайзинг как любое профессиональное занятие имеет особый терминологический аппарат, следует рассмотреть некоторые из основных понятий, касающихся фандрайзинговой деятельности:

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВРМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФАНДРАЙЗИНГА

§1. Сущностно-содержательная характеристика фандрайзинга

Сферы деятельности, которые чаще всего нуждаются в поддержке:

* защита прав человека;

* защита окружающей среды;

* искусство и культура;

* поддержка частного сектора;

· развитие социального партнерства;

· возможность открыто заявить об организации и информировать о ее целях;

· достижение целей организации и реализация ее программ;

· укрепление благополучия общества в целом. [5,с. 20-23].

Каждая фандрайзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основные вида фандрайзинга.

Первый вид фандаейзинга. Если задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрайзинга можно назвать проектным. Проектный фандрайзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Второй вид фандрайзинга. В случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов, можно считать такой вид фандрайзинга оперативным. Оперативный фандрайзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.

Фандрайзинг не может существовать без других важных для организации элементов деятельности: стратегического и текущего планирования, паблик рилейшенз, активного вовлечения добровольцев и т. п. [4, c. 25-30].

Фандрайзером является в принципе любая (государственная, коммерческая, общественная) структура, по каким- либо причинам не располагающая средствами для некоторого интересующего мероприятия, но гарантирующая его высокие результаты. Другой вариант: данная структура не хочет вкладывать финансовое средства в проведение мероприятия, поскольку располагает другими ресурсами (бартерные услуги, СМИ, VIP- контакты), которые могут быть эквивалентны финансовым вложениям.

Субъектом фандрайзинга является профессиональное PR подразделение выделяющей или запрашивающей средства структуры и\или PR агентство, которые отслеживают весь процесс от выделения средств до получения требуемого результата, причём в случае с PR агентством фандрайзинг вполне может фигурировать в качестве направления бизнес-активности.

Некоторые виды современного фандрайзинга:

— сбор средств в местных сообществах;

— сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающихся благотворительной деятельностью;

— участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов;

Фандрайзинговая деятельность так или иначе осуществляется и регулируется следующими нормативными актами:

· Федеральным законом РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

· Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях»;

· Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях»;

· Федеральным законом РФ “О рекламе”.

Также сюда можно отнести

· Этический кодекс фандрайзера

Источники финансирования для фандрайзинга:

* проведение целевых / благотворительных мероприятий по сбору средств;

* гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские пока слишком малочисленны и слабы);

* создание малых предприятий, кооперативов, акционерных обществ с целью доходов от собственной коммерческой деятельности;

* пожертвования частных лиц;

* доходы от сбора членских взносов. [3, с. 27].

Виды ресурсов получаемые посредством фандрайзинговой деятельности:

1. человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);

2. информационно-методические (знания, навыки, технологии);

3. материальные (товарные);

4. услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);

5. финансовые, за которые, собственно, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах. [8, с.12].

§2. Фандрайзинг в России: история становления и совершенствования

Современный фандрайзинг в России начался в 90 годах и развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов условиях. В настоящее время в России существует несколько десятков отечественных фондов, однако они либо поддерживаются международными фондами и подчинены их интересам, либо связаны с частным капиталом и являются «клубными», либо имеют очень незначительные средства и выдают небольшое количество мелких грантов. Поэтому пока российским организациям приходится ориентироваться на зарубежных доноров, наиболее известные из которых имеют представительства в России.

На сегодняшний день в нашей стране основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.

В России первые разговоры о поиске грантов появились около 15 лет назад. Про фандрайзинг в нашей стране узнали когда появились первые некоммерческие организации и первые доноры: фонд Сороса, TAСIS, другие крупные зарубежные фонды. Никаких местных доноров в принципе не было. Многие общественные организации появились благодаря тому, что их основали эти фонды.

Некоммерческие организации для эффективного функционирования стараются привлекать дополнительные ресурсы из благотворительных фондов и прибыли коммерческих организаций.

В нашей стране большинство некоммерческих организаций не используют возможность привлечения дополнительных финансовых и общественных ресурсов по трем основным причинам:

1. отсутствие стратегии деятельности НКО по фандрайзингу;

2. отсутствие информационной базы данных об источниках финансирования;

3. отсутствие специалистов (фандрайзеров), способных провести маркетинговые исследования, выбрать донора, написать заявку, осуществить мониторинг.

Факты свидетельствуют, что высокие шансы на финансирование со стороны зарубежных грантодателей в своем большинстве имеют проекты, направленные на развитие гражданского общества, некоммерческого сектора, малого бизнеса, а также на создание условий для экономического развития региона.

Некоторые частные структуры перенимают опыт западных бизнес-сообществ и подошли к пониманию того, что их поддержка некоммерческих организаций, занимающихся фандрайзингом, и их участие в благотворительных акциях способствуют созданию

благоприятного отношения к деловым кругам со стороны местного сообщества.

Появляется все больше некоммерческих структур, основных «потребителей» благотворительной помощи, которые постепенно, год за годом, формируют проектную культуру, таким образом создают для себя благоприятную среду для более успешной работы как с благотворителями, так и по привлечению средств или материальных ресурсов со стороны делового и местного сообщества.

Сегодня широкое распространение получили государственные грантовые программы, как федеральные, так и региональные. Государство стало крупнейшим донором, за ним следуют частные капиталы и НКО.

При этом важно отметить, что в нашей стране, на сегодняшний день можно выделить ряд существенных проблем субъективного характера, на которые можно и должно продуктивно воздействовать:

· патернализм, пессимизм, пассивность и выраженное взаимное недоверие населения, его организаций и объединений;

· незнание и (или) недооценка роли общественной филантропии в решении социальных проблем и развитии гражданского общества;

· отсутствие традиций и цивилизованных механизмов добровольного участия жителей в решении насущных проблем территориального сообщества;

· недобросовестная конкуренция со стороны других субъектов, занимающихся локальным фандрайзингом (органы местного самоуправления, государственные учреждения-реципиенты, общественные организации-реципиенты, отдельные семьи и частные лица-реципиенты);

· недостаточная поддержка культивирования общественной филантропии со стороны международных организаций и местных СМИ. [15, с. 34-40].

Перечисленное требует комплексных мероприятий по возрождению и развитию общественной филантропии в постсоветских территориальных сообществах.

§3. Некоммерческие организации (НКО) как основной субъект фандрайзинга

Некоммерческой (нонпрофитной) организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ регулируется федеральным законом «О некоммерческих организациях», приятым Госдумой 08.12.1995г. НКО фактически выполняют функцию социальных посредников-реализаторов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.

Фандрайзинг чаще всего практикуется некоммерческими организациями и представляет собой вид деловых коммуникаций между НКО и их реальными и потенциальными донорами: коммерческим бизнесом, спонсорами, благотворителями, контролирующими государственный бюджет административными органами. Фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, т.е. объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования. В некоммерческой сфере фандрайзинг направлен на выполнение социальных задач, таких как проведение просветительской работы; улучшение здоровья населения; изучение, сохранение и защита музейных коллекций, памятников архитектуры и т.д.

1.) распространение соответствующих идей (с помощью учреждения премий, организации деловых завтраков, обедов и т.д., через средства массовой информации);

2.) формирование и ведение информационных баз данных и создание соответствующей службы подбора социальных партнеров;

3.) информация и распространение опыта благотворительности и социального сотрудничества.

НКО выполняют ряд важнейших социально-экономических функций:

· Защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этнических меньшинств, ветеранов и молодежи, потребителей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений.

· Лоббируют эти интересы в органах государственной власти.

· Осуществляют социально значимую деятельность, не реализуемую на коммерческой основе.

· Привлекают средства на подобные виды деятельности;

· Обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, PR, рекламу.

Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в развитии НКО. Это связано с тем, что НКО:

· Создают локальные постоянные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;

· Задают систему прозрачного финансирования социально-значимых видов деятельности;

· Содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;

· Облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;

· Обеспечивают переход от отношений “проситель-дающий” к полноценному социальному партнерству.

Формами социального партнерства являются:

· Организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;

· Государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

· Гранты, финансируемые на конкурсной основе;

· Совместные проекты. [7, c.24].

НКО в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Учреждение. Значительную часть НКО составляют государственные учреждения (культуры, образования, науки). Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступает учредитель (государство, профсоюзы и т.д.), который контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет право совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель в свою очередь обязан в полном или частичном объеме финансировать деятельность учреждения (государственные учреждения культуры финансируются из соответствующих бюджетов). Кроме того, учредитель несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов, кредиторы имеют право предъявить счета учредителю учреждения).

Фонд. Фонд может учреждаться физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, расходованием финансовых средств.

Автономная некоммерческая организация. Автономная НКО создается так же, как и фонд, физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Однако автономная НКО специализируется исключительно на предоставлении услуг в области образования, культуры, науки и т.д. Автономная НКО может оказывать как некоммерческие, так и предпринимательские услуги, которые на практике подчас сложно разграничить.

Некоммерческое партнерство. Некоммерческое партнерство создается физическими и юридическими лицами для содействия входящим в него членам в деятельности, направленной на достижение общественных благ. Финансовой базой некоммерческого партнерства являются первоначальные взносы учредителей, регулярные членские взносы и доходы от предпринимательской деятельности. В ответ на членские взносы члены получают право на пользование услугами некоммерческого партнерства.

Ассоциация (союз). Ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Коммерческие организации создают такие объединения для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации могут учреждать ассоциации (союзы) также для защиты общих имущественных интересов и различных некоммерческих целей. Имущество ассоциации формируется за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов.

Характерным признаком ассоциаций (союзов), в отличие от других форм НКО, является запрет на ведение предпринимательской деятельности. В противном случае ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

Государственная корпорация. Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления различных общественно-полезных функций. В отличие от государственного учреждения, государственная корпорация является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Общественная организация. Общественная организация создается гражданами в добровольном порядке для защиты общих интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Источниками формирования имущества общественной организации являются взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица).

Достоинством НКО является гибкость и пластичность их функциональной структуры. Зачастую НКО создаются для решения временных задач, в их деятельности широко привлекается труд добровольцев, они используют различные источники финансирования.

НКО ведут специфический бизнес (у них своя конкуренция, рынки, их сегментацию, сбыт, продвижение, включая рекламу, критерии эффективности). Поэтому они нуждаются в специфическом менеджменте, включая маркетинг. Менеджмент НКО сочетает в себе как традиционный менеджмент коммерческой деятельности, так и некоммерческую деятельность с доминирующей ролью последней.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ КАМПАНИИ

§1. Обоснование технологии организации и проведения фандрайзинговой кампании по сбору средств для проведения акции в поддержку детей-инвалидов

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

В связи с этим мною была разработана и описана технология организации и проведения фандрайзинговой кампании по сбору средств на реализацию акции в поддержку детей-инвалидов.

Цель технологи: привлечение ресурсов для проведения акции по поддержке детей инвалидов, находящихся на лечении или реабилитации в медицинских учреждениях.

1. Комплексный анализ идей и содержания предстоящей акции.

2. Постановка адекватных целей и задач фандрайзинговой кампании.

3. Разработка стратегий фандрайзинговой кампании.

4. Разработка программы фандрайзинговой кампании.

5. Реализация программы фандрайзинговой кампании.

6. Текущий контроль.

7. Оценка эффективности.

1. Привлечение достаточного количества средств для реализации мероприятий акции.

2. Целевое использование средств.

Технология разработана под конкретную акцию в поддержку детей-инвалидов.

Описание планируемой акции

Реализация проектов, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна всегда. Ограничение мобильности вследствие двигательных или психических расстройств ограничивает или полностью разрывает социальные контакты, что приводит к изоляции и отсутствию возможностей для развития детей.

Социальная проблема: вынужденная изоляция или ограничение социальных контактов детей с тяжелыми формами физических или психических заболеваний.

Целью акции является сбор средств для поддержки детей-инвалидов, находящихся на лечении или реабилитации в медицинских учреждениях.

· Проведение мероприятий по сбору средств

· Привлечение волонтеров для добровольческой помощи людям, нуждающимся в помощи, внимании и заботе.

· Привлечение внимания общества к проблемам людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в частности к проблемам детей-инвалидов.

Планируемые мероприятия в рамках акции:

2. «Благотворительные концерты». Во время концертов планируется сбор средств, которые впоследствии также будут направлены детям-инвалидам.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Расширение социальных контактов детей с ограниченными возможностями, удовлетворение личностных ожиданий, положительная динамика развития, улучшение психоэмоционального состояния, повышение реабилитационного потенциала.

2. Привлечение волонтеров для добровольческой помощи людям, нуждающимся в помощи, внимании и заботе.

3. Привлечение внимания общества к проблемам детей-инвалидов.

§2. Описание технологии организации и проведения фандрайзинговой кампании

После того, как НКО принимает решение о проведении фандрайзинговой кампании по привлечению ресурсов, начинается непосредственная работа фадрайзеров, первым этапом которой становится определение потребностей планируемой акции. Подцель этапа можно сформулировать как анализ проблем, целей и содержания акции в поддержку детей-инвалидов.

Для того чтобы привлечь средства и мотивировать донора нужно четко представлять на решение какой проблемы направлены усилия. Для подтверждения актуальности и большей убедительности, описание проблемы должно содержать конкретные данные по проблеме и ссылки на источники. Эти данные формируются на основе анализа статистических данных, различных сведений, запрашиваемых у учреждений, непосредственно имеющих дело с детьми-инвалидами. [20].

В общем виде можно выделить следующие виды ресурсов:

материальные (техника, оборудование),

Определяется, в каком количестве, и какие ресурсы необходимы. Примерный перечень необходимых ресурсов может выглядеть так:

· Персонал (начиная организаторами акции и заканчивая волонтерами)

· Аренда помещений и коммунальные услуги, ремонт оборудования.

· Различные атрибуты, украшения, костюмы и прочее;

· Транспортные расходы: расходы на топливо, билеты, аренда транспорта для поездок;

· Связь (телефон, подключение к Internet);

· Расходы на печать (информационные бюллетени, листовки, анкеты, отчеты, рекламные материалы);

· Оплата банковских услуг;

· Налоги (если организация должна их платить).[19, с. 74-75].

Должны быть соблюдены основные требования к формулировке цели:

Третий этап посвящен разработке стратегии фандрайзинговой кампании.

Чтобы разработать адекватную стратегию, необходимо описать целевую группу, сам проект, продумать, кто будет ответственным на каждом этапе проведения кампании, проанализировать какие формы и методы деятельности можно применить в том или ином случае, определить критерии эффективности. Важно чтобы затраты на фандрайзинговую кампанию составляли не более 20%, а предполагаемые привлеченные ресурсы не менее 80%.

На проведение фандрейзинга НКО выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное использование, а также за конечные и промежуточные финансовые результаты. [18].

Далее разрабатывается тактика последующей деятельности: ставятся конкретные сроки кампании, формулируется окончательный перечень необходимых ресурсов, составляется смета, формируется бюджет проекта.

Исходя из подведенных итогов предыдущего этапа, составляется план действий. Определяется последовательность мероприятий и время необходимое на их выполнение: все запланированные мероприятия выстраиваются хронологически, определяется, сколько времени потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач. Составляется план-график мероприятий фандрайзиговой кампании.

Далее происходит анализ методов привлечения ресурсов и выбор наиболее оптимальных из них.

Прежде чем остановится на конкретном методе привлечения средств, необходимо:

Предварительно оценить эффективность данного метода и возможность при его помощи собрать необходимую организации сумму.

— расходы, которые понесет организация во время сбора средств (нужно ли для проведения сбора средств оборудование, канцелярские товары, транспорт;

— отражение данного вида деятельности на имидже и репутации организации в местном сообществе, среди НКО и других финансирующих организаций.

Оценить возможные проблемы.

Немаловажно обдумать роль каждого сотрудника, который будет задействован в реализации кампании, оценить, достаточна ли его квалификации для выполнения запланированных мероприятий.

Методы реализации фандрайзингового плана крайне разнообразны.

1.Это проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, по почте, а также распространение внешней рекламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты);

4.Солофандрайзинг приобретение поддержки влиятельных, известных лиц.

5.Полифандрайзинг распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации и т.д. [17].

На этом этапе основные методы работы фандрайзеров:

· изучение возможностей и потребностей доноров;

— государственные и межгосударственные организации и инстанции (отечественные и зарубежные);

— коммерческая сфера, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг;

В спектр основных мотивов, которые движут принимающими решения людьми, когда она соглашаются финансировать деятельность проекта или акции входят:

Мотив первый: вкладывать туда, куда вкладывают другие.

К главным статьям финансирования основной массы организаций относят:

· социальную помощь, включая социальную и медицинскую реабилитацию;

· культуру и искусство;

Мотив второй: PR, реклама, паблисити.

Мотив третий: большой общественный интерес к проекту (акции).

Мотив четвертый: возможность прямой коммуникации со значительной фигурой (когда представителю организации гарантируется возможность прямого контакта с некоторой персоной (президентом, министром, губернатором и пр.) от которой может зависеть развитие организации).

Мотив пятый: человеческие симпатии, личная заинтересованность в решении проблемы.

Мотив шестой: амбиции.

Мотив седьмой: прямая выгода (налоговые льготы).

Мотив восьмой: религиозные побуждения.

Мотив девятый: понимание важности и полезности реализации проекта.

Мотив десятый: помощь «по зову сердца». [6, c. 471-476].

Деньги в основном жертвуют:

— государственным социальным учреждениям;

— государственным учреждениям культуры;

— на государственные или проводящиеся под государственной/муниципальной эгидой мероприятия в сфере социальной помощи или культуры;

— общественным организациям инвалидов, пенсионеров, ветеранов, родителей детей-инвалидов, многодетных семей, пострадавших в военных конфликтах или катастрофах;

— другим некоммерческим организациям, работающим в социальной сфере или в области культуры;

— благотворительным фондам. [9, с. 46-54].

Чем больше информации о потенциальном вкладчике удастся собрать, тем легче выработать стратегию обращения к нему за деньгами, тем легче понять, как заинтересовать его в сотрудничестве, на какие мотивы ориентироваться, как сделать постоянным другом, как выбрать верное направление взаимоотношений.

Примерный перечень той информации, которую важно собрать о каждом предполагаемом доноре может выглядеть следующим образом:

1. Полное название (имя) источника денежных средств.

2. Адрес, телефон, факс, электронная почта.

3. Имена и должности тех, с кем был установлен контакт.

4. К кому надо обращаться официально.

5. Действующий это или потенциальный донор.

6. К какой группе вкладчиков относится: коммерческий сектор, фонды, частные лица, государственные органы.

7. Экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли.

8. Географические предпочтения и ограничения.

9. История благотворительной деятельности.

10. Виды оказываемой помощи.

11. Специальные интересы главы фирмы (фонда, государственного органа) или отдельного человека ( день его рождения и т.п.).

13. Последний по сроку запрос и его результаты. [10, с. 54-65].

Этап подготовки материалов для обращения к потенциальному донору предполагает подготовку пакета предложений, спонсорского пакета.

Чтобы процесс просьбы оказался успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Таких этапов три:

Далее потенциальному вкладчику отсылается так называемый пакет предложений. В нем должны быть письмо-запрос и сопутствующие материалы.

В письме представляется планируемая акция, подчеркивается ее уникальность, цели, задачи. Могут быть названы несколько крупных спонсоров, финансирующих организацию. Мотив присоединения своего имени к этому списку может быть важным фактором для принятия решения о вкладе.

Далее в письме запрашивается конкретная сумма денег. Она должна быть выведена, обоснована, точно соответствовать проекту акции.

В письме отмечаются все возможные преимущества, льготы, которые получит донор. Это могут быть: свободный вход на специальные мероприятия; фирменное место в зрительном зале; собственная ложа на сезон; реклама и т.п. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал, что, вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела, выделяется из массы зрителей.

Процесс просьбы редко заканчивается предоставлением пакета предложений. Определяющим звеном в успехе денежного запроса обычно является встреча, которая тоже имеет свою технологию. От грамотного проведения встречи во многом зависит успех ходатайства.

Если потенциальный донор дал согласие на встречу, следующим этапом становится подготовка ко встрече. Она подразумевает подготовку и корректировку проекта акции, подготовку всех необходимых документов, приготовление к защите проекта, определение способов мотивирования (для этого заранее изучается вся имеющаяся информация о потенциальном донор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *