странная жизнь ивана осокина pdf
Странная жизнь Ивана Осокина
Скачать книгу
О книге «Странная жизнь Ивана Осокина»
Перед вами единственное художественное произведение Петра Демьяновича Успенского – одного из столпов духовного учения, известного под названием «Четвертый путь». Впервые повесть «Странная жизнь Ивана Осокина» была опубликована в России в 1915 году под названием «Кинемодрама», когда автору было тридцать семь лет. В конце жизни Успенский вновь обратился к ней, чтобы переписать последние главы и изменить концовку произведения для издания на английском языке. Вы познакомитесь с опубликованным в России вариантом, а в приложении сможете прочесть измененные автором главы. Работа над книгой отражает перемены, происходившие в мировоззрении автора на протяжении его жизни. Некоторые исследователи творчества Успенского считают эту повесть также его единственным автобиографическим произведением.
«Что, если бы вам предложили прожить жизнь заново? Смогли бы вы исправить свои ошибки или все осталось бы по-прежнему? Можем ли мы изменить нашу жизнь или обстоятельства от нас не зависят?» – вот те вопросы, ответы на которые ищет Успенский в этой книге.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Странная жизнь Ивана Осокина» Успенский Петр Демьянович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Мнение читателей
В художественном отношении книга мне показалась слабоватой, но на вопрос «Что если бы вам предложили прожить жизнь заново
И в этом издании целых два варианта завершения истории)
Почти голливудский сюжет) Давно хотела прочитать эту книгу, но издание пятнадцатилетней давности мне в руки не попадалось
Странная жизнь Ивана Осокина
Если бы Вам предложили прожить жизнь заново, как бы Вы использовали эту возможность? Герой повести Успенского Иван Осокин с помощью волшебника возвращается на 12 лет назад, в школьные годы. Он надеется изменить свою судьбу и избежать тех ошибок, которые привели его в конечном итоге к мысли о самоубийстве. Но…
Если бы Вам предложили прожить жизнь заново, как бы Вы использовали эту возможность? Герой повести Успенского Иван Осокин с помощью волшебника возвращается на 12 лет назад, в школьные годы. Он надеется изменить свою судьбу и избежать тех ошибок, которые привели его в конечном итоге к мысли о самоубийстве. Но, попав в годы своей ранней юности, Осокин шаг за шагом проходит все тот же путь, что и в первой жизни. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Волшебник, к которому вторично попадает герой, отвечает утвердительно.
Странная жизнь Ивана Осокина скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Р. Коллин, последователь учения П. Д. Успенского, в этой книге рассуждает о смерти не как о конце жизни, а как о начале нового – вечного! – путешествия. Он выдвигает теорию о том, как каждый человек может управлять собственной жизнью, и анализирует условия и законы жизни после смерти, а также жизни до рождения.
«С каждой смертью двери между мирами ненадолго открываются, и люди восприимчивые могут уловить через них какой-то знак» (Р. Коллин).
Испокон веков люди пытались объяснить место и возможности человека во Вселенной, но до сих пор о внегалактических явлениях нам известно немного.
В этой книге Родни Коллин, последователь П. Успенского (основателя учения «Четвертый путь»), представляет новую модель Вселенной. Объединив знания в области астрономии, геологии, биологии, анатомии и психологии, он объясняет законы космоса и открывает тайны связи человека и Вселенной.
Автор утверждает, что если человечество «сбросит с себя чары сна» (то есть познает тайные науки и прозреет), оно поймет, как использовать во благо «интерес» Луны к нему, и сможет предугадывать «действия» космоса.
В книге «Самовоспоминание» Роберт Эрл Бертон поясняет и развивает наиболее важное положение Четвертого пути – одной из величайших эзотерических традиций XX века, основанной Г. И. Гурджиевыем и П. Д. Успенским. Вслед за создателями учения автор утверждает – все идеи системы вращаются вокруг одной, самовоспоминание – это ось колеса, все остальные – спицы. И хотя самовоспоминание – это невербальный процесс, который с трудом поддается описанию, автор говорит о нем доступным языком, цитируя известных поэтов и даже знакомые с детства сказки.
Самовоспоминание – многогранный процесс, это и умение постоянно присутствовать в настоящем («помнить себя»), и разделенное внимание («вы – то, что наблюдает, а не то, что вы наблюдаете»). Схожие идеи можно найти в большинстве духовных традиций и религиозных учений, но для автора это не просто теория, это инструмент, с помощью которого каждый может «проснуться» для другой, подлинной жизни.
Многие люди проживают всю свою жизнь, будучи устремленными в будущее или прошлое, не понимая, что «прошлое» и «будущее» – не более, чем слова. Человек должен «работать» с тем, что предлагает ему настоящее, не стоит обманывать себя – следующий момент не будет лучше этого или более подходящим.
Все, кроме настоящего, является иллюзией. Наша работа всегда сейчас. Нам некуда идти, кроме настоящего, ибо все дороги ведут в это живое мгновение.
Книга «Теория сознательной гармонии» представляет собой собрание цитат из личных писем Родни Коллина – близкого друга и ученика П. Д. Успенского (одного из основателей системы «Четвертый путь»). Отрывки из писем тематически объединены в небольшие «главы», проясняющие отдельные аспекты этого эзотерического учения. Цитаты, приведенные в книге, отредактированы лишь в той мере, в какой это необходимо было, чтобы опустить имена и упоминания личных ситуаций. Иногда две или три цитаты, содержащие похожие фразы, объединены в одну. В остальных случаях цитаты взяты прямо с копий, которые Родни Коллин снимал почти со всех своих писем, написанных между 1944 и 1956 годами. Ничто не было добавлено и даты не были изменены.
Книга наиболее полно, в форме вопросов и ответов, представляет систему основных законов бытия и возможного совершенствования человека.
Для широкого круга читателей.
Русский философ, писатель и мистик, исследователь человеческих возможностей, Петр Успенский был свидетелем становления школы знаменитого мистика, человека-легенды, одной из самых загадочных фигур начала двадцатого века.
Какие знания хотел донести до своих учеников этот загадочный «учитель танцев», как он сам себя называл? Что на самом деле происходило с его учениками и почему вокруг Гурджиева формировались сообщества из самых заметных людей того времени? Что именно заставляло людей безоглядно подчиняться этому загадочному человеку?
Тайны и возможности человеческой природы, скрытые в каждом человеке, которые демонстрировал этот человек, поражали воображение.
На пороге чудовищных потрясений, которые принес людям двадцатый век, возрождалось новое понимание мира и человека в нем.
По мнению П. Д. Успенского, символизм, в котором символы имеют строго определенное значение, – это псевдо-символизм. Ключ к Таро, как считает автор, скрывается в воображении, поэтому вам предстоит прочитать, пожалуй, самое необычное описание известных карт. Вы обнаружите в «зарисовках» Успенского отголоски размышлений многих авторов, писавших на тему Таро, таких как Сент-Мартин, Элифас Леви и доктор Папюс. А также других мыслителей, которые никогда не писали о Таро, таких как Платон, Гихтель, Ницше, и, тем не менее, пришли к открытию тех же фундаментальных принципов устройства мироздания, которые лежат в основе Таро.
Успенский убежден в том, что символ может служить для передачи нашего интуитивного понимания и приводить к чему-то новому лишь до тех пор, пока его значение окончательно не определено. Настоящие символы постоянно находятся в процессе создания, так как тесно связаны с внутренней работой того, кто их воспринимает. Автор признается, что некоторые описания арканов выражают лишь его субъективное представление, и приглашает вас по-новому взглянуть на знакомые карты и, возможно, предложить собственную интерпретацию символов.
Петр Демьянович Успенский
Психология и космология возможного развития человека
ПСИХОЛОГИЯ возможной эволюции ЧЕЛОВЕКА. КОСМОЛОГИЯ возможной эволюции ЧЕЛОВЕКА
«После этого Гурджиев продолжил объяснение различных функций человека и центров, управляющих этими функциями. В том же порядке эти идеи изложены в лекциях по психологии. Объяснения и связанные с ними обсуждения заняли довольно много времени. нет возможности передать эти беседы в том виде, как они действительно происходили. Поэтому я собрал весь материал по психологии и космологии в две отдельные серии лекций. Здесь нужно заметить, что идеи не были даны нам в той форме, как они изложены в лекциях».
«Психология человеческих возможностей» – сборник лекций П. Д. Успенского, одного из основателей системы Четвертый путь. Эти лекции посвящены важнейшему для этого эзотерического учения вопросу – эволюции человека, тем возможностям развития, которые есть у каждого, но которыми далеко не каждый готов воспользоваться.
Издание также включает дословную запись встречи Успенского с одной из групп учеников в Лондоне, которая прошла 23 сентября 1937 года. Ответы, данные Успенским в ходе этой встречи, касаются некоторых сложностей понимания основных идей системы Четвертый путь, принципов и методов организации школ и важности правил. Первая запись этой встречи, проверенная и исправленная Успенским собственноручно, находится в памятной коллекции П. Д. Успенского в отделе рукописей и архивов библиотеки Йельского университета.
То, что автор нашел во время своих путешествий, упомянутых во «Введении», а также позднее, особенно с 1915 по 1919 гг., будет описано в другой книге.* Настоящая книга была начата и практически завершена до 1914 года. Но все ее главы, даже те, которые уже были изданы отдельными книгами («Четвертое измерение», «Сверхчеловек», «Символы Таро» и «Что такое йога?»), были после этого пересмотрены и теперь более тесно связаны друг с другом. Несмотря на все, что появилось за последние годы в области «новой физики», автор сумел добавить ко второй части десятой главы («Новая модель вселенной») лишь очень немногое. В настоящей книге эта глава начинается с общего обзора развития новых идей в физике, составляющего первую часть главы. Конечно, этот обзор не ставит своей целью ознакомить читателей со всеми теориями и литературой по данному вопросу. Точно так же и в других главах, где автору приходилось ссылаться на какую-то литературу по затронутым им вопросам, он не имел в виду исчерпать все труды, указать на все главные течения или даже сделать обзор важнейших трудов и самых последних идей. Ему достаточно было в таких случаях указать примеры того или иного направления мысли. * Речь идёт о последней книге П.Д. Успенского «В поисках чудесного», вышедшей в свет уже после смерти автора в 1949 году – прим. ред. Порядок глав в книге не всегда соответствует тому порядку, в каком они были написаны, поскольку многое писалось одновременно, и разные места поясняют друг друга. Каждая глава помечена годом, когда она была начата, и годом, когда была пересмотрена или закончена. Лондон, 1930
Вокруг Константина Мареева ни с того ни с сего начала твориться чертовщина: хорошо знакомые люди перестали его узнавать и принимают за кого-то другого — опасного и угрожающего.
Что ж ему делать? Признать: «Я — Мареев Константин Андреевич, находясь в трезвом уме и добром здравии, признаю, что я — не Мареев Константин Андреевич. Или я нахожусь в нетрезвом уме и недобром здравии» — или найти первопричину этих странностей?
Тут уже чувствовалось дыхание недалёкого Юга. Мандаринов с бананами, разумеется, ещё не выращивали, но яблоки и груши поспевали на три недели раньше, а черешня тут росла настоящая — огромное дерево с красивой, будто инкрустированной янтарём корой и крупными сладким ягодами. Что такое вишня рядом с ней? Просто кустик…
Череда строений одно краше другого протянулась вдоль берега полноводной реки. Густые яворы, ясени и дубы были выше пятиметровых стен из красного кирпича, замыкающих пространство, где стояли дворцы с причудливыми башенками под ещё более замысловатыми крышами. Сразу заметишь, что проектировали и строили этот расчудесный городок китайцы, подарив своё представление о красоте зданий и сооружений земле, расположенной за девять тысяч километров на запад от Пекина. Здесь и дальше вдоль полноводной реки одну сторону широкой дороги занимали санатории, дома отдыха и отели для туристов. Цвели липы, гудели пчёлы. Запах речной свежести отступал под торжеством кондитерского аромата липового цвета и клевера. По другую сторону дороги шла стена китайского дворца. И в окружении этой красоты и благодати вряд ли кто поверил бы бабушкам, торговавшим ягодами у дороги. А те на вопрос, что это за дворец такой там стоит, нагло врали в ответ: «Женская зона». Но разве такое возможно?
Описание книги «Странная жизнь Ивана Осокина»
Описание и краткое содержание «Странная жизнь Ивана Осокина» читать бесплатно онлайн.
Перед вами единственное художественное произведение Петра Демьяновича Успенского – одного из столпов духовного учения, известного под названием «Четвертый путь». Впервые повесть «Странная жизнь Ивана Осокина» была опубликована в России в 1915 году под названием «Кинемодрама», когда автору было тридцать семь лет. В конце жизни Успенский вновь обратился к ней, чтобы переписать последние главы и изменить концовку произведения для издания на английском языке. Вы познакомитесь с опубликованным в России вариантом, а в приложении сможете прочесть измененные автором главы. Работа над книгой отражает перемены, происходившие в мировоззрении автора на протяжении его жизни. Некоторые исследователи творчества Успенского считают эту повесть также его единственным автобиографическим произведением.
«Что, если бы вам предложили прожить жизнь заново? Смогли бы вы исправить свои ошибки или все осталось бы по-прежнему? Можем ли мы изменить нашу жизнь или обстоятельства от нас не зависят?» – вот те вопросы, ответы на которые ищет Успенский в этой книге.
Странная жизнь Ивана Осокина
STRANGE LIFE OF IVAN OSOKIN
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
В оформлении обложки использована репродукция картины Иеронима Босха
Если бы вам предложили прожить жизнь заново, как бы вы использовали эту возможность? Герой повести Успенского Иван Осокин с помощью волшебника возвращается на двенадцать лет назад, в школьные годы. Он надеется изменить свою судьбу и избежать тех ошибок, которые привели его в конечном итоге к мысли о самоубийстве. Но, попав в годы своей ранней юности, Осокин шаг за шагом проходит все тот же путь, что и в первой жизни. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Волшебник, к которому вторично попадает герой, отвечает утвердительно.
Перед вами книга Петра Демьяновича Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина». Это единственное художественное произведение автора. Под названием «Кинемодрама» оно впервые было напечатано в России в 1915 году, когда Успенскому исполнилось тридцать семь лет. И вновь он обращается к повести в конце жизни, переписывает по-английски и дает настоящее название. В 1947 году «Странная жизнь Ивана Осокина» выходит в лондонском издательстве.
Вы познакомитесь с русским вариантом повести. Ее текст напечатан по изданию 1917 года, озаглавленному «Кинемодрама (не для кинематографа). Оккультная повесть из цикла идей „Вечного возвращения“». В приложении помещены две последние главы из английского издания (в русском варианте соответствуют последней главе и заключению), подвергшиеся значительной переработке и отразившие эволюцию в мировоззрении автора.
Для того чтобы понять, что заставило Успенского изменить последние главы, необходимо проследить основные этапы в развитии его взглядов.
Успенский родился в Москве в 1878 году. Он получил математическое образование, позже изучал биологию и психологию. Довольно рано начал печататься в журналах. С 1907 года Успенский подробно изучает теософскую и оккультную литературу – труды Елены Блаватской, Анни Безант. Он открывает для себя, что существующий мир является лишь частью общей системы, недоступной для восприятия обычного человека. Он погружается в необычные эксперименты, которые «выводят его далеко за пределы познаваемого и возможного»[1]. Успенский понимает, что человеку могут открыться иные возможности, которые помогут ему выйти из-под множества влияний законов внешнего мира и приобрести большую свободу в выборе своей судьбы.
В этот период и появляется его повесть «Странная жизнь Ивана Осокина», герой которой отчаянно желает повторить и таким образом исправить свою неудавшуюся жизнь. Ему предоставляется такая возможность, но, не понимая причин и общих законов, управляющих миром, он и второй раз повторяет все свои ошибки, приходя к тому же печальному результату – мысли о самоубийстве. «Что же делать?» – восклицает герой. Помогающий ему в превращениях волшебник говорит, что ответ есть, но оставляет Осокина самого искать его.
Так и Успенский, отвечая на вопрос «Что же делать?», понимает, что должен быть какой-то метод, объясняющий мировые законы и позволяющий уменьшить их влияние на человека. «Одно мне очевидно, в одиночку я не смогу сделать ничего», – пишет Успенский[2]. Мысли его обращаются к древним школам. Он отправляется в путешествие по Западной Европе, затем по Востоку. Но несмотря на обилие информации, полученной в путешествии, ответ на вопрос о методе, на вопрос «Что же делать?» так и не найден.
Весной 1915 года происходит внешне случайная встреча Успенского с Георгием Ивановичем Гурджиевым, которая определит направление всех дальнейших его исканий. Гурджиев дает ему знания о законах мира, частью которого является человек, и практические методы развития способностей человека, которые обеспечивают его осознанную связь с этим миром.
Гурджиев строил свое учение по принципу восточных школ, где очень важно беспрекословное подчинение ученика Учителю до тех пор, пока ученик не приобретает способностей, позволяющих ему развиваться самостоятельно. Гурджиев сохранил и само название – Школа, по аналогии с обычной школой, главная цель которой – обучение. Но в отличие от восточных школ у Гурджиева человек мог работать и в «миру», не уходя от обычной жизни.
Работа под руководством Гурджиева над овладением системой продолжалась до 1918 года. С лета 1918 года Успенский, по его словам, начинает чувствовать, что или он перестает понимать Гурджиева, или взгляды Гурджиева изменились. Он продолжает встречаться с Учителем, но старается избегать продолжительной совместной работы.
В 1924 году Успенский отходит от Гурджиева, объясняя это тем, что начинает отделять личность Гурджиева от его системы, в идеях которой он не усомнился ни на минуту. С этого момента и до конца жизни Успенский работает самостоятельно: читает лекции, ведет группы учеников.
В 1947 году, в последний год жизни, он вновь обращается к своей давно опубликованной повести, изменяя последние главы. Ему кажется, что теперь ответ на мучивший его вопрос найден: человек сам не в состоянии изменить ничего. Желая приобрести большую свободу выбора, он должен найти Учителя, которому не побоится вручить свою жизнь.
Вокзал. Группа знакомых провожает Зинаиду Крутицкую и ее мать в Крым. Среди других провожающих – Иван Осокин, молодой человек лет двадцати пяти.
Осокин, видимо, волнуется, хотя старается не показывать этого. Зинаида разговаривает с братом, офицером, и с двумя барышнями, потом она поворачивается к Осокину; отходит с ним в сторону:
– Мне будет очень недоставать вас, – немножко капризно говорит она. – Я жалею, что вы не можете ехать с нами. Хотя мне кажется, вы не особенно хотите, иначе бы поехали. То, что вы остаетесь, очень мало похоже на все наши разговоры.
Иван Осокин волнуется все больше и, стараясь сдерживаться, с трудом говорит:
– Я не могу сейчас, но я приеду. Даю вам слово. Вы себе не можете представить, как мне трудно оставаться здесь.
– И не могу представить, и не верю. Когда человек чего-нибудь так хочет, как вы говорите, он делает. Я уверена, что у вас роман здесь, сознайтесь. С какой-нибудь из ваших учениц. Правда?
Слова Зинаиды и ее тон болезненно задевают Осокина. Он хочет что-то сказать, но останавливается, потом говорит:
– Вы знаете, что это неправда, вы знаете, что я весь ваш.
– Откуда мне знать, – делая удивленный вид, говорит Зинаида, – у вас всегда какие-то дела. Вы всегда отказываетесь быть с нами. Никогда у вас нет времени для меня. И теперь мне бы так хотелось, чтобы вы поехали. Подумайте, как весело было бы ехать.
Она бросает шутливый взгляд на Осокина.
– Там, в Крыму, мы бы ездили верхом, купались, вы читали бы мне ваши стихи. А теперь мне будет скучно.
Она хмурится и отворачивается.
Осокин хочет что-то сказать, но не находит что и кусает губы.
– Я приеду, – говорит он.
– Приезжайте, – равнодушно отвечает Зинаида. – А все-таки что-то уже потеряно. Мне будет скучно ехать одной.
Она делает гримасу.
Осокин снова хочет что-то сказать.
– Я понимаю только настоящее, – живо говорит она. – Что мне от того, что будет когда-то? Вы этого не понимаете, вы можете жить будущим, а я – нет, не могу.
– Я все понимаю, и мне очень тяжело, но я ничего не могу сделать, – говорит Осокин. – А вы помните мою просьбу?
– Хорошо, я вам напишу. Только я не люблю писать писем. Много не ждите, лучше приезжайте скорей. Я буду вас ждать месяц, два месяца… потом перестану ждать.
– Ну, пойдемте, мама о чем-то беспокоится.
Они подходят к группе у спального вагона.
Осокин с офицером, братом Зинаиды, идут к выходу вокзала.
– Что, Ваня, ты невеселый такой? – спрашивает тот. Осокину не хочется ни о чем говорить.
– Нет, я ничего, – все же отвечает он. – Надоела очень Москва, хорошо бы тоже уехать куда-нибудь.
Они выходят из дверей вокзала на площадь. Офицер останавливает извозчика, садится и уезжает.
Осокин долго стоит и смотрит ему вслед.
– Иногда мне кажется, что я что-то вспоминаю, – медленно говорит он про себя. – Иногда мне кажется, что я что-то забыл. Иногда кажется, что все было, когда-то раньше, прежде… Странно! – Потом он оглядывается кругом и словно пробуждается. – А она уехала. И я здесь один. Подумать только, что я мог бы теперь ехать с ней вместе. Но ведь это все, что я желал бы сейчас! Дорога на юг, к солнцу, и быть с ней два дня – и утром, и вечером! Потом каждый день видеть ее… И море и горы… Вместо этого я остаюсь здесь. И она даже не понимает, почему я не еду. Да если бы и понимала, мне от этого было бы нисколечко не легче.