Строительные машины общие сведения

Общие сведения. Тема 1. Строительные машины

Строительные машины общие сведения Строительные машины общие сведения Строительные машины общие сведения Строительные машины общие сведения

Строительные машины общие сведения

Строительные машины общие сведения

Тема 1. Строительные машины

При создании строительной продукции строители используют технические средства, которые принято подразделять на основные, вспомогательные и транспортные.

Основные технические средства участвуют в непосредственном возведении строительных конструкций (сооружений), обработке их поверхностей, устройстве отделочных и защитных покрытий и др. К ним относятся строительные машины, механизмы, подручные технические средства и различные приспособления. Важнейшей задачей технологии строительного производства является определение оптимальных составов и эффективных параметров строительных машин, механизмов и других технических средств. При этом главная роль отводится эффективным строительным машинам, определяющим в конечном итоге повышение производительности труда при одновременном обеспечении требуемых качественных показателей строительной продукции.

Строительные машины – это передвижные или стационарные технические средства с рабочим орагном, приводимым в действие двигателем. Рабочий орган непосредственно воздействует на материальные элементы строительных процессов, придавая им новые качества.

Классификация строительных машин – это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей. Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы. Пример классификации приведен в таблице 1.1.

По производственному (технологическому) признаку все строительные машины и механизмы могут быть разделены на следующие основные группы:

для подготовительных и вспомогательных работ;

для земляных работ;

машины для транспортирования бетонной смеси и растворов;

машины для укладки и уплотнения бетонной смеси;

Пример классификации строительных машин

Каждая из названных групп машин может быть разделена по способу выполнения работ и виду рабочего органа на несколько подгрупп, например машины для производства земляных работ могут быть разделены на следующие подгруппы:

а) землеройно-транспортные машины: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др.;

б) одноковшовые и многоковшовые экскаваторы; землеройно-фрезерные машины, планировщики с телескопической стрелой и т.д.;

в) оборудование для гидромеханического способа разработки грунтов: гидромониторы, землесосные снаряды;

г) грунтоуплотняющие машины: катки, трамбовки и пр.

Машины в подгруппе, в свою очередь различаются по данным, составляющим производственную характеристку (мощность, емкость ковша, грузоподъемность, тяговое усилие, проивзодительность и т.д.), по периодичности работы (цикличного и непрерывного действия).

Отдельные виды строительных машин различаются по ходовому устройству (гусеничный ход или колесный), по типу базовой машины (автомобиль, трактор, пневомколесный тягач), по конструктивным особенностям (краны с поворотной башней и с неповоротной башней) и видам двигателя.

Все строительные машины по источнику энергии могут быть разделены на две группы: машины, работающие от собственной энергетической установки, и машины, использующие энергию подведенную извне.

К первой группе относятся машины с двигателями внутреннего сгорания, ко второй – машины с электрическими двигателями, питаемыми током от внешенй сети, и машины с пневматическим приводом.

Строительные машины общие сведения

К строительным машинам предъявляют ряд требований. Они должны обеспечивать необходимую производительность при любых погодных условиях, перемещаться по грунтовым дорогам и по бездорожью, в стесненных условиях строительной площадки.

Каждая машина должна быть надежна в работе, долговечна и приспособлена к изменению условий работы; должна быть удобной в управлении, простой в обслуживании, ремонте, монтаже, демонтаже и транспортировании, экономична в эксплуатации. Также машина должна обеспечивать безопасность труда и удобство работы обслуживающего персонала.

Часто перебазируемые несамоходные строитльные машины должны иметь минимальный вес, быть удобны для монтажа, демонтажа и транспортирования. К самоходным машинам, часто меняющим место работы предъявляют требования по маневренности, проходимости машины и устойчивости.

Источник

Издается с 2007 года

Какая бывает техника для строительства дорог: виды машин

С дорожно-строительными машинами сталкивается каждый – почти ежедневно мы можем видеть, как убирают снег, укладывают асфальт или моют улицы. Сегодня разработано множество агрегатов и механизмов, применяемых для этих целей.

Понятие дорожно-строительной спецтехники

Строительные машины общие сведения

Под дорожно-строительной техникой (ДСТ) понимается обширная группа механизмов, предназначенных для создания, ремонта и обслуживания шоссе, проезжей части внутри городов, придомовых территорий и тротуаров. Сюда же относится техника для строительства дорог, которая обеспечивает полный цикл операций по созданию асфальтобетонного и цементобетонного полотна.

Классификация дорожно-строительной техники

По виду выполняемых работ дорожно-строительная техника делится на несколько типов:

Дополнительная информация! Перечень и описание дорожно-строительных машин нормируется официальным документом – ГОСТом ISO 22242 –2016.

Машины для подготовительных работ

Строительные машины общие сведения

Для проведения подготовительных работ используют узкоспециализированные механизмы:

Практически на всех этапах строительства не обходятся и без погрузочной техники:

Землеройные машины

В эту обширную группу дорожно-строительных машин (ДСМ) входят:

Бульдозеры предназначены для снятия слоя грунта и перемещение материала с помощью исполнительного органа – отвала (щита). Он представляет собой криволинейный в сечении стальной лист, закреплённый вне базы ходовой части машины перпендикулярно направлению движения.

Обратите внимание! При выполнении земельных работ применяют машины с прямыми, поворотными и сочлененными отвалами.

Назначение экскаватора – выемка и погрузка грунта с помощью ковша. Для выполнения земляных работ применяются самоходные ковшовые экскаваторы на колесном и гусеничном ходу с «обратной лопатой» (то есть вынимающие грунт по направлению к экскаватору).

Кроме того, для формирования высоких откосов, склонов набережных, канав и других подобных элементов дороги используются экскаваторы-планировщики.

Грейдеры предназначены для разработки и профилирования земляного дорожного полотна, придания ему заданных продольных и поперечных уклонов, формирования боковых откосов и вырезания кюветов. Эти дорожные машины используют отвал, смонтированный на раме. Существуют самоходные и прицепные грейдеры.

Дорожная техника, применяемая для послойной резки грунта, его транспортировки на место отсыпки, укладки слоями и одновременного уплотнения колесами, именуется скреперами. Это транспортно-землеройные машины также производятся в виде прицепов и самоходных машин.

Оборудование и техника для укладки и обслуживания дорожных покрытий

Строительные машины общие сведения

Поверхность дороги должна создавать минимальное сопротивление качению колёс. Наилучшей каткостью обладают покрытия из асфальтобетона и цементобетона.

Для нанесения на поверхность рабочего дорожного полотна из асфальтобетона применяют асфальтоукладчики. Это сложные агрегаты с элементами автоматизированного управления. Их основные задачи – распределение, профилирование и предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси.

Нанесенное на дорогу асфальтобетонное покрытие уплотняется с помощью самоходных и прицепных дорожных катков.

Обратите внимание! Главная конструктивная особенность этой дорожной техники – замена обычных колес на рабочий орган – цилиндр (валец), который во время движения трамбует дорожное полотно.

Многие современные дорожные катки оснащаются встроенными вибраторами, что позволяет уменьшить необходимое для уплотнения покрытия число проходов.

Для нанесения цементобетонного покрытия используют бетоноукладчики и выравниватели бетонной смеси – в основном многофункциональные автоматизированные комплексы, с помощью которых выполняется:

Эти работы могут выполняться как внутри неподвижной, так и внутри скользящей опалубки.

Машины для производства и транспортирования смесей

Строительные машины общие сведения

Приготовление смесей для дорожного полотна – асфальтобетона и цементобетона – осуществляется на специальных заводах. Они могут быть стационарными и мобильными. На этих предприятиях происходит объединение компонентов дорожного полотна в единую однородную смесь.

Транспортировка готового асфальтобетона осуществляется с помощью грузовых автомобилей со специальным кузовом. Хотя часто, особенно в России и СНГ, этим пренебрегают и доставляют смесь обычными самосвалами.

В виду особенностей бетонных смесей, их доставка происходит специальными машинам – миксерами. Во время транспортировки в автобетономешалке производится постоянное перемешивание, что позволяет доставить смесь на дальние расстояния без снижения качества.

Обратите внимание! Бетон, приготовленный на стационарных или передвижных пунктах, можно доставлять и на автосамосвалах. Основным недостатком этого метода является ограниченная до 5 – 8 км дальность транспортировки и потери материала. При большей дальности происходит расслоение бетонной смеси.

Машины для строительства искусственных сооружений

Строительные машины общие сведения

Среди машин для строительства дорог особняком стоит техника для возведения мостов, эстакад, многоуровневых развязок. Она же применяется в промышленном и гражданском строительстве. К ним в частности относятся:

Обратите внимание! В дорожном строительстве особенно востребованы автомобильные и гусеничные краны, которые сочетают грузоподъемность с мобильностью.

Кроме того, используются автомобили с кранами-манипуляторами, в народе называемые «воровайками». Совмещая возможность погрузки и перевозки, эти машины позволяют сэкономить время и средства при транспортировании небольших грузов и оборудования, например, дорожных катков.

Машины для устройства снежно-ледяных покрытий

В северных районах, где нет развитой дорожной сети, строят зимники – дороги из снега и льда. Их сооружают в соответствии с нормами ВСН 127-89.

Наряду с использованием обычных дорожных машин основным инструментом для их строительства являются водополивочные машины и катки, с помощью которых производится «намораживание» и выравнивание ледяного дорожного полотна.

Дополнительная информация! На сооружение 1 км дороги шириной 5 м требуется 800—1000 м3 воды.

Для поддержания «зимников» в рабочем состоянии, их необходимо защищать от наносов, своевременно чистить от выпавшего снега и бороться со скользкостью покрытия, особенно на продольных уклонах трассы. Для этого используют снегозащитные щиты и колья, снегоочистители и пескоразбрасывающие машины.

Источник

Издается с 2007 года

Основная информация о строительной спецтехнике: виды машин, область применения

Строительная техника очень обширное понятие. Оно включает в себя большое количество разнообразных машин и оборудования, которые помогают возводить здания, сооружения, прокладывать дороги и коммуникации. К строительной техники относятся иногда даже те машины, которые изначально создавались для других целей.

Общая классификация

Строительные машины общие сведения

Из-за большого разнообразия машин, классификация строительной техники сложная и многоуровневая. Для начала её подразделяют на машины и оборудование, а также по четырём основным критериям:

По специализации строительную технику можно разделить на специализированную – предназначенную для определённого вида работ и универсальную – способную совмещать несколько функций. Например, башенный кран может выполнять только грузоподъёмные функции, в то время как одноковшовый гидравлический экскаватор может рыть траншею или котлован, измельчать материал с помощью специальных ковшей-дробилок, заниматься сносом старых, ветхо аварийных зданий и сооружений с помощью гидроножниц или гидромолота.

По типу привода есть техника с автономным питанием и зависимым. К автономным силовым установкам относятся бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания, аккумуляторные электрические машины, техника с газомоторным двигателем. Зависимые источники – это электропитание от стационарной сети (одно- или трёхфазной), гидравлической системы отдельных машин, с применением пневмопривода.

Строительная спецтехника включает машины, которые устанавливаются стационарно – такие как бетонные заводы или пристяжной башенный кран, а также передвижную технику на разных типах движетелей. Строительные машины могут быть на колёсном, гусеничном или рельсовом ходу, передвигаться не только по земле, но и по водной поверхности (например, земснаряды) или по воздуху – например, дроны для геодезических работ.

Категории спецтехники

Строительные машины общие сведения

В классификаторе строительной техники все машины поделены на категории по видам выполняемых технологических процессов. Внутри каждой категории есть свое разделение по виду рабочего органа и способу выполнения работ.

Классификация по видам работ включает:

Транспортные средства

Строительные машины общие сведения

Сюда относятся машины, которые перемещают материалы, грунт, мусор на рабочих участках, а также специальный транспорт для перевозки несамоходной или тяжелой строительной техники. К этой категории относятся:

Также к этой категории относятся специальные машины, такие как автогудронаторы, автобетононасосы и миксеры на автомобильном шасси и др.

Землеройная техника

Строительные машины общие сведения

К строительным машинам и оборудованию для проведения различных землеройных работ относятся:

Дорожно-строительная техника

Строительные машины общие сведения

Классификация машин для дорожного строительства имеет свои подклассы:

Грузоподъёмные машины

Строительные машины общие сведения

В это категорию относится строительная и грузоподъемная спецтехника для монтажных работ:

Отделочное оборудование

Строительные машины общие сведения

Разные виды строительных механизмов и машин для кровельных и отделочных работ активно помогают механизировать труд. Это позволяет повысить производительность и качество. Стоит выделить:

Вспомогательные машины

Строительные машины общие сведения

Помимо основных, на стройках выполняются различные вспомогательные работы. Необходимо связать арматуру, замешать смесь, подготовить металлоконструкции и многое другое. Тут на помощь приходят машины вспомогательного звена. Среди них стоит отметить:

Сюда же можно отнести спецтехнику для забивки и закручивания свай: различные молоты на дизельном, гидравлическом, паровом ходу, вибромолот и вибропогружатель, копры на гусеничной или колесной базе, бурильно-сваебойную установку, перегружатели и многое другое.

Другие виды классификации строительной техники

Строительные машины общие сведения

К прочей классификации можно отнести деление спецтехники на машины циклического и непрерывного действия. Цикличные машины делают рабочие операции поэтапно. Например, ковшовый экскаватор отделяет грунт от склона, загребает его в ковш, выгружает в стороне или в грузовик и возвращается на исходную точку.

Машины непрерывного действия работают по иному принципу. Они постоянно производят действие, которое стразу даёт результат. Например, штукатурная станция, которая с момента запуска начинает подавать раствор непрерывно, без циклов.

Обычно машины циклического действия имеют меньшую производительность, поскольку операции растянуты во времени, но при этом они более универсальные, чем техника непрерывного цикла.

Строительные машины общие сведения

Ещё одним критерием классификации строительной спецтехники является размеры машин и оборудования. Их разделяют на:

Характеристики спецтехники

Строительные машины общие сведения

Рассмотрим на какие общие характеристики стоит обратить внимание, приобретая технику на стройку, для дорожных, земляных и прочих работы:

Источник

Общие сведения о строительных машинах и оборудовании. Классификация строительных машин.

Общие сведения о строительных машинах и оборудовании. Классификация строительных машин.

В строительстве эксплуатируется более 1000 видов строительных машин различных по назначению, конструкции, принципу действия, размером, мощности, производительности.

Строительные машины классифицируются:

1. По назначению ( технологическому признаку);

2. По режиму работы;

3. По виду силового оборудования;

4. По степени подвижности;

5. По степени подвижности;

— По назначению строительные машины делятся:

5) Для земляных работ;

6) Для свайных работ;

7) Для отделочных работ;

8) Для бетонных и железобетонных работ;

9) Ручные машины (механизированный инструмент);

Каждая группа машин разделяется на подгруппы.

Например: грузоподъемные включают в себя 4 подгруппы:

Каждая подгруппа объединяет машины различных типов.

Например: подъемники делятся:

Каждый тип машин имеет ряд типов размеров (моделей сходных по конструкции, но различающимися между собой отдельными параметрами, массой, производительностью, мощностью и т.д.).

— По режиму работы различают:

1) Периодического (циклического действия) выполняемую работу путем периодического повторения одних и тех же чередующихся операций

Например: с цикличной выдачей продукции: строительные краны, одноковшовые экскаваторы и погрузчики.

2) Машины непрерывного действия, выдающие продукцию непрерывным потоком (конвейеры, многоковшовые экскаваторы и т.д.)

— По виду силового оборудования:

1) С приводом от двигателя внутреннего сгорания, электрического, гидравлического и пневматические;

2) С комбинированным приводом: дизель электрический, дизель гидравлический;

— По степени подвижности:

— По степени универсальности:

· Универсальные многоцелевого назначения, оснащенные различными видами сменного рабочего оборудования предназначенные дл выполнения большого разнообразия технологических операций( строительные экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и т.д.).

· Специализированные, имеющие 1 вид рабочего оборудования и предназначены для выполнения только одного технологического процесса( свайные молоты, бетононасосы и др.);

Требования к строительным машинам.

Строительные машина должны соответствовать своему назначению и обеспечивать максимально возможную производительность.

Тае же приспосабливаться к меняющимся условиям эксплуатации. Машина должна иметь минимальную массу, простую конструкцию, надежную и технологичную конструкцию с максимально использованием стандартных деталей и унифицированных сборных единиц, быть удобной для монтажа, перевозки, обладать устойчивостью.

Строительная машина должна обладать высокой надежностью и долговечностью, отличаться простотой технологического обслуживания, быть экономичной в эксплуатации, обеспечивать безлопастные условия труда и минимальную утомляемость обслуживающего персонала.

Самоходные машины должны обладать высокой маневренностью и проходимостью.

Основные элементы строительных машин.

Машина состоит из сборных единиц выполняющих определенную функцию при ее работе. К таким элементам относятся:

· Силовое оборудование (1 или несколько двигателей для получения механической энергии);

· Рабочие оборудование для непосредственного воздействия на обрабатываемый материал;

· Ходовое оборудование (у переносных и стационарных машин отсутствует). Для передвижения машины и передачи ее веса и рабочей нагрузки на почву;

· Передаточные механизмы (трансмиссии, связывающие рабочее и ходовое оборудование силовым);

· Системы управления для запуска, остановки и изменения режимы работы силового оборудования. Включение, торможение, регулирование скорости;

· Несущую раму для закрепления на ней всех узлов;

Основное силовое оборудование применяемое в современных строительных машинах: электродвигателей постоянного и переменного тока с питанием от силовой сети, двигатели внутреннего сгорания;

Электродвигатели отличаются удобством пуска, простотой реверсирования, экономичностью, пригодностью.

Преимущества двигателя внутреннего сгорания – автономность от внешних источников энергии. От силового оборудования могут получать энергию рабочего и вспомогательного оборудования машины.

Гидравлическим приводом используется главным образом для вращательного движения исполнительных механизмов и рабочего механизма машины. Этот привод состоит из насоса, системы трубопроводов и гидравлических двигателей поступательного и вращательного действия. Основным достоинством привода является высокий КПД, экономичность, большие передаточные числа, бесступенчатое независимое регулировка в широком диапазоне скоростей исполнительных механизмов, предохранение механизмов от перегрузок, компактность.

В основном состоит из тех же элементов, но приводиться в действие энергией сжатого воздуха, вырабатывающегося компрессией. Однако он не получил широкого применения из-за низкого КПД (потери сжатого воздуха в системе).

— Ходовое оборудование применяемого в строительных машинах делят:

Рельсовые имеют башенные, котловые и мостовые краны.

Пневмоколесные применяется для самоходных и прицепных строительных машин (краны, скреперы, погрузчики, экскаваторы и т.п.), требующие значительной маневренности, мобильности и для перемещения, а так же частных перебросов своим ходом с одного объекта на другой.

Гусеничные характеризуются сравнительно небольшими давлением на грунт и высокой проходимостью.

— Системы управления строительных машин могут быть:

Основные технико-экономические и технико-эксплуатационные показатели строительных машин.

3 категории производительности машины:

Важное значение имеет экономическая эффективность от использования машины в строительстве, а так же такие ее качества, как удельная металлоемкость и энергоемкость, стоимость единицы продукции.

Передачи.

Привод рабочих органов ходовой части и др. узлов см осуществляется с помощью силовых передач, которые не только предают движение, но изменяют скорость, а иногда характер и направление движения. Передачи бывают механические, гидравлические и электрические.

Механические передачи.

Передачи разделяют на:

· Зацепление (зубчатые, червячные и цепные);

l механическим способом, когда рабочие органы непосредственно отделяют грунт от массива;

l гидромеханическим способом, когда грунт разрушается рабочим органом (фрезой), а затем транспортируется при помощи воды или грунт сразу разрушается струей воды высокого давления;

l взрывным способом, когда в породе предварительно пробуриваются шкуры, в которых подрываются взрывчатые вещества;

l применяются так же комбинированные способы, когда предварительно разрушение грунта производиться рыхрытелем, а его транспортировка другими машинами.

Машины выполняющие земляные работы можно разделить на следующее классы:

l машины для подготовительных работ;

l землеройно-транспортные машины;

l машины для гидравлической разработки грунта;

l для бурения скважин диаметром от 0.5 до 3 м;

l для разработки мерзлого грунта;

l для уплотнения грунта;

l для свайных работ;

Кусторезы.

Кусторезом можно срезать кустарники и деревья, причем за 1 проход очищается кустарники и мелколесья полоса от 3,5 до 5 м. Рабочий орган кустореза состоит из 2 отвалов соединенных вместе в плане под углом 40- 60 градусов и шарнирно прикрепленных к раме гусеничного трактора (рис.7).

Строительные машины общие сведенияРис.7.

По нижним кромкам отвала крепят ножи, режущие кромки которых выполняют гладкими или в виде пилы, так как ножи и отвал в плане имеют треугольную форму, то при движении кустореза в перед создается подача необходимая для срезания деревьев и кустарников. Может быть заменен на той же раме мощным толкающим приспособлением древовала, при этом толкающие устройство поднимают на высоту 3-5 м над землей, тяговое усилие в 25 тс достаточно что бы повалить дерево диаметром 2 м.

Корчеватели-собиратели.

Их применяют для извлечения из почвы крупных камней и пней, корчевания кустарников и уборки деревьев срезанных кусторезами и поваленных древовалами, рабочим органом служат решетчатый отвал с зубьями расположенными в нижней части (рис.8).

Строительные машины общие сведенияРис.8.

Автогрейдер.

Он является одной из машин предназначенных для строительства дорог и их содержания, с помощью его профилируют дорожное полотно, возводят насыпи до 0,6 м, перемещают и разравнивают грунт по дорожному полотну, планируют площадки и тд. Общий вид автогрейдера представлен на рис. 10.

Строительные машины общие сведенияРис.10.

Рабочий орган автогрейдера – отвал, устанавливают под углом в плане от оси машины и с подъемом к оси дороги. Автогрейдеры подразделяются:

· легкие мощностью до 100 кВТ;

· средние от 100 до 150 кВт;

· тяжелые свыше 160 кВт;

Почти все грейдеры выполняются 3х-осными с двумя задними ведущими осями. Автогрейдеры часто снабжают кирговщиками для снятия дорожной одежды, а в зимние время на них устанавливаются луженые снегоочистители. Рабочие скорости колеблются в пределах от 1 до 2 м/с. В зависимости от веса отечественные автогрейдеры делят на 5 типов:

ЛегкийСреднийТяжелый
Тип автогрейдера
Масса, т7-910-1213-1517-1921-23

Для ремонта дорог и строительства их используются чаще средние автогрейдеры, для значительных объемов дорожных работ: строительство аэродромов, планирование больших площадей, а так же при работе в тяжелых грунтах, как правило применяют тяжелые автогрейдеры.

Конструкция характеризуется схемой ходовой части. Число осей А с управляемыми колесами, число ведущей осей Б и общие число осей В характеризует общую схему автогрейдера, которая обозначается формулой:

А*Б*В, например на рис.10: 1*2*3.

Именно автогрейдеры получили наибольшее распространение. Производительность автогрейдеров Псм (сменная) при профилировании, при нарезке канав и др. работах определяется по объему срезаемого и перемещаемого грунта в смену(м 3 /смену):

T – продолжительность смены, ч;

Кн – коэфициент использования времени в смену (0,8-0,95);

V – геометрический объем грунта перемещаемый за 1 рабочий ход, м 3 ;

Кр – коэффициент разрыхления;

t – время рабочего цикла, ч, оно складывается из:

t1 – время перемещения грунта отвалом;

t2 – время на подъем отвела в транспортирующую положение;

t3 – время на переключение передачи и повороты в положение рабочего хода;

t4 – время на обратный ход;

t5 – время на переключение передачи и повороты в положение обратного хода;

t6 – время на опускание отвела вв рабочие положение;

Производительность автогрейдера в смену при производстве планировочных работ :

В – ширина захвата (полосы планирования) отвалом, установленным перпендикулярно или под углом в плане к оси движении, м;

b – ширина перекрытия смежный полос планирования;

V – средняя скорость движения при планировании, км/ч;

m – необходимое число проходов по 1 месту;

Грейдер-элеватор.

Строительные машины общие сведенияРис.11.

Грейдер-элеватор срезает грунт послойно и ссыпает его в отвал или в транспортное средство, с помощью транспортера (конвейера). Принципиально особенностью этой машины является то, что грунт отделяемый от массива попадает на транспортирующие устройство (конвейер), при помощи которого он попадает в отвал или в транспортное средство. Это выгодно отличает его от других землеройно-транспортных машин, так как расход энергии на транспортирование грунта конвейером значительно маньше, чем на заполнение грунтом скрепера и бульдозера, где в процессе перемещение грунта значительная энергия тратится на трение грунта о грунт.

По типу рабочего органа грейдеры-элеваторы разделяют на:

· машины с дисковыми ножами;

· с прямыми ножами и с криволинейными;

По расположению конвейера разделяются на:

· машины с поперечным или диагональным расположением конвейера;

· машины с одним или двумя поворотными конвейерами;

· машины с грунтометателем;

В зависимости от оборудования и тягового средства грейдеры-элеваторы могут быть:

l прицепными (на пневмоническом ходу);

l гусеничным трактором;

l навесные, в виде сменного оборудования к автогрейдерам;

Грейдеры-элеваторы применяются при строительстве дорог, постройке оросительных каналов, возведение дамб, валов, земляных платин, разработке карьеров в равнинной местности и грунтов без значительных включений.

При использовании транспорта в этих машин устраивают высокие насыпи с выемкой грунта из боковых резервов и бартеров, разрабатывают глубокие и широкие выемки, наиболее эффективно используют грейдеры-элеваторы при разработке связанных грунтов, на сыпучих и сырых грунтах их производительность не высокая.

Скрепер.

Он состоит из следующих составных частей :

· ходового оборудования ( одноосного иди двухосного);

· рабочего оборудования( ковша);

· механизма управления ковшом и заслонкой.

Скреперы подразделяют на :

В соответствие с этим у прицепных и полуприцепных скреперов, кроме перечисленных узлов имеется сцепное устройство, а у самоходных силовое оборудование (рис.12).

Строительные машины общие сведенияРис.12.

По емкости ковша скреперы подразделяют на:

l Мало-емкие, с объемом ковша до 4 м 3 ;

l Средней емкости, от 5 до 12 м 3 ;

l Большой, от 12 до 15 м 3 и выше;

Работает скрепер следующим образом скреперист включает 1 передачу и одновременно опускает ковш, приподнимая заслонку ковш врезается в грунт под действием собственного веса или усилии гидроцилиндра и силы тяги трактора или силы тяги одного двух толкачей, при этом идет заполнение ковша, когда грунт перестает поступать в ковш вследствие того, что уменьшенная толщина стружки уже не в состоянии пробить массу грунта в ковше, скреперист начинает подъем ковша, закрывая заслонку и направляется к месту разгрузки. На рис.13 представлены схемы разгрузки ковша скрепера.

Строительные машины общие сведенияРис.13.

Для уменьшения сил сопротивления загрузки, заполнения ковша грунтом в некоторых конструкциях осуществляется элеваторным устройством (Рис.14).

Строительные машины общие сведенияРис.14.

Производительность скрепера в обычных условиях (легкие и средние грунты) можно определить по зависимости:

q – геометрическая емкость ковша скрепера, м 3 ;

Кн – коэффициент, наполнения ковша скрепера, зависящий от физических свойств и состояния грунта, а так же квалификации скрепера:

Тц – продолжительность цикла;

V1, V1, V1, V1 – скорость движения при транспортировки и тд, м/с;

tn – время на переключении передач, с;

tпов – время на поворот скрепера, с;

Экскаваторы.

Предназначены для разработки горной пороты и грунтов.

· Одноковшовые (после отделения грунта от массива рабочим органом- ковшом, подают его на сравнительно небольшое расстояние, подвалы или транспортные средства;

· Многоковшовые (экскаваторы у которых во взаимодействием с грунтами находиться несколько ковшей);

Классификация по характеру привода:

· С механическим приводом;

Многоковшовые экскаваторы.

По типу рабочего органа они подразделяются на:

Принципиальные особенности этих машин заключается в непрерывном действии. Эти машины менее универсальны, чем одноковшовые экскаваторы, из-за чего их применяют для выполнения однотипных работ большого объема (капание траншей и карьерные работы).

Многоковшовые экскаваторы классифицируются по характеру движения рабочего органа:

1. На экскаваторы продольного капания (цепные и роторные) у которых направление перемещения машины и направление рабочего движения одинаковы.

2. Экскаваторы поперечного капания (перемещение машины перпендикулярно рабочему движению.)

3. Экскаваторы карьерные роторные (рабочим орган, кроме вращения вокруг своей оси поворачиваются относительно оси машины.

Они могут разрабатывать транце большей глубины, чем роторные и при равной глубине капания имеют меньшую массу. Поэтому их применяют чаще, не смотря на то что их производительность ниже, чем у одинаковых с ними по массе роторов.

Малые модели цепных траншеекопателей часто изготавливают в виде навесного оборудования тракторам и тягачам.

Рабочее оборудование состоит их ковшовой рамы, в которой движется бесконечная цепь с укрепленной на ней ковшами (Рис.21).

Строительные машины общие сведенияРис.21.

Поднимается и опускаться рама при помощи цепного или канатного привода. Ковшовая цепь приводиться в движение при одномоторном приводе через редуктор, и цепную передачу от двигателя. Рабочий орган траншее капателя представляет собой широкий и короткий ковш. Разгрузка ковша при огибании верхней звездочки ковшовой цепи производиться принудительно. Для этого на ковшовой раме устанавливают подпружинные скрепки, вычищающие ковш при огибании звездочки. При работе ковшовая цепь приводить в движение и рабочий орган постепенно опускаеться. Ковши постепенно опускаются в грунт, после чего включаеться ходовой механизм и капание траншеи осуществляеться рабочим перемещением машины. Грунт с ковшом падает на конвейер, который переносит к месту разгрузки. Основными параметрами экскаватора явялются скорость движения ковшей (капания) и перемещения машины.

Роторные траншеекопатели.

Роторные отличаются от цепных более высоким КПД, производительностью и меьшей глубиной траншеи, которые они в состоянии разрабатывать. По скольку глубина траншеи ( наибольшая) у них не превышает 0,6 диамтра ротера, то уже при глубине траншеи, приблизительно 3,5 м, необходим ротор диаметром равный 6 м. РОтер таких размеров затрудняет траспортировку, поэтому роторные раншее капатели редко применяются для траншей глубже 2,5 м. В качестве базовой машины для них используют трактора или тягочи, обывчно на гусеничном ходу (Рис.22).

Строительные машины общие сведенияРис.22.

Рабочие оборудование состоит из 1,5 несущего ковшей ( 10-16 ковшей). РОтер представляет собой обод котящийся по роликам четырех угольнйо рамы, которая приводиться во вращение шестреней механизма привода, установленного на раме и сцеплеться с свинцовой шестерней обода.

Ротор поднимаеться с помощью цепных и канатных устройств. Процес работы происхоит следующим образом, ротер приводитсья в движение и посепенно опускаеться до заглубления на заданную глубину капания, после этого включаеться ходовой механизм и машины перемещаются в доль разрабатываемой траншеи. Грунт из траншеи высыпаеться на леточный конвейер и подаеться на бров забоем. Скорость ковшей колеблиться от 1,5-2,5 м/с, скосроть перемещения машины (рабочий ход) составляе от 20-600 м/ч.

Роторные карьерные экскаваторы (Рис.23).

Эти экскаваторы устанавливаются на гусеничном хожу и имеют диаметр ротерного колеса от 1,6 до 16,5 м и емскость ковшей от 16 до 4000 л. Роторные экскаваторы выпускают с выдвигаемой и не выдвигаемой телескопической стрелой. В процессе экскаватор подвозят к забою с …

Ковши ротора врезаются в породу на глубину соответсвующую толщине снимаемой стружки. Затем повротная рама вместе с врающемся ротером поварачиваеться на угол 90-120°. После снятия стружки по всей дуге экскаватора снова перемещают на величину необходимую для получения заданной велечины стружки. При достежении очередным ковшом верхнего полодения грунт из него высыпается на приемный транспортер, а затем на другой траспортер, который подает его в отвал или траспортное средство. Производительность ротерных экскаваторов зависит, как и у дноковшовых от цикла разгрузок – ссыпок происходящий в одну минуту.

Строительные машины общие сведенияРис.23.

Машины для бурения.

Буровые работы в строительстве осуществляются при помощи буровых машин(станков) и ручных машин. Буровыми машинами производят бурение котлованов диметром до 3 метров, для установки мачт линий электропередач и набивных свай, котлованов диаметров до 0,75 метра, для опускания свай в мерзлый грунт, шпуров в мерзлом грунте и горных породах, а так же при геологоразведочных работах. В зависимости от условий бурения рабочему органу сообщатся различные движения, основные схемы способов бурения представлены на рис. 24. Строительные машины общие сведения

l разрушать всю породу в пробуриваемом отверстии (рис.24, а);

l высверливать кольцевую щель, внутри которой остается столбик породы (керн) (рис.24, б);

Встрой способ менее энергоемок, поскольку не тратиться энергия на разрушение остающиеся внутри инструмента породы. При вращательном бурении требуются большое усилие подачи для внедрения инструмента. Это усилие в значительной степени определяю глубину внедрения инструмента за 1 оборот, а следовательно и производительность. С увеличение горной породы значительно возрастает усилие необходимое для внедрения инструмента, что является одной из основных причин, ограничивающий возможность применения способа вращательного бурения горных пород.

Для бурения ям под столбовые фундаменты, линии передач в талом и мерзлом грунтах используют мощные бурильные установки на тракторах или автомобилях. Бур приводится во вращение двигателем автомобиля через коробку отбора мощности и карданные валы, внедряется бур в грунт при помощи гидроцилиндра и канатной передачи.

Свайные дизель-погружатели.

Состоят из вибро-возбудителя направленного действия, который закрепляется непосредственно на наголовнике. Для повышения эффективности применяют вибропогружатели с дополнительными …

Строительные машины общие сведенияРис.27.

Копровые установки.

Различают виды копры:

· краны-копры, в которых использованы грузоподъемные строповые крюки;

· Копры предназначенные для погружения свай на местности покрытые водой и для других работ (рис.28);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *