странствующие актеры яркие представители русского народного творчества как назывались
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».
Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857
Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:
По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).
А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.
Возникновение, расцвет и упадок
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.
Скоморохи на Москве
В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.
В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были. на пяти возах за Москву реку и там сожжены.
— Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию. — М., 1870 — с. 344.
В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.
Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.
Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.
Репертуар и творчество
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».
В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.
Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.
Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.
— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20
Адам Олеарий. Кукольник. 1643
Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.
Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах. и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут. смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».
В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть. мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).
Плясун и скоморох Лубок
Пословицы и поговорки
Валерий Гаврилин. Оратория «Скоморохи» (фрагменты)
Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.
Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».
Рубрики: | Музыкальная культура народов мира |
Метки: скоморохи история музыки Гаврилин оратория
Процитировано 5 раз
Понравилось: 15 пользователям
Странствующие актеры яркие представители русского народного творчества как назывались
Тестовые задания по музыке для 6 класса.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Этот древний вид искусства использовали раньше для магических ритуалов. По-итальянски пишется «vocale»:
б) игра на инструменте;
2. Выберете верное утверждение:
+а) М. Глинка написал «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновение» на фоне своих внутренних переживаний от несчастной любви.
б) М. И. Глинка написал «Вальс-фантазия» для того, чтобы изобразить переживания Е. Керн.
в) М. И. Глинка за всю свою жизнь не написал ни одного романса.
3. Какой жанр вокальной музыки не связан с текстом:
4. Музыкальное произведения для вокалиста с аккомпанементом называется:
5. Композитор, чьи романсы до сих пор популярны во всем мире. Один из его романсов называется «Красный сарафан»:
6. Вокальное или инструментальное произведение лирического или романтического характера называется:
7. М. И. Глинка сочинил этот романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина:
б) «На заре ты ее не буди»;
+в) «Я помню чудное мгновенье».
8. От любви к Екатерине Керн М. Глинка написал это симфоническое произведение:
в) Кантата «Александр Невский».
9. Выберите романс, который не писал С. Рахманинов:
тест 10. Мы знаем об обрядах прошлого, старинной культуре, о чем думал и чем занимался народ до настоящего времени благодаря:
а) рассказам писателей;
б) рассказам наших бабушек;
+в) народным песням, былинам и преданиям.
11. Выберите верное утверждение:
+а) «Свадебная игра» состояла из 2-х частей. Первая часть была печальной, сопровождалась грустными песнями и причитаниями.
б) «Свадебная игра» состояла из 2-х частей. Первая часть была танцевальной, а вторая печальной.
в) «Свадебная игра» состояла из одной части.
12. Песни невесты называли:
13. М. Берзовский был известен тем, что:
+а) сочинял в жанре духовных концертов;
в) сочинял симфоническую музыку.
14. Бельканто переводится как:
+а) прекрасное пение;
15. Австрийский композитор-песенник:
16. Раньше балладами называли:
+б) танцевальные песни;
17. Создателем жанра «баллада» считается:
18. Как называется песня-баллада Ф. Шуберта:
а) «Морская владычица»;
19. В Древней Руси искусство развивалось в двух направлениях:
+а) церковная музыка и фольклор;
б) фольклор и танцевальная музыка;
в) песенное творчество и церковная музыка.
тест-20. Странствующие актеры, яркие представители народного творчества:
21. Церковное пение в древности было:
а) одноголосным, мужским;
+б) женским, многоголосным;
в) смешанный одноголосный хор.
22. Пение без сопровождения называется:
23. Древнюю церковную музыку записывали специальной нотацией, которая называлась:
24. Многоголосное пение в Древней Руси называлось:
в) григорианским хоралом.
25. В связи с появлением многоголосного пения появился новый жанр:
+б) духовный концерт;
26. Самый популярный духовный концерт М. Березовского называется:
а) «Сказ о слове Божьем»
б) «Путь в Иерусалим»
+в) «Не отвержи меня во время старости».
27. Одна из симфоний В. Кикта называется:
+а) «Фрески Софии Киевской»;
б) «Фрески Екатерины II»
в) «Фрески Николая II»
28. Симфонию-действо «Перезвоны» написал:
29. Великий немецкий композитор-органист, живший в XVIII веке:
тест_30. Барокко в переводе с итальянского переводится как:
31. Токката в переводе с итальянского:
б) утонченно, ласково;
32. Фуга в переводе с латинского:
в) радость, упокоение.
33. Самый знаменитый цикл А. Вивальди, написанный для солирующей скрипки и оркестра, в основе которого лежат сонеты, написанные самим композитором:
а) «Симфония псалмов»;
34. Одноголосное песнопение, которое является часть богослужения европейской церкви:
35. Полифония, в которой одновременно звучат несколько мелодий называется:
б) григорианский хорал;
36. «Реквием» написал:
37. Композитор, написавший кантату «Кармина Бурана»:
38. Как называли бродячих студентов в Европе во времена Средневековья, которые подарили нам гимн «Гаудеамус»:
в) уличные музыканты.
39. В XX веке у нас в стране зародился новый жанр песни, которые сначала называли студенческими или туристическими:
тест*40. Первый российский бард:
41. Жанр музыки, пришедший к нам из Африки, отличителен свободным исполнением и ритмическими «раскачками»:
42. Спиричуэл – это…:
+а) жанр религиозного пения и танца;
б) жанр вокальной музыки
в) жанр инструментальной музыки.
43. Музыка, написанная на какой-нибудь сюжет, называется:
44. Прелюдия – это…:
а) небольшое вокальное произведение;
б) вступление к опере;
+в) небольшое музыкальное произведение, раскрывающие один образ.
45. Композитор, писавший вальсы, мазурки, прелюдии. Известен созданием нового жанра – инструментальная баллада:
46. Создатель жанра инструментальный концерт. Был отличным скрипачом, дирижером, композитором:
47. Современный музыкальный инструмент, «заменитель» фортепиано:
48. Г. Свиридов написал эти музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина:
49. Жанр «программная увертюра» создал:
тест№ 50. Рок-опера А. Журбина:
+а) «Орфей и Эвридика»;
б) «Ромео и Джульета»;
51. Композитор, без которого бы не было музыки в кинофильмах;
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем занимались скоморохи
Репертуар и костюмы скоморохов
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Уничтожение скоморошества
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Промежуточная аттестация по предмету Музыка 6 класс
Промежуточная аттестация по предмету «Музыка»
6 класс 1 полугодие (в форме теста).
Ребята! Выберите и впишите к номеру вопроса букву правильного варианта ответа.
1. Как называется вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента (гитара, фортепиано)
2. Назови композитора, сочинившего романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»:
3.Великий русский певец (бас), исполнитель русских народных песен, романсов, оперных арий:
4. Баллада – в музыке это:
а) вокальная или инструментальная пьеса романтического повествовательного характера
б) медленная инструментальная пьеса
в) хоровое произведение
5. «Матушка, матушка, что во поле пыльно», назови жанр этого произведения:
в) русская народная песня
6.Красивое, прекрасное пение в переводе с итальянского языка:
7.Балладу «Лесной царь» написал композитор:
8.Как назывались странствующие актеры, яркие представители русского народного творчества:
9. «Концерт» в переводе значит:
а) Вид одноголосной музыки
б) Вид многоголосной музыки
в) Вид хорового пения
11. Орган – это инструмент:
12. Значение слова токката:
13. И.С. Бах – это композитор:
14.Значение фамилии Бах:
15. «… Море должно быть ему имя!». Так сказал о Бахе этот композитор:
16. Хор, солисты и симфонический оркестр. Такой состав музыкантов исполняет:
17. Ваганты в переводе с латыни значит:
18. Отличительной чертой русской православной музыки является пение:
19. Как еще называют авторскую песню:
б) Композиторская песня
20. Негритянский спиричуэл, это:
а) Духовный хоровой гимн
б) Самодеятельная песня
21.Этот композитор считается создателем вокальной баллады:
22.Кто из этих композиторов является автором опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»:
а) высокий мужской голос
б) средний мужской голос
в) низкий мужской голос
24.Назови композитора, создавшего жанр сценической кантаты:
25.Что является сценической кантатой:
а) музыкально-театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действо
б) сочинение торжественного характера на текст светского или духовного содержания для солистов, хора и оркестра
в) многоголосное циклическое хоровое произведение на текст католической литургии
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-065070
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания в школах
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.