стронгилла иртлач личная жизнь

Стронгилла Иртлач-Мангуби

стронгилла иртлач личная жизнь

Стронгилла Иртлач родилась 5 октября 1902 года в Санкт-Петербурге.

Родители родились в Стамбуле, имели турецкое подданство, были караимского происхождения. В свое время братья Мангуби переехали в Одессу, где управляли табачной фабрикой, а затем перебрались в Санкт-Петербург. Оба брата входили в правление Санкт-Петербургской караимской общины.

Семья жила на Бассейной улице, 29-33. В 1922 году почти вся её семья (родители, братья и сестра) выехала в Турцию, где у отца были табачные плантации и вскоре появились две табачные фабрики в Стамбуле.

Стронгилла Иртлач в молодости

стронгилла иртлач личная жизнь

Во время театральной учёбы увлеклась песней и романсом. В ТЮЗе, будучи ведущей актрисой, создала ряд запоминающихся образов по произведениям Шекспира, Островского, Грибоедова, Чехова, играла в пьесах современных драматургов. Театральные роли совмещала с концертными выступлениями в качестве певицы.

В середине 1920-х годов пела в знаменитом цыганском хоре Н. Шишкина (1845-1911) и В. Полякова (1878-1942).

В 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила звание дипломанта. Её записи на пластинках имели значительный успех. Руководители фабрики «Ленинградский музтрест» предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 годы она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет М. Минина и Б. Кремотата.

В годы войны Иртлач в составе фронтовой бригады тюзовских артистов выступала перед бойцами Ленинградского фронта. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).

В 1964 году Стронгилла Иртлач перешла из театра на преподавательскую работу, став старшим преподавателем и профессором кафедры сценической речи Ленинградского института театра, музыки и кино. Последнее публичное выступление Стронгиллы Шаббетаевны состоялось в доме отдыха Всесоюзного Театрального общества «Комарово» в 1971 году.

Умерла 1 января 1983 года. Похоронена на Большеохтинском кладбище.

Пластинка Стронгиллы Иртлач была выпущена в 1989 году фирмой «Мелодия» под названием «Мы долго шли рядом». В 2000 году эта пластинка была переиздана на компакт-диске в серии «Золотые россыпи романса».

В 2002 году в Санкт-Петербурге на сцене Театра эстрады прошел вечер, посвященный 100-летию со дня её рождения.

Источник

Стронгилла Иртлач

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Род деятельности:Дата рождения:Место рождения:Гражданство:Дата смерти:Место смерти:Отец:Награды и премии:

театральный педагог СССР

Иртлач с гитаристами Мининым и Кремотатом

Стронги́лла Шаббета́евна Иртла́ч (также Иртла́ч-Мангу́би; 5 октября 1902, Санкт-Петербург — 1 января1983, Ленинград) — российский деятель искусства, певица и театральная актриса, преподаватель кафедры актёрского мастерства (1936—1939), старший преподаватель кафедры сценической речи (1963—1983) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

Содержание

Биография[править | править вики-текст]

Родилась 5 октября 1902 года в Санкт-Петербурге, её родители Шабетай Борухович Мангуби и Ривка Ильинична Аврамоглу были турецкими подданными и уроженцами Стамбула караимского происхождения[1][2][3][4]. Её отец, потомственный почётный гражданин Шабетай Борухович Иртлач (Мангуби), работал управляющим на табачной фабрике «товарищества Б. Б. Саатчи и Д. Б. Мангуби», владельцем которой с 1870 года был его брат Давид Берахович Мангуби (в 1897 году Шаббетай Борухович Мангуби был избран одним из трёх директоров правления фабрики)[5][6][7][8]. Братья Мангуби переехали в Санкт-Петербург из Одессы, где они также управляли табачной фабрикой[9]. Шабетай и Давид Мангуби входили в правление Санкт-Петербургской караимской общины[10]. Семья жила на Бассейной улице, 29—33[11]. Брат — Самуил Шабетаевич Иртлач — окончил Институт инженеров путей сообщения[12].

Как вспоминала сама Стронгилла:

«Родилась я 5 октября 1902 года в Ленинграде. Национальность — турчанка. Отец, высокоодаренный человек, закончил два университета, один в Париже, другой в Петербурге. Мать была ботаником. В семье было две сестры и брат. Вся семья состояла из семи человек и замечательной няни, которой восхищались мои друзья и знакомые. Прожила наша няня 93 года, до 1964-го».[источник не указан 523 дня]

По окончании реального училища училась на кафедре химии в Технологическом институте, затем — в балетной школе, в Академии художеств, в театральном училище. Окончив последнее, была принята по конкурсу в Театр юного зрителя под руководством А. А. Брянцева. В 1922 году почти вся её семья (родители, братья и сестра) выехала в Турцию, где у отца были табачные плантации и вскоре появились две табачные фабрики в Стамбуле[13][14][15][16].

Во время театральной учёбы увлеклась песней и романсом. В ТЮЗе, будучи ведущей актрисой, создала ряд запоминающихся образов по произведениям Шекспира, Островского, Грибоедова, Чехова, играла в пьесах современных драматургов. Театральные роли совмещала с концертными выступлениями в качестве певицы. В середине 1920-х годов пела в знаменитом цыганском хоре Н. Шишкина (1845—1911) и В. Полякова (1878—1942).[17][18]

В 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила звание дипломанта. Её записи на пластинках имели значительный успех. Руководители фабрики «Ленинградский музтрест» предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 годы она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет — М. Минина и Б. Кремотата (1889—1942).

В годы войны Иртлач в составе фронтовой бригады тюзовских артистов выступала перед бойцами Ленинградского фронта.

В 1964 году Стронгилла Иртлач перешла из театра на преподавательскую работу, став старшим преподавателем и профессором кафедры сценической речи Ленинградского института театра, музыки и кино. Последнее публичное выступление Стронгиллы Шаббетаевны состоялось в доме отдыха Всесоюзного Театрального общества «Комарово» в 1971 году.

Источник

Редкие кадры, редкие люди: Иртлач, Стронгилла Шаббетаевна

стронгилла иртлач личная жизнь

Стронгилла Иртлач, Людмила Честнокова, Леонид Макарьев. 1972 г.

Стронгилла Шаббетаевна Иртлач (также Иртлач-Мангуби; 5 октября 1902, Санкт-Петербург — 1 января 1983, Ленинград) — российский деятель искусства, певица и театральная актриса, преподаватель кафедры актёрского мастерства (1936—1939), старший преподаватель кафедры сценической речи (1963—1983) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

Родилась 5 октября 1902 года в Санкт-Петербурге, её родители Шабетай Борухович Мангуби и Ривка Ильинична Аврамоглу были турецкими подданными и уроженцами Стамбула караимского происхождения. Её отец, потомственный почётный гражданин Шабетай Борухович Иртлач (Мангуби), работал управляющим на табачной фабрике «товарищества Б. Б. Саатчи и Д. Б. Мангуби», владельцем которой с 1870 года был его брат Давид Берахович Мангуби (в 1897 году Шаббетай Борухович Мангуби был избран одним из трёх директоров правления фабрики). Братья Мангуби переехали в Санкт-Петербург из Одессы, где они также управляли табачной фабрикой. Шабетай и Давид Мангуби входили в правление Санкт-Петербургской караимской общины. Семья жила на Бассейной улице, 29—33. Брат — Самуил Шабетаевич Иртлач — окончил Институт инженеров путей сообщения.

стронгилла иртлач личная жизнь

Как вспоминала сама Стронгилла:

«Родилась я 5 октября 1902 года в Ленинграде. Национальность — турчанка. Отец, высокоодаренный человек, закончил два университета, один в Париже, другой в Петербурге. Мать была ботаником. В семье было две сестры и брат. Вся семья состояла из семи человек и замечательной няни, которой восхищались мои друзья и знакомые. Прожила наша няня 93 года, до 1964-го».

По окончании реального училища училась на кафедре химии в Технологическом институте, затем — в балетной школе, в Академии художеств, в театральном училище. Окончив последнее, была принята по конкурсу в Театр юного зрителя под руководством А. А. Брянцева. В 1922 году почти вся её семья (родители, братья и сестра) выехала в Турцию, где у отца были табачные плантации и вскоре появились две табачные фабрики в Стамбуле.

Во время театральной учёбы увлеклась песней и романсом. В ТЮЗе, будучи ведущей актрисой, создала ряд запоминающихся образов по произведениям Шекспира, Островского, Грибоедова, Чехова, играла в пьесах современных драматургов. Театральные роли совмещала с концертными выступлениями в качестве певицы. В середине 1920-х годов пела в знаменитом цыганском хоре Н. Шишкина (1845—1911) и В. Полякова (1878—1942).

стронгилла иртлач личная жизнь

Иртлач с гитаристами Мининым и Кремотатом

В 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила звание дипломанта. Её записи на пластинках имели значительный успех. Руководители фабрики «Ленинградский музтрест» предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 годы она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет — М. Минина и Б. Кремотата (1889—1942).

В годы войны Иртлач в составе фронтовой бригады тюзовских артистов выступала перед бойцами Ленинградского фронта.

В 1964 году Стронгилла Иртлач перешла из театра на преподавательскую работу, став старшим преподавателем и профессором кафедры сценической речи Ленинградского института театра, музыки и кино. Последнее публичное выступление Стронгиллы Шаббетаевны состоялось в доме отдыха Всесоюзного Театрального общества «Комарово» в 1971 году.

Умерла 1 января 1983 года. Похоронена на Большеохтинском кладбище

Несколько ее клипов. Смотрите. как подобраны рисунки к музыке о гитаре…

Очень популярная в свое время песня в исполнении

На Богатяновской открылася пивная — Стронгилла Иртлач

Источник

Стронгилла иртлач личная жизнь

Родилась 5 октября 1902 года в Санкт-Петербурге, её родители Шабетай Борухович Мангуби и Ривка Ильинична Аврамоглу были турецкими подданными и уроженцами Стамбула караимского происхождения

Советская певица и театральная актриса, преподаватель кафедры актёрского мастерства (1936—1939), старший преподаватель кафедры сценической речи (1963—1983) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

стронгилла иртлач личная жизнь

стронгилла иртлач личная жизньЕсли интересно, здесь по чище немного запись.

стронгилла иртлач личная жизньЕсли интересно, здесь по чище немного запись.

Вот и хорошо! Все в одном посте.

стронгилла иртлач личная жизньЕсли интересно, здесь по чище немного запись.

Что за мода появилась-добавлять в чужие аудиосборники комментарии с видеоконцертами? Для этого же есть видемузыкальный блог.

⁣И Что значит эпитет » почище»?

Что за мода появилась-добавлять в чужие аудиосборники комментарии с видеоконцертами? Для этого же есть видемузыкальный блог.

⁣И Что значит эпитет » почище»?

Я прошу прощения, но я, как старожил этого сайта, смею вас заверить, что эта «мода-«вставлять ролики в чужие аудиосборники вот уже в течение многих лет очень любима и популярна нами.

Свои претензии в отношение этого может высказать только автор этого поста(если эти претензии имеются у него),но не сторонние посетители этой страницы.

Валерий 49,спасибо тебе за Стронгиллу

А добавленный ролик-отменный,мне оч.понравился.

Если автор поста Валерий поблагодарил за него-значит,все ОК))

Я прошу прощения, но я, как старожил этого сайта, смею вас заверить, что эта «мода-«вставлять ролики в чужие аудиосборники вот уже в течение многих лет очень любима и популярна нами.

Свои претензии в отношение этого может высказать только автор этого поста(если эти претензии имеются у него),но не сторонние посетители этой страницы.

Валерий 49,спасибо тебе за Стронгиллу

А добавленный ролик-отменный,мне оч.понравился.

Если автор поста Валерий поблагодарил за него-значит,все ОК))

Я прошу прощения, но я, как старожил этого сайта, смею вас заверить, что эта «мода-«вставлять ролики в чужие аудиосборники вот уже в течение многих лет очень любима и популярна нами.

Свои претензии в отношение этого может высказать только автор этого поста(если эти претензии имеются у него),но не сторонние посетители этой страницы.

Валерий 49,спасибо тебе за Стронгиллу

А добавленный ролик-отменный,мне оч.понравился.

Если автор поста Валерий поблагодарил за него-значит,все ОК))

Все.Я молчу.Думайте как знаете.

Но мнение автора поста о роликах в его постах мне все же предпочтительнее, чем ваше мнение-еще раз извините))

Если Вам известна политика Ютюб(а), монетизации подлежит только собственный контент. Например вы снимаете что-то сами и выкладываете. Раньше можно было скачать (видео, музыку и т. д.) при помощи специальной программки, но с прошлого года лафа закончилась, теперь надо платить. Владельцы авторских прав (если таковы заявлены) и так получают отчисления за свой контент, независимо где и кем он размещён.

Если админы поставят условие запрещающие такого рода комментарии, тогда их и не будет. Также, любой автор своего поста с такого типа комментариями, может удалить, если ему не понравятся такого рода вставки. И никаких обид не будет.

Источник

Стронгилла иртлач личная жизнь

стронгилла иртлач личная жизнь

стронгилла иртлач личная жизнь

Александр Александр запись закреплена

В это время тяжело заболевает сестра Стронгиллы, и глава семьи обращается к властям с просьбой выдать разрешение на выезд в Турцию для лечения дочери. В 1922 году разрешение было получено. Её родители возвращаются обратно в Турцию. Но Стронгилла Шаббетаевна, как она сама пишет в автобиографии, «категорически отказалась поехать, мотивируя свое решение тем, что я родилась, училась в СССР, являюсь совершенно русским человеком и дальше собираюсь учиться в СССР. Таким образом, я осталась в Ленинграде». И далее: «У меня произошел разрыв с семьей. После получения ряда писем оскорбительного характера по поводу того, что я избрала якобы позорную профессию артистки, я прекратила всякую связь и с 1933 года ничего о судьбе моих родственников не знаю».
«Некоторое время училась в балетной школе. В Академии художеств. Затем поступила в театральное училище, училась там четыре года».

В 1924 году после нескольких лет работы в самодеятельности Стронгилла поступает учиться в профессиональную театральную студию «Ваятели масок». Год спустя студия объединяется с Первым государственным художественным политехникумом, и 19 июня 1928 года выпускница драматического отделения техникума Стронгилла Иртлач получает диплом и квалификацию артистки драмы.
Цыгане признали Иртлач. за свою соплеменницу и оставили ее в хоре, где она пела несколько месяцев (ушла из-за невозможности совмещать учебу с ежедневными выступлениями).
Стронгилла Шаббетаевна – Гиля, как ласково называли ее друзья, – считала началом своей эстрадной карьеры 1929 год, когда в составе молодежной бригады она выступала на ленинградских эстрадных площадках с чтением рассказов и стихов.
После окончания училища она два года играет на сценах ленинградских передвижных театров. 3 сентября 1930 года, выдержав конкурс, была принята по конкурсу в Театр юного зрителя под руководством А. А.Брянцева и прослужила в нем до 1963 г.
В ТЮЗе Стронгилла Шаббетаевна сыграла около восьмидесяти ролей. Будучи ведущей актрисой театра, создала ряд запоминающихся образов по произведениям Шекспира, Островского, Грибоедова, Чехова, играла в пьесах современных драматургов.
Елена Егоровна Шишкина
В 1935 году Стронгилла Иртлач близко познакомилась со знаменитой, непревзойденной исполнительницей цыганских песен и старинных романсов Еленой Егоровной Шишкиной, о которой потом всю свою жизнь с благодарностью вспоминала как о своей учительнице и наставнице. Рассказывает Константин Александрович Бауров, внучатый племянник Елены Егоровны: «Елена Егоровна не умела ни писать, ни читать, и ноты она, конечно, не знала, но у нее было чутье на прекрасное. В ее творчестве ярко сфокусировалась высочайшая культура исполнения цыганских народных песен, русских песен в цыганской аранжировке и лучших образцов бытового романса нескольких поколений петербургских хоровых цыган. Это искусство Гиля очень хорошо уловила, переняла от Елены Егоровны и пошла дальше, подняв на новую ступень. Иртлач прежде всего свойственно четкое воспроизведение мелодического рисунка, хотя она пела с голоса Шишкиной. При этом она полностью сохраняла интонации и своеобразную замысловатость цыганских ритмов. К этому надо добавить немаловажное: при пении Иртлач выражала душу, она рисовала своим голосом ярчайшую гамму чувств. Она была, позволю себе сказать, творцом – ибо, хотя она и училась у Елены Егоровны и считала ее, как исполнительницу цыганских песен непревзойденной, но сама она столько вносила в свое исполнение, столько своего вкладывала в свои романсы, что они уже были ее творением, плотью от плоти самой Гили».
Нужно сказать, что и сама Стронгилла Шаббетаевна не знала нот и музыкальной грамоты. Но, желая проникнуть в самую суть жанра цыганской песни, она изобрела свой собственный способ записи пения Елены Шишкиной и игры аккомпаниатора-гитариста. Народная артистка РСФСР Нина Николаевна Казаринова, близкая знакомая Стронгиллы Иртлач, вспоминала: «Когда Елена Егоровна говорила: «Ну, Гиля, ты сегодня поешь, как из-под телеги!» – мы знали, это – высочайшая похвала».
Елена Шишкина открыла ей многие секреты цыганского пения. Именно у Шишкиной Иртлач и заимствовала полузабытый цыганский репертуар. В него входили такие цыганские «шлягеры», как «Рас-пошёл», «Акадяка», «Верная-манерная», «Ехали цыгане», «Ванёнок» и др. Исполняла и русские старинные романсы («Гори, гори, моя звезда», «Ах, да не вечерняя да зоря», «Не уезжай, ты мой голубчик», «Я ехала домой» и др.) и песни современных композиторов («Темная ночь» М. Блантера и др.).
Вскоре Стронгилла Шаббетаевна начинает выступать на сцене как профессиональная певица.
У нее была староцыганская манера исполнения, последними блистательными представительницами которой в России были настоящие цыганки — Варя Панина и Настя Полякова.
Густота низких тембров, замедленное интонирование, характерная цыганская фразировка придавали каждому слову, каждому музыкальному моменту особую значимость, являлись отличительными чертами ее выступлений. Народный артист А. А. Брянцев с гордостью называет ее «наша тюзовская академическая цыганка!»
Стронгилла Шаббетаевна вспоминала: «В Ленинград приехал Вертинский, был дан концерт. В первом отделении выступал Александр Николаевич, в другом я. Аккомпанировали цыганские гитаристы. После выступления они много говорили лестных слов на своем языке, признав меня за цыганку».
Иртлач часто участвовала в сборных концертах, а затем выступала и с сольными программами. На профессиональной эстраде ее признали одной из лучших исполнительниц старинных русских и цыганских романсов.
В 1939 году состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где могли блеснуть своим мастерством «лица не старше 35 лет, исполнительская деятельность коих имеет профессиональный характер». В жюри вошли сплошные знаменитости: И.О.Дунаевский, Л.О.Утесов, И.П.Яунзем, И.А.Моисеев, А.М.Мессерер, М.М.Зощенко, В.Н.Яхонтов, И.В.Ильинский. Среди конкурсантов, число которых достигло почти семьсот человек, значилась и «исполнительница жанровых песен» из Ленинграда Стронгилла Иртлач — в то время уже почти 37-летняя. То, что для нее сделали исключение и разрешили участвовать в конкурсе, говорит само за себя. Завоевав звание дипломанта, Стронгилла стала в один ряд с победителями — Деборой Пантофель-Нечецкой, Клавдией Шульженко, Кэто Джапаридзе. Ею заинтересовались представители граммофонной индустрии. Руководители фабрики «Ленинградский музтрест» предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 год она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет — М.Минина и Б.Кремотата.
Концерты, которые Стронгилла Шаббетаевна, пусть не часто, давала в предвоенные годы в Ленинграде, Москве, других городах страны, пользовались большим успехом. Выступала она также по ленинградскому радио, участвовала в шефских программах. Концертные организации уговаривают полностью перейти на концертную деятельность, оставив театр. Стронгилла Шаббетаевна на это не согласилась и совмещала работу в театре и на эстраде. Пела в основном в Ленинграде, как в сборных концертах, так и в сольных. Иногда выезжала в Москву, а во время летних отпусков театра ездила с концертами по стране.

Слушая Стронгиллу Шабетаевну не трудно понять, почему цыганское пение увлекало таких разных первоклассных представителей русской литературы, как Пушкин, Толстой, Блок, Куприн, Есенин.
Замечательный гитарист Сергей Сорокин, аккомпанировавший Стронгилле Шаббетаевне назвал ее лучшей современной исполнительницей цыганских песен, романсов и истинной продолжательницей Вари Паниной.
Творчеством певицы восхищались Николай Тихонов, Борис Лавренев, Ольга Берггольц, Николай Черкасов, Борис Чирков, другие известные деятели отечественной культуры.
Но блистательное искусство Иртлач, как и ее современниц, И. Юрьевой, Т. Церетели, К. Джапаридзе, подвергалось непрерывным нападкам, как не отвечающее требованиям современности. Иртлач почти прекратила пение цыганских романсов и полностью посвятила себя театру.
На сцене ТЮЗа создала множество образов классической и советской драматургии: Смеральдину («Слуга двух господ» К. Гольдони), Шарлотту («Вишневый сад» А. Чехова), графиню Хрюмину («Горе от ума» А. Грибоедова), Кабаниху («Гроза» А. Островского) и др. Изредка пела в спектаклях и капустниках театра, а летом во время отпуска, ездила с концертами по стране (аккомпанировала ей И. Хаунина)
В годы войны Стронгилла Иртлач активно выступала в составе фронтовой бригады тюзовских артистов перед бойцами Ленинградского фронта — пела в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях.
Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).
После смерти Брянцева (1964) покинула театр и полностью посвятила себя педагогической работе. За плечами имелся опыт педагогической работы. В 1927 году еще студенткой Стронгилла, почувствовавшая в себе призвание педагога, заинтересовалась теоретическими аспектами техники сценической речи и начала работать ассистентом преподавателя по этой дисциплине в Коммунистическом институте имени Н.К.Крупской, а также давать уроки в ряде театральных учебных заведений и самодеятельных студий. После ухода из Театра Юного Зрителя работает преподавателем кафедры актёрского мастерства (1936 — 1939),а затем профессором (старшим преподавателем на кафедре сценической речи (1963 — 1983) в ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кино)
Талант педагога — еще один дар, которым Стронгилла Шаббетаевна была наделена от природы. По национальности турчанка, она обучала студентов правильному владению русским языком. Среди ее учеников — Павел Кадочников, Георгий Тараторкин, Елена Драпеко, Михаил Боярский и многие другие известные ныне актеры, деятели театра и кино.
Между тем старший преподаватель кафедры сценической речи ЛГИТМиКа Стронгилла Шаббетаевна Иртлач, как и раньше, «в свободное от основной работы время» иногда давала концерты для небольшого круга своих почитателей. В 1968 году на студии ЛГИТМиКа была сделана запись, на основе которой тридцать лет спустя фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Мы долго шли рядом», о которой упоминалось выше. Под аккомпанемент Алексея Кузьмина Стронгилла Иртлач напела порядка двадцати старинных романсов и цыганских песен. Голос 66-летней певицы стал ниже, трактовки — значительнее, нюансы — тоньше, но задор, энергия, кураж остались прежними.

В последние годы в ее репертуар вошли молдавские, болгарские, венгерские и румынские песни, которые она исполняла на языках оригинала.
«Как певица она была недореализована, недовоплощена», – вспоминает доцент Санкт-Петербургской академии театрального искусства (бывшего ЛГИТМиКа – Ленинградского государственного института театра, музыки и кино) Александра Александровна Пурцеладзе, коллега Стронгиллы Шаббетаевны по преподавательской работе и ее близкая знакомая. «Боже мой, да у нее должно было быть много пластинок, много больших концертов в больших аудиториях, и залы всегда были бы переполнены! У нее же манера своя совершенно особая, и в соединении с таким редким тембром голоса. К ней пришел бы огромный успех! А так это был большой успех «в узких кругах!»
Опыт педагогической работы нашел отражение в нескольких учебниках и статьях по культуре речи на сцене.
В 1978 году вышла в свет книга С.Ш.Иртлач «Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи», высоко оцененная профессионалами и через год переизданная.
В 1979 году в сборнике «Проблемы сценической речи» появилась статья Стронгиллы Шаббетаевны «Координация работы органов голосообразования при пении и речи»,
в 1987 году в сборнике «О музыкальном воспитании актеров в театральном ВУЗе» — статья «О специфике голосовой и речевой подготовки актеров музыкальной комедии».
Написанные Стронгиллой Иртлач учебники востребованы до сих пор.
«Сама она, – свидетельствовали современники, – обладала прекрасной, на редкость выразительной русской речью, замечательным, неповторимым по красоте и тембровому богатству голосом, которым восхищались многие и среди них – выдающийся советский лингвист академик Щерба».
Рассказывает А.А.Пурцеладзе: «Я очень любила речь Стронгиллы Шаббетаевны, любила слушать, как она говорила! Даже совершенно не со мной! Когда, допустим, она где-нибудь выступала, я с удовольствием ее слушала! Потому что сейчас такую речь мало где можно услышать. К сожалению, мы утратили многое, в том числе и настоящий русский язык! И речь! А этим она владела замечательно, и учила она прекрасно! »
«Кафедра речи помнит ее сейчас очень хорошо. Мне трудно судить о ценности ее трудов просто потому, что у меня другая профессия, я преподаю русскую литературу, а она преподавала речь. Но я бывала на зачетах и экзаменах ее студентов. Всегда мне виден был их профессиональный рост. Как говорили ее студенты при поступлении, в первом семестре, втором семестре, и как они потом сдавали по речи последний экзамен! Это же ее труд!» (А

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стронгилла Шаббетаевна Иртлач