строго говоря есть два необходимейших условия жизни
Прочитайте текст
Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга – огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся – тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?
Самим собой. Это единственно верный ответ. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.
Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими.
Какими будем мы, такой будет и наша жизнь. Каждый должен выковать свою позицию в процессе каждодневного выбора, каждодневного размышления.
Разбираясь в хитросплетениях частной и общей жизни, интеллигентный человек приходит к такому выводу: понимать других, а счет предъявлять себе. Интеллигент не тот, кто непременно получил высшее образование, а тот, кто всем существом своим постиг истинные нравственные ценности и уж не примет поддельную стекляшку чьей-то болтовни за подлинный бриллиант.
Выполните задания к тексту:
Кратко изложите содержание.
Определите основную мысль.
Озаглавьте текст.
Выскажите свое мнение по поводу прочитанного.
Допишите к текстам введение и заключение.
I. Без сомнения, знание основ ораторского искусства и общения, практическое их применение позволяют приобрести уверенность в себе. Человек, владеющий словом и логикой, имеет больше шансов добиться успехов в жизни. Но для того чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.
II. Не случайно люди испокон веков знали истину: чем больше отдашь себя людям, не ожидая от них наград, тем больше вернется к тебе сердечным теплом и любовью. Мы тем и бедны, что имеем много, и не только бедны, но и несвободны, ибо не вещи нам служат, а мы вещам.
21. Какие вопросы могут быть рассмотрены в сообщении на тему:
1. Что значит сегодня быть хорошим инженером?
2. Использование материалов Интернета при написании рефератов: плюсы и минусы.
3. Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?
4. Развитие железнодорожной отрасли в начале XXI века.
5. Наш факультет (институт) – лучший в университете!
22. А. Используя риторические фигуры и тропы, интересные и показательные факты и аргументы, составьте речь, состоящую из трех композиционных частей. Предлагаемые темы:
1. Что я ценю в человеке. 2. Дороги, которые мы выбираем. 3. По делам узнаем человека. 4. Что меня волнует сегодня. 5. Окончу университет и … 6. Профессия, к которой я иду. 7. Быть руководителем – это значит … 8. Мой друг. 9. Отцы и дети. 10. Уважайте старость! | 11. Ода здоровому образу жизни. 12. Дарите людям радость! 13. Примите меня на работу! 14. Все на субботник! 15. Поздравление, адресованное юбиляру. 16. Благодарственная речь по случаю вручения премии. 17. Презентация (реклама товара). |
Б. К какому виду относится составленная Вами речь?
В. Проведите обсуждение устного выступления по схеме:
1. Содержание выступления.
Соответствие содержания выступления теме.
Глубина освоения материала. Умение выступающего отобрать наиболее важные сведения.
2. Логичность выступления.
Соблюдение основных формально-логических законов (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
Достоинства и недостатки композиции.
3. Языковая сторона выступления.
Правильность (соответствие речи нормам современного русского языка).
4. Поведение во время выступления.
Умение держаться перед публикой.
Контакт с аудиторией.
24. Проведите круглый стол на тему «Изучение русского языка и культуры речи в техническом вузе: актуальность и проблемы». Подготовьте убеждающую речь о необходимости изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» или выскажите другое мнение и аргументируйте его.
25. Определите, какой метод изложения материала используется в каждом из текстов (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, хронологический, ступенчатый):
I. Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которое мы уничтожили во взаимоотношениях.
Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия.
Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие – это пожелание.
II. Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в ХVII-начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину ХIX в. Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала деловую, научную, ораторскую прозу.
Во второй половине ХIX в. начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической школы становится изучение художественной и поэтической форм речи.
После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учения о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан «Институт живого слова».
В 50-60-е гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране. Научный и общественный интерес к риторике возродился в 70-е гг.
Мне нравится такой образ. Когда мы появляемся на свет, то получаем весь мир в качестве подарка. Огромная коробка с громадной, длиннющей лентой! Однако некоторые люди даже не утруждают себя, чтобы развязать ленту, не говоря уж о том, чтобы раскрыть коробку. Если же они все-таки открывают ее, то ожидают увидеть там только красоту, чудо и восторг.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И АУДИТОРИИ
Вопросы и задания
1. Что включает в себя понятие «этика ораторского выступления»? Каковы особенности поведения оратора перед аудиторией?
2. Какие составляющие техники речи вы можете назвать?
3. Какова роль невербальных средств в ораторском выступлении?
4. Назовите языковые средства, способствующие убедительности ораторской речи.
5. Использование каких языковых средств снижает эффективность речи?
6. Какие виды риторических аргументов вы знаете?
7. Какие приемы считаются непозволительными в ораторском выступлении?
8. Охарактеризуйте психологические аспекты установления контакта оратора с аудиторией (учет возрастных, половых, национальных, профессиональных и других особенностей аудитории; расположение в пространстве; форма преподнесения материала; специальные психологические приемы привлечения внимания).
Упражнения
26. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении следующих фраз.
Все это не для меня.
Пусть все останется как есть.
Я прочитал и то и это.
Пусть это останется между нами.
Избавьте меня от этого, я этого не хочу.
Знаете, здесь как-то все неопределенно.
Выступите с краткой речью на одну из предлагаемых тем. Используйте в речи жесты различных типов. Избегайте лишних и искусственных жестов. (Не забудьте проработать все предыдущие этапы подготовки речи; обоснуйте, кому и зачем вы это говорите.)
Как я учился плавать.
Как мы заблудились в лесу.
Как я охотился на бабочек.
Как я поймал огромного судака.
Как мы ремонтировали сарай.
Как я болел за футбольную команду.
28. Найдите смысловые (логические) центры в следующем стихотворении в прозе И.С. Тургенева. Выделите их различными способами: силой и высотой звука, темпом речи, паузами, особой экспрессией. Помните, что возможно несколько вариантов «логической разметки» текста – в зависимости от понимания чтецом идеи произведения, его смысловых особенностей.
Пионер 1989-01, страница 4
Вес казалось совершенно ясным. Был. вместе со всеми — хорошо. А одному — плохо.
Но вот в редакцию пришло письмо: «Не хочу быть, как все! У меня свои голова на плечах есть! Почему, если их больше, то они и правы?»
И в самом деле, почему?
Мы любим повторять лозунг: «Один — за всех, все — за одною!». Но как-то незаметно он у нас обретал совершенно иной смысл: «Один — как все, и все — на одного!» И многие начинали жить «по принципу трамвая»: не высовываться!
И все же всегда и везде были люди, которые отвергали этот «трамвайный принцип» и. высовывались. К одному из таких людей мы и решили обратиться с нашим «почему?».
Он. вернее, она никогда не заботилась, чтобы ее мнение совпадало с мнением некоего абстрактного болынинстна. Высказывала свое. В общем, слово критику, публицисту, драматургу, обозревателю «Комсомольской правды» Ольге
шшт взглянул окрест ме-^И ня — душа моя СТра-€€ ЖЩ данипми человечески ^^^•ми уязвлена стала*. Радищев
«Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты- Шекспир.
Строго говоря, это есть два необ-ходимеиших условия жизни высоконравственного человека; умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя, без прикрас..
Самим собой. Это единственно верный ответ. Он прост. Но дорога к себе, сквозь все наслоения и напластования, сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое грудное на свете
Мы говорим о личном индивидуальном.
Индивидуальное ие только объяснимо и извинимо оно неизбежно на пути самопознания, на пути строительства себя как личности Важно, чтобы вниманием к себе на чиналось, но не заканчивалось. За канчивалось состраданием к дру гим милосердием к другим, ответ ственностью перед другими. Товари щами, сестрой, матерью, обществом Как у декабристов Как у Герцена, Как у Вавилова. Как у Ленина.
Не забуду, как пет восемь назад поразило рассуждение западного «советолога* русские ленивы, у них процветает пьянстао, спекуляция, воровство на работе. Выходит что
Есть пословица, отцы ели виноград, у детей оскомина Происходило с отцами, а отзывалось и отзывается до сих пор на детях
Поразительно, как при этом сохранилось то лучшее, что быпо в России и у других народов, что Октябрь провозгласил высшей национальной ценностью; ум и талант честь и совесть, стремление к правде и справедливости
Это поддерживалось. Но на словах. На деле на дело торжествовала двойная мораль.
Сегодня мы все вместе, снова и СМОВа обращаемся к нашвй истории и современности думая, как жить. Как жить по совести и чести всем Это но личный вопрос. Не вопрос топько нашей индивидуальной жизни. Это вопрос жизни общества.
.На Пушкинской площади в Москве старушка орала на длинноволосых юнцов. Они стояли у памятника поэту, молча, улыбаясь. Они молчали, а она оралв 1 +то-то насчет их длинных волос. Минуту две, пять Милиционеры, два здоровяка рядом. ухмылялись Было похоже, что все более самовозбуждавшаяся старушка выражала и их, милиционеров. мнение
Старушку тоже можно понять. Такое было время, что она уяснипа себе: все, что не вписывается в «так положено», подлежит брани, ликвидации, выкорчевыванию. Она же не
Строго говоря есть два необходимейших условия жизни
§ 5. Типы и стили речи
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например :
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
Описание — это мир в покое (одна фотография) | Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение | Какой он? |
2) описание места | Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) | |
3) описание состояния окружающей среды | Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) | |
4) описание состояния лица (человека) | Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) |
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир Типичная композиция текстов-рассуждений включает: Разновидности рассуждения: Почему так, а не иначе? Что из этого следует? 2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) 3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.). Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п. Упр. 9. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ. В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника — скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте — это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги. ради братий моих и ближних моих». Упр. 10. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ. Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Упр. 11. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Упр. 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи? 1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас. Упр. 13. В текстах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова найдите отрывки, представляющие собой описание, повествование, рассуждение. Докажите отнесенность найденных текстов к тому или иному типу речи. Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.) Сообщение, научное объяснение Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности Основные языковые средства Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка); Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование. Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); Основные языковые средства Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании) Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический. Внимание! В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто. Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция) Основные стилевые особенности Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность Основные языковые средства Слова в переносном значении; Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа. Внимание! В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
|