Строительные машины автор волков
Строительные машины автор волков
для строительных вузов.
Издание переработано и дополнено
Под редакцией д-ра техн. наук, проф. С.А.ВОЛКОВА
Рекомендовано Учебно-методическим управлением Санкт-Петербургского
государственного архитектурно-строительного университета
в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям:
190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;
270102 «Промышленное и гражданское строительство»;
270105 «Городское строительство и хозяйство»;
270106 «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»;
270113 «Механизация и автоматизация строительства»;
270201 «Мосты и транспортные тоннели»;
270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»
Верстов В.В. — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии строительного производства Санкт-Петербург-ского государственного архитектурно-строительного университета
Кузьмичев В.А. — доктор технических наук, профессор кафедры
«Транспортно-технологических систем» Санкт-Петербургского государственного технического университета
Мамаев Л.А. — доктор технических наук, профессор, заведующий
кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование», проректор Братского государственного технического университета
Волков С.А., Евтюков С.А.
В учебнике рассмотрены основные виды машин, оборудования и механизированного инструмента предназначенного для различных, в том числе строительства и ремонта дорог и коммуникаций. Приведены описания конструкций, рабочих процессов, технологических возможностей строительной техники. Изложены условия ее безопасной работы. Даны примеры комплексной механизации строительных работ и производства строительных изделий и товарного бетона. Кратко освещаются принципы развития конструкций строительных машин и возможные пути повышения эффективности их работы.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей строительных вузов, может быть полезен инженерам при проектировании технологий строительного производства и подборе комплектов машин, а также при проектировании специальных машин для строительных работ.
© Волков С.А., Евтюков С.А., 2012
ISBN 978-5-901.562-84-0 © ООО «Издательство ДНК», 2008
Строительные машины автор волков
ПРОМЫШЛЕННОЕ 1/1 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. Д. П. Волкова
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР
в качестве учебника для студентов вузов,
обучающихся по специальностям
«Промышленное и гражданское строительство»
и «Строительство тепловых и атомных электростанций»
Москва «Высшая школа» 1988
кафедри строительных машин Киевского инженерно-строительного инсти-і\та (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. В. Л. Баландннский) і-р течи, наук Э. И. Кузин (директор ВНИИстройдормаша)
Строительные машины: Учеб. для вузов по спец.
С86 ПГС/Д. П. Волков, Н. И. Алешин, В. Я. Крикун, О. Е. Рынсков; Под ред. Д. П. Волкова.- М.: Высш. шк., 1988.- 319 с: ил.
В учебнике излагаются сведения о строительных машинах и оборудовании, необходимых для организации механизированного производства работ. Приводятся на\чныс методы выбора машин и основ экси. 1уа-ташш и\ с наивысшей эффективностью: новые перспективные конструкции машин, н том числе с применением микропроцессоров для автоматизации их управления.
Для решения задач, поставленных XXVII съездом КПСС в области капитального строительства, необходимо рациональное формирование пнрков строительных машин в соответствии с выполняемыми технологическими процессами, их эффективная производственная эксплуатация и четкая регламентация технического обслуживания. Поэтому в настоящее время в период ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны возрастает роль учебника по строительным машинам для подготовки специалистов- будущих организаторов строительного производства.
Учебник написан в соответствии с программой дисциплины «Строительные машины, включая детали машин» на основе опыта преподавания в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева и входит в состав серии учебников и учебных пособий для специальности «Промышленное и гражданское строительство». Он содержит необходимые сведения по назначению, устройству и рабочим процессам строительных машин. В отличие от других учебников и учебных пособий по этому курсу в отдельных главах приведены более подробные сведения о средствах малой механизации (ручным машинам и машинам для отделочных работ), а также изложены основные понятия по эксплуатации строительных машин, знание которых необходимо инженеру-строителю для правильного их использования.
Волков Строительные машины. Среднее профессиональное образование
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
Федеральная целевая программа книгоиздания России
вице-президент Московского отделения подъемно-транспортных, строительных, дорожных и горных машин Академии проблем качества РФ, д-р техн. наук, проф. Е. П. Павловский; преподаватель Московского колледжа архитектуры и строительных искусств
В676 Строительные машины и средства малой механизации: Учебник для сред. проф. образования / Д. П. Волков, В. Я. Крикун. — М.: Мастерство, 2002. — 480 с. ISBN 5-294-00120-9
Изложены основные сведения о назначении, области применения, устройстве, рабочих процессах и технологических возможностях используемых в строительстве машин и средств малой механизации. В отдельные главы выделены сведения о приводах и ходовых устройствах, общие для всех изучаемых машин. Даны основы производственной и технической эксплуатации строительных машин, включающие общие требования охраны труда.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен студентам вузов немеханических специальностей, изучающих строительные машины по сокращенной программе.
УДК 621.876.112 ББК 38.6-44
Учебное издание Волков Дмитрий Павлович, Крикун Виктор Яковлевич Строительные машины и средства малой механизации
Редактор Э. М. Федорова. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.
Компьютерная верстка: И. М. Чиркин.
Корректоры Н.В.Шувалова, М.В.Дьяконова
Изд. № М-124. Подписано в печать 30.09.2002. Формат 60×90/16.
Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30,0. Тираж 5000 экз.
Лицензия ИД № 00520 от 13.12.1999. Издательство «Мастерство».
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002683.05.01 от 18.05.2001.
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс (095) 334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском nnnnnwt»‘»—»*»» комбинате.
410004, ТТСаратов,, у^гИдотидокого, 59. i
© Волков Д. П., Крикун В.Я., 2002 © Издательство «Мастерство», 2002
Современное строительство — одна из наиболее механизированных сфер человеческой деятельности. Строительные машины участвуют на всех этапах строительного производства: в карьерной добыче строительных материалов (песка, гравия, глины, мела и т.п.); в изготовлении железобетонных, металлических, деревянных и других строительных элементов заводским способом; при погрузке, разгрузке и транспортировании материалов и строительных конструкций; в технологических процессах возведения зданий и сооружений, строительстве дорог, подземных коммуникаций, объектов гидротехнического, энергетического и других видов строительства — от работ освоения строительных площадок и нулевого цикла до завершающих стадий отделочных и других работ. Строительные машины являются также средствами механизации ремонтных и восстановительных работ.
Если в первой половине прошлого столетия внедрением в строительное производство машин решалась задача замены трудоемких ручных строительных процессов машинными, а впоследствии — вытеснения ручного труда широким внедрением средств малой механизации, то в настоящее время в области механизации строительства решаются проблемы более высокого уровня, к которым относятся:
в сфере повышения эффективности машинного строительного производства — создание комплексов машин, обеспечивающих наиболее высокую выработку строительной продукции при минимальных затратах на ее создание;
в социальной сфере — обеспечение комфортных условий персоналу, обслуживающему машины, широкое внедрение автоматических систем управления для облегчения труда человека-оператора и повышения качества строительных работ.
Если прежде строительные машины создавались под уже существующие технологии как средства, облегчающие труд строителей, то в дальнейшем сама возможность механизации определенных строительных процессов в ряде случаев явилась побудителем создания более совершенных строительных технологий. Пример тому — индустриальный метод строительства с использованием элементов сооружений или полуфабрикатов заводского изготовления, который немыслим без применения машин.
Из изложенного следует, что весь строительный цикл от создания проекта строительного объекта до его реализации представляет собой комплекс взаимно увязанных составных частей, включая механизированную технологию и строительные машины как средства ее обеспечения. Для эффективного решения строительных задач каждый участник строительного процесса должен быть специалистом в своей узкой области, а также быть способным оценивать влияние на нее смежных частей указанного комплекса. Например, специалист-строитель должен ориентироваться в технологических возможностях различных моделей строительных машин определенного назначения для оптимального комплектования ими (по номенклатуре и численному составу) технологических процессов в заданных производственных условиях.
Его познания не должны ограничиваться только производственной составляющей эксплуатации машины. Как всякий другой объект, сопутствующий деятельности человека, машина требует постоянной заботы и ухода. Понимание этой части взаимоотношений строителя и машины нужно не только для того, чтобы учитывать при планировании работ возможные простои машин при их техническом обслуживании, ремонтах, перебазировании и т.п., но и для правильного формирования технической политики строительной организации в отношении обеспечения работоспособности машин.
Предлагаемый учебник написан в соответствии с Примерной программой одноименной учебной дисциплины для учреждений среднего профессионального образования по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В гл. 1—8 освещены общие вопросы механизации строительства и строительных машин, включая их приводы, технические средства автоматизации и ходовое оборудование. В гл. 9—25 описаны машины, сгруппированные по видам работ, включая соответствующие этим назначениям средства малой механизации. Средства малой механизации (ручные машины) рассмотрены в гл. 26.
В учебнике приведено назначение описываемых объектов, их устройство, основные параметры, рабочий процесс, эксплуатационные расчеты, преимущественно — формулы для расчета производительности. Авторы желают студентам, изучающим строительные машины, успешного освоения изложенного в учебнике материала.
Авторы будут признательны всем, кто выскажет свои замечания и пожелания, по совершенствованию содержания учебника.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
1.1. Основные виды строительно-монтажных работ, их механизация и основные показатели оценки ее уровня
В строительстве различают подготовительные, земляные, дорожные, транспортные, погрузочно-разгрузочные, бетонные, свайные, отделочные, кровельные, санитарно-технические, электромонтажные и другие виды работ. В настоящее время строительные работы выполняются преимущественно с использованием машин, благодаря их высокой производительности по сравнению с работами, выполняемыми вручную. Это приводит к сокращению сроков строительства и снижению связанных с этим затрат. В то же время в строительстве имеются некоторые технологические процессы или отдельные операции, в которых еще сохранился ручной труд, в основном, из-за нецелесообразности их механизации.
Строительные процессы, в которых заняты машины, называют механизированными, а их обеспеченность машинами — механизацией строительства, по отношению к которой строительные машины также называют средствами механизации. Различают полную и частичную механизацию. В первом случае все технологические операции строительного процесса выполняются машинами, а во втором на отдельных операциях используется также ручной труд.
В настоящее время для выполнения одних и тех же видов строительных работ используются различные типы и модели машин. В строительной практике при планировании организации работ приходится решать задачи оптимального выбора средств механизации для наиболее эффективного выполнения строительных работ. Подобные задачи возникают также при комплектовании парков машин управлений механизации для выполнения строительных работ более долгосрочного периода. В этих случаях ориентируются на показатели механизации, наиболее существенными из которых являются:
производительность труда на одного рабочего, численно равная отношению общего объема работ, выполненных в течение смены, к общему числу рабочих, занятых на этих работах;
стоимость единицы продукции, равная сумме всех денежных затрат, связанных с ее производством;
доля ручного труда, оцениваемая отношением объема или стоимости работ, выполненных вручную, к общему объему (стоимости) работ или отношением количества рабочих, занятых на ручных работах, к общему их числу.
Эффективность механизации строительства будет тем выше, чем больше первый показатель и ниже два других. Эти показатели также зависят от таких основных параметров машин как их масса, мощность приводного двигателя и др. Так, при выполнении монтажных работ машинами малой мощности производительность труда в 8—13 раз больше того же показателя при использовании ручного труда, а в случае применения машин большой мощности это отношение может возрасти в 50—100 раз. Отношение стоимостей 1 т смонтированных машинами и вручную конструкций составит 0,4. 0,6 в случае применения машин малой мощности и в 3—4 раза меньше этого отношения в случае применения машин большой мощности. Из этого сравнения еще не следует однозначный вывод о более высокой эффективности машин большой мощности. Их целесообразно использовать на массовых строительных работах, так как при ограниченных объемах этих работ, рассредоточенных по различным строительным объектам, и большой стоимости их перебазировок можно получить противоположный результат.
При переходе от ручного труда к машинному эффект достигается благодаря техническому перевооружению занятых в строительном процессе рабочих — замене примитивных ручных инструментов (лопат) машиной (экскаватором), соответствующей современному техническому уровню.
Наиболее полно уровень механизации можно оценить стоимостью единицы продукции, комплексно учитывающей все издержки строительного производства. В случае использования в строительном процессе только одной машины этот показатель преобразуется в удельные приведенные затраты:
где Пэ— годовая эксплуатационная производительность машины.
Годовые приведенные затраты
где С — текущие затраты, равные себестоимости годового объема продукции машины; Е— коэффициент эффективности капитальных вложений; К — единовременные капитальные вложения на создание или покупку машины.
В механизации строительства существует также понятие малой механизации с использованием ручных машин, механизмов, приспособлений и оснастки, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.
1.2. Комплексная механизация
Все виды строительных работ делятся на технологические процессы, а эти, в свою очередь — на операции, выполняемые последовательно (цикличные процессы) или одновременно (непрерывные процессы). В случае разнообразных операций они выполняются различными машинами, увязанными между собой по производительности, и в совокупности образующими комплект. Примером может служить комплект машин, состоящий из экскаватора, разрабатывающего грунт в котловане, и нескольких самосвалов, занятых вывозкой разработанного грунта. Технологический процесс с использованием указанного комплекта, не утрачивая своей самостоятельности, может быть составной частью более сложного технологического процесса, включающего, например, разрыхление прочного грунта гидромолотом перед его экскаваторной разработкой. В этом случае указанный выше комплект машин вместе с гидромолотом образует комплекс. Для выполнения работ на одном месте могут быть использованы комбайны, число и разнообразие рабочих органов которых должно соответствовать числу и характеру выполняемых операций. Комбайн может быть представлен также комплектом машин, управляемых автоматически с единого пульта. Примером может служить комплекс машин для строительства автомобильных дорог, состоящий из профилировщика основания для образования дорожного корвута, конвейера-перегружателя для погрузки вынутого из корвута грунта в автосамосвалы, распределителя каменных материалов основания, катков для их уплотнения, бетоноукладчика для укладки на основание слоя бетона, арматурной тележки и погружателя в бетон арматурной сетки, машины для финишной операции, нарезчика и заливщика швов.
Наиболее высокой формой механизации строительных работ является комплексная механизация, при которой все основные и вспомогательные, тяжелые и трудоемкие операции и процессы выполняются комплексно с помощью машин, механизмов и оборудования, отвечающих передовому техническому уровню, взаимоувязанных по производительности, обеспечивающих заданный темп (сроки) всего процесса и наивысшие в данных условиях технико-экономические его показатели — наиболее высокую производительность труда при наименьшей стоимости работ. Комплексная механизация не исключает ручного труда, но только на нетрудоемких операциях при условии, что при этом общий темп работ не будет снижен и что механизация этих операций нецелесообразна как по экономическим соображениям, так и с целью облегчения труда.
В составе комплексов различают ведущие, вспомогательные и резервные машины. Ведущие машины выполняют технологически взаимосвязанные операции строительного процесса, вспомогательные машины способствуют выполнению ведущими машинами основных функций и повышению их производительности, резервные машины предназначены для обеспечения надежности функционирования комплекса. Например, при строительстве дорожных насыпей в комплекс машин обычно входят:
в качестве ведущих машин — одноковшовые экскаваторы, разрабатывающие грунт в карьерах, автомобили-самосвалы для доставки грунта из карьеров в насыпь, бульдозеры, автогрейдеры и самоходные или прицепные катки для разравнивания и уплотнения грунта в насыпи;
Рис. 1.1. Схема соединения машин в комплексе: а — последовательное; 6 — параллельное; в — комбинированное; А—Д— ведущие
вспомогательных — бульдозеры, ковшовые погрузчики и автогрейдеры, занятые на содержании в исправности землевозных дорог, планировщики откосов и рыхлители на тракторах для рыхления прочных и мерзлых грунтов;
резервных — машины по номенклатуре ведущих машин (по одному экземпляру каждого вида).
Ведущие машины в составе комплекса могут быть технологически соединены последовательно, параллельно и комбинированно (рис. 1.1). При последовательном соединении простой одной машины вызывает простой всего комплекса; при параллельном — отдельные машины работают независимо одна от другой, поэтому простой какой-либо машины вызывает только потерю темпа работ, но не простой комплекса. Уровень комплексной механизации данного вида работ оценивают процентным отношением объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему работ. Кроме вышеприведенных показателей механизации работ для сравнительной оценки эффективности комплексной механизации используют такие показатели как: механовооруженность труда — стоимость занятых в технологическом процессе машин, отнесенная к одному рабочему;
энерговооруженность труда — количество энергии, потребляемой в процессе выполнения строительных работ, приходящееся на один отработанный человекочас или на одного рабочего.
1.3. Автоматизация строительных процессов
ДАвтоматизация технологических процессов предполагает оснащение машин устройствами, обеспечивающими выполнение строительных работ с помощью машин без оперативного вмешательства человека. В этом случае говорят об автоматизированной машине или автоматизированном комплексе. За оператором остаются лишь функции наблюдения за работой машины и переключения управления на себя в экстремальных ситуациях. Автоматизация — это одна из наиболее эффективных форм системы управле
ния, потому что она высвобождает полностью или частично человека от управления машиной. Важным положительным фактором автоматизации является гарантированная возможность более высокого качества строительных работ, в ряде случаев способствующая сокращению времени на их выполнение. Так, если для получения требуемого качества земляной поверхности при ее планировке неавтоматизированным бульдозером требуется совершить пять-шесть проходов по одному следу, то с применением автоматической системы управления такое же качество может быть получено за три-четыре прохода. Автоматические системы управления машинами лишены присущего человеку такого негативного фактора как физическая усталость, вследствие которой к концу рабочей смены у машиниста притупляется четкость в координации управленческих движений, что ведет к снижению производительности.
Применение автоматических систем управления как правило эффективно только при комплексно механизированном технологическом процессе, поскольку автоматизация высвобождает только рабочих-механизаторов, которые при частичной механизации составляют незначительную часть от общего числа рабочих, вследствие чего затраты на создание и обслуживание автоматических систем управления могут оказаться неокупленными. При частично механизированном строительном производстве возможный рост производительности машин за счет автоматизации их работы в ряде случаев не покрывает снижения их производительности из- за простоев по организационным причинам.
Автоматизацию называют полной или комплексной, если все основные и вспомогательные процессы управления автоматизированы так, что заданная производительность и качество продукции обеспечиваются без вмешательства человека, за которым остается только функция наблюдения за работой специальных устройств. Из сказанного следует, что путь к комплексной автоматизации лежит через комплексную механизацию строительных процессов.
Отметим еще два важных направления использования автоматических систем и устройств в работе машин и в механизированном строительном производстве в целом. В конструкциях строительных машин широко применяют автоматические устройства, предупреждающие запредельные режимы их работы, включая аварийные ситуации. Такие устройства могут выполнять только сигнальные функции — выдавать световую, звуковую и иную информацию управляющему работой машины оператору (машинисту), предваряя экстремальные ситуации, или блокировать отдельные органы управления в том числе при автоматическом управлении.
Область второго важного направления применения автоматических устройств — автоматический учет и контроль за работой строительных машин и строительных процессов в целом с созданием надежной постоянно действующей связи между отдельными агрегатами и пунктами управления (конторами строительства, диспетчерскими узлами и т.п.). Эта область включает информацию о производительности труда, числе занятых в технологических процессах рабочих, фактическом времени чистой работы машин, состоянии их основных агрегатов и узлов, простоях машин с указанием причин, выработке машин, расходе энергии, горючих и смазочных материалов и т. п. По результатам обработки этой информации представляется возможность эффективно и оперативно руководить ходом строительства и работой парка строительных машин.
Д.П. Волков, В.Я. Крикун | Строительные машины и средства малой механизации (2002) [PDF]
Д.П. Волков, В.Я. Крикун | Строительные машины и средства малой механизации (2002) [PDF] Автор: Д.П. Волков, В.Я. Крикун
Издательство: Мастерство
ISBN: 5-294-00120-9
Жанр: Строительство
Формат: PDF
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Черно-белые
Количество страниц: 480
Описание:
Изложены основные сведения о назначении, области применения, устройстве, рабочих процессах и технологических возможностях используемых в строительстве машин и средств малой механизации. В отдельные главы выделены сведения о приводах и ходовых устройствах, общие для всех изучаемых машин. Даны основы производственной и технической эксплуатации строительных машин, включающие общие требования охраны труда.
Предлагаемый учебник написан в соответствии с Примерной программой одноименной учебной дисциплины для учреждений среднего профессионального образования по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В гл. 1—8 освещены общие вопросы механизации строительства и строительных машин, включая их приводы, технические средства автоматизации и ходовое оборудование. В гл. 9—25 описаны машины, сгруппированные по видам работ, включая соответствующие этим назначениям средства малой механизации. Средства малой механизации (ручные машины) рассмотрены в гл. 26.
В учебнике приведено назначение описываемых объектов, их устройство, основные параметры, рабочий процесс, эксплуатационные расчеты, преимущественно — формулы для расчета производительности.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен студентам вузов немеханических специальностей, изучающих строительные машины по сокращенной программе.