Строительные машины автор волков

Строительные машины автор волков

для строительных вузов.

Издание переработано и дополнено

Под редакцией д-ра техн. наук, проф. С.А.ВОЛКОВА

Рекомендовано Учебно-методическим управлением Санкт-Петербургского

государственного архитектурно-строительного университета

в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям:

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;

270102 «Промышленное и гражданское строительство»;

270105 «Городское строительство и хозяйство»;

270106 «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»;

270113 «Механизация и автоматизация строительства»;

270201 «Мосты и транспортные тоннели»;

270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»

Верстов В.В. — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии строительного производства Санкт-Петербург-ского государственного архитектурно-строительного университета

Кузьмичев В.А. — доктор технических наук, профессор кафедры

«Транспортно-технологических систем» Санкт-Петербургского государственного технического университета

Мамаев Л.А. — доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование», проректор Братского государственного технического университета

Волков С.А., Евтюков С.А.

В учебнике рассмотрены основные виды машин, оборудования и механизированного инструмента предназначенного для различных, в том числе строительства и ремонта дорог и коммуникаций. Приведены описания конструкций, рабочих процессов, технологических возможностей строительной техники. Изложены условия ее безопасной работы. Даны примеры комплексной механизации строительных работ и производства строительных изделий и товарного бетона. Кратко освещаются принципы развития конструкций строительных машин и возможные пути повышения эффективности их работы.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей строительных вузов, может быть полезен инженерам при проектировании технологий строительного производства и подборе комплектов машин, а также при проектировании специальных машин для строительных работ.

© Волков С.А., Евтюков С.А., 2012

ISBN 978-5-901.562-84-0 © ООО «Издательство ДНК», 2008

Источник

Строительные машины автор волков

Строительные машины автор волков Строительные машины автор волков

ПРОМЫШЛЕННОЕ 1/1 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. Д. П. Волкова

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР

в качестве учебника для студентов вузов,

обучающихся по специальностям

«Промышленное и гражданское строительство»

и «Строительство тепловых и атомных электростанций»

Москва «Высшая школа» 1988

кафедри строительных машин Киевского инженерно-строительного инсти-і\та (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. В. Л. Баландннский) і-р течи, наук Э. И. Кузин (директор ВНИИстройдормаша)

Строительные машины: Учеб. для вузов по спец.

С86 ПГС/Д. П. Волков, Н. И. Алешин, В. Я. Крикун, О. Е. Рынсков; Под ред. Д. П. Волкова.- М.: Высш. шк., 1988.- 319 с: ил.

В учебнике излагаются сведения о строительных машинах и оборудовании, необходимых для организации механизированного производства работ. Приводятся на\чныс методы выбора машин и основ экси. 1уа-ташш и\ с наивысшей эффективностью: новые перспективные конструкции машин, н том числе с применением микропроцессоров для автоматизации их управления.

Для решения задач, поставленных XXVII съездом КПСС в области капитального строительства, необходимо рациональное формирование пнрков строительных машин в соответствии с выполняемыми технологическими процессами, их эффективная производственная эксплуатация и четкая регламентация технического обслуживания. Поэтому в настоящее время в период ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны возрастает роль учебника по строительным машинам для подготовки специалистов- будущих организаторов строительного производства.

Учебник написан в соответствии с программой дисциплины «Строительные машины, включая детали машин» на основе опыта преподавания в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева и входит в состав серии учебников и учебных пособий для специальности «Промышленное и гражданское строительство». Он содержит необходимые сведения по назначению, устройству и рабочим процессам строительных машин. В отличие от других учебников и учебных пособий по этому курсу в отдельных главах приведены более подробные сведения о средствах малой механизации (ручным машинам и машинам для отделочных работ), а также изложены основные понятия по эксплуатации строительных машин, знание которых необходимо инженеру-строителю для правильного их использования.

Источник

Волков Строительные машины. Среднее профессиональное образование

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

Строительные машины автор волков

Федеральная целевая программа книгоиздания России

вице-президент Московского отделения подъемно-транспортных, строительных, дорожных и горных машин Академии проблем качества РФ, д-р техн. наук, проф. Е. П. Павловский; преподаватель Московского колледжа архитектуры и строительных искусств

В676 Строительные машины и средства малой механизации: Учебник для сред. проф. образования / Д. П. Волков, В. Я. Кри­кун. — М.: Мастерство, 2002. — 480 с. ISBN 5-294-00120-9

Изложены основные сведения о назначении, области применения, ус­тройстве, рабочих процессах и технологических возможностях использу­емых в строительстве машин и средств малой механизации. В отдельные главы выделены сведения о приводах и ходовых устройствах, общие для всех изучаемых машин. Даны основы производственной и технической эк­сплуатации строительных машин, включающие общие требования охра­ны труда.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен студентам вузов немеханических специальностей, изучаю­щих строительные машины по сокращенной программе.

УДК 621.876.112 ББК 38.6-44

Учебное издание Волков Дмитрий Павлович, Крикун Виктор Яковлевич Строительные машины и средства малой механизации

Редактор Э. М. Федорова. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.

Компьютерная верстка: И. М. Чиркин.

Корректоры Н.В.Шувалова, М.В.Дьяконова

Изд. № М-124. Подписано в печать 30.09.2002. Формат 60×90/16.

Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30,0. Тираж 5000 экз.

Лицензия ИД № 00520 от 13.12.1999. Издательство «Мастерство».

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002683.05.01 от 18.05.2001.

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс (095) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском nnnnnwt»‘»—»*»» комбинате.

410004, ТТСаратов,, у^гИдотидокого, 59. i

© Волков Д. П., Крикун В.Я., 2002 © Издательство «Мастерство», 2002

Современное строительство — одна из наиболее механизиро­ванных сфер человеческой деятельности. Строительные машины участвуют на всех этапах строительного производства: в карьер­ной добыче строительных материалов (песка, гравия, глины, мела и т.п.); в изготовлении железобетонных, металлических, дере­вянных и других строительных элементов заводским способом; при погрузке, разгрузке и транспортировании материалов и строитель­ных конструкций; в технологических процессах возведения зда­ний и сооружений, строительстве дорог, подземных коммуника­ций, объектов гидротехнического, энергетического и других ви­дов строительства — от работ освоения строительных площадок и нулевого цикла до завершающих стадий отделочных и других ра­бот. Строительные машины являются также средствами механиза­ции ремонтных и восстановительных работ.

Если в первой половине прошлого столетия внедрением в стро­ительное производство машин решалась задача замены трудоемких ручных строительных процессов машинными, а впоследствии — вытеснения ручного труда широким внедрением средств малой механизации, то в настоящее время в области механизации стро­ительства решаются проблемы более высокого уровня, к которым относятся:

в сфере повышения эффективности машинного строительного производства — создание комплексов машин, обеспечивающих наиболее высокую выработку строительной продукции при ми­нимальных затратах на ее создание;

в социальной сфере — обеспечение комфортных условий пер­соналу, обслуживающему машины, широкое внедрение автома­тических систем управления для облегчения труда человека-опе­ратора и повышения качества строительных работ.

Если прежде строительные машины создавались под уже суще­ствующие технологии как средства, облегчающие труд строите­лей, то в дальнейшем сама возможность механизации определен­ных строительных процессов в ряде случаев явилась побудителем создания более совершенных строительных технологий. Пример тому — индустриальный метод строительства с использованием элементов сооружений или полуфабрикатов заводского изготов­ления, который немыслим без применения машин.

Из изложенного следует, что весь строительный цикл от со­здания проекта строительного объекта до его реализации пред­ставляет собой комплекс взаимно увязанных составных частей, включая механизированную технологию и строительные машины как средства ее обеспечения. Для эффективного решения строи­тельных задач каждый участник строительного процесса должен быть специалистом в своей узкой области, а также быть способ­ным оценивать влияние на нее смежных частей указанного комп­лекса. Например, специалист-строитель должен ориентироваться в технологических возможностях различных моделей строитель­ных машин определенного назначения для оптимального комп­лектования ими (по номенклатуре и численному составу) техно­логических процессов в заданных производственных условиях.

Его познания не должны ограничиваться только производствен­ной составляющей эксплуатации машины. Как всякий другой объект, сопутствующий деятельности человека, машина требует постоянной заботы и ухода. Понимание этой части взаимоотно­шений строителя и машины нужно не только для того, чтобы учитывать при планировании работ возможные простои машин при их техническом обслуживании, ремонтах, перебазировании и т.п., но и для правильного формирования технической полити­ки строительной организации в отношении обеспечения работо­способности машин.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с Примерной программой одноименной учебной дисциплины для учреждений среднего профессионального образования по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В гл. 1—8 освещены общие вопросы механизации строительства и строи­тельных машин, включая их приводы, технические средства авто­матизации и ходовое оборудование. В гл. 9—25 описаны машины, сгруппированные по видам работ, включая соответствующие этим назначениям средства малой механизации. Средства малой меха­низации (ручные машины) рассмотрены в гл. 26.

В учебнике приведено назначение описываемых объектов, их устройство, основные параметры, рабочий процесс, эксплуата­ционные расчеты, преимущественно — формулы для расчета про­изводительности. Авторы желают студентам, изучающим строи­тельные машины, успешного освоения изложенного в учебнике материала.

Авторы будут признательны всем, кто выскажет свои замеча­ния и пожелания, по совершенствованию содержания учебника.

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

1.1. Основные виды строительно-монтажных работ, их механизация и основные показатели оценки ее уровня

В строительстве различают подготовительные, земляные, до­рожные, транспортные, погрузочно-разгрузочные, бетонные, свайные, отделочные, кровельные, санитарно-технические, элек­тромонтажные и другие виды работ. В настоящее время строитель­ные работы выполняются преимущественно с использованием ма­шин, благодаря их высокой производительности по сравнению с работами, выполняемыми вручную. Это приводит к сокращению сроков строительства и снижению связанных с этим затрат. В то же время в строительстве имеются некоторые технологические про­цессы или отдельные операции, в которых еще сохранился руч­ной труд, в основном, из-за нецелесообразности их механизации.

Строительные процессы, в которых заняты машины, называ­ют механизированными, а их обеспеченность машинами — меха­низацией строительства, по отношению к которой строитель­ные машины также называют средствами механизации. Различа­ют полную и частичную механизацию. В первом случае все техно­логические операции строительного процесса выполняются ма­шинами, а во втором на отдельных операциях используется так­же ручной труд.

В настоящее время для выполнения одних и тех же видов стро­ительных работ используются различные типы и модели машин. В строительной практике при планировании организации работ приходится решать задачи оптимального выбора средств механи­зации для наиболее эффективного выполнения строительных ра­бот. Подобные задачи возникают также при комплектовании пар­ков машин управлений механизации для выполнения строитель­ных работ более долгосрочного периода. В этих случаях ориентиру­ются на показатели механизации, наиболее существенными из которых являются:

производительность труда на одного рабочего, численно равная отношению общего объема работ, выполненных в течение сме­ны, к общему числу рабочих, занятых на этих работах;

стоимость единицы продукции, равная сумме всех денежных зат­рат, связанных с ее производством;

доля ручного труда, оцениваемая отношением объема или сто­имости работ, выполненных вручную, к общему объему (стоимо­сти) работ или отношением количества рабочих, занятых на руч­ных работах, к общему их числу.

Эффективность механизации строительства будет тем выше, чем больше первый показатель и ниже два других. Эти показатели так­же зависят от таких основных параметров машин как их масса, мощность приводного двигателя и др. Так, при выполнении мон­тажных работ машинами малой мощности производительность труда в 8—13 раз больше того же показателя при использовании ручного труда, а в случае применения машин большой мощности это отно­шение может возрасти в 50—100 раз. Отношение стоимостей 1 т смонтированных машинами и вручную конструкций составит 0,4. 0,6 в случае применения машин малой мощности и в 3—4 раза меньше этого отношения в случае применения машин большой мощности. Из этого сравнения еще не следует однозначный вывод о более высокой эффективности машин большой мощности. Их це­лесообразно использовать на массовых строительных работах, так как при ограниченных объемах этих работ, рассредоточенных по различным строительным объектам, и большой стоимости их пе­ребазировок можно получить противоположный результат.

При переходе от ручного труда к машинному эффект достига­ется благодаря техническому перевооружению занятых в строи­тельном процессе рабочих — замене примитивных ручных инст­рументов (лопат) машиной (экскаватором), соответствующей со­временному техническому уровню.

Наиболее полно уровень механизации можно оценить стоимо­стью единицы продукции, комплексно учитывающей все издерж­ки строительного производства. В случае использования в строи­тельном процессе только одной машины этот показатель преоб­разуется в удельные приведенные затраты:

где Пэ— годовая эксплуатационная производительность машины.

Годовые приведенные затраты

где С — текущие затраты, равные себестоимости годового объема продукции машины; Е— коэффициент эффективности капиталь­ных вложений; К — единовременные капитальные вложения на создание или покупку машины.

В механизации строительства существует также понятие малой механизации с использованием ручных машин, механизмов, при­способлений и оснастки, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.

1.2. Комплексная механизация

Все виды строительных работ делятся на технологические про­цессы, а эти, в свою очередь — на операции, выполняемые по­следовательно (цикличные процессы) или одновременно (непре­рывные процессы). В случае разнообразных операций они выпол­няются различными машинами, увязанными между собой по про­изводительности, и в совокупности образующими комплект. При­мером может служить комплект машин, состоящий из экскава­тора, разрабатывающего грунт в котловане, и нескольких само­свалов, занятых вывозкой разработанного грунта. Технологиче­ский процесс с использованием указанного комплекта, не утра­чивая своей самостоятельности, может быть составной частью более сложного технологического процесса, включающего, на­пример, разрыхление прочного грунта гидромолотом перед его экскаваторной разработкой. В этом случае указанный выше ком­плект машин вместе с гидромолотом образует комплекс. Для вы­полнения работ на одном месте могут быть использованы ком­байны, число и разнообразие рабочих органов которых должно соответствовать числу и характеру выполняемых операций. Ком­байн может быть представлен также комплектом машин, управ­ляемых автоматически с единого пульта. Примером может слу­жить комплекс машин для строительства автомобильных дорог, состоящий из профилировщика основания для образования до­рожного корвута, конвейера-перегружателя для погрузки выну­того из корвута грунта в автосамосвалы, распределителя камен­ных материалов основания, катков для их уплотнения, бетоноук­ладчика для укладки на основание слоя бетона, арматурной те­лежки и погружателя в бетон арматурной сетки, машины для финишной операции, нарезчика и заливщика швов.

Наиболее высокой формой механизации строительных работ яв­ляется комплексная механизация, при которой все основные и вспо­могательные, тяжелые и трудоемкие операции и процессы выпол­няются комплексно с помощью машин, механизмов и оборудова­ния, отвечающих передовому техническому уровню, взаимоувязан­ных по производительности, обеспечивающих заданный темп (сро­ки) всего процесса и наивысшие в данных условиях технико-эко­номические его показатели — наиболее высокую производитель­ность труда при наименьшей стоимости работ. Комплексная меха­низация не исключает ручного труда, но только на нетрудоемких операциях при условии, что при этом общий темп работ не будет снижен и что механизация этих операций нецелесообразна как по экономическим соображениям, так и с целью облегчения труда.

В составе комплексов различают ведущие, вспомогательные и резервные машины. Ведущие машины выполняют технологиче­ски взаимосвязанные операции строительного процесса, вспо­могательные машины способствуют выполнению ведущими ма­шинами основных функций и повышению их производительно­сти, резервные машины предназначены для обеспечения надеж­ности функционирования комплекса. Например, при строитель­стве дорожных насыпей в комплекс машин обычно входят:

в качестве ведущих машин — одноковшовые экскаваторы, раз­рабатывающие грунт в карьерах, автомобили-самосвалы для до­ставки грунта из карьеров в насыпь, бульдозеры, автогрейдеры и самоходные или прицепные катки для разравнивания и уплотне­ния грунта в насыпи;
Рис. 1.1. Схема соединения машин в комплексе: а — последовательное; 6 — параллельное; в — комбинированное; А—Д— ведущие

вспомогательных — бульдозеры, ковшовые погрузчики и авто­грейдеры, занятые на содержании в исправности землевозных до­рог, планировщики откосов и рыхлители на тракторах для рыхле­ния прочных и мерзлых грунтов;

резервных — машины по номенклатуре ведущих машин (по одному экземпляру каждого вида).

Ведущие машины в составе комплекса могут быть технологи­чески соединены последовательно, параллельно и комбинированно (рис. 1.1). При последовательном соединении простой одной ма­шины вызывает простой всего комплекса; при параллельном — отдельные машины работают независимо одна от другой, поэто­му простой какой-либо машины вызывает только потерю темпа работ, но не простой комплекса. Уровень комплексной механиза­ции данного вида работ оценивают процентным отношением объе­ма работ, выполненных комплексно-механизированным спосо­бом, к общему объему работ. Кроме вышеприведенных показате­лей механизации работ для сравнительной оценки эффективнос­ти комплексной механизации используют такие показатели как: механовооруженность труда — стоимость занятых в технологи­ческом процессе машин, отнесенная к одному рабочему;

энерговооруженность труда — количество энергии, потребляе­мой в процессе выполнения строительных работ, приходящееся на один отработанный человекочас или на одного рабочего.

1.3. Автоматизация строительных процессов

Д

Автоматизация технологических процессов предполагает осна­щение машин устройствами, обеспечивающими выполнение стро­ительных работ с помощью машин без оперативного вмешатель­ства человека. В этом случае говорят об автоматизированной ма­шине или автоматизированном комплексе. За оператором остают­ся лишь функции наблюдения за работой машины и переключе­ния управления на себя в экстремальных ситуациях. Автоматиза­ция — это одна из наиболее эффективных форм системы управле­

ния, потому что она высвобождает полностью или частично че­ловека от управления машиной. Важным положительным факто­ром автоматизации является гарантированная возможность более высокого качества строительных работ, в ряде случаев способ­ствующая сокращению времени на их выполнение. Так, если для получения требуемого качества земляной поверхности при ее пла­нировке неавтоматизированным бульдозером требуется совершить пять-шесть проходов по одному следу, то с применением автома­тической системы управления такое же качество может быть по­лучено за три-четыре прохода. Автоматические системы управле­ния машинами лишены присущего человеку такого негативного фактора как физическая усталость, вследствие которой к концу рабочей смены у машиниста притупляется четкость в координа­ции управленческих движений, что ведет к снижению произво­дительности.

Применение автоматических систем управления как правило эффективно только при комплексно механизированном техноло­гическом процессе, поскольку автоматизация высвобождает только рабочих-механизаторов, которые при частичной механизации со­ставляют незначительную часть от общего числа рабочих, вслед­ствие чего затраты на создание и обслуживание автоматических систем управления могут оказаться неокупленными. При частич­но механизированном строительном производстве возможный рост производительности машин за счет автоматизации их работы в ряде случаев не покрывает снижения их производительности из- за простоев по организационным причинам.

Автоматизацию называют полной или комплексной, если все основные и вспомогательные процессы управления автоматизи­рованы так, что заданная производительность и качество продук­ции обеспечиваются без вмешательства человека, за которым ос­тается только функция наблюдения за работой специальных уст­ройств. Из сказанного следует, что путь к комплексной автомати­зации лежит через комплексную механизацию строительных про­цессов.

Отметим еще два важных направления использования автома­тических систем и устройств в работе машин и в механизирован­ном строительном производстве в целом. В конструкциях строи­тельных машин широко применяют автоматические устройства, предупреждающие запредельные режимы их работы, включая ава­рийные ситуации. Такие устройства могут выполнять только сиг­нальные функции — выдавать световую, звуковую и иную инфор­мацию управляющему работой машины оператору (машинисту), предваряя экстремальные ситуации, или блокировать отдельные органы управления в том числе при автоматическом управлении.

Область второго важного направления применения автомати­ческих устройств — автоматический учет и контроль за работой строительных машин и строительных процессов в целом с созда­нием надежной постоянно действующей связи между отдельными агрегатами и пунктами управления (конторами строительства, диспетчерскими узлами и т.п.). Эта область включает информа­цию о производительности труда, числе занятых в технологиче­ских процессах рабочих, фактическом времени чистой работы ма­шин, состоянии их основных агрегатов и узлов, простоях машин с указанием причин, выработке машин, расходе энергии, горю­чих и смазочных материалов и т. п. По результатам обработки этой информации представляется возможность эффективно и опера­тивно руководить ходом строительства и работой парка строи­тельных машин.

Источник

Д.П. Волков, В.Я. Крикун | Строительные машины и средства малой механизации (2002) [PDF]

Строительные машины автор волковСтроительные машины автор волков

Строительные машины автор волков

Д.П. Волков, В.Я. Крикун | Строительные машины и средства малой механизации (2002) [PDF] Автор: Д.П. Волков, В.Я. Крикун
Издательство: Мастерство
ISBN: 5-294-00120-9
Жанр: Строительство
Формат: PDF
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Черно-белые
Количество страниц: 480

Описание:
Изложены основные сведения о назначении, области применения, устройстве, рабочих процессах и технологических возможностях используемых в строительстве машин и средств малой механизации. В отдельные главы выделены сведения о приводах и ходовых устройствах, общие для всех изучаемых машин. Даны основы производственной и технической эксплуатации строительных машин, включающие общие требования охраны труда.
Предлагаемый учебник написан в соответствии с Примерной программой одноименной учебной дисциплины для учреждений среднего профессионального образования по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В гл. 1—8 освещены общие вопросы механизации строительства и строительных машин, включая их приводы, технические средства автоматизации и ходовое оборудование. В гл. 9—25 описаны машины, сгруппированные по видам работ, включая соответствующие этим назначениям средства малой механизации. Средства малой механизации (ручные машины) рассмотрены в гл. 26.
В учебнике приведено назначение описываемых объектов, их устройство, основные параметры, рабочий процесс, эксплуатационные расчеты, преимущественно — формулы для расчета производительности.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен студентам вузов немеханических специальностей, изучающих строительные машины по сокращенной программе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *