страна глухих актеры актрисы
Киношедевр «Страна глухих»: актеры и эпоха
Признание
Фильм отметили призами 9 раз. Кинокритики, которым всегда трудно угодить, признали ленту лучшей по четырем номинациям. По версии крупнейшего развлекательного журнала России «Афиша», кинодрама входит в сотню главных русских фильмов.
Если вы услышите о том, что в какой-то киноленте разворачивается бандитский сюжет, типичный для России 90-х годов, но преломляется он не в судьбах мужчин, как было принято, а в жизни двух неординарных женщин, то совершенно точно речь идет о фильме «Страна глухих».
Актеры
Дину Корзун тотчас назвали лучшей актрисой года (приз «Золотой овен») и наградили за лучшую женскую роль (премия «Ника»). Аналогичных наград актриса удостоилась на кинофестивалях в Минске и Женеве.
В роли второго плана призами отметили актера Максима Суханова, сыгравшего лидера преступного группировки в фильме «Страна глухих».
Актеры Никита Тюнин, работающий вместе со старшей сестрой Галиной в «Мастерской П. Фоменко», и Александр Яцко, актер театра Моссовета, убедительно создали типажи беспринципных мерзавцев.
Невероятно органичный Алексей Горбунов, кстати, в 90-е подрабатывавший частным извозом. Но, как талантливый актер, очень убедительно сыграл циничного хладнокровного торговца наркотиками в картине «Страна глухих».
Героини после премьеры
Для Дины Корзун, перевоплотившейся в образ глухой девушки Яи, фильм стал билетом в большое кино. Актрису заметили, посыпались интересные предложения. В 2000 году она получила сразу несколько премий на фестивалях России и Европы за роль Тани в фильме «Последнее пристанище». Затем Дина Корзун удостоилась престижных призов за работу в зарубежных фильмах «Сорок оттенков грусти» и «Замерзшие души».
Героиня Корзун мечтала об утопическом острове глухих, где все счастливы и деньги дают только потому, что ты не слышишь. В 2005 году Дина отправилась в Непал в качестве волонтера. Пусть невозможно найти рай на земле, но можно сделать для кого-то жизнь хоть сколько-нибудь благополучнее.
Сейчас Дина живет и работает в Лондоне, она мать троих детей.
Кинобиография Чулпан Хаматовой после «Страны глухих» стремительно неслась к новым победам. В 1999 году актриса получила несколько наград за работу в фильме «Лунный папа», позже она запомнилась зрителям в ролях литературных сериалов: «Казус Кукоцкого» по книге Людмилы Улицкой, «Доктор Живаго» по знаменитому роману Бориса Пастернака, в экранизации прозы Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», в биографической ленте «Достоевский».
В 2012 году Чулпан Хаматова приняла из рук президента Медведева указ о звании Народной артистки России. Актриса является обладательницей 30 наград, сыграла более чем в 50 кинофильмах, работает в театре, занимает должность заместителя художественного руководителя в Московском «Современнике». Она признанный общественный деятель и мама троих детей.
Появился, чтобы удивлять
Такая близкая далекая пора
Щемящий фильм «Страна глухих», актеры, фото которых размещены в этой статье, напоминают нам сегодня о почти забытом времени, когда неистовая мечта о сказочной жизни парадоксально сочеталась с бездумной и яростной жестокостью.
Куда пропала звезда фильма «Страна глухих»: Новое призвание Дины Корзун
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Детство в коммуналке и концерты на кухне
Дина Корзун родилась и выросла в Смоленске. О своем отце актриса никогда не рассказывала – мать в одиночку занималась ее воспитанием. Она трудилась на чулочной фабрике, а ее дочь еще в детстве решила, что станет артисткой. Они жили в коммунальной квартире на рабочей окраине, и ее первыми зрителями стали соседи. Вместе с другими детьми они устраивали для родителей концерты. Занавесом служило покрывало, скакалки заменяли микрофоны, а все остальное было настоящее: на общей кухне ставили стулья в несколько рядов, зрителям выдавали билеты с указанной на них датой и временем проведения представления, состоящего из эстрадных и цирковых номеров.
В школьные годы Дина занималась балетом и современными танцами, а также окончила художественную школу. Увлечение живописью привело ее на художественно-графический факультет Смоленского пединститута, но уже через год Корзун подала документы на актерский факультет Смоленского музыкального училища. Там она тоже задержалась недолго и в 1990 г. уехала в Москву и поступила в Школу-студию МХАТ.
После завершения учебы Дина Корзун стала актрисой МХАТа им. А. Чехова, и практически сразу ей начали доверять главные роли. Но на сцене этого театра актриса выступала всего 5 лет, а потом вдруг почувствовала разочарование. Она говорила: « Раньше серьезно верила, что актеры выполняют в обществе особую миссию. Выходя на сцену в роли Катерины из «Грозы» и видя, что в зал из разных школ нагнали десятиклассников, которые предпочли бы пойти в бар или на дискотеку, я своей игрой пыталась послать им некий духовный импульс. Сейчас вижу, что мои страдания на сцене некоторым зрителям совершенно не важны ».
Звездная роль в «Стране глухих»
Широкую популярность и признание Дина Корзун получила благодаря своим ролям в кино. До того, как ей предложили главную роль в «Стране глухих», она снялась только в одной короткометражке и появилась на экране в небольшой роли в фильме-спектакле «Три сестры». Большинству зрителей ее имя на тот момент ни о чем не говорило, и после того, как фильм вышел на экраны, актрису назвали одним из главных открытий кинематографа конца 1990-х гг.
Сценарий фильма «Страна глухих» режиссер Валерий Тодоровский совместно с Юрием Коротковым написал по мотивам повести Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Главные роли достались Чулпан Хаматовой и Дине Корзун. Глухая танцовщица Яя, роль которой исполнила Корзун, стала одним из самых ярких киноперсонажей конца 1990-х гг. Криминальная линия, без которой не обходился ни один фильм того периода, в «Стране глухих» не была главной. Юрий Коротков говорил, что в центре сюжета оказался мир глухих: « Это совершенно особый мир, который сильно отличается от мира слышащих. В какой-то момент глухота в картине переходит в художественный образ, отражающий жизнь людей в современном мире ».
Фильм Тодоровского получил несколько престижных кинонаград, среди которых были 3 премии «Ника» (в том числе «За лучшую женскую роль» Дине Корзун), «Золотой овен», приз лучшему режиссеру на кинофестивале в Сиэтле, номинация на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. О дебютантке заговорили, и вскоре ее талант оценили не только отечественные, но и зарубежные режиссеры.
Признание за рубежом
Через 2 года после того, как на экраны вышел фильм «Страна глухих», Дина Корзун получила предложение сыграть главную роль в британском фильме «Последнее пристанище». На 54-м кинофестивале в Эдинбурге он был отмечен премией как лучший новый английский фильм, а Дина Корзун получила призы как лучшая актриса на кинофестивалях в Испании и Греции. К сожалению, в России этот фильм так и не вышел в прокат.
В 2005 г. актриса исполнила главную роль в американском фильме «40 оттенков грусти», завоевавшем главную награду на Международном кинофестивале «Сандэнс», снялась в совместном проекте Германии и Грузии «Посредник» и во французском фильме «Афера «Фаревелл», сыграла главную роль во франко-американской трагикомедии «Замерзшие души». Последней ее киноработой на данный момент стала роль в британском сериале «Острые козырьки» в 2016 г.
Сегодня ее называют одной из самых востребованных за рубежом российских актрис. При этом Дина Корзун не преследует цели покорить Голливуд и предпочитает блокбастерам артхаусные проекты. И, несмотря на заметные успехи в зарубежном кинематографе, до сих пор твердо убеждена в том, что он – не для русских актеров: « Мы – русские актеры, у нас русская ментальность, другая система координат, иная точка зрения на вещи, и мы только здесь сможем работать. Да, я снималась в Англии в главной роли, фильм прошел с большим успехом, я проехала с ним по многим фестивалям, мне достались призы за лучшую женскую роль. И я точно знаю, что я там не буду работать. Не потому что не хочу, просто там все другое, это иллюзия, когда люди думают, что могут там добиться успеха ».
Главное дело жизни
У нее была счастливая семья, она состоялась в профессии, но при этом не могла избавиться от внутреннего ощущения пустоты. И в 2005 г. Дина Корзун отправилась на несколько месяцев работать волонтером в одном из детских домов в Непале. А по возвращении оттуда встретилась с Чулпан Хаматовой, с которой они подружились еще во время съемок в «Стране глухих». Актриса уже проводила благотворительные мероприятия, они решили объединить усилия и через некоторое время учредили благотворительный фонд «Подари жизнь», собирающий средства на лечение тяжело больных детей.
Актриса признается, что фонд «Подари жизнь», который существует уже больше 14 лет и оказал помощь 48 тысячам детей, научил ее бесстрашию, подарил ощущение настоящего счастья и заставил пересмотреть собственные взгляды: « Эти 14 лет рядом с детьми, которые борются за жизнь, которые учатся жить по-новому, верить в победу, меняться, научили меня доверять, просто доверять жизни. Все, что должно быть, – оно случится, зачем беспокоиться? Все, что не должно быть, – оно не случится, зачем беспокоиться? Все, что можно поменять, можно поменять. Так зачем беспокоиться? Нужно просто трудиться, прикладывать усилия. А если поменять что-то невозможно – такие случаи тоже бывают, – надо просто героически это встретить и прожить ».
Дина Корзун сейчас
Она ни разу не заявляла о том, что хочет навсегда попрощаться с кинематографом, но и идти на компромиссы с собственным представлением об актерской профессии не готова, тем более, что больше не считает это главным занятием в своей жизни. Актриса признается: « Я бы хотела сыграть галерею ярких и мощных образов. Но мне их не предлагают. Мне не на чем раскрыться. Нет таких сценариев. Нет таких ролей… Я точно знаю, что профессия актрисы – не самое главное в моей жизни. Знаю, что если мне не будут предлагать интересные работы, мхом не покроюсь. От горя не умру, и более того, точно буду счастлива. Буду рисовать, заниматься семьей ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кинократия. «Страна глухих» Валерия Тодоровского
Действие фильма переносит зрителя в Москву середины девяностых. Время, когда большие деньги только завладели столицей и человеческими умами. Эта история, в основе которой лежала повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать», была основательно переписана Тодоровским-младшим в соавторстве с Юрием Коротковым. В центре сюжета две совершенно разные девушки: Яя (Дина Корзун) – глухая эксцентричная стриптизёрша, и Рита (Чулпан Хаматова) – простая и немного потерянная особа без определенных занятий. Но несмотря на их непохожесть, обе мечтают о счастье, каждая о своем. Яя хочет попасть в выдуманную райскую Страну Глухих, где царит мир и всеобщее счастье, а Рита хочет быть со своим возлюбленным Алешей. В этом городском лабиринте из бесконечных бандитских разборок их мечты наталкиваются на суровые испытания, представляемые несправедливой действительностью.
«Страну глухих» сложно приписать к какому-то конкретному жанру — в этом заключается отличительная черта режиссерского стиля Тодоровского. Жанр нужен ему скорее как каркас, сам по себе не важный, но условно организующий романтический хаос действия. В картине Тодоровского Москва, безусловно, является важной частью разворачиваемого действа. Город похож на бурлящий Нью-Йорк, в котором постоянно что-то происходит. Такой по-голливудски гламурной Москва еще не показывалась с экранов.
Тут и красивые богемные интерьеры, и блеск ночной жизни, и потрясающая музыка Алексея Айги. В этом водовороте событий выстраиваются хаотичные сюжетные связи, раскрывающие характеры главных героев. Но самое главное, Тодоровский разглядел Москву глазами глухих. Это другой город, каким его никогда не видят обыватели: для героини Чулпан Хаматовой эта история становится путешествием в страну глухих. Благодаря Яйи Рита учится «отключать» ненужные, засоряющие восприятие звуки, а значит и события, негативно на нее влияющие. Постепенно, она становится частью мира глухих.
Ее новая подруга Яя, которую блестяще сыграла Дина Корзун, кажется более раскрепощенной и в чем-то расчетливой — она не доверяет мужчинам, использует их в меркантильных целях и призывает сделать то же самое Риту. В ее жизни практически не было честных мужчин, кроме знакомого скульптора, который на время предоставил ей свою мастерскую. На этом фоне героиня Чулпан Хаматовой выглядит безобидной и почти святой. Деньги Рите нужны только для одной благородной цели — освободить любимого Лешу, в которого она искренне верит (а зря!). Очень знаменательна встреча Риты с глухим Свиньей (Максим Суханов) — авторитетным бандитом, тоже из числа глухих. Их первая встреча происходит достаточно нелепо. Рита и Яя решают попробовать себя в качестве проституток, но, к счастью, у них ничего не получается.
Эмоции переполняют обеих, а мужчинам остается лишь удивляться их поведению. Свинья, заметив способности Риты общаться с глухими, через некоторое время делает ей выгодное предложение. Он хочет, чтобы она работала «его ушами». В ее задачу входило вовремя распознать опасность и предупредить об этом тайным жестом. Для этого Рите нужно было выучить их язык и на всех встречах притворяться глухонемой. Ее обучением с энтузиазмом занялась Яя.
Яя и Рита постепенно сближаются друг с другом — их дела и совместный быт налаживаются, а несбыточная мечта уехать в страну глухих становится все более явной. И в этот самый момент Рите приходит известие о уже почти забытом Леше. Вызволив его из плена, героиня Чулпан вспыхивает прежним чувством к некогда утраченному возлюбленному.
Распознав в нем потенциальную угрозу, Яя всячески пытается оградить свою подругу от подозрительного типа, который уже однажды предал ее. Выведя на чистую воду, но не устранив его из жизни Риты, импульсивная Яя сначала расчетливо подставляет, сдав Алексея своим кредиторам, а затем сама попадает к ним в плен. Увидев истинное лицо объекта своего обожания, Рита наконец понимает, кто ее истинный друг, и молниеносно приходит на помощь незадачливой подруге. Для этого ей пришлось обратиться к Свинье, который оказался благородным человеком и в трудную минуту смог помочь чужому человеку.
Тодоровский не случайно обратился к непростой для современного российского общества теме — любви и денег. Режиссер сделал смелую попытку, вскрыв неудобную остросоциальную проблему. После отмены «железного занавеса» и дальнейших кардинальных преобразований молодое, еще несформировавшееся общество не успело освоиться в непривычных рыночных условиях, глотнув безудержной концентрированной свободы. В этом жестоком мире, которым завладела грубая мужская сила в лице «новых русских», женщинам приходится крайне тяжело. Они оказались в мире мужчин, в котором женщина всего лишь товар. Обе девушки пытаются спасти себя от окружающей опасной реальности, ища друг в друге понимание и любовь, хоть это и не высказано в фильме напрямую. Рита и Яя ближе к финалу уже представляют единое целое, становясь отражениями друг друга. Автор картины взглянул по-новому на нормы поведения женщин в условиях тотальной агрессии нового времени — и взгляд этот оптимистичен, предлагая вместо пуль раскованность, непохожесть на других, свободу от принятых условностей.
«Всю жизнь будете вкалывать, вкалывать, вкалывать на фабрике. Я… буду счастливая, богатая.»
«— Приятно, наверное, всегда слышать море?
— Приятно? Приятно слышать, как дверь хлопает, а то всегда, море, море — скучно»
«— Как я не люблю уродов. Люблю, когда всё красиво…»
Страна глухих актеры актрисы
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дина Корзун, наш человек в «Стране глухих»
Все сомнения относительно идентификации развеялись, когда Дина согласилась дать нам интервью и неожиданно пригласила к себе домой на чай и пирог. Чем в очередной раз удивила, представ перед нами совсем не такой, как мы ожидали. Складывается впечатление, что Дина способна сыграть любую роль, войти в любой образ, начиная, скажем, с Надежды Крупской и заканчивая Жанной д’Арк (хотя фигура последней, по собственному признанию, ее привлекает больше), при этом на все сто оставаясь самой собой. Хорошо, что она у нас есть.
— Дина, поскольку вы родились и довольно долго прожили в Смоленске, интересно было бы узнать, с чего началась ваша творческая карьера. Известно, например, что вы учились в пединституте…
— А чем вас привлек худграф?
— Я всю жизнь рисовала, и это было вполне естественно: после художественной школы – на худграф.
— Но занятия на курсе привлекали вас больше, чем рисование? Всегда же чувствуется: вот мое, а вот не мое.
— Дело в амбициозности?
— Ну, конечно. Хотя в связи с этим спектаклем мне пришлось много чего нахлебаться. За те три года, что мы его играли, я прошла все стадии самомнения.
— В каком направлении? Вверх, вниз?
— С вершин сошла на землю.
— А потом все заново?
Ну, я имела за плечами несколько крупных работ, и когда Валера Тодоровский начал искать актрису, оказалась в нужное время в нужном месте. Он просмотрел много актрис, я была не в первых рядах, но уже после предварительной беседы стало понятно, что мы друг другу интересны. Валера, несмотря на свою молодость (ему тогда было 34), уже имел имя, и у него хотели сниматься. Он такой… модный, работать с ним престижно, на его фильм пойдет вся Москва.
— А популярность отца тут не причем?
— Нет. У Валеры своя история в кино.
— Когда просматриваешь глянцевые журналы, которые пишут о модных людях, складывается впечатление, что царит сплошная кумовщина, или, как еще говорят, «преемственность поколений». От «великих» пап и мам появляются «модные» дети.
— В этом есть своя закономерность, ведь великие родители многое вкладывают в детей, они учат их мыслить, говорить, а это уже немало. Поэтому им легче пробиться.
— Везде одни и те же фамилии.
— Талантливые люди в Москве всегда пробьются, в том числе и те, которые не имеют знаменитых родителей. Главное, чтобы ты что-то умел, что-то из себя представлял. Если ты негоден, с тобой никто работать не станет.
— Да. Пробы-то были, но, когда не получалось, я думала, что еще не готова. Я пыталась разобраться, что такое кино, в чем его выразительность, какой там нужен образ, как надо играть, какими средствами пользуются киноактеры. Все это сошлось в одну точку как раз к моменту встречи с Валерой.
— Знакомство с Тодоровским тоже произошло как-то «само собой»?
— То, что получилось в результате, не похоже на обычные манеры, обычную речь. Как это все родилось?
— И сколько времени заняло изучение азбуки?
— Я занималась три месяца. Сначала преподавательницу вообще попросили научить меня говорить так, чтобы я могла иллюстрировать свой шепот, но скоро мы поняли, что это невозможно, и я еле успела до начала съемок выучить свой «текст».
— Как сложились ваши отношения с Чулпан Хаматовой?
— Говорят, после окончания съемок участники группы часто просто не могут между собой общаться, чуть ли не ненавидят друг друга…
— Ну, я бы так не сказала. Хотя психологическая усталость есть, конечно. Приходится тратить много сил, чтобы держать себя в руках и не высказывать друг другу многие вещи, которые хочется высказать.
— Отсюда их криминализованность?
— А вот Свинья в фильме получился душевный.
— Ну, играет ведь его не глухой, да и из моей героини настоящей глухой не получилось. Валера сказал: «Нам не надо никакой патологии, это не медицинское пособие! Все должно быть художественно!». Многие глухие ворчат: «Ну, не похоже, не могла она так быстро читать по губам. ». Что поделаешь, есть такая вещь, как режиссерский произвол.
— А выйти из этого мира трудно было?
— Получилось так, что я сразу после съемок вернулась в театр, к другим ролям. Но было, было. Последние сцены мы снимали в прошлом сентябре, и, вернувшись в театр, я неожиданно для всех начала так энергично жестикулировать. Там ужаснулись: что это такое, убери руки! Я даже испугалась.
— А что за актер сыграл Свинью? Совершенно потрясающий типаж получился.
— Максим Суханов? Он больше известен как театральный актер, но сейчас активно снимается, и скоро его можно будет увидеть во многих фильмах – «Наташа» одного венгерского режиссера, «Мама» Евстигнеева. Максим, конечно, просто супер, такой огромный, талантливый, и человек чудесный! Мы с ним подружились.
— Очень хочется узнать: в фильме его все-таки убили? Половина зала считала, сколько меловых силуэтов было на асфальте после разборки. Это в финальной сцене.
— Вам, наверное, хотелось бы, чтобы его не убили.
— Да, он такой весь трогательный. Все-таки очень удивительная у фильма развязка.
— А настоящие глухие в фильме были?
— В первой сцене фильма вы даете пощечину мужчине. А в жизни за что вы могли бы ударить?
— Ни за что. Я бы все простила.
— Чулпан Хаматова в интервью «Ому» сказала, что после этого фильма ее «завалили» предложениями ролей в том же амплуа, а ей хочется совсем другого. А у вас с этим как?
— Мне пророчили, что я буду теперь играть роли подобных девушек, со всякими отклонениями, но, слава Богу, это не так. Я занята в очень многих ролях, и все они разные. Очень большой диапазон предложений, видимо, люди мне просто доверяют. Я снялась в фильме о Бунине («Женское имя», режиссер Алексей Учитель. – Прим. авторов.), потом еще есть очень интересный сценарий «Конец века», там у меня роль, прототипом которой послужила Марина Цветаева.
— А есть желание сыграть такую роль, которая полностью соответствовала бы вашему собственному мироощущению? Себя сыграть хочется?
— Хочется. У меня есть много знакомых сценаристов, которые, наверное, читают мои мысли, и вот они говорят: давай, расскажешь про себя, а мы напишем сценарий, такой, чтобы тебе хотелось бы сыграть. Естественно, получится что-то придуманное, но персонаж будет с моими ориентирами.
— Успех «Страны Глухих» подразумевался?
— Нет, никто ничего особо не ожидал. Но фильм побывал в Каннах и в Берлине, а 21 октября я еду в Женеву. Там будет интересный фестиваль, и я в номинации «Лучшая актриса года». Разврат! Снялась в одном фильме; а по фестивалям езжу бесконечно! Пожинаю лавры.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРОВ. Речь идет о l I Международном кинофестивале «Звезды завтрашнего дня» в Швейцарии. К моменту подготовки этого материала мы с радостью узнали: Дина Корзун получила-таки премию за лучшую женскую роль в «Стране глухих» и 10 000 швейцарских франков в придачу.
— Приходится сталкиваться с завистью, обидой со стороны тех, кто в кино давно, но такого успеха не достиг? Выскочка, мол.
— Нет, уже нет. Просто это позволяет взглянуть на себя со стороны. Я иногда заговариваюсь и рассказываю слишком много о себе, а потом читаю, и волосы дыбом встают. Это тоже своего рода кровопускание. Потом долго-долго прихожу в себя.
— А это так повелось, что на премьерные показы «Страны…» приглашают глухих?
— Нет, такое было только в Смоленске и еще на премьере в Доме Кино.
— Насколько велика разница между Катериной из «Грозы» Островского и Яей?
— Чулпан Хаматова назвала своим любимым писателем Толкиена. Что вы читаете и любите, какого рода литературу?
— Я постоянно перечитываю «Маленького принца» Экзюпери, обращаюсь к этой книге почти каждый день. Обожаю Набокова за остроту мысли, невероятно светлую образность. Очень люблю Маркеса, Платонова и Пушкина.
— В беллетристике сюжет часто строится по такой линии: герой покидает родной дом обиженным, достигает где-то далеко успеха и возвращается, чтобы сказать своим обидчикам: «Ну, вот он я! Что вы теперь скажете?». Приехав в Смоленск, вы продемонстрировали свой триумф. Описанных ощущений не испытываете?
— Нет. Наверное, вечер в «Современнике» мог бы подразумевать что-то такое, но город меня ничем не обидел. Я уехала по велению сердца, а не из-за какой-то обиды. Москва мне больше боли принесла. Для меня приезд в Смоленск стал просто приятным событием, на фестиваль в другом городе я, возможно, и не поехала бы. А так я знала, что придут мои друзья, и это будет здорово.
— Вам приходилось использовать в жизни образы, однажды созданные в кино, в театре?
— Что любите и не любите? Во что верите?
— Страстно верю в высокую любовь и дружбу, дорожу своими друзьями и берегу их. Сочиняю для них стихи, рисую.
«Смоленские губернские ведомости», 30.10, 6.11.1998 года